рассказали психологи Зоя Ускова и Динара Гильфантинова. Необходимы ли наши молитвы за усопших? Да, необходимы, потому что оказывают им весьма большое благодеяние. Дело в том, что после смерти есть две вечности: или вечное блаженство праведников, или вечное мучение грешников. Известно также и то, что нет н. Священник может проводить поминовение без участия родственников, но если вы хотите показать, что усопший был вам дорог, лучше присутствовать на службе.
О смерти, погребении и поминовении усопших
Отслужить литию можно, пригласив священника. Если же священника сложно найти по разным причинам, то литию можно отслужить и самому. Литию по мирскому чину можно найти в расширенной версии молитвослова. Если вы хотите отслужить панихиду по умершему, то в этом случае все-таки нужно будет постараться найти священника. Как правильно поминать умершего В день смерти читается канон «За единоумершего» или другое его название «Проследование по исходе души от тела, читаемое мирянином».
Этот текст легко можно найти в интернете. Читается он единожды — в день смерти. После канона можно начинать читать Псалтирь. Существует специальное издание Псалтири и молитв по усопшим.
На Руси издревле распространена традиция чтения Неусыпаемой Непрерывной Псалтири с первого дня смерти. Неусыпаемой она называется потому, что непрерывно читается и днем, и ночью. Хорошо, если в чтении принимают участие все родственники и близкие умершего поочередно сменяя друг друга. Если такой возможности нет или вы по состоянию здоровья не можете сразу приступить к полноценному чтению Псалтири, то можно почитать отдельно 17-ю кафизму, в народе ее называют еще «поминальной».
Чтение Псалтири по одной кафизме в день можно продолжать до сорокового дня. Фото Владимира Ештокина Помимо этого, в день смерти можно подать заупокойный сорокоуст. Это литургическое поминовение усопшего в течении 40 дней после его смерти. Данное поминовение охватывает если оно подано в день смерти весь путь души с момента ее преставления и до частного суда.
Важно помнить, что сорокоуст не должен становиться заменой нашей домашней молитвы за усопшего. Наша сугубая и искренняя молитва в первые сорок дней очень ценна для души умершего. Это не только проявление нашей любви к человеку, но и ходатайство перед Творцом, чтобы были прощены прегрешения усопшего и его душа обрела покой в Раю. На 3 день в день похорон обычно совершается чин отпевания.
Это особое богослужение, в котором священник и присутствующие люди просят прощения грехов и упокоении души умершего в Царствие Небесном. Существует также и другие формы поминовения умерших. Как пишет свт. Иоанн архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, самое главное и важное поминовение умершего — это поминовение на Божественной Литургии.
Чтобы нашего близкого человека помянули на Литургии, надо подать обедню — записку с его именем. Лучше всего это сделать накануне Литургии. Например, если служба в воскресенье, то лучше всего прийти на вечернее богослужение в субботу и подать обедню записку , а в воскресенье прийти на Литургию и вместе со всеми помолиться о спасении души усопшего и прощении его грехов. Отличие от сорокуста заключается лишь в том, что обедня — это разовое поминовение усопшего, т.
Важно, однако, помнить, что в записке и в обедне, и в сорокоусте должны быть указаны имена людей, которые были крещены. Также в записку не следуют включать самоубийц, раскольников, иноверцев. За них вы можете всегда помолиться келейно дома. Помимо поминовения дома и на Литургии, существует и специальные заупокойные богослужения: панихида и лития.
Их обычно служат в поминальные дни: в 3, 9, 40, в годовщины. Но это не строгое закрепление за датами. Вы можете отслужить и панихиду, и литию в любое время. Панихида служится священником как в храме, так и на могиле умершего.
Лития — краткий чин панихиды — может совершаться на кладбище, в храме и дома. Совершать это богослужение могут и священники, и миряне. Найти проследования литии можно в расширенном молитвослове или в интернете под названием: «Лития, совершаемая мирянином дома и на кладбище». Важно также не забывать поминать умершего в ежедневных молитвенных правилах, их можно найти в молитвослове.
У всех форм поминовения есть важная часть — наше искренность и сокрушение сердце. Молитва, исходящая от смиренного и сокрушенного сердца никогда не будет забыта Богом. Какую бы грешную и тяжелую жизнь не прожил умерший, мы всегда должны продолжать молиться за него, уповать на Божью милость и прощение его грехов. Наша молитва в деле его спасения никогда не будет «лишней» или «неправильной».
Поэтому молитва, милостыня и совершение добрых дел ради умершего — это не профанация, а наиболее действенный способ изменить его посмертную участь. Поминают ли умерших в пост Поминовение во время Великого поста не запрещено Церковью. Келейное домашнее поминовение можно совершать в период всего поста, однако порядок литургического поминовения в этот период меняется. Дома можно почитать Псалтирь об умершем.
