Телеканал Курай: программа телепередач канала Курай на сегодня, на завтра и на неделю в городе Уфа. Рустам Шарипов "You don"t stop" (курай) 04:40 - Рустам Шарипов "Бейеу койзэр" (курай) 08:25 - Рустам Шарипов Саундтрек из. Воздали ли мы должную дань нашему музыкальному символу и что еще можно сделать для прославления курая? Рустам Шарипов "You don"t stop" (курай) 04:40 - Рустам Шарипов "Бейеу койзэр" (курай) 08:25 - Рустам Шарипов Саундтрек из.
Концерт «Льется музыка курая»
Курай — смотреть онлайн прямой эфир | Йиллар Гурухи (Yillar Guruhi) — Курай деб (Ko'ray deb) (2018). |
Башкирские песни на курае | Концерт «Льется музыка курая». Слушайте и скачивайте курай концерт бесплатно на Хотплеере в mp3 (ID: 485d). |
Музыкальный телеканал «Курай»
В этот вечер на площади «Ватан» звучала народная, классическая, эстрадно-электронная музыка, и все в сочетании с национальным башкирским инструментом – кураем. ТВ” является идейным вдохновителем и учредителем первой республиканской телепремии “Ҡурай даны”. Слушать бесплатно онлайн на Музыке ТВ” – музыкально-развлекательный канал, в эфире которого представлены программы, посвященные различным направлениям культурной и общественной жизни. В этот вечер на площади «Ватан» звучала народная, классическая, эстрадно-электронная музыка, и все в сочетании с национальным башкирским инструментом — кураем. Телеканал Курай: программа телепередач канала Курай на сегодня, на завтра и на неделю в городе Уфа.
В Куюргазинском районе прошел пятый конкурс кураистов «Играй, мой курай»
Мероприятие прошло в рамках реализации проекта с одноименным названием. Его автором является выпускник благовещенской детской школы искусств Аскар Усманов. Сейчас молодой человек - студент Уфимского авиационного техникума. Гранты 2 сезон». Как сообщили в Центре развития культуры, мероприятие началось с рассказа ведущего о значении проекта для жителей отдаленных населенных пунктов района РБ, о вкладе подрастающего поколения в сохранение музыкальных традиций Башкортостана. Айнур Назаров.
Их никто не изготавливал. Нигде их не было. Я дома изготовил курай партией 10-12 штук.
Качество было не хуже того, что продавалось в магазинах Казани. У него просто нет официального признания. Я задался целью — добиться его включения в реестр. Любопытно, но башкирский курай признали национальным достоянием башкир. У меня к башкирам нет претензий. У них очень хороший инструмент с превосходным звучанием. Но и наш, татарский, курай тоже хорош. Я в своё время вопрос отсутствия татарского курая в реестре ставил перед Казанским институтом культуры и этнографии.
Специалисты мне говорили, что невозможно определить происхождение татарского курая, из какого района он вышел. Они утверждают, что, мол, есть арские ичиги, арские тюбетейки. Но с кураями якобы не так. Нам, татарам, тогда досталась тальянка. Ее привычный на сегодня вид сделал мастер Вараксин. Хотя на самом деле это та же самая гармонь. Я не нашел свидетельств или информации, что татары играли в тальянку или делали ее во времена Казанского ханства или Волжской Булгарии. Гармонь на самом деле итальянская, есть и немецкий инструмент.
Вараксин приделал гармони татарские элементы, и она стала нашей. Хотя сам мастер — русский. Башкирам по распределению достался курай, тувинцам — кубыз, марийцам — гусли и так далее. Я не знаю точно, кто сегодня может включать музыкальные инструменты в этот реестр. Вот хожу расспрашиваю специалистов, чиновников. В минкульте Татарстана мне сказали, что не имеют полномочий включить курай в реестр татарских национальных инструментов.
Глава Башкирии принял решение построить мечеть в память о погибших бойцах СВО Он будет расположен на въезде парка «Патриот». Глава Башкирии принял решение построить мечеть в память о погибших бойцах СВО Радий Хабиров заявил, что планирует использовать собственные средства для строительства мечети в память о погибших бойцах СВО, и будет участвоватьв проекте "Атайсал".
