25 марта украинские власти заявили, что восстановление 5-й ТЭС в Харькове и ДнепроГЭС займет годы.
От первого лица: дневник строителя ДнепроГЭС. 1927 год
На строительство новой Каховской ГЭС может потребоваться около 1 млрд долл., поскольку речь идет не только об установлении новых гидроагрегатов, но и о восстановлении огромной. ДнепроГЭС был одним из главных объектов плана ГОЭЛРО. Комиссию по строительству возглавил Л. Д. Троцкий и именно он стоял во главе начального выполнения проекта. Подрыв Каховской ГЭС совершила украинская сторона, этому предшествовал масштабный сброс воды на Днепрогэс. 3.1.1969 утверждён проект строительства 2-й очереди Д. мощностью 828 МВт (введена в действие 21.4.1980). Он предположил в разговоре с РИА Новости, что заняться ремонтом энергетического объекта после взятия под контроль Запорожья может Россия.
«Собственными ресурсами при иностранной помощи»
- Жертвы входят в расчеты Украины
- Пьянство, воровство и паранойя. Что скрывалось за фасадом первой великой стройки
- «Собственными ресурсами при иностранной помощи»
- Разрушение Днепрогэс лишает Украину электричества для маневров
- Описаны последствия российского удара по ДнепроГЭС
Как строили Днепрогэс и как гуляли, когда построил
Как янки оказались под носом у России — отдельный вопрос. Ведь пребывание на Днепрогэсе и на других плотинах Днепровского каскада специалистов инженерных войск США — случай, бесспорно, из ряда вон. Подобный визит в пограничную с Россией страну было бы трудно объяснить, поэтому к нему пришлось "пришивать" легенду в виде приглашения украинской стороны. Но факт остается фактом: именно американцы в августе 2016 года обследовали плотины, но выводы тогда скрыли от широкой общественности, ибо основной задачей, в этом мало кто сомневался, была разведка. И спустя несколько лет, когда власти Запорожья поняли, что беда не за горами, вместо ремонта Днепрогэса на это нужны солидные средства, которых сегодня в раздираемой противоречиями стране просто нет ввели реверсное движение для легкового транспорта и закрыли для грузовиков. Навели, как говорится, глянец на прорехах.
Поясню: Запорожье расположено на двух берегах Днепра. Правый берег, где раскинулся огромный микрорайон Бабурка, и центр города связывают плотина Днепрогэса и два моста, через которые проходит железная дорога и автомагистраль. Теперь водители-дальнобойщики, объезжая Запорожье, будут делать крюк в 160-180 километров. И ехать придется по трассе "Харьков-Симферополь", которая в ужасном состоянии.
Сплошное столбовое дворянство. Как будто и не было революции 1917 года. Однако этот тайный банкет, со слов очевидцев, стал известен широким массам".
В бараках, где жили строители, процветали пьянство и воровство Размах строительства поражал: в марте, когда стройка только начиналась, работало всего 650 человек, а когда в ноябре 1927 года была официальная закладка Днепровской ГЭС, трудилось уже более 10 тысяч человек. Торжественный митинг по поводу закладки станции состоялся 7 ноября 1927 года, в годовщину Октябрьской революции. На нем присутствовали члены украинского правительства. Чугунную мемориальную доску с текстом на русском и украинском языках забетонировали на месте будущей станции. К концу года задымили трубы временной тепловой станции, поднялось бетонированное здание управления Днепростроя, железные дороги прорезали окрестные холмы. Механизмов было мало, хотя строительство Днепровской ГЭС считалось самым механизированным. Земляные работы в основном выполнялись вручную — грабарями и землекопами, с помощью лопаты, грабарки и тысяч лошадей.
Народ на стройке, как записывал Вейде, был разный: бывшие заключенные, бандиты, петлюровцы, воры всех мастей, бывшие белые офицеры, контрабандисты, священники, спекулянты, кулаки, сектанты, участники мятежей, аристократы. Все рабочие жили в темных бараках. Бригады пополнялись так стремительно, что не успевали строить новые бараки. Появились женщины, отмечает автор записок. Наряду с подготовительными работами по возведению гидростанции развернулось строительство жилья. На правом и левом берегах Днепра заложили сразу несколько поселков для семейных и холостяков: Земельный, Мельничный, 159-й версты. Специалисты, приехавшие из Соединенных Штатов, жили отдельно в специально выстроенных для них в американском стиле коттеджах, с гаражами и площадках для тенниса.
