Новый «Синий кит»: самоубийства подростков планировались по всей стране.
Меню сайта
Правила игры «Синий кит» следующие – ребенку предлагается выполнить 50 опасных заданий, например, лезвием нарисовать на руке синего кита, при этом не вскрыв себе вены. «Си́ний кит» — российская городская легенда о существовании в социальных сетях игры, в которую играют дети и подростки и финальной целью которой является совершение. «Синий кит» или «Тихий дом» – смертельно опасные игры, в финале которых дети совершают реальное самоубийство. Новости. Знакомства.
Почему организатор групп смерти получил «курорт» в колонии-поселении?
# Еткульский районный суд Челябинской области вынес приговор куратору группы смерти "Синий кит" Илье Сидорову, известному под ником Илья Спартак, сообщают Работу ведут комплексно: с 2017 года Роскомнадзор запустил службу мониторинга, которая ищет суицидальный контент в сети. За это время удалось выявить почти полмиллиона нарушений. Несмотря на то, что администраторов этих групп находили и привлекали к ответственности, а VK научился блокировать группы по ключевым словам "синий кит", "f57", "разбуди меня в 4.20", опасность того, что подросток вступит в группу, поощряющую его к совершению суицида. это суицидальная игра, неведомая ранее смертельная новинка, поразившая интернет.
«Виноваты не синие киты, а синие родители»: «Редакция» выпустила репортаж о группах смерти
Вела его 15-летняя школьница из Гродненской области, приводит подробности МВД. В милицию поступила информация о возможном изнасиловании 15-летней школьницы. Факт педофилии не подтвердился, но обнаружилось кое-что другое. Такие "группы смерти" несколько лет назад привели к многочисленным суицидам подростков в разных странах.
Это явление грозит обществу и государству в целом социальной катастрофой. Оно опасно еще и тем, что по некоторым данным, исследование суицидальных и околосуицидальных сообществ в социальных сетях демонстрирует полную схожесть их методов с методами идеологов и пропагандистов «Исламского государства» «ИГ» , запрещенного в России и других странах. В зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности, подростков незаметно подводят к мысли о самоубийстве контингент суицидальных групп , либо убийстве других людей вербуемые в «ИГ». При этом условно-«игиловский» и условно-суицидальный контингенты частично могут объединиться феномен террористов-смертников [6].
Главный вывод, который делает исследователь, состоит в том, что в глобальном плане за обеими направлениями стоят одни и те же силы. Похоже, мы, как всегда, ждем «грома», когда уже будет поздно «креститься». Однако давайте попытаемся ответить на вопрос: что же это за силы, которые так ловко манипулируют сознанием наших детей, предлагая им «поиграть» в смерть? Предполагаю, что проект под названием «Исламское государство» потерпел фиаско, хотя и достиг своих деструктивных результатов, и поэтому потихоньку «сворачивается». Не исключаю, что у идеологов-игиловцев, сектантов и т. Но совершенно очевидно, что идет апробация новых психосоциальных технологий и внедрение специально ориентированных игротехнологий. Это уже грозит обществу социокультурными и психологическими катаклизмами я уже не говорю об экономических и политических катаклизмах , это грозит подрыву государственности, наконец.
Игра «Синий кит» как раз, не что иное, как трансформированная новая форма, по своим идеологическим сценариям близкая к идеологии «ИГ», мимикрирует к благодатной социальной среде - среде детей, подростков и молодежи, у которой имеются проблемы в семье, школе и в себе самой, превращая их в безмозглую жертву, коллективных камикадзе внутри своей страны. Кстати, настоящие камикадзе не были террористами, они отдавали жизнь за Родину и ее идеалы, и уж тем более не убивали детей, женщин и стариков! Идеологи, модераторы, администраторы и кураторы часто это старшие подростки с неадекватной психикой, которые не могут выразить себя другим способом , наученные взрослыми наставниками и используя свои деструктивные приемы и психотехнологии, шантаж и возможный некий компромат, ради сокрытия которого ребенок готов пойти на самоубийство, -«играют» не на страхе подростка слыть «слабаком», «трусом», быть заклейменным позором, и даже не на чувстве собственного самосохранения, а на страхе нанести моральный или иной вред своей семье. С девиантологической точки зрения, психологическое насилие, тайное принуждение личности, шантаж в сатанинской, дьявольской игре «Синий кит» выступают своего рода технологией психологического управления сознанием личности и изменения ее поведения, вербовкой модераторов-экстремистов, и построены исключительно на психологических манипуляциях слабостями, страхами, неопытностью и соблазнами детской натуры. Сюда добавляется романтизация образа смерти, уход от проблем, которые имеются у подростков; им предлагают уйти в иной мир одним «здесь и сейчас» - все это ориентировано на психологию подростков, наиболее внушаемых и менее социально опытных. К тому же, администраторы, зная психологическое состояние ребенка, связываются с ним каждые сутки в 4:20 - время, когда спят их родители, у ребенка сонное состояние, и он не может адекватно оценить и воспринять информацию. С точки зрения психологии, если каждые 48 часов звонить в одно и то же время, то информация «оседает» в подсознании, человек к этому привыкнет.
