Последние новости о белорусско-российских двусторонних отношениях читайте в материалах Sputnik. Последние новости о белорусско-российских двусторонних отношениях читайте в материалах Sputnik. В этой связи он призвал всех обратить внимание на то, как в сложившейся ситуации повели себя Белоруссия и Россия.
Лукашенко: Союзу Беларуси и России удалось предвосхитить сегодняшние «тектонические сдвиги»
Россия и Белоруссия должны оставаться суверенными независимыми государствами, заявил Александр Лукашенко. Россию и Беларусь связывают многолетние традиции дружбы и взаимопомощи, культурная и духовная общность, совместное историческое прошлое и перспективы совместного развития. Единая валюта России и Белоруссии может появиться не ранее 2030 года, сообщают «Известия». Сегодня процесс воссоединения России и Беларуси происходит в формате Союзного государства, в котором народы двух стран стали равноправными частями. Президент РФ Борис Ельцин и президент Белоруссии Александр Лукашенко во время подписания договора об образовании Союза России и Белоруссии.
Лукашенко отметил вклад Михайлова в укрепление связей между РФ и Белоруссией
И только превентивный удар ВКС РФ и заход россиян на Украину через Белоруссию спас страну. С Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко в ходе заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства России и Белоруссии. Партнерство России и Беларуси вышло на космический уровень! Как передает ТАСС, они заслуживают особой оценки, отметил Президент РФ Владимир Путин в видеообращении к участникам Форума регионов России и Белоруссии. Цеков спрогнозировал объединение Белоруссии и Калиниградской области при конфликте с НАТО. Россия и Белоруссия в сложнейшее кризисное время демонстрируют единство на международной арене.
Муравейко заявил, что концентрация западных войск у границ Белоруссии и РФ достигла пика
Отношения РФ и Белоруссии прошли разные стадии юридического оформления, но все это время Москва была и продолжает оставаться основным стратегическим экономическим партнером Минска. "Лукашенко зависит от российской поддержки по причине усиливающейся изоляции Белоруссии. Одной из самых любопытных выглядит версия о том, что в ближайшие дни в Москве могут произойти некие подвижки в деле строительства не виртуального, а реального Союзного государства России и Белоруссии с возможностью его дальнейшего расширения. 21 ноября в Российском институте стратегических исследований состоялась конференция «Воссоединение Белоруссии и России. Буквально на днях появилась информация о создании оргкомитета по празднованию 250-летнего юбилея воссоединения России и Белоруссии, главой которого был избран Сергей Бабурин, который приложил немало усилий за последние десятилетия для объединения государств. Последние новости о белорусско-российских двусторонних отношениях читайте в материалах Sputnik.
Россия и Беларусь
Ранее президент Белоруссии Александр Лукашенко сообщил, что оппозиция планирует захватить власть в республике и обратиться к НАТО с просьбой ввести войска на территорию страны. Сенатор считает, что в ответ на агрессию НАТО Белоруссия может воссоединиться с территорией Калининграда, из-за чего Запад потеряет больше, чем сможет гипотетически приобрести в таком конфликте.
Теперь делегатами являются действующий глава государства и бывший президент республики, представители законодательной, исполнительной и судебной власти, а также члены местных Советов депутатов и представители гражданского общества. Всего не более 1200 человек. При этом ВНС не вправе подменять различные иные госорганы, в том числе парламент Белоруссии, выполнять их функции и вмешиваться в их работу. Срок полномочий Всебелорусского народного собрания, как и у белорусского парламента, составляет пять лет. При этом, если ранее заседания проходили раз в пятилетку, то теперь — не реже раза в год. Одновременно для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию ВНС, создается коллегиальный орган — Президиум из 15 человек, который заседает минимум один раз в 6 месяцев. Важно то, что решения ВНС теперь являются обязательными для исполнения и могут отменять правовые акты, а также иные решения государственных органов и должностных лиц, «противоречащие интересам национальной безопасности», за исключением актов судебных органов. Всебелорусское народное собрание имеет право утверждать основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности, программы социально-экономического развития, а также обладает законодательной инициативой и правом внесения предложений по изменению Конституции. ВНС может принимать решения о смещении с должности президента в случае систематического или грубого нарушения им Конституции, либо совершения государственной измены и иного тяжкого преступления.
