Предлагаем хронологию событий Страстной седмицы – последней недели перед Пасхой. Страстная седмица – самая важная неделя Великого поста, когда верующие вспоминают последние дни жизни Иисуса Христа на этой земле. Все дни Страстной недели называются Великими. Так, Великий вторник – день, когда Христос сообщил ученикам о предстоящих страданиях и последний раз проповедовал в Иерусалимском храме. В 2023 году Страстная неделя начнется 10 апреля и завершится спустя семь дней Пасхой. В предстоящие 7 дней православные будут держать самый строгий пост: разрешена только растительная пища. Страстной неделей или Страстной Седмицей называют последнюю неделю перед Пасхой.
Что можно и нельзя есть в течение Страстной недели?
На другой день много народа, пришедшего на Праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви и вышли навстречу Ему и восклицали: Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне и Царь Израилев! Иисус же, найдя осленка, сел на него, как написано: Не бойся, дочь Сиона: вот, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Этого ученики Его не поняли сперва, но когда был прославлен Иисус, тогда они вспомнили, что это было о Нем написано, и это сделали Ему. Свидетельствовал же народ, который был с Ним, когда Он воззвал Лазаря из гробницы и воздвиг его из мертвых. Потому и вышел народ к Нему навстречу, что услышали, что Он сотворил это знамение». Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса». Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев! Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.
Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию. II Установление Праздника Начало праздника восходит к глубокой древности. Древнейшее указание на праздник от III века принадлежит Мефодию, епископу Патарскому, который оставил поучение на этот день. Многие песнописцы, как то: св.
Андрей Критский VII в. В процессии — наравне с хоругвями и иконами — возили украшенное цветами и плодами дерево. При этом патриарх сидел на осле, которого вел под узду сам царь. По возвращении к Успенскому собору украшенное плодами дерево передавалось народу — для угощения. В конце XVII века этот обычай исчез. Богослужение Входа Господня в Иерусалим совершается в зеленыхсвященнических облачениях зеленый цвет — один из символов возрождения жизни; он же связан и с воспоминанием о живой зелени пальмовых ветвей, которыми приветствовали Христа жители Иерусалима. Чинопоследование службы содержится в Постной Триоди. В праздник совершается торжественное Всенощное бдение. В самый его день — Литургия св.
Иоанна Златоуста. IV Песнопения Праздника В стихирах и каноне праздника христиане, совершающие это торжество, сравниваются с теми иерусалимскими отроками, что прославляли въезжавшего в город Царя, а пальмовые ветви и постилаемые Ему под ноги одежды сопоставляются с приносимыми Христу добрыми христианскими делами. Паремии праздника говорят о разных сторонах духовного смысла празднуемого события — как открытого явления миру Его Царя и Избавителя. Первая из них книга Бытия 49:1-2,8-12 содержит пророчество о том, что от древнего ветхозаветного праведника Иуды должен произойти некий Примиритель, под Которым толкователи понимают Иисуса Христа. Вторая содержит пророчество Софонии книга пророка Софонии 3:14-19 о торжестве Сиона и ликовании Израиля, потому что среди них пребывает Господь, Царь Израилев. Третья паремия содержит пророчество Захарии о Входе в Иерусалим книга пророка Захарии 9:9-15. Тропарь праздника впервые звучит в храмах еще накануне Входа в Иерусалим, ибо он одновременно является и тропарем предшествующей Лазаревой субботы. Крещение понимается здесь как сораспятие со Христом, соумирание с Ним, а значит и совоскресение с Господом — совоскресение уже для вечной, бессмертной жизни в Боге. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть.
V Духовный смысл праздника. Праздник Входа Господня в Иерусалим посвящен последним дням земной жизни Спасителя. Вскоре после чуда воскрешения Лазаря Царь Мира — как Властитель, приходящий к Своим подданным с миром — въезжает в Иерусалим на подъяремной ослице и молодом осленке. Навстречу Ему выходят толпы людей, наслышанных о Его удивительных чудесах, о Его вдохновенных проповедях.
RU Страстная седмица: значение каждого дня Великий понедельник. В этот день православные вспоминают о событиях, связанных с ветхозаветным патриархом Иосифом Прекрасным. Завидуя ему, братья продали его в Египет за 20 сребреников. Они обманули отца, сказав, что Иосифа растерзали дикие звери.
