Значение полета Юрия Гагарина для развития мировой культуры особенно велико потому, что он стал первым в истории человеком, который сумел взглянуть на планету из космоса, увидеть Землю как целостную живую систему. Восьмой факт Факт запуска Гагарина в космос предварительно не освещался в СМИ ввиду обеспечения секретности полета. юрий гагарин, полет в космос.
Небо не прощает ошибок. История жизни Юрия Алексеевича Гагарина
Посмотрите на его улыбку. Одна его улыбка сделает больше, чем все наши дипломаты, вместе взятые... Фото: РИА Новости Юрий Гагарин и дублер Герман Титов в автобусе едут на стартовую площадку космодрома Байконур, 12 апреля 1961 года В марте 1965 года газета четыре дня чествовала подвиг героя Хрущеву оставалось только согласиться. Готовили первых космонавтов жестко — с запасом прочности. В первую очередь это испытания вестибулярного аппарата на грани человеческих возможностей. И после каждого теста будущих космонавтов ждали медицинские обследования. Для полета был нужен почти идеальный организм. В зимнем летном обмундировании требовалось как минимум 75 минут просидеть в термокамере при температуре плюс 90 градусов. Георгий Гречко, космонавт и ученый, участвовавший в подготовке первых космических запусков, вспоминал: «Если за это время температура тела не повысилась на два градуса, то заставляют сидеть еще. Врачам важно было узнать, как твое тело сопротивляется нагреву — на случай, если в полете откажет система терморегулирования и температура значительно повысится». Гагарин в критические мгновения 108-минутного полета едва не лишился сознания.
В глазах потемнело, расплывались цифры на приборной доске. Но он выдержал непредсказуемые и сложнейшие испытания спуска, который оказался наиболее проблемным этапом полета. Дата старта «Известия» на собственном опыте выяснили, каково быть космонавтом Шла острая конкуренция с американцами. Все понимали: приоритет упускать нельзя. Можно было запустить первого советского космонавта и раньше, но, как назло, началась череда неудач.
Началась космическая эра — нечто невероятное для эпохи, в которую еще были живы люди, помнящие мир без самолетов и практически без автомобилей. Всего за 108 минут жизнь Юрия Гагарина перестала ему принадлежать. Буквально каждая минута — от рождения и до самой смерти — стала частью легенды о великом советском человеке, который первым полетел в космос. Около 30 лет, не более 170 см, до 68—70 кг — характеристики кандидатов на полет С учетом особенностей и возможностей космической техники понадобились особые кандидаты — люди абсолютно здоровые, профессионально подготовленные, дисциплинированные.
Ему было 40 лет. Константин Феоктистов В отличие от других космонавтов, Константин Феоктистов не был военным летчиком. Но в тот полет — 12 октября 1964 года — вместе с Владимиром Комаровым в состав экипажа было решено включить гражданского инженера. В начале 1980 годов мог отправиться в космос во второй раз, но здоровье не позволило это сделать. До 1990 года он был заместителем генерального конструктора НПО «Энергия», занимался разработкой космических аппаратов, позже преподавал в МГТУ имени Баумана , который и сам когда-то окончил. Не стало Константина Феоктистова в 2009 году, ему было 83 года. Борис Егоров Борис Егоров стал третьим членом знаменитого экипажа, который отправился в космос на трехместном корабле. Он, как и Феоктистов, не был военным летчиком, но занимался изучением космической медицины. После полета продолжил развивать эту важную для страны отрасль. Еще Егоров знаменит тем, что был женат на известных, популярных и очень красивых советских актрисах — Наталье Фатеевой и Наталье Кустинской. Брак со второй Натальей продлился 20 лет. Егоров скончался 12 сентября 1994 года в возрасте 56 лет из-за проблем с сердцем. Тем не менее это не стало препятствием для Беляева, он восстановился, продолжил тренировки и подготовку, а в 1965 году отправился в космос вместе с Алексеем Леоновым в качестве командира экипажа.
Да Не сейчас 12 апреля 2024, 18:00 63 года назад, 12 апреля 1961-го, Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос Один час 48 минут, которые перевернули наши представления о космосе и открыли новые возможности для освоения безвоздушного пространства. Сегодня мы отмечаем День космонавтики. Ровно 63 года назад прозвучало знаменитое «Поехали! Старт на корабле «Восток» с космодрома Байконур.
Покорители космоса. Они были первыми (к 60-летию полета Ю.А. Гагарина)
Так Юрий Гагарин начал свою речь перед первым полётом в космос 12 апреля 1961 года. Космодром Байконур, 12 апреля 1961 года Фото: РИА Новости Гагарин провел в космосе 108 минут, поднялся на высоту 302 км и совершил один виток вокруг Земли. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин смог, несмотря на большую вероятность гибели, совершить первый в истории человечества полёт в космос.
