13 января — канун Васильева дня, когда по церковному календарю чествовали святителя Василия Кесарийского — богослова, жившего в 4 веке в Каппадокии. 13 января 2023 года, накануне праздника Старого нового года работники СП «Бытошский Дом Культуры» провели посиделки-щедровки «Васильев вечер». История праздника Название праздника «Васильев вечер» происходит от имени святого Василия Великого – архиепископа, писателя и богослова Кесарии Каппадокойской, память которого Православная церковь чтит на следующий день, 14 января. Сегодня Васильев вечер, как и сочельник, мало кто отмечает.
Приметы 28 апреля: почему нельзя работать и прихорашиваться в Вербное воскресенье 2024
Азы образования Василий получил у бабушки, которую считали просвещенной христианкой. После смерти отца он перебрался в Константинополь, где продолжил обучение, а оттуда — в Афины. Из писания известно, что науки давались ему легко. Василий в совершенстве знал математику, физику, астрономию, философию, медицину, владел искусством риторики. Фото: pravoslavnaya-biblioteka. Сначала преподавал риторику.
Потом был посвящен в сан диакона, а позже стал пресвитером. В тяжелые времена гонений на христиан защищал православную веру. Не боясь преследований язычников, открыто выступал с проповедями. Василий Великий прожил недолго, но оставил после себя богатое наследие. Богословские труды включали беседы на разные псалмы, аскетические трактаты, произведения в защиту учения о Святой Троице, книги о Крещении и многое другое.
На Руси святитель Василий Великий, наряду с Николаем Чудотворцем , пользовался непререкаемым авторитетом. Частица его мощей покоится в Почаевской лавре. Народный календарь: Васильев вечер Васильев вечер, который так же, как и старый Новый год отмечают с 13 на 14 января, наши предки посвятили Василию Великому. На Руси народный праздник считался одним из самых хлебосольных. Накануне хозяйки сбивались с ног, стараясь приготовить как можно больше блюд, потому что знали — чем щедрее угощенье на праздничном столе, тем больше шансов, что будущий год будет удачным во всех планах.
Фото: pixabay. Готовили ее из зерен пшеницы или риса, добавляя в блюдо орехи, изюм, мак и мед. Получалось невероятно вкусно. В Васильев вечер полагалось угощать друг друга кутьей. Благодаря такому обмену можно было помириться со злейшими врагами, уладить любые конфликты.
Помимо кутьи Васильев вечер, который также называли Щедрым вечером, предполагал наличие и других блюд на праздничном столе. Гости спешили отведать борщ с пампушками, холодец, жареных поросят, блины — с припеком и без него, вареники, пироги. Не обходился стол без домашней колбасы и картофеля, приготовленного в мундире, квашеной капусты, солений и варенья. Васильев вечер — это время добрых пожеланий, шуток, колядок и застольных песен, которые назывались щедривками. Они рассказывали и о быте, и о радостях, и о трудностях крестьянской жизни.
Что надо делать Приглашать дорогих гостей к столу. Щедро украшать свой дом. Приготовить блюда из мяса, выпечку, угостить соседей. Купить новый особенный наряд.
Отчего-то сейчас название "Вход Господень в Иерусалим" чаще услышишь в церкви - видимо, для многих имя праздника и его суть пока еще непонятны. Хотя ничего сложного тут нет, объяснение ниже. Зато народное наименование дня - Вербное воскресенье - сегодня на главных страницах всех СМИ. И наконец, с самого утра воскресенья соцсети наводняют картинки с поздравлениями на фоне тоненьких прутиков, украшенных пушистыми комочками. И такое ощущение, что праздник про нее, про вербу, что верба - главная.
Но все не так! Праздник Вход Господень в Иерусалим установлен в память о том, как Иисус за шесть дней до иудейской Пасхи триумфально въезжал в столицу Иудеи. Иисус избрал для входа в Иерусалим осленка - символ мира на Востоке, показывая, что Он пришел к людям не как завоеватель. Народ встречал Иисуса ликованием, приветствуя Его пальмовыми ветвями. Пройдет всего несколько дней, и та же толпа будет требовать от Пилата, указывая на Христа: "Распни Его!
