Новости кто стал первым в россии царем

Иоанн Четвертый, князь Всея Руси стал в 1547-ом первым русским царем.

Топ-10 самых долго правящих глав России за последние 400 лет (да, он уже в топе!)

Роман Юрьевич Захарьин, царский окольничий, стал основателем династии Романовых-Захарьиных; дочь Романа Юрьевича Анастасия стала первой женой Ивана Грозного. Иван IV стал первым в русской истории царём, а Московское княжество с этого момента стало Русским царством. Поэтому царь Иван говорил в 1577 г.: «Бог же дает власть, ему ж хощет».

Михаил Романов: «не способнейший, а удобнейший»

  • Святой Владимир – первый русский царь? - 13.07.2022 Украина.ру
  • Смотрите также
  • Первый русский царь
  • Как Петр 1 пришел к власти: история, годы правления, преобразования
  • На царском престоле

Романов Пётр I Алексеевич

Он много молился, мало вникал в дела государства, полностью доверяя правление брату любимой супруги - Борису Годунову. Годы его правления стали весьма успешными для России. Грамотная внутренняя политика Годунова вывела страну из кризиса. Система пограничных городов стала эффективным заслоном от набегов крымских татар.

Среди прочих достижений было и установление патриаршества на Руси 1589. Этот брак церковью не признавался и царевич формально не мог претендовать на царский трон. Сразу после смерти Ивана Грозного царица Мария Нагая с сыном были отправлены в Углич под присмотром царских управляющих.

В мае 1591 года царевич погиб. Обстоятельства его смерти остаются загадочными. Двор царицы уверял, что мальчика убили.

Разъяренная толпа тут же растерзала на месте царского управляющего, его сына и еще несколько человек. Беспорядки были подавлены. Для расследования дела фактический правитель государства Борис Годунов будущий царь направил в Углич специальную комиссию во главе с Василием Шуйским будущим царем.

Комиссия признала, что царевич напоролся на нож в результате приступа «черной немощи» эпилепсии. В последствии Шуйский дважды менял свои выводы о деле, а самозванцы, которые вошли в историю как Лжедмитрии, несколько раз появлялись в Смутное время. Причина смерти Ивана IV Грозного Царь Иван вступил на престол в трехлетнем возрасте, находился во главе государства 51 год, и умер в 54, это довольно серьезный возраст для XVI века.

Царь много пил, имел многочисленные половые связи с мужчинами и женщинами, страдал психическими расстройствами. Учитывая уровнь тогдашней медицины, можно смело сказать, что болезней у него было много. При том, что в молодости Ивана описывают довольно высоким по тем временам около 180 см и сильным человеком, в последние годы иностранные послы отмечали его излишнюю тучность, слабость и болезненный вид, а за три года до смерти уверяли, что он не протянет и нескольких месяцев.

В 1963 году советские ученые совершили вскрытие могилы Ивана Грозного в Архангельском соборе Кремля. Исследования доказали, что царь не был отравлен. Найденые в его останках следы ртути не выходят за пределы нормы и, скорее всего, являются следствием лечения.

Скорее всего, по мнению ученых, царь страдал сифилисом. Правда и ложь об Иване IV Грозном 1. При жизни царя никто не называл Грозным.

Это прозвище принадлежало его деду Ивану III. Мнение об Иване Грозном и его правлении поменялось после Смутного времени. Россияне, попавшие в ситуацию, когда Россия практически перестала существовать, создали легенду и «золотом веке» при грозном царе Иване.

Похожая ситуация произошла и с далекими предками Грозного - двумя Владимирами - Владимиром Святославовичем Святым и Владимиром Мономахом, которые вошли в былины как Владимир Красно Солнышко. Детство Ивана было страшным. В три года потерял отца, в 8 - мать, в 15 на его глазах толпа расправилась с родственниками матери.

До совершеннолетия он был под властью бояр, которые далеко не всегда воспринимали его всерьез. Иван с детства был жесток и к животным, и к людям. На первом этапе его правления «смягчали нравы» митрополит Макарий и первая супруга Ивана Анастасия Романова.

О жестокостях царя во время Опричнины мы знаем из воспоминаний опричников ливонского и немецкого происхождения. Русские летописцы по понятным причинам многого не договаривали. А большинство документов погибло во время многочисленных московских пожаров.

Рассказы опричников часто использовались для пропаганды против «дикой Московии», тем не менее, не доверять в целом им нет оснований. Тем более что за своих жертв Иван аккуратно в конце жизни отчитывался перед Богом и заказывал панихиды. По именам всех, кого помнил.

С припиской «а остальных ты и сам знаешь». Известно, как при захвате Полоцка были с особой жестокостью уничтожены все лютеране и евреи. Новгородский погром и вовсе вошел в историю как образец безжалостного террора.

При Иване Грозном Россия была довольно отсталым и закрытым государством. Во многом из-за нежелания Запада делиться своими техническими достижениями. Большим прорывом в этом отношении стал приход в Архангельск английского купца Ричарда Ченслора.

Его корабль был частью неудачной экспедиции в Индию через Северный Ледовитый океан.

