Тха дал нартам такое растение, которое они назвали нартским просо, откуда и произошло название натыф.
Как используют нарты?
Что такое нарты? - | Такое редкое явление природы воспринималось как знаковое у всего человечества, и возможно именно этим и объясняется изначальная благожелательность к нартам, как к «посланникам небес». |
Что такое нарты кратко | Нарты ездовые — узкие длинные сани, предназначенные для езды на упряжках из собак, северных оленей или (реже) передвижения мускульной силой человека. |
Кто такие нарты? | Государственное информационное агентство "Рес" | Значение слова Нарты на это Нарты Ездовая нарта (чаще нарты) — узкие длинные сани, предназначенные для езды на упряжках из собак, северных оленей или (реже) передвижения мускульной силой. |
Ю. С. ГАГЛОЙТИ. О происхождении термина нарт
Зрителю представлен поистине плодотворный труд, который несомненно поднял планку нашей культурной жизни. Хочу выразить искреннюю благодарность каждому участнику этого проекта за их профессионализм и страсть к творчеству. Отдельные слова благодарности режиссеру Сослану Коцлову, хореографам Радиону Гуларову и Жанне Козаевой, композитору Мурату Плиеву, солистам ансамбля народного танца «Асмон» и ансамбля «Алан», нашим дорогим студентам Республиканского колледжа культуры и всем, кто вложил в этот спектакль частичку своей души. Огромное спасибо Изольде Гогичаевой, которая долгое время трудилась над невероятными и уникальными костюмами, придавшими каждому персонажу именно тот облик и характер, который отражен в сказаниях о Нартах.
И нарты здесь занимают не последнее место. Northland в «России вне зоны доступа». Выпуск 6: Северный рубеж Спорт на Севере Коренные народы Севера каждый год устраивают состязания в одном популярном виде спорта, называемом северным многоборьем. Салехард, Надым, Нерюнгри, Нарьян-Мар — это лишь малый список городов, в которых проводят такие соревнования. Северное многоборье включает в себя пять дисциплин, состав которых может меняться в зависимости от района Севера. Прыжки через нарты Прыжки через нарты — давняя забава оленеводов. Родилась эта дисциплина как раз на дальних пастбищах, предположительно в летнее время.
Стоят себе саночки, чтоб через них не попрыгать? На деле же задача совсем не из легких. От спортсменов здесь требуется выносливость и хорошая физическая форма. Для современных состязаний используют стилизованные нарты — макеты из деревянных брусков. На площадке расставляют в ряд десять нарт, высота которых 50 см, длина — 120 см, а ширина как и в жизни колеблется от 50 см сверху до 70 см у основания. То есть в ширину нарты представляют собой трапецию, что осложняет выполнение пряжка. Деревянные макеты нарт располагают в полуметре друг от друга. Прыжки через нарты нужно выполнять с места двумя ногами, без разбега. Спортсмены перепрыгивают через преграды в одну и в другую сторону неограниченное количество раз. Высшим мастерством является разворот в воздухе.
Прыгают через нарты до первой ошибки, при этом у спортсменов есть три попытки. Интересный момент: участники соревнований прыгают не в спортивной обуви, а в высоких национальных сапогах из оленьих шкур. Такие сапоги называются кисы, их особенность в том, что они пристегиваются к поясу. Гонки на оленьих упряжках Одно из самых зрелищных соревнований. Для гонок изготавливают специальные нарты из легкой древесины. Верх может быть выполнен из кедра, ножки — из березы или лиственницы, а полозья — из ели. Оленей для таких забегов выбирают спокойных, хорошо обученных, их заранее тренируют в тундре стоять в упряжке.
II мн. Герои эпических сказаний народов Кавказа, составляющие своего рода богатырское сообщество. Толковый словарь русского языка Ефремовой Т.
Длинные узкие сани, употр. Ехать на нартах. Нартовый путь.
Однако чуть меньше сегодня известно о публицистической и этнографической деятельности Махарбека Туганова. Мы предлагаем читателям ознакомиться с выдержками из его статьи, которая была опубликована в 1925 году, но заставляет нас задуматься и сегодня. В этом видимо еще одна тайна десницы мастера. Подобно старым башням, в которых гнездятся лишь совы да галки и которые рушатся день за днем, осыпаясь камнями и зарастая мхом и крапивой, забываются день за днем великие творения когда-то славного, культурного народа, уходя в могилу с каждым умирающим народным певцом или сказителем преданий, порастая мхом и крапивой новизны нахлынувшей борьбы за существование.