Через несколько дней произойдет другое шествие, шествие Христа на Голгофу. И именно это - вступление Господа на путь крестных страданий - вспоминают на Вербное воскресенье в храмах. Накануне, 8 апреля, прошли праздничные богослужения Лазаревой субботы, и вечером 8 апреля 2023 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
Особой популярностью пользовались блюда из свинины, так как святой Василий считался покровителем свиноводов. Кроме того, свинья символизировала плодовитость и благополучие. Еще один обычай - варить кашу. Обряд совершался до рассвета. Когда каша поспевала, хозяйка вынимала горшок из печи, и вся семья начинала его рассматривать.
Если он треснул или каша выходила неудачная, это предвещало худое. Если же блюдо получалось пышным и вкусным, ждали счастья для всего дома.
Праздник 13 января: Васильева коляда (Васильев вечер). Что за праздник? Обычаи и традиции праздника
13 января 2021 года на Руси отмечали Васильев вечер, или Васильеву коляду. Свое название этот церковный праздник получил благодаря Святому Василию Великому. 28 апреля 2024 года отмечается один из главных христианских праздников, Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье. У этого праздника есть и другие названия – Собор трех святителей или Васильев день.
День святого Василия: Приметы и традиции праздника
13 января 2023 года, накануне праздника Старого нового года работники СП «Бытошский Дом Культуры» провели посиделки-щедровки «Васильев вечер». Васи́льев ве́чер — день народного календаря у славян, приходящийся на 31 декабря (13 января). У белорусов и украинцев более известен как Щедрый вечер или Щедрец; в Поволжье. Если до Васильева дня православные отмечали святые вечера, то после него начинаются страшнЫе, объясняет Нина Чикунова. Васильев вечер считался в народе временем самых точных и верных гаданий, которые производились в течение всего святочного периода.
Васильев вечер в 2023 году
Поэтому Вход Господень в Иерусалим обычно рассматривается как предвестие страданий, смерти и Воскресения Христа, а также Пасхи. Основная идея в том, что истинная вера невозможна, если сосредоточиться на достижении мирских благ и построении земного царства. Веточки вербы ивы , заменяющие в России пальмовые, также символизируют наступление весны и новой жизни, что делает этот праздник особенно значимым для православных христиан. В Москве проводился обряд «шествия на осляти». Патриарх обращался к царю с особой пригласительной речью, сидя в полном облачении на коне, символизирующем ослика, на котором Спаситель въехал в Иерусалим. После начинался крестный ход по территории Кремля. Шествие патриарха на осляти».
Обряд проводили даже в 1611 году, когда Кремль был под контролем польских войск. Однако в 1697 году Петр I отменил древнюю традицию. В наши дни празднование Вербного воскресенья начинается с всенощного бдения. С вечера Лазаревой субботы верующие встречают незримо приближающегося Спасителя и приветствуют Его с веточками вербы и свечами в руках. На заутрене, во время второй части бдения, читается специальная молитва о благословении «ваий» в переводе с греческого «пальмовые ветви».
Митрополит и настоятель духовной семинарии, писатель Василий изобрел иконостас и написал множество напутствий, наставлений и поучений. Его почитают 14 января.
А вот название Меланка происходит от святой Мелании Рымлянины. Ее почитают 13 января. Обычаи В Щедрый вечер традиционно проводились массовые народные гуляния. Люди наносят друг другу визиты, желают здоровья, приветствуют, делятся вкусностями. Этот день благоприятный для молений. Верующий люди считают, что Бог слышит их и помогает, если просить о помощи и читать молитвы именно в этот день. Деревенская молодежь с наступлением вечера собираются компаниями, ходят к знакомым и поют колядки, щедруют.
В обрядовых песнях желают благополучия хозяевам дома и здоровья. За это их вознаграждают сладостями и символическими денежными суммами.
Неумеренность под новый год объясняется поверьем, будто обилие еды в первый день нового года обеспечивает обилие на весь год. Это поверье распространилось не только на еду, но и на остальные блага жизни. Стремление к обильной еде под новый год объясняется так называемой «магией первого дня».
В православии соответствует чистому понедельнику см.
Понедельник — полоскозуб. Подробнее: Пепельная среда в славянской традиции Пахота символическая Первая борозда — обряд, совершаемый на Святки, Масленицу, в день, близкий к весеннему равноденствию или на Егория Вешнего. Обряд призван был обеспечить хороший урожай и благополучие на предстоящий сельскохозяйственный год. Согласно религиозным канонам все дни недели богослужения погружают верующих в события последних дней жизни Христа. В славянской традиции в течение всей недели шла подготовка к главному празднику: мыли столы, скамейки, лавки, окна, двери. Белили печь, а то и стены. Выскабливали, вымывали пол...
