В ряде стран Африки людей по-прежнему убивают за исповедание христианства, но Патриарший экзархат Африки активно развивает свою деятельность на континенте. Патриа́рший экзарха́т А́фрики — экзархат Русской православной церкви на территории Африки. Образован решением Священного синода Русской православной церкви 29. Патриарший экзархат Африки был создан после того, как Александрийский патриарх, канонической территорией которого считалась Африка, признал украинский раскол.
Патриарший экзархат Африки
Патриарший экзархат Африки начал 2024 год с самого масштабного выезда священнослужителей Русской православной церкви в разные страны африканского континента. На прошедшем вчера заседании Синода РПЦ было принято решение образовать Патриарший Экзархат Африки и принять в юрисдикцию РПЦ более ста клириков Александрийского Патриархата. Священный синод Русской православной церкви постановил образовать Патриарший экзархат Африки в составе двух епархий. Глава Экзархата: митрополит Зарайский Константин, Патриарший экзарх Африки.
Митрополит Леонид (Горбачев): взлет и падение
Русская Православная Церковь создала Патриарший экзархат в Африке | Об этом сообщил совершивший постриг митрополит Клинский Леонид, Патриарший экзарх Африки, в своем Telegram-канале. |
РПЦ oткрыла бoлее 200 прихoдoв в Африке за пoлтoра гoда | Телеканал Санкт-Петербург | В тот же день отец Георгий и глава юридического отдела Патриаршего экзархата Африки С.А. Беляев приняли участие в собрании духовенства Республики Конго, в ходе которого был решен ряд текущих вопросов, обозначены пути развития миссии Русской Православной Церкви. |
Первая монахиня Патриаршего экзархата Африки встретилась с духовенством и прихожанами РПЦ в Кении
Конечно, масштабная проповедь, чтобы приходили сотни и тысячи — это дело, наверное, будущего. Сейчас главное — налаживание нормальной, спокойной, повседневной церковной жизни. Не только в Южной Африке, но и во всех странах, где присутствует экзархат. Ведь Православная Церковь построена на ежедневном богослужении, постоянной проповеди, таинствах, пастырском окормлении, молитве за людей, делании добрых дел. Это повседневное, в хорошем значении этого слова рутинное дело. Оно в Африке есть, и нам нужно этим заниматься, налаживать и помогать. Одно направление, главное — это множество перешедших к нам священников: их больше двухсот, и все они на месте. Более того, буквально на днях я проводил собеседование еще с рядом священников из Африки, которые желают перейти в Русскую Православную Церковь. Пятерых мы готовы принять. Поэтому в этом плане динамика весьма позитивная. Вторая сторона — окормление наших русскоязычных братьев и сестер, которые живут в разных странах Африки.
В первую очередь это требует контакта с посольствами, местными русскими общинами и устроения «выездного» окормления. В тех случаях, где это возможно, — строительства постоянных храмов или аренда помещений. И в этом контексте направление священников русских возможно, но это будет решаться в каждом конкретном случае. Сейчас мы вникаем в ситуацию. Предстоит мой объезд всех этих стран, совершение богослужений на местах. А дальше надо смотреть реалистично на вещи: где-то просто нужно срочно приобрести тент, где-то возникают земельные вопросы, где-то идет речь о помещении, а может быть, даже и о храме. Конечно, одна из ближайших задач экзархата — оценка этой ситуации, понимание, что можно сделать, и поиск средств и людей. Мы не хотим ничего сочинять: рассматривается каждая конкретная община, каждый конкретный случай. Есть общая наша позиция: она мирная, добрая, церковная. Трагедия, которая произошла, уже произошла, и она колоссальна: Константинопольский Патриарх, а вслед за ним греческий церковный мир, признали раскол на Украине.
Это боль и трагедия, но не нужно усиливать эту ситуацию еще и руганью. Да, мы приняли этих священников, они стали священниками Русской Православной Церкви. Теперь мы налаживаем мирную церковную жизнь. Как сейчас воспринимают местные жители его присутствие? Наоборот, мы видим положительную ситуацию и большие возможности для христианской проповеди и добрых дел. Признает ли их правомерность и силу Русская Церковь? Есть ли сведения о том, что в Александрийской Церкви могут предпринять аналогичные меры и в Вашем отношении? Как вы можете охарактеризовать эти слова? Этично ли с его стороны отзываться так о собственных бывших священниках? Я могу сказать вам, что люди, которые перешли от греков, конечно, имеют гораздо большую мотивацию, и речь идет не о финансах, потому что в противном случае они бы так и бегали туда-сюда.
