Другие члены БРИКС испытывают давление за попытки сотрудничать с Россией, и никто пока не способен определенно сказать, чем такое противостояние закончится. Экспертная отработка торгово-экономической повестки БРИКС к министерским встречам осуществляется Контактной группой БРИКС по торгово-экономическим вопросам. Экспертный совет ЭВСУ БРИКС объединяет ведущих специалистов, обладающих огромными знаниями и опытом работы в своих отраслях – от министров до директоров крупных. Важнейшим международным событием последних дней стал саммит БРИКС в Йоханнесбурге. В последние годы БРИКС стремится к расширению своего влияния за счёт присоединения новых стран.
Что такое БРИКС и какую роль он играет в мировой экономике
Рассматриваются вопросы партнерства БРИКС и Африки в целях развития, интеграции и индустриализации, подписывается соглашение о сотрудничестве в сфере «зеленой экономики». БРИКС принял решение о трансформации из неформального клуба пяти стран в более широкий межконтинентальный союз, но при этом воздержался от конкретизации политических и. Национальный комитет по исследованию БРИКС (НКИ БРИКС) создан в 2011 году в целях исполнения утвержденного Президентом Российской Федерации Д.А. Ушаков ожидает создания в БРИКС платежной системы на блокчейне. БРИКС+ — межгосударственное объединение, союз девяти государств: Бразилии, России, Индии, КНР, Южной Африки, ОАЭ, Ирана, Египта и Эфиопии.
Состав БРИКС в 2024 году вырос вдвое: новые члены объединения
Цель группы БРИКС (BRICS) — коллективное увеличение темпов экономического роста стран-участниц и укрепление их позиций в мире за счет активного сотрудничества друг с другом. Важнейшим международным событием последних дней стал саммит БРИКС в Йоханнесбурге. Итогом ХV саммита БРИКС в ЮАР, состоявшегося в августе 2023 года, стало включение новых стран в альянс. За эти годы в БРИКС сформировалась эффективная многоуровневая институциональная структура.
Что еще почитать
- Приоритеты председательства в 2022 году
- БРИКС расширяется в поисках смысла (27 августа 2023) |
- Об итогах саммита БРИКС в Йоханнесбурге. Статья Андрея Исаева
- Россия стала председателем БРИКС: что это значит для мировой политики | Москва | ФедералПресс
- Десятки стран захотели в БРИКС: чем их привлекли Россия и Китай - МК
Breaking news
- Основная навигация
- БРИКС расширяет географию: как решение Египта повлияет на мировую торговлю
- БРИКС. Главное, что нужно знать об объединении
- Научно-технологическое и инновационное сотрудничество в рамках БРИКС: от океанологии до астрономии
Что мешает созданию единой валюты БРИКС: мнение экспертов
Ключевым вызовом в данном сценарии становится необходимость преодолеть внутренние противоречия: конкуренцию в ряде регионов, исторические споры о границе в первую очередь, между Индией и Китаем и неготовность делиться даже частью суверенитета в пользу интеграционного объединения. Хотя наличие одинаковых проблем у нескольких стран не означает, что они воспринимают эти проблемы как общие, позитивным примером здесь может послужить НАТО, где государства, имеющие исторические противоречия вековой протяженности, вполне успешно сосуществуют в рамках одной наднациональной военной структуры и сообща ищут ответы на политические и экономические вызовы. Сценарий 3 СОЮЗ Ухудшение экономической ситуации на развивающихся рынках вкупе со стартом третьей промышленной революции в развитых странах не позволяли БРИКС демонстрировать прежний экономический рост. В этих условиях лидеры пятерки выбрали стратегию национального экономического развития через развитие интеграции. Политическая повестка БРИКС стала лишь приложением к экономическому развитию, и страны-участницы придерживаются парадигмы, что сильная и устойчивая экономика сможет преодолеть вызовы любого порядка. Экономическая же повестка БРИКС за последние 15 лет претерпела существенные изменения: на сегодняшний день пятерка, создав многочисленные институты поддержки и взаимодействия бизнеса, превратилась в мощный экономический союз. Однако этот союз выходит за рамки еще одной «зоны беспошлинной торговли в мире», в его основе лежат концепция устойчивого развития и новый подход к инновациям, включая развитие технологий.
Создаваемые технологии находят широкий спрос на развивающихся рынках, включая беднейшие страны, и стимулируют устойчивое социально-экономическое развитие в мире. Эти технологии также начинают проникать на верх пирамиды, на развитые рынки, что приводит к возникновению глобальной технологической экосистемы, альтернативной сложившейся к настоящему времени и основанной на концентрации НИОКР в странах Запада и Японии. В этих условиях экономический союз БРИКС сводит свою внешнеполитическую повестку к сотрудничеству с другими торговыми блоками и отдельными странами создание ЗСТ, активизация работы в регионах мира, диверсификация портфеля проектов , однако основной задачей союза является углубление экономической интеграции. Страны БРИКС осуществляют единую внешнеторговую политику с тысячами общих торговых домов по всему миру. Более того, в условиях сохраняющейся экономической нестабильности на внешних рынках и распада еврозоны в экономическом союзе БРИКС создается единое министерство планирования и прогнозов, которое стремится сочетать компетенции и производственные мощности стран БРИКС в комплексных долгосрочных стратегиях. Ключевые вызовы, стоящие перед экономической интеграцией БРИКС: низкий уровень взаимной торговли, слабость экономических связей и взаимная конкуренция на третьих рынках.