Меж тем стыдно за интеллигенцию Осетии, которая привыкая мыслить и говорить на русском языке и обучая детей былинам об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др. Как больно бывает слышать от интеллигентного осетина: «Да вопрос еще: осетинского ли происхождения нартовские сказания, и не принадлежат ли они в сущности кабардинцам или, может быть, грекам и т. Конечно, в области сомнений нет границ, но надо немного уважать не только самого себя, но и свой народ, его историю, прошлое. Только уважая свой народ, можно избегнуть пустого лабиринта сомнений и неуверенности. В области народной поэзии можно говорить лишь о влиянии какого-либо народа, и потому сомневаться в том, что сказания о нартах чисто осетинского происхождения, безусловно, не приходится. Характер передачи сказаний и обрисовка действующих героев, их обычаи, жизнь нартов от колыбели до смерти, с их радостями и горем, комизмом и трагедией — все это чисто осетинское. Фантазия осетина их родила, с ними жила и им же дала соответствующий конец.
По внутреннему содержанию сказания о нартах философски глубокомысленны, по внешности они монотонно таинственны, напоминая широкий разлив морей и бесконечную ширь степей. Каждый стих, начавшись широко и гладко, заканчивается как бы глухим ударом, словно ветер широких степей, разгулявшись, ударился и разбился о груды скал. Не такова ли история осетинского народа, начавшего жизнь в широких степях на берегу Дона и Азовского моря, а может быть, Днепра и Днестра, развившего некогда свою самобытную культуру и загнанного затем в трущобы гор, разбитого и раздробленного вконец среди скал. Сказания о нартах есть у всех горских народов и особенно у кабардинцев, но ни один из них не знает ни начала, ни конца нартов, не говорит о том, где и как родились нарты, кто жил до них и кто после них, тогда как у осетин излагается все от начала до конца. Это первое.
Что такое нарты — простое объяснение для школьников
Классические нарты позволяют скользить по снегу и контролировать направление движения. Скитур-нарты Скитур-нарты специально разработаны для скитура — комбинированного вида спорта, объединяющего ски-туринг и фрирайд. Они обладают широкими лыжами, позволяющими легко передвигаться в глубоком снегу и подниматься в гору. Телемарк-нарты Телемарк-нарты предназначены для телемарк-техники, особого стиля катания на лыжах. Они отличаются особой конструкцией крепления, позволяющей пользователю свободно двигать пятками и коленями. Такой стиль катания требует хорошей физической формы и навыков. Пригородные нарты Пригородные нарты предназначены для катания по пересеченной местности, включая леса и холмы.
Они обладают широкими и короткими лыжами, что позволяет легко маневрировать в сложных условиях. Пригородные нарты также отлично подходят для начинающих. Оцените статью.
В аргише может быть несколько продуктовых нарт, помимо ларь-хан. Нарты этого типа используют для хранения и перевозки одежды, шкур, утвари, продуктов. Вандако — самая многочисленная среди грузовых нарт в караване.
Это универсальная нарта для перевозки и хранения разного имущества, прежде всего одежды и шкур. Груз на нартах прочно связывается веревками и покрывается сверху берестой, шкурами или брезентом. На стойбище в чум вносится только необходимая одежда и вещи, все прочее хранится в нартах. Хорошо укрытые и увязанные нарты с зимними вещами на лето оставляют на местах зимних кочевий, а если перевозят с собой, то оставляют у чума нераспакованными. Сезонно сменные вандако оставляют на местах летне-зимней смены нарт и по ходу каслания. На дно нарт кладут багульник для отпугивания грызунов.
Здесь же оставляют железную печку-буржуйку. Сверху нарты покрывают зимними нюками, брезентом и прочно затягивают веревками. Иногда оставляемые на время нарты для перевозки и хранения зимней меховой одежды и мягкой клади называют хурёда или вата хан букв. Вандако вандэй с грузом. Здесь, в месте, называемом пой, сходятся нюки чума; их стык и прикрывает тяжелая нарта, выполняя заодно функцию сушильни, вешалки и лестницы. Фото Д.
