«Новатэк» сообщал, что первая очередь проекта на полуострове Гыдан произвела первый сжиженный газ в декабре, однако танкеров для вывоза СПГ у «Арктик СПГ — 2» по-прежнему нет. “Сейчас на наших глазах завершается уникальная морская операция по транспортировке первой технологической линии по производству сжиженного природного газа проекта “Арктик СПГ 2” на полуостров Гыдан.
В Гыде презентовали проект завода «Арктик СПГ-2»
Проект «Арктик СПГ 2», для которого готовятся платформы, раскинулся на Гыданском полуострове, на противоположном от проекта «Ямал СПГ» побережье Обской губы. Новость компании Нефть и Газ СПГ. Иностранные акционеры проекта «Арктик СПГ-2» объявили форс-мажор по участию в проекте из-за санкций США. «Новатэк» не ответил на запрос Forbes, а на сайтах акционеров проекта нет упоминаний о форс-мажорных обстоятельствах в связи с «Арктик СПГ 2». Японские участники «Арктик СПГ 2» отказались комментировать ситуацию, писал ТАСС. Экологические характеристики Арктик СПГ 2 обеспечат его длительную конкурентоспособность в условиях перехода к низкоуглеродной экономике и возрастающих требований к СПГ-проектам по сокращению эмиссии СО2.
ЦСКМС и Арктик СПГ 2: как в Заполярье строят плавучие заводы для сжижения природного газа
Арктик СПГ-2 — проект компании «Новатэк» по добыче природного газа и по производству сжиженного природного газа на Гыданском полуострове (по другую сторону Обской губы от Ямала). «Мы завершили важный этап реализации проекта «Арктик СПГ 2» – морскую буксировку полностью собранной на ЦСКМС технологической линии СПГ и ее установку в терминале «Утренний», – отметил Председатель Правления «НОВАТЭКа» Леонид Михельсон. В Saipem сообщили, что компания завершила выход из проекта, участником которого была с 2018 года, добавив, что нереализованный задел по контрактам, связанным с “Арктик-2 СПГ”, сведен к нулю. «Арктик СПГ-2», любимое и широко распиаренное детище Новатэка, все глубже входит в режим «подморозки».
Тысяча лет войны за ресурсы. Россию хотят вытеснить из Арктики
Насколько глубоки проблемы и как они могут отразиться на дальнейшей судьбе «Арктик СПГ 2», портал выяснил у экспертов. 20 июля президент России Владимир Путин дал старт отправке по Северному морскому пути первой линии по производству сжиженного природного газа для проекта "Арктик СПГ – 2" к месту эксплуатации на Гыданский полуостров. Ранее «Ведомости» со ссылкой на источники в Минэнерго сообщили, что добычу газа на «Арктик СПГ — 2» резко сократили. Российский проект "Арктик СПГ-2" оказался впечатляющим достижением в технологической гонке с Западом, заявляет польское издание Myśl Polska.
Джентльмены меняют правила
Президенту предлагают воспользоваться электрокаром. Пояснение российскому лидеру дает председатель правления компании «Новатэк». Подробно обо всей технологической цепочке - от производства заготовок для металлоконструкций, до модулей, уже готовых для второй платформы проекта «Арктик СПГ-2». И все же, главная героиня сегодня, что ясно даже по габаритам - эта, первая, плавучая платформа. Каждый модуль внутри имеет свое назначение. Очищение газа, сжижение и закачка в хранилище, то есть, полный цикл — все происходит прямо на платформе. Ее производительность - 6,5 миллионов тонн в год. Это первый завод не только в России, именно таких масштабов, но и в мире. Потому что есть аналоги, но они гораздо меньше.