Обрядовая поэзия славян — вид фольклора, сопровождавший календарные и семейные праздники, а также труд земледельца в течение хозяйственного года. Название происходит от имени святого Георгия Победоносца, который в народной традиции обычно назывался Егорием или Юрием. В этот день у русских на большинстве территорий проводили обряд первого выгона скота, купались в «егорьевской росе», собирали лечебные травы, устраивали ритуальные трапезы, совершали аграрные обряды и жгли костры. По Далю «Юрий — праздник пастухов: их дарят и кормят в поле мирскою... Состав поминальных дней и ритуал поминовения неодинаковы в разных этнических, конфессиональных и локальных... Пасха мёртвых — обычай поминовения предков у восточных славян на Страстной, Пасхальной или Радоницкой неделях. В Русской православной церкови отмечается во вторник после Фомина воскресенья, на второй неделе после Пасхи.
В народной традиции восточных славян — в воскресенье на Красную горку , понедельник или вторник, в зависимости от региона. Бадняк серб. Бъдник, макед. По названию обряда сербы и болгары называют Сочельник — Бадни день или Бадни вечер серб. Бъдни вечер. Это день окончания «купальских празднований» и начала летних свадеб, прощание с весной, первая прополка и подготовка к сенокосу. Петров день отмечался два-три дня.
Купальский костёр купала, новг.
Видеопрезентация «Васильев вечер» (12+)
Щедрый вечер (Меланка, Васильев вечер) 2025 | На Васильев вечер девушки любили гадать, чтобы узнать хоть какие-то факты из будущего. |
Васильев вечер: что можно и нельзя делать в этот праздник | Васильев вечер и Васильев день — это зимние праздники, названные в память о Святом Василии Великом, который был богословом и архиепископом Кесарии Каппадокийской. |
Что ни в коем случае нельзя делать 13 января. Народные приметы на Васильев вечер | Когда праздник пришел на Русь, возник вопрос: что делать, если пальмовых листьев в округе днем с огнем не сыскать. |
Кого побить ветками? Как принято отмечать Вербное воскресенье
Обозреватель “Ъ FM” Петр Воронков рассказывает о приметах, связанных с 14 января, и русском праздничном столе. Однако православная церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим как Вербное воскресенье. Васильев вечер и Васильев день — это зимние праздники, названные в память о Святом Василии Великом, который был богословом и архиепископом Кесарии Каппадокийской. В Щедрый вечер традиционно проводились массовые народные гуляния. день Святого Василия Великого, Васильев день. По церковным святцам - праздник Обрезания Господнего. Васильев вечер – что за праздник? День святой Мелании в народе назывался Васильевым вечером, Васильевой колядой, Жирной кутьей, Щедрым вечером, Щедрухой, потому что по старому стилю он приходился на 31 декабря и был кануном Нового года и Васильева дня.
Васильев вечер
Старый Новый год, Васильев вечер: почему 13 января нельзя считать мелочь и носить темную одежду | Традиции и обычаи на Васильев вечер узнаете в онлайн – презентации "Васильев день". |
Вербное воскресенье. Традиции, когда отмечают | Правмир | Однако православная церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим как Вербное воскресенье. |
Кого побить ветками? Как принято отмечать Вербное воскресенье
Дело в том, что в период святок, и особенно на старый Новый год - с 13 на 14 января принято колядовать и ходить в гости. Колядующие стучатся в двери домов и поют хозяевам веселые песни, в которых рассказывается о рождении Христа, воспевается тепло домашнего очага и желают радости в новом году, хорошего урожая, богатства и процветания. А хозяева одаривают их угощением или приглашают к праздничному столу. Существовало поверье, что богатый стол обеспечит хозяину достаток на весь год.
Особой популярностью пользовались блюда из свинины, так как святой Василий считался покровителем свиноводов. Кроме того, свинья символизировала плодовитость и благополучие. В пословицах об этом дне говорится: «Свинку да боровка для Васильева вечерка»; «Не чиста животина свинья, да нет у Бога ничего нечистого — Василий Зимний освятит!
Еще один обычай, связанный с кулинарией, — варение каши.
