Спустя неделю после начала погромов в Казахстане ясно, что эта попытка государственного переворота не похожа на «цветные революции» в их привычном понимании.
Газовый майдан: Кто заказал переворот в Казахстане
События в Казахстане дадут возможность увидеть боевую мощь ОДКБ в действии. В ноябре 2023 года КНБ Казахстана арестовал 14 членов религиозной радикальной группировки, готовившей государственный переворот республике. В начале 2022 года Казахстан охватили массовые протесты. «Сноб» коротко рассказывает о том, что происходило в стране последние дни — для тех, кто не следил за новостями в. Ни одна «цветная» революция не привела, в т.ч. на постсоветском пространстве, к улучшению жизни простых людей. Дестабилизация обстановки и последствия цветной революции в Казахстане плачевно отразятся на экономике и благосостоянии граждан РК. 4 января 2022 года заставило всех наблюдателей России и Беларуси обратить свои взоры на Казахстан, где, как это и бывает во время любой революции, сотни тысяч людей по всей.
Казахстан: революция или «оранжевый» переворот?
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что беспорядки в республике стали попыткой государственного переворота. Если же случится новый переворот, то, вероятно, на помощь Казахстану может прийти Лукашенко, который как раз обновил военную доктрину. Поделиться Токаев: Беспорядки в Казахстане стали попыткой государственного переворота Кризис в Казахстане в январе стал самым масштабным за всю историю независимости страны. Рассказываем, как в Казахстане реагируют на попытку военного переворота в России. После начала Алматинской трагедии выяснилось, что штаб казахской революции обнаружился в Киеве, а Мухтар Аблязов координирует протесты в городах Казахстана оттуда.
Военный аналитик предупредил Казахстан об угрозе путча в 2024 году
Выводы и вопросы В своём докладе о Кантаре Шибутов рассматривает три версии события: мирный протест, попытка свержения власти извне, и внутренний госпереворот. И, как можно было понять из приведённых выше цитат, приходит к выводу, что Кантар был именно попыткой государственного переворота, организованного противниками президента из числа элит. В том числе при участии Карима Масимова. Провалился же переворот, по мнению политолога по нескольким причинами: Недооценка решимости и вообще характера Касым-Жомарта Токаева. Арест Карима Масимова в самом начале событий. Неспособность захватить ряд общественных зданий в Алматы, Таразе и Талдыкоргане.
Неспособность заблокировать въезды в города для силовиков. Быстрая реакция стран ОДКБ. По версии Шибутова, если бы не жесткое решение Токаева, то переворот мог бы завершиться успешно, и аргументирует он это тем, что на постсоветском пространстве было четыре таких прецедента: свержение Звиада Гамсахурдии в Грузии, Аскара Акаева и Курманбека Бакиева в Кыргызстане и Виктора Януковича в Украине которого, к слову, автор упорно называет Владимиром. При этом политолог не придает значение тому обстоятельству, что в названных им примерах основные события происходили в столицах, в Казахстане же в Астане все проходило куда спокойнее, чем в Алматы. А действия полиции во время украинского Евромайдана, и уж тем более сторонников грузинского президента в 1991 году, были не менее жесткими, чем поведение казахстанских силовиков во время Кантара.
Но это не спасло Януковича и Гамсахурдия от свержения. Характер Токаева? Пожалуй, да, он оказался крепче, чем у свергнутых президентов Украины и Грузии. Шибутов несколько раз подчеркивает то, что в казахстанском обществе низкий протестный потенциал, а митинги обычно проходили мирно, без столкновения с полицией в заранее согласованное с властями время. При этом он игнорирует, например, события в алматинском микрорайоне Шанырак в 2006 году, где как раз таки имели место столкновения с полицейскими, что привело к гибели одного из них.
Так же, как и аргумент в пользу низкой протестной активности Алматы, Шибутов приводит митинги против назначения Ерболата Досаева акимом и акцию в память о жертвах Кантара, прошедшие в феврале 2022-го. Они собрали несколько сотен человек, из чего политолог делает вывод, что именно столько реальных протестующих должно было выйти на улицы и в январе. Но он упускает один важный фактор — человеческий страх. Учитывая, сколько крови пролилось за месяц до этого, неудивительно, что даже те, кто в Сети высказал готовность идти на митинг, в реальности просто побоялись.
