Простыми словами о сложном психологическом термине рассказал основоположник гештальт-терапии Фредерик Перлз и психолог Блюма Зейгарник. Понятие гештальта в психологии. Гештальтпсихология была основана в 1912 году и обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Психолог, преподаватель психологии, гештальт-терапевт с 17-летним опытом, доцент ВШПК (Высшей школы психологического консультирования), тренер, супервизор.
Что такое гештальт
- Гештальтпсихология: проблемы и решения | Пикабу
- Гештальт в психологии: что это простыми словами
- подписаться на рассылку
- Что такое гештальт-терапия?
4 принципа гештальт-терапии, которые помогут распутать внутренние узлы
Что такое гештальт-терапия, и как она работает? Автор: Екатерина Макарова, 25 июня 29 415 просмотров «Вообще-то среди нас очень мало целостных людей», — считал основатель гештальт-терапии Фриц Перлз. Гештальт-терапевт помогает человеку достичь этой целостности. Разбираемся, как это работает и причём тут дзен-буддизм. История вопроса Представьте себе разомкнутый круг, который не дорисован до конца — разум всё равно будет достраивать картинку и считать это кругом. Это и будет гештальт — по-немецки «целостный образ». В конце XIX века немецкие ученые Коффка, Келер и Вертхаймер, изучавшие особенности восприятия, пришли к выводу, что наше сознание стремится завершать образы. На базе идей гештальт-психологии и психологии восприятия немецкий психотерапевт и бывший фрейдист Фриц Перлз в середине прошлого столетия основал собственное психотерапевтическое направление. В 1950-х года вместе с женой и коллегами он основал Нью-Йоркский гештальт-институт. Холистический подход Ключевое понятие гештальт-терапии — целостность, полнота жизни. Противоположность целостности — «незавершенные действия» или ситуации, которые человек проживает не до конца: проглатывает обиду, стесняется проявлений характера, сдерживает эмоции, отвергает потребности и тд.
Например, когда мы смотрим на геометрическую фигуру из точек, мы видим квадрат или круг, а не отдельные точки. Так работает наш мозг: нейроны, выстраивающие цельный образ, реагируют первыми, а детали мы замечаем уже потом. Точно так же мы воспринимаем жизненные эпизоды — как целостные единицы, а не как набор фраз и событий. Теория гештальта во многом посвящена опыту, который мы приобретаем в течение жизни.
Наибольший отпечаток оставляют самые юные годы: не зря говорят, что все проблемы из детства. Но дело не столько в самих происшествиях, сколько в реакции на них. Одно и то же разные люди воспринимают по-разному, будь то проблемы на работе, ссора в семье или недопонимание со стороны партнера. На это накладываются черты характера конкретной личности, правила общества, культурные стереотипы.
И завершить ситуацию они тоже могут по-разному. Гештальт не всегда связан с травмами или сложностями. По большому счету вся жизнь состоит из незакрытых гештальтов. К таким можно отнести бытовые дела: каждый из нас регулярно забывает помыть посуду или вынести мусор, а некоторые — и коммуналку оплатить.
Но это не оказывает существенного влияния на жизнь, если только в раковине не накапливается гора немытой посуды, а за неоплаченный счет не набегает огромный штраф. Советская ученая Блюма Зейгарник известна за достижения в другом психологическом направлении патопсихологии , но и в гештальт-терапию она внесла вклад. Зейгарник экспериментальным путем убедилась, что официанты прекрасно помнят заказы, которые еще не были оплачены, но легко забывают о тех, которые уже выполнили. После этого ученая предположила, что мозг гораздо лучше фиксирует прерванные действия, так как сохраняется мотивационный фактор памяти.
Проще говоря, нам нужно помнить те дела, которые мы еще не сделали, а закрытые вопросы — можно забыть. Это явление получило название «эффект Зейгарник». Как закрыть гештальт Закрыть гештальт — это значит проработать ситуацию, чтобы она перестала быть триггерной. Для этого совершенно необязательно заново ее восстанавливать, во многих случаях достаточно лишь понять причину.
Успехов организаторам в дальнейших конференциях! Это становится доброй ежегодной традицией, но если в прошлом году я выступал в четверг в блоке студентов, то в этом году переместился в блок выпускников рядом с Н. Кошиц-Нешковой, Т. Беляевой, К. Конференция онлайн.
На данном этапе в гештальт-терапии метод вхождения в конфликт рассматривается как крайне нежелательный, хотя и допустимый в редких случаях. Какие основные концепции лежат в основе гештальт подхода к процессу лечения психических расстройств? Гештальт-терапия, как мы уже говорили, базируется на экспериментально-феноменологическом подходе. Попробую расшифровать, что значит. Основным инструментом гештальт-терапии является постановка психологического эксперимента и фиксация феноменов ответной реакции пациента. Эксперимент может иметь самые различные формы, например, рассказ о каком-то событии в жизни пациента или о его проблемах, разговор на любую тематику, предложение рассмотреть какую-либо гипотетическую ситуацию. Довольно популярен метод «пустого стула», так называемой монодрамы, когда гештальт-терапевт предлагает пациенту представить, что на пустом месте рядом сидит он сам или важная для него особа. При этом пациент должен вслух начать разговор с самим собой или воображаемым человеком и одновременно фиксировать возникающие у него различные феномены. Феномены могут проявляться в виде различных эмоций, изменений тональности голоса, его дрожания, речевых запинок, мимических реакций, жестикуляции, изменений позы и ощущений «мурашки» по коже, жар в теле, похолодание конечностей, мышечная напряженность и др.