Чтение псалтири прекращается лишь с четверга Страстной седмицы и до конца Светлой седмицы. С четверга Страстной седмицы, Церковь проживает самые трагические события — осуждение Спасителя на смерть, Крестные страдания и погребение Господа. Поэтому в эти важные дни лучше прийти в храм и помолиться — службы в эти дни совершенно особые по молитвам и по состоянию, их, конечно, лучше не пропускать. Однако Церковь позаботилась о поминовении усопших сродников в период поста, установив три особых дня поминовения — суббота второй, третьей и четвертой недель Великого поста.
Они называются родительскими. В эти дни Церковь призывает нас помянуть в общей молитве всех ушедших от нас в иной мир родных и близких православных христиан. После субботней родительской заупокойной Божественной литургии служится общая панихида. Предшествует Литургии вечернее богослужение в пятницу, на котором служится парастас — это последование Великой панихиды.
Если вы хотите помянуть умерших в пост именно в храме, вы можете прийти на пятничное всенощное бдение и на Литургию Родительской субботы, подав записки на парастас и на панихиду. Когда нужно поминать умерших Время поминовения умерших строго не регламентируется в Церкви и не может быть привязано к определённому часу или времени суток. Поэтому вопрос того, когда нужно поминать умерших — вопрос личного характера. Церковь не ставит здесь четкого регламента, поскольку обстоятельства жизни у всех разные и кому-то просто будет сложно следовать четкому плану.
Поминать умершего в келейной дома молитве можно в любое время суток. В православной традиции есть свои особые поминальные даты: третий, девятый, сороковой, годовщины. Первые сорок дней особенно важны для отошедшей ко Господу душе. Это время, когда душа проходит испытания, мытарства, которые заканчиваются частным судом на сороковой день.
Период, когда определяется место пребывания души до Страшного суда. Поэтому поминовение в третий, девятый и сороковой дни не только желательно, но даже необходимо. Это этап, когда душа особенно нуждается в поддержке своих близких людей. А поддержать мы ее можем только молитвой.
Подробнее об этом можно почитать в разделах с соответствующими названиями. Фото Владимира Ештокина Также Церковь предусматривает особые дни поминовений — родительские субботы. В церковном календаре их несколько: Вселенская родительская суббота мясопустная — за неделю перед Великим Постом. Суббота 2-й седмицы Великого поста.
Суббота 3-й седмицы Великого поста. Суббота 4-й седмицы Великого поста. Радоница — ближайший вторник после Светлой Седмицы. Поминовение усопших воинов — 9 мая.
Троицкая родительская суббота — накануне праздника Святой Пятидесятницы Троицы. Димитриевская родительская суббота — поминальная суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского. Поминать усопших можно, конечно, практически в любой день в церкви и ежедневно дома, но родительские субботы призваны служить нам напоминанием о том, что молитва за умерших является самым действенным и самым лучшим способом помочь как их бессмертным душам, так и нам — живым людям, чтобы унять скорбь утраты. Главное помнить, что ни пышными «поминками», ни красивыми памятниками мы не поможем бестелесной душе усопшего человека.
Только молитвой. И эта молитва должна быть ежедневная, а не только в особые дни поминовения. Они настраивают нас на памятование о Страшном Суде, и плохо, когда мы вспоминаем об этом и о загробной участи наших родных только несколько раз в году. Что нужно говорить, поминая умершего Не будет новостью услышать, ходящую в народе, фразу: «О мертвых или хорошо, или ничего».
На самом деле история этой фразы уходит корнями в глубокую древность, и предписывается древнегреческому политику Хилону, жившему в VI век до нашей эры. А знаем мы ее от Диогена — историка III века нашей эры. Правда, в оригинальном греческом тексте фраза имеет, несколько, иное значение: «Не злословь умерших». Более поздняя вставка, базирующаяся на латинском переводе этого текста, добавляет: «О мертвых или хорошо, или ничего, кроме правды».
Что важно тут увидеть нам — современным людям? То, что, поминая умерших, нужно говорить искренне. Ведь ложь сразу станет ясна окружающим людям и это будет выглядеть фальшиво, нанесет родственникам и близким людям умершего боль. Поэтому если человеку предоставили возможность сказать что-то о покойном, стоит вспомнить его благодеяния, рассказать, что он сделал для него, его семьи.
Бывает так, что собирается большое количество людей, среди которых есть те, кто усопшего либо вообще не знал, либо очень плохо. Тогда разумнее вообще ничего не говорить. Однако, если родственники настаивают, то можно сказать, что будете за него молиться. Наконец, бывает так, что про покойного нечего сказать, по каким-то причинам он запомнился близким людям лишь с негативной стороны.
Православная Церковь учит нас смирению и любви к ближним и, особенно, к врагам. Поэтому если так случилось, что с усопшим были плохие отношения, то лучше просто помолиться о нем, исповедоваться, искренне забыть и отпустить все обиды. Это великая польза нашим душам, когда мы учимся прощать и молимся за обижающих нас. Поминая умершего в своих молитвах, мы должны в первую очередь быть искренними и честными перед Богом.