Первые в космосе: хронология освоения, 1957 – 2021
Очень красивое зрелище. Продолжается полет в тени Земли. В правый иллюминатор сейчас наблюдаю звезды. Она так проходит слева направо по иллюминатору. Ушла звездочка. Уходит, уходит»... Читать расшифровку записей, сделанных Гагариным на бортовом магнитофоне во время полета, интересно до сих пор. Первый «космонавт-практик» был спокоен, как тот самый Кедр, который стал его позывным на время полета. Недаром в условиях космической гонки с США Сергей Павлович Королев принял решение набирать в Первый отряд космонавтов исключительно военных летчиков-истребителей — людей, физически и психически готовых к огромным перегрузкам и стрессу.
Юрий Алексеевич вошел сначала в двадцатку, потом в «шорт-лист» из шести кандидатов, которые в декабре 1960-го начали подготовку к первому полету человека в космос. Это должны были быть люди от 25 до 30 лет, ростом не более 170 см рост Гагарина — 157 см , весом не более 70-72 кг. Алексей Леонов рассказывал, что у Королева было особо отношение к Гагарину — он считал его человеком выдающихся способностей. Он является олицетворением вечной молодости нашей планеты. Если Юрию Гагарину дать надежное образование, то в ближайшее время мы услышим его имя среди имен выдающихся ученых нашей планеты», — приводил Леонов слова Сергея Павловича. Королев мыслил широко и понимал, что человек, впервые побывавший в космосе, станет лицом Советского Союза. И лицо это должно быть открытым, приветливым, располагающим к себе. О том, кто же все-таки полетит, космонавтам сообщили лишь 10 апреля.
Гагарину выпала честь испытать корабль «Восток-1» — совершить одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180-230 км с посадкой в заданном районе. За условные полтора часа нужно было проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полете, проверить связь корабля с Землей и убедиться в надежности средств приземления корабля и космонавта. Дублером назначили Германа Титова. Юрий Гагарин во время предстартовой подготовки на космодроме Байконур 12 апреля трехступенчатая ракета-носитель «Восток» доставила на орбиту корабль с человеком на борту. Двигатели третьей ступени ракеты вовремя не выключились, и корабль вышел на 100 км выше расчетной высоты, тем не менее в целом полет проходил по заданному расписанию.
Все хотели выговориться, поделиться своим восторгом и радостью. Выпускающие редакторы хватались за голову, пытаясь хоть чуть- чуть разнообразить тон поступающих от зарубежных собкорров ТАСС заметок. Примечательно, что первым журналистом, написавшим о Гагарине, тоже был тассовец. В середине 50-х годов Евгений Иванов, впоследствии заместитель генерального директора ТАСС, работал в Саратове в областной комсомольской газете. Он выпустил репортаж "Один день на аэродроме", одним из героев которого стал учащийся индустриального техникума, член местного аэроклуба Юра Гагарин, совершивший тогда свой первый самостоятельный полет на Як-18. В своей книге "Дорога в космос" космонавт Ч 1 признался, вспомнив ту публикацию: "Первая похвала в печати многое значит в жизни человека".
По воспоминаниям инструктора Марка Галлая, в конверте было спрятано число «125». К счастью, вводить его Гагарину не потребовалось. Прощайте, товарищи» Первый космонавт не подозревал о том, что будет происходить с кораблем при входе в плотные слои атмосферы. Юрий Гагарин думал, что погибнет, когда по пути домой заметил в иллюминаторе полыхающий корпус капсулы «Востока». Из динамиков в центре управления полетом донеслось тревожное послание. Прощайте, товарищи», — громко прокричал Юрий Гагарин. На самом деле никакой опасности для его жизни в тот момент не было. Пламя возникло в результате трения жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу. Сегодня космонавты знают, это обычный процесс. Так происходит во время каждого приземления. Но для Юрия Гагарина эффектное космическое зрелище стало большой неожиданностью. О его прощальной фразе еще долгое время нигде не упоминалось, а потому она до сих пор остается малоизвестной. Катапульта и парашют Первый полет в космос Юрия Гагарина мог остаться неучтенным из-за особенностей конструкции корабля «Восток». Он не был оснащен системой мягкой посадки, необходимой для безопасного приземления. Такой технологии в СССР еще не существовало, а без нее находящийся внутри человек рисковал умереть из-за резкого удара о землю. Поэтому была придумана такая схема: за десять минут до посадки космонавт должен катапультироваться и завершить полет прыжком с парашютом. Гагарин так и сделал. Но советской стороне пришлось пойти на обман. По правилам Международной авиационной федерации, все космонавты должны были приземляться в капсулах.