Небольшой нюанс — важны только те феномены, которые возникают здесь и сейчас, то есть в ходе эксперимента, даже если он касается событий из прошлого. Чувства и мысли, которые пациент испытывал тогда, не имеют значения, так как воспоминания о них могут изменяться с течением времени в процессе неоднократного проигрывания в сознании. Психотерапевт внимательно наблюдает за пациентом и также фиксирует заметные для него проявления, не всегда принимаемые во внимание самим человеком. Сравнивая и анализируя выявленные феномены, врач учит пациента выявлять их в себе, обращать на них внимание и таким образом развивать самосознание. Без приобретения этого умения, успех терапии невозможен, так как от него зависит определение важности реальных событий для данного человека в дальнейшем. А это связано с правильной расстановкой приоритетов и жизненным выбором. После окончания эксперимента гештальт психолог или психотерапевт проводит с пациентом обсуждение не только возникающих феноменов, но и темы его ожиданий и насколько они соответствуют реальному положению дел. Вместе они пытаются выяснить, чего ожидают от клиента окружающие его люди и как это соотносится с его потребностями. В ходе общения гештальт-терапевт может ссылаться на личный опыт и определенные ситуации в своей жизни, проявлять себя как личность, ни в коем случае не допуская менторского тона. Уважение к мнению пациента, общение на равных, доверие к суждениям человека — эти личностные качества врача в гештальт-терапии намного важнее, чем в таких направлениях психотерапии как психоанализ и поведенческая психотерапия.
Анализ и понимание происходящего, контроль своих ответных реакций — то, чему должен научиться человек в конечном итоге. Отношение к себе как цельной личности, уважающей и свои, и чужие желания, а также умеющей брать на себя ответственность за свои поступки. Только независимая и думающая личность способна добиться жизненного успеха, самореализоваться и при этом не нажить множество врагов. При этом человек должен научиться не скрывать своих эмоций, не подавлять свои чувства и не стараться быть сильным. Просто нужно уметь сказать «нет» в ответственный момент в мягкой, но убедительной форме. Каковы основные принципы гештальт-терапии? Одним из первых принципов является уже ранее упоминавшийся и неукоснительно соблюдающийся принцип «здесь и сейчас» с концентрацией внимания на текущем моменте. Когда пациент высказывается по поводу других людей, часто это происходит не совсем искренне, завуалированно и с избеганием прямых оценок. А это говорит о неуверенности человека в собственных суждениях и личной недооценке, а также стремлении избегать коммуникации или придерживаться поверхностных контактов. Преодолеть боязнь контактов помогают занятия в парах или тройках, когда психотерапевт мягко стимулирует общение между участниками эксперимента, провоцируя ситуации, требующие конкретных и прямых высказыванием по отношению друг к другу.
Чаще всего люди относятся к этому отстраненно, как бы наблюдая со стороны.
Еще раз о гештальт-терапии
Перлз обосновывает основные причины счастья и несчастья. Он сравнивает незавершенный гештальт с источником, который питает невроз. Незавершенность гештальта — понятие, означающее неудовлетворенную потребность, стремящуюся к удовлетворению. Так уж устроена человеческая психика, что стремится закончить всё то, что начала. Незавершенный гештальт: резкое завершение отношений с человеком по необъяснимым причинам; незавершенная работа. От того, как относится человек к такой сложившейся ситуации, зависит его состояние. Кто воспринимает события как очередную задачу, которую надо решить, ищет варианты решения, решает и тогда завершает гештальт. Завершая очередной гештальт, человек получает новую волну успеха и новые силы, и идеи для решения следующих жизненных задач. В таком образе жизни четко прослеживается линия удачника. А вот если гештальт не завершен, и сама ситуация воспринимается как неразрешимая, и такие ситуации возникают одна за другой, а человек не предпринимает никаких продуктивных мер по поводу выхода из сложившейся системы, то начинает четко работать линия неудачника, так как удача систематически проходит мимо. Человек периодически вспоминает эти ситуации и испытывает сильный дискомфорт.
Для удовлетворения потребностей важно наладить контакт с окружающей средой. Цель гештальта простая — повысить осознанность в проживании повседневных ситуаций. Здесь особо акцентируется внимание на психологическом здоровье и целостности личности.
Терапия помогает человеку понять, чего он на самом деле хочет, и реализовать это в максимально гармоничном ключе. Концепт-модель гештальт-терапии: У человека формируется потребность, и он её осознаёт. Человек входит в контакт с окружающим миром, чтобы реализовать свою потребность.
Человек удовлетворяет потребность, выходит из контакта и осмысливает полученный опыт. Это, конечно, благоприятный вариант развития событий. Довольно часто человек или не понимает, чего он хочет, или не может этого достичь, так как не способен выстроить гармоничный контакт с миром.
Это называется незавершённый гештальт. И человек будет возвращаться к нему снова и снова, пока не удовлетворит своё желание. Одна из главных идей гештальта: мы сами несём ответственность за удовлетворение или неудовлетворение своих потребностей.
Как происходит работа с психологом При гештальт-подходе психолог выступает не наставником, а другом. Он помогает клиенту осознать его цели и понять, как их достичь. Терапия превращается в переживание совместного опыта, где каждый проживает и выражает свои эмоции.
