Новости прорыв блокады ленинграда карта

Музей «Прорыв блокады Ленинграда» по адресу Ленинградская область, Кировское городское поселение, Р-21 Кола, 41-й километр, показать телефоны. Линия обороны и карта окружения 1941 года, исторические предпосылки, прорыв и снятие блокады, итоги и значение для Второй мировой войны.

Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»

70 лет со дня прорыва энергетической блокады Ленинграда | ТГК-1 фотоснимки. Но главное – прорыв блокады со всей очевидностью продемонстрировал немцам, что о планах по принуждению Ленинграда к сдаче они теперь могут забыть. Операцию по прорыву блокадного кольца вокруг Ленинграда назвали «Искра», памятуя крылатое выражение: «Из искры возгорится пламя». Содержание экспозиции 6 вагона передвижного музея "Поезд Победы" по теме "Прорыв блокады Ленинграда"Материал для саморазвития или использования на уроках ист. После прорыва блокады через пробитый советскими войсками коридор немедленно была переброшена в Ленинград железнодорожная ветка.

Как разбивали «бутылочное горлышко»? Пять важных фактов об операции «Искра»

Операция по прорыву блокады Ленинграда началась 12 января 1943 года. День прорыва блокады Ленинграда Встреча бойцов Волховского и Ленинградского фронтов в районе рабочего поселка № 1 во время операции по прорыву блокады Ленинграда (операция "Искра"). 1943. Советская военная энциклопедия, т. 6 Вернуться к списку карт. 18 января отмечается 80-летие прорыва блокады Ленинграда, ставшего результатом успешной военной операции "Искра". Январь 1943 прорыв блокады Ленинграда по дням Карта — схема. А Волховского фронта, прорвав кольцо вражеской блокады г. Ленинграда, создали коридор шириной 8-9 км между Ладожским озером и линией фронта.

Последние новости

  • «День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда
  • Официальный сайт Чувашского рескома Коммунистической Партии Российской Федерации
  • Блокада Ленинграда операция Искра
  • Трёхмерная панорама Ленинградского фронта. Музей Прорыв блокады Ленинграда

Читайте также:

  • 18 января 1943 года удалось прорвать блокаду города Ленинграда - Российское историческое общество
  • Прорыв блокады и полное освобождение Ленинграда
  • Основные сведения
  • Как высекали «Искру» и спасали Ленинград
  • Соотношение сил перед прорывом
  • 18 января 1943 года прорыв блокады Ленинграда | Пикабу

«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда

Наиболее тяжелым испытанием для его жителей стал голод. С 20 ноября 1941 г. Частям первой линии и боевым кораблям — 500 г, летно-техническому составу ВВС — 500 г, всем остальным воинским частям — 300. Началась массовая гибель населения.

Физическое перенапряжение, холод, отсутствие электричества и отопления, воды, канализации и других элементарных бытовых условий ещё более понижали способность людей сопротивляться голодной смерти. В декабре умерло 53 тыс. Не оставляют никого равнодушным сохранившиеся страницы дневника маленькой Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 янв.

Мама 13 мая в 7. Умерли все. Осталась одна Таня».

Всего в Ленинграде за время блокады погибло до 1 млн человек. Горе пришло в каждую семью. На глазах у матерей и отцов умирали их сыновья и дочери, дети оставались без родителей.

Спасением для сотен тысяч осажденных стала «Дорога жизни» — проложенная по льду Ладожского озера трасса, по которой с 21 ноября в город доставлялось продовольствие, боеприпасы и на обратном пути эвакуировалось гражданское население, главным образом женщины и дети. По «Дороги жизни» — до марта 1943 г. В то же время из города на Неве было эвакуировано 1376 тыс.

Как всегда бывало в переломные моменты войны, руководить «Искрой» Сталин поручил Жукову. Вообще же все военачальники-мемуаристы сходятся в том, что в замысел операции до ее начала было посвящено не более 15 человек. Даже в переписке с Черчиллем Сталин не позволил себе ни одного намека по поводу намечающегося под Ленинградом мощнейшего деблокирующего удара. Два часа двадцать минут советская артиллерия Ленинградского фронта вела непрерывный огонь по левому берегу Невы. Затем по невскому льду пошли в атаку солдаты четырех дивизий первого эшелона. Пехоту поддерживали легкие танки и бронеавтомобили.