С переходом на этот уровень важнейшим показателем развития БРИКС стала его глобальная конкурентоспособность. Представленные на ключевых континентах, которые являлись источником не только глобального роста, но и основных мировых проблем, члены БРИКС, превращаясь в главного агента работы с цивилизационными вызовами, вынуждены ставить перед собой задачи, выходящие за рамки их политических и экономических интересов. Постоянно растет плотность контактов между странами — экономических, цифровых, культурных, образовательных, общества стран БРИКС учатся проектировать совместное будущее для всего мира. Компании из Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР реализуют проекты развития глобального масштаба, и политическая подсистема альянса поддерживает его экономическую мощь. Показательным примером является масштабный инфраструктурный проект «Африканский перекресток», который связал транспортными артериями крупнейшие города Центральной, Восточной, Южной и Западной Африки. Для реализации этого проекта свои компетенции объединили более 300 компаний из стран пятерки, а Силы быстрого реагирования БРИКС по мандату ООН обеспечили безопасную постройку этой континентальной транспортной артерии.
Таких примеров становится все больше и больше — Латинская Америка стала глобальным центром биотехнологий, северо-восток Китая производит больше высокотехнологичной продукции, чем остальные страны АТР, Россия становится глобальным хабом фундаментальной науки. Приоритет на более глубокую интеграцию не привел к ее расширению, и вместо включения каждая страна-участница становится политическим, технологическим и экономическим лидером в окружающем ее регионе, беря на себя ответственность за развитие составляющих его стран. Модели поведения и распределения общественного богатства, модели образования и государственного управления, бизнес-практики и здравоохранение, практики устойчивого развития имплицитно интегрированы в любые проекты стран БРИКС. Система управления БРИКС строится по корпоративной модели, где Парламентская ассамблея выполняет роль «наблюдательного совета», а непосредственное управление осуществляется «президентом корпорации» и «советом директоров» из глав исполнительной власти стран. Объектом их управления являются конкретные функции по решению проблем — комитеты и комиссии по инновациям, культуре, обороне, социальным вопросам, развитию бизнеса и т. Мы понимаем, что помимо присущих ему одному внутренних вызовов БРИКС — необходимость создания новой модели межгосударственных отношений и действенной системы сдержек и противовесов такого масштаба — этот сценарий интегрирует вызовы и возможности предыдущих сценариев.
Само по себе наблюдаемое развитие событий не дает никаких предпосылок для появления БРИКС в таком виде, и успешная реализация этого сценария будет зависеть от способности стран БРИКС спроектировать общее будущее. Согласно оценкам ООН, достижение целей развития тысячелетия потребует более 100 млрд долларов.
По словами президента России Владимира Путина, российские власти будут продолжать усилия по сотрудничеству в трех основных направлениях — политика и безопасность, экономика и финансы, культурные контакты. На саммите в Йоханнесбурге в августе 2023 года было официально приглашено пять новых членов, которые славятся своим экономическим потенциалом и стратегическим положением в своих регионах. Сохрани номер URA. RU - сообщи новость первым! Подписка на URA.
Для них перестанут выходить обновления. Ранее журналист Сергей Лисин сообщил в своем телеграм-канале, что организаторы Игр дружбы получили отказы от основных национальных сборных команд КНР и Бразилии участвовать в соревнованиях по спортивной и художественной гимнастике. Какой-то официальной или неофициальной информации от этих стран по поводу первых или вторых составов не было, в оргкомитет - точно нет.
Не знаю, откуда [эта информация]".
В августе 2024 года саммит пройдет в Казани. На этих мероприятиях участники БРИКС обсуждают актуальные экономические и политические вопросы, разбирают региональные проблемы, вырабатывают новые торговые связи и налаживают контакты, в том числе с представителями стран, не входящих в блок. Например, на саммит в ЮАР в 2023 году пригласили 30 глав африканских государств. В 2014 году страны клуба договорились запустить свой банк и создали общий пул условных валютных резервов емкостью 100 млрд долларов для поддержания ликвидности на экстренный случай. Кроме саммитов с участием глав государств представители БРИКС проводят много встреч на уровне министерств и ниже. В рамках блока действуют десятки групп и объединений по разным направлениям, таким как зеленая экономика, инновации или информационная безопасность, которые решают поставленные на саммите задачи.