Психологи считали, что открыть его можно только в здравом рассудке. По воспоминаниям инструктора Марка Галлая, в конверте было спрятано число «125». К счастью, вводить его Гагарину не потребовалось. Прощайте, товарищи» Первый космонавт не подозревал о том, что будет происходить с кораблем при входе в плотные слои атмосферы. Юрий Гагарин думал, что погибнет, когда по пути домой заметил в иллюминаторе полыхающий корпус капсулы «Востока». Из динамиков в центре управления полетом донеслось тревожное послание. Прощайте, товарищи», — громко прокричал Юрий Гагарин. На самом деле никакой опасности для его жизни в тот момент не было. Пламя возникло в результате трения жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу. Сегодня космонавты знают, это обычный процесс. Так происходит во время каждого приземления. Но для Юрия Гагарина эффектное космическое зрелище стало большой неожиданностью. О его прощальной фразе еще долгое время нигде не упоминалось, а потому она до сих пор остается малоизвестной. Катапульта и парашют Первый полет в космос Юрия Гагарина мог остаться неучтенным из-за особенностей конструкции корабля «Восток». Он не был оснащен системой мягкой посадки, необходимой для безопасного приземления. Такой технологии в СССР еще не существовало, а без нее находящийся внутри человек рисковал умереть из-за резкого удара о землю. Поэтому была придумана такая схема: за десять минут до посадки космонавт должен катапультироваться и завершить полет прыжком с парашютом. Гагарин так и сделал. Но советской стороне пришлось пойти на обман.
Сообщение ТАСС о полете Гагарина стало самой цитируемой новостью в мире
Дудко Елена Infofiz. Все права на статьи, книги, видео и аудио материалы принадлежат их авторам и правообладателям.
В это время появился вертолет со специалистами из группы встречи, спортивным комиссаром, кинооператорами. Все бросились к космическому кораблю, у которого стоял улыбающийся первооткрыватель космических полетов, гражданин Советского Союза Юрий Гагарин.
Горячие объятия, поздравления... Это были счастливые минуты. Хотя я знал, что передо мной именно он, космонавт номер один Юрий Гагарин, все же, как этого требует Спортивный кодекс, попросил его показать удостоверение, записал номер и дату выдачи, зарегистрировал в специальном бланке фамилию, имя, отчество, дату и время приземления, проверил опознавательные знаки космического корабля, на котором была надпись: «Восток - СССР». Здесь же на месте приземления были зарегистрированы три первых абсолютных мировых космических рекорда, установленные в легендарном полёте Юрием Алексеевичем Гагариным: рекорд продолжительности полёта - 108 минут, рекорд высоты полёта — 327,7 километра и рекорд максимального груза, поднятого на эту высоту — 4725 килограммов.
Кроме абсолютных мировых, Юрий Гагарин установил два всесоюзных рекорда по радиосвязи. Они также считаются международным достижением: впервые в мире была осуществлена двухсторонняя связь «Земля — Космос», «Космос — Земля» в диапазоне коротких и ультракоротких волн. После этого было установлено много космических рекордов: по продолжительности полёта, по времени нахождения в открытом космосе, по грузоподъёмности, но рекорд достижения максимальной высоты на одноместном космическом корабле не побит до сих пор. Безусловно, Юрий Алексеевич Гагарин совершил настоящий подвиг ради науки, ради будущего всего человечества.
Как супруга первого космонавта, она сопровождала Юрия Алексеевича на деловых встречах и приемах, ездила с ним за рубеж. Счастливые родители, радостные дети, дом, полный веселого смеха — всего этого не стало в один момент… Гагарин словно предчувствовал, что небо когда-то откажется его отпустить, и поэтому еще перед полетом в космос оставил жене прощальное письмо. Прочитала она его уже после гибели Юрия. Юрий Гагарин из письма жене : «Если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя.
Ведь жизнь есть жизнь и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Ну а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным.
Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать». Валентина Ивановна очень тяжело переживала смерть мужа. В столицу она не поехала, а осталась с детьми в Звездном городке. Она отгородилась от окружающих и перестала давать интервью, защищая себя и дочерей от ненужного внимания.
Спустя 12 лет после трагедии в память о покойном муже Валентина Ивановна выпустила книгу «108 минут и вся жизнь». Дочери Гагарина, как он и мечтал, стали уважаемыми людьми. Старшая Елена занимает пост генерального директора Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», а младшая Галина — завкафедрой региональной и национальной экономики РЭУ им. Каждая из них имеет уже взрослых детей.