Но люди никуда не бегают — они на месте, хотя они действительно испытывают притеснения от греков, многие из них лишились своих храмов. Продолжаются ли такие действия сейчас, и удается ли Русской Церкви справиться с ними? И мы их решаем по мере возможности, мы помогаем нашим священникам и при этом сохраняем мирный дух. Я еще раз хотел бы подчеркнуть, что моя задача — не усиливать вражду, не разжигать ее, а наоборот, по возможности умиротворять страсти. Кстати, и сам ваш вопрос показывает, что если бы это был переход за деньги — то, скорее всего, священники после такого сразу бы возвращались обратно. Но речь идет не о деньгах. Задача состоит не в том, чтобы количественно насыщать статистику.
Кроме того, было представлено первое издание Экзархата на одном из местных языков — православный молитвослов на языке ачоли. Тираж был передан священникам Северного благочиния, служащим на приходах, где проживают ачоли. Глава Юридической службы Экзархата С. Беляев прояснил ряд вопросов, связанных с подготовкой к строительству храмов.
Официально владыка числился митрополитом Клинским, патриаршим викарием, но поступления от клинского викариатства идут в кассу Крутицкой и Коломенской епархии в ее состав входит территория Московской области. Соответственно, деньги он получал от прихожан и посетителей московского храма, находящегося недалеко от Кремля. Смещение с должности таким образом означало не только демонстративную немилость патриарха и проблемы с «административными нуждами» экзархата, но и урезание финансирования. Таким образом канал выдвинул две взаимодополняемые версии опалы африканского экзарха — светскую связь с «Вагнером» и церковную — аппаратная конкуренция с главой Отдела внешних церковных связей ОВЦС , считающимся протеже патриарха Кирилла. Биография митрополита Митрополит Леонид рассказывал, что в юности хотел поступить в военное училище и стать офицером. Впрочем, сразу же после возвращения из армии в 1988 году он становится иподиаконом краснодарского епископа Исидора Кириченко , а затем иеромонахом и клириком кафедрального Екатерининского собора в Краснодаре. В 1997 году переезжает в Москву, где становится сотрудником Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями и уже в следующем году направляется в командировку в Боснию и Герцеговину, где является священником российской отдельной воздушно-десантной бригады контингента миротворческих сил ООН. По итогам этой миссии иеромонах получил благодарственное письмо командира бригады и медаль ООН «На службе мира». Как и многие другие россияне, участвовавшие в миротворческой миссии, он сочувствовал сербам и испытывал неприязнь к западным странам. Необычным моментом карьеры Леонида стало отсутствие у него не только высшего, но даже законченного духовного образования. В начале 1990-х годов он учился на экстернате в Ленинградской Петербургской духовной семинарии, но так и не завершил обучения. В 1998-2002 году в течение четырех лет был студентом престижного богословского факультета Афинского университета, но диплома также не получил хотя и изучил иностранные языки — он владеет греческим, английским и арабским. Архимандрит Кирилл Говорун , также учившийся тогда в Афинах и бывший хорошим знакомым Леонида сейчас они непримиримые противники , вспоминал, что «он, как правило, забивал на занятия в университете и почти все их пропускал». Лишь в 2021 году, перед возведением в сан митрополита, Леонид получил высшее образование, но светское - защитил выпускную квалификационную работу магистра на тему «Международно-правовая защита христианских меньшинств на Ближнем Востоке и в Северной Африке» в Российском университете дружбы народов. После возвращения из Афин в 2002 году иеромонах Леонид перешел на церковно-дипломатическую службу, где сделал быструю карьеру. В 2003 году был назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме, а в декабре 2004 года переведен на должность настоятеля подворья Русской православной церкви в Александрии и храма Димитрия Солунского в Каире, представителя патриарха Московского и всея Руси при патриархе Александрийском и всей Африки. В Египте он служил до 2013 года, в 2010-м был возведен в сан архимандрита. Интересы церковного дипломата распространялись за пределы