Во время обысков у подозреваемой нашли ежедневник с записями по «бизнесу», доки на «недвижку», Lexus ES 250, Toyota Camry 70, скрученные купюры и зеркальце с остатками белого порошкообразного вещества», — сообщает ТГ. А вот журналист Асхат Ниязов, которому Даниал Ахметов публично пообещал интервью, приехав в Риддере попал … в засаду. Потом подошли другие женщины. Журналисты предположили даже что это провокаторы — дамы готовы были растерзать Ниязова за то, что он освещает в регионах только проблемные вопросы.
Qumash вступился за коллегу: «Мы порылись в местных окологосных пабликах и нашли «Молодежный ресурсный центр города Риддер», который, согласно открытым источникам, относится к «Отделу внутренней политики города Риддер», то есть к акимату. На видео женщина в розовом тоже из «отряда» почему-то ну очень на нее похожа. И кольца у них как будто одинаковые.
Для подписки на уведомления в баузере нажмите здесь.
Поэтому пока ни о каком надежном контроле над бывшей столицей говорить не приходится, а стойких спецподразделений для доведения до ума спецоперации уже по вылавливанию этих боевиков попросту не хватает. Этот пример наглядно показывает, на каком уровне и в каком состоянии находятся казахстанские подразделения специального назначения, которые не смогли обеспечить грамотную контртеррористическую зачистку и дали уйти костяку вооруженных лиц. Это косвенно подтвердил и сам президент Касым-Жомарт Токаев, запросив в своём выступлении у России дополнительные спецсредства, так как оказалось, что у правительства Казахстана недостаточно обученных спецподразделений и техники. Подобные провалы в системе безопасности поражают, учитывая общую численность раздутых правоохранительных органов.
Президент РК в обращении к нации также заявил, что отдал приказ открывать огонь по террористам на поражение без предварительных переговоров. При этом президент указал на то, что в общей сложности напавших на Алматы международных террористов было аж 20 тысяч, и все они будут выловлены. Как они будут «выловлены», на самом деле, показали, к сожалению, события прошедшего дня, но в этих словах поражает сама цифра в 20 тысяч обученных боевиков, которые тайно проникли в страну извне, чтобы устроить погромы и переворот в южной столице. Такая астрономическая цифра просто не укладывается в голове.
Если такое количество не поддается разумному объяснению, то факт наличия организованных провокаторов, которых беспрепятственно везде пропускали, не оказывая сопротивление, явно показывает на наличие сговора или координации действий ряда силовиков и тех, кто нападал на государственные учреждения и устраивал погромы. И теперь моя версия о том, что в этих событиях в Алматы причастны именно группировки в самой правящей элите, начинает подтверждаться. Так, тот же президент Токаев дважды в своих обращениях упоминал неких заговорщиков и предателей. Более того, журналист «Комсомольской правды» Владимир Ворсобин перед последним выступлением президента РК сообщил со ссылкой на свои источники, что он выступит с обращением, где объявит о «заговоре силовиков».
Протестующие потребовали снижения цены на газ до 50 тенге за литр. Правительство согласилось. После чего протестующие начали требовать уже снижения цены до 38 тенге за литр. Это уже классическая схема "цветных" госпереворотов: в случае выполнения требований протестующих назначать всё новые требования, желательно невыполнимые, повышая градус противостояния и заодно делая компромисс невозможным, иначе народ, получив желаемое, успокоится и начнёт расходиться по домам. Появление политических требований — также обязательный элемент майданных технологий. В целом очевидно, что протесты не спонтанны.
Как человек, который много лет занимался общественными организациями, в том числе и организацией различных митингов обманутых вкладчиков и протестов предпринимателей, могу с уверенностью говорить, что спонтанно такие массовые и синхронные акции в различных городах не возникают. За ними всегда стоят какие-то обладающие ресурсами силы. И, в подтверждение моих слов, в протестных чатиках появились всем известные методички, где рассказывают, как действовать протестующим.
Токаев заявил о провале попытки госпереворота в Казахстане
Глава государства отметил, что за несколько январских дней Казахстан пережил масштабный кризис. Главная» Новости» Переворот в казахстане в январе. Волнения в Казахстане в 2022 году. Токаев заявил, что республика столкнулась с попыткой государственного переворота, причем методы террористов позволяют говорить, что они действовали из-за рубежа.