Перспективы расширения БРИКС
БРИКС: мечты о переустройстве мира и реальные перспективы | 8. комитет благородных, редкоземельных, редких,радиоактивных металлов и драгоценных Камней Брикс. |
Новыми участниками БРИКС станут пять стран: события ночи 24 августа | Структура БРИКС Центра. |
В СФ объяснили, почему нет спешки со вступлением новых стран в БРИКС | Рамафоса позднее добавил, что прием новых членов в БРИКС можно назвать первой фазой расширения альянса. |
Страны — участницы БРИКС
- Что мешает созданию единой валюты БРИКС: мнение экспертов - Финансы
- НКИ БРИКС, Россия
- Что сделал BRICS для создания новой финансовой системы
- Группа БРИКС сделала важный шаг к многополярному миру — Фонд стратегической культуры
- «Истина рождается в споре»: какие изменения ждут БРИКС с приходом новых стран
- Что такое БРИКС
Расширение БРИКС: какие страны вошли и еще войдут в альянс – инфографика
Фактически страны БРИКС являются площадкой формирования нового справедливого миропорядка, основанного не на произволе одной державы — Соединенных Штатов, не произвольно диктуемых этой державой неких правил, которые она сама же устанавливает, а на основе взаимных интересов, принципов равенства, принципов справедливости и взаимных интересов всех стран и народов мира, принципа неделимости сферы безопасности, принципа единого мирового экономического, культурного, гуманитарного пространства», — подчеркнул политолог. В этом смысле именно страны БРИКС находятся в авангарде мировых перемен, а Москва станет главным идеологом таких преобразований. Наша страна неоднократно сталкивалась с давлением со стороны «коллективного запада» и отчетливо понимает необходимость перемен. Практически все части света теперь представлены в организации и все готовы к открытому и взаимовыгодному диалогу с Москвой как ключевой частью БРИКС. БРИКС — будущий «первый мир».
И, конечно, Россия. Саммит объединения в этом году пройдет в Казани. Глава государства напомнил: подключиться к работе объединения намерены еще три десятка стран. В ближайшее время наиболее вероятно членство в объединении Индонезии, Венесуэлы и Алжира. Равноправные отношения членов организации резко контрастируют с высокомерной политикой, о которой ярко «проговорился» евродипломат Жозеп Боррель сравнил Запад с садом, а весь остальной мир — с дикими джунглями.
Фото: EPA Именно ежегодные саммиты являются ключевой формой работы БРИКС: в них принимают участие лидеры государств-членов и главы различных министерств, и именно на них принимаются фундаментальные решения, касающиеся вектора развития объединения.
Соответственно, председательство в объединении предоставляется на один год и меняется между странами на ротационной основе. Отрадно, что первый саммит прошел в Екатеринбурге в июне 2009 года , и с тех пор наша страна проводила саммит БРИКС еще один раз - в июле 2015 года в Уфе. Совсем скоро география российских городов, имеющих в своем активе опыт проведения саммита БРИКС, расширится: в 2024 году саммит пройдет в Казани, и, как заверил министр иностранных дел России Сергей Лавров, это мероприятие непременно будет успешным. В БРИКС есть: рабочие группы по самым разным направлениям сотрудничества - например, по сельскому хозяйству или информационной безопасности; ряд различных советов - Совет экспертных центров, Деловой совет, Научный совет; различные форумы внутри БРИКС, также затрагивающие определенные сферы взаимодействия между странами-членами, например, Парламентский форум, Медиафорум, Молодежный форум. Первый представляет собой этакую "заначку" для государств-членов объединения, призванную помочь им в случае появления сильных финансовых сложностей. Капитал Пула составляет 100 миллиардов долларов.
В свою очередь, Банк развития БРИКС создан для финансирования различных инфраструктурных проектов стран-участниц, а его бюджет ровно такой же, как и Пула, - 100 миллиардов долларов. К слову, сейчас Банк возглавляет экс-президент Бразилии Дилма Руссефф.
Учитывая взаимосвязь экономики и геополитики, министр обратил внимание на растущие издержки долларизации.
В связи с этим особое значение приобретает переход к взаиморасчетам в национальных валютах, что находит поддержку и у новых членов объединения. Замглавы МИДа Сергей Рябков отметил ранее, что расширение альянса способствует построению более справедливого многополярного миропорядка. Это становится особенно актуальным на фоне масштабного введения антироссийских санкций.
Многие страны понимают, что, если они станут неугодными, санкции могут ввести и против них. В любой момент. БРИКС как раз отличает положительная повестка.
Однако, по ее мнению, он просто заключается в других параметрах: это приверженность Уставу ООН, суверенитету стран, принципам взаимного уважения. БРИКС позиционируется как шанс для стран мирового большинства сформулировать на международной арене такую систему, которая будет устраивать не только определенную группу стран, а максимальное количество государств.
Научно-технологическое и инновационное сотрудничество в рамках БРИКС: от океанологии до астрономии
Экс-президент США не раз негативно высказывался по поводу такой тенденции, обвиняя Байдена в разрушении экономики. По его словам, также рассматривается вариант создания платформы, которая состыкует системы цифровых валют центробанков. Кроме этого обсуждается возможность объединения национальных систем передачи финансовых сообщений. Перспективны поставки на Африканский континент удобрений и продукции машиностроения, говорят эксперты.
Исходя из того, что в следующие 15 лет смена субъектов международных отношений выглядит весьма вероятной, мы считаем, что рассмотренные выше типы реакций этих субъектов на глобальные вызовы — усиление политической или экономической интеграции — по сравнению с сегодняшним днем не изменятся. Комбинация интенсивности усилий по данным осям образует четыре возможных сценария развития БРИКС: Оставаться в статусе «клуба развивающихся держав», существующего для обсуждения глобальной повестки, формулируемой в других странах и наднациональных объединениях. Расширять свое влияние на мировую повестку дня при помощи инструментария политической интеграции — расширения членства и создания политического альянса. Усиливать экономический рост и взаимную торговлю стран БРИКС путем активизации экономической интеграции, строя полноценный экономический союз, который за счет развития внутренней экономической мощи сможет искать ответы на вызовы, стоящие перед странами. Усиливать экономическую интеграцию политической и культурной и транслировать экономическую в пространство глобальной конкурентоспособности для решения мировых проблем, стоящих перед человечеством.