Шереметева, князей А. Львова , Н. Одоевского , Б.

Репнина , А. Сицких из рода Сицких. Начало правления: борьба за сохранение престола В условиях угрозы со стороны других претендентов сумел сохранить за собой русский престол: в 1613—1614 гг. Заруцкий и «царевич» Иван — сын М.

Мнишек от Лжедмитрия II , а в 1617—1618 гг. В 1614—1618 гг. Михаил Фёдорович предпринял меры, направленные на стабилизацию социально-политической ситуации в стране: в 1615 г. Лыковым подавлен бунт т.

Баловневым часть из них поступила на царскую службу ; тогда же князь Д. Пожарский одержал победу над А. Михаил Фёдорович заключил важные мирные соглашения, ознаменовавшие завершение Смутного времени , — Столбовский мир 1617 г. Деулинское перемирие 1618 г.

Внутриполитические мероприятия Михаил Фёдорович фактически правил совместно с отцом, именовавшимся с 1620 г. В 1622 г. Бармы царя Михаила Фёдоровича. Италия — атлас, 17 в.

Нередко в попытке подтвердить несправедливые обвинения против Петра превратно толкуют язык искусства XVIII века, включавший изображения всевидящего ока, в наши дни ассоциирующегося с масонством. Современники смотрели на это иначе: для православных обрамленный треугольником глаз символизировал неотступное присутствие Господа Бога, поэтому помещался на иконы и был хорошо известен даже тем, кто ничего не смыслил в тайных обществах. Миф пятый: Петр рубил бороды На масштабной выставке к 350-летию Петра I в Петербурге представили личные вещи императора Разрыв с устоявшимся порядком вещей, ставший платой за петровские реформы, тяжело переживался частью российского общества. Тем не менее молва, будто Петр варварским способом расправлялся с бородами своих сподвижников, не соответствует действительности. Вернувшись в 1698 году из путешествия по Европе, царь собственноручно отрезал несколько бород. Но ни в одном современном эпохе источнике не утверждается, что он действовал при этом топором. Скорее всего, легенда о топоре — результат смешения в памяти двух событий, произошедших почти одновременно: казни мятежников-стрельцов при этом Петр лично участвовал в экзекуции и вводившегося на государственном уровне брадобрития. В патриархальной стране, которой управлял Петр, ношение бород все равно оставалось нормой. Царь рассчитывал изменить положение дел не грубым насилием, а финансовым давлением.

При нем свет увидела целая серия указов, вводивших штрафы за отказ от бритья. Представляет интерес, что отрезание бороды Петр Великий мог рассматривать как разновидность наказания для своих провинившихся сподвижников. Сохранилось известие, что первым от рук Петра на Руси бороды лишился воевода Алексей Шеин, которого царь заподозрил в полуизмене: недонесении о готовившемся мятеже стрельцов. Что и сказать: за такое преступление отрезание бороды еще не самое страшное наказание. Миф шестой: царь ненастоящий! Распространение этой легенды еще в эпоху самого Петра Великого доказывает, что и наши предки, жившие в XVII веке, не чуждались теорий заговора. Изолированный от сводных братьев и сестер будущий царь с юных лет проводил время в анклаве европейских экспатов в Москве, называвшемся слобода Кукуй, где усвоил их привычки и манеру одеваться. Очень скоро это начали ставить ему на вид: расползлись слухи, будто мать правителя царица Наталья родила девочку, которую спешно подменили на подкидыша, взятого у "немцев". Простое сравнение портретов царя и его матери показывает, что едва ли это могло быть так.

После Великого посольства в Западную Европу 1697—1698 годов слухи о подмене царя усилились. Но в действительности монарх, увлеченный современными его эпохе технологиями и образом жизни, внутренне оставался прежним. Жестокая расправа с мятежными стрельцами и неизжитые брутальные привычки прусского короля Петр поражал тем, что, выпивая стакан за здоровье, бросал его за спину и разбивал о стену, требуя следующий показывают, что в силу своего воспитания царь до конца жизни оставался проникнут грубыми нравами, с которыми сам же и боролся. Чтобы отправить в Россию на "подмену", в Европе едва ли смогли бы отыскать подобного Петра. Неужели Петра не в чем упрекнуть? Разумеется, есть. При Петре ухудшилось положение крестьян хотя основы их закрепощения были заложены еще "Соборным уложением" 1649 года.