Египта — он получил благодарственные письма от посольств России в Египте, Кении и Танзании. Архимандрит Леонид был свидетелем «арабской весны», оценивая ее крайне негативно: «Я застиг и благоденственные времена, когда в Египте были тишь и благодать, а на курортах этой страны во множестве бывали наши соотечественники — до 3 миллионов человек в год. Но 25 января 2011 года внесло свои жесточайшие коррективы — от мирной жизни не осталось и следа. Площадь Тахрир, безумные, неуправляемые толпы, гибель людей… Я уж не говорю о том, что разрушали храмы, убивали священников». В 2013 году Леонид стал епископом Аргентинским и Южноамериканским. Его противники обвиняли архиерея в причастности к «кокаиновому скандалу» в посольстве России в Буэнос-Айресе, так как фигуранты скандала, граждане Аргентины Иван Близнюк и Александр Чикало, руководили Фондом православных меценатов в Латинской Америке. Впрочем, сам Леонид рассказал, что Близнюк и Чикало намеревались «подписать меморандум о сотрудничестве и предлагали схему по поставке икон и церковной утвари», однако архиерей ответил отказом, поскольку посчитал, что с одной стороны «для развития епархии это было абсолютно не нужно», а с другой «вся схема мне показалась какой-то странной». Скандал разразился уже после отъезда Леонида из Латинской Америки в июне 2016 года. После Аргентины Леонида направили в Северную Осетию в качестве епископа с 2017 года — архиепископа Владикавказского и Аланского. Эта одна из самых сложных епархий на территории России с учетом широкого распространения в республике традиционных верований, к которым с симпатией относится местная элита. В 2019 году архиепископ в проповеди в главном соборе Северной Осетии подверг критике действия руководства республики, фактически обвинив его в срыве подготовки к празднованию 1110-летия крещения Алании и потворствовании развитию неоязычества. Он, в частности, заявил, что «заверения главы республики Святейшему Патриарху, что Осетия-Алания будет развиваться в православном векторе, не выдерживают критики». Кроме того, архиепископ резко высказался о растущем влиянии т. Но зато есть скифо-сарматские обычаи и традиции. Люди, опомнитесь! Многочисленные Telegram-каналы, лояльные к руководству Северной Осетии, обвинили владыку Леонида в «разжигании межрелигиозной розни», «атаке на истинную веру осетин» и «политических интригах». Осетинским архиереем Леонид был до 2021 года, но со временем он все более занимался другими обязанностями. В 2016 году он стал управляющим образованными тогда же Патриаршими приходами в Армении, в 2021-м преобразованных в Ереванско-Армянскую епархию. В этом качестве архиепископ Леонид занялся самым амбициозным и конфликтным проектом РПЦ последних десятилетий — африканским. Африканский экзархат 24 сентября 2021 года решением Священного синода архиепископ Леонид был назначен викарием патриарха Московского и всея Руси с титулом «Клинский», с пребыванием в Москве.
Добавим, что патриарх Александрийский хорошо был известен уральцам. В 2017 году он совершил в Екатеринбург визит в дни празднования памяти святой Екатерины.
Совершен первый монашеский постриг в Патриаршем экзархате Африки Русской Православной Церкви
Экзарх Русской Православной Церкви в Африке митрополит Леонид(Горбачёв). Напомним, что в РПЦ образовали Патриарший экзархат Африки и решили принять 102 клириков Александрийского патриархата из восьми стран Африки, которые безуспешно просили своих архиереев не признавать ПЦУ и не вступать в общение с раскольниками. Священный Синод РПЦ сменил управляющего Патриаршим экзархатом Африки; Об этом сообщается на сайте Московской Патриархии по итогам прошедшего Синода; Исполняющим обязанности Патриаршего экзарха Африки назначен епископ Зарайский Константин. Священный синод РПЦ в декабре 2021 года принял решение создать патриарший экзархат Африки с двумя епархиями в его составе. Синод РПЦ постановил "констатировать невозможность дальнейшего отказа клирикам Александрийской Православной Церкви, подавшим соответствующие прошения, в принятии их под омофор Московского Патриархата". Создать Патриарший экзархат в Африке, являющейся канонической территорией Александрийского Патриархата, Русскую Православную Церковь вынудили настойчивые.