Вспоминают и бесплодную смоковницу, высохшую до корней. Иссушенная смоковница стала символом лицемерия, присущего нераскаявшимся душам. В понедельник начинается чин миротворения. Один раз в году в это время варят миро — удивительную смесь из 50 масел, трав, душистых смол. Потом его используют после крещения — для помазания. Великий понедельник станет началом строгого поста, когда христианам можно употреблять только хлеб, мед, орехи, овощи и фрукты. В монастырях в это время полностью воздерживаются от пищи. Великий вторник.
Это время посвящено воспоминаниям о беседах Христа в храме города Иерусалима. Святитель рассказывал ученикам притчи о страданиях девяти дев, о талантах и Страшном суде. Во время Великого вторника разрешена сырая пища без растительного масла. Великая среда. Грустное время, ставшее символом предательства. Его совершил Иуда Искариот, предавший Иисуса Христа за 30 сребреников, полученных в качестве вознаграждения за его безумный шаг. Христианам рассказывают о грешнице, омывшей ноги Святителя и помазавшей их миром. В Великую среду в храмах в последний раз, до самой Троицы, читают молитвы с поклонами.
Верующим предоставляется возможность исповедоваться.
Двое вложили всё, что у них было, в труды свои и таким образом приумножили своё богатство, и за это господин наградил их, а третий не захотел утруждать себя и просто зарыл данный ему талант в землю. Господин рассердился на раба за его лукавство, отнял у него талант и отдал одному из слуг, самому трудолюбивому. Эта притча заставляет нас задуматься о том, что Господь наделяет неким талантом, даром. Для каждого из нас этот дар уникален, но мы должны использовать то, что нам было даровано во благо, чтобы дело наше приносило добрые плоды. Ведь за это потом каждый из нас будет держать ответ перед Богом. Великая Среда В этот день в Евангельских чтениях вспоминается предательство Иисуса Христа его учеником Иудой за 30 сребреников. Евангельский рассказ начинается с того момента, когда Иисус пребывал в Вифании в доме Симона прокаженного. Тогда к Нему пришла некая женщина «грешница» и принесла с собой драгоценное миро, которое возлила на главу Спасителя.
Ученики вознегодовали от такой расточительности, но Иисус остановил их, растолковав, что она доброе дело сделала для Него, тем самым готовя Его тело к погребению. В то же время Иуда Искариот, один из учеников Христа, сговорился с первосвященниками и пообещал выдать Господа за вознаграждение, тогда они предложили ему за это 30 сребреников. Все богослужебные тексты и песнопения этого дня готовят нас к страшным событиям. Уже произошло осуждение и предательство Спасителя, близится час Его страданий. Это своего рода кульминация Страстей Христовых. Вспоминаются события Тайной Вечери, страшная ночь в Гефсиманском саду, час суда и предание Христа на смертные муки. Накануне страшного дня Христос совершает последнюю трапезу со своими учениками. В знак смирения Господь омывает ноги своим ученикам, показывая пример того, как должно им обращаться друг с другом, не превознося себя. В память об этом моменте евангельской истории в Церкви установлена традиция — чин омовения ног.
Он совершается архиереем епископ, архиепископ, митрополит, патриарх на богослужении Великого Четверга. Это событие подробно описывается в Евангелии от Матфея: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов Мф 26:26—28. Находясь же среди учеников своих, Иисус сказал, что один из них предаст Его. Тогда ученики опечалились и стали спрашивать: кто это? Господь же сказал, что это будет тот, кто опустит вместе с Ним руку в чашу. Ещё Господь предсказал ученикам искушения, которые им предстоят, а апостолу Петру — что он три раза отречётся от Него. Но также Господь предрёк им Своё явление по Воскресении в Галилее. По окончании праздничной трапезы Иисус отправляется с учениками в Гефсиманский сад, где возносит свои молитвы Богу Отцу и скорбит о предстоящих мучениях.
И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! Господь испрашивает воли Бога Отца, если это возможно избавить Его от предстоящих страданий. Но всё же со смирением произносит: Отче Мой! При этом Он сказал апостолам бодрствовать вместе с Ним и молиться, чтобы не впасть в искушение. Но несколько раз находит их спящими. Около полуночи приходит в сад предатель Иуда с множеством вооруженного народа, присланного от первосвященников и старейшин. И сказал им: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его Мф 26:48. И, подойдя к Спасителю, поцеловал Его. Тогда же Иисуса схватили, и Он смиренно предал Себя в руки грешников, чтобы понести великие страдания на Кресте.
А ученики, бывшие с ним, бежали, оставив Его.