Каждый сценарий отличается тем или иным набором реализованных инициатив политической и экономической интеграции. К числу первых можно отнести, например, введение безвизового режима между странами, создание наднациональных органов, имеющих приоритет перед национальными, совместное решение вопросов безопасности, координацию внешней политики, формирование общих вооруженных сил быстрого реагирования и интеграцию вокруг себя регионов. Когда-то весомая и представительная площадка, он превратился в один из многих голосов международной политики. Каждая из участниц БРИКС предпочла преследовать собственные геополитические и экономические интересы и участвовать во все расширяющемся наборе региональных и международных площадок, альянсов и клубов. При этом ухудшающаяся экономическая ситуация в мире подталкивает страны БРИКС к защите национальных рынков и протекционизму. Местные экономики остаются ресурсоемкими и зависимыми от заимствованных инноваций и институтов. Отказ национальных правительств от передачи какого-либо объема политического и экономического суверенитета и запутанность системы внешних обязательств каждой из стран привели к тому, что постоянные наднациональные органы так и не были сформированы, и БРИКС продолжает существовать в виде периодических встреч лидеров. При этом поколение политической элиты, которое стояло у истоков клуба, уже сошло со сцены, а его преемники не унаследовали достаточной воли для формирования общего видения.
Развитие других, более динамичных организаций приведет к тому, что члены БРИКС будут уделять большее внимание альтернативным площадкам, и эксперты ожидают, что Саммит БРИКС 2030 года окажется последним саммитом пяти стран. Этот сценарий является инерционным и потому вполне реалистичным, однако он не позволяет в полной мере раскрыть потенциал пятерки. Для усиления своего веса и возможностей реагировать на ключевые проблемы глобальной политики страны пятерки предпочитают «отложить в сторону» исторические противоречия и подписывают прорывной договор о мерах обеспечения взаимной безопасности. При этом каждая из них предпочитает искать ответы на общемировые экономические вызовы самостоятельно или через существующие международные площадки, и единственным значимым инструментом экономической интеграции является Банк развития БРИКС, который, тем не менее, используется большей частью для финансирования политически обусловленных проектов. Главными торговыми партнерами пятерки основателей по-прежнему являются ЕС и США, что не позволяет выносить на обсуждение по-настоящему острые вопросы. Для этого БРИКС начинает, с одной стороны, усиливать свою представленность в системе мировых институтов управления и на коммуникационных площадках, с другой — расширяет свою репрезентативность, открывая двери для других членов. Сначала входит Аргентина, потом в целях усиления евразийской повестки и сдерживания Китая России удается привести в организацию Турцию что считается огромным геополитическим успехом. В альянсе формируется многоуровневая система членства, и на очередном ежегодном Саммите развивающихся держав в Анкаре в 2030 году ожидается предоставление членства Индонезии и Саудовской Аравии.
Страны — основатели Альянса в ходе долгого и тяжелого переговорного процесса смогли определить ту долю суверенитета, от которой они отказались в пользу созданной организации. Секретариат находится в Мумбаи, штаб-квартира — во Владивостоке, Парламентская ассамблея — в Стамбуле. Ключевым вызовом в данном сценарии становится необходимость преодолеть внутренние противоречия: конкуренцию в ряде регионов, исторические споры о границе в первую очередь, между Индией и Китаем и неготовность делиться даже частью суверенитета в пользу интеграционного объединения. Хотя наличие одинаковых проблем у нескольких стран не означает, что они воспринимают эти проблемы как общие, позитивным примером здесь может послужить НАТО, где государства, имеющие исторические противоречия вековой протяженности, вполне успешно сосуществуют в рамках одной наднациональной военной структуры и сообща ищут ответы на политические и экономические вызовы. Сценарий 3 СОЮЗ Ухудшение экономической ситуации на развивающихся рынках вкупе со стартом третьей промышленной революции в развитых странах не позволяли БРИКС демонстрировать прежний экономический рост. В этих условиях лидеры пятерки выбрали стратегию национального экономического развития через развитие интеграции.