Африканский соблазн
Ведь Православная Церковь построена на ежедневном богослужении, постоянной проповеди, таинствах, пастырском окормлении, молитве за людей, делании добрых дел. Это повседневное, в хорошем значении этого слова рутинное дело. Оно в Африке есть, и нам нужно этим заниматься, налаживать и помогать. Одно направление, главное — это множество перешедших к нам священников: их больше двухсот, и все они на месте. Более того, буквально на днях я проводил собеседование еще с рядом священников из Африки, которые желают перейти в Русскую Православную Церковь. Пятерых мы готовы принять. Поэтому в этом плане динамика весьма позитивная. Вторая сторона — окормление наших русскоязычных братьев и сестер, которые живут в разных странах Африки. В первую очередь это требует контакта с посольствами, местными русскими общинами и устроения «выездного» окормления.
В тех случаях, где это возможно, — строительства постоянных храмов или аренда помещений. И в этом контексте направление священников русских возможно, но это будет решаться в каждом конкретном случае. Сейчас мы вникаем в ситуацию. Предстоит мой объезд всех этих стран, совершение богослужений на местах. А дальше надо смотреть реалистично на вещи: где-то просто нужно срочно приобрести тент, где-то возникают земельные вопросы, где-то идет речь о помещении, а может быть, даже и о храме. Конечно, одна из ближайших задач экзархата — оценка этой ситуации, понимание, что можно сделать, и поиск средств и людей. Мы не хотим ничего сочинять: рассматривается каждая конкретная община, каждый конкретный случай. Есть общая наша позиция: она мирная, добрая, церковная.
Трагедия, которая произошла, уже произошла, и она колоссальна: Константинопольский Патриарх, а вслед за ним греческий церковный мир, признали раскол на Украине. Это боль и трагедия, но не нужно усиливать эту ситуацию еще и руганью. Да, мы приняли этих священников, они стали священниками Русской Православной Церкви. Теперь мы налаживаем мирную церковную жизнь. Как сейчас воспринимают местные жители его присутствие? Наоборот, мы видим положительную ситуацию и большие возможности для христианской проповеди и добрых дел. Признает ли их правомерность и силу Русская Церковь? Есть ли сведения о том, что в Александрийской Церкви могут предпринять аналогичные меры и в Вашем отношении?
Как вы можете охарактеризовать эти слова? Этично ли с его стороны отзываться так о собственных бывших священниках? Я могу сказать вам, что люди, которые перешли от греков, конечно, имеют гораздо большую мотивацию, и речь идет не о финансах, потому что в противном случае они бы так и бегали туда-сюда. Но люди никуда не бегают — они на месте, хотя они действительно испытывают притеснения от греков, многие из них лишились своих храмов. Продолжаются ли такие действия сейчас, и удается ли Русской Церкви справиться с ними? И мы их решаем по мере возможности, мы помогаем нашим священникам и при этом сохраняем мирный дух. Я еще раз хотел бы подчеркнуть, что моя задача — не усиливать вражду, не разжигать ее, а наоборот, по возможности умиротворять страсти. Кстати, и сам ваш вопрос показывает, что если бы это был переход за деньги — то, скорее всего, священники после такого сразу бы возвращались обратно.
Но речь идет не о деньгах. Задача состоит не в том, чтобы количественно насыщать статистику. Ведь если человек, бывший в неканонической структуре священником или архиереем, согласен перейти мирянином — это один разговор, а если человек хочет получить священный сан или власть — совершенно другой. Такие диалоги мы продолжаем вести. Есть ли сейчас перспективы того, что в Африке могут быть открыты монастыри Русской Православной Церкви с монашествующими из коренных жителей?
Поприветствовать мать Матрону и выразить поддержку ее решению собрались представители администрации правительства региона, общественные и политические деятели, лидеры местных общин, ее школьные учителя и наставники. Гости свидетельствовали свое почтение Русской Православной Церкви и благодарность Священноначалию за внимание к духовным нуждам своих чад.