Как заявлял ранее Лукашенко, такие широкие полномочия позволяют называть ВНС «стабилизатором общества», который не позволит внешним силам и оппозиции разрушить государство. Примечательно то, что отношение к ВНС в Белоруссии и за ее пределами, в первую очередь в среде беглой оппозиции, разительно отличается друг от друга. В частности, противники Лукашенко, которые в массе своей находятся на финансировании спецслужб стран Запада, считают, что Всебелорусское народное собрание представляет собой «недемократический орган для закрепления незаконной власти Лукашенко». При этом ранее «змагары» считали, что изменение статуса собрания задумывалось только для обеспечения контролируемого транзита власти в рамках существующего в стране политического режима по примеру Казахстана. Однако сегодня их позиция изменилась. Теперь они считают, что Всебелорусское народное собрание предназначено для укрепления власти Лукашенко. Объясняется это тем, что после начала специальной военной операции СВО на Украине ситуация внутри Белоруссии и вокруг нее серьезно изменилась, а белорусский лидер сумел упрочить свою власть и теперь вопрос ее транзита перестал быть актуальным. Противники Лукашенко приняли решение не обращать внимание на нынешний созыв собрания и, по их утверждению, сконцентрировали свое внимание на предстоящих в 2025 году президентских выборах. Именно к этому времени они планируют создать в белорусском обществе обстановку, которая должна позволить им дестабилизировать ситуацию в стране с возможностью организовать новый госпереворот. В то же время, в самой Белоруссии изменению статуса собрания и проведению его уже седьмого по счету заседания придавалось огромное значение, а также подчеркивалась его важность в деле обеспечение национальной безопасности.
Это ведомство всегда было ориентировано прежде всего на работу с западными странами. Да и что греха таить, в постсоветских государствах в карьерные дипломаты идут зачастую для того, чтобы иметь доступ к длительным заграничным командировкам. Однако после смерти Макея аппаратное значение МИД и его влияние на систему принятия решений может существенно упасть. Конституционная реформа В 2022 году в Беларуси началась очередная конституционная реформа. В соответствии с новой редакцией Конституции должен появиться новый орган власти — Всебелорусское народное собрание, которое возьмет на себя значительную часть функций главы государства. Однако в феврале это знаковое событие оказалось в глубокой информационной тени бурных событий на Украине. Несмотря на то, что новая версия Конституции вступила в силу еще 15 марта, система власти в Беларуси продолжает функционировать по старинке, и раньше 2024 года ожидать каких-то принципиальных изменений вряд ли стоит.
Очевидно, что белорусские власти не стремятся к резким изменениям в системе управления, опасаясь неожиданностей в условиях непростой международной обстановки. Реформа явно затевалась в рамках подготовки к управляемому транзиту, однако, как показывают события во многих постсоветских республиках, потерять эту управляемость может быть очень легко. Вообще, вопрос транзита власти, так будораживший умы в 2018—2020-х, в нынешнем году явно отошел на второй план. Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!
Активно развивается взаимовыгодное сотрудничество во внешнеполитической, торгово-экономической, оборонной, военно-технической, миграционной, межпарламентской, межрегиональной, культурно-гуманитарной и других сферах. Для россиян и белорусов не существует государственной границы в том виде, в котором она разделяет другие государства. Идёт постоянная синхронизация и совершенствование законодательной базы, упрощаются таможенные режимы и другие виды регулирования.
Ежегодно за счет бюджета Союзного государства на 2023 год его объем составит почти 6 млрд российских рублей реализуются различные совместные программы и проекты в области безопасности, медицины, научно-технических исследований и в других сферах. В своём выступлении глава российской дипмиссии отметил: «Москва и Минск — стратегические партнёры и на мировой арене, проводящие единую внешнеполитическую линию, нацеленную на построение подлинно справедливого многополярного международного порядка. Наша модель международного сотрудничества базируется на взаимовыгодном и равноправном партнёрстве и ориентирована в будущее, а не в прошлое. Подписанный почти четверть века назад исторический Договор о создании Союзного государства позволил России и Беларуси воплотить интеграционное объединение XXI века, которое охватывает буквально все сферы жизни, при этом не посягая на суверенитет и независимость стран-участниц. У нас за плечами много общих достижений и побед. Мы можем по праву ими гордиться, но по опыту знаем, что с каждым успешно реализованным проектом и начинанием горизонты сотрудничества только расширяются, а за ними открываются новые перспективы. Цели становятся более амбициозными, задачи — более масштабными.