В этой связи актуальной является проблема информационно-психологической безопасности личности подростка, обеспечивающая ее целостность как активного социального субъекта и возможностей развития в условиях информационного взаимодействия с окружающей средой [3]. Сам процесс манипулирования может быть растянут во времени и представлять пошаговую процедуру алгоритм оказания манипулятивного воздействия на человека. У «Синего кита» протяженность игры составляет 50 дней и состоит из 50 заданий. Как видно из нашей схемы, наиболее уязвленной является «мишень» манипуляции, жертва - подросток. В качестве рабочей классификации мишеней манипулятивного воздействия на личность можно использовать следующие пять групп психических образований человека: 1. Побудители активности человека: потребности, интересы, склонности. Регуляторы активности человека: групповые нормы, самооценка в том числе чувство собственного достоинства, самоуважение, гордость , субъективные отношения, мировоззрение, убеждения, верования, смысловые, целевые, операциональные установки и т.
Когнитивные информационные структуры в том числе, информационная основа поведения человека в целом - знания об окружающем мире, людях и другие разнообразные сведения, которые являются информационным обеспечением активности человека. Операциональный состав деятельности: способ мышления, стиль поведения и общения, привычки, умения, навыки и т. Психические состояния: фоновые, функциональные, эмоциональные. С учетом изложенного, целесообразно структурировать источники угроз информационно-психологической безопасности человека в межличностном взаимодействии при оказании на него манипулятивного воздействия на три основные группы. Первая группа включает угрозы, связанные с возможностями манипулятора влиять на сам процесс межличностного взаимодействия.
На территории нашей страны, в том числе и нашего округа, не перестает бушевать волна суицида и его попыток. Всему виной нашумевшая группа смерти под названием «Синий кит», которая после закрытия произвела собой массу подражателей — копий этой группы практически во всех социальных сетях Рунета. Кураторы по примеру Филипа Лиса, основателя первой группы «Синий кит», раздают подросткам задания, первое из которых — создание шрама на руке в виде кита.
Известно, что среди указаний присутствует и просмотр фильмов ужасов и других колеблющих психику видеороликов. Придерживаясь традиции, манипуляторы начинают раздавать свои поручения ровно в 4:20 утра, когда родители в меньшей степени следят за своими детьми. Отсюда и скрытность организации от школьных учреждений, ведь кто как не учителя могут забить тревогу, увидев выполнение очередного злосчастного задания. Но как раз таки учителя, напротив, могут заподозрить неладное, заметив сонное состояние ребенка, которого по ночам будят назойливые сообщения от кураторов. Собственно, благодаря педагогам некоторые родители обращают внимание на поведение своего чада, возможно, предотвращая самое страшное. Но в большинстве случаев ухудшение усидчивости, уныние и сонливость являются зацепками уже для следствия, потому что вовремя заметить данные факторы родители не успевают. Все мы знаем, что сообщества смерти появились еще задолго до кита и его команды. Это были анонимные закрытые группы и сайты, к которым прибегали только лишь те, кто находился в затяжной депрессии и имел какие-либо психические отклонения.
Такие люди находили там отдушину и после принимали для себя судьбоносное решение. Сегодня же такое направление стало массовым, а это страшнее всего. Отклонение от нормы не ужасает, пока не становится повсеместным. Теперь дети могут играть в игру чисто из интереса, не допуская даже мысли о смерти. Но в процессе на ребенка осуществляется давление, приводятся доводы о бесполезности жизни, о неразрешимых трудностях бытия, вследствие этого еще не устоявшаяся психика подвергается слому. Конечно, такие манипуляции могут и не сработать на оптимистично настроенном подростке, любящем жизнь. И для таких случаев у «вершителей судеб» есть тяжелая артиллерия. Это угроза смерти родителей.