И мы имеем возможность быть свидетелями этих Евангельских событий, идти вслед за Христом. Господь наделил его даром провидения, что вызвало негодование и зависть его братьев. Сговорившись, они продали его в рабство в Египет, где в положенный час он спас народ от страшных напастей.
Иосиф является своего рода прообразом нашего Спасителя Иисуса Христа, которого предали и обрекли на страдания, но, взойдя на Крест, Он подарил нам жизнь вечную. Также в этот день читается Евангелие о Втором Пришествии Христовом и вспоминается несколько притч. Первая притча — о злых виноградарях, которые были настолько лукавы, что не отдавали хозяину виноградника плодов в надлежащее время. Они избили слуг, которых послал хозяин, и убили его единственного сына.
Вторая притча — о бесплодной смоковице, которую проклял Господь за то, что она не приносила плоды. В этих двух притчах заключён символ народа Израиля, который отверг и осудил сына Божьего на смерть. А ещё это образ души человеческой, которую мы порой закрываем от Бога. Вот что писал об этом святой Иоанн Кронштадтский: «К нам с вами часто приходит и рано и поздно Насадитель жизни нашей, Господь Иисус Христос, алчущий нашего спасения, приходит, чтоб утолить голод души нашей, чтобы стать для нее хлебом жизни.
И, увы, почти всегда находит в нас только заботы о житейском — одни листья; плодов же веры, всеусильного попечения о спасении душ наших нет как нет». Господь рассказал ученикам о Своём Втором Пришествии, а также несколько притч. Первая притча — о десяти мудрых девах, запасшихся маслом для светильников, чтобы встретить грядущего Жениха, и о десяти неразумных девах, по своей рассеянности оказавшихся неготовыми к этой встрече. Она как раз говорит о том, что суд Божий может застигнуть нас врасплох, тогда уже поздно будет что-нибудь предпринимать, поэтому мы должны быть готовыми.
Вторая притча — о талантах. В ней говорится о том, как господин призвал трёх рабов своих и дал каждому из них таланты денежная единица, которая использовалась в античные времена в Европе, Передней Азии и Северной Африке. Двое вложили всё, что у них было, в труды свои и таким образом приумножили своё богатство, и за это господин наградил их, а третий не захотел утруждать себя и просто зарыл данный ему талант в землю. Господин рассердился на раба за его лукавство, отнял у него талант и отдал одному из слуг, самому трудолюбивому.
Эта притча заставляет нас задуматься о том, что Господь наделяет неким талантом, даром. Для каждого из нас этот дар уникален, но мы должны использовать то, что нам было даровано во благо, чтобы дело наше приносило добрые плоды. Ведь за это потом каждый из нас будет держать ответ перед Богом. Великая Среда В этот день в Евангельских чтениях вспоминается предательство Иисуса Христа его учеником Иудой за 30 сребреников.
Евангельский рассказ начинается с того момента, когда Иисус пребывал в Вифании в доме Симона прокаженного. Тогда к Нему пришла некая женщина «грешница» и принесла с собой драгоценное миро, которое возлила на главу Спасителя. Ученики вознегодовали от такой расточительности, но Иисус остановил их, растолковав, что она доброе дело сделала для Него, тем самым готовя Его тело к погребению. В то же время Иуда Искариот, один из учеников Христа, сговорился с первосвященниками и пообещал выдать Господа за вознаграждение, тогда они предложили ему за это 30 сребреников.
Все богослужебные тексты и песнопения этого дня готовят нас к страшным событиям. Уже произошло осуждение и предательство Спасителя, близится час Его страданий. Это своего рода кульминация Страстей Христовых. Вспоминаются события Тайной Вечери, страшная ночь в Гефсиманском саду, час суда и предание Христа на смертные муки.
Накануне страшного дня Христос совершает последнюю трапезу со своими учениками. В знак смирения Господь омывает ноги своим ученикам, показывая пример того, как должно им обращаться друг с другом, не превознося себя. В память об этом моменте евангельской истории в Церкви установлена традиция — чин омовения ног. Он совершается архиереем епископ, архиепископ, митрополит, патриарх на богослужении Великого Четверга.
Это событие подробно описывается в Евангелии от Матфея: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
Страстная седмица-2024: когда ждать её начала и что означает каждый день недели?