Большинство жителей ничего не знало о традиции монашества в православной вере и почли за честь, что мать Матрона стала первой монахиней среди их соотечественниц. Позднее монахиня Матрона выступила на молодежном форуме, собравшем на приходе преподобного Стилиана в селе Сигинваи духовенство и прихожан благочиния Нанди.
Новостная служба Более 100 священников в странах континента перешли в РПЦ 29 декабря. Главе Патриаршего экзархата Африки иметь титул «Клинский». Митрополитом Клинским, патриаршим экзархом Африки назначить архиепископа Ереванского и Армянского Леонида с поручением управления Северо-Африканской епархией и временного управления Южно-Африканской епархией», — написал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в своем Telegram -канале. В сферу пастырской ответственности Северо-Африканской епархии вошли ставропигиальные приходы в Египте, Тунисе и Марокко.
А вот от должности заместителя председателя ОВЦС принято решение Леонида освободить, сохранив за ним временное управление Ереванско-армянской епархией.
Совершен первый монашеский постриг в Патриаршем экзархате Африки Русской Православной Церкви
О деятельности Патриаршего экзархата Русской Православной Церкви в Африке. Патриарший Экзархат Африки образован решением Священного Синода от 29 декабря 2021 года. Экзархат Африки образован решением Священного Синода от 29 декабря 2021 Экзархата: епископ Зарайский Константин, исполняющий обязанности Патриаршего. В ряде стран Африки людей по-прежнему убивают за исповедание христианства, но Патриарший экзархат Африки активно развивает свою деятельность на континенте. Его слова приводит РИА Новости. «По благословению Патриаршего экзарха Африки, митрополита Клинского Леонида, совершена первая литургия.
Совершен первый монашеский постриг в Патриаршем экзархате Африки Русской Православной Церкви
Митрополит Леонид: ядро Африканского экзархата будет коваться в Москве | Синод Русской православной церкви принял решение о создании патриаршего экзархата в Африке, председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. |
РПЦ начали подозревать в "сдаче" Африки / КАРТ-БЛАНШ / Независимая газета | Русская православная церковь образовала патриарший экзархат Африки, говорится на сайте РПЦ в решениях Синода. |
Митрополит Леонид: ядро Африканского экзархата будет коваться в Москве
Монахиня Матрона (Джепчирчир), постриженная Патриаршим экзархом Африки митрополитом Клинским Леонидом в малую схиму 4 января 2023 года, на днях встретилась с духовенством и прихожанами Русской Православной Церкви в Кении. Синод РПЦ постановил "констатировать невозможность дальнейшего отказа клирикам Александрийской Православной Церкви, подавшим соответствующие прошения, в принятии их под омофор Московского Патриархата". Деятельность Патриаршего Экзархата Африки Русской Православной Церкви Патриарший Экзархат Африки был учреждён 29 декабря 2021 года по решению Священного Синода. Патриарший экзархат Африки — это наместничество за пределами метрополии Русской православной церкви, образованное в декабре 2021-го. Он также отметил, что экзархат Русской православной церкви открыл более 200 приходов в 25 африканских странах и запустил гуманитарные и образовательные проекты, например по переводу книг на местные языки. Глава экзархата Русской православной церкви в Африке митрополит Леонид рассказал, что планирует визиты в несколько африканских стран, руководство которых уже поддержало создание приходов РПЦ на континенте.
Экзарх Африки прокомментировал решения Александрийской Православной Церкви
Исполняющим обязанности Патриаршего экзарха Африки назначили епископа Зарайского Константина. Священный синод РПЦ 29 декабря 2021 года принял решение о создании Патриаршего экзархата Африки с двумя епархиями в его составе: Северо-Африканской и Южно-Африканской. Порядка тридцати священников Русской православной церкви в Африке подверглись аресту или судебному преследованию в своих странах. Монахиня Матрона (Джепчирчир), постриженная Патриаршим экзархом Африки митрополитом Клинским Леонидом в малую схиму 4 января 2023 года, на днях встретилась с духовенством и прихожанами Русской Православной Церкви в Кении.