Традицию праздновать Новый год с 1 января, как известно, ввел Петр I. До него Русь встречала каждый следующий год, отчитывая от Сотворения мира. Традиция отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января закрепилась в России только в самом конце XVII века — соответствующий указ Петр I подписал в 1699 году. Отпраздновав в 1699 году наступление нового года в последний раз по древнему обычаю в сентябре, Петр издал 19 декабря указ, согласно которому новый год начинался с 1 января. Осенний Новый год в допетровской Руси отмечали весело и с размахом, как и Масленицу, и Святки.
Начало и празднование Нового года в России
Число же сему году было дано 1700-е от Рождества Христова. Этот указ вызвал немало толков и страхов. Какого числа справляют Новый год в России до царского указа? Когда-то на Руси начало нового года называлось «первый день во году», и день этот приходился до 1492 года на 1 марта, а после — на 1 сентября. Как встречали Новый год 1 января 1700 года и почему? Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский не церковный характер. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Какое летоисчисление было на Руси до Петра 1? До Петра I летоисчисление на Руси вели не от рождества христова, а от сотворения мира.
Эта система, как и христианство, пришла в Россию из Византии, почему ее еще называют византийским летоисчислением. Кто празднует Новый год 1 сентября? Так как Христианская Церковь является правопреемницей Ветхозаветной Церкви , то и она переняла обычай праздновать новый год с 1 сентября.
Это, конечно же, очень древняя и интересная традиция, но ведь и в России есть своя вековая история у всенародного любимого праздника! Масленица новогодняя Доподлинно известно, что у языческих славян, как и у других земледельческих народов, новый год начинался с началом весны, то есть с пробуждением новой жизни. Это март месяц, когда солнце давало знать о том, что зиме конец. Новый год отмечался и 22 марта — в день весеннего равноденствия, и 1 марта. Были и другие даты, связанные с первым весенним новолунием, которое могло приходиться и на конец февраля, и на какой-либо день марта. Традиция эта сохранялась долго, даже после Крещения Руси.
Сегодня историки, датируя то или иное летописное событие, ломают головы над определением точной даты. Дело усложняется еще и тем, что в период раздробленности в разных княжествах были разные даты начала нового года. Где-то его отмечали с 1 марта, где-то с 22 марта, а где-то и в конце февраля. Была и еще одна дата — 1 сентября — начало нового года по церковному календарю, ну а ныне — учебного года. Как же встречали Новый год наши языческие предки? Ответ на вопрос лежит на поверхности. Новый год — это любимая нами Масленица. Полагают, что справляли ее 22 марта — церковь, будучи не в силах бороться с древней традицией, «приватизировала» ее. В «Новый год» пекли блины, символизирующие солнце, его энергию и свет.
Народные гуляния, игры и забавы, посещение родственников, посиделки за большим семейным столом — все это непрерывная традиция, идущая из глубины веков. Провожали зиму, сжигали чучело, но не Масленицы, а богини зимы Мары Морены. Ее имя связывают с такими жутковатыми словами, как «мор» и «морок». Эта владычица ночи, богиня смерти и зимы представлялась нашим предкам горбатой длинноволосой старухой. Одна из ее «реинкарнаций» — хорошо известная Баба-яга. Понятно, почему, подпаливая этот фетиш, наши предки предавались безудержному веселью. Они верили, что мир выходит из-под власти Морены на ближайшие полгода, пока солнце вновь не уступит свои права. Здравствуй, осень, Новый год XV век — из лоскутков удельных княжеств московские великие князья суровыми нитками сшивали единое государство. А еще ранее, в XIV столетии на церковном Никейском Соборе начало года было окончательно перенесено на 1 сентября, ведь, согласно библейской легенде, именно в этом месяце Бог сотворил мир.
Московский великий князь Иван Васильевич дед Ивана Грозного сделал 1 сентября единой датой для празднования Нового года во всем государстве. Была эта дата еще и фискальной — 1 сентября, в день Симеона Столпника, собирались подати, выплачивались оброки и прочие платежи, подобно тому как сегодня нас призывают «заплатить все налоги и спать спокойно» не позднее 1 декабря. Однако такая нагрузка отнюдь не омрачала праздника, тем более что в этот день можно было еще подавать челобитные царю. В церквях проводились праздничные службы. В столице первое лицо обращалось к народу. Вечером семьи собирались за трапезой. Роль шампанского играли медовуха и пиво. Осенний Новый год в допетровской Руси отмечали весело и с размахом, как и Масленицу, и Святки. Кстати, церковный Новый год до сих пор отмечается 1 сентября.