Оглядываясь на уже пройденный путь, ни на секунду не сомневаюсь в нашем общем успехе». Межрегиональное сотрудничество Российско-белорусское межрегиональное сотрудничество продолжает оставаться одним из ключевых направлений двустороннего взаимодействия и эффективным механизмом решения широкого спектра задач в торгово-экономической и гуманитарной областях. Встречи представителей российских регионов с белорусскими партнерами проходят на регулярной основе и нацелены на достижение конкретных практических результатов по укреплению двусторонних связей в сфере торговли и экономики способствуют развитию промышленной и сельскохозяйственной кооперации, сотрудничества в сферах науки, образования, культуры, спорта и туризма. Устойчивые торгово-экономические связи с Беларусью поддерживают более 80 субъектов Российской Федерации.
Лукашенко ответил на вопрос об объединении с Россией
И может ли СГ на самом деле стать государством? Переговоры с Президентом России Владимиром Путиным 2022 г. В каком состоянии большая политическая стройка Москва и Минск развивают СГ «спокойно, без всякой спешки», выверяя каждый шаг, чтобы он укреплял их и создавал «фундаментальную, хорошую, основательную базу для экономического развития», — обтекаемо сказал Владимир Путин 23 мая на встрече с Александром Лукашенко в Сочи. Никакой более конкретной информации стороны не дали.
По большому счёту как и за прошедшие полгода с того момента, как в ноябре 2021 года Минск и Москва подписали декрет о Союзном государстве. А месяцем раньше — 28 союзных программ и документ о том, как будут воплощаться в жизнь все договорённости в течение 2021—2023 годов. В частности, предполагается объединить налоговые системы.
Помимо этого, планируется : единая система учёта собственности; почти объединённый банковский надзор с двумя центробанками ; объединение платёжных систем; единый регулятор рынков нефти, газа и электроэнергии; гармонизированное госрегулирование отраслей; взаимный единый доступ к госзакупкам; унификация хозяйственного законодательства Гражданский кодекс ; и прочее. Также стороны договорились , что установят единые правила поставок продовольствия на рынок Союзного государства. Страны создадут общую систему для маркировки и отслеживания товаров, а также определят нормы ветеринарного и фитосанитарного контроля.
Однако содержание и детали этих программ не публиковались. Источники «Коммерсанта» называли подписанные бумаги протоколом о намерениях. И есть возможность всё притормозить», — сказал один из них, намекая на Лукашенко.
Президент Беларуси Александр Лукашенко 3 августа 1994 года совершил рабочий визит в Российскую Федерацию Почему мало что получилось за 20 лет Договор о Союзном государстве РФ и Белоруссия подписали ещё в 1999 году. Предполагалось, что страны-участницы должны сохранить суверенитет, но могут делегировать отдельные полномочия «наднациональным органам». Стороны запланировали создание общего парламента и даже единой валюты.
Но договориться по таким принципиальным вопросам не удалось. Например, за эти годы стороны так и не решили, где будет эмиссионный центр, то есть кто будет печатать деньги. И так по многим другим пунктам.
В итоге Путин с Лукашенко признавали , что многое из намеченного Москва и Минск так и не выполнили. Даже упомянутые выше 28 программ согласовывали несколько лет с 2018 года — процесс шёл тяжело. Эксперты высказывались в том духе, что СГ рассматривается как один из возможных вариантов решения проблемы транзита власти в 2024 году.
Это раздражало Лукашенко. Доходило до того, что он обвинял Москву в планах «поглотить его страну». Самыми проблемными вопросами стали формирование общего рынка газа и нефти, а также гармонизация налогового законодательства.
Минск стоял на том, что сначала нужно объединить рынки это позволит Белоруссии получать энергоносители ещё дешевле, чем сейчас , а уже потом гармонизировать налоговое законодательство.
Уже через несколько лет Сообщество было преобразовано в интеграционное образование — Союз Беларуси и России [9]. В период с 8 октября 1998 года по 1 января 1999 года был опубликован проект Договора о создании Союзного государства, который был скорректирован при участии общественных организаций [11].
Фундаментальным шагом стало подписание Договора о создании Союзного государства 8 декабря 1999 [12] , который стал юридической и политической основой для дальнейшей интеграции [13]. В ходе обсуждения занимавший тогда пост премьер-министра Владимир Путин в своём выступлении напомнил, что странам-участницам после подписания Договора предстоит провести большую работу по созданию реальных механизмов интеграции — «единого экономического пространства, единой таможенной территории, общего бюджета и согласованной политики в международных и оборонных делах, в социальной и культурной областях». С критикой ратификации выступил экс-премьер Сергей Кириенко , тогдашний лидер Союза правых сил, который заявил, что в предложенной форме Договор не может быть реализован и что к вопросу российско-белорусских отношений надо подходить серьёзнее в вопросах интеграции.