Поэтому важно, чтобы психолог был в первую очередь достойным человеком, а потом уже первоклассным специалистом. В итоге все подавленные чувства и желания клиента высвобождаются, он начинает лучше себя понимать и выстраивать более гармоничные связи с окружающей средой. Терапия может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от целей и потребностей клиента.
Гештальт терапия предлагает принципиально другой метод управления своей жизнью. И чтобы принять его и найти силы жить здесь и сейчас, да еще и получать от этого удовольствие, нужно немало поработать над собой. Когда стоит обратиться к гештальт терапевту, и как проходит сеанс терапии Гештальт подход подойдет тем, кто хочет: научиться управлять своими эмоциями; разрешить проблему, которая давно беспокоит; быстро справляться со стрессовыми ситуациями, тревогой, эмоциональным выгоранием ; развиваться и перевести свою жизнь на качественно новый уровень; научиться легко принимать решения; избавиться от постоянных сомнений в своих силах; развить в себе творческое начало; избавиться от фобий; справиться с последствиями физического или эмоционального насилия. Особенно эффективна гештальт психология для тех, кто испытывает сложности в общении и эмоциональные проблемы гнев, страх, тревога, депрессия, агрессивность и пр. Терапия бывает индивидуальной и групповой. Как ты проживаешь тот или иной опыт?
Конечно, психолог не скажет тебе: вот твоя проблема такая-то, закрыть гештальт нужно так-то. Он только поможет научиться правильно мыслить, чтобы ты самостоятельно нашел выход. Подведем итог Человеческая психика — удивительна и загадочна. Почему ты не можешь радоваться жизни, когда у тебя все есть? Почему та самая первая школьная дискотека — самое счастливое воспоминание юности, а современные тусовки тебя оставляют равнодушным? Дело не только в возрасте, но и в удивительной свойстве нашего мозга любить целостные завершенные образы.
Наше подсознание всегда стремится завершить гештальт, поэтому проблема, которая так и не разрешилась до конца то и дело будет тревожить твой ум и приносить дискомфорт. Выявить ее не так то просто и именно гештальт терапия позволяет справиться с этим. Мало кто из нас способен трезво оценить, что мешает нам радоваться жизни. Помочь разобраться могут специализированные книги и кропотливая работа над собой. А если нужен более глубокий анализ, то на выручку придет гештальт терапия. В ней важен не столько результат, сколько сам процесс — твои ощущения здесь и сейчас.
Научившись применять философию гештальт подхода в обычной жизни, ты сможешь решить множество эмоциональных проблем. Как удвоить свой доход? Как мотивировать себя на достижение высоких результатов? Причины, почему у тебя не получается увеличить свой доход 2. Ошибки, которые не позволяют тебе зарабатывать больше 3.
И он выстраивает диалог с разными частями себя: агрессивной и спокойной, активной и пассивной и т.
В таком разговоре происходят инсайты , которые потом выводят клиента к завершению гештальта. Есть еще специфические техники для закрытия гештальта в сознании, но они уже применяются профессиональными психотерапевтами на сессиях по решению проблем клиентов. Что такое гештальт-терапия и когда нужно обращаться к психологу Гештальт-терапия — это направление в психотерапии, которое позволяет человеку восстановить контакт с самим собой, понять себя, свои эмоции и найти цели в жизни, когда ничего не хочется. Кстати, в последней проблеме хорошо помогают практические инструменты, которые вы найдете в лучших курсах по целеполаганию от топовых авторов. Для каждой проблемы свой срок решения. Как понять, когда вам потребуется психолог?
Посмотрите перечень проблем, и если вы найдете хотя бы одну или две из них, которые мешают жить, то пора обратиться к гештальт-терапевту или психологу. Вы часто сталкиваетесь со стрессовыми ситуациями. Вам сложно адаптироваться к новому окружению. У вас есть трудности в общении с родителями и другими родственниками. У вас длительное депрессивное состояние. У вас иногда возникает чувство грусти или пустоты.
Вы были или и являетесь жертвой морального, физического насилия. Вы топчитесь на одном месте и не можете достичь поставленной цели. Вы испытываете сильный страх, который мешает вам жить. У вас не получается удовлетворить свои потребности, желания. Вам сложно понять, что вы чувствуете, чего хотите. Итак, если вы узнали себя в этих ситуациях, go to психолог.
Чем минимально он вам поможет: Под руководством специалиста вы сможете понять, что именно вас тревожит. Он точно поможет вам определить чувства, которые вы испытываете в этой ситуации. Понять это помогут еще 14 лучших курсов по развитию эмоционального интеллекта. Он применяет подходящие методики, чтобы максимально экологично, с наименьшими потерями завершить гештальт, обучает способности распознавать похожие ситуации, чтобы не застревать на них в будущем. Книги Чтобы было понятно, с чем вы имеете дело, хочу предложить небольшой перечень книг по теме. Купить эти книги вы можете на ЛитРес.
Заключение Дорогие друзья, очень хочется, чтобы наше общество заботилось не только о боли в зубах, почках и сердце, но и о боли душевной. Тогда каждый человек будет стремиться закрыть свои гештальты, работать над собой, становиться лучшей версией себя. Это приводит к личностной зрелости и конструктивному общению. После такой сложной пищи для мозга нужно немного расслабиться — примите душ или подышите свежим воздухом. А потом ради интереса загляните в подборку топ-15 лучших тестов на психику для взрослых и детей. Может, вам пора тоже позаботиться о незакрытых гештальтах, хотя бы самостоятельно?