Правда, не все верующие об этом знают. Виват Новый год! Царь Петр I уже на заре своего правления развернул преобразования, задумав сделать Россию державою европейскою, а русский народ ввести в семью «цивилизованных» народов. Пришло время расставаться со многими дедовскими обычаями и традициями: бородами и затворничеством женщин, старорусскими кафтанами и привычной кухней… Правда, это коснулось пока лишь «элиты» — боярства, дворянства, высших слоев купечества, ориентированных на заграничную торговлю. Прочие купцы, а тем более огромные массы крестьян, в европейские преобразования были не вовлечены. Но одна из ключевых петровских реформ коснулась всех и каждого. И продолжает свое действие и поныне. В 1699 году, в преддверии нового, 1700 года, Петр I издал указ, согласно которому начало года следует отсчитывать с 1 января по примеру всех христиан, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Менялось и летосчисление.
Если раньше оно велось от сотворения мира, то теперь — от Рождества Христова. Именной указ провозглашал: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век».
Приготовьтесь побороться за свое счастье. Под защитой петуха считаются люди, рожденные в 1941, 1957, 1973, 1989, 2005, 2021 годы. Появившихся в год петуха сложно провести. Они рациональны, храбры, прозорливы, остроумны, амбициозны, но вместе с тем и агрессивны. Петух опекает семейную жизни и трудолюбие. Поэтому для семейных петухов год обещает быть удачным. До середины марта 2021 года по славянскому календарю на пьедестале почета - Прядущий Мизгирь. А вот в день весеннего равноденствия - 20-го марта, его заменит тотем Кричащего Петуха.
В 2021 году или в 7529 лето животным для поклонения станет Кричащий Петух. Так давайте узнаем, чего ожидать от нового главы года каждому знаку по отдельности. Годы рождения и принадлежность к определенному знаку Славянского календаря вы можете посмотреть в таблице после статьи. Человеку, явившемуся на свет под тотемом Лося, нужно набраться храбрости и уверенности. Гоните сомнения, и всё затеянное непременно исполнится. Для людей-шершней новый год предстоит непростым и плотным на события. Волкам в приближающемся году окажется нелегко. Для достижения желаемого, придется потрудиться над собой с точки зрения правдивости и взаимности. Это будет ваше время! Ловкость и сообразительность помогут белке получить желаемое в 2021 году.
Сдержанность Щуки поможет ей преодолеть любые тяготы и невзгоды. Год обещает быть сложным. Мудрость и смирение всё перетрут.
Если раньше для языческих славян Новый год символизировал пробуждение природы и начало земледельческих работ, то отныне дата 1 сентября была полностью связана с библейским сотворением мира: Бог сотворил Землю именно в сентябре. Изменились и новогодние традиции. Новый год праздновался пышно и со всеми почестями. Все обеспеченное население стремилось устроить крупное и громкое торжество, в храмах проходили церковные службы.
Вместо еловых и сосновых веток со временем начали устанавливаться ели как праздничные деревья. Вероятно, они могли носить то же идеологическое значение. Начиная с давних времен, остается неизменным одно: каким бы разным Новый год ни был, люди по-прежнему любят его и с удовольствием празднуют. Из праздника плодородия, а позже и сотворения мира он превратился в теплое семейное торжество, сближающее друзей и близких. Всё Здорово.
Что было до Петра I?
- То в сентябре, то в марте, то без ёлки, то с оливье: как в России отмечали Новый год
- Слезы царей в дни ликованья
- История Нового года. Каким он был до Петра I?
- Как праздновали Новый Год в России до Петра I | 31.12.2020 | Всё Здорово
- Почему русский народ встречал Новый год в разные месяцы
- История празднования Рождества и Нового года: от Российской империи до СССР 1930-х гг
Почему 20 декабря в России перенесли Новый год и куда исчезли 8 лет из летоисчисления страны
— Указ Петра I №1736 «О праздновании Нового года» Однако к 1700 году большинство государств Европы уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем в европейских странах. В 19-й день декабря 7208 года от сотворения мира государь Петр Алексеевич издал указ о том, что отмечать наступление Нового года теперь положено синхронно с другими христианскими народами. Старый Новый год празднуют не так пышно, как ночь с 31 декабря на 1 января. Кто придумал отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января и как появился этот обычай, когда праздник стал общенациональным торжеством, традиции для РИА Новости, 31.01.2023. Праздновать Новый год по европейским традициям решил Петр I, вернувшийся на родину после Великого посольства в 1698 году.