Прерванный полет В планах Юрия Гагарина был и второй полет. Однако 27 марта 1968 года полковник Гагарин неожиданно и преждевременно погиб в авиакатастрофе во Владимирской области. Обстоятельства катастрофы не выяснены до конца и по сей день. Просто с МиГом пропала связь, а затем его обломки нашли в нескольких десятках километров от аэродрома.
В связи со смертью Гагарина в Советском Союзе объявили траур. В октябре 1955 года Гагарина призвали в вооруженные силы и направили в Чкалов это одно из прежних названий города Оренбурга в местное авиационное училище. Учился Гагарин у летчика Ядкара Акбулатова, лучшего специалиста в своей сфере. Летное училище Гагарин окончил в октябре 1957 года.
Два года служил в истребительном авиаполку под Мурманском. А в конце 1959 года его включили в список кандидатов в космонавты. К этому времени он имел звание старшего лейтенанта. А 27 марта 1968 года он погиб.
Психологи обратили внимание на следующие особенности характера Гагарина: — Любит зрелища с активным действием, где превалирует героика, воля к победе, дух соревнования. В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Как правило, здесь играют роль его воля к победе, выносливость, целеустремлённость, ощущение коллектива. Любимое слово — «работать». На собраниях вносит дельные предложения. Постоянно уверен в себе, в своих силах. Тренировки переносит легко, работает результативно.
Развит весьма гармонично. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Интеллектуальное развитие у Юры высокое. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объёмом активного внимания, сообразительностью, быстрой реакцией. Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной. На фото: первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин во время тренировки в Звездном городке, 1959 год Фото: ТАСС Юрия Гагарина вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале.
В начале 1960 года последовала ещё одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полётов. В период с декабря 1960 года по январь 1961 года шестеро кандидатов в космонавты готовились к первому полёту в космос в городе Жуковском. Центр подготовки космонавтов был уже учреждён, но практически ещё не работал, поэтому основные тренировки проходили в одном из филиалов Лётно-исследовательского института ЛИИ. Позже Центр подготовки космонавтов всем наличным составом перебрался на постоянное место базирования — в Звёздный. Неподалёку, около станции Чкаловской, был создан первый жилой фонд — квартиры для размещения семей слушателей-космонавтов и части семей руководящего состава Центра подготовки космонавтов. Все они проявили во время экзаменов отличные знания. Рассмотрев личные дела, характеристики и результаты экзаменов, приёмная комиссия записала в акте: «Рекомендуем следующую очерёдность использования космонавтов в полётах: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович».
Исторический полет Юрия Гагарина 12 апреля космический корабль взлетел с советского космодрома «Байконур». Во время запуска с оборудованием возникли серьезные неполадки, поэтому космический аппарат поднялся на сотню километров выше, чем было запланировано изначально. В случае, если бы тормозная система сработала некорректно, корабль вращался бы больше месяца, тогда как пищи и воды на нем было запасено всего на десять дней. В самом начале подъёма ракеты Гагарин произнёс фразу, которая стала крылатой: «Поехали!
Покорители космоса. Они были первыми (к 60-летию полета Ю.А. Гагарина)
Полет Гагарина в 1961 году прошел успешно, хотя и не совсем по плану. Звание было учреждено непосредственно в честь первого полета человека в космос, совершенного советским гражданином Юрием Алексеевичем Гагариным на космическом корабле «Восток». Праздник «День космонавтики» был установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года в честь совершённого 12 апреля 1961 года полёта Юрия Гагарина.
55 лет первому полету человека в космос. Справка
Гагарина, возглавляемой Владимиром Щербинским. Для американцев одним из самых сокрушительных ударов по имиджу страны за всю ее историю оказался именно старт Гагарина: русские опередили США на важнейшем этапе космической гонки, полет их первого в истории пилотируемого корабля прошел на удивление гладко. Но, может, это лишь эффектная демонстрация? Может, гагаринскому успеху предшествовали неудачные попытки отправить на околоземную орбиту человека, а Советы стараются спрятать эти свои провалы? Заокеанские «партнеры» и их союзники не упустили возможности попробовать разыграть столь козырную карту. Это позволило бы принизить значение совершенного в СССР «прорыва к звездам», как-то его скомпрометировать. Задолго до 12 апреля 1961 года с подачи американских «сказочников» стала распространяться информация, что, мол, Советский Союз, стремясь поскорее освоить пилотируемые полеты, отправляет в космос заведомых смертников. Самое любопытное: в СССР действительно имелись так называемые «нулевые космонавты». Но речь идет не о «смертниках», а наоборот, о людях, которые в ту пору были живее всех живых. Или, если формулировать точно, были здоровее, чем большинство граждан.