Платформа имеет вес 640 тыс. Линия состоит из бетонного основания гравитационного типа с резервуарами хранения СПГ и газового конденсата, на которое смонтированы модули верхних строений с технологическим оборудованием для производства и отгрузки СПГ и стабильного газового конденсата. Уникальным преимуществом нашей производственной базы ЦСКМС в Мурманской области является возможность серийно производить линии сжижения: мы сейчас находимся на продвинутой стадии строительства второй линии проекта «Арктик СПГ 2» и начинаем работы по бетонному основанию уже третьей линии».
Отказалась продолжать работу по проекту и корейская верфь Daewoo. Там планировалось построить шесть судов — по три для "Совкомфлота" и японской MOL в качестве судовладельцев. Корейцы расторгли контракт с российской стороной после того, как не получили плановый платеж от одного из европейских контрагентов. Компания вынуждена будет перенаправлять партии СПГ в Европу, где транспортное плечо короче. У России до сих пор не было опыта самостоятельного строительства подобных танкеров.
В частности, Reuters писало о форс-мажорах по контрактам с китайскими компаниями Shenergy Group и Zheijang Energy, а также испанской Repsol. После того отказа иностранных акционеров от СПГ, «Арктик СПГ-2» придется продавать его на споте: около 2,6 млн тонн только с первой линии. Коммерческие отгрузки планировалось с начала 2024 года, а на полную мощность в 19,6 млн тонн завод должен выйти к 2026 году. Но сроки могут сдвинуться, так как США внесли оператора проекта и его подрядчиков в SDN-list, что автоматически отрезает покупателей из Европы и Азии от покупки СПГ из-за угрозы введения в отношении них вторичных санкций.
Не менее серьезными могут оказаться проблемы с финансированием. Разница в стоимости, по словам собеседников «Ъ», должна была закрываться за счет акционеров, но, вероятно, без участия TotalEnergies, которая объявила о прекращении вложений в проекты в РФ после начала военных действий на Украине. РФ и «Открытие».
Джентльмены меняют правила
Евгений Селищев начальник управления сопровождения строительно-монтажных работ ООО «Новатэк-Мурманск» На Гыданском полуострове создают все условия для запуска завода. Сейчас там трудятся около 12 000 человек. На полуострове появился аэропорт «Утренний», первый рейс состоялся в 2021 году. Специалисты обустроили месторождение, углубили дно и сделали причальные набережные для новых линий. Завершается строительство береговых объектов завода. Гыданский полуостров, вид на площадки, на которых разместят линии завода «Арктик СПГ 2». Когда линии придут на полуостров, их опустят на дно за счет балластных отсеков. Подключат технологические трубопроводы, проведут финальный этап пусконаладочных работ и запустят производство. Кроме балластной системы, в основании есть емкости для хранения СПГ общим объемом 229 тысяч кубических метров и резервуар для хранения стабильного газового конденсата на 75 тысяч кубических метров.
Таким образом под угрозой находится реализация государственной стратегии по развитию Арктической зоны. Контракт был заключен в 2020 году, но после известных событий февраля 2022 года иностранцы разорвали договор. Тем не менее верфь под новым названием Hanwha Ocean продолжила строительство, но дальнейшая попытка выкупить судна, по данным СМИ, кипрскими компаниями также привела к блокировке американскими санкциями. В конце марта журналисты Bloomberg заявили о трудностях Hanwha Ocean с продажей этих газовозов. В феврале представители компании заявили о невозможности зафрахтовать их для проекта "Арктик СПГ — 2" из-за санкций и о поисках вариантов продажи. По данным из открытых источников, первый из этой партии танкер "Николай Басов" будет построен приблизительно к июлю 2024 года. В 2019 году опять же на Восточном экономическом форуме SHI заключила соглашение с российской "Звездой" об учреждении совместного предприятия по управлению проектами строительства флота. Иностранцы предоставили россиянам техническую документацию судов и помогли запустить строительство газовозов в России. Первое судно под строительным номером 041 — "Алексей Косыгин" — достроили на "Звезде" и спустили на воду в мае 2022 года всего пять. В январе 2024 года компания SHI остановила производство оборудования и модулей для 10 из 15 газовозов, ссылаясь на растущее давление западных санкций на Россию. Судя по всему, судна по номерам от 046 по 055 будут строить на "Звезде". Санкции по ФранцииГаз переходит в жидкое состояние при температуре минус 163 градуса по Цельсию. Для того чтобы газовоз мог транспортировать СПГ, на нем должны быть установлены соответствующие низкотемпературные танки. Контракт на изготовление был заключен в 2020 году, однако в январе 2023 года договор был приостановлен. Французский энергетический концерн Total Energies после объявления форс-мажора отказался от получения своей газовой доли ввиду запрета американцами на ее получение. Как бы абсурдно это ни звучало, но это так. Процесс невидимого давления сопровождала развязанная европейскими СМИ лживая информационная кампания. Например, в августе 2022 года газета Le Monde опубликовала статью под заголовком "Как TotalEnergies заправляет российские истребители на Украине" с обвинениями в чуть ли не в финансировании боевых действий и извлечении рекордной прибыли. Total Energies пришлось оправдываться.