Страстная седмица — последняя неделя перед Пасхой, которая в 2024 году приходится на период с 29 апреля по 4 мая. Страстная неделя — самая строгая часть поста, когда от верующих требуется ос |. Зовется Страстной седмицей (седмица – неделя, семь дней). Основная суть, которую раскрывают эти семь дней в память о последних днях жизни Иисуса Христа. Чистый четверг — это народное название Великого четверга, четвертого дня Страстной седмицы Великого поста Во время страстной недели верующие посещают церковные торжества и богослужения. Во время Страстной недели, которую называют также Страстной седмицей и Чистой неделей, в церквях не проводятся Таинство Крещения и Венчания, не празднуются дни Святых. Отпевание же совершается во все дни, кроме Великой пятницы. Страстная неделя — это дни, которые предшествуют Пасхе. В 2024 году она будет длиться с 29 апреля по 4 мая.
Последняя неделя Поста перед Пасхой: службы+что можно есть по дням в Страстную седмицу
Неделя перед Пасхой: что можно и чего нельзя делать в каждый день Страстной седмицы | За ним следует Страстная седмица, последняя и самая строгая неделя поста, когда вспоминаются страдания и смерть Иисуса Христа. |
Неделя очищения: все запреты на каждый день в Страстную седмицу Великого поста - | Страстная седмица — это неделя перед Пасхой. У каждого дня свои традиции. Верующие читают Евангелия и ходят на службы, остальные могут приобщиться, сделав генеральную уборку и приготовив что-то вкусное. |
Страстная седмица 2023: что делать по дням
Наши бабушки и дедушки верили: чем чище будет убран дом в Великий четверг, тем счастливее в нем будет жизнь. Пожалуй, самое знаменитое поверье — проснуться до рассвета и хорошенько помыться. Этот ритуал, считают в народе, сохраняет здоровье, молодость и, главное, может очистить не только тело, но и душу.
Страстная Седмица — это уже не Великий пост, хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий. В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. Страстная седмица в 2022 году с 18 по 23 апреля. Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя.
Священники уже в этот день надевают светлые праздничные облачения.
В Великую субботу - сухоядение. В этот день верующие готовятся встретить свой самый главный праздник — Пасху. Страстная неделя в 2023 году: что можно и нельзя делать Важно помнить, что Великий пост, предваряющий Пасху, — это не диета. Речь идет о внутреннем покаянии в грехах, дурных поступках. Ограничения в еде призваны только помочь сосредоточиться не на физическом, а на духовном. В этот период важно не предаваться соблазнам и развлечениям, а проводить время в молитвах, помогать ближним. Считается, что дурные помыслы и поступки, которые совершены в дни духовного очищения, могут вернуться обратно в многократном масштабе.
Во время Великой седмицы нужно воздерживаться от конфликтов, отпускать обиды и бороться с вредными привычками. Нельзя во время Страстной недели свататься, венчаться и устраивать шумные праздники. В Страстную седмицу не празднуют дни святых, не поминают умерших. При этом священник может совершить короткую панихиду в храме. А вот отпевание совершается во все дни, кроме Великой пятницы.
Затем Он возвратился к ученикам и нашел их спящими. Дух бодр, но тело слабо. И во второй раз Он ушел и молился: — Отец Мой, если невозможно, чтобы эта чаша миновала Меня и чтобы Мне не пить из нее, то пусть все будет по Твоей воле. Когда Он вернулся, ученики опять спали, потому что их веки отяжелели.
И, оставив их, Иисус отошел и стал молиться в третий раз теми же словами. Затем Он возвратился к ученикам и сказал им: — Вы все спите и отдыхаете? Вот, время настало, и Сын Человеческий предается в руки грешников. Вставайте, идем. Вот уже и Мой предатель приблизился. Их послали первосвященники и старейшины народа. Предатель так условился с ними: — Хватайте Того, Кого я поцелую. Подойдя сразу же к Иисусу, Иуда сказал: — Здравствуй, Учитель! Иисус же сказал ему: — Друг, делай то, для чего пришел.
Тут подошли люди и, схватив Иисуса, взяли Его под стражу. Тогда один из тех, кто был с Иисусом, вытащил меч, ударил слугу первосвященника и отсек ему ухо. Неужели ты думаешь, что Я не мог бы упросить Моего Отца немедленно прислать Мне более двенадцати легионов ангелов? Но как же тогда исполнится Писание, что все это должно произойти? Затем Иисус обратился к толпе: — Что Я — разбойник, что вы пришли с мечами и кольями, чтобы арестовать Меня? Каждый день Я сидел и учил в храме, и вы не арестовали Меня. Но все произошло именно так, чтобы исполнились писания пророков. Тогда все ученики оставили Его и убежали. Арестовавшие Иисуса привели Его к первосвященнику Каиафе, у которого уже собрались учители Закона и старейшины.