И еще 31 августа будем отмечаться 450-летний юбилей города Уфы.
Возможно, мы успеем подготовиться к этой знаменательной дате и выступим на праздновании. Пока мы только отобрали артистов, еще нет ни костюмов, ни инструментов, ни репертуара. За костюмы я даже не переживаю, они будут, ателье сейчас много. Самое важное, что меня беспокоит, - это выигрышный репертуар. До октября нам надо подготовить как минимум 10-15 композиций, планируем заказать нашим композиторам. В целом для начала нам надо примерно 50 оригинальных произведений. Расскажите, как оно прошло, кто вошел в состав ансамбля. В этот раз наша комиссия прослушала около 10 человек, из них мы приняли в ансамбль три человека.
История музыкального инструмента Курай, кто его придумал и когда
В Башкирии регулярно проводится Праздник курая «Курай байрамы», традиционной частью международного фестиваля «Сердце Евразии» стал Курай-фест. Башкирские плясовые мелодии. mp3 03:42 и другие мп3. Илаhи Курай Мондары — Илсе Гайса (Башкирская музыка). Смотрите видео онлайн «Башкирский и курая.» на канале «Женский бизнес» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 6 октября 2023 года в 19:21, длительностью 00. Инфоурок › Доп. образование ›Статьи›История происхождения У башкиров музыкального инструмента "курай".
В Туймазах завершился Открытый районный конкурс кураистов «Волшебные звуки курая»
Удивительный курай | Шульган-Таш | Рустам Шарипов "You don"t stop" (курай) 04:40 - Рустам Шарипов "Бейеу койзэр" (курай) 08:25 - Рустам Шарипов Саундтрек из. |
Глава Башкирии принял решение построить мечеть в память о погибших бойцах СВО | Если на меня, русского человека, так действовала эта музыка, то что же говорить о людях, впитавших мелодии курая с молоком матери? |
Почему расплакался певец Shaman на концерте в Уфе | Продолжаем информировать Вас о реализации социального проекте «Курай: музыкальное сердце Башкирии» (авт. |
Курай Башкирский listen online. Music | © 2024 Сайт издания "Курай". Свидетельство о регистрации СМИ: Серия ПИ №ТУ 02-01518 от 25.03.2016 г. |
Глава Башкирии в память о погибших участниках спецоперации на свои сбережения возведёт мечеть
Мы восторженно зааплодировали. Волшебные звуки курая, да еще в прекрасном золотом лесу! Эти минуты были поистине сказочными. Под впечатлением от чудесного исполнения я выпросила курай у Азамата и долго хранила дома. Увы, без долгой и упорной тренировки сыграть на нем хоть пару нот просто невозможно, для этого нужны годы занятий. Научиться играть на фортепиано или гитаре, на мой взгляд, куда проще. И это древнее ремесло — игру на курае — способны освоить только представители сильной половины человечества. Стебель растения срезают еще не высохшим и долго сушат, а затем только изготавливают инструмент. Тем более удивительно, что Азамат сумел сразу исполнить на нём несколько мелодий. Он сказал, что игре на курае учился в училище. Но что же это за растение — курай, играющее такую важную роль в культуре и самосознании башкирского народа?
Не зря цветок курая красуется на гербе республики, символизируя семь башкирских родов, а одноимённый музыкальный инструмент относящийся к типу продольных открытых флейт присутствует в песнях, поговорках, легендах и эпосах. И хотя этимология слова так до конца и не выяснена, во многих тюркских и родственных языках есть сходного звучания слова с одним смыслом — «сухой» или «сухой стебель». У растения, из которого изготавливают волшебный курай, скучное научное название — реброплодник уральский.
Эта уникальная комбинация инструментов и талантов заставила зрителей удивиться и восхищаться. Именно поэтому, удалось создать неповторимую атмосферу и воплотить задуманную идею в жизнь. Мы надеемся, что такие события будут происходить все чаще и объединят людей вокруг общих ценностей и интересов.
Я исполнил башкирскую народную мелодию «Вахит» и «Марш Карасакала».