Линия состоит из бетонного основания гравитационного типа с резервуарами хранения СПГ и газового конденсата, на которое смонтированы модули верхних строений с технологическим оборудованием для производства и отгрузки СПГ и стабильного газового конденсата. Уникальным преимуществом нашей производственной базы ЦСКМС в Мурманской области является возможность серийно производить линии сжижения: мы сейчас находимся на продвинутой стадии строительства второй линии проекта «Арктик СПГ 2» и начинаем работы по бетонному основанию уже третьей линии».
Конструкция газовозов ледового класса Arc7 позволяет преодолевать лед толщиной более 2 м. Ширина судов составляет 48,8 м, длина — 300 м, дедвейт — 81 тыс. Мощность силовой установки судна составляет 45 МВт. В декабре 2021 года правительство выделило Минпромторгу из резервного фонда 4,1 млрд рублей для субсидий на второй и третий этапы строительства газовозов, а сроки выпуска танкеров должны были синхронизировать с запуском линий сжижения "Арктик СПГ 2" - конец 2023 года, 2024 и 2026 годы. Теперь сложно сказать, когда СПГ с нового проекта отправится покупателям.
«Новатэк» готовится к отгрузке первой партии газа с проекта «Арктик СПГ 2»
Арктик СПГ-2 — проект компании «Новатэк» по добыче природного газа и по производству сжиженного природного газа на Гыданском полуострове (по другую сторону Обской губы от Ямала). "Арктик СПГ-2" – инвестиционный, крупнобюджетный и долгосрочный проект, который дает стране новые возможности для освоения Арктики, развития судоходства и увеличения грузопотока по Севморпути, развития машиностроения и науки. «Новатэк» сообщал, что первая очередь проекта на полуострове Гыдан произвела первый сжиженный газ в декабре, однако танкеров для вывоза СПГ у «Арктик СПГ — 2» по-прежнему нет.
“Арктик СПГ-1” открыл крупное месторождение на Гыдане
На каком этапе находится реализация Арктик СПГ-2? По состоянию на конец 2023 года завершается строительство первого из трех газоперерабатывающих заводов, который, согласно проектной документации, должен был быть завершен в 2023 году. Что это означает? Это означает, что все активы и счета компании в юрисдикции США блокируются если они там были , а также что американским компаниям и банкам запрещено осуществлять любые операции с подсанкционной компанией. На что это может повлиять? В первую очередь — на реализацию строительство самого проекта. Как я писал выше, сейчас почти достроен только один из трех заводов: оборудование, необходимое для его постройки, было завезено и установлено еще до введения санкций. Однако теперь могут возникнуть проблемы с приобретением комплектующих и расходных материалов, а также техобслуживанием установленного оборудования. Строительство двух следующих заводов теперь вообще под вопросом.