Сябу Грузовая женская нарта сябу, иначе ся"мэй- хан поганая нарта , предназначена для пе-ревозки «всего нижнего» — железного подо- чажного листа тюмю, досок пола, матов из ивовых прутьев, запаса дров, а также мешка с женской обувью и нижней одеждой. В фольклоре переход девочки в статус девушки соотносится с нартой сябу: «Наша женщина, шьющая одежду для кукол, уже выросла, свои пимы она положила на поганую нарту» Куприянова 1965:599. Если в легенде говорится о том, что отрубленная голова врага брошена на нарту сябу, значит с врагом покончено навсегда. Одним из позорных наказаний для мужчины были удары лямками от сябу грязной нарты. Поганая нарта, сочетая в себе магические свойства железного подочажного листа и женской обуви, является не просто «грязным местом», она обладает нижней сакральной силой хэйвы хэбяха , не менее значительной, чем верхняя сила хэхэ, сосредоточенная в священной нарте хэхэ-хан. Оттого сябу и хэхэ-хан не должны стоять рядом.
Они являются полюсами стойбища и располагаются по разные стороны чума. Мужчине не положено трогать сябу, женщине — хэхэ-хан где хранятся духи-покровители и мужское оружие. Увязка сябу. Грузовая нарта сябу обладает не только магической силой, но и большой грузоподъемностью. Ее конструкция позволяет перевозить тяжести, в том числе доски пола, которые сами по себе образуют настил, используемый для упаковки других грузов. Длина нарты от 2,5 до 3 м.
У каждого главы семьи есть своя священная нарта, унаследованная от отца; если взрослые братья кочуют вместе, у них одна на всех хэхэ-хан. На стойбище она располагается за чумом, с противоположной от входа стороны, называемой си и считающейся священной. Жертвенная трапеза у хэхэ-хан. Дух шамана и после смерти символически кочует вместе со своими потомками. В священной нарте хранится оружие, в том числе старые копья, сабли, ружья. По представлениям ненцев, металл — в особенном почете у богов и шаманов: в мифах богатыри и боги живут в металлических чумах, носят железные доспехи, стреляют из железных и серебряных луков, ходят на железных лыжах.
Среди шаманских атрибутов много металлических изделий. В священных нартах шамана непременно есть металл: например, из железа выковывался центральный копыл у семикопыльных священных нарт. По семь зарубок наносится на перед нащупов нин священной нарты, а ее «носы» при жертвоприношениях смазываются кровью и жиром. Проекции нарты хэхэ-хан Священные нарты шаманов — кочующие капища. Например, шаман-жрец хэхэмбэртя Яптик-хэсе, по традиции, возит в своей хэхэ-хан обернутое тканями «большое изваяние» божества, вместе с которым он объезжает весь Ямал и «считает всех ненцев». По традиционным представлениям, кочует само божество, а жрец лишь возит его по тундрам.
Хэхэ-хан открывают редко — для священнодействий, жертвоприношений и ритуальных трапез; при этом столик из чума к нарте выносят не через дверь нё, а через священную сторону си. Богов и духов на священнодействие призывают шаманской призывной песней самбдабц и звоном колокола Яптик-хэсе. Хэхэ-хан хранит стойбище и кочевье. Злые духи, преследующие людей, страшатся священной нарты. По традиции полярно-уральских ненцев, если во время пурги потеряется олененок, для его спасения из священной нарты достают изображение пухуча пэ образ Пэ-мал хада , привязывают к хорею и ставят за чум со стороны си. В особо важных случаях люди, отправляясь на святилище, везут с собой священную нарту, в которую обычно запрягают пару оленей светлой масти.
Отслужившую свой срок или оста шуюся без хозяина хэхэ-хан отвозят на святилище рода, к которому принадлежал ее владелец. Хэхэ-хан — культовый узел кочевья и стойбища, связывающий сакральными нитями пространство чума и всей тундры. Эти олени ходят среди стада, кочуют с аргишем; когда они состарятся, их забивают, а их кровью обмазывают новых посвященных оленей. Запрячь их могут только в священную нарту. Подпись к фото в процессе В ненецкой традиции люди и духи кочуют вместе, в одном караване, «одном стаде». Священная нарта, которая может показаться нерациональным излишеством в обозе кочевника, на самом деле обеспечивает его связь с сакральным пространством-временем всей тундры, ее богами и стихиями.
Эта религиозная технология духовных связей тундры крайне важна для принятия решений, особенно в экстремальных ситуациях.
В рамках проекта мы посетим Хатангу, где пожилые люди расскажут о традициях создания этого удивительного изобретения. Экспедиция намечена на апрель, но всё зависит от погодных условий. Вообще, нарты сопровождали человека от начала и до конца его жизни. Известно, что существовали детские, свадебные и даже похоронные нарты», — рассказала куратор проекта «Священные нарты» Наталья Сидорова.