После смерти Алексея Михайловича царём стал его старший сын Фёдор от второй жены — царицы Марии Ильиничны Милославской , Нарышкины временно ушли в тень. Заручившись поддержкой патриарха Иоакима, Нарышкины и их сторонники в этот же день возвели на престол Петра, хотя согласно обычаю, царём должен был стать его старший брат Иван. Милославские усмотрели в провозглашении Петра царём ущемление своих интересов. Стрельцы, подстрекаемые Милославскими, подняли бунт , в результате которого соправителем 10-летнего Петра стал его старший 15-летний брат Иван, а фактической правительницей стала их старшая сестра 24-летняя Софья Алексеевна. В результате этого решения царица Наталья Кирилловна вместе с сыном Петром удалились от двора в подмосковный дворец в селе Преображенском. Великое посольство Петра I Вдали от царского дворца, не обременённый церемониями, Пётр начал проявлять интерес к военному делу. Он создал своё потешное войско полк , одев и вооружив своих сверстников по мальчишеским играм. Сам Пётр в этом войске был барабанщиком. В 1685 году в Преображенском был возведён голландцем Францем Тиммерманом потешный городок «Пресбург», который учились штурмовать потешные войска Петра [1]. В 1686 году Пётр завёл при потешных войсках артиллерию, и с этого же года его потешный полк стал называться Преображенским — по месту своего расквартирования. В годы пребывания в селе Преображенском Пётр заинтересовался науками, которые были связаны с военным делом, а под руководством того же Тиммермана он изучал точные науки — арифметику и геометрию , а также военное искусство. Однажды, прогуливаясь с Тиммерманом по селу Измайлово, Пётр зашёл на Льняной двор, в амбаре которого увидел английский ботик. В 1688 году он поручил голландскому судостроителю Карштену Брандту отремонтировать, вооружить и оснастить этот бот, а затем спустить его на реку Яузу. Но так как Яуза оказалась тесной для корабля, Пётр отправился в Переславль-Залесский на Плещеево озеро, где у села Веськово заложил первую верфь для строительства судов. К этому времени к Преображенскому полку прибавился Семёновский, расположившийся в селе Семёновское. Для командования имеющимися войсками царевичу нужны были опытные люди. Не найдя таковых среди русских придворных, поиски привели Петра в Немецкую слободу. Пётр и Евдокия. Рисунок из книги, преподнесённой им в качестве свадебного подарка В слободе жило много иностранцев, включая Тиммермана и Брандта. Часто посещая эти места, Пётр оказался поклонником непринуждённой иноземной жизни, отличавшейся от русского жизненного уклада: он начал курить трубку, стал посещать немецкие разгульные вечеринки, обрёл в слободе новых знакомых, ставших его будущими сподвижниками, завёл роман с Анной Монс , ставшей его фавориткой более десяти лет. Против такой жизни царевича выступала его мать, которая, чтобы образумить сына, решила женить его на Евдокии Лопухиной , дочери окольничего. Свадьба состоялась 27 января 6 февраля по новому стилю 1689 года. Активность Петра начала беспокоить царевну Софью, которая понимала, что с наступлением совершеннолетия брата ей придётся расстаться с властью. Её планы по собственному коронованию, вынашиваемые приспешниками Софьи, не поддержал патриарх Иоаким; военные кампании против крымских татар, осуществлённые в 1687 и 1689 годах её фаворитом князем Василием Голицыным, были малоуспешны; а в июле 1689 года, в праздник Казанской иконы Богоматери, произошёл первый публичный конфликт между возмужавшим Петром и Софьей. В этот день царевна Софья велела начальнику стрельцов Фёдору Шакловитому снарядить своих людей в Кремль для того, чтобы идти на Преображенское и приструнить Петра, якобы возжелавшего занять своими потешными полками Кремль и убить царевну. Царевна Софья Алексеевна Сторонники Петра среди стрельцов послали двух человек в Преображенское, чтобы предупредить Петра, который после донесения с небольшой свитой отправился в Троице-Сергиев монастырь. Царевна Софья запретила исполнять этот приказ брата. Тогда 27 августа ей пришла новая грамота — идти всем полкам к монастырю. Она сама отправилась в Троицкий монастырь, в селе Воздвиженское её встретили посланники Петра и приказали вернуться в Москву — вскоре Софья была заключена в Новодевичий монастырь под строгий присмотр. Старший брат Петра — Иван фактически отдал ему всю власть. С 1689 года он не принимал участия в правлении страной, продолжая до конца своей жизни быть соправителем Петра. Воцарение и деятельность Петра После свержения царевны Софьи, власть перешла в руки людей, сплотившихся вокруг матери Петра — царицы Натальи Кирилловны, и она начала приучать сына к государственному управлению. Приоритетом деятельности Петра I в первые годы его правления было укрепление русского государства. Он предпринял попытку забрать у турок крепость Азов , расположенную при впадении реки Дон в Азовское море. Первый его Азовский поход, начавшийся весной 1695 года, окончился неудачно из-за отсутствия флота и неготовности русской армии действовать в отдалении от баз снабжения ; осенью этого же года началась подготовка к новому походу. Медаль на взятие Азова в 1696 году В Воронеже развернулось строительство русской флотилии, с которой 40-тысячная армия под командованием генералиссимуса Алексея Шеина вновь пошла на Азов, блокировав крепость с моря. Так был открыт первый выход России в южные моря. Азовские походы проявили организаторские способности Петра, который сумел сделать выводы из неудач и выиграть свою первую военную кампанию. Эту войну с Турцией завершил Константинопольский мирный договор 1700. В результате продолжилось строительство города и порта Таганрог, что значительно обезопасило южные границы России. Но ещё оставалась проблема выхода к Чёрному морю через Керченский пролив — эта территория была под контролем Османской империи. Сил для войны с Турцией, как и полноценного морского флота, у России пока не было. По завершении Азовских походов, Пётр I послал на обучение за границу молодых русских дворян, а вскоре и сам отправился в первое путешествие по Европе. В марте 1697 года в Западную Европу из России было отправлено Великое посольство , главной целью которого было найти союзников против Османской империи. Всего в посольство вошло до 250 человек, среди которых под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова находился сам царь Пётр I. Это было первое его путешествие за пределы своего государства. Посольство посетило Германию, Голландию, Англию и Австрию. В Россию было завербовано несколько сотен специалистов по корабельному делу, также было закуплено военное и прочее оборудование. Пётр I вёл переговоры, часть времени посвятил изучению кораблестроения, военного дела и других наук. В Англии он посетил литейный завод, арсенал, парламент, Оксфордский университет , Гринвичскую обсерваторию и Монетный двор, смотрителем которого в то время был Исаак Ньютон [3]. Великое посольство не достигло цели сформировать коалицию против Османской империи, так как некоторые европейские державы готовились к Войне за испанское наследство. Но, благодаря этой войне, сложились благоприятные условия для борьбы России за Балтику, и на некоторое время внешняя политика Петра I была переориентирована с южного направления на северное. По дороге в Москву, в июле 1698 года, царь узнал о подавлении стрелецкого бунта. По прибытии в Москву были найдены и казнены более тысячи человек [4]. Царевна Софья была пострижена в монахини и под именем Сусанны в Новодевичьем монастыре провела остаток своей жизни. Та же участь постигла и жену Петра — Евдокию Лопухину, которую насильно отправили в Суздальский монастырь. После общения с царём, Патриарх поддержал его в реформе просвещения в России, что привело к созданию новой системы образования и открытия в 1724 году Петербургской академии наук. В числе других социальных преобразований Петра I тех лет были: изменение внешних признаков, отличающих старославянский уклад жизни от западноевропейского согласно указу «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии» [5].