Как это осуществляется? Все очень просто: куратор после отказа выполнения последнего задания — самоубийства, сбрасывает ребенку ссылку, после открытия подростком которой ему становится доступна геолокация игрока. Таким образом, пригрозив убийством любимых родителей и отправив точный адрес их проживания, куратор вводит участника игры в неописуемый шок.
Ты им не можешь доверять, потому что боишься, что они все маме расскажут? Мира: Да Еще одна серьезная проблема — это территориальная доступность. В крупных городах бывает довольно большой спектр вариантов, куда можно отправить за помощью человека с психическим расстройством.
МСБ, кстати, собирает контакты клинических центров и конкретных специалистов, которые эффективно работают с суицидальными и самоповреждающимися подростками, так что если вы случайно знаете хороших подростковых психиатров с такой специализацией где угодно на территории России или Украины , пишите сразу сюда. А вот что делать, если подросток находится в деревне, и семье не особенно интересно, в каком он состоянии? Или, например, в наличии есть только ПНД, где человек уже лежал и никакой положительной динамики не увидел? Инна: Давали таблетки какието. Потом как овощь и памяти нет. Тупо снотворное лошалинная доза.
Дистанционное образование — это сейчас более или менее отлаженная технология. Очному оно все еще уступает по качеству, но во всяком случае оно есть и как-то работает. А вот дистанционной психиатрической помощи в государственной системе здравоохранения пока не предусмотрено. С дистанционной психологической помощью ситуация ненамного лучше. И в некоторых случаях понятно, что посылать человека некуда, и либо он получает хотя бы какую-то помощь прямо здесь, в чатах, либо не получает никакой и нигде. Эксперименты Дальше начинается методологическая terra incognita — отработанных способов профилактики суицидального поведения на базе чатов пока еще не существует.
Да и вообще методология работы в чатах как таковая развита очень слабо. Например, есть система подготовки консультантов чата доверия от проекта «Твоя Территория», но это во многом адаптация телефоного консультирования к текстовому формату. Если нужно поговорить с отдельно взятым подростком, наработки коллег очень помогают. Но в условиях нехватки волонтеров нужно было идти дальше и работать на уровне сообщества, чтобы ребята в экстренном случае могли чем-то помочь друг другу. Группа поддержки была очень естественным решением. Практика формирования групп взаимопомощи из взрослых людей с аффективными расстройствами уже какое-то время существует — этой темой занимаются в ассоциации «Партнерство равных».
Ведущий таких групп — не психолог хотя он может иметь психологическое образование , а такой же человек с диагнозом, как все остальные. Все члены группы, включая ведущего, на равных, и если ты говоришь о каких-то своих проблемах, тебя хорошо понимают, потому что у других членов группы проблемы в целом примерно такие же. Опыт «Партнерства равных» невозможно было перенести на наш формат напрямую, поскольку они никогда не делали подростковых групп, но многие их наработки оказались очень полезны. Алена и Настя, спасибо за тренинг ведущих, это было здорово! Набор правил у нас по итогу получился несколько другой. Например, на нашей группе поддержки можно ругаться матом, но нельзя нарочно обижать друг друга.
Наша группа не выровнена по диагнозу: в одной куче сидят ребята с депрессиями, с пограничным расстройством, с БАР, с шизофренией. Объединяющим фактором является не конкретный диагноз, а чувство одиночества и периодически возникающие мысли о смерти. Что дает формат группы поддержки? Во-первых, в таком формате можно заниматься систематической работой по развитию коммуникативных навыков. На раннем этапе работы группы ведущий, по сути, занимается примерно тем же, чем воспитатель в детском саду: разруливает конфликты, помогает понять, где возникло недопонимание, демонстрирует образцы конструктивной коммуникации. Таня: Лан все.
Досвидание Марат: Что случилось у тебя мы что обидели тебя да? Это тяжелая для нее тема. Марат: Блин жаль конешно что ты уходишь!!! Блин безтакный я человек. Таня: Я сама начала. Коммуникативные навыки — это та вещь, которую человек может забрать с собой.