Через 6 дней после начала операция «Искра» завершилась. Кольцо блокады было разорвано, теперь к Ленинграду вел десятикилометровый коридор, полностью контролируемый Красной Армией. Шел второй год войны. До полного снятия блокады оставалось еще немногим более 12 месяцев. Операция по прорыву блокады Ленинграда началась 12 января 1943 года. Ставка Верховного главнокомандования начала операцию с массированного авиационного бомбо-штурмового удара и артиллерийского сопровождения.

Основные боевые действия проходили в районе Невского «пятачка», где наступление развивалось не очень удачно.

Немного позже в этот же день от противника очистили Шлиссельбург. Таким образом, блокада Ленинграда была прорвана. В городе оставалось около 800 тысяч человек. Около полуночи по радио было передано сообщение о прорыве блокады.

Горожане стали выходить на улицы, крича и ликуя. Весь Ленинград был украшен флагами.

Кто был награждён медалью «За освобождение Ленинграда? В интерактивном приложении в формате викторины для 5—9 классов ученикам средней школы необходимо ответить на эти и другие вопросы, выбрав правильный вариант из нескольких предложенных. Блокада Ленинграда — ещё одна героическая страница в истории нашей страны, пример мужества, стойкости и героизма людей.

В приложении для 10—11 классов ребята должны будут найти правильные ответы на вопросы и корректно совместить их в интерактивном формате. Школьники вспомнят основные даты, хронологию событий, а также стихи и книги блокадного города. Библиотека «МЭШ» — это сервис проекта «Московская электронная школа», разработанный столичным Департаментом образования и науки совместно с Департаментом информационных технологий. В ней содержится много образовательных материалов: более 51 тысячи сценариев уроков и более 8 тысяч видеоуроков, свыше 1600 электронных учебных пособий, 348 учебников, более 130 тысяч образовательных интерактивных приложений, 8 уникальных виртуальных лабораторий, 245 произведений художественной литературы, а также огромное количество тестовых заданий, соответствующих содержанию ОГЭ и ЕГЭ, и многое другое.

18 января 1943 года прорыв блокады Ленинграда

Операция «Искра» Советские бомбардировщики поддерживают войска Волховского фронта при прорыве блокады Ленинграда.
Прорыв блокады Ленинграда. Операция «Искра» Сообщение о прорыве блокады Ленинграда слушать здесь.

Прорыв блокады Ленинграда: как это было?

Освобождение Ленинграда от прорыва до снятия блокады Карта прорыв блокады ленинграда 18 января 1943 года кратко.
Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны Длившаяся почти 500 дней и ночей полная блокада Ленинграда была прорвана.
Прорвана блокада Ленинграда | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина Прорыв блокады Ленинграда операция Искра 1943.
Прорыв блокады Ленинграда Прорыв блокады Ленинграда осуществили спустя три года после начала осады.
Операция «Искра» Главная» Новости» Как отмечают 80 лет освобождения ленинграда.

Прорыв блокады Ленинграда: как это было

В ходе операции «Искра» разгрому подверглись 7 дивизий противника. Его потери составили свыше 13 тыс. Около 19 тыс. От всего сердца желаем ветеранам и детям блокадного Ленинграда здоровья, счастья и мирного неба над головой!

Планы по производству боеприпасов - а они были масштабные - не выполнялись. Танковое производство было свернуто еще в сентябре. То, что мог дать Ленинград фронту - некоторое количество корпусов мин, бронебойных снарядов, - не решало проблему. Их нужно было в десятки раз больше. Кроме того, требовались порох, взрывчатка в Ленинграде не было их запаса. Производство детонаторов только налаживалось, но в результате блокады, в том числе энергетической, постепенно остановилось. По сути, ленинградская военная промышленность возобновила работу только весной 1942 года.

