После сидящего Демона художник возьмётся ещё за летящего и поверженного.
«Демон сидящий» - разбор гениальной работы Михаила Александровича Врубеля
Картина Врубеля — глубоко личное высказывание художника, посмевшего запечатлеть образ Демона, немыслимого в своей красоте и одновременно пугающего экспрессивностью, который, по словам Лермонтова, «ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет». «Демон сидящий», Михаил Врубель, 1890 год. Заведующая отделом экскурсионно-лекционной работы Валентина Горлова рассказывает о цикле произведений М. Врубеля: «Демоне сидящем» (1890 г.), «Летящем демоне» (1899 г.) и «Демоне поверженном» (1902 г.). Другие видео о творчестве Михаила Врубеля смотрите по. «Демон сидящий», 1890, «Демон летящий», 1899, «Голова демона» (майолика), 1894. Выставка в Третьяковской галерее начиналась сразу с кульминации — появления вместе трех живописных врубелевских «Демонов». Но вообще-то «Демон сидящий» не слишком похож на лермонтовского «врага небес» – у него нет крыльев, это фигура человеческая – человека, в своей гордыне бросившего вызов и Небесам, и Преисподней. Врубель.
Ангелы и демоны Михаила Врубеля
Идею Демона Врубель привезет в Москву, и уже там, в доме Саввы Мамонтова на Садовой-Спасской, напишет в 1890 году свое полотно «Демон сидящий». Черноволосый, голубоглазый юноша-гигант сидит недвижим, обхватив колени, посреди поляны с фантастическими цветами. В течение многих лет Врубеля влекло к Демону: Демон был для него не однозначной аллегорией, а целым миром сложных переживаний. Закончив картину "Демон сидящий", он принялся за иллюстрации к Лермонтову. Демоны на картинах Михаила Врубеля: общие черты. Михаил Врубель» Живопись, картины, фото художника» Демон сидящий.
«Демон сидящий», Михаил Александрович Врубель, 1890
Государственная Третьяковская галерея, Москва Демон, смотрящий на танец Тамары. Бумага, акварель, итальянский карандаш, белила. Государственная Третьяковская галерея, Москва Демон и ангел с душой Тамары. Бумага, акварель, белила. Государственная Третьяковская галерея, Москва Демон. Бумага, чёрная акварель, белила. Национальный музей русского искусства, Киев Голова демона. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Сидящий демон.
Бенуа: «Многое в нем, как в живописце, может не нравиться изысканному вкусу, в нем иногда сказывались уродливые черты и даже тривиальность. Но ведь он не был ангелом, а был демоном - верховной, но сложной натурой, влюбившейся в людскую душу, в людскую жизнь и замаранной ею. Вот почему даже на самые неудачные и неприятные свои создания Врубель наложил печать гения, и сквозь кривизну его мефистофельской улыбки, в широко ужасающихся его глазах, в приторной его неге светятся чьи-то великие черты великой не от мира сего, но мир сей полюбившей красоты»[6]. О нецелесообразности традиционного хронологического подхода предупреждал М. Алпатов: «Попытка расчленить тридцатилетний путь художника на четко отграниченные отрезки выглядела бы как насилие. И если в наследии его можно выделить группы произведений, то они не укладываются в хронологической последовательности, они характеризуют грани его богатой, сложной и противоречивой личности»[7]. В экспозиции нынешней выставки нет привычного деления на виды искусства, хронологические периоды. Структура ее подчинена логике жизнетворчества Врубеля, чья художественная система — удивительный саморазвивающийся организм, пронизанный разветвленной системой лейтмотивов. Ни один пластический мотив, ни один образ не возникает ниоткуда и не исчезает в никуда, не существует вне взаимодействия с другими. Пластический импульс, как правило, не исчерпывает себя в рамках одного произведения.
Форма Врубеля открыта и подвижна - она длится, находит себе новые воплощения. Кажется, что в этом мире художника нет ничего случайного, все предопределено, все связано какими-то разнообразными соответствиями. Эти таинственные связи и творящие импульсы столь же важны, как и сами произведения, они нерукотворная часть врубелевского наследия. В основе драматургии выставки - идея тотальной метафоры. Блестяще сформулировав этот важнейший принцип врубелевского мышления, М. Алленов дал ключ новому поколению исследователей и зрителей: «Поэтика метаморфоз или принцип вариативности образуют фундаментальную предпосылку врубелевской изобразительности, равно - как в малом этюде, так и в масштабе всего творчества. Едва ли не любому исполненному однажды мотиву на коротком или отдаленном расстоянии у Врубеля непременно имеется вариант»[8]. Нынешний исследователь развивает алленовскую формулу через более понятную цифровому поколению категорию проектности мышления, которая позволяет Врубелю «... Поиск перевоплощений пластических формул прокладывает путь к постижению врубелевского художественного метода, живой и «мыслящей» материи его холстов. Архитектура выставки призвана организовать восприятие самой формы врубелевских произведений, обозначить сквозные лейтмотивы, визуализировать творящие импульсы.