Новолетие: традиции празднования Нового года до Петра
Но вот что интересно. Именно 25 декабря, около 5000 лет назад родился египетский Бог Гор. В 1200 г. На эту же дату в 900 г.
Древнегреческий Бог Дионисий тоже появляется на свет 25 декабря 500 г. И у всех абсолютно одна и та же история — рождение от девы, появление на Востоке звезды предвестника этого события, у большинства 12 учеников, все они совершают чудеса, например, превращают воду в вино и ходят по воде. Каждого из них ожидает смерть через распятие и воскрешение через 3 дня.
Это только ключевые моменты, на самом деле общего гораздо больше. Но в чем причина таких удивительных совпадений? Почему все эти события привязаны к одной и той же дате 25 декабря?
Солнечный культ древних славян Истоки нужно искать в древнеславянском солнечном культе. В момент солнцестояния световой день самый короткий в году. Считалось, что в это время умирало старое солнце.
Но затем световой день начинал прирастать и как раз на третий день 25 декабря появлялось молодое новое солнце и называли это новорождённое солнце Колядой. Астрономически эти даты связаны именно с нашими широтами с территории России. В целом множество древнеславянских праздников было связано именно с солнечным культом.
Целый ряд христианских праздников привязан сегодня как раз к более древним датам, поскольку они были привычны для славянского народа и не вызывали отторжения……… Дед Мороз — образ из жизни древних славян …… Согласно древнеславянскому обряду, Дед Мороз Грозный дед, Красный дед появлялся на Коляду и разгонял всю ряженую нечисть в память о том, как когда-то Бог Перун разогнал нечисть настоящую. Перун дарил радость и освобождение, как и сейчас Дед Мороз ходит в красной шубе и несет людям радость и дарит подарки Конечно, Дед Мороз — это не буквально Бог-громовержец как Перун. Это самостоятельный светлый дух праздника.
Реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский Новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания; установив и обосновав его библейской легендой, русская православная церковь сохранила эту новогоднюю дату вплоть до современности как церковную параллель гражданскому Новому году. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно в ознаменование покоя от всех житейских забот.
Таким образом, Новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью и известного в простонародье под именем Семена-летопроводца. В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января.
Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Пётр I не мог, так как церковь жила по юлианскому. Однако царь в России изменил летосчисление.
Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век». Следует отметить, что новое летосчисление еще долго существовало вместе со старым, - в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты - от Сотворения мира и от Рождества Христова.
Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь.
Ответ прост: Иисус родился в иудейской семье, а у иудеев был обычай проводить обряд посвящения Богу младенца мужского пола на восьмой день жизни — и это был обряд обрезания. Так что на самом деле отсчёт каждого нового года, как и всей нашей эры, ведётся от обрезания Христова. Дед Мороз в СССР стал светским персонажем Обязательным новогодним персонажем сегодня считается Дед Мороз, однако этот образ далеко не древний, объясняет эксперт. На публичных новогодних праздничных мероприятиях в нашей стране "живой" Дед Мороз стал присутствовать с 1910 г. Советское правительство было атеистическим, да и государственный календарь в советской стране нужно было совместить с общепринятым в мире. Поэтому в 1918 г.
С тех пор юлианский календарь в нашей стране стали называть "старым стилем", а григорианский — "новым стилем". Собственно, понятие "старый Новый год" появилось начиная с 1919 г.
Празднование Нового года после Крещения Руси С Крещением в 988 году на Руси кардинально поменялись традиции и праздники. Появляется новое исчисление времени и юлианский календарь, каждый месяц носит определенное название. Новоиспеченные христиане праздновали новый год 1 марта по расчётам православной церкви. Несмотря на позднее начало посева на севере, и там торжество стали праздновать 1 марта. Проводились и не ушедшие в прошлое январские гуляния с обрядами и традициями. Церковь старалась бороться с ними, однако противостояние не увенчалось успехом. Приучить народ к новым традициям оказалось не так просто и сейчас в России отмечают «славянский Новый год», именуемый Масленицей. Неизвестно, когда церковь перенесла новый год на осень — 1 сентября.