Первый Романов. Как царь Михаил Фёдорович царствовал, но не правил

В документе впервые вводилось наказание за взяточничество. Церковная и военная политика При Иване Грозном значительно усилилось влияние православной церкви, улучшилась жизнь духовенства. Этому способствовал созванный в 1551 г. Стоглавый Собор. Положения, принятые на нём, способствовали централизации церковной власти. В 1555-1556 годах первый царь на Руси Иван Грозный вместе с Избранной Радой разработал «Уложение о службе», способствующее увеличению численности Российской армии. В соответствии с данным документом каждый феодал обязан был выставлять со своих земель определённое количество солдат с конями и вооружением.

Если помещик поставлял царю воинов сверх нормы, его поощряли денежным вознаграждением. В том случае, когда феодал не мог предоставить необходимое количество солдат, он платил штраф. Увеличение территории В царствование Ивана Грозного активно проводилось завоевание соседних земель. В 1552 г. Помимо этого владения царя расширились за счёт завоевания Поволжья и западной части Приуралья. Зависимость от русских земель признали кабардинские и ногайские правители.

При первом русском царе началось активное присоединение Западной Сибири. Начало боевых действий было для царя удачным. В 1560 г. Однако успешно начатая война затянулась на долгие годы, привела к ухудшению положения внутри страны и закончилась для России полным разгромом. Царь начал искать виновных в своих неудачах, что привело к массовым опалам и казням. Первый царь на Руси разогнал Раду.

Её члены подверглись преследованиям. Не терпящий инакомыслия Иван Грозный задумался об установлении на подвластных ему землях диктатуры. Для этого с 1565 г. Её суть заключалась в конфискации и перераспределении боярских и княжеских земель в пользу государства. Такая политика сопровождалась массовыми арестами и казнями. Её результатом стало ослабление местной знати и усиление на этом фоне власти царя.

Опричнина длилась до 1572 года и была прекращена после опустошительного нашествия на Москву крымских войск под предводительством хана Девлет-Гирея. Политика, которую проводил первый царь на Руси, привела к сильному ослаблению экономики страны, опустошению земель, разорению имений.

Петра вместе с матерью даже удалили в село Преображенское. Увлечение военным делом Проводя много времени вдали от дворца, Петр все больше увлекался военным делом. Он создал собственное "потешное" войско, в которое входили его сверстники по мальчишеским играм. В 1686 году появилась даже "потешная" артиллерия, а для управления тяжелыми орудиями специально допустили взрослых. Петр активно интересовался всевозможными науками, изучал геометрию, арифметику, военное дело. Однажды на Льняном дворе он увидел английский ботик. Он приказал его отремонтировать и спустить на Яузу.

К тому времени у него сформировались уже два "потешных" полка - Семеновский и Преображенский. Для командования ими не хватало опытных и знающих людей, поэтому Петр стал часто появляться в Немецкой слободе. Многое его стало привлекать в западных порядках и обычаях. Молодой русский государь начал курить трубку, ходить на немецкие вечера с танцами. Чтобы образумить сына, мать решила его женить. Выбор пал на дочь окольничего Евдокию Лопухину. Петр не стал противиться, но практически сразу после свадьбы оставил супругу и уехал на Плещеево озеро. Петр свергает Софью Деятельность Петра беспокоила Софью, которая понимала, что когда ему исполнится 18, ей придется уступить престол. Первый публичный конфликт между ними произошел в 1689 году.