Она была популярна среди северных народов, таких как чукчи, эвены, ненцы, самоеды и другие. Традиционные нарты изготавливаются из древесины березы или ели, обычно с длинными и узкими лыжами, обладающими отличной маневренностью и скоростью на снегу.
Помимо того, что нарты представляют собой увлекательную спортивную игру, они также используются в качестве средства передвижения на севере России, где климат и ландшафт создают определенные условия для использования данного транспортного средства.
Что такое нарты фото
Например, нарты использовались скандинавскими народами еще в викингскую эпоху. Для заснеженных земель нарты были неотъемлемой частью жизни и культуры. В последние столетия нарты стали эволюционировать и стали использоваться как спортивное снаряжение. Сначала нарты стали популярными в Европе, затем их популярность распространилась и на другие континенты.
Сегодня нарты имеют различные формы, размеры и материалы изготовления. Они используются как для прогулок и охоты, так и для участия в соревнованиях по нартами. Виды нарт Существует несколько видов нарт, каждый из которых имеет свои особенности и применение: Вид нарт Описание Классические нарты Это самый распространенный вид нарт.
Они имеют две полосы из дерева или пластика, связанные между собой с помощью специального крепления. Классические нарты позволяют скользить по снегу и контролировать направление движения. Скитур-нарты Скитур-нарты специально разработаны для скитура — комбинированного вида спорта, объединяющего ски-туринг и фрирайд.
Лыжи обычно имеют полотно длиной около двух метров, а также особую форму, которая позволяет равномерно распределять вес человека. Нарты также оснащены палками, которые помогают в поддержании баланса и передвижении. Использование нарт позволяет преодолевать большие расстояния на снегу и льду со значительно меньшими усилиями, чем при ходьбе привычным способом.
Нарты борются с враждебными людям существами, олицетворяющими природные катаклизмы и социальные противоречия: бляго дракон , иныжи великаны , Емынэж злое чудовище , чинты воинственное мифическое племя. Для достижения целей нарты пользуются не только своей незаурядной богатырской силой, но и магией: они способны менять погоду насылать стужу и туман , останавливать солнце. Нарт Ащэмэз обладает чудесной свирелью, один конец которой способен возродить все живое на земле, другой - вызвать гибель. Надежным помощником нартского героя является боевой конь, который понимает язык птиц и зверей, с легкостью преодолевает большие расстояния иногда с помощью крыльев , помогает герою мудрыми советами.
Нарты тесно общаются с ангелами, которые присутствуют на Хасэ советах и ежегодно, устраивая санопитие пир , приглашают одного из нартов и вручают ему кубок с напитком. Ангел плодородия и земледелия Тхагаледж научил нартов обрабатывать землю, подарил нартам семена проса, золотое дерево, на котором за один день созревает яблоко, съев которое бесплодная женщина рождает ребенка. Тлепш, ангел кузнечного ремесла, из готовил для нартов орудия труда серп, коса, молот, клещи , боевое снаряжение и доспехи меч, сабля, стрелы, кольчуга. Он выступает в роли врачевателя: чинит покалеченные в боях бедренные кости и черепа.
Распечатать Предложения со словом нарты В зависимости от характера перевозимых грузов, наши предки изготавливали грузовые нарты двух видов, «утыча» — для перевозки каркаса и имущества чума, и «Додь» — для хранения и перевозки продуктов питания, носимых вещей, ценного имущества. В грот сложили лишние вещи, байдару и две нарты, а вход заложили глыбами льда, чтобы вглубь не мог проникать теплый воздух и чтобы какой-нибудь хищник не мог в отсутствие Никифорова забраться внутрь.
Технологию изготовления нарт возродят на Таймыре
Перейдем к подробностям доказательства, что нарты — это отошедшие в глубь веков древние осетины. Что такое слово «нарт»? Ездовая нарта может использоваться не только для собак, но и для упряжки северных оленей, лошадей или передвижения мускульной силой человека. Смотреть что такое «нарты» в других словарях: НАРТЫ — герои древних эпических сказаний многих кавказских народов осетин, абхазов, абазин, адыгов, убыхов, карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей. Кроме всего прочего, ненецкую нарту оживляет косокопыльность — установка копыльев не вертикально, а наклонно, из-за чего нарта выглядит существом, не то упирающимся, не то напрягшимся перед прыжком.