Кто-то говорит, что в конце XV столетия, другие же утверждают, что веком раньше — в 1348 году. Это знаменовало возвышение главенства православия на Руси и укрепления веры, чтобы окончательно установить новое христианское мировоззрение. В реформе не учитывали трудовой ритм русского человека и связь с полевой деятельностью. Обосновывался день лишь легендой и означал он покой от всех проблем и забот. Православные и в наши дни отмечают его, называя Семион, означает он конец лета. А верите ли вы в великое будущее нашей страны? Новые правила стали традицией не скоро, спустя несколько столетий, и от празднования старой даты не отказались. В сентябре устраивали широкое гуляние, а в марте — народные пляски и встречали лето. Как Новый год праздновали на Руси в период раннего христианства Как и сегодня, сентябрьский праздник начинался в ночь с 31 августа. Семья, близкие и друзья собирались за одним столом и угощались торжественными блюдами и медовухой.
Ушедший год обсуждали до полуночи, с громом пушек и колокольным звоном наступал новый год. Поздравлением был троекратный поцелуй, которым мы поздравляем друг друга на Пасху. В 1698 россияне отметили торжество 1 сентября в последний раз, когда на главной площади восседал Петр I.
Новогодняя реформа: как Петр Великий изменил главный праздник года
Почему русский народ встречал Новый год в разные месяцы | В России обычай отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января появился благодаря императору Петру I. Ранее с принятия христианства в 988 году его отмечали 1 марта, а в 1492 году датой начала года закрепили 1 сентября. |
История Нового года. Каким он был до Петра I? | Информационное агентство «Би-порт» | 20 декабря 1699 года Пётр I подписал указ о переходе России на новое летосчисление — с тех пор Новый год стали отмечать не 1 сентября, а 1 января, как в Европе. |
Истинно русский Новый год | Статьи | Известия | Тогда Петр I вновь принял решение изменить праздничные даты «гражданского календаря», ориентируясь на Западную Европу и балканских славян, которые праздновали Новый год зимой. |
Комоедица: почему славяне праздновали Новый год в марте | 20 декабря 1699 года Пётр I подписал указ о переходе России на новое летосчисление — с тех пор Новый год стали отмечать не 1 сентября, а 1 января, как в Европе. |
Когда издревле отмечали Новый год наши предки? И с чем это было связано?
- Как Пётр I научил Россию праздновать Новый год по-другому
- С чего все начиналось?
- Ответы : когда праздновали новый год до петра 1???
- Как Пётр I изменил главный праздник в году
История Нового года. Каким он был до Петра I?
Более 200 лет, с 1492 по 1699 год, русский народ и Русская Православная Церковь праздновали Новый год 1 сентября. 528 лет назад, в 1492 году, в России впервые отпраздновали Новый год в сентябре. До этого праздник отмечали 1 марта, а перенесён он был Иваном III. В канун Нового года Петр I сам зажёг на Красной площади первую ракету, дав этим сигнал к открытию праздника. Больше 100 лет Новый год праздновали весной. Несмотря на перенос нового года с 1 сентября на 1 января Петром I, Церковь до сего дня празднует новолетие (новый год). В указе отмечать Новый год велено было после «должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви».
Историк рассказал, почему в России отмечают два Новых года
Наступление Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января ввел с 1699 года российский император Петр I. До того, согласно историческим хроникам, с датой празднования главного зимнего праздника был полный разнобой. До Петра Великого Новый Год в России праздновали в согласии с юлианским календарем, в соответствии с которым этот праздник отмечался 1 сентября. Отмечать Новый год 1 января по примеру европейских христианских государств начали по указу Петра I в 1700 году. Еще историк напомнил о том, что Россия начала праздновать Новый год 1 января по указу Петра I. Указ о переходе страны на новое летоисчисление и переносе начала года с 1 сентября на 1 января был подписан 20 декабря 1699 года. Ранее новый год праздновали 1 сентября, которое было установлено в 1492 году Иваном III.