Корейцы расторгли контракт с российской стороной после того, как не получили плановый платеж от одного из европейских контрагентов. Компания вынуждена будет перенаправлять партии СПГ в Европу, где транспортное плечо короче. У России до сих пор не было опыта самостоятельного строительства подобных танкеров. Конструкция газовозов ледового класса Arc7 позволяет преодолевать лед толщиной более 2 м. Ширина судов составляет 48,8 м, длина — 300 м, дедвейт — 81 тыс.
Компания остановила сотрудничество с российской "Звездой", где по контракту и строятся 15 газовозов ледокольного класса для "Арктик СПГ 2". Такой сценарий Financial Times предсказывала еще в марте прошлого года. Тогда издание сообщало, что газовые проекты России в Арктике могут оказаться под угрозой, и больше всего на них должен повлиять уход GTT. Отказалась продолжать работу по проекту и корейская верфь Daewoo. Там планировалось построить шесть судов — по три для "Совкомфлота" и японской MOL в качестве судовладельцев.
Неудивительно, что вскоре все участники проекта "Арктик СПГ-2", как сам "Новатэк", так и иностранные партнеры объявили форс-мажоры по проекту. Форс-мажор очевиден, а такая формулировка позволит избежать штрафов в случае задержки или отмены поставок сжиженного природного газа СПГ по контрактам. С другой стороны, для иностранных участников объявление форс-мажора может означать и приостановку участия в проекте "Арктик СПГ 2". Что было? Сложности у "Арктик СПГ 2" начались уже вскоре после случившихся в 2022 году геополитических изменений. Прекратили работу западные подрядчики, возникли проблемы с поставкой части еще не полученного импортируемого оборудования. Кроме того, один из партнеров по совместному предприятию TotalEnergies объявила, что приостанавливает инвестиции. Такой режим работы показывает себя эффективно при продолжении проекта в условиях сложившихся ограничений. Так или иначе, понятны два аспекта. Во-первых, существенные проблемы связаны c дефицитом газовых турбин, которые компания Baker Hughes успела поставить не для всех трех линий. Забегая вперед: ответом на этот вызов в будущем стал проект "Мурманский СПГ", где будет использована электроэнергия Кольской АЭС и электрический привод компрессоров, который проще импортозаместить. Во-вторых, возможные трудности будут нарастать от первой линии которая уже запущена к третьей где "плановое" иностранное оборудование удалось получить в меньшем объеме. Тем не менее, проект вовсю реализуется, а два судна, как предполагается, с оборудованием для оставшихся строящихся линий недавно вышли из китайского порта. Что случилось? Таким образом, с добычей ожидаемо проблем нет, с заводами по сжижению — трудности решаются. Но остался последний этап цепочки — это транспортировка СПГ. Во многом именно на него направлены новые санкции. Неслучайно, практически одновременно в SDN-лист попали и два новых перегрузочных комплекса с СПГ-танкеров ледового класса на традиционные газовозы — в Мурманске и на Камчатке, которые должны сыграть важную роль в логистике вывоза СПГ с нового проекта.
США хотят отнять у России Север: Вашингтон намерен уничтожить проект «Арктик СПГ-2»
Подписаться на новости. Первая линия завода «Арктик СПГ 2», которую отправят на Гыдан в августе 2023 года. Теперь завершена морская транспортировка первой технологической линии проекта "Арктик СПГ 2" из Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений на западном берегу Кольского залива на месторождение "Утреннее" на полуострове Гыданский в. Первую линию завода "Арктик СПГ-2" запустят до конца 2023 г., отгрузки сжиженного природного газа (СПГ) начнут в 2024 г., заявил вице-премьер Александр Новак на V российско-китайском энергетическом форуме в Пекине. Участок граничит с Трехбугорным и Гыданским лицензионными участками НОВАТЭКа на полуострове Гыдан.