Петр следовал за Иисусом на некотором расстоянии и прошел прямо во двор первосвященника. Войдя внутрь, он сел со стражниками, чтобы увидеть, чем все кончится. Первосвященники и весь Высший Совет искали ложных показаний против Иисуса, чтобы приговорить Его к смерти. Но они ничего не могли найти, хотя и пришло много лжесвидетелей. Наконец вышли два человека и заявили: — Этот человек говорил: «Я могу разрушить Божий храм и восстановить его за три дня». Тогда первосвященник встал и спросил Иисуса: — Тебе нечего ответить на эти свидетельства против Тебя? Иисус молчал. Тогда первосвященник разорвал на себе одежду и сказал: — Он произнес кощунствует! Какие нам еще нужны свидетели?!
Вы теперь сами слышали богохульство! Каково ваше решение? Они ответили: — Он виновен и заслуживает смерти. Тогда Иисусу стали плевать в лицо и бить Его кулаками, некоторые же били Его по щекам и спрашивали: — Прореки нам, Мессия, кто Тебя ударил? Петр же сидел снаружи, во дворе, когда к нему подошла служанка. Петр стал отказываться перед всеми: — Я не знаю, о чем ты говоришь. Когда он отошел к воротам, его увидела другая женщина. Она сказала стоявшим рядом: — Этот человек был с Иисусом Назарянином. Петр снова все отрицал, поклявшись, что он не знает Этого Человека.
Но спустя немного времени стоявшие там люди подошли и сказали ему: — Ты и в самом деле один из них, тебя и выговор твой выдает. Тогда Петр начал клясться и божиться: — Я не знаю Этого Человека! И тотчас пропел петух. И тогда Петр вспомнил слова Иисуса: «Прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня». И, выйдя наружу, он горько заплакал. Там они начали обвинять Его: — Мы установили, что Он совращает наш народ. Он запрещает платить дань кесарю и называет Себя Христом, Царем. Пилат спросил Иисуса: — Ты Царь иудеев? Тогда Пилат сказал первосвященникам и толпе: — У меня нет никаких оснований осудить Этого Человека.
Но они настаивали: — Он Своим учением возмущает народ по всей Иудее, начал в Галилее, а теперь пришел сюда. И узнав, что Иисус Христос был из области, подвластной Ироду, который тоже был в это время в Иерусалиме, он послал Иисуса к нему. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, потому что уже давно хотел Его увидеть. Он много слышал об Иисусе и надеялся, что Тот совершит для него какое-нибудь чудо. Он задавал Ему много вопросов, но Иисус ничего не отвечал. Стоявшие там первосвященники и учители Закона усиленно обвиняли Иисуса Христа. Ирод же и его солдаты, посмеявшись и поиздевавшись над Иисусом, надели на Него красивую мантию и отослали обратно к Пилату. В этот день Ирод и Пилат стали друзьями, а прежде они враждовали. Пилат, созвав первосвященников, начальников и народ, сказал им: — Вы привели ко мне Этого Человека и сказали, что Он подстрекает народ.
Допросив Его в вашем присутствии, я не нахожу Его виновным в том, в чем вы Его обвиняете. Ирод тоже не нашел в Нем никакой вины и отослал Его обратно к нам. Как видите, Он не сделал ничего, достойного смерти.
Страстная седмица: чем обусловлен каждый из дней?
Убели же одежду моей души, Податель света, и спаси меня. В Великий понедельник Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, ради Него как бы умереть для жизненных наслаждений, чтобы ожить с Ним духом. Сближая события Ветхого и Нового Завета, Церковь показывает верующим страдания Спасителя в ветхозаветном прообразе праведного Иосифа, по зависти братьев невинно проданного и униженного, но позже восстановленного Богом в великой славе Бытие, главы 37-41. В этот день из Евангелия читается рассказ о бесплодной смоковнице и притча о злых виноградарях. Бесплодная смоковница, проклятая Господом, изображает еврейский народ, который только выглядел благочестивым, а внутри был черствым и недуховным.
Под злыми виноградарями подразумеваются иудейские начальники, только ради личной выгоды пользующиеся достоянием Божиим и истребляющие посланных Им пророков. В Великий вторник вспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные Им в этот день в храме Иерусалимском. В Евангельских чтениях приводятся беседы Спасителя о воскресении мертвых и о Втором пришествии, притчи о десяти девах, о талантах Мф. Великая среда.