Он также призвал Конституционный суд проверить ратификацию договора на соответствие действовавшему российскому законодательству. Председатель подкомитета Госдумы по топливным ресурсам Валерий Язев , поддержав подписание Договора, признал, что договор действительно технически несовершенен, но будет дорабатываться в дальнейшем [14]. Развитие интеграции[ править править код ] В конце 2006 года, в свете резкого повышения Россией цен на газ для Белоруссии, президент Лукашенко высказывал значительное разочарование.
В январе 2007 года он заявлял: «От нас требуют вступления в состав России… Я не хочу похоронить суверенитет и независимость моей Беларуси…» [3].
RU, в начале 2022 г. Тогда же он уточнял, что у границ республики находится 30 тыс. Для них этот вопрос очень важный.
Если на нашу страну будет совершена агрессия, здесь будут сотни тысяч российских войск, которые с сотнями тысяч белорусов будут отстаивать эту священную землю.
Премьер РФ напомнил, что российскими ведомствами отобраны и представлены более 30 перспективных предложений по наращиванию связей в области науки, культуры, образования, здравоохранения: "И теперь важно воплотить в жизнь все намеченные планы на благо наших граждан". Существует и еще одно стратегически важное направление сотрудничества - межрегиональное.
Михаил Мишустин напомнил, что торгово-экономические связи с Беларусью налажены уже у более чем восьмидесяти российских субъектов, а около 4,5 тысячи российских компаний заключили контракты с белорусскими партнерами на сумму свыше 100 млрд российских рублей. Что касается перспектив, то, по словам главы российского кабинета министров, в ближайшие три года 2024-2026 гг. Глава белорусского правительства Роман Головченко, взяв слово, также подробно и глубоко проанализировал ход белорусско-российского стратегического сотрудничества в рамках Союзного договора. По итогам заседания Совет министров утвердил ряд стратегических документов.
Фото: Сергей Куксин Он отметил, что сегодня активно создаются совместные сборочные производства. Так, только в текущем году они появились в Краснодарском крае, Новосибирской области и в Татарстане. К примеру, в Краснодарском крае начата сборка комбайнов, зерновозов на базе шасси Минского автомобильного завода. Стартовало строительство мультибрендового торгово-сервисного центра Belarus по продаже, обслуживанию и ремонту белорусской техники.
Расширяются сети магазинов, реализующих в России белорусскую одежду, обувь, мебель, продукты питания. А в Башкортостане открыт новый завод по выпуску зерносушильных комплексов с участием белорусского производителя. Не менее активными темпами растет и присутствие российского бизнеса в Беларуси. Самый свежий пример - прошедший в октябре в Могилеве международный инвестиционный форум по импортозамещению "Сделано в России".
Упомянул Роман Головченко и двадцать восемь союзных программ, реализация которых приносит, на его взгляд, совершенно конкретные приземленные экономические плоды. Так, к примеру, выработано единое правило доступа к госзакупкам, единое правило конкуренции, противодействия недобросовестным практикам, обеспечено свободное перемещение товаров, работ и услуг. Сформированы условия работы на транспортном рынке и рынке связи.
В Совфеде назвали условие, при котором «Белоруссия воссоединится с Калининградом»
Отношения РФ и Белоруссии прошли разные стадии юридического оформления, но все это время Москва была и продолжает оставаться основным стратегическим экономическим партнером Минска. Об этом заявил белорусский президент Александр Лукашенко в поздравительной телеграмме по случаю Дня единения народов Белоруссии и России. По мнению Александра Лукашенко "союзу Российской Федерации и Беларуси удалось предвосхитить сегодняшние тектонические сдвиги во всех сферах". Две братские страны – Белоруссия и Россия – постепенно ускоряют интеграцию, но, чтобы это сделать, чиновники экономических блоков двух стран начнут делиться друг с другом статистикой. Мне видится главным шагом на пути к окончательному воссоединению России и Белоруссии качественный рост уровня жизни в России в ближайшее время.
Лукашенко отметил вклад Михайлова в укрепление связей между РФ и Белоруссией
Мероприятиями программ предусмотрены направления по сближению законодательства наших стран в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, связи, налоговой и таможенной политике, социальной и культурной сферах. Обеспечиваются равные права граждан двух стран, создана единая система социальных гарантий. Сегодня граждане Беларуси и России имеют практически одинаковые возможности для трудоустройства, выбора места жительства, получения образования, медицинской помощи и социального обеспечения. При пересечении белорусско-российской границы белорусам и россиянам не требуется прохождения пограничного контроля, таможенного досмотра, получения и заполнения миграционной карты.
Лукашенко также заявил, что общая безопасность для Белоруссии и России — это святое, и отметил, что всегда говорил о том, что «наступят времена, когда мы спина к спине будем стоять друг к другу и защищаться».
И давно. Александр Лукашенко, по его словам, не готов «отдавать завоеваний». Независимость страны можно считать таким завоеванием. Долгое время и белорусский президент вел себя вполне независимо, лавируя между Москвой и Западом.
Протесты 2020 года закрыли ему дорогу на Запад и окончательно поместили в орбиту России. Если Лукашенко не готов «до смерти» держаться за должность, то будет ли готов его преемник держаться за самостоятельность?
Карнаухова также была проанализирована латинская терминология, обозначавшая формы зависимости западнорусских земель, в польских хрониках Яна Длугоша и Мартина Кромера, в частности использование польскими историками термина «иго» лат. Кочегарова был посвящен сложной и многолетней предыстории первого раздела Речи Посполитой. Автор отметил, что земли, на которые претендовали Пруссия и Россия, были предметом экспансии и присоединительных планов их правителей более сотни лет, и в основе этих претензий лежали вполне прозаические причины военного и дипломатического соперничества, в частности Россия в течение более чем столетия упорно боролась за присоединение Восточной Белоруссии. Кроме того, заметное значение имело и то, что периодически планы раздела земель Речи Посполитой выдвигал её король Август II. Лукашовой было посвящено жалобам православного населения Речи Посполитой на религиозные преследования в адрес российских светских и духовных властей. Были рассмотрены вопросы о том, были ли данные жалобы инспирированы самими российскими властями, насколько адекватно они отражали конфессиональную ситуацию на белорусских землях и сколь они соответствовали нормам принятой судебной риторики.
Докладчик отметила, что эти жалобы во многом стали поводом для участия России в разделах Речи Посполитой. Доклад доцента МГУ Д. Володихина был посвящён истории приграничной службы на южных рубежах Московского государства и Речи Посполитой. Было отмечено, что Россия смогла создать гораздо более эффективную систему защиты своих территорий, и это играло значительную роль в росте симпатий к ней со стороны различных слоёв населения Западной Руси. Учёный отметил, что присоединение белорусских земель к России было неизбежным с геополитической точки зрения процессом. Если Петр I смог открыть окно в Европу, то Екатерине II, благодаря присоединению восточнославянских территорий Речи Посполитой, удалось добиться полноценного вхождения России в большую европейскую политику. Украинский политолог В. Гулевич свой доклад посвятил тому, как из осмысления Разделов польской политической мыслью родилась идеология польского прометеизма. Он обратил внимание на логическую связь между романтическими концепциями добровольной жертвенности польского народа и основанными на мессианских идеях польскими внешнеполитическими концепциями ХХ века.
Разделы стали видеться как акт самопожертвования поляков ради будущего освобождения народов Центрально-Восточной Европы, а участие в них России стало увязываться с её виной за появление прусского милитаризма, а в будущем и нацизма. Доклад доцента Белорусского государственного университета А. Бендина был посвящён роли римско-католического духовенства в истории русско-польского противостояния в Северо-Западном крае Российской империи в период после Январского восстания и до Первой Мировой войны. Как известно, в событиях 1863 г. После подавления восстания отношения между государством и местным польским католичеством из стадии «горячей войны» перешли в стадию «войны холодной», которая продолжалась до начала 1905 г.
Россия отказалась объединяться с Белоруссией ради Путина
В случае провокации со стороны сил НАТО и ячеек беглых белорусских террористов Россия и Белоруссия дадут жесткий ответ, пообещал сенатор от Крыма Сергей Цеков. Спустя 25 лет интеграция России и Белоруссии еще не достигла заявленных целей, особенно в политической сфере, стороны регулярно конфликтуют по политико-экономическим вопросам. Взаимодействие между регионами Беларуси и России играет важную роль в укреплении единства и сотрудничества между братскими странами.