Казахстан: цветная революция пополам с исламским джихадом
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что страна пережила масштабный кризис в начале января, который стал самым тяжелым за всю историю независимости республики. Касым-Жомарт Токаев: «За несколько январских дней Казахстан пережил масштабный кризис, он стал самым тяжелым за всю 30-летнюю историю независимости». Он также заявил, что волна массовых беспорядков в Казахстане возникла «как по единой команде». При этом, по его словам, главной целью террористов был подрыв конституционного строя, захват власти и попытка госпереворота.
В эпоху Хрущева в казахстанской политике был период, когда у республики были четыре подряд руководителя со славянскими фамилиями: Пантелеймон Пономаренко, Леонид Брежнев, Иван Яковлев и Николай Беляев. Однако массовые беспорядки, которые произошли в Алма-Ате после того, как Горбачев в декабре 1986 года решил назначить новым лидером Казахстана никак не связанного с республикой Геннадия Колбина, показали: признавать варяга в качестве своего начальника здесь больше не готовы. За три десятилетия независимости эта тенденция дошла до своего логического завершения. Если выражаться совсем просто, то президентом Казахстана может стать только казах. Вне зависимости от того, что написано в официальных биографиях Карима Масимова, с точки зрения «коллективной мудрости» казахстанского общества он не казах, а уйгур. До января 2022 года это обстоятельство было конкурентным преимуществом Масимова. Как фигура, не имеющая шансов занять казахстанский престол, он обладал огромной свободой маневра. Но в этот судьбоносный для республики месяц конкурентное преимущество внезапно превратилось в ахиллесову пяту. Незаменимый человек стал идеальным кандидатом в козлы отпущения. Разумеется, такая постановка вопроса никоим образом не снимает с Карима Масимова огромного груза вины за то, что произошло в Алма-Ате. Сдача самого крупного города страны на разграбление боевикам не важно — зарубежным или доморощенным — это провал спецслужб эпического масштаба. Однако лепить из Масимова главного кукловода неудавшегося путча против Токаева — это чересчур. Таких кукловодов следует искать среди других казахстанских теневых политических фигур, которые в силу ряда причин пока остаются неприкасаемыми. Точно ли этот путч был на самом деле? На самых первых этапах масштабного народного протеста января 2022 года — вполне возможно, что нет. Когда лет пятнадцать тому назад я оказался в Мангистауской области — том самом регионе Казахстана, где «вспыхнула искра, из которой разгорелось пламя», — меня поразили два обстоятельства. Суровые бытовые условия, в которых были вынуждены существовать жители этой приносящей огромные нефтегазовые доходы территории: из крана в моем номере отеля текла ржавая вода. Резко изменившиеся манеры моего товарища по командировке, принадлежащего к казахстанской политической элите. Он словно сгорбился и потерял в объеме. На смену его обычным властным и уверенным повадкам во время вылазок в город пришла подчеркнутая осторожность. Причина подобной метаморфозы стала понятной, когда я узнал, что регион является местом компактного проживания адайцев — казахстанской родоплеменной группы, чьи члены отличаются повышенной воинственностью и не испытывают особого пиетета по отношению к органам власти. Когда в казахстанской политике что-то начинает «рваться», местом разрыва часто оказывается именно Мангистау или Мангышлак, как эту территорию называли в советское время. Так было, например, летом 1989 года.
В докладе "Алматинская трагедия: два года спустя" описана хронология событий, причины протестов, попытка государственного переворота, реакция на это государства, версии произошедшего, последствия для страны в целом. Основное внимание в нем сосредоточено на происходящем в городе Алматы "как в силу личной позиции автора, так и из-за особой напряженности массовых беспорядков, грабежей и боев в городе". В документе автор приводит 12 выводов о произошедших событиях.
Кроме того, в одном из выводов автор пишет: "Версии про "мирные протесты" и "народную революцию" не выдерживают проверки — слишком много в них не укладывается и не соответствует казахстанской политической практике, где в принципе на акциях протеста насилие отсутствовало. Наиболее все происходившее укладывалось в логику государственных переворотов именно в духе их теоретиков. Пусть Казахстан ментально не относит себя к Третьему миру, однако экономически и политически мы именно там, а значит, не застрахованы от государственных переворотов".