Пишите свои впечатления о статье в комментариях, делитесь полезной информацией с друзьями в соцсетях. А я прощаюсь с вами до новых встреч! С Уважением, Людмила Редькина Людмила Редькина Я профессиональный психолог и в каждую статью вкладываю душу и частичку своего опыта. Все советы, написанные мной для этого блога, помогут вам стать чуточку лучше. Очень рада делиться с вами своими идеями, верю, что вместе мы изменим этот мир в лучшую сторону! Подробнее обо мне вы можете прочитать в разделе "Об авторах".
Незавершенный гештальт это...
- Гештальт-терапия – мифы и реальность | Вовремя
- «Гештальт-терапия — это терапия свободного человека»
- Основы гештальт-психологии: в чем ее суть и как она используется?
- Главная теория гештальт-терапии
- Что такое гештальт и почему он так популярен: 5 фактов о самом модном направлении в психологии
- Елена Петрова. «ВВЕДЕНИЕ В ГЕШТАЛЬТ. Гештальт-подход в жизни: возвращение к здравому смыслу»
Развитие гештальт-терапии. Современная гештальт-терапия. Часть 1
Гештальт-психология и дизайн. Как закрыть гештальт? Целостным может быть восприятие не только треугольников или кнопок на экране, но и жизненных ситуаций. В каждом выпуске ведущая подкаста Анна Ягода и специалисты Уральского института Гештальта и современной психологии подробно и доступно рассказывают о базовых понятиях и инструментах, которые помогают сделать жизнь осмысленнее. Второй сезон подкаста «Гештальт для всех», в первом выпуске которого журналистка Анна Ягода разговаривает с основателем Уральского института гештальта и современной психологии — Михаилом Исуповым и ведущей ключевых программ института. Гештальт-психология"Центре Здорового Сна".Медицинский центр у м. Академия Наук. Обращайтесь 375293118844.
Разбираемся в терминах
- Цели гештальт-терапии
- Что такое гештальт и как его закрыть. Простыми словами
- Гештальт – Что Это? (Основы И Методы Гештальт-Терапии)
- Гештальт-терапия: что за метод, принципы работы психологов
Когнитивно-поведенческая терапия vs гештальт: выбираем правильный подход
Гештальт терапия – направление в психологии, которое помогает клиенту осознать и проработать непрожитые чувства, свои потребности, незавершённые ситуации, а также взять ответственность на себя за свою собственную жизнь. Республиканское общественное объединение «Общество психологов и психотерапевтов «Гештальт-подход» – это профессиональная организация, которая появилось в 2016 году и объединяет различные ветви белорусского гештальта. Гештальт-подход для меня – прежде всего, диалог.
Please wait while your request is being verified...
Все подходы и техники гештальт-терапии можно разделить на три группы. Гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и психоанализ – это три различные формы психотерапии, каждая из которых имеет свой уникальный подход к лечению и имеет полярно разные техники. Что касается гештальт терапии Перлза, как одного из методов психотерапии, то это совершенно самостоятельное направление в психологии, не имеющее прямого отношения к гештальт психологии, кроме ряда идей, заимствованных из нее и, собственно, названия самой системы. Гештальт-психология и дизайн. Как закрыть гештальт? Целостным может быть восприятие не только треугольников или кнопок на экране, но и жизненных ситуаций.
Еще раз о гештальт-терапии
Она появилась в 1912 году, в эпоху, когда методов современной нейронауки не существовало. Поэтому понять, что же именно такое гештальт и какова его природа, можно было разве что концептуально. Тем не менее, теория гештальта господствовала в изучении восприятия всю первую половину XX века. С конца 1950-х годов нейрофизиологи Дэвид Хьюбел и Торстен Визель стали делать записи с отдельных нейронов в зрительной коре кошек и обезьян. Оказалось, что каждый нейрон откликается строго на какое-то свойство изображения: угол поворота и ориентация, направление движения. Они получили название «детекторы признака»: детекторы линий, детектор краёв. Работы оказались крайне успешными, и Хьюбела с Визелем удостоили за них Нобелевской премии.
Позднее, уже в экспериментах на людях, были открыты нейроны, реагирующие на более сложные стимулы — детекторы лиц и даже конкретных лиц знаменитый «нейрон Дженнифер Энистон». Эксперимент Хьюбела и Визеля с кошкой Так на смену идее гештальта пришел иерархический подход. Любой объект — это набор признаков, за каждый из которых отвечает своя группа нейронов. В этом смысле целостный образ, о котором говорили гештальтисты, — это просто активация нейронов высшего порядка. Но не все было так просто. Более поздние эксперименты показывали: мы зачастую схватываем целостную картину гораздо раньше, чем отдельные элементы.
Если вам показать начальную картинку с велосипедом на долю секунды, то вы уверенно сообщите, что увидели велосипед, но вряд ли скажете, были ли у него педали. Выводы говорили о наличии гештальт-эффекта. Это шло вразрез с идеей каскада из нейронов, распознающих признаки от самых простых до самых сложных. Как ответ возникла теория обратной иерархии — когда мы на что-то смотрим, быстрее всех реагируют нейроны, отвечающие за общую картину, а уже за ними подтягиваются те, что распознают детали. Такой подход был ближе к концепции гештальта, но всё равно оставлял вопросы. Теоретически вариантов того, что может оказаться перед нашим взглядом, бесконечно много.