Они хорошо переносятся из одной ситуации общения в другую. Применительно к китовому сообществу, например, оказалось, что ребята, которые сидели на группе поддержки, потом продолжают общаться на том же уровне и в открытых тематических чатах. Причем не только между собой, а и с другими людьми, которые там сидят. То есть через группу поддержки фактически можно влиять на культуру общения в целом по сообществу. Еще одна важная функция группы поддержки — это построение социальной сети. Для многих ребят группа поддержки становится первым опытом того, что у них есть собственная компания.
В «ките», как мы помним, аккумулируются те, кого травят в школе и у кого нет друзей в реальной жизни. Когда друзья появляются на группе поддержки, это по крайней мере отчасти решает основную проблему — ощущение космического одиночества и что ты на самом деле никому в этом мире не нужен и не интересен. И здесь сразу несколько полезных следствий. Во-первых, человек, который сидит на группе поддержки, не так зависим от волонтера — у него есть еще варианты, куда можно пойти поговорить о своих проблемах. Во-вторых, если человек начинает всерьез планировать суицид, то независимо от того, с кем он об этом поговорил, информация по хорошо налаженному сарафанному радио очень быстро дойдет до волонтеров, и ситуация будет под контролем. В-третьих, если где-то на открытой площадке человек подвергается атаке троллей, ему больше не нужно справляться с этим одному — он может позвать друзей, или они сами набегут его защищать.
Это очень ценный опыт для тех, кто в реальной жизни является жертвой травли. За счет чего работает группа поддержки? Прежде всего за счет того, что у подростков ведущая деятельность — это межличностное общение, и их не нужно специально уговаривать общаться между собой, они это делают естественным образом. И отношения, которые между ними при этом формируются, это настоящие дружеские отношения, а не искусственно сконструированные, как между психологом и его клиентом. Поддержка сверстника может быть неумелой, неловкой, но что важно — она абсолютно искренняя. Для людей с депрессивным складом личности в целом характерно, что о других они беспокоятся больше, чем о себе.
Если мы формируем группу из депрессивных людей, то естественно, что в кризисное состояние они будут входить не все одновременно, а по очереди. Соответственно, в тот момент, когда одного участника накрыло, другие участники, которые в этот момент чувствуют себя лучше и у них есть ресурс на поддержку, начинают его утешать и отговаривать от неразумных действий. В следующий раз роли могут распределиться иначе, и в поддержке будет нуждаться тот, кто сейчас был утешителем, а тот, кого утешали, сам станет для другого точкой опоры. Здесь мы отходим от представления о том, что есть условные «больные», которые нуждаются в помощи, и условные «сиделки», которые о них заботятся. Мы понимаем, что у каждого человека есть моменты, когда ему тяжело, и есть, с другой стороны, моменты, когда он в тонусе и может сам кого-то поддержать. Группа задействует тот ресурс поддержки, который уже есть внутри сообщества, даже если оно суицидальной тематики.
Это было очень круто, но я чувствовала, что мы можем больше. Где-то еще в самом начале работы группы поддержки я попыталась хотя бы частично реализовать там Penn Prevention Program — это программа профилактики суицидального и аутодеструктивного поведения, которая используется в американских школах и американской армии. На русском языке адаптированный для семейного использования вариант этой программы публиковался под заголовком «Ребенок-оптимист». По содержанию PPP — это по сути вся та же самая когнитивно-поведенческая терапия. PPP у нас не зашла. Во-первых, мы уткнулись в то, что некоторые вещи нужно было объяснять, а ребятам было тяжко слушать аудиосообщения длиннее тридцати секунд.
Это было ожидаемо: в депрессивных состояниях вообще все тяжело, и удерживать внимание — тоже. Во-вторых, оказалось, что для значительной части группы когнитивная модель недоступна интеллектуально. И это тоже было предсказуемо, с учетом, что в «ките» скапливаются дети с трудностями обучения в школе. В-третьих, программа предполагала выполнение хотя бы каких-то домашних заданий, а делать задания не было ни сил, ни желания и сама формулировка задачи часто оказывалась непонятной. Возможно, в условиях классной комнаты все то же самое сработало бы несколько лучше, но для чата это оказался нерабочий вариант. Нельзя сказать, чтобы этот опыт был вообще бесполезным — после попыток взять штурмом PPP мы стали больше разговаривать про чувства и отношения, — но нужно было искать какие-то другие подходы.