История Нового года в России
В эти дни граждане позволяли себе вакханалию и карнавальные шествия, обменивались подарками, а рабы на время становились равны хозяевам. Именно Сатурналии впоследствии оказали большое влияние на европейские традиции новогодних празднований. С течением времени календарь оказался невероятно запутан, что создавало проблемы для государственных дел, и Юлий Цезарь, как известно, был вынужден провести тотальную реформу с участием египетских астрономов. Так Новый год переместился на 1 января — в этот день приносили присягу консулы то есть «бюрократический» Новый год уже начинался здесь , к тому же на него в 45 году до н. Январь назвали в честь двуликого Януса, символизировавшего взгляд в прошлое и одновременно в будущее. Его молили об удаче в наступающем году — и до сих пор мы в новогоднюю ночь загадываем желания, хоть уже не вспоминая античных богов. Люди также обменивались подарками, которые в Древнем Риме назывались strenae — по имени богини благоденствия Стрении, ветви из священной рощи которой приносили удачу. Римляне, уже полагая, что «как встретишь Новый год, так его и проведешь», с добрыми пожеланиями дарили друг другу фрукты, лепешки, особые светильники, мелкие монеты «на удачу»; были также традиции гаданий и денежных подношений правителям Рима. Империя и скоморохи Каждому школьнику известно, что празднование Нового года с 1 сентября на 1 января в 1699 году перенес Петр I, но сентябрьская дата на Руси тоже не была чем-то исконным — ее точно таким же директивным образом назначил Иван III всего за двести лет до Петра, в 1492 году или в 7000 году от сотворения мира. В этом же году Иван впервые был наименован митрополитом Зосимой «государем и самодержцем всея Руси, новым царем Константином» — именно в этот период, после раскола церквей и падения Константинополя зарождается концепция «Третьего Рима», и царь Иван перенимает византийские символы и некоторые обычаи. Логично, что в первую очередь праздник стали сопровождать пышные церемонии.
Центральное « Действо нового лета или многолетнего здравия» проходило, естественно, в Москве, на Ивановской площади: в присутствии большого количества народа — для служилых людей участие было обязательным — проходил парадный поздравительный церемониал с участием всех, как бы сейчас сказали, церковных, военных и гражданских «элит», затем царь обращался к народу, выслушивал ответные поздравления, и все заканчивалось раздачей царской милостыни. Простолюдины в этот день старались посетить как можно больше церквей и сделать пожертвования бедным, больным и убогим. Причина появления в византийском календаре новогодней даты 1 сентября не вполне ясна — по одной из версий , в этот день всего лишь начинался очередной налоговый период, в околоцерковной литературе также нередко встречается утверждение о том, что эту дату будто бы назначил в 325 году Первый Никейский собор в честь то ли годовщины возвращения Христа в Назарет, то ли победы Константина Великого над узурпатором Максенцием, по легенде, ставшей возможной после явления Константину креста с лозунгом «Сим победиши» правда, в протоколах собора на этот счет конкретики нет, да и битва состоялась 28 октября , но непреложный факт, что именно после нее император склонился к христианству. Кроме того, именно на 1 сентября выпала исчисленная при Константине дата сотворения мира — вообще, этих дат было вычислено великое множество, но в Византии, и как следствие в православном мире, прижилась именно эта. И когда западная церковь перешла на летосчисление от рождества Христова, Константинополь упорно продолжал держаться старины. Хотя «сельскохозяйственное» значение Нового года уже было утеряно, новогодние торжества, как и прежде, имели религиозный характер — только религия была уже другой; христианство активно переваривало язычество, адаптируя и переосмысляя старые ритуалы. Так что январские календы продолжали праздноваться в народе, только теперь их привязывали к рождеству Христа — Новый год, как и тысячи лет назад, означал рождение бога. Попытки предать «бесовские игрища» анафеме успеха не возымели: жители империи упорно рядились в маски, предавались пьянству и устраивали представления. Календы сохранились во многих регионах до сих пор под названием коляд. Даже в императорских дворцах в более приличном стиле, но тоже проводили определенные новогодние празднества — так, в ночь на 2 января устраивались «готские игры», во время которых вельможам и артистам полагалось прославлять базилевса.
Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны Фото: Валерий Якоби, 1872 год Зато древние праздники наступления весны так не были забыты. В марте в Восточной римской империи праздновали русалии, к которым христианство приурочило Пасху предлагая праздновать все то же воскрешение, но не природы, а бога , однако искоренить скоморошьи забавы это не помогло. Они процветали повсеместно, в том числе на Руси. Церковь не одобряла их: «... Древнейший смысл этих праздников — поминовение усопших одновременно с вакхической радостью по поводу возрождения природы — сохранялся, хотя даты в разных местах могли постепенно сдвигаться, например, на май. Вот как, например, в XIX веке наблюдал их историк Александр Веселовский: «Значение зимних и весенних русалий взаимно освещается, как осенние празднества Дионису досказываются весенними. Если в центре майских русалий стоит культ мертвых, то нечто подобное могло лежать в основе январских обрядов, только в другом освещении — как Диониса представляли себе то замирающим узником зимы, то оживающим, обновляющимся весною вместе с природой». Критические взгляды на праздник, надо заметить, разделяли религиозные фундаменталисты и в других странах. В Англии пуритане со времен своего появления в XVI веке атаковали легкомысленные праздники: Рождество, точнее, манера его отмечать, поощряло, по их мнению, аморальное поведение и тем самым « бесчестие Бога ».
До революции в России действовал юлианский календарь. Новый год выпадал на святки — и без того один из самых веселых и праздничных периодов года. И православным людям ничто не мешало его отмечать. Все изменилось после 1918 года, когда молодое советское государство перешло на новый, григорианский календарь, а Церковь продолжила жить по старому, юлианскому. Новый год наступал теперь перед Рождеством и выпадал на постное время. Впрочем, до середины 30-х годов за встречу Нового года можно было попасть под подозрение, а то и получить срок — это считалось пережитком старого порядка, поэтому проблема, праздновать его или нет, не была для верующих столь острой. Другое дело сейчас. Что делать, когда вокруг все грохочет и искрится праздником, друзья и родственники зовут в гости, а на дворе — строгий пост? Наверно, однозначного ответа тут быть не может.
Так праздник отошел от церковных традиций и стал светским. Колокольный звон смешался с пушечной пальбой, а улицы осветились иллюминацией. После петровского правления массовые гулянья постепенно исчезали из новогодней традиции — масштабные празднества проводились в основном в дворянских и императорских домах. При Елизавете I, любившей роскошь, появилась традиция новогодних балов-маскарадов. Гостей поили разными водками и наилучшими виноградными винами, а также кофеем, шоколадом, чаем, оршадом и лимонадом. А в XIX веке появились и другие атрибуты праздника — шампанское , елочные украшения , открытки. В 1852 году в здании петербургского Екатерингофского вокзала — увеселительного павильона — установили первую публичную елку. После революции в 1918 году большевики перешли на западный, григорианский календарь. Возникла разница между старым и новом стилем времяисчисления в 13 дней — так появился неофициальный праздник старый Новый год. Также они отменили празднование Нового года, посчитав, что это «контрреволюционный, проникнутый идеей буржуазного упадничества и поповского мракобесия» праздник. Вместо него ввели праздник «Красной вьюги» — день начала мировой революции.
Со временем слово «ёлка» стало синонимом пьянства. Появились даже выражения вроде «идти под елку» идти в кабак или «ёлкин» пьяница. Традиция украшать деревья восходит к глубокой древности. Считалось, что в деревьях живут духи, которых надо задобрить. Поэтому люди приносили дары, клали их под ствол дерева и развешивали на ветвях. Вечнозеленая красавица — ель — занимала среди всех деревьев особое место, служила символом жизни и возрождения из мрака. Раньше вместо игрушек вешали на еловые лапки яблоки — символ молодости, бессмертия, напоминание о райском саде, орехи — мудрости, долгожительства, яйца — символ жизни, вечности, бесконечности мироздания. В разных странах было принято приносить в дом и или ставить во дворе не только ель, но и ветви омелы, можжевельника и бука. Этим растениям также приписывали мистические свойства. Любопытный факт: когда люди стали заносить деревья в праздничные дни в свои дома, ёлки подвешивали к потолку макушкой вниз. Считалось, что если в дом проникает зло, то оно непременно зацепится за острый верх дерева. Этому поспособствовала жена императора, Александра Федоровна. Во время новогодних торжеств она упросила своего мужа поставить на праздничный стол маленькую елочку, что и было сделано. Подданные пришли в восторг от затеи императрицы, и уже на следующий новый год во всех домах знати стали наряжать «зеленых красавиц». Постепенно елки появились и у простых горожан. В Москве с 50-х годов ХIХ века появляются новогодние традиции.