Однако идее Примакова о военно-политическом союзе России, Индии и Китая сбыться было не суждено, а нынешнее расширение БРИКС не оставляет шансов для кулуарной выработки решений. Критики сценария развития организации «не вглубь, а вширь», без артикуляции четких целей и задач, указывают, что БРИКС рискует превратиться в некий аналог Генассамблеи ООН для развивающихся стран: это удовлетворит их амбиции с точки зрения «веса» в мировой политике, но по факту никак не окажет влияния на ее развитие. Возможно, в перспективе мы увидим создание некоторого аналога Совбеза ООН из наиболее сильных в военно-политическом и экономическом плане стран, который сможет проводить в жизнь отдельные решения сообщества, минуя долгие обсуждения и согласования. Более того, пятерка основателей БРИКС, сохранивших статус и название организации, вероятно может претендовать на такую роль. Но вряд ли остальные участники готовы признать за ней право выносить коллективные суждения. Особенно если речь пойдет о вопросах принципиальных — военных операциях, конфронтации, революционных финансово-экономических мерах. В то же время пущенное на самотек развитие БРИКС при дальнейшем расширении может привести к формированию в организации групп и кланов например, «нефтяных» или «региональных». В таком случае сообществу грозит либо дезорганизация, либо усиление Китая. Китай, впрочем, всячески отнекивается от перспективы лидерства в БРИКС, а председатель КНР Си Цзиньпин даже заявил, что «китайская нация не имеет в своих генах гегемонистских черт» и «тяги к великодержавным играм». Китайская идея именно этим и нравится развивающимся странам, поскольку осуществляется без жесткого давления. Как китаист, могу сказать, что для КНР идея столкновений, конфронтации — чуждая, в их политической культуре принято учитывать все нюансы и спорные моменты». Как бы то ни было, приняв через семнадцать лет после своего основания решение преобразоваться из неформального клуба пяти стран в большую международную и межконтинентальную организацию, БРИКС будет вынужден найти ответы на принципиальные вопросы о смысле своего существования. При этом одни страны первым делом хотят изменить политическую реальность, другие — торговые и экономические правила игры, и все заинтересованы в гарантиях собственной безопасности. Естественно, весь этот противоречивый букет желаний адресуется либо существующему мировому гегемону — США, либо коллективному Западу, в том числе его политическим военным и финансовым институтам. При этом страны БРИКС совершенно не собираются вести с Западом войну на уничтожение в прямом и переносном смысле слова. Требуя от США уважения к своим национальным интересам, Россия, Китай и партнеры лишь хотят диалога с американцами на равных. В экономике требования стран БРИКС, как правило, сводятся к устранению возводимых Западом барьеров в виде односторонних санкций и торговых ограничений. Таким образом, «антизападная идеология» БРИКС всего лишь отражает пожелания нормализации отношений с западным миром, и ее можно считать конструктивной платформой. Проблема в том, что как раз равного диалога в Вашингтоне и не приемлют, а в целом западные политики, несмотря на мантры об инклюзивности и равноправии, продолжают в отношении развивающихся стран политику неоколониализма. Например, Госдеп США, даже пытаясь втянуть Индию в антикитайский блок и суля инвестиции в авиастроение и кораблестроение, позволяет себе порицать религиозную и национальную политику Нью-Дели, а также указывать на «репрессии против журналистов и диссидентов». При равноправных отношениях Индия могла бы поднять вопрос о репрессиях в США, развернутых против преподавателей школ и университетов, которые не желают повторять ересь о существовании нескольких десятков гендеров или праве пятилетних детей менять свой пол. Требование России к НАТО остановить продвижение на восток, требования Китая к США отменить торговые ограничения и перестать вооружать Тайвань и пока молчаливое желание Индии видеть уважительное отношение к своей национальной идентичности, по сути, имеют общее основание — требование справедливости. Но очевидно также и то, что у этого объективного процесса — процесса создания нового миропорядка — все-таки есть непримиримые противники, стремящиеся этот процесс затормозить, сдержать становление новых, самостоятельных центров развития и влияния в мире», — заявил президент России Владимир Путин, обращаясь по видеосвязи к участникам саммита. Куда идти дальше? Продолжить путь сотрудничества и интеграции или повернуться к расколу и конфронтации? Продолжить путь мира или скатиться в пучину новой холодной войны? Продолжить путь открытости во имя процветания или погрузиться в болото рецессии из-за гегемонии и буллинга? Укрепить взаимодоверие в ходе контактов или допустить растление души гордыней и предубеждением? Разница в том, чем та или иная страна готова пожертвовать ради достижения своих представлений о справедливости. И насколько достижение этих ценностей может компенсировать отток западных кредитов, инвестиций, инноваций в случае конфликта с «мировым полицейским». При этом политические или экономические цели членов БРИКС могут противоречить интересам других стран-участниц. А часть государств может попытаться вступить в организацию лишь ради того, чтобы поднять свою значимость в глазах США и в надежде получить щедрое вознаграждение за возвращение в лоно Запада. Ярким примером тому служат Китай и Индия, имеющие разногласия относительно принадлежности региона Аксайчин на Тибетском плато. К счастью, перманентные пограничные конфликты не перерастают в войну между двумя ядерными державам, возможно во многом благодаря общим целям, которые страны пытаются реализовать, участвуя в БРИКС. Когда на одной чаше весов находится вопрос об установлении контроля над несколькими квадратными километрами каменистой почвы, а на другой — стремление вывести страны в мировые лидеры, весомее оказывается второе. Бразилия и вступающая в БРИКС Аргентина тоже имеют определенные противоречия, поскольку каждая из стран стремится стать региональным лидером. Вступающие в БРИКС Иран, Саудовская Аравия и потенциальная Турция также имеют претензии не только на региональное лидерство, но и стремятся встать во главе части мусульманского мира. Если усилия этих стран не будут направлены друг против друга, их совместному доминированию на Ближнем Востоке никто не сможет бросить вызов.