Поэтому, первое, к чему мы должны стремиться в своих молитвах об умершем — это к открытости перед Богом. Молитвы, чтобы помянуть умершего Когда мы сталкиваемся со смертью, будь то смерть близкого человека или даже совершенно незнакомого, первое, о чем мы задумываемся — как нам помочь душе усопшего? Пока мы живем на земле, мы способны приносить покаяние, причащаться Телом и Кровью Христа, творить добрые дела и возносить к Нему свои молитвы. После смерти эти великие дары и возможности исчезают и единственное на что может уповать душа усопшего — это на наши молитвы и дела, которые мы творим в память о ней.
Фото Владимира Ештокина В Церкви имеется немало молитв на поминовение усопшего. Если мы откроем утренние молитвы, то найдем в самом конце помянник с молитвами как о живых, так и об усопших. Их можно и нужно читать каждый день. Это тот минимум молитвенного правила, которое мы можем совершать на протяжении всей своей жизни.
Непрестанно, изо дня в день молиться об усопших наших братьях и сестер. Также существует традиция поминовения Псалтирью. В Русской Православной Церкви издана особая редакция Псалтири, в которую включены заупокойные молитвы. В день смерти можно прочитать канон «За единоумершего» или, другое его название, «Последование по исходе души от тела, читаемое мирянином».
После чего приступить к чтению Псалтири. Хорошо, если она читается на протяжении 40 дней по одной кафизме в день. Это великое и незаменимое утешение для усопшей души. В 3, 9, 40 дни и в годовщины можно также читать Псалтирь или, если не позволяют обстоятельства, отдельно 17-ю кафизму.
Молитва о новопреставленном усопшем. Молитва об усопшем после 40 дней. Молитва об усопших родителях до 40 дней Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель.
Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят или: отъята, или: отъяты бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него или: от нея, или: от них милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго усопшую незабвенную для мене раба Твоего рабу Твою , родителя моего матерь мою имя , но отпусти ему ей вся согрещения его ея вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им ею в житии его ея зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его ю и вечныя муки избави.
Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем усопшей матери моея в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его ю в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем Твоей имя теплую молитву мою сию и воздай ему ей воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему научившей мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его ся о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им ею о мне моления пред Тобою и за все дары, им ею испрошенные мне от Тебе, воздай ему ей Своею милостию.
Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего рабу твою , чадо мое имя , и сотвори ему ей вечную память.
Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением.
Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея.
Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.
Молитва об усопшем супруге Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами.
Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости.
Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего имя , прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя — правда во веки.
Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою.
Перед началом трапезы, как обычно, читают «Отче наш». Под запретом любое непристойное поведение. Следует помнить, что слова и действия должны быть направлены на сохранение доброй памяти о покойных. Когда еще поминать усопших — в нашем материале «Родительские субботы в 2023 году — даты, традиции, запреты».
Правильное поминовение усопших: что такое вечное поминовение, в каких храмах можно заказать, сколько стоит 8:00:02 Вечное поминовение заказывают и о живых, и об усопших. Вечное поминовение может стоит разные суммы денег. Фото: www. Принято поминать усопших.
Например, на годовщины со дня смерти, а кто-то может гораздо чаще. Существует вечное поминовение усопших.
Во время постов не следует приносить скоромное.
Во дни мясоеда на поминальный стол в храм нельзя приносить мясную пищу. Поминовение делается или самим причтом по помянникам, диптихам , или же по запискам «О здравии» и «О упокоении». Если мы хотим, чтобы наших усопших помянули по именам, следует подать записку «О упокоении».
В записках пишутся имена только тех, кто был крещен в Православной Церкви. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, безбожников, вероотступников, еретиков. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже «кого?
Все имена должны быть даны в церковном написании например, Татианы, Алексия и полностью Михаила, Любови, а не Миши, Любы. Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.
Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах заказные или простые записки отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении.
Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.
Господь предвечно знает всех, кто жил, кто живет, кто будет жить на земле. Имена в записках напоминают нам самим, о ком мы должны молиться, в память кого должны совершать добрые дела. Общаясь с живыми, мы постоянно помним о них; усопшего же мы помним только в первое время после смерти.
Постепенно чувство скорби, острота разлуки ослабевает, и мы забываем своих усопших. Об усопших нужны более частые напоминания - и поэтому имена усопших при Богослужении возглашаются гораздо чаще, чем имена живых. Но истинная любовь не в том, чтобы только подать поминание, заказать молебен или панихиду и затем успокоиться или даже уйти из храма.
Подавшие поминание должны и сами, по возможности одновременно со священнослужителями, молитвенно поминать своих близких и во время проскомидии, и по освящении Святых Даров, и в других случаях гласного или тайного поминовения живых и умерших. Поминовение при Богослужении одинаково полезно и плодотворно, произносит ли имена священник, читают ли поминовения прислуживающие в алтаре или же сами богомольцы про себя поминают своих усопших, каждый стоя на своем месте. Все молитвовословия, даже и тайно произносимые в храме во время Богослужения, возносятся к Престолу Божию чрез священнодействующего предстоятеля.