После обедни в праздник иконы Казанской Божьей матери Петр заявил, что сестра не имеет права совершать крестный ход вместе с мужчинами. Тогда она взяла в руки образ Пресвятой Богородицы и вместе с ним присоединилась к процессии. Обескураженный Петр просто покинул ход. Решающее событие произошло 7 августа, когда Софья приказала начальнику стрельцов снарядить большой отряд в Кремль для сопровождения богомолья в Донской монастырь. Параллельно разошелся слух о том, что Петр решил вместе со своими "потешными" полками войти в Кремль и убить царевну, а также брата Ивана. Стрельцы решают сами идти в Преображенское.

Страну терзали польские, шведские интервенты, шайки разбойников-казаков и новый самозванец Лжедмитрий II он же Тушинский вор.

Фёдор-Филарет, невзирая на смену статуса, в полной мере сохранил страсть к политике и власти. В 1608-м он, будучи уже митрополитом Ростовским, был захвачен людьми Лжедмитрия II. Как гласит легенда, Филарета привезли в лагерь самозванца в Тушино с позором — на дровнях, привязанным к распутной женщине. Тушинский вор, угрожая «родственнику» всяческими карами, принудил того принять роль «наречённого патриарха» при «истинном государе Дмитрии Ивановиче». Но Филарет исполнял эту незавидную роль крайне неохотно — перед врагами самозванца он пытался представить себя его пленником и на патриаршем статусе не настаивал. Годы тяжелейших испытаний В 1610 году Филарета отбили из тушинского плена. Взявшая на себя после свержения Шуйского бразды власти Семибоярщина обсуждала несколько кандидатур на роль будущего царя.

Филарет воссесть на престол уже не мог, но он начал продвигать к нему своего сына Михаила. Однако выборный процесс пришлось свернуть в силу внешних обстоятельств — к концу июля к Москве подступило польское войско гетмана Станислава Жолкевского. Гетман потребовал у Семибоярщины, чтобы россияне выбрали своим новым самодержцем королевича Владислава. Бояре, не имея сил сопротивляться, уступили. Москва открыла ворота перед поляками, а Филарет поехал во главе посольской делегации к королю Сигизмунду III. Боярство надеялось, что уния с Речью Посполитой принесёт на русскую землю, истерзанную шестью годами смуты, долгожданный покой. Посольство было уполномочено просить, чтобы Сигизмунд отпустил Владислава царём на Москву — но при условии перехода последнего из католицизма в православие.

Но на такое поляки пойти оказались не готовы. Кроме того, Сигизмунд потребовал, чтобы перед его войском открыл ворота осаждённый Смоленск, гарнизон которого под началом воеводы Михаила Шеина отчаянно отбивался, нанося захватчикам большие потери. Вскоре выяснилось, что хитрый король не хотел отпускать сына в Москву, но желал занять российский престол сам, присоединив Россию к своим владениям. Соединив власть над Речью Посполитой и Московией, он получал возможность согнать узурпатора со шведского престола и вернуть себе шведскую корону, на которую имел законные права. Он видел себя главой самой обширной и могущественной монархии Европы», — пишет знаток эпохи историк Руслан Скрынников. Переговоры зашли в тупик. Доверие к интервентам в народе окончательно иссякло.

Патриарх Гермоген принялся тайно рассылать из Москвы грамоты о том, что он освобождает тех россиян, кто успел принести присягу Владиславу, от обязательств перед польским королевичем. Восстание вспыхнуло и в самом городе. Москва горела несколько дней, превратившись в груду пепла, тысячи москвичей погибли — и поляки спешно занялись грабежом, стараясь вытащить из-под развалин всё ценное. Но штурм захватчикам удалось отбить, а там уже пошли раздоры в рядах самого ополчения. Узнав об этих событиях, Филарет повторил, что защитники Смоленска ни за что не откроют ворота, особенно узнав о том, как поляки выжгли столицу. Он предложил, чтобы король точно назначил время своего отхода в Польшу. Историк Варвара Вовина особо отмечает эти события, ознаменовавшие резкую перемену в характере бывшего боярина.

Почему Филарет изменил привычную линию поведения? Куда исчез его конформизм, покорность? Может быть, на него повлиял подъём антипольских настроений, мужество Шеина, унижение Шуйского? А может быть, наконец, он освоился со своим положением, оглянулся вокруг, увидел, что происходит, и сделал окончательный выбор?