Игра на курае очень полезна, она делает легкие упругими, крепкими, что очень важно для противодействия коронавирусной инфекции», — говорит участник из Федоровского района Азамат Гибадуллин. Я долгие годы играл в его ансамбле. Он меня многому научил. Отрадно, что участников в конкурсе кураистов становится все больше и больше. Это заслуга Альберта Юлдыбаева, хотя его с нами уже нет», — рассказывает участник конкурса из Куюргазинского района Айдар Хуснутдинов. Доцент кафедры традиционного музыкального исполнительства и этномузыкологии УГАИ имени Загира Исмагилова, лауреат международных и республиканских конкурсов Венер Елкибаев уверен, что конкурс кураистов прошел на высоком уровне. Мы, члены жюри, постарались оценить их уровень подготовленности».
Он — один из достойных сыновей нашего народа, талантливый кураист. Всегда ходил с поднятой головой. Он был скромным, порядочным, очень трудолюбивым человеком. Таким он и остался в нашей памяти.
Главный редактор - Валиева Ирина Рафисовна.
В Башгосфилармонии состоялся грандиозный концерт «Праздник курая. Музыка, рожденная ветром»
Несмотря на свою многовековую историю, курай остается не только самым старинным, но и самым популярным в Башкортостане музыкальным инструментом. В этот вечер на площади «Ватан» звучала народная, классическая, эстрадно-электронная музыка, и все в сочетании с национальным башкирским инструментом – кураем. Курай – башкирский музыкально-развлекательный канал, ориентированный на взрослых зрителей. Она учреждена в 2018 году по инициативе музыкально-развлекательного телеканала «Курай-ТВ» ГУП ТРК «Башкортостан». В этот вечер на площади «Ватан» звучала народная, классическая, эстрадно-электронная музыка, и все в сочетании с национальным башкирским инструментом — кураем. А вы знали, Курай это растение, и из него делают музыкальный инструмент.
В Башкирии на личные средства главы республики построят мечеть в память о погибших бойцах СВО
А вы знали, Курай это растение, и из него делают музыкальный инструмент. Инфоурок › Доп. образование ›Статьи›История происхождения У башкиров музыкального инструмента "курай". 13 декабря в концертном зале районного Дома культуры состоялся концерт Рафиса Ахмадрахимова «Льется музыка курая». Постепенно курай совершенствовался, усложнялась его конструкция, так он трансформировался, окультурился в музыкальный инструмент [4].
«Живая» музыка благовещенских кураистов покорила сердца сельчан
Изначально, курай был примитивным инструментом, напоминающим по своей конструкции простую трубку. С течением времени, курай был усовершенствован и стал обладать не только особым звуковым цветом, но и большим диапазоном. Мастера-изготовители совершенствовали форму инструмента, добавляли отверстия для игры разных тональностей и внесли различные улучшения в его конструкцию. Таким образом, курай превратился в современный инструмент, который мы видим сегодня. Использование курай Курай используется в различных музыкальных областях, включая сольное исполнение, ансамбли, оркестры и даже современные композиции. Виртуозное владение кураем позволяет музыканту выразить свои эмоции и передать их слушателю через музыку. Также курай часто используется в религиозных обрядах и ритуалах сибирских народов.
Курай является неотъемлемой частью культурного наследия сибирских народов и продолжает играть важную роль в их жизни. Этот уникальный музыкальный инструмент богат историей и традициями, и его звуки продолжают восхищать слушателей со всего мира. Распространение курай в мире, в России Музыкальный инструмент курай, представляющий собой уникальный вид губной гармоники, имеет долгую историю использования в разных уголках мира. Сегодня этот инструмент пользуется популярностью не только в России, но и за ее пределами. Своеобразное звучание и возможность производить различные музыкальные эффекты делают курай привлекательным для музыкантов и слушателей. История распространения курай в мире Истоки музыкального инструмента курай уходят в древние времена.