Имеются в виду предшественники космонавтов — испытатели». Почти 70 лет назад, 14 июля 1953 года в Институте авиационной медицины позднее ГНИИИ авиационной и космической медицины вышел приказ о создании команды испытателей. С тех пор вот уже на протяжении нескольких десятилетий эти люди, рискуя здоровьем, жизнью, прокладывают путь героям — покорителям космоса, тем, кто отправляется на орбиту. Многие опыты предполагали условия на грани возможного для человека, а иногда и за этой гранью, — продолжил рассказ И. Членов команды те, кто знал об их работе, сперва называли «запредельщиками». Позднее всех испытателей стали именовать «наземными космонавтами», «космонавтами «нулевого» отряда». Именно с «нулевыми» чаще всего связаны появляющиеся на Западе сенсации о засекреченных трагедиях, произошедших якобы при осуществлении советской программы освоения космоса». Во время визита в СССР в 1959 году ему не стали объяснять, почему запущенная незадолго до того автоматическая межпланетная станция «Луна-1» не попала на поверхность Луны. Советские представители довольно подробно рассказали американцу, какие важные результаты удалось получить благодаря старту «Луны-1», но так и не подтвердили сам факт неудачного ее пуска позднее стало известно: в циклограмму полета закралась ошибка, из-за которой станция промахнулась мимо спутника Земли.
Видя, что русские скрывают от него правду, Мэллан сделал более глобальные выводы и усомнился в других космических достижениях нашей страны. Заокеанский журналист захотел разоблачить «провалы» советских ученых. Идею подхватили итальянцы. В декабре 1959-го они опубликовали материалы, где были названы имена четырех русских «космонавтов», старты которых закончились трагически. Именно с появлением сообщений об этих людях — Ледовском, Шиборине, Миткове и Громовой — в зарубежной печати возник феномен так называемой «фантомной космонавтики». Трое из упомянутых храбрецов якобы пытались совершить суборбитальный полет на баллистических ракетах, оснащенных кабинами для пребывания человека и средствами, обеспечивающими мягкую посадку. Ради пущей убедительности западные «исследователи» старались «привязать» полеты упомянутых «фантомов» к реальным стартам на полигоне Капустин Яр ракет с собаками на борту. В публикациях жадная до сенсаций публика могла прочитать, что Александра Ледовского отправили «за облака» в ноябре 1957 года, буквально через несколько недель после запуска первого в мире спутника. Утверждалось, что он был в космосе одновременно со «Спутником-2», где находилась собака Лайка, и погиб во время полета.
Последующие сообщения были не менее сказочными. Шиборин и Митков якобы совершили суборбитальный полет, но вернуть их на Землю живыми не удалось. На самом деле советские ученые и конструкторы давно отказались от идеи такого «подскока» за пределы атмосферы, решив, что кратковременное пребывание в ближнем космосе не позволит сделать полноценные выводы о возможности работы космонавта на околоземной орбите. О ней было сообщено поистине удивительное: якобы Громова в 1959-м то есть всего через 2 года после запуска первого спутника пилотировала орбитальный самолет вертикального взлета и погибла в результате аварии. В мае 1960 года возникла новая космическая легенда, которую «синтезировало» американское агентство Associated Press. Рассказывая о проведенном в СССР запуске космического аппарата на самом деле являвшегося беспилотным прототипом гагаринского «Востока» , американцы заявили: взлетел корабль с человеком на борту, но кремлевские власти решили публично объявить о пилотируемом полете только при успешном его завершении, а этого не случилось — из-за сбоя в работе системы ориентации аппарат вместо снижения ушел на более высокую орбиту. По сообщениям АР, внештатная ситуация стала якобы причиной гибели космонавта. Позднее последовало продолжение «космического детектива»: западным «следопытам» удалось узнать имя трагически погибшего «покорителя безвоздушного пространства».
Салли К. Райд, специалист миссии STS-7, общается с наземными диспетчерами с летной палубы орбитального космического челнока Challenger в 1983 году. Испытания нового реактивного кресла прошли успешно. Астронавт Брюс МакКэндлесс проводит первую космическую прогулку 7 февраля 1984 года. Миссия длилась 213 часов 44 минуты. На данный момент он является самым пожилым человеком в космосе. В общей сложности было сделано 69 изображений поверхности в высоком разрешении. Фото астероида Эрос с расстояния около 124 миль. Сила удара была эквивалентна 5 тоннам тротила. На поверхности появился кратер диаметром порядка 200 метров и глубиной 50 метров. Фото сделано камерой среднего разрешения космического аппарата через 16 секунд после столкновения, 3 июля 2005 года. Всего пара провела на борту Международной космической станции 340 дней.
Окончил академию с отличием по специальности "пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним" квалификация - летчик-космонавт-инженер. Служба в ВВС С декабря 1957 года служил летчиком в 769-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиадивизии Военно-воздушных сил ВВС Северного флота в пос. Луостари-Новое Мурманской обл. Выполнял полеты в сложных метеорологических условиях и в ночное время на самолете МиГ-15. Военный летчик III класса. К концу 1959 года налетал на авиационной технике 257 часов, выполнил 41 прыжок с парашютом. В отряде космонавтов В 1959 года Юрий Гагарин, узнав о наборе кандидатов для испытания новой летной техники будущих космических кораблей , написал рапорт с просьбой зачислить его в группу испытателей. Осенью того же года он был вызван в Москву для прохождения всестороннего обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. Его дублером стал Герман Титов. Полет в космос 12 апреля 1961 года в 09:07 мск с 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона Минобороны СССР так тогда назывался космодром Байконур стартовала ракета-носитель 8К72К впоследствии получила название "Восток" , которая вывела на орбиту Земли корабль-спутник "Восток" с Юрием Гагариным на борту. Однако ТАСС передал сообщение не сразу, а спустя 50 минут после старта. Он катапультировался из спускаемого аппарата корабля и приземлился с помощью парашюта на колхозном поле недалеко от деревни Смеловка Саратовской области. До 1971 года факт приземления Гагарина на парашюте держался в секрете. Это было связано с процедурой регистрации рекорда, установленной Международной авиационной федерацией Federation Aeronautique Internationale, FAI. На тот момент правила требовали, чтобы пилот, претендовавший на мировой рекорд, приземлился внутри летательного аппарата. В 1971 году FAI пересмотрела свои требования, решив, что методика посадки в космонавтике может отличаться от авиационной. После полета В конце апреля 1961 года Юрий Гагарин отправился за рубеж с "миссией мира". С мая 1961 года он работал в ЦПК командиром отряда космонавтов и старшим инструктором-космонавтом. В июне 1962 года ему досрочно было присвоено звание подполковника, а в ноябре 1963 года - полковника. С декабря 1963 года Гагарин был заместителем начальника ЦПК и одновременно начальником отдела по летно-космической подготовке.
Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Вырасти людей, достойных нового общества — коммунизма. В этом тебе поможет государство. Ну а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным. Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать. Что-то слишком траурное письмо получается. Сам я в это не верю. Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолетную слабость. Но если что-то случится, ты должна знать все до конца. Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда-то еще в детстве прочитал слова В. Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полет людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке. Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы. Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чем-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать. Ну вот, кажется, и все. До свидания, мои родные. Крепко-накрепко вас обнимаю и целую, с приветом ваш папа и Юра. Письмо тогда не потребовалось. Его передадут жене первого космонавта Земли через 7 лет, после авиакатастрофы 27 марта 1968 года, в которой погиб Гагарин. Перед первой отправкой Гагарина в космос было записано три обращения «первого космонавта к советскому народу». Первое записал сам Гагарин, остальные два — Титов и Нелюбов. Три вида информационных сообщений подготовило и агентство ТАСС.
Сообщение ТАСС о полете Гагарина стало самой цитируемой новостью в мире
12 АПРЕЛЯ 1961 ГОДА космонавт Юрий Гагарин открыл землянам дорогу в космос, совершив исторический полет продолжительностью 108 минут! Афиши в Одессе в день полета Юрия Гагарина в космос, 12 апреля 1961 года. Юрий Гагарин был первым космонавтом совершившим полет в космос, один полёт, и он уже навсегда останется в памяти человечества как самый первый космонавт в мире. 7 апреля 2011 года, по случаю 50-летия первого полета в космос, совершенного советским космонавтом Юрием Гагариным, Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 12 апреля Международным днем полета человека в космос (International Day of Human Space Flight).
Покорители космоса. Они были первыми (к 60-летию полета Ю.А. Гагарина)
Ровно 43 года назад, 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос, который длился 108 минут. После полета в космос Гагарин активно занимался международной общественной деятельностью. За первый полёт в космос Юрию Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза и воинское звание майора досрочно (Гагарин взлетал в звании старшего лейтенанта). Полет, длившийся всего 108 минут, стал мощным прорывом в освоении космоса. О полете Гагарина объявил, когда Гагарин еще находился на орбите, Юрий Левитан, ведущий советский радиоведущий с 1930-х годов.
"Поехали" вместе: как это было. Хроника дня 12 апреля 1961 года в событиях и лицах
Когда произнесли слово «инженеры», меня как будто ударило электрическим током, словно кто-то сказал «ты». И какая-то внутренняя дрожь пробежала, как если бы выбор был уже сделан. След от этого ощущения надолго во мне сохранился. Наверное, что-нибудь похожее было и у Гагарина перед полетом.