Усов, «внимание к нуждам государств африканского континента, экономическая помощь, не обремененная политическими условиями, торговый и инвестиционный бум, энергичная защита их интересов в международных организациях делают БРИКС привлекательной для Африки альтернативой Западу» [1]. Эта позиция соответствует и южноафриканскому видению отношений группы БРИКС с африканским континентом. Говоря о взаимодействиях Африки с НБР, следует обратить внимание на то, что в октябре 2019 года Африканский банк развития African Development Bank и НБР подписали соглашение о продвижении новых проектов, направленных на улучшение жизни миллионов африканцев. Целевые проекты соглашения охватывают чистую «зеленую» энергетику, транспортную инфраструктуру, ирригацию, управление водными ресурсами, санитарию, устойчивое городское развитие, а также экономическое сотрудничество и интеграцию [11]. В соглашении отмечается, что Новый банк развития БРИКС будет работать с Африканским банком развития над совместным определением, подготовкой и финансированием проектов в странах, представляющих взаимный интерес. По мнению профессора В. Юртаева, такая повестка «позволит создать концептуальную основу для взаимодействия между странами-участницами, в число которых входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР, по разработке модели эффективного партнерства в сопряженном регионе» [10, с. Формат «БРИКС плюс» открыт для членства стран, находящихся в контексте сотрудничества Юг-Юг, в то время как НБР открыт для стран с другим статусом: от учредителей с правом голоса до стран-членов, не являющихся заемщиками [17, р. Примечательно, что некоторые государства объединений «глобального Юга» уже стали членами НБР: Бангладеш с 16 сентября 2021 г. Потенциальными членами являются Египет и Уругвай. На уровне НБР подчеркивается, что указанные кандидаты были приняты Советом управляющих НБР и официально станут странами-членами после того, как сдадут на хранение свой документ о присоединении [18]. Реформа глобального экономического и финансового управления как один из основных векторов деятельности БРИКС ведет к поощрению присоединения к НБР новых членов в данном случае из «глобального Юга» и может рассматриваться как возможный подход к расширению и самого БРИКС. Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в условиях происходящих тектонических мировых изменений расширение организации, в частности реализация в том или ином виде формата «БРИКС плюс», является эволюционно востребованным, объективно давно назревшим шагом. Необходимость расширения БРИКС предопределяют положительные прогнозы для экономик развивающихся стран, намеренных проводить независимый курс, защищая свои национальные интересы, но прежде всего - появление новых центров принятия глобальных экономических решений и утрата в этом смысле монополии европейских и трансатлантических объединений. Именно БРИКС благодаря своей специфике оптимально соответствует требованиям формирующегося молодого мироустройства. Открытое и равноправное межгосударственное сотрудничество в рамках объединения существенно отличается от устаревших шаблонов и непрозрачных схем асимметричной кооперации, продвигаемых западными державами. Расширение позволит группе БРИКС подтвердить свой статус репрезентативного, инклюзивного, открытого и прозрачного союза современного мира, одного из влиятельных центров нового мироустройства. Исходя из того, что основные факторы-показатели, ставшие опорными для объединения Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР в единую группу, исторически уже апробированы и доказали свою надежность и состоятельность, можно предположить, что решение о принятии новых членов будет также основываться на этих же самых критериях. Напомним еще раз: это высокий ВВП и темпы экономического роста, значительная ресурсная база, крупный поток иностранных инвестиций и привлечение иностранного капитала, крупная доля в создании мирового валового продукта и в международной торговле, существенная экономическая и политическая роль на уровне макрорегиона, стремление к реформированию правил международного экономического сотрудничества. Такие страны-претенденты, как Аргентина, Алжир, Египет, Иран, Саудовская Аравия и Турция, являются потенциальными кандидатами для вступления в БРИКС, поскольку обладают не только приемлемым экономическим весом, но и другими показателями, ставящими их в ряды развивающихся держав и новых центров силы в мире. К этим индикаторам относятся, среди прочего, человеческий и ресурсный, промышленный потенциал, современная инфраструктура. Немаловажными критериями оценки в рамках БРИКС являются независимый и самодостаточный подход позиционирования этих стран на мировой арене, их весомая роль в региональных процессах и готовность содействовать реформе системы глобального управления. Разумеется, при расширении интеграционного объединения не исключен ряд сложностей и рисков. Тот же самый формат «БРИКС плюс» создает определенный уклон в сторону политического измерения, который может обострить отношение не терпящего конкуренции западного мира к странам БРИКС. Яркий пример такого отношения к стране - члену группы уже имеется: введение беспрецедентных экономических санкций против России со стороны ЕС, США, Великобритании, Канады и других стран Запада. Нельзя исключать, что при вступлении в БРИКС новых государств возможно появление конфликтной среды внутри самого объединения. Тем самым возникнет задача поиска новых способов решения разногласий между своими членами.