Для всего тогдашнего Православного мира венчание на Царство царя Иоанна Васильевича было возрождением власти православных кесарей. Восточные патриархи, оставшиеся сиротами под властью исламских османов, именно под таким углом зрения и восприняли этот священный акт. Несмотря на то что над Иоанном Грозным не совершался чин миропомазания традиционная часть священного коронования , на Руси царь стал уподобляться даже не ветхозаветным израильским царям, а самому Спасителю. В священном обряде на царя возлагались царские регалии: бармы широкое оплечье, расшитое драгоценными камнями и имеющее церковные изображения , шапка Мономаха и "крест честной животворящий" с частичкой Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос. В конце чина уже венчанный царь причащался Святых Христовых Тайн у Царских врат, сразу после ведшего службу митрополита Макария, что символически сближало его служение с архиерейским. В каноническом византийском праве царь даже именовался "внешним епископом Церкви", её ктитором, защитником Православной веры. Внешнеполитический рост самосознания русского царя Новый титул позволял Иоанну IV возродить в Московском государстве и шире на Православном Востоке власть, равную Императорской, и требовать себе братских отношений с западноевропейской Священной Римской Империей германской нации, претендовавшей на наследование Ромеев. Характерен, для понимания самоощущения русского царя, гордый ответ царя Иоанна Грозного польскому королю Стефану Баторию, в сложной обстановке осады Пскова: Мы, смиренный Иоанн, царь и великий князь всея Руси, по Божиему изволению, а не по многомятежному человеческому хотению. Ответ намекал на избрание Стефана польскими вельможами, на ненаследственность его власти, небожественную природу власти этого государя.

Иван IV Грозный: история правления русского царя

Русский царь — это единственный наследник власти, ранее принадлежавшей правителям двух павших государств. Таким образом, Москва рассматривается не только как мировой политический центр, но и как церковный. А Московские цари становятся преемниками императоров Византии. Особая историческая роль Московского государства Таким образом, 16 век становится в сознании людей переломным. На Руси образуется Православное Царство - государство, в котором жизнь каждого человека, начиная от правителя и заканчивая последним из холопов, подчиняется одной цели. Эта цель заключается в том, чтобы быть достойными выпавшей на долю Московии великой миссии завершения мировой истории. Как будущая держава, Русское государство становится в один ряд с государствами Европы.

Руси того времени выпала особая историческая роль, в числе прочего она стала рассматриваться и как единственная хранительница истинного христианства. Венчание Иоанна на царство Именно такие воззрения на изменения в православном мире и преобладали при Иване Грозном. В 1547 году, 16 января, в Кремле, в Успенском соборе было проведено торжественное венчание великого князя Ивана IV на царство. Митрополит возложил на Иоанна крест Животворящего Древа вместе с бармами широкое оплечье или воротник с изображениями религиозного характера и шапку Мономаха. Это предметы, являвшиеся знаками царского сана. После того как первый русский царь приобщился к Святым Тайнам, его помазали миром.

Свидетельством того, что данное событие не рассматривалось, как просто красивый обряд, а было серьезно воспринято Иваном IV, служит и тот факт, что по прошествии десяти лет он решил закрепить свое положение. Он попросил благословения на совершенное венчание у Восточной церкви, так как до этого вселенский патриарх не давал его. А значит, в глазах иностранных правителей Иван Грозный не был первым русским царем. Грамота вселенского патриарха И вот в 1561 году патриарх Иоасаф прислал в Москву соборную грамоту, подписанную греческими митрополитами и епископами. В ней говорилось о родстве Московского царя и греческой царевны Анны, о роли Владимира Красно Солнышко. Грамота поясняла, что Иван IV, без сомнения, происходит из царского рода, а именно от сестры Василия Багрянородного Анны, а также был венчан диадемой, прочими одеждами и знаками царского сана, которые были присланы из Греции.

Торжественная церемония, ход который был максимально приближен к византийскому оригиналу, состоялась в Успенском соборе Московского Кремля. Венчал на царство сам митрополит Макарий, который активно поддерживал молодого правителя. Он возложил на Ивана Василевича царские регалии — крест, золотую цепь, шапку Мономаха и бармы.

Оно проходило по византийскому константинопольскому образцу, в котором царь являлся избранным Богом правителем, имел божественное происхождение, а его власть являлась безграничной. Таким образом, церковь могла оказывать сильное влияние на правителя, а Россия признавалась наследницей духовных традиций Византии. Правление монарха Иван Грозный правил 50 лет, не считая нескольких месяцев, когда формально на престоле сидел касимовский хан Симеон Бекбулатович. Его правление считается самым долгим за всю историю страны.

Во время правления первого царя были проведены следующие реформы: Созданы новые приказы органы центрального управления : Земский, Челобитный, Поместный и другие. Каждый приказ занимался определенными вопросами внутренней политики. Введен новый Судебник — свод законов. Проведена реформа местного самоуправления Земский собор , функции управления и суда переданы от кормленщиков к выборным должностям.

В итоге дворяне получили больше власти и смогли более успешно решать проблемы регионов, а налоги начали собираться по более успешной схеме. Начата военная реформа: создание регулярного войска и стрелецких отрядов, введено Уложение о службе. Церковная реформа или Стоглавый собор включали в себя унификацию церковных обрядов и ужесточение дисциплины по всей России обряды начали проводиться по одной схеме , были канонизированы новые святые. Также в задачи церкви входило просвещение людей.