Напрашивалась мысль, что если дети пришли в «кита» играть, значит с ними можно во что-нибудь играть. Это, в общем-то, не новая идея. Одним из первых средств борьбы с суицидальными играми было создание профилактических игр, выстроенных по той же схеме, но с другими заданиями — вызывающими не желание умереть, а желание жить. В Бразилии придумали «Розового кита», например. Но это оказался не очень удачный формат. Классический «Синий кит» и его аналоги опираются на естественные психологические потребности — возрастную потребность в риске и потребность выражать свои негативные переживания.
Вдобавок «Розовый кит» со своим утрированным позитивом не учитывал суровых реалий жизни игроков, в контексте которых предложение «полежать в ванне с пеной» зачастую звучит как издевательство. Я предположила, что мы могли бы поиграть в словесные ролевые игры и таким образом развивать навыки кооперации, мышление и позитивное самовосприятие. Ну и актуальные переживания отыграть заодно. Это тоже не сработало — оказалось, что отыгрывать воображаемую ситуацию способны буквально единицы, а для остальных это неподъемная задача. До приключения как такового мы даже не дошли — запоролись на симуляторе таверны. Я сделала вывод, что сильно переоценила уровень развития игровой деятельности в целом по сообществу, и опустила планку.
Мы попробовали поиграть в простые словесные игры. Выяснилось, что поиграть в ассоциации китовые подростки в принципе могут и даже с некоторым удовольствием, а вот игра в города уже оказывается недоступной — не хватает эрудиции. Если собирается компания, то ребята успешно самоорганизовываются на Мафию, но только при помощи бота. Кроме Мафии, по собственной инициативе они еще играли в «правда или действие», но путались в правилах и быстро уставали. Итак, элементы КПТ не зашли, игры — тоже. Я решила проверить, не получится ли внезапно плюс из двух минусов и запустила для желающих пилотную группу на основе поведенческого тренинга DBT диалектической поведенческой терапии.
DBT изначально была создана для работы с пациентами, имеющими пограничное расстройство личности, суицидальную и парасуицидальную симптоматику. Соответственно, ее методы должны были подходить нам больше, чем классическая когнитивно-поведенческая терапия. Согласно канону, за выполненные задания участникам поведенческого тренинга полагается выдавать наклейки. Поскольку в условиях чата подкрепление наклейками не имеет никакого смысла там наклейки выполняют роль мимики и пантомимики, а не поощрений , я решила вознаграждать игроков очками опыта и волшебными предметами. В самом начале программы мы создали игровых персонажей, и в дальнейшем все поощения прилетали в профиль персонажа. Спасибо, Мит!
Вознаграждения полагались за сделанные домашние задания, за героические достижения в области саморегуляции хотела порезаться, но перетерпела и резаться не стала и за подвиги в реальной жизни — например, собраться с духом и дойти до психиатра. Марта: Мне можно прям кубок давать! Сколько я решалась на это! Марта: Блин та я ж пошутила! Зато выяснилось, что хотя отыгрывать персонажа тяжело, создавать свое сказочное альтер-эго ребятам нравится. И совершенно неожиданно самой популярной игровой механикой оказался отъем очков здоровья за резьбу по телу и прочие вредительские акции.
Натурально, игроки приходили и отчитывались: «Я порезался, сними с меня сердечко! Это оказался очень удобный способ если не контролировать, то по крайней мере отслеживать нежелательные формы эмоциональной регуляции. С одной стороны, у игрока есть наглядный показатель того, что он делает что-то не то в виде убывающего здоровья в профиле персонажа. С другой стороны, его при этом никто не осуждает и не ругает. Просто сердечек становится на одно меньше. Поскольку стало понятно, что писать о себе по крайней мере интересно, дальше я предложила ребятам писать сочинения о своей жизни.
Рассказывать о своем тяжелом опыте — одно из основных средств восстановления после психической травмы, и у участников, кроме того, появлялась возможность ближе познакомиться друг с другом. Мы попробовали сделать маленький социальный проект, где игроки рассказывали, как на самом деле они дошли до «кита». Без лиц, без реальных имен, просто рассказы о жизни и ладошки с котятами. У многих суицидальных игр есть тотемное животное — кит, сова, голубь… У нашего проекта тотемным животным был котик. Тут тоже обнаружился ряд подводных камней. Во-первых, для значительной части сообщества написать связный текст даже о самом себе — очень тяжелая задача.
Во-вторых, игроки дружно объявили, что не умеют рисовать, и изобразить котика соглашались только после долгих уговоров. В-третьих, включилась паранойя, и народ начал волноваться, что целью сбора информации является отправка всех участников проекта в стационар. Короче говоря, это тоже оказался не наш формат, но некоторое количество очень показательных материалов мы таким образом собрали. Вот тут можно посмотреть. Например, из рассказов становится понятно, что японские мультики тут примерно вообще ни при чем, и бороться надо с какими-то другими вещами. Например, с домашним насилием, с нехваткой культуры доверительного общения внутри семьи и с недоступностью профессиональной помощи в небольших населенных пунктах.
Профилактика Журналисты очень любят задавать вопрос: «А что делать родителям, чтобы их ребенок не оказался в таких группах? Телефон, может, проверять? Если человек хочет умереть, то это желание он не приобретает в тематической группе, он уже с ним туда приходит. Поэтому вопрос надо формулировать иначе: что делать родителям, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноко, и у него не возникало желания уйти из жизни. Ответ на этот вопрос очень простой и скучный. С детьми надо общаться.
Причем не в тот момент, когда уже проблемы переходного возраста, а с самого начала, когда ребенок еще маленький. Потому что характерные проблемы группы риска — это дефициты еще дошкольного этапа развития. Неумение общаться — это дефицит коммуникативных навыков, который образуется, когда маленький ребенок, пытаясь пообщаться с родителем, вместо внимания раз за разом получает в руки планшет или телефон. Самоповреждения — это дефицит эмоциональной регуляции, который накапливается, когда ребенок вместо слов утешения слышит «не хнычь», «разнюнился тут», «ну-ка успокойся немедленно». Важно разговаривать с детьми об их переживаниях и верить, что эти переживания серьезны и значимы, даже если по меркам взрослой жизни речь идет о ерундовой проблеме. Если мы уважительно слушаем о маленьких детских бедах, то когда беды вырастут и станут большими и страшными, нам с большей вероятностью о них расскажут, веря, что мы не отмахнемся.
Важно быть в курсе, с кем дружит ребенок и как складываются отношения с друзьями. Еще лучше, если с этими друзьями получится поддерживать контакт. Бывает, что человек не скажет о чем-то родителям, а друзьям скажет; если возникнет кризисная ситуация, у них будет возможность поднять тревогу.
"Синий кит" превратился в "Новый путь"
Любовь Чистякова, корреспондент: «Спрыгнуть с крыши, перебежать дорогу перед близко идущим транспортом – суть игры «Синий кит» построена на том, что создается видимость, будто ребенок имеет суицидальные наклонности. Примерно месяц назад в Интернет ворвалась игра «Синий кит. Сначала на железнодорожных путях нашли мертвой 14-летнюю девочку, потом — 16-летнего парня. К смерти ребят может иметь отношение «Синий кит».
Почему организатор групп смерти получил «курорт» в колонии-поселении?
В приговоре суда говорилось, что Глазов курировал «игру» «Синий кит» во «ВКонтакте», где публиковал опасные задания несовершеннолетним — например, по его указке подростки должны были фотографировать себя на крышах, перебегать железнодорожные пути перед поездом и. «Си́ний кит» — российская городская легенда о существовании в социальных сетях игры, в которую играют дети и подростки и финальной целью которой является совершение. «Синий кит» занял особое место в подростковой культуре, где-то рядом с зацепингом и играми с перебеганием перед движущимся транспортом. Хайп на «Синем ките»[ править ] На ютубе стоит ввести один их вышеприведенных хештегов и ты увидишь кучу блоггеров, пытающихся обрести дополнительную популярность, обозревая эту новость, но зачастую даже не удосуживаются разобраться в деле до конца. Первая жертва в предсмертном видео упомянула о возвращении зловещей группы смерти «Синий кит».
«Синие киты» глазами специалистов по кибербезопасности: это миф
Ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук Дмитрий Громов также считает, что истории про «Синего кита» — это разновидность легенды. Сначала на железнодорожных путях нашли мертвой 14-летнюю девочку, потом — 16-летнего парня. К смерти ребят может иметь отношение «Синий кит». В школе № 1 города Котельники подтвердили RTVI, что в их учреждении в октябре один из уроков о патриотизме провел создатель сообщества «Синий кит» Александр Глазов. В одной из вариаций «Синего кита» подростку еще на 22-м задании сообщали дату его смерти, после чего он должен был «смириться» и дать клятву верности игре, а затем в течение 20 дней просыпаться в 4:20, смотреть психоделические ролики и оставлять порезы на руке. Как на самом деле был устроен «Синий кит», в чём состояли задания и что грозило за их невыполнение? «Кит синий пришел В бесшумное синее море.
Меню сайта
Последним громким случаем стало двойное самоубийство пятнадцатилетней Юлии Константиновой и шестнадцатилетней Юлии Константиновой. Девочки из Красноярского края, расположенного восточнее Москвы, спрыгнули с разных высоток на самом деле трагедия произошла в городе Усть-Илимск Иркутской области: девушки совершили прыжок с одного здания — прим. Согласно данным британской газеты «Индепендент» The Independent , перед прыжком Юлия написала в статусе социальной сети слово «Конец» и опубликовала фотографию синего кита. Вероника же оставила сообщение «Смысл потерян… Конец». Что такое «Синий кит»? Самая опасная виртуальная игра скрывается под множеством имён — это как «Синий кит», так и «Тихий дом» и «Море китов».
Свое название игра получила из-за феномена самоубийства китов — ежегодного периода, во время которого млекопитающие выбрасываются на берег и погибают. На данный момент ученые все еще не смогли найти разгадку данного явления. В России игра получила широкое распространение в 2013 году после запуска так называемых «групп смерти» в сети «Вконтакте». Считается, что первое самоубийство, связанное с «Синим китом», произошло в 2015 году.
Российские подростки на самоизоляции продолжают играть в смертельные игры. Так, например, девушка из Подмосковья чуть не погибла под влиянием опытных манипуляторов.
Они ей предложили пройти 50 заданий, чтобы преодолеть страх смерти. По ходу игры девушка должна была травмировать себя, а затем совершить суицид. По данным РИА Новости , куратором этой смертельной игры оказалась 15-летняя девушка. Однако проводнику смерти в этот раз удалось избежать наказания. Решением Люберецкого районного суда дело против неё было закрыто за примирением сторон: вину перед семьёй пострадавшей девочки родители обвиняемой загладили материально, а сама обвиняемая раскаялась и обещала «больше так никогда не делать». В ходе расследования журналисты РИА Новости выяснили, что организаторов групп смерти ловят, но реальный срок получают далеко не все обвиняемые.
Зачастую фигурантов таких уголовных дел признают невменяемыми. Доказать причастность обвиняемого к гибели подростков крайне сложно. В качестве примера журналисты привели громкую историю 21-летнего Филиппа Будейкина, который действовал в Сети под ником Филипп Лис. Его обвиняли в гибели 15 подростков. Однако следствию так и не удалось установить прямую связь между самоубийством и действиями Будейкина по большинству эпизодов — дети удаляли переписку в соцсети, как требовал их куратор. В итоге создателя «группы смерти» признали виновным только по двум эпизодам дела и приговорили к трём годам и четырём месяцам заключения в колонии-поселении.
В марте 2019 года Будейкин вышел на свободу. Он просто хотел себя пропиарить и не думал никого к чему-то склонять. Он просто дурачок. После освобождения Будейкин со мной не связывался. Я уверен, что он стал жертвой своей глупости. Считаю, что суд вынес ему слишком суровое наказание.
Будейкин думал, что всё это шуточки, а когда его арестовали, то был сильно напуган. Не думаю, что после освобождения он взялся за старое. Страх перед тюрьмой сильнее пиара», — выразил своё мнение ForPost адвокат Будейкина Ростислав Губенко. Читайте также: Интернет — зло? Обсуждаем с врачом-психиатром Александром Пугачёвым Борьба за жизнь По словам руководителя Центра спасения детей от киберпреступлений Сергея Пестова, за последние три года в России был достигнут прогресс в борьбе с группами «Синий кит». В беседе с корреспондентом ForPost он отметил, что их организовывают люди вроде Будейкина, которые хотят поиграть на чувствах подростков или пропиариться на этой теме.