Может быть, иначе окрашенное, но, скорее всего, более яркое, - ведь у него была реальная перспектива, а не абстрактная фантазия. Позднее я узнал, что выбор остановили на летчиках и отобрали шесть человек. Однажды я видел их на территории нашего предприятия.
Они быстро переходили из одного здания в другое, явно стараясь быть незамеченными. Я испытал тогда чувство глубокого уважения к этим людям. Нужно было обладать сильным характером, чтобы взяться за грандиозное дело.
В подготовке космонавтов к первому полету мне не довелось принимать участия. Я занимался лишь вопросами, связанными с созданием системы управления. В то время нам многое было неясно.
Мы, например, не знали, будет ли видна Земля из корабля ночью; можно ли отличить ночную Землю от звездного неба - огни больших городов иногда светят так же, как звезды. Не знали, удастся ли определять направление полета, когда корабль будет находиться над океаном, - на поверхности воды ориентиров нет, а достаточных данных о том, как часто будут встречаться облака и как они выглядят сверху, у нас не было. Система давала возможность космонавту разворачивать корабль в любом направлении, но определять положение корабля он должен был визуально, и мы надеялись, что после полета космонавт расскажет, в каких ситуациях это возможно, а в каких нет.
Как много было дебатов по поводу того, разрешать ли космонавту участвовать в управлении кораблем! Существовало мнение, что он может не справиться с психологической нагрузкой полета и начнет действовать безрассудно. В этом случае, взяв управление на себя, он может сам себя погубить.
В результате решили усложнить процедуру включения системы до такой степени, чтобы при отсутствии здравого мышления космонавт не смог ее выполнить. Система была заблокирована кодовым замком, похожим на те, которые сейчас устанавливают на входных дверях. Код космонавту не сообщали.
Его напечатали на листе бумаги, который заклеили в конверт, а конверт должны были перед стартом уложить в один из имеющихся в кабине настенных карманов. Предполагалось, что если космонавт сможет найти код, ввести его и после этого включить систему, то он будет способен и разумно управлять кораблем. Любопытно было узнать, доставал ли Гагарин конверт.
Я бы, наверное, достал и посмотрел код - на всякий случай, чтобы не терять времени, если нужно будет действовать быстро. Удерживает ли он в памяти методику управления? Кажется, совсем недавно мы ее писали.
Я хорошо помню, как это было. Однажды после обеда мне позвонил Раушенбах и попросил взять секретную тетрадь и дождаться его вечером. Он приехал поздно, когда в отделе уже никого не было.
Сел напротив меня и сказал, что нужно срочно написать методику ручной ориентации. И начал ее диктовать: - Пишите: «При правильной ориентации изображение горизонта Земли во «Взоре» должно занимать симметричное относительно центра прибора положение». Я пишу.
Сел напротив меня и сказал, что нужно срочно написать методику ручной ориентации. И начал ее диктовать: - Пишите: «При правильной ориентации изображение горизонта Земли во «Взоре» должно занимать симметричное относительно центра прибора положение». Я пишу. Раушенбах продолжает: - Пишите отдельной строкой: «Внимание». Поставьте три восклицательных знака. С новой строки: «В центральном поле зрения изображение земной поверхности должно «бежать» от ног к приборам». Не дай Бог, перепутает. Опять с новой строки: «Если Земля видна в верхней части «Взора», отклонить ручку вниз и удерживать ее в отклоненном положении до тех пор, пока... Мое согласие с ней спрашивал лишь из вежливости.
Потом говорит: «Давайте вместе прочитаем - не ошиблись ли мы где-нибудь». Прочитали, пришли к выводу, что все верно. Я отнес методику в машинописное бюро, и наутро Раушенбах уехал с ней к космонавтам - в небольшую войсковую часть, расположившуюся недалеко от подмосковного городка Чкаловская. Там в лесу за забором летчики готовились к историческому полету. Ничего сложного в методике не было, но когда от правильности действий зависит жизнь, могут возникать сомнения даже там, где просто. Пока я пытался представить себе мысленно состояние космонавта на орбите, по радио передали новое сообщение: «Полет успешно завершен, корабль приземлился в заданном районе, Гагарин чувствует себя хорошо». Тогда не стали объявлять о том, что Гагарин приземлился не в спускаемом аппарате, а рядом с ним. Корабль не имел системы мягкой посадки, поэтому было предусмотрено автоматическое катапультирование космонавта на небольшой высоте. После этого космонавт и аппарат снижались на разных парашютах независимо друг от друга.
Судя по сообщению, все прошло благополучно. Итак, первый полет человека в космос состоялся! Что это значит? Крупное научно-техническое достижение? Однако до полета Гагарина были выполнены два полета точно таких же кораблей по точно такой же программе, но с манекенами на борту. И они тоже завершились успешно. Просто о них не сообщалось. Проверена возможность жизни человека в замкнутом пространистве? И это на Земле было сделано заранее.
Переносимость человеком перегрузок, которые сопутствуют полету, тоже была неоднократно проверена при исследованиях на центрифуге. Тогда что же произошло? Главное значение события состоит, пожалуй, в том, что пройден важнейший психологический рубеж. Полет Гагарина показал, что человек может летать в космос. Человек может сохранять работоспособность и нормальное психическое состояние на всех этапах космического полета - при взлете на ракете, в длительной невесомости и тогда, когда спускаемый аппарат, словно метеор, в окружении раскаленной плазмы движется в атмосфере Земли. Через день Юрия Гагарина встречала Москва. Такое впечатление, что вся Москва.
Чем прославился и кем был Юрий Гагарин? Юрий Алексеевич Гагарин был советским летчиком-космонавтом, Героем Советского Союза, кавалером высших знаков отличия многих государств.
Но именно 12 апреля 1961 года он стал первым в мировой истории человеком, который совершил полет в космос. Космическая экспедиция проходила на корабле «Восток-1», который был запущен с космодрома Байконур. В общей сложности полет Юрия Гагарина продолжался 108 минут. После его завершения космонавт успешно приземлился в Саратовской области, вблизи города Энгельса. Сразу после этого Гагарину было присвоено звание майора.
Радзиховский считает, что снижение интереса к космосу как таковому обусловлено тем, что не оправдалось ожидание человечества на так называемый космический прорыв. По его словам, полвека назад думали и совершенно искренне ожидали, что за покорением космоса последуют новые феерические открытия. Однако не произошло ни ожидаемой встречи с новой цивилизацией, да и ракеты не курсируют в межпланетном пространстве словно аэробусы. То есть это стало важнейшим элементом человеческой жизни, летали десятки и сотни миллионов. Представить жизнь без авиации люди уже не могли», - объяснил эксперт, подчеркнув, что такой актуализации космические аппараты для людей не получили за тот же промежуток времени. Президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов считает, что веское слово в ослаблении интереса к космосу сказала рыночная экономика и изменения в общественном сознании. По его словам, восприятие праздника изменилось, потому что изменилась сама страна, характер общества. После развала Советского Союза, как отметил эксперт, стали внушать, особенно молодежи, совершенно другие ценности. Если агентство наше космическое что-то планирует, то, прежде всего, нечто прибыльное и коммерческое. И поэтому общество, которое не видит высоких своих целей, а живет только проблемами где бы сытно покушать, конечно, лидировать в космосе не может», - считает он. Президент Фонда «Общественное мнение» Александр Ослон высказал иную точку зрения. Он считает, что полетам в космос не придается особого значения, так как они стали обычным делом. Социолог предположил, что когда будут первые полеты на Марс, тогда снова будет ажиотаж, и журналисты будут описывать это событие как очень важное в истории человечества. Правда, для покорения новых космических высот необходим технологический прорыв. Как ни печально, но в юбилейные торжества, приуроченные к Дню космонавтики, специалисты говорили о накопившихся за последние проблемы в этой отрасли. Караш считает, что в российской космонавтике тяжелейший застой. Этот космический корабль Союз через 6 лет отметит свой полувековой юбилей, и ничего кроме этого «Союза» у России практически нет», - высказал обеспокоенность эксперт. По его словам, российские модули на 20, а то и на 30 лет по уровню своего технологического совершенства отстали от модулей США и Европы. Эксперты уверены, - интерес общества к космосу можно вернуть только новым прорывом, покорением новых космических вершин, новыми открытиями. Достает ли для этого технического оснащения, готова ли Россия к новому прорыву? Здесь эксперты высказывают самые различные точки зрения. Понятно, что в стране был застой в науке и технике. С другой стороны, такая конкуренция — всегда стимул к действиям, именно конкуренция — залог прогресса. К тому же космическая отрасль — одна из приоритетов в начавшейся в стране модернизации.
Сколько длился полет Гагарина? Подробности космического полета Гагарина
Советский лётчик Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года стал первым человеком в мире, совершившим полёт в космос. Но первой наградой, которую получил Гагарин после полета в космос, стала именно медаль «За освоение целинных земель». В 1975 году Алексей Леонов совершил свой второй полет в космос с Валерием Кубасовым. Первым человеком, совершившим полёт в космос, был лётчик-космонавт СССР Юрий Алексеевич Гагарин.