Состав БРИКС в 2024 году вырос вдвое: новые члены объединения
Россия стала председателем БРИКС: что это значит для мировой политики | Москва | ФедералПресс | Участие в БРИКС усиливает суверенитет всех входящих в него стран, включая Россию, и открывает большие перспективы. |
БРИКС может превратиться в БАРСИКИ: Аргентина и Иран решили вступить в объединение | В результате, укрепляются механизмы бездолларовых расчётов БРИКС в рамках международных финансовых и банковских структур группы, которые становятся. |
Статус партнеров БРИКС будет максимально близок к членству | Вторым важным аспектом формирования полноценной международной экономической структуры на базе БРИКС является разработка стратегического документа – манифеста. |
«Истина рождается в споре»: какие изменения ждут БРИКС с приходом новых стран | Национальный комитет по исследованию БРИКС (НКИ БРИКС) создан в 2011 году в целях исполнения утвержденного Президентом Российской Федерации Д.А. |
Итоги саммита БРИКС: как теперь он назовётся и что у него за валюта
Но объявление о фактическом приеме конкретных стран стало неожиданностью. Дальнейшее расширение — а в списке ожидающих своей очереди числится около 20 государств — знак спроса на альтернативные структуры для решения общих проблем и продвижения интересов государств Глобального Юга, не удовлетворенных нынешним глобальным порядком. Почти все государства Глобального Юга в БРИКС — и старые, и новые — не настроены открыто антиамерикански наоборот, многие из них — близкие партнеры США, а в двух из них вообще размещены американские войска. Но они хотят развивать альтернативные геоэкономические структуры, которые заполнят глубокие пробелы и исправят недостатки нынешнего миропорядка под началом Америки. Ключевой момент для БРИКС сейчас — переход от расширения членства к повышению эффективности его институтов. Обычно по мере расширения того или иного клуба усугубляются и трудности с достижением целей.
Как стало известно по итогам саммита министров иностранных дел организации 19 мая, БРИКС задумался о расширении. Участники встречи поддержали предложение китайской стороны проработать руководящие принципы, стандарты и процедуры расширения организации. По словам постоянного представителя Китая при ООН Чжана Цзюня, «солидарность и сотрудничество стран с формирующимся рынком и развивающихся стран имеет большое значение для решения сегодняшних глобальных проблем».
Что стоит за данной инициативой, в чем заключается интерес Китая? Любой процесс, который ведет к расширению БРИКС и позволяет этой структуре нарастить влияние на вопросы глобального управления, отвечает китайским интересам. Кроме того, в ходе спецоперации России на Украине между членами БРИКС появилась определенная солидарность — никто из них никаких санкций против России не ввел. Это говорит о том, что и для Китая, который постоянно сталкивается с угрозой экономической войны, БРИКС может быть дополнительной страховкой от американских мер по его экономической изоляции.
Как "шестёрка" и США пытались отыграться на российском президенте Что касается Саудовской Аравии, то у неё тоже есть причины быть недовольными действиями нынешней администрацией США, которая к этой стране относится заметно менее трепетно, чем предыдущая. На днях президент США Джо Байден был с визитом в Эр-Рияде, и многие эксперты назвали целью поездки уговорить саудитов увеличить добычу нефти для удара по России. На этом фоне игра Вашингтона на несколько фронтов, перспективы снятия эмбарго с Венесуэлы явно не добавляют США очков за столом переговоров с саудитами, которым тоже есть смысл поднимать ставки в торге со своим неудобным "партнёром". Кроме того, необходимо понимать ещё один важный момент. Это крайне наивное заблуждение. Впрочем, назвать его экономическим блоком тоже сложно. Экономический блок — это ЕАЭС, структурированная организация со своими регламентами и чёткими правилами, обязательными к исполнению всеми участниками. БРИКС — это, скорее, форум, участники которого координируют экономическую политику, и в этом плане уместнее сравнивать его с G7. Впрочем, и тут есть большое отличие, G7 и есть тот самый коллективный Запад, который во всех плоскостях: и в политике, и в экономике, и в военном планировании — абсолютно монолитен. Дискуссионным клубом его никак не назовешь, ибо дискуссии там нет, все решения присылаются из одной страны и известны заранее. БРИКС же — структура куда более аморфная. В ней присутствует Бразилия, которая во многом не только экономически, но и политически ориентирована на США, Индия и Китай, которые, мягко говоря, друг друга не любят и являются конкурентами во всех плоскостях. Если добавить сюда Турцию, Иран, Саудовскую Аравию и Египет — получится во многом "лебедь, рак и щука". Тем не менее, существование группы даже в нынешней конфигурации доказывает её жизнеспособность и востребованность.
Научно-технологическое и инновационное сотрудничество в рамках БРИКС: от океанологии до астрономии Научно-технологическое и инновационное сотрудничество в рамках БРИКС: от океанологии до астрономии 27. Участие во встрече приняли национальные координаторы, включая новые страны, присоединившиеся к объединению.
Последние новости и события БРИКС
Боливия искренне заинтересована в присоединении страны к БРИКС. В результате проведенного исследования установлено, что БРИКС – это союз суверенных и равноправных государств, активных участников интеграционных процессов, основными. Цель группы БРИКС (BRICS) — коллективное увеличение темпов экономического роста стран-участниц и укрепление их позиций в мире за счет активного сотрудничества друг с другом.