Еще одним направлением стало учреждение опричнины — отряда личных телохранителей царя. Это был собранный из представителей знатнейший боярских родов отряд, который должен был выполнять важные задачи. Но в итоге опричнина не справилась со своими задачами и была расформирована. Внутренняя политика Ивана IV состояла в расширении границ государства и их охране.

Она делилась на 3 направления: Юг: война с Крымским ханством. Россия проиграла, крымский хам провел несколько набегов на Москву. Запад: Ливонская война, попытка выйти к Балтийскому морю. Русское царство проиграло и потеряло несколько пограничных городов.

Дмитрия вскоре заточит в темницу отец Ивана IV, Василий III, и к 1509 году Дмитрий сгинет в заточении, так никогда и не став самостоятельным правителем. Решение Ивана Грозного принять царский титул и царский венец означало не только укрепление связи с византийской традицией, но и следующий шаг в развитии российской государственности. На смену возвысившемуся над остальными раздробленными княжествами Великому княжеству Московскому придет Русское царство, которое просуществует до 1721-года, когда на смену ему, в свою очередь, придет Российская империя. Самодержец с расширенными полномочиями Торжественный обряд венчания на царство Ивана IV во многом напоминал обряд венчания внука Ивана IV. Но именно по образу и подобию церемонии 1547 года был составлен официальный чин венчания на царство — ему, с незначительными изменениями, следовали все последующие российские цари и императоры. Во время службы в Успенском соборе Московского Кремля митрополит Макарий возложил на Ивана IV крест, венец и бармы, по легенде переданные византийским императором Константином Мономахом князю Владимиру. Впоследствии, при расширении границ царства, к нему продолжали добавляться названия новых территорий. В 1584 году церемония была дополнена обрядом помазания на царство, при котором лоб восходящего на престол монарха помазывается миром или елеем — отсюда и происходит выражение «помазанник Божий». При этом в России в отличие от Европы и Византии обряд проводился после венчания, а не до.

И, по версии некоторых историков, таким образом русский царь уподоблялся не царям Израилевым, а самому Христу.

Первый русский царь?

Свежие новости в России и мире. Первый Император России Петр I. Для понимания истории России следует знать, кто стал 1 русским царём. Первым на царство венчался Иван IV, сын великого князя Василия и Елен Глинской.

Святой Владимир – первый русский царь?

Стремясь к усилению власти самодержца и желая обеспечить эффективное проведение в жизнь затеянных им преобразований, Петр реорганизовал государственный аппарат управления. Вместо Боярской думы в качестве высшего совещательного и судебного органа власти в 1711 г. В дополнение к приказам роль центральных органов исполнительной власти стали исполнять коллегии, функции которых были более четко разграничены. Для усиления царской власти на местах Петр разделил страну на губернии и предоставил губернаторам большие административные и военные полномочия. Церковная реформа окончательно ликвидировала самостоятельность русской церкви, итак давно подчиненной царю. Сан патриарха был упразднен. Для управления церковью в 1721 г. Петр I создал Синод, во главе которого встал светский чиновник, напрямую подчиненный царю.

В 1703 г. Петр основал Санкт-Петербург, выстроенный по новым европейским градостроительным стандартам. В 1712 г. Реформы, масштабные строительные проекты, такие, как возведение новой столицы на Неве, дорого стоили населению России. Царь изобретал все новые налоги, например, налог на бани и налог на дубовые гробы. Жестокие преследования старообрядцев были ослаблены Петром лишь для того, чтобы обложить их двойными налогами. Восстания, в том числе в национальных окраинах, беспощадно подавлялись.

Фёдору и достанется по наследству российский трон. При этом новом монархе, больном, физически слабом человеке, который больше был похож на смиренного инока «постник» и «молчальник» — так его характеризовали современники , Борис Годунов фактически станет одним из правителей России. Он был красив, умён, деловит, по мнению некоторых современников — «светлодушен», но и осторожен в поступках. Он правильно понимал главные проблемы государства. Продолжая политику Ивана IV, он отказался от кровавых репрессий, свойственных эпохе Грозного.

При этом он умел ловко устранять своих политических противников, которые пытались оказывать влияние на слабовольного царя. Митрополит Дионисий, проявивший недовольство поведением Бориса, был низложен. Его место занял ростовский архиепископ Иов. В 1589 г. Митрополит Иов станет первым патриархом Руси.

Впрочем, многие тогда осознавали, что новый царь не будет в состоянии справиться с обязанностями главы государства. Это понимал и его отец. Накануне своей смерти он постарался окружить сына верными ему и опытными по службе людьми. Среди них был дядя Фёдора брат его матери — царицы Анастасии Никита Романович Юрьев-Захарьин, который, находясь вблизи Ивана IV, не запятнал своего имени никакими дурными поступками — по преданиям, он даже ходатайствовал за опальных в период опричнины. Он был уважаем боярами, что помогало ему сдерживать их агрессивность в междоусобиях.