При служениях общих панихид, особенно в родительские субботы, когда увеличивается число поминаемых, священнослужители иногда не имеют физической возможности прочитать хотя бы по разу все поминовения и принуждены бывают ограничиваться прочтением лишь нескольких имен в каждом помяннике. Долг самих богомольцев - разделить и восполнить труд священнослужителей. Каждый богомолец может во время каждой ектении, во время каждого возгласа, во время панихиды или заупокойной утрени помянуть своих близких, прочитать свой помянник.
Благоразумный разбойник просил с креста: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Следовательно, быть помянутым Господом - это то же, что «быть в раю», это значит иметь бытие в вечной памяти, иными словами - обрести Жизнь Вечную. Вынимая частицы в поминовение всех умерших, священник вынимает также частицы за каждого, чьи имена упомянуты в подаваемых помянниках или записках «О упокоении».
Эти вынутые частицы не имеют освящающего и очищающего действия, и они не преподаются верующим для причащения. После того как все причастники приобщатся Святых Таин, диакон опустит в потир эти частицы - чтобы усопшие, чьи имена указаны в записках или помянниках, омывшись самой Пречистой Кровью Божия Сына, получили Жизнь Вечную. Об этом говорят и слова молитвы, произносимые при этом: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».
Поминовение усопших бывает и во второй части Литургии, после чтения Евангелия, когда во время ектении по усопшим диакон призывает предстоящих помолиться об упокоении душ рабов Божиих, которых называет по именам, чтобы Бог простил им всякое прегрешение, вольное и невольное, и чтобы водворил души их там, где праведные упокояются. В это время каждый из молящихся вспоминает всех близких своему сердцу усопших и произносит мысленно три раза на всякое воззвание диакона: «Господи, помилуй», молясь прилежно и о своих и о всех почивших христианах. Молящиеся в храме взывают вместе с хором: «Подай, Господи».
В это время священнослужитель молится в алтаре пред Престолом Господа, чтобы Поправший смерть и Даровавый жизнь упокоил Сам души усопших рабов Своих в месте светле, в месте злачне, и простил им все согрешения, «ибо Он един кроме греха, правда Его правда во веки и слово Его истина». Эту молитву священник заканчивает возгласом: «Яко Ты еси воскресение и живот», на что хор ответствует утвердительным: «Аминь». Еще одну молитву об усопших священник возносит после освящения Святых Даров.
Священник молится о всех усопших, умилостивляя Бога при жертвоприношении, и просит всем скончавшимся, в надежде Воскресения Живота Вечного, упокоения в недрах Вечного блаженства. Святитель Афанасий Великий, когда его спросили, что ощущают души успопших, когда их поминают, ответил: «Они причащаются некоего благодеяния от безкровной жертвы и благотворений, которые творятся в память их, причащаются так, как ведает и повелевает Сам обладатель живых и мертвых. Господь и Бог наш».
На одной стороне таблицы писали имена живых, а на другой - усопших. Поминовение по диптихам помянникам считалось большой честью. В эти церковные помянники вносились только христиане безупречного образа жизни - сперва епископы, затем священники, а затем миряне.
Имела свой домашний помянник и каждая христианская семья. Это разделение на два рода диптихов дошло до наших дней - и сейчас в церкви существуют общие, или церковные, диптихи так называемые синодики , и частные, домашние помянники. Синодики ведутся в монастырях и храмах, в них вносятся имена людей, по которым совершается поминовение вечное или заказанное на определенное время; свои помянники подают для поминовений прихожане.
Простейший помянник - это записка, которая пишется перед каждой службой. С апостольских времен чтение помянников входит, как непременная часть, в состав важнейшей из дневных служб - Литургии. Чтение помянников соединяется с принесением Святейшей Жертвы Тела и Крови Христовых, по силе Которой возносится ко Господу прошение смыть грехи поминавшихся.
Радоница в 2024 году: история и традиции
Когда и как подать записку о поминовении в церкви? Поскольку имена усопших будут произнесены во время богослужения, поминальные записки подают до того, как оно начнётся. поминовение. молитвенное упоминание имен живых и усопших за литургией, основанное на вере в силу и действенность этого упоминания перед Богом для вечного блага и спасения поминаемых. Чтобы не нарушать каноны церкви, православные интересуются тонкостями проведения процедуры поминовения. Во все эти дни очень важно заказывать поминание усопшего в Церкви, подавая записки для поминовения на Литургии и панихиде. Проведение поминовения воинов-христиан не зависит от других обрядов и церковных процедур, поэтому они имеют строго обозначенную дату.
Что такое вечное поминовение?
- Как провести поминки
- Как поминать усопших - смысл, правила, запреты | Православиум
- Как поминать усопших дома и на кладбище
- Радоница 2024: какого числа, история и традиции дня поминовения усопших
- В чём смысл Радоницы и почему это родительский день
Радоница в 2024 году: родительская суббота, традиции и запреты поминовения покойных
На его место был прислан другой священник — молодой, который за первой же службой неожиданно скончался — прямо в алтаре. Прислали еще одного священника, но и с ним случилось то же самое: в первый день его служения, после того, как пропели «Отче наш» и причастный стих, батюшка очень долго не выходил со Святыми Дарами, и когда староста вошел в алтарь, то увидел священника, лежащего во всем облачении у Святого Престола мертвым. Все ужаснулись, узнав об этой таинственной смерти, и, не зная причины ее, говорили, что какой-то тяжкий грех тяготеет над приходом, если жертвою за него стали две молодые ни в чем неповинные жизни. Слух об этом прошел по всей округе, и никто из священников не решался идти на тот приход. Согласие изъявил лишь один старец-инок. Пойду отслужу там первую и последнюю Литургию, смерть моя никого не осиротит». Во время службы, когда допели до «Отче наш», чувство самосохранения все же заявило о своих правах, и старец распорядился, чтобы открыли и боковые двери, и Царские врата. Во время запричастного стиха он увидел за Горним местом какой-то силуэт. Этот силуэт выступал все резче и резче, и вдруг за Престолом выделился мрачный образ одетого в ризы священника, который был опутан по рукам и ногам цепями.
Дрожа от страха, инок путал слова молитвы. Но через некоторое время все же собрался с силами, укрепился духом и вышел причащать верующих. Все поняли, что с ним случилось что-то неладное. А призрак все стоял, лязгая цепями, и скованными руками указывал на стоящий в алтаре ящик. По окончании Литургии иеромонах призвал старосту, и они открыли ящик, в котором оказались… поминальные записки. Дело в том, что когда покойному священнику подавали поминальные записки, он их, не прочитывая, откладывал на будущее время.
Опубликовано: 24 апреля 2023 года Радоница 2023: что нужно знать об этом празднике и какие традиции соблюдать? Традиционно Радоницу отмечают во вторник второй недели после Пасхи, через день после Фоминого воскресенья. Православная Церковь установила день поминовения усопших. История праздника Радоница возникла задолго до того, как христианство распространилось на Руси.
Еще древние славяне поминали близких в определенные дни. У почивших были покровители — боги, которых называли Радуницами. Далекие предки верили в божественные силы умерших, якобы они могли повлиять на урожайность и благоприятный климат. Но о никаких торжествах в связи с данным событием речи не было. Несмотря на то, что Радоница — это день поминовения умерших, грустить, унывать, плакать не полагается. Наоборот, нужно радоваться вместе с душами умерших о событии Воскресения Иисуса Христа, о том, что умершие попали в его Царство. Считается, что само название праздника «Радоница» происходит от слова «радость» — день общей радости с усопшими.
Так как с течением времени отдаленные родственники усопших, по слабости человеческой и забвению, не всегда могут поминать их, давно умерших, то св. Церковь установила в некоторые субботние дни года общее поминовение всех усопших от века в вере и надежде на будущую вечную жизнь. Эти поминовения называются вселенскими панихидами, а самые дни родительскими субботами. Также распространен обычай поминовения усопших: суббота перед днем святого великомученика Димитрия Солунского; вторая неделя по Пасхе, во вторник Фоминой недели. Старинным русским обычаем, который сейчас почти забыт, является поминовение умерших в четверг 7-й недели по Пасхе, за два дня до Троицкой родительской субботы. Репродукция картины «Радоница» Перед обедней Молитвенное поминовение необходимо всем умершим, даже нашим близким, родным, которые встретили свою кончину в неверии, ереси. Молитва имеет огромную силу. Жития святых приводят многие случаи, когда умерших без покаяния грешников избавляла от муки частная молитва их близких.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Трижды Тропарь, глас 4-й: Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешимый, Сам и душу раба Твоего упокой. Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его. Седален, глас 5-й: Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче. Кондак, глас 8-й: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Господи, помилуй Трижды , благослови. Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему имя , и сотвори ему вечную память. Вечная память. Трижды Душа его во благих водворится, и память его в род и род. Поминают ли умершего в день смерти Если говорить о поминовении как о собрании близких людей и знакомых усопшего для поминальной трапезы, то для православной традиции это, в целом, не свойственно. Такие поминки нужны родственникам, друзьям и знакомым, и несет в себе желание вспомнить умершего «добрым словом». Эта традиция не нова. Она предписывает, что собираться нужно на третий день, либо сразу после похорон. В первые дни после смерти родственникам, чаще всего, просто некогда организовывать трапезу. Церковь не требует непременного застолья по случаю смерти человека, но если речь идет о молитве за усопшего, то тут Она только приветствует желание людей как можно раньше начать молиться. Фото Zara Walker on Unsplash В православных молитвословах имеется важный чин — «Последование по исходе души от тела, читаемое мирянином», в некоторых изданиях имеющий название: «Канон о усопшем едином». Исторически, этот канон читался священником сразу, как только душа человека отходила к Всевышнему. Сейчас Церковь разрешает читать его и мирянам, а также не требует четкого следования времени — молиться можно в течение того дня, когда человек умер, даже, если тело находится не дома, а, например, в больнице или уже в морге. После канона, по возможности, рекомендуется читать Псалтырь. Это старинная благочестивая традиция, которая и является молитвой за усопшего, и служит утешением для его близких людей. Существует особое издание Псалтири — Псалтирь и молитва за умершего. В православной традиции считается, что чтение Псалтири должно начинаться после «Последования по исходе души от тела» и непрерывно продолжаться до чина отпевания. На практике, современному человеку трудно выдержать такой график, поэтому чаще всего читается только 17-я кафизма в день смерти, а затем каждый день прочитывается по кафизме в течение сорока дней. Важно всегда помнить, что умершему важна не еда, прекрасно убранный стол, пышные похороны и тому подобное, а наша молитва о его душе. Как помянуть умершего в день его рождения В православной Церкви нет каких-то ритуалов или «магических» действий. Нет также и строгого регламента поведения в тех или иных случаях. Есть церковное предание, традиции. Поэтому можно сказать, что начать столь памятный для родственников день стоит с молитвы за усопшего. Особого чина тоже нет, поэтому можно почитать Псалтырь. Это прекрасное подспорье душе, находящейся у Бога в вечности. Хорошим способом помянуть умершего в день его рождения является лития или панихида в церкви или, если есть потребность, на кладбище. По возможности, стоит прийти в храм еще накануне, помолиться на Всенощном богослужении, исповедоваться, а на следующее утро подать записки об упокоении и причаститься самому на Литургии. В этот день можно еще раздавать милостыню людям с просьбой помолиться. В целом, дела милосердия служат нам большим утешением, ведь не случайно в Деяниях Святых Апостолов сказано: «Блаженнее давать, нежели принимать» Деян. А в такие памятные дни можно совместить и дела милосердия и просьбы о молитве, ведь чем больше искренних молитв будут возносится за душу, тем большую радость она испытает. Ну и конечно, не стоит забывать о личной молитве за усопшего. Например, в разделе о третьем, девятом и сороковом днях указано, что читается 17-я кафизма. Ее также можно читать и в день рождения умершего, а также в дни особого поминовения усопших родительские субботы. Главное, что должен воспитать в себе человек, это не слепое следование «ритуалам», а стяжать в себе искреннюю любовь к ближним, не только живым, но и ушедшим от нас в мир иной. Тогда молитва будет легкая, светлая и ежедневная. Ведь душе нужна пища, а лучшая пища для нее — это молитва. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы молитва за усопших была лишь не только в памятные или установленные Церковью особые даты, но стала ежедневной потребностью человека. Можно ли поминать умершего вечером Необходимость поминовения вечером, зачастую, обусловлена графиком работы родственников. Было бы идеально в памятные дни собраться и прийти помолиться в храм, заказать панихиду, подать записки об упокоении. Но, иногда, профессиональная деятельность человека связана с непрерывным графиком, а возможность подмениться отсутствует. Поэтому единственным выходом остается или поминать усопшего после работы или перенести поминовение на другой, более удобный, день. Говоря о поминовении, нужно отличать поминание в мирском смысле и в церковном. Первое подразумевает под собой организацию стола, за которым близкие люди, друзья и знакомые усопшего могут собраться с целью вспомнить о нем. Второе же имеет под собой совсем иную цель — молитвенную. И говоря о иерархии важности, нужно учитывать, что для умершего совсем неважно, что о нем говорят люди, для него намного важнее будет то, как и будут ли за него возноситься молитвы. Ведь умирает тело, а душа живет вечно. А для души единственным утешением служит лишь молитва. Так вот, если речь идет о поминальном застолье, то тут, в общем-то, не так принципиально, когда оно произойдет — в день ли похорон или спустя неделю. Есть, конечно, определенная традиция, следуя которой, поминальную трапезу необходимо организовывать на третий день или в день похорон. Но это традиция мирская, она не несет в себе пользы для души усопшего, а направлена на уменьшение скорби близких людей. Если трапеза все-таки планируется, то при выборе времени следует исходить из интересов самих родственников. Наверное, если среди них много мнительных или просто суеверных людей, то лучше отложить стол до того дня, когда у всех появится возможность собраться утром или днем. Это нужно, чтобы избежать различных ночных «явлений», которые есть плод фантазии. Если родственники — глубоко верующие люди, то сам вопрос поминальной трапезы для них не принципиален. Если все-таки есть потребность, то с ними можно собраться и после работы. А молитвенное поминовение можно совершать в любое время. Если человек с утра на работе, то можно заранее заказать панихиду, сорокоуст, подать записки, а в сами памятные дни помолиться в мыслях. После работы же, по мере сил, можно помолится глубже, например, почитать Псалтирь. Для души усопшего важна сама молитва, а не время суток. Чем поминают умерших в день похорон Обычай собираться за поминальной трапезой известен издревле. Люди собираются за столом, чтобы вспомнить о делах усопшего, о том, каким он был. Обычай этот не предписывается какими-либо церковными уставами. Он вызван потребностью родственников, друзей и знакомых умершего утолить горечь расставания с человеком, с которым они жили, которого знали. Конечно, православному христианину следует помнить, что лишь молитва дает истинное утешение как усопшему, так и его ближним, но, отказ проводить «поминки», скорее всего, введет некоторых людей во искушение. Поэтому, даже в православной среде этот обычай очень распространен. В этом случае поминальная трапеза выступает как милостыня. Можно пригласить бедных, дать еды малоимущим с просьбой о молитве за новопреставленного. Нужно иметь в виду, то поминальная трапеза — не свадебный пир или встреча давних друзей и родственников. Необходимо не забывать о цели — память об усопшем человеке. Поэтому стол должен быть скромным, а в дни поста — без скоромной пищи. Традиционным считается подать кутью — сваренные зерна пшеницы с медом или рис с изюмом. Вопрос алкоголя на поминальном столе — вопрос всегда актуальный. Но православные люди на «поминках» должны строго воздерживаться от любых спиртных напитков, ведь алкоголь разгорячает сердца и головы, мешает молитве и окрашивает всю идею поминальной трапезы в неподходящие для нее цвета. Через пару часов поминальное собрание превращается в самое банальное застолье, где большая часть уже не помнит цель, с которой они собрались. Начинаются обсуждения новостей, различных сплетен, кое-где могут случаться даже драки! Вместо молитвы об усопшем начинаются выяснения отношений. Такое поведение недопустимо. Здравый человек может даже расценить происходящее как оскорбление памяти умершего! Так что лучше всего накрыть стол скромно, без особых изысков и спиртных напитков, перед трапезой следует помолиться, помянуть усопшего словами «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего [имя]: и прости ему вся согрешения вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное». А после трапезы во имя умершего сотворить милостыню нуждающимся, заказать панихиду и подать записки об упокоении на Литургию. Можно ли поминать умершего в воскресенье Если мы говорим о келейном домашнем поминовении усопшего, то в церковном календаре можно выделить лишь одно воскресенье, в которое Церковь не благословляет поминать умерших — это день Пасхи. Потому что в этот день Церковь радуется Светлому Воскресенью Христову и призывает нас всех разделить с Ней эту великую радость и торжество. Заупокойные молитвы в силу их особого трагического настроения, несколько, неуместны в период Пасхи и Светлой седмицы. В остальные же воскресные дни года лучше всего прийти на Литургию и вместе с Церковью помолиться об упокоении души умершего и о прощении его грехов. После воскресной Литургии почитать Псалтирь об упокоении. Существует особая редакция Псалтири — Псалтирь и молитвы по усопшему. Фото Julia Kadel on Unsplash Говоря о литургическом поминовении усопшего в воскресный день, то здесь тоже нет каких-либо четких ограничений. Можно подать записку обедню об упокоении в субботу вечером или в начале воскресной Литургии. Поминовение на Литургии — это самое главное и важное поминовение. Помимо этого, можно отслужить панихиду или литию либо в храме, либо на могилке, позвав священника. Важно помнить, что панихида не служится в период с Рождества до Богоявления, в первую неделю Великого поста, а также с Лазаревой субботы до Радоницы т. Можно ли поминать умершего на Пасху Праздник Пасхи — это главное торжество христианина. В этот день все мы радуемся Воскресению Христа и Его победе над смертью. В храмах в этот день совершается ночная праздничная Литургия с особыми пасхальными песнопениями. И поэтому было бы лучше прийти в этот день в храм, помолиться и причастится. В день Пасхи не полагается ездить на кладбище, служить панихиды. Вопреки распространённой традиции посещения кладбищ в день Пасхи, Церковь не рекомендует затмевать радость Христова Воскресения своим горем по усопшим людям. Эти слова звучат на Литургии. О чем они? О том, что смерти больше нет! Для православного христианина смерть — это действительно лишь переход в мир иной, но не конец, как это считают люди неверующие. Стоит помнить об этом, а также о том, что ничего не может быть выше великой вести о том, что Христос Воскрес, что диавол посрамлен, что смерть упразднена. Все радуются этому! А у Бога нет мертвых, есть только живые. Поэтому стоит искренне помолиться, сделаться сопричастником пасхального торжества полностью, отпустив скорбь из сердца. Все поминовения, все панихиды и литии откладываются до Радоницы — ближайшего дня, который Церковь специально выделила для поминовения ушедших от нас в мир иной людей. Радоница всегда бывает в первый вторник после Светлой Седмицы. В этот день уже можно служить панихиды как в церквях, так и на кладбищах. Однако, из этого не следует, что на время Пасхальных дней Церковь совершенно прекращает молитвы о усопших. Это не так, потому что продолжается поминовение на проскомидии, священнических тайных молитвах. Так что мы также можем в своей личной молитве помянуть усопшего в любое время. Просто необходимо помнить, что Светлое Христово Воскресение принесло людям спасение от смерти, даровало вечную жизнь, поэтому для верующего человека было бы несколько нелогично предаваться в этот день горю по умершим людям. Где поминать умершего Вопрос того, где поминают умерших, зависит от того, каким образом вы хотите