Что такое БРИКС: расшифровка, цели, принципы | Екатерина Малашенко
Он также заявил, что эта межгосударственная структура должна "организовать страны Глобального Юга", чтобы эти государства могли проводить независимую экономическую политику в своих собственных интересах. Подобные намерения носят исключительно мирный характер — в отличие от постоянных санкционных угроз, которые озвучиваются на саммитах проамериканского блока. Лидеры объединения практически не упоминали в своих заявлениях ни Вашингтон, ни Брюссель, и не пытались бросить им публичные вызовы. Потому что ее растущее влияние само по себе подразумевает снижение влияния США. А планы создания единой валюты для взаимных расчетов ускоряют процесс делолларизации мировой экономики. Хотя на саммите в Южной Африке никто не произносил по этому поводу никаких заявлений. Это утверждение лучше всего отражает происходящее в Южной Африке. Ведущие глобальные экономики из стран Глобального Юга больше не желают оставаться сырьевым придатком и сборочным цехом Запада, и не хотят оставаться на второстепенных ролях, которые уготованы для них в несправедливом миропорядке, установленном под руководством США.
Иран - важный игрок в регионе, но всё ещё страна-изгой, и его соседи больше боятся его, чем уважают. Всё вышеперечисленное - это только часть проблемы. В конце концов, Европейский союз объединяет страны с различным политическим и экономическим потенциалом. Однако, несмотря на многочисленные внутренние противоречия, он функционирует уже три десятка лет и не разваливается. И вот тут придётся перейти ко второму вопросу: в общих чертах страны-участницы БРИКС объединяет их нелюбовь к коллективному Западу что, впрочем, вовсе не исключает сотрудничества с ним. Во всех остальных сферах они не только преследуют собственные интересы, но и конкурируют друг с другом, решая те или иные вопросы по-своему. Они честно стараются, но воз не двигается, потому что каждый тянет в свою сторону. Пора учить китайский? Россия является одним из основателей БРИКС - организации, которая была создана в июне 2006 года на Петербургском экономическом форуме. Однако стоит отметить, что Россия никогда не была причислена ни к Глобальному Югу, ни к Северу. Современная концепция разделения мира основана на противостоянии коллективного Запада и России, а не какого-либо блока или союза с российским участием. Возьмём нашего ближайшего соседа и союзника - КНР. Примерно с начала 2000-х годов эксперты стали отмечать, что именно Китай, а не Россия является главным противником США и по возрастанию экономической мощи, и по притязаниям на политическое влияние в мире. И руководство КНР не даёт повода сомневаться в том, что во главу угла оно ставит собственные политические и экономические интересы. В настоящее время отношения между Москвой и Пекином ровные и дружеские. Однако в борьбе за влияние на страны Глобального Юга Россия и Поднебесная хотят откусить кусок от одного пирога. Да и на евразийском континенте их интересы тоже пересекаются. Правда, один из принципиальных тезисов, которые были заложены в БЕП, гласит, что российская инициатива не направлена на противодействие или конкуренцию с китайской ИПП. Да и китайская сторона не высказывает принципиальных разногласий или опасений по поводу действий Москвы. Но трудно отделаться от ощущения, что китайцы просто не считают Россию, занятую преодолением последствий экономических санкций и решением политических проблем, связанных со специальной военной операцией СВО , опасным конкурентом. По крайней мере, в настоящее время. А что будет, когда ситуация изменится? Как долго Пекин будет сохранять благодушие? Чья сегодня соляная пустыня? Китай и Индия - самые быстрорастущие экономики мира и, одновременно, геополитические соперники. Китай, в свою очередь, руководствуясь принципом «враг моего врага - мой друг», с 1972 года сформировал стратегический альянс с Пакистаном. С 1989 года Поднебесная является основным военным партнёром Мьянмы, а с 2000-х - Шри-Ланки.
Бреттон-Вудская система изжила себя, пришло время создать новый доминирующий центр силы на международной арене. Если так, то это серьезная ошибка. Как отметила Трита Парси из Института Квинси, присоединение того же Ирана говорит о том, что США больше не могут выступать в роли вышибалы, решая, кого пускать в те или иные глобальные группировки, а кого нет. Таким образом, это еще один признак того, что эпоха однополярности подходит к концу — или даже уже закончилась. Вашингтону следует в ответ на сигнал из Йоханнесбурга исправить свой не просто несовершенный, а подчас и откровенно контрпродуктивный политический подход к Глобальному Югу. Таким образом он сможет восстановить свой рушащийся авторитет и влияние и поможет скорее решить основные проблемы, вставшие перед всей планетой.
Это важный момент. Это первое расширение группировки с 2010 года, когда к ней присоединилась ЮАР, и крупнейший ее шаг с 2015 года, когда был основан Новый банк развития. Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram Расширение привлечет в блок богатые энергоресурсами и зажиточные страны Персидского залива, повысит представительство Африки и Латинской Америки и продемонстрирует огромное разнообразие внутриполитических систем среди членов. Кроме того, с включением региональных соперников Саудовской Аравии и Ирана БРИКС все больше представляется обширным и многосторонним институтом, которому по силам упрочить наметившуюся оттепель в отношениях двух государств. Ожидалось, что саммит определит четкие критерии для приема новых членов. Но объявление о фактическом приеме конкретных стран стало неожиданностью.