При этом мозг как будто бы заранее знает, какие нейроны активировать. В этом «заранее» и есть ключ к пониманию гештальтов. Речь об одной из самых прорывных идей в понимании работы мозга на рубеже XX и XXI веков — предсказательном кодировании predictive coding. Мозг не просто воспринимает и обрабатывает информацию извне. Скорее наоборот — он предсказывает, что происходит «снаружи», а затем сравнивает предсказание с реальностью. Предсказание — это когда нейроны высших уровней посылают сигналы нейронам низших уровней.
Те, в свою очередь, получают сигналы извне, от органов чувств, и отправляют «наверх», сообщая, насколько предсказания расходятся с реальностью. Главная задача мозга — свести к минимуму ошибку предсказания о реальности. В момент, когда это происходит, и возникает гештальт. Гештальт — это событие, а не что-то статичное. Представьте, что «верхние» нейроны встречаются с «нижними» и договариваются о том, какова реальность в данном месте в данное время. Договорившись, они жмут друг другу руки.
Это рукопожатие длиной в несколько сотен миллисекунд и будет гештальтом.
Можно ли построить новые, эмоционально оставаясь в старых? Как закрыть гештальт Незакрытый гештальт — это не та ситуация, в которой время лечит. Скорее, время тут только усугубляет, укрепляет эту самую рану, а иногда так засыпает песком, что докопаться до нее можно только посредством длительной терапии. Незакрытый гештальт — это не та ситуация, в которой время лечит. Как здесь можно помочь? Закрыть тот самый пресловутый гештальт. В абсолютном большинстве случаев будет эффективна работа с психологом.
Кому-то удастся справиться со своей ситуацией и за один сеанс, а кому-то потребуется гораздо больше времени, ведь далеко не сразу удается выявить, что на самом деле стало причиной дискомфортного состояния. Чем поможет психолог в этой ситуации? Во-первых, под его руководством станет намного легче понять, что именно тревожит человека. Во-вторых, он точно поможет правильно идентифицировать чувства, связанные с этой ситуацией. В-третьих, использование специалистом различных методик позволит максимально экологично завершить этот гештальт и научиться распознавать похожие ситуации в будущем.
И только если совсем не удается найти подходящий «готовый» гештальт, включается ориентировочный рефлекс «что такое? Далее мы увидим, как Перлз переложил эту идею гештальтов на всё функционирование психики в целом. Фигура-Фон Психика человека - целостное образование, основными компонентами которого являются фигуры, то есть те части поля, которые как бы выделяются, и фон - задний план, на котором воспринимаются эти фигуры. Они являются частью целого, структура которого гибка, так как фигура может стать фоном и наоборот. В «народе» это явление широко известно как двойные изображения: два профиля-ваза, красавица-старуха и многие другие. Несмотря на то, что оба изображения присутствуют всегда, видеть мы можем либо вазу, либо два профиля. Фигура и фон могут меняться местами, но 2 фигуры не могут существовать одновременно: что-то обязано стать фоном, на котором и возникнет фигура. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон. Lamme 1995. Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. По сути, это открытие показало — в этом мире есть все, что нам нужно, но видим мы только то, что нам важно в данный момент нашей жизни, а все остальное теряется в фоне, проносится мимо, как пейзаж за окном, когда вы за рулем. Когда нам холодно, мы мечтаем о тепле и уюте, когда жарко — о прохладе и свежести, когда ищем сапоги — смотрим всем на ноги. Когда влюблены, все остальные мужчины женщины перестают существовать. Поле определяется как "тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые" Lewin, 1951, с. Человек живет и развивается в «психологическом поле» окружающей его ситуации. И поведение человека может быть вызвано внутренними потребностями и мотивами, и тогда оно называется волевым, а может — влиянием внешних объектов, и тогда оно называется полевым. Главное открытие заключалось в том, что мы никогда не свободны от влияния поля, и иногда бывает трудно сказать, чем же на самом деле детерминировано наше поведение — нашими внутренними идеями и ценностями или же внешней средой. Человек не может рассматриваться как автономная система, поскольку всегда включен в другую систему, называемую психологической средой. Как мы видим, гештальтпсихология внесла ощутимый вклад в формирование еще одного тренда 20 века - системного мышления. Еще одна теория - «незавершенных действий», разработанная советским психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник, ученицей Курта Левина, экспериментально выяснила, что лучше всего запоминаются незаконченные дела. То есть, пока дело не сделано — мы не свободны. Оно нас держит, как невидимый поводок, не давая уйти далеко. Мы все прекрасно знаем, как это бывает, потому что каждый из нас хотя бы раз бродил возле стола с недописанной курсовой, не в силах уже ее писать, но и не в силах заняться чем-то другим. Перлз совершенно справедливо предположил, что это касается не только внешних, бытовых дел, но и внутренних ситуаций. Например, пока отношения не завершены — они продолжаются. Логично, правда? И мы ведем бесконечные внутренние диалоги, храним обиды многолетней давности и, встретившись, удивляемся тому, что начинаем разговор с того же места, из которого ушли, хлопнув дверью, много лет назад. Теория ГТ В основу своей теории Перлз положил представление о балансе и саморегуляции, по сути — представление о мудрости природы. Если дереву не мешать — оно само возьмет все, что нужно, чтобы вырасти. Если человеку ничто не помешает, он неизбежно будет счастлив и доволен, как дерево, растущее в хорошем месте. Поскольку мы — дети этого мира, и в нем есть все, что нам нужно для счастья. И вся наша жизнь складывается из взаимодействия с миром. Перлз создал красивую теорию о цикле контакта с окружающей средой. Что это такое, можно легко понять