При этом 17 декабря 1941 года Ставка в своей директиве поставила перед Ленинградским и Волховским фронтами масштабную задачу - разгром группы армий «Север» и освобождение Ленинграда от блокады. Увы, тогда из этого практически ничего не получилось, а потери наши войска понесли большие... Хотя в количественном отношении под Ленинградом превосходство было на нашей стороне, оно полностью нивелировалось за счет, говоря военным языком, огневого воздействия противника. Немцы были лучше оснащены автоматическим оружием, у них было больше пулеметов и минометов, они обладали мощной артиллерийской поддержкой. Об этом не раз говорится, например, в донесениях 55-й армии, несколько раз повторявшей безуспешные попытки наступать на Усть-Тосно. Сказывалось и то, что большая часть наших войск вела непрерывные действия по два-три месяца. Солдаты просто устали. А у немцев была ротация. В тот момент у 18-й армии, входившей в группу «Север», еще были резервы, чтобы периодически выводить войска с фронта в тыл на отдых. Немецкое командование поступало достаточно смело, снимая силы с относительно спокойных участков и перебрасывая их на наиболее опасные.

За счет этого, в общем-то, немцы и держались... Что же касается Невского пятачка, то, на мой взгляд, уже к концу 1941 года он в стратегическом отношении был тупиком. Он был невелик, и развернуть там достаточное количество сил для прорыва было невозможно. Наступать с него можно было лишь в ограниченном количестве направлений из-за конфигурации плацдарма, а также такого мощного узла немецкой обороны, как железобетонные руины здания 8-й ГРЭС, которые возвышалась над пятачком с его левого фланга. Это тоже одна из попыток прорыва блокады? Первоначально там очень удачно было выбрано место для удара - стык двух немецких корпусов. Гипотетически существовала возможность выйти к Октябрьской железной дороге - это давало шанс отрезать немецкие войска и лишить их линии снабжения. Сами немцы оценивали свою ситуацию как критическую. Вообще с боями под Погостьем связано много мифов. В первую очередь об их бесполезности.

Это совершенно не так! На мой взгляд, начало этих боев спасло Ленинград. Благодаря нашему натиску немцы приняли решение отходить от Волхова, дабы их ударный клин не оказался в окружении. Нам это дало возможность обеспечить нормальное функционирование Дороги жизни через Волховстрой. Ведь ко второй половине декабря 1941 года в Ленинграде оставалось продовольствия на четыре дня... Еще одна важная вещь. Операция 54-й армии у Погостья предотвратила немецкую попытку прервать Дорогу жизни - эту задачу в 20-х числах декабря 1941 года поставило командование вермахта. Было предложено три варианта операции, предусматривавших захват или западного, или восточного побережья Ладожского озера. Однако все силы, которые могли быть выделены для этой операции, противник был вынужден бросить под Погостье. Мы зачастую смотрим на те бои глазами фронтовика Николая Никулина, автора известных «Воспоминаний о войне».

На мой взгляд, там все представлено в очень черных тонах. Вот лишь одна цитата: «Снег стоял выше пояса, убитые не падали, застревали в сугробах. Трупы засыпало свежим снежком, а на другой день была новая атака, новые трупы, и за зиму образовались наслоения мертвецов, которые только весною обнажились от снега - скрюченные, перекореженные, разорванные, раздавленные тела. Целые штабеля». Жуткая картина! Однако, как свидетельствуют документы, в том числе и немецкие, под Погостьем вовсе не происходило «избиение красноармейцев». Особенно когда на поле боя появлялись советские тяжелые танки, немцам приходилось очень туго, и они держались из последних сил. А в марте 1942 года вражеская оборона была прорвана там окончательно - когда ввели в бой 4-й гвардейский стрелковый корпус Ленинградского фронта Николая Гагена, сформированный в феврале 1942 года это стало его боевым крещением. Немцы отошли на оборонительные позиции у реки Тигоды, которые готовили в течение трех месяцев. И в результате образовался выступ, существовавший до конца боев под Ленинградом в январе 1944 года.

Складывается впечатление, что длительное время наше командование методом проб и ошибок нащупывало место прорыва.

Жуков, координировавший взаимодействия фронтов. Это была воистину выстраданная радость»! В тот же день Жукову, первому из полководцев Великой Отечественной войны, было присвоено звание Маршала Советского Союза. К вечеру был освобожден Шлиссельбург и вся южная оконечность Ладожского озера.