Ночь под среду Господь провел в Вифании Мт. Здесь, в доме Симона прокаженного, некая женщина возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение. В богослужебных молитвах бескорыстный поступок женщины противопоставляется неблагодарности Иуды, замыслившего за деньги предать Христа иудейским начальникам. В утреннем Евангелии приводится предсказание Спасителя о предстоящей Ему крестной смерти и об основании Церкви среди язычников Иоан.
В Великую среду в последний раз служится Литургия Преждеосвященных Даров и в последний раз читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего... Умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним 3. Молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Его Иудой воинам в саду Песнопения Великого четверга полны глубоких чувств и мыслей. Это тропарь о том, как Иуда, ослепленный сребролюбием, покинул Тайную вечерю.
Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав, омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша. Бежи, несытая души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий, Господи, слава Тебе.
Перевод: Иуда, одержимый сребролюбием, омрачился, и Тебя, Праведного Судью, предал беззаконным судьям. Смотри же, собиратель богатства, на того, кто удавился из-за него. Избегай жадности: вот что она дерзнула сделать с Учителем. Благостный ко всем, Господи, слава Тебе.
В Четверг утром совершается Литургия Василия Великого, предваряемая вечерней. Евангельское чтение повествует о Тайной вечери, умовении ног и молитве в Гефсиманском саду. Вместо Херувимской поется: Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Перевод: Сын Божий, приими меня сегодня причастником Твоей таинственной Вечери, ибо я не открою тайны врагам и не дам Тебе [лицемерного] лобзания, как Иуда, но исповедаю Тебя, как [благоразумный] разбойник: "Помяни меня, Господи, в Твоем Царствии.
В этом богослужении Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя. Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: "Слава долготерпению Твоему, Господи! Чтение Евангелий чередуется с песнопениями, одним из которых является песнопение о покаянии разбойника: Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя.
Перевод: Благоразумного разбойника Ты тотчас рая удостоил, Господи! И меня крестным древом просвети и спаси меня. Великая Пятница посвящена воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий, смерти Спасителя и его погребения. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа.
В Великую пятницу в знак особой скорби Литургия не совершается. Вместо нее служатся Царские часы, которые полностью посвящаются событиям этого дня. Около трех часов дня совершается богослужение с выносом Плащаницы изображение Спасителя, снятого с креста. Священнослужители поднимают с престола Плащаницу и через северные врата выносят ее на середину храма.
В этот же день случился арест Иисуса римлянами в Гефсиманском саду. Многие верующие приходят в храм на утреннюю службу, чтобы причаститься. Этот день также связан с традицией большой домашней уборки и приготовления куличей, пасх, окрашивания яиц. В четверг Великой седмицы едят как холодную, так и горячую пищу с растительным маслом: это каши, овощные супы, макароны, сырые и тушеные овощи, грибы, бобовые. Великая пятница — самый скорбный день в православном календаре. В этот день произошло распятие Христа. Многие верующие стараются не есть вообще или хотя бы до 14 часов дня, когда согласно Евангелиям, а также новым исследованиям ученых, умер Иисус.
В это время в храмах выносят Плащаницу — особую икону из ткани, изображающую снятое с Креста Тело Спасителя.
В это время нельзя есть яйца, однако куры продолжают их нести. В итоге в хозяйствах скапливался огромный запас, от которого надо было как-то эффективно избавиться, пока не испортился. С точки зрения христианских традиций, яйцо символизирует появление жизни из неживого предмета, похожего на камень как выход Христа из склепа. Красный цвет, в который раньше чаще всего красили яйца, — это цвет крови Спасителя.
Хотя красный считался праздничным цветом еще до появления христианства на Руси. А откуда и для чего пошла традиция бить одно яйцо о другое? Есть сведения, что эта игра распространилась в Средние века в Европе и в России исключительно для развлечения, и никакого сакрального подтекста в ней нет. Но существует и мнение, что эта шуточная битва символизирует борьбу добра со злом. А еще есть такая теория: разбитая скорлупа олицетворяет разрушение камней, которые скрывали вход в пещеру, где было похоронено тело Иисуса, — и его возвращение к людям.
Сколько длится Пасха Пасха, как и Великий пост, длится в течение 40 дней — вплоть до праздника Вознесения Христова. Объяснение этой традиции можно найти в Священном Писании: как сказано в Евангелии, воскресший Христос еще сорок дней оставался на земле, делясь пасхальной радостью с учениками и укрепляя их в вере. Еще 40 дней после Светлого Христова Воскресения сохраняется торжественное убранство в храмах, а верующие продолжают поздравлять друг друга словами: «Христос Воскресе! Что можно есть на Пасху и разрешено ли пить алкоголь Строгие ограничения в еде снимаются, однако священнослужители напоминают, что во всем следует соблюдать меру, чтобы не нанести вред здоровью после долгого периода поста. Алкоголь также разрешен в разумных количествах.