на простом примере вашего обеда. Как все начинается? Сначала вы чувствуете голод. Если не будет голода, обедать вы не пойдете. Из этого ощущения рождается желание — этот голод утолить. Потом вы соотносите свое желание с окружающей действительностью: когда и как его лучше удовлетворить, выбираете время и место, предпринимаете некоторые действия, чтобы реализовать ваше желание. И, наконец, наступает момент встречи с объектом вашей потребности в данном случае — собственно с едой. Если все прошло как надо, и вы довольны процессом и результатом, то вы сыты и почти счастливы. Цикл завершен. В этот большой цикл контакта включено много маленьких: возможно, вам нужно было закончить или перенести какое-то дело, чтобы пойти пообедать, или вы обедали с кем-то из коллег или друзей, и как-то об этом договаривались, или вы решали, где вы хотите пообедать. Наконец, вам нужно было одеться, чтобы выйти на улицу, а потом из множества блюд выбрать то, что вы хотите именно сейчас или пойти в магазин, или соорудить что-то из того, что есть дома. Точно так же, сам обед мог быть включен в бОльший гештальт под названием «Деловая встреча» или «Романтическое свидание», или «Наконец-то повидаемся». Так вся наша жизнь и жизнь всего человечества — как матрешка, сложена из разных-разных гештальтов: от перехода улицы до строительства Великой Китайской стены, от минутного разговора со знакомым на улице до 50-летней семейной жизни. Таким образом, все наши неудовлетворенности в жизни возникают из-за того, что какие-то циклы контакта где-то прерываются, гештальты остаются незавершены. А мы при этом, с одной стороны, заняты пока дело не сделано, мы не свободны , а с другой — голодны, поскольку удовлетворение возможно, только когда дело сделано обед съеден, работа получена, свадьба состоялась, жизнь удалась. Есть еще одна особенность: поле приходит в равновесие, только если гештальт завершен, то есть становится хорошо сформированным "сильным" гештальтом. Говоря бытовым языком, если вы пообедали не там, где хотели, не тем, чем хотели, или не с тем, с кем хотели, то вот этого замечательного состояние «жизнь удалась» у вас не возникает. Остается чувство ментального голода, неудовлетворенности, хотя физически вы можете быть сыты. И здесь — один из ключевых моментов ГТ. Перлз сосредоточил свое внимание не на том, как внешний мир нам мешает, а на том, как мы сами себе мешаем. Поскольку вспоминаем теорию поля в этом мире есть все — то, что нам мешает, и то, что нам помогает. Но для нас существует только то, что мы сами выделяем из фона. А мы можем выделить из фона или свое бессилие перед злыми обстоятельствами, которые не пустили нас обедать, или возможность как-то изменить их. Короче, тот, кто хочет - находит способы, а кто не хочет — причины. И по сути, люди отличаются друг от друга не столько тем, какие обстоятельства им достались, а тем, как они реагируют на них. Очевидно, что тот, кто склонен чувствовать бессилие перед начальником-самодуром гораздо вернее останется голодным, поскольку он сам себя останавливает куда более эффективно, чем начальник. Естественно, умение «наступать на горло собственной песне», так же как и подсказки, где и когда это нужно делать, формируются у нас в детстве. Процесс этот совершенно бессознательный, поэтому неуправляемый. И мы несем эти навыки во взрослую жизнь, не отдавая себе отчета, что все изменилось, и те детские приемы выживания, которые были эффективны тогда, абсолютно не подходят сейчас. Задача терапии — найти это место и способ прерывания контакта, выяснить, как и зачем человек себя останавливает, и восстановить нормальный круговорот вещей в природе. А дальше все сложится само. Как хорошо сказал Коэльо, когда человек чего-то очень сильно хочет — вся Вселенная работает на него. А как работает ГТ?
Этот процесс играет важную роль в нашем способе восприятия мира и понимания окружающей действительности. Принцип закрытия гештальта проявляется в нескольких аспектах: Завершенность фигур. Люди склонны видеть недостающие части объектов или форм, чтобы создать завершенные и понятные фигуры. Например, если представить ряд из нескольких отдельных точек, наши мозги могут автоматически воссоздать из них линию или кривую. Контурное восприятие. Закрытие гештальта позволяет нам видеть контуры и обводки объектов, даже если они на самом деле не полностью видимы. Это способствует определению форм и объектов даже при неполных данных. Образование групп. Закрытие гештальта помогает объединять близко расположенные элементы в группы или образы, что способствует более организованному восприятию окружающего мира. Восприятие символов и символики. Закрытие гештальта также влияет на способность воспринимать символы и абстрактные формы как цельные и значимые объекты, даже если они состоят из различных элементов. Закрытие гештальта имеет большое значение не только для понимания восприятия и когнитивных процессов человека, но и для областей дизайна, искусства и коммуникации. Дизайнеры и художники используют этот принцип, чтобы создавать визуальные композиции, которые легко воспринимаются и понимаются аудиторией. Техники гештальт психологии Гештальт-психология является одним из важных направлений в психологической науке, сфокусированным на изучение восприятия, понимания и организации информации человеческим разумом. Это направление возникло в начале 20 века в Германии и получило своё название от слова «гештальт», что на немецком языке означает «форма» или «структура». Основная идея гештальт-психологии заключается в том, что люди воспринимают мир не как отдельные элементы, а как организованные структуры или «гештальты». Что такое гештальт простыми словами Важными техниками гештальт-психологии являются: Закон закрытия: Этот закон указывает на то, что люди склонны видеть незавершенные фигуры как целостные объекты. Например, если на картине изображены несколько отдельных фрагментов, наш мозг автоматически пытается их объединить в одну общую форму.