Для них был открыт магазин "Торгсин". Руководили стройкой специалисты высокого класса. Главным инженером был крупный ученый в области энергетики, участник составления плана ГОЭЛРО Веденеев, начальником Днепростроя — Винтер, инженер и ученый в области строительства и эксплуатации электростанций и энергосистем, волевой, целеустремленный человек. Говоря о рабочих и руководителях, Вейде пишет, что стройной системы оформления кадров не было, а так как потребность в рабочей силе была большая, то брали кого попало. Многие шли, чтобы получить рабочий номер и поселиться в бараке. Приехало и немало крестьян. Биржа труда не брала их на учет из-за отсутствия документов паспортов у крестьян тогда не было.
В результате появилось много липовых справок, с которыми в бригады попадали воры и беспризорные. Они мешали работать честным людям. Процветали пьянство и воровство. По ночам милиция производила облавы. Тех, кто попался, вывозили километров за сорок от стройки и оставляли. Особый контингент на стройке составляли грабари — рабочие, выполнявшие земляные работы. Они нигде не оформлялись, отказывались жить в бараках, а селились без документов в землянках и мазанках на левом берегу в поселке "Кавказ".
Однажды милиция задержала двух строителей, у которых были найдены два больших чемодана, набитые печатями и штампами. Оказалось, задержанные представляли целую группу изготовителей фальшивых документов. Так была раскрыта тайна поселка грабарей. Но была еще одна большая беда, фиксирует Борис Вейде, — кулачество. Кулаки, пишет автор дневника, шли "в народ", читали рабочим газеты и, как бы между прочим, роняли фразы: "Днепрострой — это выдумка большевиков", "За все, что берут за границей, платят украинской пшеницей, а если селяне не захотят давать свой хлеб, то и строительству конец" и так далее. Эти нашептывания влияли на настроения в рабочей среде. Особенно верили кулацким наговорам, когда на стройке случались аварии.
Одна из крупных аварий произошла весной 1928 года: упал металлический шпунт перемычек правого берега. Пошли слухи о задержке строительства, о том, что "всему конец". Когда выяснилось, что причина аварии — кража врагами социализма тросов крепления, строители с неслыханным энтузиазмом взялись за работу и на 18-й день поставили шпунты на место. Стройка ни на один день не была отсрочена. В результате кадровой чистки с работы сняли сотни человек, "чуждых великому всенародному строительству" В Украину на Днепрострой двинулись также бывшие князья, помещики и офицеры. Устроиться на работу им помогали родственные связи со специалистами стройки. Все отделы и подотделы заполнили вельможные родственники, с возмущением отмечает Вейде.
В апреле 1929 года "Правда" опубликовала указание партийных органов о чистке советского аппарата от морально разложившихся бюрократов, саботажников, взяточников, вредителей, подкулачников. Было указано заменять их новыми кадрами и готовить выдвиженцев из передовых работников. При этом пролетарское происхождение и партийность не являлись страховкой от чистки. На стройке случались необъяснимые аварии поездов, грубейший бюрократизм в отделах и прочее. Шли разговоры о подкопах под склад взрывчатых веществ на правом берегу. В июне 1929 года на Днепрострой прибыла комиссия "по чистке" под руководством Беленького. Во всех крупных отделах оперативно создали ячейки содействия этой комиссии, в одну из них вошел и автор дневника Борис Вейде.
Работа "по чистке" была сложной, потому что надо было "проверять и перепроверять", писал Вейде. Но с помощью рабочих, которые следили за происходящим с большим интересом и всячески помогали, "было выявлено много негодных работников, целая галерея вредителей и паразитов, чуждых этому великому всенародному строительству". Обнаружили ряд лиц, скрывавшихся под маской участников строительства. Скажем, заведующий материальным складом Тупиков оказался в прошлом полковником армии Деникина, кладовщик Архипов — бывшим жандармом, руководитель медсанотдела Щегольская — женой адвоката Керенского, бежавшего в Польшу, заместитель начальника материального отдела Розенштейн — меньшевиком, спекулянтом валютой в период голода, а помощник бухгалтера Хоруженко — петлюровцем. В ходе чистки сняли с работы 233 человека, многих переместили по должности. Результатом "чистки" стало и создание отдела найма и увольнения, в который на должность заведующего учетом перевели Вейде. Борис Александрович подробно рассказывает, как в течение трех месяцев четверо сотрудников отдела кропотливо просматривали тысячи списков рабочих, приводя в порядок запутанную и запущенную систему кадрового учета.