Выстраивая маршрут движения по экспозиции, уподобляя его своеобразному квесту, она визуализирует тончайшие смысловые нити и импульсы, связывающие произведения, жизнь и перерождение форм. Зрителю предлагаются парадоксальные на первый взгляд, но абсолютно органичные во врубелевской системе координат уподобления: так, в лепке лица С. Мамонтова на его портрете 1897 года ГТГ угадывается звериная пластика скульптурных горельефов «Голова льва», украшавших ворота московской усадьбы мецената и его керамического завода «на Бутырках», в ликах пушкинских Пророка и Серафима узнаются черты Врубеля и его жены, а врубелевские серафимы и демоны - «одной крови». Пространственное решение экспозиции позволяет ощутить магию жизни мотивов: как, сворачиваясь в кольцо, композиция «Прощания Царя Морского с царевной Волховой» 1898, ГТГ превращается в керамическое блюдо «Садко» по эскизу 1899 года, ГРМ , которое в свою очередь через несколько лет переродится в «Жемчужину» 1904, ГТГ ; как станут трехмерными майоликовыми скульптурами притаившиеся в орнаментальных извивах рельефа этого блюда сказочные морские существа; ощутить, что в стремительном движении всадника из иллюстрации к лермонтовскому «Демону» 1890-1891, ГТГ предчувствуется «Полет Фауста и Мефистофеля» 1896, ГТГ , а другая иллюстрация 1890-1891 воплощается в гипсовой скульптуре «Голова Демона» 1894, ГРМ ; и, наконец, как «Летящий демон» 1899, ГРМ переворачивается, чтобы стать «Демоном поверженным» 1902, ГТГ. Врубель хотел быть понятым. Он оставил будущим поколениям лейтмотивы - ключи, которые, как рассыпанные Гензелем и Гретель хлебные крошки из судьбоносной для Врубеля оперы Э. Хумпердинка, помогают найти путь в созданном им постоянно изменяющемся, балансирующем на грани реальности и фантастики мире. Круг первый. Встреча этих трех полотен в едином экспозиционном пространстве, случающаяся, возможно, лишь раз в столетие, действительно «заставляет трепетать» от понимания и ощущения, сколь тонкие и неоднозначные связи существуют между ними. Уже современники воспринимали трех демонов Врубеля как некую сюиту, единое произведение длиною и ценою в жизнь.
Основу такой трактовки заложили первые интерпретаторы творчества Врубеля, А. Бенуа и А. Блок, и его биографы - С. Яремич, А. На протяжении ХХ века в исследованиях С. Дурылина, Н. Тарабукина, П. Суздалева оформился и более сложный ее извод[10], который включает в себя весь комплекс произведений на тему «Демона». Так, дополнением к этим основным трем частям можно считать в качестве вступления киевскую «демониану», сохранившуюся лишь в воспоминаниях, но тем не менее активно влияющую на текстовом уровне на восприятие более поздних произведений сюиты; своего рода интермедии - произведения, созданные между приступами демонических возбуждений: цикл иллюстраций к «Демону» М. Лермонтова 1890-1891 , скульптурный бюст 1894, ГРМ , а также графические эскизы - промежуточные варианты композиций между «Летящим» и «Поверженным»; наконец, код всей формы, последний живописный шедевр возродившегося после болезни художника - восставший Демон - «Шестикрылый серафим» 1904, ГРМ.
Феномен врубелевской демонианы в том, что, представляя разные состояния, разные грани образа, три главные картины одновременно и неразрывно связаны, и конфликтуют друг с другом.
Обратите внимание: Демон Врубеля имеет необычное лицо. Огромные глаза, длинные волосы, пухлые губы. Несмотря на мускулистое тело, проскальзывает в нем что-то женственное. Сам Врубель говорил, что он намеренно создаёт андрогинный образ. Ведь темным может быть и мужской, и женский дух. А значит его изображение должно сочетать в себе черты обоих полов.
Подробности здесь. Калейдоскоп «Демона» Современники Врубеля сомневались, что «Демон» относится к живописи. Настолько его работа была необычно написана. Художник работал частично мастихином металлическая лопатка для удаления лишней краски , нанося изображение дробно. Поверхность похожа на калейдоскоп или кристалл. Такая техника вызревала у мастера долго. Его сестра Анна вспоминала, что Врубель интересовался в гимназии выращиванием кристаллов.
А в молодости он обучался у художника Павла Чистякова. Тот учил разделять пространство на грани, выискивая объем. Врубель с восторгом перенял этот метод, так как он хорошо сочетался с его замыслами. Портрет В. Фантастический цвет «Демона» Врубель. Деталь картины «Демон сидящий». Врубель был сверхъестественным колористом.
Он мог многое. Например, с помощью лишь белого и чёрного создать ощущение цветного за счёт тончайших оттенков серого. Свидание Тамары и Демона. Третьяковская галерея Поэтому ничего удивительного, что такой мастер создаёт непривычный колорит, чем-то схожий с Васнецовским. Помните необычное небо в «Трёх царевнах»? Три царевны подземного царства. Третьяковская галерея У Врубеля хоть и просматривается трёхцветка: синий — жёлтый — красный, — но оттенки необычны.
Поэтому ничего удивительного, что в конце XIX века такой живописи не понимали.
Примечательно, что у Демона нет крыльев, но их силуэт очерчен цветами-камнями. Таким образом художник подчеркнул малозаметную несогласовку в поэме Лермонтова: Демон бесплотен, но в тоже время имеет крылья которыми «рассекает воздух». Сам Врубель, в письме своей сестре Екатерине, описывал свою работу следующим образом: «Я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». Серов вспоминал, как Врубель прорабатывал задний план картины: раздобыл несколько фотоснимков с горными пейзажами и раскладывал их в разной последовательности, чтобы представить себе идеальный фон для сумрачной фигуры. Всеволод Саввич, сын мецената, вспоминал, как упорно Врубель работал над этим произведением, меняя композицию, в результате чего голова Демона стала выходить за пределы картины. Художник снимал холст с подрамника, вновь натягивал его, увеличивая свободное пространство в верхней части. Именно такая композиция, в которой фигура словно скована пространством, ясно раскрывала замысел Врубеля. Вся картина похожа на один огромный драгоценный камень, переливающийся тысячами граней. Такой эффект возникает благодаря особой технике, которую применял художник: он наносил краску мастихином плоскими, широкими и короткими мазками.
Сестра Врубеля вспоминала, что он увлекся красотой кристаллов еще во время обучения в гимназии, где выращивал их на занятиях по естествознанию.
Михаил Врубель. Демон сидящий, Демон поверженный / История одного шедевра
Картина, которую написал Врубель («Демон сидящий»), была создана в 1891 году. Все началось с картины «Демон сидящий». Первой картиной московского периода, которую он представил публике, был знаменитый «Демон сидящий».
ДЕМОНЫ ВРУБЕЛЯ
Задуманная в 1885 и законченная в 1890 году, картина «Демон сидящий» начала «демоническую серию», продолжившуюся иллюстрациями к лермонтовскому «Демону», затем «Демоном летящим», «Демоном поверженным» и многими другими. Первой картиной московского периода, которую он представил публике, был знаменитый «Демон сидящий». Михаил Врубель, "Демон сидящий", 1890. Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске. Врубель никогда не рассматривал "Демона (сидящего)" как финальную точку в попытке воплотить то, что его беспокоило. Эскиз картины «Демон сидящий», 1890.
Картина Михаила Врубеля "Демон сидящий", 1890 г.: история создания и интересные факты
Подробная информация о картине «Демон сидящий» (1890) — великом произведении Михаила Александровича Врубеля. Впечатление Коровина от картины совершенно не случайно — Врубель задумывал «Демона» как андрогина — тем самым подчеркивая, что страсти, которые одолевают его героя, — это универсальная категория. известнейшая картина Михаила Врубеля, закончившего свои дни в психиатрической клинике. одно из самых загадочных произведений в мировой живописи. Художника вдохновила поэма Лермонтова.
Демоны Михаила Врубеля: история художника, его поисков и душевного расстройства
Врубель поверженный Скрыть Должен был стать не художником, а юристом Вообще-то отец Михаила Александровича Врубеля мечтал, чтобы сын стал юристом. И только решимость Михаила, который вопреки воле отца отнес документы в художественное училище, избавила мир от еще одного посредственного юриста, подарив уникального художника. Даже ученические работы Врубеля поражали учителей — ему удавалось придать невероятную живость и страсть даже холодным гипсовым фигурам, которые рисовали студенты. Дело в том, что об этой церкви ходили нехорошие слухи. Она располагалась на территории сумасшедшего дома — так называемой «Павловки». Это место старались обходить стороной. Встреча с ангелом Руководил реставрационными работами Адриан Прахов — известный искусствовед.
В храме, где работали художники, постоянно появлялась его жена Эмилия. О взаимности и речи быть не могло. Молодой художник бесконечно страдал. Чтобы заглушить свою душевную боль, он даже нанес себе раны, изрезав грудь ножом. Так он пытался «перебить» сердечные муки муками физическими. Эмилия Прахова появлялась на всех его полотнах.
А однажды он изобразил ее в виде Богоматери, написав икону с ликом любимой, но недоступной женщины. Рассказывали, что это взбесило жену губернатора: она пришла в церковь и уже начала молиться, но, вглядевшись в черты Богоматери, закричала: «Это еще что! Я должна Милке Праховой молиться? Где этот богомаз? Безумства во славу любви Врубелю запретили работать в храмах. Другой работы в то время для него в Киеве не было.
Ему почти не на что было жить, но это не имело никакого значения для потерявшего голову художника: главным была его любовь.
Однако картина была детально продумана — это можно судить по многочисленным эскизам, которые были сделаны для этого образа. Возможно, именно такое состояние было у художника — всё серо, непонятно и размыто. В это время к нему пришла слава, а картины активно продавались за рубежом. Демон поверженный Картина «Демон поверженный» была закончена в декабре 1901 года и несколько дней выставлялась в Москве.
В начале 1902 года «Демона поверженного» привезли из Москвы на выставку, организованную объединением «Мир искусства» в Санкт-Петербурге. Полотно произвело огромное впечатление на публику. Пока шла выставка, Врубель приходил к своему «Демону» каждое утро и до двенадцати часов, когда было мало посетителей, переписывал своего Демона. Демон менялся на глазах, принимал различные позы и с каждым разом его глаза становились безумнее, а поза менее пропорциональной. Романтизацией безумия Врубеля занимались символисты, которые придавали достоверным фактам мистицизм и создавали большую огласку творчества и жизни художника.
Врубеля убил сифилис, которым он заразился в борделях Одессы, пытаясь забыть любовь к Эмилии Праховой. Это было настоящим чудом, что он прожил полноценную, долгую жизнь и подарил миру свои работы.
Картину «Демон поверженный» Врубель изобразил в уникальном стиле: с применением кристаллических граней, плоских мазков, которые были выполнены мастихином. Болезнь великого художника К сожалению, «Демон» Врубеля не принес художнику ничего хорошего.
Он так глубоко проникся его образом, сочувствием ко всем людям на земле, размышлениями о жизни и прочих философских вещах, что постепенно начал теряться в реальности. Последняя картина Врубеля - «Демон поверженный» последняя из серии, написанной для поэмы Лермонтова - находилась в Московской галерее и была готова к выставке. Каждое утро художник приходил туда и исправлял детали своей работы. Некоторые считают, что это была особенность, благодаря которой и стал известен Михаил Врубель: картины его были продуманы до мелочей, поэтому были совершенными.
На протяжении написания автором работ окружающие все больше убеждались, что у него психическое расстройство. Чуть позже диагноз подтвердился. Врубеля отвезли в психиатрическую клинику и уверили его родственников, что он находится в состоянии маниакального возбуждения. Данные об ухудшении его здоровья подтвердились.
Михаил Александрович однажды заявил, что он Христос, потом утверждал, что является Пушкиным; порой слышал голоса. В результате обследования было обнаружено, что нервная система художника нарушена. Заболел Врубель в 1902 году. Как следствие, у него обнаружили третичный сифилис.
Автор вел себя очень странно в эти годы. Сначала, обнаружив недуг, его отправили в клинику Свавей-Могилевича, затем перевезли в больницу Сербского, чуть позже направили к Усольцеву. Почему так происходило? Это объясняется тем, что лечение не помогало Врубелю, наоборот, состояние ухудшалось, и он становился таким буйным, что его едва удерживало четверо санитаров.
Через три года изменений в положительную сторону не произошло, болезнь обострилась. В тот период у художника резко ухудшилось зрение, и он практически не мог писать, что приравнивалось к ампутации руки или ноги. Тем не менее Михаил Александрович сумел закончить портрет Брюсова, после чего полностью ослеп. В клинике доктора Бари художник провел последние годы своей жизни.
Скончался талантливый живописец, невероятно умный, честный и справедливый мужчина в 1910 году. Темы творчества Врубеля На самом деле художник писал реальные для своего времени картины. Врубель изображал движение, интриги, молчание и тайну. Помимо работ, связанных с поэмой Лермонтова «Демон», художник представил миру другие шедевры искусства.
В этих работах можно увидеть роскошь, любовь, смерть, печаль и тленность. Художник множество картин выполнил в русской тематике, среди которых наиболее популярна «Царевна-Лебедь», написанная в 1900 году. Также потрясающими работами считаются такие произведения, как «Ангел с кадилом и свечой», «К ночи», «Пан» и множество портретов выдающихся личностей. Так или иначе, всем людям будет помниться шедевр, который сотворил Михаил Врубель — «Демон», а также блок картин, связанный с поэмой русского писателя, изображающий чувства, эмоции и переживания обычного человека, которого поглощает зло и предательство, ненависть и зависть.
И, конечно же, в серии данных работ представлены другие изображения. Врубель и его демон Известного и талантливого Врубеля посетила муза, которая и подтолкнула его на написание картины «Демон», когда он находился в Москве. Не только поэма Лермонтова стала основой для создания шедевров, но и также окружающая среда: подлость, зависть, бесчестие людей. Хороший друг Михаила Александровича — Савва Мамонтов — разрешил художнику занять на время свою студию.
Отметим, что именно в честь этого светлого и преданного человека Врубель назвал своего сына. На начальном этапе Михаил Александрович не понимал, как именно изобразить демона, с какой точностью и в облике кого. Картинка в его голове была расплывчатой и требовала доработки, поэтому в один прекрасный день он просто сел и начал экспериментировать, постоянно изменяя или поправляя свое творение. По мнению художника, демон был воплощением страдающего и скорбного человека.
Но всё же он считал его величавым и властным. Как уже отмечалось выше, для Врубеля демон не был чертом или дьяволом, он был существом, похищающим человеческую душу. Проанализировав творчество Лермонтова и Блока, Врубель только убедился в правдивости своих мыслей. Интересным является то, что ежедневно Михаил Александрович переделывал образ демона.
В некоторые дни он изображал его величественным, властным и непобедимым. В другие времена делал его страшным, ужасающим, жестоким. То есть иногда автор восхищался им, а иногда ненавидел. Но на каждой картине в образе демона наблюдалась какая-то грусть, совершенно уникальная красота.
Многие считают, что именно из-за своих выдуманных персонажей Врубель и сошел вскоре с ума.
Живописец уничтожил работу, однако позже все-таки вернулся к этой теме. В образе Демона сочетаются мужские и женские черты, поэтому некоторые современники говорили, что в нем можно увидеть сходство с Эмилией Праховой. Много лет спустя она вспоминала: …на одной из репетиций… я во время перерыва помню, стояла за кулисой была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос! Любатович поспешила мне представить: «Наш художник Михаил Александрович Врубель», — и в сторону мне сказала: «Человек очень экспансивный, но вполне порядочный».
Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было темно, но звук голоса ему понравился. Буквально через несколько дней Врубель сделал Надежде предложение, и в 1896 году пара обвенчалась в Женеве, куда певица отправилась на гастроли. Художник впоследствии писал сестре, что в случае отказа покончил бы с собой. О Врубеле говорили, что он много пьет и сорит деньгами, но это Надежду не смутило.
К моменту венчания художник в прямом смысле слова остался без копейки и от вокзала шел к невесте пешком. Одна из них — «Сказка о царе Салтане» — вдохновила художника на создание картины «Царевна Лебедь». Царевна Лебедь совсем не похожа на Надежду Забелу, а многие современники увидели в ней черты все той же безответной любви Врубеля — Эмилии Праховой. В сентябре у художника родился сын, которого назвали Саввой. Мальчик появился на свет с врожденным пороком — «заячьей губой» расщепленным небом.
Ради сына Надежда оставила сцену, и содержание семьи полностью легло на плечи Врубеля. Художник стал работать все больше и больше, у него началась затяжная депрессия. Степан Яремич писал: Всю зиму Врубель работает со страшным напряжением.