Каких занятий стоит избегать в праздник Светлого Христова Воскресения Большинство православных придерживаются мнения, что Пасху лучше всего провести в кругу семьи — разделить праздничную трапезу и пообщаться с близкими. Разрешено делать практически все, что приносит вам радость. Но есть некоторые ограничения. Так, на Пасху не рекомендуется ходить на кладбище. Заблуждение, что в Пасху нужно приводить в порядок могилы близких и родственников, возникло давно.
Тропарь: Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися: но воспряни зовущи: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас. Священнослужители пересказывают притчу о дани кесарю, как воскресли умершие, как проходил Страшный суд, также говорят о талантах и девах.
В такой день все хозяйственные дела завершаются — стирка с глажкой, уборка. Согласно истории из Библии, во вторник Иисус Христос проповедовал и его считали пророком. Первосвященники это не одобрили и начали думать, как помешать Спасителю.
Данная история церковью трактуется, как подготовка Его к погребению. В этот день Иуда Искариот предал Спасителя, продал Его за 30 серебряников. Поведение женщин в этот день должно быть благочестивым.
Запрещено рукоделие, но разрешено выбрасывание мусора после уборки. В магазине нужно купить все для приготовления пасхального кулича, крашения яиц. В храмах в среду православные исповедуются.
В храмах начинают читать «12 Евангелий» — наиболее продолжительную службу.
Пост в Страстную неделю: что можно есть, а что запрещено
Четвертый день Страстной недели посвящен важному евангельскому событию — Тайной вечере — последней трапезе Христа со своими учениками. Понедельник седмицы шестой Великого поста. оперативная сводка. Когда мы вступаем в Страстную неделю — священный период от Вербного до Пасхального воскресенья, — мы видим, как день за днем происходит то, о чем говорит нам Писание. Страстная седмица или Страстная неделя проходит в последнюю неделю Великого поста. Каждый день недели называется Великим, а в храмах в это время проходят наиболее торжественные богослужения: в Церкви неделя считается самой важной в году. Страстная седмица — логическое продолжение Великого поста.
Пасхальные традиции: в чем их суть, что в эти дни запрещается и о чем стоит задуматься
Страстная седмица — Великий пост 2024 | Предание.ру - православный портал | Зовется Страстной седмицей (седмица – неделя, семь дней). Основная суть, которую раскрывают эти семь дней в память о последних днях жизни Иисуса Христа. |
С 29 апреля по 4 мая Страстная неделя перед Пасхой | В православии она носит название Страстная седмица, Страстная или Великая неделя. |
С 29 апреля по 4 мая Страстная неделя перед Пасхой | Почему страстная неделя самая важная? Дело в том, что Страстная неделя посвящена последним дням жизни Спасителя в земном мире, его дальнейшему распятию, страданиям и погребению. |
Страстная седмица: чем обусловлен каждый из дней? | Страстная седмица посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. |
Как правильно провести Страстную неделю. Правила питания, что можно и нельзя делать
Приготовлением блюд можно будет заняться только в последний день Страстной недели, Великую субботу. Понедельник седмицы шестой Великого поста. "Страстной седмицей" называется последняя неделя Великого поста, которая предваряет один из главных христианских праздников – Пасху. На этой неделе держится особенно строгий пост, вспоминаются последние дни земной жизни Христа, его смерть и погребение. Но дело здесь в том, что дни двух этих праздников — Лазаревой субботы и Вербного воскресенья, а также Страстной седмицы осознанно и принципиально выносятся Церковью как бы за скобки периода Великого поста. В первые три дня страстной седмицы прочитывается вся Псалтырь, исключая 118 псалом, который читается в Великую Субботу на утрени перед плащаницей, и все четыре Евангелия до страданий Христа Спасителя.
Пасхальные традиции: в чем их суть, что в эти дни запрещается и о чем стоит задуматься
Так, в четверг утром на литургии на которой вспоминается Тайная Вечеря обычно все причащались. А вечером всей семьей ходили в церковь на Страсти — особое богослужение, на котором читаются 12 отрывков из Евангелия о последних часах земной жизни Христа и его крестной смерти. А вот из историй, которые вспоминают в этот день, главное событие — это Тайная вечеря. Ей посвящены не только тексты Священного писания, но и некоторые произведения искусства — например, одноименная картина, которая принадлежит перу легендарного Леонардо да Винчи нарисована в конце XV века. Великая пятница, которую также называют Страстная пятница, — день траура, потому что в пятницу Христос был осужден и распят. Служба посвящена воспоминанию о страданиях Спасителя на кресте.