Он появился у народов Азии и Африки, где и зародились первые его модификации. С течением времени курай приобрел популярность в разных культурах мира и стал являться важной частью национальной музыкальной традиции многих стран. Курай в мире: В разных частях мира курай имеет различные названия и варианты конструкции. Например, в Китае он известен как «шэнь», в Грузии — «чибони», в Японии — «шо». Кроме того, аналогичные инструменты сходной конструкции можно найти у некоторых народов Африки и Северной Америки. Распространение курай в России Курай является одним из самых распространенных и популярных музыкальных инструментов в народной музыкальной культуре России.
Он тесно связан с фольклором и традиционной музыкой разных регионов страны. В России курай получил широкое распространение на Сибири, где он стал одним из символов национальной музыкальной культуры. Здесь курай играет важную роль в народных праздниках, обрядах и культурных мероприятиях. Курай в сибирской культуре: В сибирской традиции курай сопровождает народные песни и танцы, а также используется в ритуальных обрядах. Многие музыканты-виртуозы играют на курае и продолжают сохранять и развивать этот уникальный музыкальный инструмент в современной России. Распространение курая также можно наблюдать в других регионах России, где он стал популярным среди музыкантов и привлекает внимание публики своим уникальным звучанием.
Таким образом, курай является музыкальным инструментом, имеющим долгую историю и широкое распространение как в России, так и в различных странах мира. Его особое звучание и роль в народной музыкальной традиции делают курай уникальным и неповторимым инструментом собственного рода, пользующимся популярностью у музыкантов и ценителей народной музыки. Вот так в кратце об этом стоит сказать. Особенности конструкции курай Дизайн и форма инструмента Курай имеет необычную овальную форму, сужающуюся спереди к дырке для игры и рассчитанную на одновременное использование несколькими пальцами. Изготавливается он из различных материалов, от традиционного серебра и латуни до пластика и дерева. Он состоит из нескольких основных частей: Головка чаша — верхняя часть инструмента, в которую вдувается воздух; Соул — трубчатый элемент, расширяющийся примерно в два раза, который соединяет головку с корпусом; Корпус — длинный и тонкий элемент инструмента, выполненный в виде прямой или изогнутой трубы; Мундштук дырка — отверстие для игры, расположенное внизу корпуса.
Особенности звучания Курай отличается от других духовых инструментов своим неповторимым звучанием. Тон курая зависит от формы дырки, длины корпуса, а также уровня натяжения губок музыканта на мундштук. Играть на курае — это не только продувание воздуха через инструмент, но и использование различных техник дыхания, а также фактуры и артикуляции. Таким образом, исполнитель может достичь широкого диапазона звуков, от мягких и нежных до громких и напористых. Использование курая Курай является одним из самых популярных музыкальных инструментов в сибирской музыкальной культуре. Он используется как для сольных выступлений, так и в составе народных оркестров.
Благодаря своей конструкции и уникальным особенностям звучания курай позволяет музыкантам передавать настроение и эмоции через музыку. Курай способен создавать глубокую и выразительную музыкальную атмосферу, которая вызывает чувства и воспоминания у слушателей. Музыкальный инструмент курай: основные элементы и устройство Конструкция и устройство курай: 1. Авантюра — это основная корпусная часть инструмента, которая служит для вибрации и возбуждения звука. Авантюра имеет форму трубы и изготавливается из дерева, чаще всего используют горного кедра или апельсинового дерева. Она закреплена на определенное количество вертикальных поддерживающих столбиков.
Ротавый ряд — это главная игровая часть курая. Он представляет собой ряд отрезков бамбука, которые используются для создания звуков. Размер, толщина и форма отрезков могут различаться в зависимости от предпочтений исполнителя и музыкального стиля.
В документальных источниках, в записях арабских путешественников говорится, что между такими-то реками живет башкирский народ, у них есть инструмент курай, они на нем играют мелодию «Сынрау торна» «Звенящий журавль», — прим. Это не просто музыкальный инструмент, но и то, что несет в себе историю, традиции, культуру. Никто не возмущается, что вы что-то искажаете или покушаетесь на святое? Некоторые музыканты теряют главное в себе, для них целью становится показать свое мастерство, свое Я они ставят на первое место. Аллага шокер слава Богу, — прим. Например, после концерта в театре «Ла Скала» некоторые подходили ко мне и удивлялись, как курай передает изобразительный ряд. Кто-то даже восклицал: «Мы поняли, что это за инструмент у вас. Это орган храмовый инструмент , только переносной, который можно перевозить с собой». А одна женщина сообщила, что во время моего исполнения она представляла зеленые горы на границе Италии и Швейцарии. А я играл об Уральских горах. Получается, она в звуках курая увидела и услышала горы. Исполнитель при правильном намерении и подготовке становится проводником чего-то большего. И тогда его виртуозность дополняет новые краски в изобразительный ряд. Гнаться за тем, чтобы сыграть всех зарубежных исполнителей, зарубежную эстраду — это не самое главное. Скорее, это желание показать широкие возможности курая. Но самое основное — показать, что курай несет в своих звуках — традиции, историю, культуру. Когда впервые к вам начали обращаться рок-музыканты? И познакомились с ним на концерте всемирно известного Дживана Гаспаряна в 2003 году. После концерта я поиграл на курае для Николая Носкова. Он воскликнул: «Как здорово! Я для нового альбома искал инструменты. Прошелся по Индии, по Тибету. Очень удивительно, что я такое удивительное звучание нашел на Южном Урале». После этого он начал приглашать меня на концерты и записи альбома «По пояс в небе»: курай используется во многих композициях. Группа «Парк Горького» очень повлияла на мое становление, это первая советская команда, попавшая в мировые хит-парады. Для меня это были мэтры. И свой мастер-класс я получил, играя в команде Носкова. А потом через полтора года после первой встречи с Носковым. В Уфу приехал Гарик Сукачев. После концерта он пришел на ужин, а мой друг Радмир Усаев попросил поиграть для них. Я сидел в углу и тихо играл. Все музыканты зашли, сели за стол, начали кушать. Последним зашел Игорь Иванович Гарик Сукачев. Он, хоть и был уставший после концерта, единственный не прошел мимо, взял стульчик, сел рядом со мной и молчал минут десять, не произнеся ни слова. Когда я доиграл свою мелодию, первое, что он сказал: «В музыке этого инструмента звучит вечность». У меня до сих пор от этих воспоминаний мурашки по коже. Только сейчас, много лет спустя, я понял, насколько у человека духовно широкое восприятие мира.
Аллага шокер слава Богу, — прим. Например, после концерта в театре «Ла Скала» некоторые подходили ко мне и удивлялись, как курай передает изобразительный ряд. Кто-то даже восклицал: «Мы поняли, что это за инструмент у вас. Это орган храмовый инструмент , только переносной, который можно перевозить с собой». А одна женщина сообщила, что во время моего исполнения она представляла зеленые горы на границе Италии и Швейцарии. А я играл об Уральских горах. Получается, она в звуках курая увидела и услышала горы. Исполнитель при правильном намерении и подготовке становится проводником чего-то большего. И тогда его виртуозность дополняет новые краски в изобразительный ряд. Гнаться за тем, чтобы сыграть всех зарубежных исполнителей, зарубежную эстраду — это не самое главное. Скорее, это желание показать широкие возможности курая. Но самое основное — показать, что курай несет в своих звуках — традиции, историю, культуру. Когда впервые к вам начали обращаться рок-музыканты? И познакомились с ним на концерте всемирно известного Дживана Гаспаряна в 2003 году. После концерта я поиграл на курае для Николая Носкова. Он воскликнул: «Как здорово! Я для нового альбома искал инструменты. Прошелся по Индии, по Тибету. Очень удивительно, что я такое удивительное звучание нашел на Южном Урале». После этого он начал приглашать меня на концерты и записи альбома «По пояс в небе»: курай используется во многих композициях. Группа «Парк Горького» очень повлияла на мое становление, это первая советская команда, попавшая в мировые хит-парады. Для меня это были мэтры. И свой мастер-класс я получил, играя в команде Носкова. А потом через полтора года после первой встречи с Носковым. В Уфу приехал Гарик Сукачев. После концерта он пришел на ужин, а мой друг Радмир Усаев попросил поиграть для них. Я сидел в углу и тихо играл. Все музыканты зашли, сели за стол, начали кушать. Последним зашел Игорь Иванович Гарик Сукачев. Он, хоть и был уставший после концерта, единственный не прошел мимо, взял стульчик, сел рядом со мной и молчал минут десять, не произнеся ни слова. Когда я доиграл свою мелодию, первое, что он сказал: «В музыке этого инструмента звучит вечность». У меня до сих пор от этих воспоминаний мурашки по коже. Только сейчас, много лет спустя, я понял, насколько у человека духовно широкое восприятие мира. Такое может сказать человек, для которого есть глобальное понимание музыки. Впоследствии я узнал, что этот его несколько хулиганский имидж — только для сцены. А в жизни он совсем другой человек. К тому же он выступает режиссером многих фильмов.
Сам Карим Дияров, участвовавший до войны в конкурсах кураистов Ирандыко-Сакмарской зоны, до конца своей жизни пополнял свой репертуар. Раньше в филармонию на работу приглашали признанных в народе кураистов. Несомненно, кураисты-профессионалы Гата Сулейманов, Ишмулла Дильмухаметов, Рахматулла Буляканов, Мухамет Рахматуллин, Абдулла Хальфетдинов могли бы конкурировать по правилам древних состязаний кураистов. Список напевов, которые соревнующиеся должны были в обязательном порядке знать, за несколько месяцев вперед был разослан районам и городам. В билеты вначале было включено 50 напевов, затем их число довели до 100, таким образом требования поэтапно подводили к уровню требований на состязаниях древних кураистов. Естественно, в таком случае возникает вопрос: а судьи кто? Вначале, что греха таить, были и свадебные генералы. А конкурсанты-то знают, кто из членов жюри судит, толком не зная мелодий. Сегодня, за редким исключением, в жюри сидят обладатели Гран-при конкурсов, прошедших по билетам, и вопрос о компетентности жюри почти отпал. В творческой лаборатории голосованием было добавлено к 100 мелодиям еще 10.
В память о погибших на СВО Радий Хабиров построит мечеть за свой счет
История создания музыкального инструмента Курай, особенности его конструкции и игры на нем, в каком жанре музыки и у каких исполнителей можно услышать Курай, интересные факты. Для многих зрителей стало новостью разновидность курая рода Тунгаур. «Музыкант от Бога», «удивительный властелин музыки», открывший курай всему миру – так говорят об этом харизматичном башкирском музыканте коллеги. Национальная телепремия «Курай даны» была учреждена в 2018 году по инициативе Музыкально-развлекательного телеканала «Курай-ТВ» ГУП ТРК «Башкортостан». Слушать бесплатно онлайн на Музыке
Курай Башкирская музыка - ВСЕ ХИТЫ на курае Рустам Шарипов
Глава Башкирии в память о погибших участниках спецоперации на свои сбережения возведёт мечеть | Самый популярный в Башкирии народный инструмент курай представлен в коллекции Музея музыки несколькими экземплярами. |
Краеведческий час «О чем поет курай?» - Библиотека Детская г. Учалы | В этот вечер на площади «Ватан» звучала народная, классическая, эстрадно-электронная музыка, и все в сочетании с национальным башкирским инструментом – кураем. |
Курай смотреть онлайн | «Курай, созданный самой Природой — это удивительный властелин музыки. |
Курай смотреть онлайн | Телеканал Курай является национальным музыкальным каналом Республики Башкортостан. |
Курай: последние новости на сегодня, самые свежие сведения | УФА1.ру - новости Уфы | © 2024 Сайт издания "Курай". Свидетельство о регистрации СМИ: Серия ПИ №ТУ 02-01518 от 25.03.2016 г. |
Добрая подписка
И это древнее ремесло — игру на курае — способны освоить только представители сильной половины человечества. Стебель растения срезают еще не высохшим и долго сушат, а затем только изготавливают инструмент. Тем более удивительно, что Азамат сумел сразу исполнить на нём несколько мелодий. Он сказал, что игре на курае учился в училище. Но что же это за растение — курай, играющее такую важную роль в культуре и самосознании башкирского народа? Не зря цветок курая красуется на гербе республики, символизируя семь башкирских родов, а одноимённый музыкальный инструмент относящийся к типу продольных открытых флейт присутствует в песнях, поговорках, легендах и эпосах. И хотя этимология слова так до конца и не выяснена, во многих тюркских и родственных языках есть сходного звучания слова с одним смыслом — «сухой» или «сухой стебель».
У растения, из которого изготавливают волшебный курай, скучное научное название — реброплодник уральский. Он относится к семейству зонтичных растений, и является родственником дягилю — любимому кормовому растению медведя, а также известному всем борщевику. Произрастает в лиственных лесах, а плоды его и вправду резко-ребристые, угловатой формы. Он имеет обширный ареал, который охватывает европейскую часть России, Сибирь и Монголию. Реброплодник обладает полым стеблем, как и многие растения из семейства зонтичных, но лучше других подходит для изготовления курая, что издавна было подмечено бортевиками да охотниками, бродящими по дремучим когда-то южноуральским лесам. Полагают, что искусство изготовления этого музыкального инструмента пришло в эти края с кочевниками, откуда-то из Сибири или Монголии.
Вероятно, племена — прародители башкир, уже появились здесь с навыком изготовления курая.
В номинации «Лучший заведующий клубом» награду получила Флида Сахипова из Дюртюлинского района, она более полувека руководит сельским клубом в родной деревне. Награда вручается ремесленникам, аграриям, предпринимателям, творческим лидерам, которые внесли наиболее весомый личный вклад в развитие своей отрасли, имеют солидную репутацию в профессиональном сообществе, а также целым семьям, отличившимся в той или иной области. На соискание премии в этом году претендовали более сотни человек, которые представляли все районы Башкортостана. По итогам первого тура комиссия выбрала самых достойных, о которых сняты своего рода «мини-фильмы».
Обычно музыканты изготавливали инструменты сами. Во время игры исполнители — курайсы — удерживают широкий конец курая между зубами.
При этом верхняя губа плотно прижимается к инструменту, а нижняя приоткрыта. С помощью приёма передувания курайсы доводили диапазон инструмента до двух с половиной октав. Традиционно, начиная игру, музыканты извлекали на курае один протяжный звук. Затем голосом опускались на квинту вниз. Этот гортанный органный пункт постоянно сопровождал инструментальную мелодию. Звук курая очень приятного тембра, но слабый. Вместе с тем, у хороших исполнителей мелодия приобретает силу и наполненность.
Конкурс проводился по четырем номинациям, оценивали солистов и ансамбли в возрастных категориях «до 16» и «после 16». Солисты должны были удивить жюри нестандартностью выбора конкурсного репертуара, знанием истории или легенды сыгранной мелодии. Состязательная часть поводилась в стенах Городского дома культуры. В первый день мы поговорили с участниками конкурса: Наиль Садыков Альшеевский район, руководитель ансамбля : — Восьмой раз участвуем в Празднике Курая. Мы любим и ценим наш башкирский инструмент, встречаемся здесь со своими коллегами — кураистами со всей республики.
Организация, если по-русски сказать — отличная! Айнур Шайхайдаров Октябрьский, участник ансамбля «Аманат» : — Так-то я каждый год участвовал в Празднике Курая, но именно играю на курае в этот раз впервые. Волнуюсь, хочется взять какое-то место, чтобы ансамбль удачно себя показал. Что-то оставить в истории Октябрьского, ведь скоро уезжать отсюда, поступать. Меня здесь все радует, все нравится.
Среди кураистов у меня знакомых очень мало, так что для меня это в первую очередь — соревнование. Камиль Файзуллин Октябрьский, руководитель ансамбля «Аманат» : — Участвую регулярно здесь в конкурсе с 2005 года. Курай для меня — достоинство нашего народа, я башкир. Вся душа, весь смысл, вся история в башкирских народных песнях, мелодиях, в мелодиях моего инструмента. Это для меня больше творческий форум, мы здесь встречаемся с друзьями кураистами отовсюду.
Раз в году собираемся, перенимаем друг у друга опыт. Все здесь хорошо. Участники «Праздника Курая» прошлись кавалькадным шествием по улице Салавата Батыра от входа в парк до городской площади.