От Рождества к «пролетарскому» Новому году
Традицию праздновать Новый год с 1 января, как известно, ввел Петр I. До него Русь встречала каждый следующий год, отчитывая от Сотворения мира. Старый Новый год празднуют не так пышно, как ночь с 31 декабря на 1 января. В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. В указе отмечать Новый год велено было после «должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви».
Новая лета. Славянский новый год.
На границы в эти дни объявлялось перемирие. Хозяева старались хорошо накормить своих слуг, исполнить их желания, чтобы угодить богу Сатурну. Считается, что Сатурналии положили начало современным новогодним традициям: особым угощениям, подаркам родным и близким, а также стремлению в эти дни помочь нуждающимся. Считается, что наступление Нового года стали отмечать 1 января только со 153 г. Позже эта дата получила свое отражение в календаре, который утвердил Гай Юлий Цезарь. Этот день назывался Праздником весны и отмечался во второе новолуние после зимнего солнцестояния. Каждый раз он выпадал на разные числа: между 21 января и 20 февраля.
Китайский Новый год до сих пор ассоциируется с красными фонариками, которые развешивают на деревьях, оградах и фейерверками.
Ко всему прочему добавлялись церковные службы и шествия. Новогодняя реформа Петра I С. Думы о России Пётр Первый. Тем самым Петр Алексеевич не только установил праздновать Новый год 1 января, но и изменил летоисчисление.
По началу, уклад, который складывался не одну соню лет, и простому народу, и служащим, и боярам было очень сложно поменять. Но способ празднования несмотря на это повторяли из года в год, так что по итогу и новогодние елки с маскарадами, и полуночные пушечные залпы всё-таки приняли. Как сообщает РусскийМир.
В наши дни китайцы отмечают не только традиционный, но и обычный Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января. Китайский Новый год сейчас популярен во всем мире. Новый год на Руси На Руси наступление нового года в языческие времена связывалось с окончанием зимы. После Крещения Руси приход нового года отмечали 1 марта, что было связано с началом полевых работ, а позже — 1 сентября, когда начинался сбор урожая. Праздновать Новый год 1 января в России начали только в 1699 года. По этому указу полагалось в знак веселья палить из пушек и зажигать «огненные» потехи.
Елки, как новогодняя традиция, также появились в России благодаря новогоднему указу Петра I. В нем было сказано: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе».
В 1852 году в здании петербургского Екатерингофского вокзала — увеселительного павильона — установили первую публичную елку. После революции в 1918 году большевики перешли на западный, григорианский календарь. Возникла разница между старым и новым стилем времяисчисления в 13 дней — так появился неофициальный праздник старый Новый год. Также они отменили празднование Нового года, посчитав, что это «контрреволюционный, проникнутый идеей буржуазного упадничества и поповского мракобесия» праздник. Вместо него ввели праздник «Красной вьюги» — день начала мировой революции. Только он не прижился: люди «подпольно» ставили елки и дарили детям подарки. В 1936 году Новый год вернули — по инициативе партийного деятеля Павла Постышева. Спутниками веселья постепенно стали Дед Мороз и его внучка Снегурочка, мандарины и оливье, новогодние огоньки и бой курантов, торжественная речь руководителя страны и праздничные песни.
Газета «Правда» от 1 января 1936 года над огромной фотографией Сталина поместила поздравление «С Новым годом, товарищи, с новыми победами под знаменем Ленина — Сталина!
Новый год от Ивана до Петра: как отмечали праздник на Руси
Как известно, Новый год в России стали отмечать при Петре I. Ёлки тогда не ставили, а дома украшали хвойными веточками. Новый год начинался на Руси с появлением новой Луны в первые весенние дни, близкие к весеннему равноденствию. Славянский новый год праздновали в день осеннего равноденствия (примерно 21-23 сентября). Мы не всегда праздновали Новый год с таким размахом, как сегодня. Больше 100 лет Новый год праздновали весной. В указе отмечать Новый год велено было после «должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви».
Как стали праздновать Новый год после реформы Петра I
- История Нового года в России. Досье
- Новогодняя реформа: как Петр Великий изменил главный праздник года
- От Рождества к «пролетарскому» Новому году
- Перенос Нового года на 1 января
- Почему раньше 1 сентября отмечали Новый год
- Новая лета. Славянский новый год.