Юрьев-Захарьин умер через год после воцарения Фёдора Ивановича. Сразу же стала заметной борьба за возможность влияния на царя. Особую активность проявляли князья Шуйские и Мстиславские. Вскоре Борис избавился от этих соперников: они были отправлены в дальние тюрьмы и монастыри. Борис был дружен с сыновьями Никиты Романовича — с молодыми Романовыми так стали называться сыновья Никиты — по имени своего деда.

Юрьев-Захарьин перед смертью взял с Годунова клятву, что тот будет заботливым защитником его сыновей. Власть Годунова всё более увеличивалась.

Он возложил на Ивана Василевича царские регалии — крест, золотую цепь, шапку Мономаха и бармы. Обряд миропомазания подчеркивал сакральность церемонии и божественное происхождение власти царя. Новый титул свидетельствовал о самодержавном характере власти и уравнивал правителя Русского государства по титулатуре с западными монархами.

А в 1453-м под натиском турок пал Константинополь. Все эти события оказали влияние на развитие не только многих европейских стран, но и Руси. С падением Византии, которая была мощной христианской державой, начинает переосмысливаться роль в событиях мировой истории и ее дальнейшем развитии правителей Руси.

Московские великие князья начинают рассматривать себя в качестве преемников византийских императоров, а Русское государство стремится к тому, чтобы занять место, ранее принадлежавшее Константинополю. Теория старца Филофея о "Москве — Третьем Риме" Начиная с середины 15 века мысль о том, что Русская земля избрана Богом и имеет особое предназначение, уже не была новой. Больше того, она приобрела более глубокий смысл. Новое положение Руси оформилось в результате отступления от православия греческих правителей, а наряду с этим и стало следствием укрепления в Русской земле «истинной веры». В этой обстановке мысли об избранности Московского государства и получают свое воплощение в идее «Москва — Третий Рим». Литературное отражение она находит в посланиях старца Филофея, которые он поочередно направлял сначала Василию III, затем Мисюрю Мунехину, дьяку, и, наконец, Ивану Грозному. Кратко основные положения данной теории можно обозначить следующим образом: Все, что происходит в жизни народов и людей, определяет Божий промысел. Русский царь — это единственный наследник власти, ранее принадлежавшей правителям двух павших государств.

Таким образом, Москва рассматривается не только как мировой политический центр, но и как церковный. А Московские цари становятся преемниками императоров Византии. Особая историческая роль Московского государства Таким образом, 16 век становится в сознании людей переломным. На Руси образуется Православное Царство - государство, в котором жизнь каждого человека, начиная от правителя и заканчивая последним из холопов, подчиняется одной цели. Эта цель заключается в том, чтобы быть достойными выпавшей на долю Московии великой миссии завершения мировой истории. Как будущая держава, Русское государство становится в один ряд с государствами Европы. Руси того времени выпала особая историческая роль, в числе прочего она стала рассматриваться и как единственная хранительница истинного христианства. Венчание Иоанна на царство Именно такие воззрения на изменения в православном мире и преобладали при Иване Грозном.

Первый русский царь?

У него было много детей, среди которых в дальнейшем и разгорелась борьба за царский престол. Сначала, после смерти отца Алексея Михайловича, царем был его сын Федор Алексеевич, а когда тот умер в 1682 году на престоле оказалось сразу два царя 16-летний Иоанн V Алексеевич и его брат, десятилетний Петр. У них были разные матери. По малолетству детей, к тому же старший Иван, как пишут историки, был слабоумный, Россией управляла их старшая сестра Софья, родная сестра Иоанна. В 1696 году после смерти брата Ивана Петр I стал царствовать единолично, заточив Софью в монастырь.

Впоследствии Петр I принял титул императора.

В начале XVI столетия численность населения страны не превышала девяти миллионов человек. Южная граница государства подвергалась набегам кочевых народов. Институты государственного управления остро нуждались в преобразованиях и реформировании. Выходом могла стать только сильная самодержавная власть. Детство будущего царя прошло под неусыпным контролем опекунов. С малых лет Ивана окружали интриги враждующих между собой придворных кланов, которые стремились занять главенствующее положение и получить княжеские привилегии. Своеволие боярства, которое наблюдал юный Иван Грозный, развило в нем подозрительность и недоверие к людям.

Портрет царя Михаила Федоровича. Портрет Петра I. Портрет Екатерины II. Портрет Николая II.

Все самое интересное о семье Романовых читайте в подборке материалов портала «Культура. РФ» по ссылке.

Иоганн Генрих Ведекинд. Портрет царя Михаила Федоровича.

Михаил Фёдорович

Однако потом явится некий благочестивый царь, который победит измаильтян, и вера Христова вновь воссияет. Юридически первым царём стал Иван IV, венчанный на царство 16 января 1547 года (до этого он 14 лет числился великим князем). Роман Юрьевич Захарьин, царский окольничий, стал основателем династии Романовых-Захарьиных; дочь Романа Юрьевича Анастасия стала первой женой Ивана Грозного. «Польская» коронация Николая I стала первой и последней для российских самодержцев. Примечательно, что это было первое венчание на царство в отечественной практике, так что Иван IV стал первым царем в русской истории. Проект создан при поддержке Президентского фонда культурных инициативВсе серии на PREMIER – документально-художественный сер.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий