«Сегодня в российских центрах применяют два метода лечения компьютерной зависимости: психотерапия и психофармакотерапия.
Чем грозит цифровая зависимость и как ей противостоять
Зависимость наркотическая в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. Также зависимость аддикция в психологии определяется как навязчивая потребность, ощущаемая человеком, подвигающая к определённой деятельности. Тем не менее отмечено и позитивное влияние Интернета на психическое здоровье. Американские исследователи обнаружили, что пользование Интернетом улучшает деятельность мозга у людей среднего и пожилого возраста благодаря стимуляции мозговых центров, ответственных за принятие решений и сложные рассуждения. Согласно результатам исследования, отчёт о котором был опубликован в American Journal of Geriatric Psychiatry, посещение Интернета вызывает активацию областей мозга, контролирующих память , язык , чтение и зрение. Кроме того, при поиске в Интернете активируются мозговые центры, ответственные за сложные рассуждения и принятие решений, благодаря необходимости решать, какую из предложенных ссылок выбрать для получения необходимых данных при чтении книг подобной активации соответствующих областей мозга не происходит [12]. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что опрошенные студенты имеют лишь умеренный уровень зависимости от социальных сетей. Более того, качество жизни большинства студентов оценивается в диапазоне выше среднего [13]. Интернет-зависимые в разных странах мира[ править править код ] В 2009 году в США появилась первая лечебница, занимающаяся исцелением «интернет-зависимости» [14].
Поэтому специалисты рекомендуют начинать с постепенного сокращения времени, проводимого в Сети и у экранов различных гаджетов. Проанализируйте, сколько конкретно часов в день вы сейчас тратите на различные онлайн-активности: социальные сети, игры, стриминговые сервисы, веб-серфинг, работу и т. Определите, в каких из этих областей вы можете позволить себе временное ограничение и отказ. В этом процессе может помочь лучший планировщик задач , который позволит вам четко отслеживать время, проведенное онлайн, и планировать периоды без интернета, чтобы эффективно управлять вашим цифровым детоксом. Уже через некоторое время вы почувствуете удивительную легкость и ощущение свободы от виртуальной зависимости и «цифровой интоксикации». Грамотный и постепенный отказ от чрезмерного использования гаджетов и интернета поможет вам повысить концентрацию внимания, улучшить качество сна, снизить уровни стресса и тревожности, а также вернуть яркие ощущения и радость от реальной жизни Реклама.
Оно заключается в том, что способность мозга обрабатывать информацию меняется из-за интернета. Правда, речь идет не об умеренном, а о бесконтрольном и компульсивном использовании сети, риск развития которого увеличивается, если ребенок рано получает доступ к гаджетам. Когда ты получаешь девайс в возрасте пяти лет, у тебя еще не развита особенность регулировать [потребление информации] Джейми Митуспредседатель кафедры психотерапии и связанных с психическим здоровьем профессий университета Хофстра Hofstra University Боязнь упущенной возможности fear of missing out, FoMO — еще одна проблема, которую связывают с увлечением молодежи соцсетями. Оксфордский словарь описывает это состояние как волнение из-за того, что где-то в другом месте происходит интересное или увлекательное событие. С этим неприятным ощущением зумеры и их предшественники-миллениалы люди, родившиеся с начала 80-х до середины 90-х годов знакомы не понаслышке. Так, специалисты из индонезийского университета Таруманагара Tarumanagara University выявили прямую связь между боязнью упущенной возможности у зумеров и чрезмерным использованием смартфонов. Исследователи из Университета штата Аризоны Arizona State University также выяснили , что представители поколения Z испытывают страх упущенной возможности на работе, когда не пользуются гаджетами. Фото: Unsplash Сами подростки, впрочем, осознают неоднозначную роль интернета во влиянии на их ментальное здоровье, что показывают результаты опроса поколения Z, проведенного исследовательским центром Пью в Вашингтоне Pew Research Center. Около 45 процентов подростков утверждают, что испытывают перегруженность из-за накала страстей в соцсетях. Порядка четырех из десяти подростков говорят, что ощущают давление, связанное с необходимостью публиковать только контент, который выставляет их в хорошем свете или который соберет много комментариев и лайков. Другие считают, что социальные сети плохо повлияли на их самооценку: 26 процентов подростков отмечают, что