Что такое гештальт и зачем его закрывать? Основы гештальтпсихологии
Важная задача терапевта — попасть «в поле» клиента, «увидеть» его ситуацию с минимальным числом искажений, услышать его историю. Приведем пример супервизируемой работы. Я хочу поговорить с тобой о моей внешности… Т. Со мной? Ну да… Т. И что ты хочешь сказать мне о себе? Я себе не нравлюсь… Еще со школы… Я всегда думала, что я — некрасивая… Т.
А ты замечаешь, что я — мужчина? К испуганно. Да… Т. Попробуй адресовать свой текст лично мне. У меня создается впечатление, что ты меня не замечаешь… Это — самое начало сессии. В ней гештальт-терапевт слава Богу, начинающий : неуважителен, нечувствителен к неловкости клиентки и просто агрессивен.
В течение 40 последующих минут клиентка пыталась донести до него простую историю: она понравилась парню, он за ней ухаживает, но она не уверена в себе, в своей внешности и очень тревожится… Терапевт постоянно перебивал ее и, простите, грубо нарушал границы — не только этические, но и человеческие. Хотя терапевту с его переживаниями и идеями там пока не было места — там было много феноменов самой клиентки, которые, к сожалению, ей так и не удалось выразить, разместить и обсудить с терапевтом. Именно из-за таких горе-работ я задумалась — может, слово «стратегия» - не самое удачное в этом контексте? Стратегию выстраивают, когда: терапевту более-менее ясно, с чем пришел клиент; обсуждена цель динамичная, изменяющаяся, но «здесь-и-теперь» важная для клиента ; установлен достаточно хороший контакт. Но сама стратегия «работы с внутренней феноменологией» или «работы на границе-контакт» - лишь разные способы достижения разных целей.
Мозг с этим без труда справляется, потому что человеческое восприятие очень целостное. Настолько, что иногда его ставит в тупик отсутствие финала или развязки в жизненных ситуациях. Например, если сильно хотеть пить и уронить стакан с газировкой за секунду до того, как утолить жажду, человек испытает, разочарование, злость, обиду. Можно налить себе воды снова, но эта мелкая неприятность надолго испортит настроение, ведь логичного удовлетворения своего желания получить с первого раза не удалось. Ситуации, в которых мы не преуспели, преследуют нас и лишают энергии. И, если пример с водой и стаканом забудется через пару часов, есть ситуации которые отравляют жизнь многие годы. Обиды на родителей Обиды — самый распространенный вариант незакрытого гештальта. Особенно если дело касается детской обиды на родителей. Дети не могут выразить гнев, упреки и претензии в отношении взрослых. Они накапливаются в подсознании и формируют три основных типа сценариев: 1. Во взрослой жизни человек выбирает партнера, похожего на родителей, чтобы высказать ему все претензии своего детства. Но это не приносит удовлетворения, поскольку выяснять отношения приходится не с настоящими мамой и папой, а с их «заместителями». Человек подсознательно ищет для себя «идеального родителя», которого так не хватало в детстве. Например, девушка, выросшая без отца или с отцом-абьюзером, видит «заменителя» отца в мужчине, который рядом. Она превращается рядом с ним в маленькую капризную девочку, которая требует заботы и внимания, изводит ревностью и обижается, если не получает желаемого. Выросший ребенок собственным примером пытается показать, как быть хорошим родителем. Он строит «идеал» семьи и требует от окружающих соответствия благополучной картинке. Если в чем-то пазл не складывается, это вызывает гнев и фрустрацию.
Гештальтпсихология — это своеобразный протест против молекулярной программы Вундта для психологии. На основе исследований зрительного восприятия, были выведены конфигурации «гештальты» гештальт — целостная форма , суть которых в том, что человек склонен воспринимать окружающий его мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельные фрагменты мира. Гештальтпсихология выступала против принципа расчленения сознания структурная психология на элементы, и построения из них по законам творческого синтеза, сложных психических феноменов. Был сформулирован даже своеобразный закон, который звучал следующим образом: «целое всегда больше суммы составляющих его частей». Первоначально предметом гештальтпсихологии являлось феноменальное поле, в дальнейшем шло достаточно быстрое расширение данной тематики, и в нее стали входит вопросы, изучающие проблемы развития психики, основателей данного направления также волновали вопросы динамики потребностей личности, память и творческое мышление человека. Школа гештальтпсихологии Школа гештальтпсихологии ведет свое начало родословную от важного эксперимента немецкого психолога Макса Вертгеймера — «фи — феномена», суть которого в следующем: М. Вертгеймера используя специальные приборы — стробоскоп и тахиостоскоп, изучал два раздражителя у испытуемых людей две прямые линии путем передачи им разной скорости. И выяснил следующее: Если интервал велик — испытуемый воспринимает линии последовательно Очень короткий интервал — линии воспринимаются одновременно Оптимальный интервал около 60 миллисекунд — создается восприятие движения глаза испытуемого наблюдали перемещение линии «вправо» и «влево», а не две линии данные последовательно или одновременно При оптимальном временном интервале — испытуемый воспринимал только чистое движение осознавал, что движение имеется, но без перемещения самой линии — это явление и получило название «фи-феномен». Свое наблюдение Макс Вертгеймер изложил в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения» — 1912 год. Макс Вертгеймер — известный немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии, получил широкую известность благодаря экспериментальным работам в области мышления и восприятия. Вертгеймер 1880 -1943 — родился в Праге, там же получил начальное образование, учился в университетах — Праги, в Берлине у К. Штумпфа; у О. Кюльпе — в Вюрцбурге получил в 1904 году ученую степень доктора философии. Летом 1910 года переезжает во Франкфурт — на — Майне, где заинтересовывается восприятием движения, благодаря чему в дальнейшем и были открыты новые принципы психологического объяснения. Его работы привлекали внимание многих выдающихся ученых того времени, среди них был и Курт Коффка, который в качестве испытуемого участвовал в экспериментах Вертгеймера. Они совместно, опираясь на результаты, на метод экспериментального исследования, сформулировали совершенно новый подход к объяснению восприятия движения. Так вот и зародилась гештальтпсихология. Гештальтпсихология становится популярной в Берлине, куда Вергеймер возвращается в 1922 году. А в 1929 году он назначается профессором на Франкфурте. А в 1945 году выходит его книга: «Продуктивное мышление», в которой он экспериментальным путем с позиции гештальтпсихологии исследует процесс решения задач описан процесс выяснения функционального значения отдельных частей в структуре проблемной ситуации. Основателем гештальтпсихологии по праву считается и Курт Коффка 1886 — 1941. Родился К. Коффка и вырос Берлине, там же получил образование в местном университете. Его особо всегда увлекали естественные науки и философия, К. Коффка всегда был очень изобретателен. В 1909 году — получил докторскую степень. В 1910 году — плодотворно сотрудничал с Максом Вертгеймером в стенах Франкфуртского университета. В своей статье: «Перцепция: введение в гештальттеорию» он изложил основы гештальтпсихологии, а также результаты многих исследований. В 1921 году Коффка опубликовал книгу «Основы психического развития», посвященную формированию детской психологии. Книга пользовалась большой популярностью не только в Германии, но и в Соединенных Штатах. Его приглашали в Америку для чтения лекций в университетах Корнелла и Висконсина. В1927 году — получает место профессора в Смитовском колледже в Нортхэмптопе, штат Массачусетс, где проработал до своей смерти до 1941 года. В 1933 году Коффка издает книгу «Принципы гештальтпсихологии», которая оказалась слишком трудной для чтения, и потому не стала основным и наиболее полным пособием по изучению новой теории, как на это рассчитывал ее автор. Его исследования по развитию восприятия у детей, выявили следующее: у ребенка, как оказалось на деле имеется набор не очень адекватных, смутных образов внешнего мира. Это его натолкнуло на мысль, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван «трансдукция». Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения. Идеи, законы, принципы Ключевые идеи гештальтпсихологии Главное, с чем работает гештальтпсихология — это сознание.
Пока терапевт не прояснил, куда двигаться, он внимательно наблюдает, слушает, чувствует, расспрашивает. Иногда эта фаза длится несколько встреч, иногда — буквально минуты. Но она — начало работы, тот краеугольный камень, который кладется в основание храма… Без прохождения этой фазы гештальт-терапевт рискует оказаться в плену своих проекций, идей и фантазий безотносительно к потребностям и чувствам клиента, а также собственно к процессу взаимодействия между ними. Второй этап гештальт-сессии — гештальт-эксперимент. Используя запрос клиента, собственные реакции, знания, навыки, терапевт сопровождает клиента на пути, где может встретиться что-то новое — забытая история, неожиданное осознавание, необычная идея… На этом этапе клиент может убедиться в чем-то важном для него, понять, отпустить, принять, захотеть… Более подробно опыт гештальт-экспериментов в группе описаны мною ранее. И последний, третий этап — ассимиляция, освоение нового, переход к использованию этого опыта в жизни. Так вот: сессии, клиенты и контакт бывают очень разными. Иногда клиент настолько погружен в себя, настолько озабочен произошедшим, настолько встревожен, что не способен заметить Другого. И тогда интервенции типа: замечаешь ли ты, что я… кому ты все это рассказываешь… ты мне кажешься… и т. В этот момент терапевт встречается с феноменами, предъявляемыми клиентом — его чувственным опытом, его болью и тревогой, его окружением, отношениями, идеями… Прежде чем чинить машину, хорошо бы понять как она устроена — именно поэтому важна феноменологическая диагностика. Она может быть как реалистичной и построенной на прямых и ясных вопросах, так и метафорической, образной, чувственной. Важная задача терапевта — попасть «в поле» клиента, «увидеть» его ситуацию с минимальным числом искажений, услышать его историю. Приведем пример супервизируемой работы. Я хочу поговорить с тобой о моей внешности… Т. Со мной? Ну да… Т. И что ты хочешь сказать мне о себе? Я себе не нравлюсь… Еще со школы… Я всегда думала, что я — некрасивая… Т.