Значение слова "нарты"
Ручная нарта — это узкие длинные низкие санки с плоским деревянным настилом, передвигаемые ручной тягой, упряжкой северных оленей или собак. Три пары копыльев, входящих в отверстия полозьев и дополнительно укрепленных ремешками, связаны поперечными вязками. На поперечных вязках покоится дощатый настил. По верхним концам копыльев укреплены два параллельных прута. По обеим сторонам нарты проходит обычно сетка, натянутая между верхними прутьями и днищем.
Чтобы не утруждать читателя многочисленными цитатами, я приведу лишь ряд умозаключений, к которым можно прийти при знакомстве с этим источником.
Во-первых, можно предположить, что рост этих уаигов был не столь огромен как у мифических великанов. Скорее всего, в среднем он достигал 3 метров. Прямых указаний в эпосе на это нет. Но по косвенным данным, например, то что нарты сидели с уаигами за одним столом и т. Основная масса уаигов жила довольно далеко от земель нартов.
Несколько раз упоминается, что нарты, отправляясь в поход на уаигов, проводили в пути дни, а то и недели. В одном сказании «Нарт Урадз и уаиг Ахсуалы» говориться, что уаиг Ахсуалы похитил красавицу и унес ее в страну Сеха Сехские степи , где был его замок. Там он заточил ее в высокую башню. Сам уаиг жил охотой. Нарты отправились в поход, чтобы отомстить.
Уаиг жил очень далеко, только на восьмой день нарты достигли степей Кирмыза, где бились уаиг и Бцега. Схуалы имел свои стада, но время проводил на охоте. Обычной смерти он не боялся. Этот фактор свойственен многим сильным уаигам и упоминается в других сказаниях. У Схуалы была жена и богатырский конь.
В сказании «Нарты и черноголовые уаиги» говорится о целом племени гигантов: «Черноголовые уаиги были могучими насильниками. Это, беспощадное и здоровое племя победило всех людей, что жили по соседству с ними. Непобежденными остались одни только нарты — удалой народ». Когда старших нартов не было в селении, уаиги напали, разграбили нартские дома и башни и увели в плен их девушек. Когда старшие нарты вернулись и узнали о несчастье, они отправились в ответный поход.
И, опять-таки, в неблизкий: «Разгневались нарты и снарядили большой поход в Страну черноголовых уаигов. Ехали день, ехали два, неделю, две недели». Они напали на укрепленное селение уаигов и семь дней сражались, но не могли их победить, поскольку убитые уаиги утром оживали. Здесь мы опять сталкиваемся с приписыванием гигантам волшебных свойств. Победить нартам помог небожитель Уастырджи.
С другой стороны, в разных сказаниях упоминается об отдельных семьях уаигов, которые жили по соседству с нартам, иногда даже на ближайшей горе «Батрадз и заносчивый сын уаига Афсарона». В этих сказаниях приводятся основные, так сказать, характеристики уаигов. Отмечается их огромная сила и, одновременно, глупость. Впрочем, такие характеристики гигантов можно встретить в мифах разных народов мира. Равно как и еще одну черту, то что гиганты были каннибалами.
В сказании «Как Батрадз спас именитых нартов» рассказывается как именитые нарты отправились на охоту. Погнались за оленем, который увел их за семь гор что, в общем-то не рядом. Там они наткнулись на башню, «сложенную из огромных валунов». В ней жили семеро уаигов. Пригласили они нартов в свое жилище, усадили их в ряд возле очага, сами же переглянулись, и трое принялись строгать шампуры, а четверо начали разводить огонь».
И еще одна цитата из того же сказания: «А другой уаиг ему ответил: — … Наши старшие и раньше лакомились мясом горных человечков»… Т. С людьми они находились чаще всего в состоянии вооруженного нейтралитета. Но при первой же возможности нападали и грабили. Кончилось это тем, что более многочисленные и лучше организованные люди победили и истребили племена гигантов. Об этом прямо говорится в сказании «Гибель нартов»: «Всю жизнь провели в битвах доблестные нарты.
Силу многих насильников сломили они. Уаигов истребили до последнего и даже вступили в борьбу с духами земными и небесными». Вместо послесловия «Сказания о нартах», как и любой другой древний эпос, может быть богатейшим источником информации о древнейшем прошлом человечества. Ветхий завет, по мнению ученых, начал формироваться как единый эпос в 14-12 вв. Но события, описанные в «Книге Бытия» начинаются от сотворения мира.
Большинство событий нартского эпоса укладываются, по сути дела, в период жизни четырех поколений основных героев. Но было бы наивным предполагать, что в таком историческом эпосе отражена жизнь народа на протяжении всего лишь пары веков в лучшем случае. Можно смело предполагать, что такая картина является результатом формализации разновременных преданий. И осколки информации о событиях стародавних времен просто вписываются в канву канона произведения и сопрягаются с главными персонажами. Это, как я полагаю, результат недостаточной сохранности информации о далеком прошлом, имевшейся в распоряжении к моменту формализации эпоса.
Например, в сказании небожители одаривают Сослана зерном и домашними животными, земледельческими технологиями. А ведь Сослан относится уже к четвертому поколению нартских героев. И предыдущие поколения имеют и домашний скот и земледельческую культура и орудия из металла. Эпос предоставляет нам отдельные крупицы информации о событиях древности, неопределенных во времени, а порой и в пространстве. Однако, такие крупицы бывают порой чрезвычайно интересными.
И в конце этого маленького эссе я хотел бы упомянуть некоторые из них. Так, например, В сказании «Батрадз и чаша нартов Уацамонга» есть странный эпизод: «Шесть колосьев произрастало до этого времени на стебле ячменя». Но владыка хлебов Хор-алдар из мести за своего сына Бур-хор-али, убитого Батрадзом оставил «на ячмене только один колос, а пять колосьев уничтожил навеки». Это произошло только потому, что в защиту ячменя выступил Уастырджи. Что может означать такая странная фраза, только ли мифическую аллегорию?
В сказании «Как Хамыц женился» описывается народ карликов, ведущих свой род от донбеттыров. Но должен ты знать: мы вспыльчивы и нетерпеливы и беспощадно мстим за обиды. Всего две пяди наш рост, а в обхват и того меньше, но наша сила, наше мужество и другие наши достоинства в испытаниях не нуждаются. Есть у меня сестра, и мы бы выдали ее за тебя замуж, но вы, нарты, любите надо всем насмехаться, мы же от насмешек заболеваем, а от упреков умираем». Кстати, невеста Хамыца оказалась в облике лягушки, которая только ночью возвращалась в человеческий облик и обладала волшебными способностями.
Весьма знакомый сюжет, но причем здесь карлики? И вот однажды был он долго в отъезде и не встретил никого и не нашел ничего» «Урызмаг и Харан-Хуаг». Тогда, по идее, это должно относится ко времени после потопа. Подобрали его волки, и волчица выкормила его своим молоком. Не по дням и часам, а по мгновеньям вырастал Саууай, и вот скоро стал он охотиться» «Саууай».
Саууай как бы выпадает из основной последовательности нартского эпоса. Тем не менее, как мы знаем, некоторые современные народы Кавказа те же чеченцы до сих пор связывают свое мифологическое происхождения с волком. К тому же данный мотив имеет прямую аналогию с древнеримской мифологией. И напоследок, хотелось бы отметить пару интересных моментов, связанных с представлениями нартов о Боге. В сказании «Смерть Батрадза» говорится: «После того как зло нартов — Сырдон — натравил Батрадза на духов земных и небесных, начал с ними Батрадз жестокую войну.
Где только ни настигал он их, там уничтожал и калечил. Собрались тут все духи и дауаги и пришли жаловаться Богу: — Нет нам житья от Хамыцева сына Батрадза!
Санки нарты для езды и перевозки клади на собаках и на оленях бывают, как правило, следующими: на собаках — длиною до шести аршин , шириной около полуаршина [1] ; на оленях — короче и шире [1]. Нарты, возимые собаками, длиннее возимых оленями, но при этом ниже [3]. Обычно на полозьях длиной не более 2,5 метра, высотой — около одного метра. Нарта зверолова — ручные салазки , чунки: полозки, по 4 копыла, черемуховые вязки, на них постельник, дощечка; сверх его нащепье по копылам, вдоль, и всё это на ремешках, без гвоздя [1]. Собачья упряжка, тянущая нарту. Оленьи упряжки и нарты снимок 1890 — 1900 годов.
Собачья упряжка на Байкале.
Пожалуй, главный вид спорта, который традиционно присутствует в жизни буквально всех коренных народов Арктики — это гонки на оленьих упряжках. В любом северном регионе от Мурманска до Чукотки ни одни праздник не проходит без этого зрелищного соревнования. Саамы, долганы, нганасаны и энцы, эвенки, юкагиры, ненцы, селькупы и ханты… Все оленеводы демонстрируют во время состязаний силу, ловкость и мастерство. А зрители пробуют национальную кухню и участвуют в конкурсах и мастер-классах по национальным ремеслам коренных народов Севера.
Нартский эпос
И, в частности, тому, что у ненцев нарта является своеобразной единицей контроля времени и пространства. нарта "небольшие широкие сани для езды на собаках или оленях", арханг. НАРТЫ, сани у народов Севера в собачьей или оленьей упряжке. На́рта — узкие длинные санки (сани), предназначенные для езды и перевозки клади, на упряжках из собак, северных оленей или (реже) передвижения мускульной силой человека. Нарты чукчей и коряков запрягались парой оленей и были в стандартной ситуации предназначены для одного ездока. Что такое нарты? Нарты — длинные сани, в которых коренные народы Севера запрягают оленьи и собачьи упряжки, — используются уже много тысячелетий и выполняют разные функции.
Что такое нарты кратко
Что такое нарты? Нарты — длинные сани, в которых коренные народы Севера запрягают оленьи и собачьи упряжки, — используются уже много тысячелетий и выполняют разные функции. Как проходит северное многоборье, что такое тынзян и какими еще видами спорта занимаются эвены, коряки, эскимосы, ненцы, ханты, манси, чукчи и другие народы Севера. нарт и НАРТА, -ы, ж. Длинные узкие сани, употр. на Севере для езды на собаках, оленях.
Весть о Нартах
Длинные узкие сани, употр. Ехать на нартах. Нартовый путь. Нартенная упряжка. Узкие и длинные санки с деревянным настилом, употребляемые на Севере для езды на собаках и оленях.
Арсеньев, В горах Сихотэ-Алиня.
Так одна из героинь эпоса дает совет своему возлюбленному: «Поезжай-ка опять в поход. Завтра ногайская молодежь — юноши и девушки будут собирать землянику.
Приведи оттуда сто юношей и девушек и посели их вокруг нашей крепости, чтобы благодаря им, легче пошла наша жизнь». По возвращении из похода устраивался пир, а спустя несколько дней — специальный День дележа военной добычи. Для этого существовало определенное место — Площадь дележа.
Одной из ценностей были пленники: «Первая доля — пленный юноша, вторая доля — пленная девушка». Была отдельная доля старшего военного предводителя , равные доли участников, доли семей погибших в походе. Были даже доли незаконнорожденных, очевидно она предназначалась тем участникам похода, которые по праву своего рождения имели невысокий статус в обществе.
Но, тем не менее, наделялись частью военной добычи, как участники военного предприятия. Но не только коллективные военные мероприятия были в чести у нартов. Приветствовались и одиночные вылазки.
В эпосе есть описание «одиночного рейда» нарта Сослана в Гумскую степь, где он встретился с таким же воином-одиночкой. Здесь мы видим, как происходили одиночные схватки: «Стали пускать они стрелы друг в друга, потом Сослан выхватил меч, а гумский человек — саблю и стали наносить они друг другу удары». После этого противники сошли с коней и продолжили сражаться пешими.
В качестве трофея от такой вылазки обычно становился конь противника, его вооружение, доспехи. Однако требовалось порой и конкретное доказательство того, что противник был не только повержен. В сказании нарт Батрадз убивает Сайнаг-алдара.
Но думая, что нарты не поверят ему, отрубил тому правую руку и принес ее в селение нартов. Но после того, как факт доблести был подтвержден, Батрадз приносит руку врага в дом Сайнаг-алдара и ложит ее на грудь покойного. Впрочем, подобные меры предпринимались не только в отношении противников.
Иногда такое отсекание конечностей было частью общественной казни. В сказании о яблоке Нартов нарт Уархаг обращается к своим сыновьям с настоятельной просьбой усердно сторожить волшебные яблоки: «Если не устережете, то знайте — все три рода соберутся сюда. По одному человеку от каждого дома пришлют они, и одному из вас отрубят голову, другому отсекут руку и, позор мне, наденут их на копья».
Здесь мы видим не только формы наказания, но и принцип формирования судей: по одному представителю от каждого из трех нартских родов. Такая вот древняя «тройка», прообраз «троек» НКВД. Но не только с врагами мерились силой нарты.
Часто были и междоусобицы, как между отдельными родами, так и между членами одного рода. Как и военные действия, поединок-дуэль также назначался на пятницу. Так великан Мукара обращается к маленькому нарту Чеху «Если он нарт, то скажи ему, что у нартов день поединка пятница, и я буду готов к этому дню».
В эпосе мы находим много сказаний, где персонажами повествования становятся совсем юные герои. Но это не показатель того, что у нартов даже мальчишки были героями. Все намного печальнее.
В битвах с врагами, вторгающимися в страну, все больше и больше взрослых мужчин погибало. И тогда за оружие приходилось браться мальчикам. И с каждым разом во все большем количестве.
Атмосфера невероятная, попали в мир древних легенд и героических подвигов. Над спектаклем трудились 70 хореографов, актеры, певцы и музыканты. Зрителю представлен поистине плодотворный труд, который несомненно поднял планку нашей культурной жизни.
Хочу выразить искреннюю благодарность каждому участнику этого проекта за их профессионализм и страсть к творчеству.
Меж тем стыдно за интеллигенцию Осетии, которая привыкая мыслить и говорить на русском языке и обучая детей былинам об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др. Как больно бывает слышать от интеллигентного осетина: «Да вопрос еще: осетинского ли происхождения нартовские сказания, и не принадлежат ли они в сущности кабардинцам или, может быть, грекам и т. Конечно, в области сомнений нет границ, но надо немного уважать не только самого себя, но и свой народ, его историю, прошлое. Только уважая свой народ, можно избегнуть пустого лабиринта сомнений и неуверенности. В области народной поэзии можно говорить лишь о влиянии какого-либо народа, и потому сомневаться в том, что сказания о нартах чисто осетинского происхождения, безусловно, не приходится. Характер передачи сказаний и обрисовка действующих героев, их обычаи, жизнь нартов от колыбели до смерти, с их радостями и горем, комизмом и трагедией — все это чисто осетинское. Фантазия осетина их родила, с ними жила и им же дала соответствующий конец. По внутреннему содержанию сказания о нартах философски глубокомысленны, по внешности они монотонно таинственны, напоминая широкий разлив морей и бесконечную ширь степей.
Каждый стих, начавшись широко и гладко, заканчивается как бы глухим ударом, словно ветер широких степей, разгулявшись, ударился и разбился о груды скал. Не такова ли история осетинского народа, начавшего жизнь в широких степях на берегу Дона и Азовского моря, а может быть, Днепра и Днестра, развившего некогда свою самобытную культуру и загнанного затем в трущобы гор, разбитого и раздробленного вконец среди скал. Сказания о нартах есть у всех горских народов и особенно у кабардинцев, но ни один из них не знает ни начала, ни конца нартов, не говорит о том, где и как родились нарты, кто жил до них и кто после них, тогда как у осетин излагается все от начала до конца. Это первое. Все имена нартов у осетин находят себе полное объяснение в осетинском языке, чего нет у соседних племен. Все обычаи нартов суть древне-осетинские обычаи, остатки коих наблюдаем и сейчас в жизни осетинского народа. Четвертое то, что все древне-осетинские орнаменты и памятники зодчества, а также археологии весьма родственны памятникам старины скандинавских народов по моему личному убеждению , потому утверждение проф. Миллера, что осетины представляют из себя осколок большого народа индо-германского племени, жившего некогда в теперешней Херсонской губернии, Донской области и дальше к северу и расколовшегося на две части, из которых одна ушла на север возможно, эсты, финны, латыши , а другая — на юг Осетия , находит себе подтверждение в этом случае.
Что такое нарты фото
На́рта — узкие длинные санки (сани), предназначенные для езды и перевозки клади, на упряжках из собак, северных оленей или (реже) передвижения мускульной силой человека. На́рта — узкие длинные санки (сани), предназначенные для езды и перевозки клади, на упряжках из собак, северных оленей или (реже) передвижения мускульной силой человека. НАРТЫ, нарт и HAPTA, -ы, ж. Длинные узкие сани, употр. на Севере дляезды на собаках, оленях. Но по косвенным данным, (например, то что нарты сидели с уаигами за одним столом и т.п.), такое предположение мне кажется вполне вероятным. Что такое Нарты – на их исконной родине, то есть у осетин, и у их самых последовательных восприемников? Нарты устраивали Батразу и другое испытание: вернувшись с похода он видит под головой его спящей жены руку пастуха.