эти сайты заставляют их быть недовольными своей жизнью Исследовательский центр Пью Вкупе с этими данными статистика использования подростками технологий способна ввергнуть в панику обеспокоенных родителей и педагогов. Компания Google узнала , что зумеры раньше своих предшественников получали собственные смартфоны: примерно в возрасте 12 лет. Согласно исследованию компании Global Web Index, большинство представителей поколения Z проводят онлайн хотя бы один час каждый день. При этом общее экранное время, которое они тратят ежедневно на потребление контента из разных платформ — смартфонов, планшетов, ноутбуков, телевидения, — оценивается во внушительные восемь часов. Они процветают в этой обстановке, но также показывают признаки зависимости от нее. Такое тесное взаимодействие зумеров с миром технологий с раннего возраста привело к изменению восприятия виртуальной сферы: в отличие от старших поколений, у «зетов» цифровая и аналоговая реальности почти не разграничены, а представляют единое целое «Если говорить о поколении Z и технологиях, здесь почти нет разделения. Я даже не знаю, считают ли зумеры это технологиями. Они просто воспринимают технологии как есть. Технологии попросту прочно укоренились в их ежеминутных действиях», — рассуждает Джек Маккензи, вице-президент компании по маркетинговым исследованиям PSB. Аналогичной точки зрения придерживаются специалисты из университета штата Аризоны.
Если же вы насчитали у себя больше трех признаков — задумайтесь о том, готовы ли вы изменить ситуацию к лучшему? Что делать? Мир не делится на черное и белое, потому мы не будем категорично советовать вам выбросить телефон в ближайшую реку и ритуально сжечь пароль от домашнего вайфая. Многим из нас смартфоны компьютеры, планшеты действительно нужны — для работы или учебы. Вопрос скорее в том, насколько объективно вы способны оценить эту потребность. Бороться с цифровой зависимостью можно по-разному. Мы перечислим самые простые способы и приемы, которые помогут вам если не избавится от нее, то хотя бы взять под контроль. Для начала проанализируйте, сколько часов в день у вас уходит на бесполезный серфинг в интернете или просмотр чужих постов в инстаграме. Для этого воспользуйтесь встроенной функцией вашего телефона либо скачайте специальное приложение.
Чем грозит цифровая зависимость и как ей противостоять
У Анны был типичный случай цифровой зависимости — все симптомы, названные учеными, были налицо. Цифровая зависимость ведет к снижению времени и качества живого общения между людьми. Вы получите информацию, как формируется цифровая зависимость, её индикаторы и признаки, а также, что позволит побороть эту беду XXI века.
Цифровая зависимость
Риск, что у ребёнка разовьётся зависимость, сильно снижается благодаря цифровой гигиене родителей. Würth Museum, Schwäbisch Hall. Итак, признаки того, что у вас есть цифровая зависимость. Цифровая зависимость это не только про интернет, это про игры, социальные сети, смартфоны и даже телевизор. зависимость – это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти. В этой статье мы поговорим о том, к чему может привести цифровая зависимость у подростков.
Интернет-зависимость: причины, признаки, риски
Специалист отмечает, что цифровая зависимость появилась в российском реестре психических заболеваний около семи лет назад. В свою очередь, Китай, например, признал данный диагноз ещё в 2008 году, став первым государством на пути принятия отрицательного влияния цифровизации на развитие детей. Поэтому сейчас в Поднебесной существует порядка четырёх сотен специализированных центров, где геймеров и чрезмерно активных пользователей социальных сетей лечат медикаментозно наравне с алкоголиками и наркоманами. Известно, что всего курс лечения прошли 60 тысяч человек, вылечились лишь 75 процентов.
Это люди, которые в сети проводят не более шести часов, что само по себе является далеко не минимальным значением. В 2011 году в стране был даже введён комендантский час для юных геймеров. Иными словами, в ночное время с 22.
После этого проблемой сетевой зависимости озаботились в Европе. В 2018 году во Франции появился закон, согласно которому детям не разрешалось носить гаджеты в школу. С этого года такое правило появилось и в России.
По словам Бахадовой, это большой шаг в сторону цифровой осознанности. Цифровой зависимости все возрасты покорны Технологическая исследовательская компания Mediascope провела анализ данных и выяснила, что в среднем в день обычный россиянин пользуется интернетом 3 часа 40 минут. Несмотря на то что цифра не самая маленькая, это, что называется, средняя температура по больнице.
То есть в неё входят как обладатели городских телефонов пенсионеры , так и заядлые геймеры. Так, представители группы от 12 до 17 лет почти 6 часов в день тратят на гаджеты. Стоит отметить, что с возрастом человек становится менее подвержен цифровой зависимости.
Елена Бахадова отмечает, что россияне начинают осваивать виртуальную реальность с пелёнок. Так, для нашей страны стандарт приобретения телефона или планшета для игр и мультфильмов — три года. Такой ранний пользовательский возраст ведёт к появлению негативных последствий, которые выражаются не только в привыкании к гаджету, но также в плохой физической форме и появлению множественных нарушений.
Алкоголизация как вид социализации пользователя сети По словам психолога, активный пользователь социальных сетей может абсолютно незаметно для себя стать зависимым, и эта связь ничуть не меньше, чем связанность алкогольная или наркотическая. Дело в том, что любая зависимость влияет на человеческий организм одинаково.
Юрьева, Т. Больбот, 2006 : 1. Информационный публикации, телефон доверия, психологическая служба, социальная поддержка. Образовательный просветительские программы; программы обучения родителей, педагогов, психологов, социальных работников, работников компьютерных клубов, учебные программы для учащихся школ, лицеев и колледжей.
Если заметили повышенную интернет-активность, попробуйте понять причины затяжного пребывания в интернете. Поняв причины и потребности, можно найти альтернативы в реальности.
Вполне возможно, что альтернативы со временем превратятся в любимое хобби. Научитесь ставить себе цель пребывания в интернете и план её достижения. Как только цель достигнута, выходите из интернета без колебаний. Устраивайте регулярные физминутки. Делайте зарядку для тела или глаз. Например: сделайте несколько приседаний, пройдитесь по периметру комнаты, круговые движения шеей. Для глаз можно выполнить следующие упражнения: «шторки» быстро моргайте в течение 1-2 минут , «большие глаза» крепко зажмуриваем глаза на 5 сек. Повторите 8-10 раз.
Часто вполне достаточно просто пройтись до кухни, протереть пыль, полить цветы, сделать приседания или отжаться 10 раз. Если у вас нет в настоящий момент необходимости выйти в сеть, выключайте компьютер, выходите из социальных сетей. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там». Отключите автоматические оповещения о поступлении новых писем и сообщений, если особой необходимости в них нет. Не употребляйте пищу, сидя за компьютером. Во-первых, это не гигиенично. Во-вторых, может привести к засорению клавиатуры.
В — третьих, процесс потребления еды — это важный момент в жизни человека и должен приносить удовольствие сам по себе. Устраивайте дни без интернета. Всей семьёй. Замените его чем-то увлекательным: отправьтесь гулять в незнакомое место в городе, сходите на пикник или спортивный праздник, играйте в настольные игры, читайте, а главное — просто разговаривайте с родными, близкими, друзьями. И помните — новая привычка вырабатывается за 21 день, поэтому данные рекомендации необходимо соблюдать регулярно и систематически. Интернет — одно из лучших изобретений в мире. Но всему нужна своя мера, и не стоит быть фанатом чего-либо и культивировать Интернет, быть его рабом. Просто используйте Интернет, как средство для достижения ваших целей.
Как утверждает Шоттон, компьютер воспринимается ими как своего рода конкурент — рациональный, логичный, высокоинтеллектуальный. К этому можно добавить, что задача, которую ставят перед собой зависимые от компьютера субъекты, состоит в том, чтобы добиться от такого незаурядного конкурента полного подчинения. Установить контроль над компьютером означает для них в какой-то мере отыграться за невозможность осуществления желанного контроля в других жизненных сферах, особенно в социальных отношениях. Многим из испытуемых хочется контролировать поступки и слова других, даже самых близких людей, однако им это плохо удается. Психологический механизм возникновения эффектов компьютерной зависимости у подростков может быть в общих чертах обрисован следующим образом. Если стремление доминировать в личных отношениях, общественной жизни и трудовой деятельности постоянно наталкивается на неудачи, это побуждает некоторых молодых людей с высокоразвитыми интеллектуальными способностями и недостаточно развитым социальным интеллектом эмоциональность, контактность, понимание собеседника, умение слушать, эмпатия, доверие сделать вполне рациональный, на первый взгляд, выбор. Выбор состоит в отторжении многого из того, что традиционно относится к социальной сфере, и в поглощенности новыми технологиями, в первую очередь связанными с применением компьютеров. Освоение многочисленных приложений информационных технологий воспринимается как определенный интеллектуальный вызов, на что расходуется немало времени и усилий.
Эти труды рано или поздно начинают приносить определенный успех, который можно спрогнозировать. Общение с окружающими людьми чревато проблемами и не гарантирует успех во взаимоотношениях. В итоге чреватая возможными неудачами социальная сторона жизни начинает вызывать все меньше интереса, и на основе стремления к самоуважению и получению положительных эмоций формируется тот или иной вид зависимости — в данном случае от компьютера. Момент достижения практического результата интересует зависимых от компьютера испытуемых, исследованных Шоттон, в меньшей степени, нежели процесс достижения этого результата. Это свидетельствует о наличии процессуальной мотивации. Зависимые ощущают почти постоянную нужду в позитивной интеллектуальной стимуляции, которая не достигается социальной или спортивной активностью. Их привлекают одновременно мифология и астрономия, философия и религия, музыка и литература, психология и другие науки. Разработанная Шоттон типология компьютерной зависимости включает три разновидности. Во-первых, это сетевики: они оптимистичны, сравнительно с другими типами зависимости социально активны и позитивно настроены к другим людям, имеют друзей, в том числе противоположного пола, поддерживают нормальные отношения с родителями.
Компьютер для них — нечто вроде хобби: они могут интересоваться поиском в удаленных базах данных или, например, играть в ролевые групповые игры, однако при этом они меньше, чем другие выделенные типы зависимых от компьютеров людей, самостоятельно программируют, в меньшей степени интересуются приложениями, компьютерной графикой или аппаратным обеспечением. Во-вторых, это рабочие — самая малочисленная группа. Они владеют наиболее современными и дорогими компьютерами. Процесс программирования у них четко спланирован, программы пишутся ими для достижения нужного результата. Как правило, представители этой группы прекрасно учились или учатся, причем их не удовлетворяет стандартная программа обучения и они посещают дополнительные учебные курсы. В-третьих, это исследователи — самая многочисленная группа. Для них программирование сродни интеллектуальному вызову и одновременно развлечению. Представители этой группы с удовольствием занимаются отладкой программ; компьютерное пиратство и хакерство они приемлют для борьбы против других разработчиков программ. С формальной стороны, уровень образования у них ниже, чем, скажем, у рабочих, при этом они не только не отстают от имеющих более весомые дипломы коллег, но и зачастую превосходят их объемом знаний.
Амбиций также немного: ни высокие должности, ни большие оклады не играют для них главенствующей роли. Таким образом, к социальным критериям жизненного преуспевания они довольно равнодушны. Для исследователей компьютер является своего рода партнером и другом, который одушевлен, с ним проще взаимодействовать, нежели с людьми. Такова разработанная Шоттон в 80-х годах типология компьютерной зависимости. Можно предположить, что сетевики, рабочие и исследователи сохранились с определенными видоизменениями и до наших дней. Вместе с тем довольно трудно квалифицировать описанных Шоттон программистов и пользователей компьютеров как зависимых в клиническом смысле слова: с обсессивными мыслями, компульсивной готовностью постоянно и повсеместно работать с компьютером, с пренебрежением к ранее поставленным жизненным целям, сиюминутным интересам, дружеским и семейным связям и обязанностям. Скорее, это субъекты с заметно ограниченной сферой интересов, искренне увлеченные работой с компьютерами и в той или иной степени недооценивающие другие сферы жизни. В современном мире зависимые по Шоттон не являются зависимыми в принятом в настоящее время понимании, но так выглядело первое серьезное исследование компьютерной зависимости. На сегодняшний день компьютеры стали неотъемлемой частью жизни и деятельности большинства людей цивилизованных стран.
Это, в свою очередь, не может не сказаться на развитии самой личности и на формировании ее психических процессов. Психологическим последствиям компьютеризации трудовой деятельности посвящено множество исследований, в ходе которых были проанализированы позитивные и негативные стороны взаимодействия человека с компьютером. Освещаются такие психологические проблемы взаимодействия человека с компьютером, как компьютерная тревожность, изменение коммуникативных способностей, компьютерная зависимость, аутизация и уход в виртуальную реальность. Среди факторов, влияющих на снижение эффективности компьютеризации, выделяют феномен компьютерной тревожности. Поведение в состоянии компьютерной тревожности характеризуется чрезмерной осторожностью при использовании компьютеров, попытками сократить время использования компьютера и даже избеганием самих компьютеров и мест, где они находятся. Для этого также характерна боязнь техники, испортить, сломать что-либо; ощущение незнания, неумения; боязнь за свое здоровье; опасения перед чем-то новым, незнакомым; ощущение дефицита времени. Диалог человек-компьютер может оказывать влияние на формирование коммуникативных качеств личности пользователей и разработчиков. Возможно возникновение таких новых психологических эффектов, как уменьшение диапазона эмоций, размывание коммуникативных границ, трудности в понимании психологического контекста общения человека с человеком, монологический стиль взаимодействия с людьми. Еще одна из проблем взаимодействия человека и компьютера может быть связана с возникающей возможностью ухода от трудностей и проблем окружающей человека действительности в заманчивый мир"компьютерных грез", что может стимулировать явление аутизации пользователей компьютеров и их уход в виртуальную реальность.
Каждый второй россиянин считает себя интернет-зависимым
Четвёртое — если, проснувшись утром, вы первым делом берёте телефон, чтобы проверить наличие звонков, сообщений, уведомлений, ленту соцсетей и новости. Пятое — у вас появляются физические симптомы, когда смартфон не с вами. Это головокружение, потоотделение, учащённый пульс. Есть ли какой-то подходящий возраст? С 6—8 лет — не более двух часов в день. Сейчас растёт число детей с СДВГ — синдромом дефицита внимания и гиперактивности, и это связывают в том числе и с тем, что современные дети много используют гаджеты. У современных подростков большое количество нервных расстройств и депрессий. Можно отметить, что гаджеты не учат их эффективной коммуникации, сказывается недостаток живого общения. В данном случае важен родительский контроль.
Чтобы понять, есть ли у подростка зависимость, важно знать ещё, чем именно он занимается в смартфоне. Потому что в наш век цифровых технологий многие дети учатся, читают, узнают полезное, но при этом у них сохраняется реальная жизнь, общение с друзьями, прогулки, спорт — вот это могут оценить родители. Если же этого нет, а время в смартфоне проводится только за играми, то имеет смысл насторожиться. Также по теме Зависимость от компьютерных игр признана ВОЗ болезнью, такой диагноз содержится в обновлённой международной редакции болезней... Старшее поколение имеет некую память, ностальгию по запаху, шороху бумаги, уюту при чтении бумажной книги, но современные люди этим опытом не обладают или обладают в меньшей степени, потому их выбор очевиден, за исключением редких предпочтений. Вытеснит или не вытеснит — вопрос воспитания каждого конкретного ребёнка, приобщения его к классическим, бумажным книгам, мотивации к живому общению, помощи в организации его досуга. Потому что современные дети, как правило, не умеют организовывать собственный досуг. Следует акцентировать внимание на плюсах этого досуга, выработать умение радоваться совместно проведённому времени и позитивным моментам вне смартфона.
Я со своими детьми придумала игру перед сном — воспоминания, что было хорошего за день. Каждый, лёжа в кровати, рассказывает приятные события дня, связанные с друзьями, события в садике, в школе, на площадке, смешные моменты… Цель родителей — показать, что жизнь насыщенна, интересна за пределами виртуальной реальности и что эта жизнь даёт возможность испытывать более глубокие эмоции и чувства, чем те, которые они испытывают в смартфонах.
Для этого воспользуйтесь встроенной функцией вашего телефона либо скачайте специальное приложение.
Подумайте, сколько времени вы бы хотели тратить на девайсы ежедневно и начните потихоньку сокращать экранное время — буквально по несколько минут в день. А еще отключите отвлекающие вас напоминания и заведите правило не брать телефон в спальню и за стол. Попробуйте пару дней пожить без дополнительных функций вашего телефона.
Можно только звонить и отвечать на срочные сообщения, все остальное — под запретом. Такой «детокс» очень удобно делать в отпускена выходных. Либо если позволяет жизненная ситуация можно устроить себе полноценный марафон на 102030 дней без гаджетов.
Как только рука тянется к смартфону, — отвлекайте себя чтением книги, занятиями спортом, рисованием, — любым полезным хобби. Время, которое у вас неизбежно освободится после снижения цифровой зависимости, старайтесь тратить на реальные вещи — чаще гуляйте, ходите в гости, катайтесь на велосипеде или запишитесь в клуб по интересам.
Знаете, недавно в Америке 27-летний парень подал в суд на родителей за то, что они его не научили быть счастливым. Случай вроде бы курьезный, но на самом деле проблема очень серьезная. Система образования активно переходит на новые компьютерные технологии. Часто, вместо того чтобы объяснить тему, ответить на вопросы учеников, учитель говорит: «Найдите сами в интернете! Создана платформа Российской электронной школы. Сейчас идет речь о том, чтобы на эту платформу выкладывать записанные на видео уроки. Если ученик пропустил урок, он может наверстать его, просмотрев запись.
С одной стороны, удобно, но с другой стороны, возникает вопрос: а зачем тогда вообще в школу ходить? Включил компьютер, все посмотрел и экзамены тоже сдал дистанционно… - Но у дистанционного образования есть плюсы. Дистанционное образование эффективно для взрослого человека, который четко знает, какие знания и для чего ему нужны. И он сам может найти и выбрать из множества интернет-ресурсов тот, который даст ему эти знания. Но я считаю, даже в этом случае учебный курс должен сопровождаться хотя бы несколькими очными встречами с учителем. А ребенку, безусловно, необходим преподаватель, который будет его вести, контролировать, помогать. Преподаватель должен помочь ребенку сформировать навыки самоорганизации, самодисциплины, умение работать с информацией. Читательский билет для малыша - Как приучить «цифровых» детей к чтению книг? Сегодняшние молодые родители - это уже «компьютерное» поколение, они сами выросли за монитором, электронная книга для них привычнее бумажной.
Мне рассказали реальный случай. Бабушка подарила четырехлетнему внуку книжку. Он ее повертел в руках, понажимал пальцами по обложке, а потом спросил: «А как этот айпад включается? Ученикам 4а класса на один урок раздали электронные учебники, а ученикам 4б - обычные бумажные.
Что это значит? Мы видим окружающий мир из-за того, что изображение, возникшее на сетчатке глаза, проходит сложное преобразование в мозге.
В ходе такой конвертации изображение переворачивается на 180 градусов как в выпуклой линзе , и устраняются все геометрические искажения. Изображение на экране дисплея также искажено и, прежде всего, кривизной поверхности экрана. Однако его мы практически не замечаем, поскольку и здесь включается в работу мозг, преобразуя изображение. Попытка сфокусировать то, что не фокусируется, и устранить искажения, характер которых непредсказуем, приводит к сильной перегрузке отдельных участков головного мозга при относительно слабой загруженности других. Последствия могут возникнуть вплоть до расстройства вегетативной нервной системы. Как уже говорилось выше, электромагнитные поля, излучаемые компьютером, оказывают специфическое воздействие на живой организм.
Психологи отмечают, что характер человека, который излишне увлекается общением с компьютером, изменяется в худшую сторону. Человек становится замкнутым, раздражительным, круг его интересов зачастую сужается. Воздействие на психику и центральную нервную систему человека возможно через зрение и слух. Доказано, что красный цвет возбуждает и может вызвать повышение артериального давления, голубой или светло-зеленый — успокаивает. Таким образом, используя специальное цветовое решение, можно изменять психоэмоциональное состояние человека. Особенно опасно длительное нахождение перед экраном компьютера для людей, страдающих сосудистыми заболеваниями.
На сами глаза также ложится большая нагрузка. Мышцы, меняющие геометрию хрусталика, постоянно сокращаются, пытаясь устранить отсутствие резкости. Дополнительную нагрузку на зрение оказывает визуально незаметное мерцание экрана с частотой кадровой развертки. Экран дисплея светится с интенсивностью осветительного прибора. Диапазон яркостей между изображением на экране и предметами окружающей обстановки зачастую превышает тот диапазон, на который рассчитан глаз человека. Это вызывает сильную усталость глазных мышц и нарушение кровообращения.
Человеческий глаз эволюционно не рассчитан на специфику зрительных нагрузок, возникающих при постоянной работе за монитором. К данным нагрузкам относится постоянная фиксация зрения на экране, сопровождаемая резким уменьшением частоты моргания. В итоге слезная пленка, защищающая роговицу глаза, пересыхает. Также необходимо упомянуть, что изображения на экране монитора мерцают, в отличие от природных объектов; они имеют уменьшенную степень контрастности, а также являются самосветящимися и дискретными. Постоянное перемещение взгляда с клавиатуры на экран лишь усиливает нагрузку на органы зрения. Этому также способствует низкое разрешение монитора.
Экраны, в которых использованы электроннолучевые трубки, являются более опасными, чем жидкокристаллические. Кроме того, усугубляющими факторами являются неправильная настройка яркости экрана монитора; расстояние от глаз до монитора менее 30 см в идеале должно быть 50-70 см ; нарушено правило, согласно которому центр монитора должен находиться на 10-15 см ниже, чем глаза сидящего за ним человека; световые блики на экране компьютера, стенах комнаты, рабочем столе; слишком яркое освещение рабочего места как искусственное, так и естественное. Наблюдения за зависимостью от компьютеров и, в частности, компьютерных игр начали проводиться с конца 70-х годов. Снижение умственных показателей и напряжение в нервной системе усугубляют все психические проблемы. Так, необщительные люди еще более замыкаются в себе, интенсивность проявления обсессивно-компульсивного расстройства увеличивается, а если человек страдает, например, от порнозависимости, то длительное пребывание перед экраном монитора зачастую приводит к онанистическим срывам. Исследование М.
Шоттон Обратимся к психологическим исследованиям. Первое серьезное исследование феномена зависимости от компьютера было проведено в 80-х годах английским психологом Маргарет Шоттон. Исследование, в котором участвовало более 100 проявляющих зависимость от компьютера профессиональных программистов и работающих с компьютерами любителей, осуществлялось посредством опроса испытуемых. В нем применялись стандартные психологические тесты и специально разработанные опросники. Наряду с теми, кто характеризовался как зависимый от компьютера, были исследованы таким же способом две контрольные группы. Согласно выявленным Шоттон социально-демографическим параметрам, проявляющие зависимость от компьютера — это чаще всего высокообразованные мужчины.
Средний возраст выборки составляет около 30 лет, они обычно работают в области науки или техники, более половины из них — перворожденные дети у своих родителей. По сравнению с контрольной группой среди них больше холостяков. У зависимых от компьютера испытуемых оказался высокий уровень интеллектуального развития. Согласно признаниям большинства испытуемых, они проявляли теоретический и практический интерес к электронике еще до того, как приобрели начальный опыт работы с компьютером. Как утверждает Шоттон, компьютер воспринимается ими как своего рода конкурент — рациональный, логичный, высокоинтеллектуальный. К этому можно добавить, что задача, которую ставят перед собой зависимые от компьютера субъекты, состоит в том, чтобы добиться от такого незаурядного конкурента полного подчинения.
Манипулятивные алгоритмы социальных сетей и цифровая зависимость
Зависимость от компьютерных игр признана ВОЗ болезнью, такой диагноз содержится в обновлённой международной редакции болезней. Теоретически исследовать психологические характеристики Интернет-зависимости. Связь между цифровой зависимостью и синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Многозадачные и мыслящие «клипами»
- Треть родителей в России волнует проблема детской цифровой зависимости - CNews
- Каждый второй россиянин считает себя интернет-зависимым
- Что такое цифровой аутизм?
- Компьютерная зависимость
- Профилактика цифровой зависимости при работе с массовой аудиторией
Освобождение от цифровой зависимости
Возможно, один из лучших способов отказа от цифровой зависимости заключается в том, чтобы заменять вредные привычки более здоровыми и не связанными с цифровыми технологиями. Психологические характеристики личности могут повышать или понижать риск развития компьютерной зависимости. Как избавится от цифровой зависимости? С развитием технологий и появлением новых цифровых устройств явление цифровой зависимости становится с каждым годом шире и масштабней. Эксперты в области психологии и нейрофизиологии определяют «цифровую зависимость» как «нарушение функций головного мозга, которое ведет к ухудшению его работоспособности». Большинство родителей обеспокоены вопросом вероятного возникновения цифровой зависимости у детей.