Координация действий обоих фронтов поручалась Маршалу Советского Союза К.

Готовность операции — к 1 января 1943 г. Она требовала совместными усилиями двух фронтов разгромить группировку противника в районе Липка, Гайтолово, Московская Дубровка, Шлиссельбург и, таким образом, «разбить осаду гор. Ленинград, к исходу января 1943 г. После этого, перейдя к прочной обороне на рубеже р. Мойка, пос. Михайловский, Тортолово, обеспечить коммуникации Ленинградского фронта и дать войскам 10-дневный отдых.

В первой половине февраля предписывалось подготовить и провести операцию по разгрому противника в районе Мги и очищению Кировской железной дороги с выходом на рубеж Вороново, Сиголово, Войтолово, Воскресенское. Для проведения операции были созданы две ударные группировки: на Волховском фронте — 2-я ударная армия генерал-лейтенанта В. Романовского , на Ленинградском — 67-я армия генерал-майора М. Ударной группировке Ленинградского фронта предстояло форсировать Неву по льду, прорвать оборону на участке Московская Дубровка, Шлиссельбург, разгромить окопавшегося здесь противника, соединиться с войсками Волховского фронта и восстановить связь Ленинграда с Большой землей. В дальнейшем планировался выход соединений 67-й армии на рубеж р. Обеспечение левого фланга 2-й ударной армии возлагалось на 8-ю армию генерала Ф.

Старикова , которая своими правофланговыми соединениями должна была наступать в направлении Тортолово, пос. Авиационную поддержку и прикрытие войск осуществляли 13-я и 14-я воздушные армии Ленинградского и Волховского фронтов и авиация Балтийского флота всего около 900 самолётов. К участию в операции привлекались также авиация дальнего действия, береговая и корабельная артиллерия флота 88 орудий. Проведение операции ударной группы Волховского фронта по решению Ставки ВГК возлагалось на командующего 2-й ударной армией под непосредственным руководством заместителя командующего фронтом генерал-лейтенанта И. Операцию ударной группы Ленинградского фронта должен был проводить командующий 67-й армией под непосредственным руководством командующего фронтом генерал-лейтенанта Л. При подготовке операции командующие Ленинградским и Волховским фронтами за счёт своих резервов и перегруппировок соединений с других направлений значительно усилили 67-ю и 2-ю ударную армии, решительно сосредоточив силы на участках прорыва.

В 67-й армии на 13-километровом участке прорыва было сосредоточено 1909 орудий и минометов калибра 76-мм и более, что позволило довести артиллерийскую плотность до 146 орудий и минометов на 1 км фронта Великая Отечественная война. Военно-исторические очерки. Книга вторая. Артиллерийская подготовка атаки была запланирована продолжительностью 2 часа 20 минут, поддержка атаки — методом огневого вала на глубину 1 км, а затем методом последовательного сосредоточения огня. Все танковые части на Ленинградском фронте — 222 танка и 37 бронемашин, на Волховском — 217 танков намечалось использовать для непосредственной поддержки пехоты. Для противовоздушной обороны ПВО ударных группировок привлекались: на Волховском фронте — три зенитные артиллерийские дивизии, шесть отдельных зенитных дивизионов и две отдельные зенитные железнодорожные батареи, на Ленинградском — зенитная артиллерийская дивизия, полк противовоздушной обороны, шесть отдельных зенитных артиллерийских дивизионов, две отдельные зенитные железнодорожные батареи, а также четыре зенитных артиллерийских и четыре истребительных авиационных полка из состава Ленинградской армии ПВО.

Весь декабрь войска 2-й ударной и 67-й армий напряженно готовились к предстоящей операции. Все соединения были доукомплектованы личным составом, военной техникой и оружием. В войсках было накоплено от 2 до 5 боекомплектов боеприпасов в зависимости от систем орудий и минометов. Инженерные части построили 20 км колонных путей в войсковом тылу, усилили мосты и построили новые, сделали проходы в минных полях по одному на роту. Особое внимание уделялось обучению войск, командиров и штабов. Под руководством командующих армиями были проведены сборы командного состава и командно-штабные игры.