От Петра I до наших дней. Как отмечали Новый год в России в разные эпохи
В 1348 году состоялся Собор в Москве, на котором положено начинать год с сентября, а не с марта. С XV века новый год начинался 1 сентября. А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года. Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же. Только начиная с 1919 года новогодний праздник в России стали отмечать в соответствии с григорианским календарём. Новый 1700 год праздновался в Москве по царскому приказанию целых семь дней Остальные ответы С марта или с сентября. Так как, по мнению народностей Древней Руси, именно этот день являлся своеобразной «точкой отсчета» возрождения природы после «зимней спячки».
Подписание мирного договора с Турцией и отказ от некоторых крепостей на юге позволил России развязать руки для более успешных военных действий против Швеции, что и предопределило дальнейшую победу в Северной войне. По этому поводу 1 января 1712 года в Петербурге был сожжён фейерверк. Устроителем грандиозного действа стал Меншиков — первый губернатор Петербурга. Тогда же начало было положено и традиции украшения домов. В соответствии с петровским указом жилища надлежало украшать сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями — по образцам, выставленным в Гостином дворе. Правда, прижилась эта традиция далеко не сразу — после смерти Петра указ об украшении домов ветвями елей и сосен был почти забыт. По странной иронии, в основном его соблюдали питейные заведения, в то время само слово "ёлка" стало синонимом трактира — отсюда и выражения "поднять ёлку" выпить , "идти под ёлку" идти в питейное заведение , а самих пьяных какое-то время именовали просто "ёлкиными". Главным на новогоднем торжестве в петровские времена было не застолье, а массовые гуляния. Причём Пётр не только сам принимал участие в таком увеселении, но и обязывал к этому вельмож. Тех, кто не являлся на празднества под предлогом болезни, даже осматривали медики. Если причина оказывалась неубедительной — на провинившегося накладывали штраф: он на глазах у всех должен был выпить огромную чару водки.
Так как, по мнению народностей Древней Руси, именно этот день являлся своеобразной «точкой отсчета» возрождения природы после «зимней спячки». В этот же день праздновали Новый год и, к примеру, древние римляне вплоть до введения Юлием Цезарем юлианского календаря. В 1492 году Великий Князь Иоанн Васильевич III утвердил постановление Московского собора считать за начало года день 1 сентября, то есть согласно греческому календарю. Кроме того, именно 1 сентября с народа собирались различные пошлины оброк, дань и др. Обычай начинать год с сентября месяца пришел на Русь из Византии вместе с церковными обрядами и богослужебными книгами. Однако в светской жизни сентябрьский новый год утвердился только к концу XV в. О том, как отмечали на Руси начало мартовского года и отмечали ли его вообще , мы не знаем.
Как заметил сам посланник, великий князь на протяжении 12 дней кормил всех своих приближенных щедрыми обедами, а обычным служивым людям даровал годовое жалование. Этот обычай праздновать первый день нового года сохранился вплоть до первых Романовых. В соответствии с нормативами придворного регламента «Дворцовыми разрядами» 1674 боярам предполагалось «по 100 рублев, окольничим по 70 рублев, думным дворянам и дьякам по 50 рублев…». Надо отметить, что это были немаленькие суммы по тем временам, сравнимые с годовым жалованием профессионального ремесленника. Но были и особо ценные подарки, например, во времена Алексея Михайловича боярин Долгорукий за подавление восстания Степана Разина получил от царя в дар соболиную шубу стоимостью около 370 рублей, расшитую серебром и золотом. Федоскинская лаковая миниатюра с новогодними сюжетами. В основном, в большом ассортименте были мучные изделия и разные каши. Начинки для пирогов — вот, где было настоящее разнообразие: с гороховой кашей, грибами, рыбой или мясом. Для детей пекли пироги с творогом, маком и ягодами. Первой всегда подавалась уха — так называли почти все супы. К ухе подавали сдобу. Слово десерт еще тогда не существовало, а сладкое называли «заедками». В основном, это были разные виды пастилы и варенье из ягод и меда. Напитки к столу были в основном традиционные: хмельной мед, морсы, квас, готовившийся на меду. Различные водки в зависимости от крепости называли тогда вином.