По мнению Пестова, сейчас практически не осталось людей, которые целенаправленно доводят детей до самоубийства. В основном под чьим-то контролем их курировали дети. Принятые на государственном уровне меры борьбы с «Синем китом» дали свой положительный результат. Групп смерти стало значительно меньше», — уверен Пестов. По его словам, прогресса удалось добиться благодаря поправкам, внесённым в Уголовный кодекс РФ.
Через несколько дней после ее смерти, 16-летний Александр закончил жизнь суицидом. Он дружил с Машей и винил себя в том, что не смог остановить девушку. СК возбудил уголовные дела о доведении до самоубийства несовершеннолетних.
Чтобы влиться в игру, подростки использовали определенные хештэги, меняли аватарки на картинку и ждали приглашения. В тг-канале наставники раздавали детям определенные задания и «подготавливали» детей к суициду, вбивая им в голову, что они никому не нужны. Сейчас канал с наибольшим количеством подписчиков заблокирован, но есть и другие.
Подросток начинает формировать вокруг себя этакое негативное поле. И интернет для таких детей — прекрасный «питательный бульон». Страшное слово И вот тут в нашей истории появляется страшное слово «самоубийство». Самоубийство как способ прекратить страдания через уход из жизни.
Или как способ продемонстрировать ценность своей жизни: «Вот меня не будет, и родители узнают, каким я был ценным для них…» Или: «Если меня не будет, обо мне никто не будет вспоминать, потому что я никому не нужен…» И если кто-то из взрослых начинает слышать от подростка «Лучше б мне не жить» и что-то ещё в таком духе, хорошо бы понять, насколько далеко всё зашло. Просто ли он переживает кризис, либо у него уже формируется суицидальный план? Люди далеко не всегда говорят в открытую о своих намерениях. Особенно подростки. У них вообще закрытая жизнь, одна из составляющих которой — чёткое понимание, что взрослые — это чужие. Так называемые взрослые в лице Роскомнадзора, правоохранительных органов, депутатов разных уровней и педагогов с этим «питательным бульоном» сражаются как могут. Но несмотря на потраченные миллиарды рублей эффективной я эту борьбу назвать не могу.
То есть у мира взрослых в этом плане пока вообще ничего не получается. Например, «эффект Моргенштерна». Известного и сверхпопулярного в молодёжной среде рэпера признали виновным в пропаганде наркотиков. Все дети знают, кто это такой. Все дети знают его песни. Для Моргенштерна суд — прекрасная реклама, особенно в подростковой среде. Он становится нечто большим, чем просто популярным рэпером.
Он становится для подростков героем, символом противостояния с этим жестоким и одновременно таким грубым миром взрослых. При этом Моргенштерн ещё и финансово успешный исполнитель, что тоже сработало на него и против представителей мира взрослых. Конечно, это не значит, что виновных в нарушении законодательства не надо привлекать к ответственности. Но часто наши с вами действия не совпадают с пониманием хорошего и плохого у подростков. Иногда с точностью до наоборот. Этим часто пользуются злоумышленники, реально плохие взрослые без всяких кавычек. Фото: архив «Клопс» «Синий кит», надутый СМИ Не секрет, что в интернете есть вполне себе взрослые люди, отслеживающие подростков, находящихся в зоне суицидальной опасности.
Пример — пресловутый «Синий кит». Здесь мы сталкиваемся с тем самым интернет-феноменом, когда бескомпромиссная борьба с явно отрицательным явлением раскачивает это явление до огромных размеров, делая его сверхинтересным для подростков. Посудите сами. Вначале была микрогруппа, которую средства массовой информации раскачали до федеральных масштабов. Как и интерес к ней подростков. Я знаю целые классы в калининградских школах, которые побывали в «Ките». Кто-то из ребят был в суицидальной опасности, кто-то нет.
Это была коллективная игра, мода, замешенная на интересе, спровоцированном многочисленными публикациями в СМИ плюс реакцией законодателей. И у подростков, и у взрослых коллективные действия считаются более безопасными, что ли. Ответственность за последствия делится на всех. Вспомните классическое: «Все побежали, и я побежал…» Как-то мне на приём привели девочку. Она страшно, до бессонницы боялась, что люди из «Синего кита» за ней следят.