Для каждой дивизии в тылу была подобрана местность, схожая с той, где предстояло прорывать оборону. Здесь были оборудованы учебные поля и городки по типу опорных пунктов противника, на которых подразделения и части учились штурмовать укрепленные позиции, вести наступательный бой в лесу. В заключение прошли учения с боевыми стрельбами. С помощью аэрофотосъемки были тщательно уточнены карты. Фотосхемы и исправленные карты получили все командиры, до рот и батарей включительно. В подразделениях и частях, выделенных для прорыва, создавались штурмовые отряды и группы разграждения для проделывания проходов и уничтожения наиболее прочных оборонительных сооружений.

Большое значение придавалось оперативной маскировке. Перегруппировка войск производилась исключительно в ночное время или в нелетную погоду. Для разведки боем и ночных поисков привлекались только те подразделения и части, которые находились в непосредственном соприкосновении с противником. Чтобы скрыть от него подготовку к прорыву, были активизированы разведывательные действия на всем фронте, вплоть до Новгорода. В разработке плана операции участвовал ограниченный круг лиц. Все эти меры сыграли свою роль.

Противнику лишь незадолго до начала операции удалось установить, что войска готовятся к наступлению, но определить время и силу удара он не смог. Командир 26-го армейского корпуса генерал Лейзер, учитывая это, предложил командующему 18-й армией генералу Линдеману отвести войска от Шлиссельбурга Das Deutsche Reich und der Zweite Weltkrieg. Stuttgart, 1990. Однако тот отверг это предложение. Командующие Ленинградским и Волховским фронтами, проанализировав проделанную работу, пришли к выводу, что войска будут готовы к наступлению к установленному сроку — 1 января 1943 г. Несмотря на это, они 27 декабря 1942 г.

Сталину установить начало наступления между 10 — 12 января.

Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)

Прорыв блокады Ленинграда стал первым в военной истории примером деблокирования крупного города одновременным ударом извне и изнутри. 1943. Прорыв блокады Ленинграда. Советская военная энциклопедия, т. 6 Вернуться к списку карт. Музей «Прорыв блокады Ленинграда» по адресу Ленинградская область, Кировское городское поселение, Р-21 Кола, 41-й километр, показать телефоны. Карта прорыва блокады Ленинграда:: Музей истории и боевой славы автомобильных войск.

Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда 12–30 января 1943 г.

Портал системы образования города Нижневартовска - Прорыв блокады Ленинграда Но главное – прорыв блокады со всей очевидностью продемонстрировал немцам, что о планах по принуждению Ленинграда к сдаче они теперь могут забыть.
Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда 12–30 января 1943 г. Опера́ция «И́скра» — наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны, проведённая с 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского.

81 год началу прорыва Блокады Ленинграда в 1943 году

Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса. За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен. Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город. Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков. До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы.

Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко. На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда! В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны.

Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов. Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов. Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву.

Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет. Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения. Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер. Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись.

А через 15 суток воины-железнодорожники восстановили и постоянный мост». С приходом весны 1943 года проложенная зимой по болотам и ручьям железнодорожная трасса оказалась под угрозой затопления. Талая и болотная вода размывала путь, делала движение поездов по нему почти невозможным. Но каждый раз железнодорожное полотно восстанавливали, вопреки силам природы и злой воле врага. Это значило, что общепринятый способ наблюдения за рельсами, стыками и шпалами был здесь невозможен.

Путевой обходчик не мог осмотреть рельс и стык, не мог обнаружить трещину обычным остукиванием. Обходчики шли вдоль полотна по воде. В воде они меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры и т. Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин. Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода.

Но у нас другой дороги не было, выбора не было.

Симоняк в районе деревни Марьино. Быстро форсировав Неву, части дивизии взломали передний край обороны противника и к исходу 12 января продвинулись на 3—4 километра. Удачно действовала в первый день наступления 268-я стрелковая дивизия. К исходу дня дивизия продвинулась до 3 километров и создала угрозу окружения городокского узла обороны и 8-й ГЭС. Не так благоприятно складывалась обстановка на флангах. Не подавленные огневые точки в полуподвалах здании и на пристанях вынудили ее подразделения залечь на льду Невы. Во 2-й ударной армии Волховского фронта наибольших успехов в первый день добились части 327-й стрелковой дивизии полковника H. К исходу первого дня наступления войска 2-й ударной армии продвинулись на 3 километра. Разведчики Ленинградского фронта во время боя у проволочных заграждений.