Обряды и поверья [ править править код ] Накануне крестьяне ходили по домам[ где? Старинные названия дня Овсень, Таусень, Баусень. При этом совершался древний обряд посевания или обсевания , известный также как овсеньканье, ходить таусить, усенькать, кликать овсень [14]. В некоторых местах[ каких ] было обыкновение накануне ходить по домам колядовать, щедровать и собирать пироги, свиные ноги и вообще съестные святочные вещи. Крестьяне, совершавшие этот обход, приговаривали под окнами домов: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка», или же: «Кишку да ножки в верхнее окошко». Свиное мясо составляло главное угощение во время Васильева вечера и Рождественских Святок. Посевание же проводили исключительно утром 1 января [15]. Рано утром дети, собравшись вместе, ходили до обедни по домам сеять из рукава, рукавицы или из мешка зерна овса, гречихи, ржи и других хлебов и при этом распевали посевальную песню или приговаривали: «На счастье, на здоровье, на новое лето роди, Боже, жито пшеницю и всякую пашныцю», «Уроди, Боже, всякаго жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный».
Старший в семье троекратно поднимал блюдо с поросенком вверх, каждый раз приговаривая: «Чтобы свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились». Разделение поросёнка на части называлось «кесаретского ломать». Причём жареного поросенка не резали ножом, а ломали руками.
Сначала хозяин оставлял себе голову, а затем раздавал куски мяса всем членам семьи по старшинству. В это время один из маленьких детей сидел под столом и хрюкал. Этого ребёнка кормили жарким позже.
В некоторых местных традициях глава семьи подавал хрюкающему ребёнку кусок мяса под стол. После трапезы кости от съеденного поросёнка было принято уносить и оставлять в свиной закутке, или «свинухе». В этот день односельчане могли заходить в любую избу, где было приготовлено это блюдо, и есть его.
При этом каждый гость должен был дать хозяину за поросёнка денег, сколько мог; деньги на следующий день относили в приходскую церковь. Не пожертвовать церковнослужителям денег или свинины считалось большим грехом, так как эта жертва являлась благодарностью Богу за благополучие скота в прошедшем году, а также имела целью предохранить скот от падежа в наступающем году. Как и другая ритуальная пища — кутья, блины, кисель, приготовляемая к Святкам и другим праздникам, кесаретский поросёнок нередко использовался в гаданиях.
При закалывании свиньи к празднику молодежь запасалась отрезанным от свиной туши хвостиком. Для гадания хвостик приносили в избу и резали поперек кружочками по числу гадающих. Каждый участник гадания втыкал полученный кусочек в щель между половицами, после чего в избу впускали собаку и смотрели, чей кружочек она схватит первым.
Если кружочек принадлежал парню, считали, что он непременно женится в новом году, если девушке — она выйдет замуж. Празднование новолетия в Москве в 1699 году. В Москве праздник новолетия начинался в полночь ударом вестовой пушки в Кремле, звоном колоколов на колокольне Ивана Великого.
Встретив новолетие в семейном кругу, москвичи шли в церковь к заутрене. После завершения утренней службы в Успенском соборе патриарх совершал «патриаршее молитвословие» перед вратами, на церковном дворе. В окружении духовенства царь подходил к Евангелию и принимал благословение от патриарха.
Они рядились козою, быком, или медведем, свиньями, кобылами, журавлем, чаще использовали вывернутый мехом наружу тулуп, а на лица - маски. В этих песнях высказывались пожелания богатства, здоровья, урожая. Это означало принести в дом довольство и сытость. Хозяин одаривал колядующих. Святочные гуляния были временем всеобщего веселья. Обычай колядования потерял со временем обрядовый смысл и превратился в увеселение, забаву. Чудище приплясывает, отпускает веселые шутки, и смотреть на него не страшно, а весело и смешно. А ведь колядники, согласно преданиям, тени древних предков.
Они выходят из-под земли в новогоднюю ночь и пускаются в дальний путь проведать потомков и принести из подземного мира залог урожайного года, достатка и благополучия. И когда мы кладем под елку конфеты, яблоки или печенье, то делаем это как бы в память о далеких наших предках. И конфеты, которые мы вешаем на елку, украшая ее, тоже означают пожелание сладкой жизни в Новом году. А елочные игрушки - коровы, барашки, козы - это воспоминание о новогодней жертве: чтобы избежать голода и бедствий, люди устраивали праздник в честь духов подземного мира, принося им в жертву домашних животных. Кстати, в праздновании отражалось и поверье о разгуле нечистой силы под Новый год, в ночь на 13 января по новому стилю.