В результате любую справку о каждом работнике стройки можно было выдать за пять минут. Однако на этом "чистка" не закончилась. Так обнаружилось еще много "бывших", а ныне тихих, исполнительных, внешне скромных сотрудников. Кого-то после этого арестовали, кого-то сняли с работы. В мае 1932 года в отделе найма был задержан совершенно безобидный с виду Леонтий Бычек. Сопротивлялся он отчаянно, даже вытащил из голенища длинный нож, каким режут свиней. Его насилу скрутили и обезоружили.
У Бычека оказались липовые документы на бланках сельсовета и серебряные часы с надписью: "Вахмистру Бычеку за верную службу. Николай II". Бычека арестовали. Движение рабочих кадров на Днепрострое было огромное. Только в 1932 году приняли более 90 тысяч человек, а уволили 60 тысяч. Огромные массы бетона в котлованах рабочие уплотняли ногами Бородатые мужики в лаптях, молодежь со значками КИМа коммунистический интернационал молодежи на косоворотках, мужчины и женщины показывали чудеса самоотверженности и неутомимости, удивляя даже американцев. В течение 1929 года предстояло уложить громадное количество бетона в левом протоке — 106 тысяч кубометров.
Если бы это не удалось, стройка потеряла бы целый год. Представители немецкой консультации заявили: можно уложить максимум 75-80 тысяч кубометров. Американцы считали, что люди не в состоянии перейти на трехсменную укладку бетона. Но главный инженер Веденеев, которого поддержал весь коллектив строителей, приступил к выполнению своего плана. Работа в три смены была налажена, программа бетонирования выполнена досрочно.
Командование намеревалось представить участников рейда к званиям Героев Советского Союза, хотя ограничилось обычными наградами. Расписывать подвиг не стали. Нет ни одной книжки, так и не появилось художественных фильмов об этом необычайном военном «экшене».
Если награждать, писать книги, снимать увлекательное кино — пришлось бы рассказать историю до конца… Итак, с середины октября до конца 1943-го фронт у Запорожья стоял и ждал. Советский генералитет с ужасом представлял, что немцы все-таки могут взорвать плотину. Тогда гигантское наводнение смыло бы целые армии наступающих войск на южном течении Днепра. Это не было гипотетическим предположением. Красная Армия имела трагический опыт начала войны. Мы знаем о гибели советских войск в многочисленных «котлах», но судьба отступавших в днепровских плавнях кажется по-настоящему ужасной. Лето 1941-го. Взрыв лишь частично разрушил плотину, но по течению вниз помчалась огромная стена воды.
По воспоминаниям очевидцев, высота волны была несколько десятков метров. Она уничтожила не только немецкие переправы и относительно небольшое количество вражеских войск. Гигантские водовороты отрезали и буквально всосали в себя две наши отступающие общевойсковые армии и кавалерийский корпус. Выплыть смогли лишь отдельные разрозненные группы, потом попавшие в окружение и плен. Волна обрушилась на прибрежную запорожскую полосу и колонны беженцев. Старожилы и сегодня с ужасом вспоминают жуткую картину «днепровского цунами». Кроме войск и беженцев, в плавнях и береговой зоне погибло множество работавших там людей, местное гражданское население, сотни тысяч голов скота. Лавина воды стремительно залила огромные пространства Днепровской поймы.
В катастрофическом потоке погибли десятки судов вместе с судовыми командами. За один час была снесена вся нижняя часть Запорожья с огромными запасами промышленного оборудования и военных материалов, десятками тысяч тонн продуктов питания. Времени на расчеты у саперов НКВД не было. Прикинули на глазок, что двух грузовиков с взрывчаткой будет достаточно. Грузовики загнали в технологические галереи плотины. Никто не мог предположить последствий взрыва в замкнутом пространстве. Последствия активного сброса воды и, как результат, обширных затоплений в нижнем течении Днепра оказались непредсказуемы. Однако если летом 1941 года Буденный взорвал в теле Днепрогэса две трехтонки с аммоналом — немцы приготовили 200 тонн тола!
Достаточно, чтобы плотина перестала существовать вообще. Вместе с ней гарантированно уходили под воду тысячи километров уже освобожденной территории и вся готовая к наступлению группировка советских войск. Утром 30 декабря 1943 года наши дивизии пошли от Запорожья дальше по Правобережной Украине. Одинокая могила у легендарной гидростанции осталась безымянным памятником горю народа и героизму разведки. News и Яндекс. Новостях , а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.
Что скрывается за этим заявлением, простому обывателю понять трудно.
Документированное заключение о появлении трещин более чем в двух десятках бетонных элементов Днепровской плотины было сделано еще в 1997-м. Тогда же была запланирована реконструкция в два этапа. Первый прошел в 1997-2002 годах. Но денег хватило только на оборудование машинных залов. Второй этап запланировали на 2008-й. Но его не осуществили и про плотину забыли. После государственного переворота Днепрогэс упоминался только в связи с "декоммунизацией": с плотины спилили имя Ленина и советскую символику.
А официальный эксплуатационный ресурс дамбы Днепрогэса, согласно требованиям стандартов технического регламента, был исчерпан еще 12 лет назад. От жителей юга Украины скрывается информация, изложенная в 175-страничном заключении военных экспертов Пентагона.
Описаны последствия российского удара по ДнепроГЭС
На проектировании и строительстве трудились более 800 иностранных специалистов из США, Германии, Англии, Италии и Австрии под руководством американской компании Arthur McKee. Строительство Днепрогэса было сопряжено с огромными трудностями. Строительство 50-метровой плотины обеспечило повышение уровня воды в р. Днепр, что в свою очередь позволило открыть сквозное судоходство. Рогов: восстановлением Днепрогэс после освобождения Запорожья займется Россия. в дополнение к существовавшему трёхкамерному шлюзу был построен один.
Киев начал собирать средства на строительство новой ГЭС
Издание пишет, что большую часть генерации электроэнергии Украины обеспечивают АЭС, которые не могут гибко реагировать на колебания потребления электроэнергии, поэтому такими "маневрами" занимаются на ГЭС и ТЭС. На основе энергетики ДнепроГЭС были построены промышленные комплексы в Запорожье, в том числе заводы по выплавке алюминия и стали. В этот раз ударам подвергся левобережный машинный зал ДнепроГЭС-2. Отмечается, что частично или полностью могут быть выведены из строя от двух до четырех из восьми гидроагрегатов в машинном зале ДнепроГЭС-2.
В первом открыт музей ДнепроГЭС.
Здесь можно не только осмотреть экспонаты, но и посетить экскурсию с визитом в действующий машинный зал. Он работает по будням с 9:00 до 14:00. Севернее дороги, ведущей с плотины, расположен Парк энергетиков. Пройдя через него в направлении реки, вы окажетесь на набережной Днепра.
У кромки воды расположен городской пляж, оборудованный урнами и кабинками для переодевания. На верхней террасе есть скамьи, в теплое время работают палатки с напитками и закусками. Остальная часть парка приведена в относительный порядок, но встречаются заброшенные постройки советского времени. На левом берегу плотина выходит к Парку металлургов.
В нем установлены монументы, посвященные событиям Великой Отечественной войны, есть и статуя Богдана Хмельницкого. Вдоль центральной аллеи высажены молодые деревья, разбиты клумбы. Детские площадки украшены фигурами зверей и сказочных персонажей. Севернее расположена Запорожская площадь, от которой начинается Соборный проспект — главная улица города.
Пешеходная зона вблизи площади украшена фонтанами. Поблизости есть школьный двор, у входа в который установлены миниатюрные деревянные мельницы и колодцы. Также в начале проспекта располагается здание Музея истории оружия. Если вы хотите попасть на правый берег, нужно следовать до остановки «ДнепроГЭС», на левый — до остановки «Площадь Запорожская».
Добраться можно и на такси. Также действует Uber, для заказа поездки воспользуйтесь мобильным приложением.
Он решил устроить меня на авторемонтный завод. На жительство я устроился на Слободке у Петра Гуренко. Двадцать третьего января 1923 года я пришел на биржу труда с требованием автозавода. Была большая очередь безработных и у меня ничего не получилось. Тогда я обратился к заведующему биржей Маренгольцу. Он выслушал меня и направил на авторемонтный завод. На этом заводе я проработал до лета 1927 года.
Он занимался проблемой «Днепростроя». Женя был на политической работе в армии. Затем учеба на факультете восточных языков. Он рассказал мне о будущем «Днепростроя», о больших металлургических комбинатах, намеченных к строительству. И воодушевленный рассказами друга, я пошел искать работу на «Днепрострой». Первое, что я увидел сентябрьским днем 1927 года на территории колонии «Кичкас», были бараки, палатки, сотни людей, подвод, тачанок. На холме, в помещении бывшей часовни, находилась контора «Учрабсилы», где начальником был Иван Васильевич Лисняк. Три дня я ходил по многочисленным отделам «Днепростроя», но безуспешно. Надо было искать протекцию, чтобы получить какую-нибудь работу в аппарате. У меня не было протекции.
Поэтому я устроился каменоломом в земельно-скальный отдел. Мы кололи гранит на берегу Днепра. Норму на 2 рубля 50 копеек в день я выполнял. Возвращаясь домой в Запорожье пешком за шесть километров, я здорово уставал. Вскоре я перевелся на строительство железнодорожных путей. Работал путевым рабочим у прораба Васильева. Это уже была довольно осмысленная работа. Ее результаты мы видели ежедневно. Наш мастер Бельчинский был типичным подрядчиком по психологии и методам использования труда людей. Дело свое он знал хорошо.
Здесь я проработал месяц. Председателю постройкома гидротехнического отдела Мельникову понадобилось создать стенную газету. Я принял самое активное участие в этой работе и как корректор, и как оформитель. Стенгазета «Плотина» получила одобрение не только на стройке, но и в периодической печати, где был опубликован ее снимок. После этого меня сразу перевели в контору земельно-скального отдела. В этой конторе бытовали патриархальные дореволюционные нравы. Начальник отдела Александр Владимирович Будасси был опытным шкипером по строительству дорог. Никакого транспорта он не признавал. Каждое утро с палочкой в руках он отправлялся «в обход по епархии», как он выражался. На «Днепрострой» он привез всех своих людей.
И все пронизывала атмосфера угодничества, подхалимажа. Такая обстановка была мне не очень по душе. В октябре 27-го года меня перевели в гидротехнический отдел. Им руководили опытные инженеры-гидротехники Г. С Веселаго и Ф. Веселаго — высокий, сухощавый, в пенсне. Салов — с бледным аристократическим лицом. На стройке говорили, что оба эти инженеры — сыновья царских адмиралов, активные участники интервенции англичан в Мурманске в 1918-20 годах. В аппарате также работали Александров, Партельсон, Берг, Растопчина — недобитые аристократы. Растопчина — бывшая графиня.
На местных жителей они смотрели как на туземцев. Исключение составлял талантливый инженер-гидротехник и организатор И.
Почему так? Дело в том, что ДнепроГЭС выполняла роль критически важного суточного регулятора мощности потребления в энергосистеме. И в этой роли она была незаменима, поскольку, например, снижение или набор номинальной мощности на угольной теплоэлектростанции занимает в среднем 10-12 часов, ядерный реактор тем более нельзя быстро включить или выключить, а на гидроэлектростанции подъем или опускание гидрозатвора занимает считанные минуты. Поэтому самой, пожалуй, важной ее функцией было распределение электроэнергии в моменты пиковых нагрузок. Это не считая обесточенных промышленных предприятий, многие из которых работают на украинский военно-промышленный комплекс. Отметим, что это уже третье разрушение Днепровской ГЭС за время ее существования. Сама электростанция была построена в 1930-х годах в рамках реализации плана ГОЭЛРО и на протяжении еще пары десятилетий оставалась самой крупной в Европе.
Первое разрушение произошло в августе 1941 года — плотина ДнепроГЭС была взорвана по приказу советского командования, чтобы электростанцией не смогли пользоваться наступавшие немецко-фашистские войска.
Днепрогэс – отсроченный апокалипсис
В случае проблем с работой ДнепроГЭС Украина лишается крупных мощностей для маневрирования энергией. К окончанию активной фазы строительства число занятых на стройке рабочих перевалило за 35 тысяч — охватить все заботой и вниманием не получалось. Из-за серьезных повреждений остановилась самая мощная на Украине гидроэлектростанция — ДнепроГЭС мощностью 1,5 ГВт.
Поделиться
- Что еще почитать
- Днепрогэс – отсроченный апокалипсис -
- 31.10.2022 / В строительстве Днепрогэса принимали активное участие американцы
- Киев начал собирать средства на строительство новой ГЭС
Состоялось торжественное открытие Днепрогэс
ДнепроГЭС, по которой русские войска впервые нанесли удар, является мощнейшей гидроэлектростанцией на Украине. На строительство новой Каховской ГЭС может потребоваться около 1 млрд долл., поскольку речь идет не только об установлении новых гидроагрегатов, но и о восстановлении огромной. Удар 22 марта 2024 полностью вывел из строя ДнепроГЭС-2, большая часть генераторной мощности потеряна. 25 марта украинские власти заявили, что восстановление 5-й ТЭС в Харькове и ДнепроГЭС займет годы. Он подчеркнул, что жертв среди сотрудников ДнепроГЭС и угрозы прорыва плотины нет.
Пьянство, воровство и паранойя. Что скрывалось за фасадом первой великой стройки
После победы над Троцким и высылки его из СССР Сталин вернулся к рассмотрению проекта строительства Днепрогэса. Восстановление харьковской 5-й ТЭС и ДнепроГЭС потребует больших усилий. После победы над Троцким и высылки его из СССР Сталин вернулся к рассмотрению проекта строительства Днепрогэса.