Фотография сделана во время первого дня операции по прорыву блокады Ленинграда 13 января 1943 года С утра бои приняли особенно упорный и ожесточенный характер. К исходу второго дня операции войска 67-й армии Ленинградского фронта почти вплотную подошли к рубежу намеченной встречи с войсками Волховского фронта. Последние за 13 января продвижения практически не имели. Духанов ввел в бой часть сил второго эшелона: 123-ю стрелковую дивизию совместно со 152-й танковой бригадой, 102-ю отдельную стрелковую бригаду и один полк 13-й стрелковой дивизии. Стараясь удержать шлиссельбургско-синявинский выступ, вражеское командование еще накануне усилило здесь группировку своих войск 96-й и 61-й пехотными дивизиями и перебросило в район Синявино 5-ю горнопехотную дивизию. Эти соединения оказывали яростное сопротивление продвижению 67-й и 2-й ударной армий и часто переходили в контратаки. На третий день боев сломить сопротивление противника так и не удалось. За сутки войска 67-й и 2-й ударной армий незначительно продвинулись вперед. Расстояние между наступающими группировками обеих армий сократилось до 4 километров. Части 128-й стрелковой дивизии наступали во взаимодействии с 12-й лыжной бригадой, которая совершила смелый рейд по льду Ладожского озера в тыл немецкого гарнизона в деревне Липка, и овладели этим населенным пунктом.

Их вели 136-я, 123-я стрелковые дивизии, 123-я стрелковая бригада, а также 61-я танковая бригада.

Тогда кольцо блокады вокруг Ленинграда полностью замкнулось бы и по суше и по воде и доставка грузов в осажденный город стала бы невозможной даже по единственному оставшемуся пути - Ладожскому озеру Дорога Жизни. В середине декабря 1941 г. Однако были остановлены немцами недалеко от Невы. У южного побережья Ладожского озера образовался узкий коридор шириной примерно 12 км, который так и не смогли преодолеть советские войска.

На протяжении долгих месяцев с сентября 1941 по февраль 1943 года эту территорию удерживал Ленинградский фронт. Панорама экспозиции: Художники и декораторы с документальной точностью воссоздали момент боя, происходившего 13 января 1943 года. Гости экспозиции становятся участниками атаки, полностью погрузиться в происходящее и прочувствовать всю тяжесть событий помогает аудио-световая инсталляция, выполненная в формате 3D mapping.

В создании панорамы задействованы реальные экспонаты и оружие, а также созданные и искусственно состаренные военные машины и немецкий самолет. Фигуры участников операции «Искра», а также связистов, санитаров и даже собак, с помощью которых вывозили раненных с поля боя, выполнены с полный рост, по историческим фотографиям. Перед панорамой посетители музея попадают в вводный зал, где демонстрируется фильм о событиях тех дней, а также представлена карта-схема попыток прорывов блокады Ленинграда. Также в зале есть витрина с личными вещами участников боев. Здесь можно увидеть бронированный дом, укрытие из танковой башни и бронеползунок.

Прорыв блокады Ленинграда

Прорыв блокады Ленинграда стал переломным моментом в ходе Великой Отечественной войны и предвестником ленинградского Дня Победы, который отмечается 27 января – в день полного освобождения города от фашистской блокады (1944). Поклонный крест на месте прорыва блокады Ленинграда. Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г. Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград.

Оборона Ленинграда

В связи с этими обстоятельствами Ставкой Верховного главнокомандования было принято решение о разработке плана новой операции, которая получила название «Искра». Войска Ленинградского и Волховского фронтов должны были разгромить группировку противника в районе Липка, Гайтолово, Московская Дубровка, Шлиссельбург и таким образом разбить осаду города на Неве, выйдя на линию река Мойка — Михайловский — Тортолово. Операцию планировалось закончить в конце января сорок третьего года. Готовилась операция без малого месяц. Подготовка была всесторонней. Командование и штабы двух фронтов согласовали свои планы, установили линии разграничения и отработали взаимодействия.