Из алтаря выносят плащаницу, изображение Христа, лежащего во гробе, а верующие преклоняются к ней. Это день самого строгого поста который предусматривает полное воздержание от пищи. Более того, в пятницу не полагалось шить, стирать, колоть дрова, что-либо нарезать. Наши предки считали, что в Страстную пятницу нельзя петь, громко разговаривать и, тем более, смеяться. Великая суббота называется Тихой.
В этот день Господь пребывал во гробе и сошел душой в ад, чтобы освободить ветхозаветных праведников. Суббота — это кульминация Страстной недели. Спаситель умер еще в пятницу, а в субботу тело положили в гроб, который поставили в пещеру. Вход в нее заблокировали огромным камнем, какой по форме напоминал яйцо. Кстати говоря, одна из легенд утверждает, что именно поэтому яйцо стало символом Пасхи.
Великий вторник 30 апреля 2024 года В Великий вторник, 30 апреля 2024 года, хозяйки начинают покупать и заготавливать продукты к пасхальному столу. Непременно следует постирать и идеально выгладить скатерть, ведь, согласно поверью, в противном случае в дом придут плохие вести. Хорошим знаком считался дождь — он, верили крестьяне, был к полным корзинам грибов.
Страстная неделя в 2023 году: суть Страстная седмица посвящена воспоминаниям о последних днях жизни Христа на Земле, в том числе о его лишениях, распятии, смерти и погребении.
Слово «страсть» в названии этого периода означает «страдание». Страстная неделя в 2023 году: значение дней У каждого дня Страстной недели есть свое название и смысл, который посвящен событиям из жития Спасителя. Первый день называется Великим понедельником. В этот день Иисус показал людям чудо, одним своим только словом иссушив дерево инжира, не принесшее плодов.
Считается, что это символизирует нераскаявшуюся душу. По уставу, в понедельник допускается лишь сухоядение. В Великий вторник богослужения повествуют о последней проповеди Христа, верующим напоминают о его напутствиях. По уставу, во вторник допускается лишь сухоядение.
Великая среда — день предательства Иудой Христа. Он продал наставника за 30 сребреников, указав на него преследователям в Гефсиманском саду. В этот же день вспоминается история, когда женщина омыла ноги Иисуса и совершила обряд помазания благовонным маслом миро. В этот день верующие стараются исповедаться.
День напоминает о предательстве Христа Иудой за небольшую плату. С тех пор в ходу стала присказка «продался за 30 серебряников». Пост дозволяет сыроедение без масла. Великий четверг. В этот день христиане причащаются. Разрешается это только после исповеди. Также день известен как Чистый четверг. Принято проводить очищение телесные и духовные.
В домах делают уборку, которая не должна включать в себя тяжелый физический труд и принимают душ или ходят в баню. Считается, что обряд омовения тела над провести до восхода солнца, и тогда будет даровано прощение грехов. Также в этот день пекут куличи к Пасхе и красят яйца. В пище на этот день допускается добавление растительного масла.
СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ С 29 АПРЕЛЯ ПО 4 МАЯ 2024 ГОДА: ЗНАЧЕНИЕ КАЖДОГО ДНЯ.
Страстная седмица или Страстная неделя – это особый, завершающий этап Великого поста, который проходит перед Пасхой. Когда в 2024 году начинается Страстная неделя Смысл названия и символическое значение Страстная неделя по дням Что можно и нельзя делать на Страстной неделе Что едят на Страстной неделе. В первые три дня страстной седмицы прочитывается вся Псалтырь, исключая 118 псалом, который читается в Великую Субботу на утрени перед плащаницей, и все четыре Евангелия до страданий Христа Спасителя. Когда в 2024 году начинается Страстная неделя Смысл названия и символическое значение Страстная неделя по дням Что можно и нельзя делать на Страстной неделе Что едят на Страстной неделе.
Страстная седмица 2024
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА /2024/ | В первые три дня Страстной седмицы совершаются три последние в году Литургии Преждеосвященных Даров. |
Страстная неделя - смотрите на Спас ТВ 29.04 в 20:30 ТВ | Что означают дни недели? Страстной седмицей называется неделя перед Пасхой, во время которой вспоминаются сюжеты из Библии и страдания Иисуса Христа. |