помянуть человека. К сожалению, очень часто поминовение у нас ассоциируется только с яствами и гастрономическими изысками, ну и конечно с алкоголем. Церковь относится к такого рода поминовение как к языческому пережитку. Безусловно оно не имеет отношение к традициям церкви. Особенно грустно, когда родственники заменяют молитвенное поминовение, отвергают его, в пользу «водки с хлебом» и другого. Молитвенное поминовение — это самое важное, что мы можем дать отдедшей к Богу душе. И это единственная нить, которая может нас связать с его душой. Никакая еда и народные традиции не могут никаким образом спасти человека и стать для него в ином мире «спасательным кругом». Поэтому с первого дня смерти следует посвятить свое время молитве о душе человека. Постараться отвлечься от суеты и забот, выделив хоть час в день на ежедневную молитву, чтение Псалтири за умершего. Это не так много для нас — живущих на земле —, но для души умершего это единственное утешение и радость. Где я могу помолиться? Личная молитва не привязана к какому-то конкретному месту и времени. Как мы знаем, Господь пребывает с нами неразлучно, где бы мы ни находились. Вы можете, например, читать Псалтирь и на работе в сводное время, и в дороге, если можете сконцентрироваться на ней. Словом, место не имеет значения. Хорошо, если удается все-таки спокойно помолиться дома, так, чтобы вас ничего не отвлекало. Можно помолиться и на кладбище. Например, почитать самому «Литию, совершаемую мирянином дома и на кладбище» или пригласить для этого священника. Помимо этого, на кладбище можно отслужить и панихиду, но ее уже может отслужить только священник. Если вы не можете приехать на кладбище, то обе эти заупокойные службы можно отслужить и в храме или дома. Их вы можете заказать, обратившись в свечную лавку в храме. Существует также литургическое поминовение. Оно совершается на каждой Литургии в храме. Чтобы за литургией помянули умершего, следует подать записку «обедню» с его именем накануне — на Всенощном бдении, или в начале Литургии. Будет очень хорошо, если вы и сами придете в храм в этот день и помолитесь о душе усопшего. Поминают ли умерших водкой? Церковь рекомендует относиться к алкоголю с осторожностью. Апостол Павел прямо пишет: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» Ефесянам 5:18. Если же говорить про поминальный стол, то Церковь в этом случае вообще запрещает любой алкоголь. Потому что, несмотря на весьма распространённое мнение, что водка на столе, это наша — «русская» традиция поминовения, это не так. Ведь этой «традиции» не более 70-80 лет. Гораздо более зрелая позиция была в дореволюционном обществе, когда возбранялось пить на похоронах, это осуждалось не только Церковью, но и самими людьми. Безусловно, прецеденты случались и раньше, но «водочные проводы» стали повсеместными лишь в Советской России. Безбожное общество всеми силами стремилось изжить из себя людей, которые стремились жить по Законам Божиим и исполнять Евангелие. Поэтому употребление водки на похоронах стало не только обычным делом, но и, в целом, поддерживалось обществом, ведь у родственников тяжелый период. Похороны — это всегда стресс для близких людей умершего. Кажется, что же может быть плохого в том, если они «немного расслабятся»? Шаткость этой аргументации особенно подчеркивается тем, если задать вопрос, ради чего мы собираемся на похороны.
День памяти: не праздник, не поминки – что это такое и для чего нужно?
В дни Великого поста литургия с поминанием усопших совершается два раза в неделю: в субботу и воскресенье. это общественное мероприятие, связанное со смертью близкого человека, проводимое перед похоронами. Этот день особого поминовения усопших называется Радоница. Часто повторяемое поминовение способно в огромной мере облегчить их загробную участь, способно даже исходатайствовать перед Богом полное прощение их грехов» (Святитель Лука Войно-Ясенецкий). Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Чин вечного поминовения читается в различных православных монастырях, расположенных не только на канонической территории православия.
Когда и как правильно проводить поминки
Если в церкви, то заказывают панихиду, Вечное или длительное поминовение в монастырях. Милостыня и подаяние всегда будут благодатным деянием поминовения умерших. «Поминовение по умершим есть самая главная часть бескровной жертвы, приносимой за православных христиан как живых, так и умерших. По одной из исторических версий, день поминовения установили после битвы на Куликовом поле в 1380 году. Родительские субботы или дни поминовения усопших верных отличаются от дней поминок тем, что это общецерковные праздники, когда живые поминают всех усопших православных христиан, а не только родителей и родственников. Часто повторяемое поминовение способно в огромной мере облегчить их загробную участь, способно даже исходатайствовать перед Богом полное прощение их грехов» (Святитель Лука Войно-Ясенецкий).
Родительский день в 2024 году: традиции и запреты
30 марта - Поминовение усопших (Галина Николаевна Николаева) / Проза.ру | По одной из исторических версий, день поминовения установили после битвы на Куликовом поле в 1380 году. |
Родительская суббота: что мы можем сделать для умерших близких? | Поминки после похорон, на 9 и 40 дней, в годовщину смерти: правила и рекомендации проведения с соблюдением обычаев и традиций поминовения усопших. |
Почему так важно поминать усопших? Непридуманная история... | рассказали психологи Зоя Ускова и Динара Гильфантинова. |