Блокада Ленинграда операция Искра Ударные группировки Ленинградского и Волховского фронтов основных участников проведения операции были усилены артиллерийскими, танковыми и инженерными соединениями. В общей сложности они насчитывали 302 800 бойцов, без малого 5 000 единиц орудий и минометов, более 600 танков, а также 809 самолетов. Дивизии вражеской 18-й армии, оборонявшей выступ Шлиссельбург — Синявино, располагали живой силой, насчитывавшей 60 000 солдат и офицеров, а также 700 орудий и минометов, около 50 танков и самоходных артиллерийских установок. Поскольку большинство поселков в пригороде Ленинграда являлись опорными пунктами врага, а передовая и позиция в глубине обороны были отгорожены минными полями, проволочными заграждениями и укреплены дзотами, немецкое командование рассчитывало удержать свои позиции, несмотря на значительное превосходство нашей армии. Но противник просчитался.

От атаки к атаке И вот 12 января 1943 года в 9-30 силы Ленинградского и Волховского фронтов и Краснознаменного Балтийского флота силой более четырех с половиной тысяч орудий и минометов ударили по позициям противника. На Ленинградском фронте артподготовка длилась 2 часа 20 минут, на Волховском — 1 час 45 минут. И вот уже на невский лед вышли стрелковые цепи дивизий первого эшелона Ленинградского фронта. Симоняка в первый день сражения добилась наибольшего успеха. Это было в районе деревни Марьино.

Ее бойцы взломали передний край обороны противника и к исходу первого дня боев продвинулись на расстояние от трех до четырех километров. Удача сопутствовала и 268-й стрелковой дивизии, продвинувшейся на 3 километра.

Как только в Москве получили известие о прорыве блокады, Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве на освобожденной полоске земли железнодорожной ветки, которая должна была соединить Ленинград с «Большой землей».

Первый поезд по ней пошел уже через 17 дней. Эту железнодорожную линию назвали «Дорогой Победы». Благодаря образовавшемуся коридору появилась возможность эвакуировать оставшихся мирных жителей и обеспечить необходимыми припасами войска.

Действия Краснознаменного Балтийского флота в январе — марте 1944 г. Линия фронта на берегах восточной части Финского залива с сентября 1941 по январь 1944 гг. Перевозка 2 ударной армии кораблями Краснознаменного Балтийского флота на Ораниенбаумский плацдарм 5 ноября 1943 — 21 января 1944 гг. Действия артиллерии и авиации флота 14 — 25 января 1944 г. Прорыв блокады Ленинграда 12-30 января 1943 г.

Духанов ввел в бой часть сил второго эшелона: 123-ю стрелковую дивизию совместно со 152-й танковой бригадой, 102-ю отдельную стрелковую бригаду и один полк 13-й стрелковой дивизии. Стараясь удержать шлиссельбургско-синявинский выступ, вражеское командование еще накануне усилило здесь группировку своих войск 96-й и 61-й пехотными дивизиями и перебросило в район Синявино 5-ю горнопехотную дивизию.

Эти соединения оказывали яростное сопротивление продвижению 67-й и 2-й ударной армий и часто переходили в контратаки. На третий день боев сломить сопротивление противника так и не удалось. За сутки войска 67-й и 2-й ударной армий незначительно продвинулись вперед. Расстояние между наступающими группировками обеих армий сократилось до 4 километров. Части 128-й стрелковой дивизии наступали во взаимодействии с 12-й лыжной бригадой, которая совершила смелый рейд по льду Ладожского озера в тыл немецкого гарнизона в деревне Липка, и овладели этим населенным пунктом. Их вели 136-я, 123-я стрелковые дивизии, 123-я стрелковая бригада, а также 61-я танковая бригада. На левом фланге 330-й полк и 34-я лыжная бригада продолжали выполнять задачу по овладению Шлиссельбургом.

Немецкое командование лихорадочно перебрасывало новые резервы в районы Мги, Келколово, Мустолово, Синявино. Коридор, разделявший войска Ленинградского и Волховского фронтов, стал совсем узким. А в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки. Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Указатель на перекрестке дорог. Январь 1943 года. Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана.

На улицах и проспектах города было всеобщее ликование. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий