Чудо святого Феодора Тирона. Начало XVII в. Строгановская школа. В пятницу первой недели Великого поста воспоминается чудо великомученика Феодора Тирона. Празднование памяти великомученика Феодора связано с чудом, произошедшем в Византии во времена царствования нечестивого императора Юлиана Отступника, пытавшегося возродить язычество. Сегодня, в первую субботу Великого поста, Православная церковь празднует дивное чудо с коливом святого славного великомученика Феодора Тирона, которое имело такую предысторию.
Самое читаемое
- СЕТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ САЙТОВ PRIHOD.RU - ПРИХОД.РУ
- СЕТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ САЙТОВ PRIHOD.RU - ПРИХОД.РУ
- Святитель Феофан Затворник "Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия"
- Великомученик Феодор Тирон
Великомученик Феодор Стратилат
Сегодня Церковь вспоминает чудо великомученика Феодора Тирона. Святой Феодор принял мученическую смерть во время правления императора Максимиана в IV веке. Тогда св. Феодор Тирон, явившись из другого мира архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках. Слово в день воспоминания чуда великомученика Феодора Тирона о коливе, после литургии Преждеосвященных Даров (1/14.03.2008 г.). Как произошло чудо воскрешения лилии в храме святого Феодора Тирона в Ялте?
День памяти Феодора Тирона и праведной Мариамны: что можно и нельзя делать
Божественную литургию в нашем храме совершил настоятель священник Максим Соловьев. Когда Юлиан Отступник[1] наследовал царство после Констанция, сына Константина Великого[2], и обратился от Христа к идолослужению, то началось великое гонение на христиан, явное и вместе с тем скрытое. Ибо нечестивый царь запретил жестоко мучить, а также откровенно бесчеловечно покушаться на христиан, — стыдясь и в то же время опасаясь, чтобы к ним не присоединились многие, но задумал мерзкий обманщик некоторым тайным способом осквернить христиан. Градоначальник сразу осуществил на деле повеленное ему, и на всем торжище разложили оскверненные идоложертвенной кровью пищу и питие. Но Всевидящий Бог, препятствующий хитрецам в их коварстве и всегда промышляющий о нас, Своих рабах, разрушил и гнусные козни отступника. Городскому епископу Евдоксию[3], хотя он был и еретиком, а не православным, Бог послал великого страстотерпца Своего Феодора, из воинского сословия, по прозванию Тирон[4].
Феодор отказался и во всеуслышание исповедал свою веру. Воина заключили в темницу. По преданию, узнику явился Сын Божий, утешил и укрепил его. Феодора пытали и приговорили к сожжению. Спустя пятьдесят лет после мученической кончины святого Феодора, император Юлиан Отступник решил надругаться над верой христиан. Он знал о том, что христианам запрещено есть ту пищу, которую приносили в жертву языческим богам. Приближался Великий пост.
Таким образом он хотел уничижить христиан, заставив их в дни Святой Четыредесятницы вкушать недозволенные яства. Однако в тонком видении Константинопольскому Архиепископу явился светозарный воин, повелев воздерживаться от покупок на рынках, но сварить для пропитания пшеницу и мед. В память об этом Православная Церковь до сих пор предлагает своим чадам коливо, соединяя его освящение с благодарственной молитвой святому великомученику Феодору Тирону. Молебное пение совершил настоятель храма, которому сослужил иерей Андрей Меркулов.
Она возникла в память о чуде великомученика Феодора Тирона прозвище Тирон происходит от латинского tiro, что значит «новобранец», «рекрут». Это произошло в Константинополе, в годы правления императора Юлиана, прозванного Отступником за то, что, будучи крещенным христианином, отрекся от веры и попытался возродить язычество. Он использовал не только к репрессии — известно о многих пострадавших за Христа в краткий период его правления, — но и кощунственные выходки, имевшие целью надругаться над верой Христовой. Так, на первой седмице Великого Поста 362 года император велел тайно от христиан окропить кровью жертвенных животных, которых язычники приносили идолам, всё, что продавалось на рынке в Константинополе. О нечестивом замысле Предстоятелю Константинопольской Церкви архиепископу Евдоксию сообщил великомученик Феодор Тирон.
Икона великомученика Феодора Тирона на Соловках
Великомученик Феодор Тирон был воином в городе Амасии Понтийской области в Малой Азии, под начальством некоего Вринка. Этот обряд совершается в воспоминание чуда мученика Феодора Тирона. Городскому епископу Евдоксию, хотя он был и еретиком, а не православным, Бог послал великого страстотерпца Своего Феодора, из воинского сословия, по прозванию Тирон.
Православная молитва Феодору Тирону — священные тексты, о чем просят святого
День памяти Феодора Тирона - история и чудеса святого | 4 марта, в первую субботу Великого поста, Православная церковь празднует дивное чудо с коливом святого славного великомученика Феодора Тирона. |
Карта сайта | Но великомученик Феодор Тирон, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо. |
Явление мученика Феодора Тирона: зачем варить коливо | Но в этот день не поминают усопших, а вспоминают чудо, которое совершил святой Феодор Тирон в IV веке при императоре Юлиане Отступнике. |
Молитва Феодору Тирону: текст на русском, о чем молятся святому | В честь этого события и было установлено празднование памяти святого мученика Феодора Тирона в первую субботу Великого поста. |
Чудо великомученика Феодора Тирона
Издал эдикт против христиан и дал привилегии язычникам, и вообще известен своими хитрыми, но тщетными попытками восстановить язычество. На 32-м году жизни убит в войне с персами. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Спаситель ободрил мученика, сказав: «Я с тобой, дерзай, Феодор, не принимай ни пищи, ни пития земного и получишь жизнь вечную со Мной на Небе».
Действительно, вскоре святому была предложена пища, к которой он не притронулся. Мученик вновь мужественно исповедал перед судом свою веру во Христа, за что был предан новым жестоким истязаниям и осужден на сожжение. Чудесным образом тело Феодора не пострадало в огне. Благочестивая христианка Евсевия похоронила останки святого недалеко от Амасии. Впоследствии его мощи были перенесены в Константинополь. Защитник христиан Через 50 лет после своей кончины великомученик Феодор Тирон защитил христиан от угрожавшей им опасности. На императорский престол взошел Юлиан, получивший прозвище Отступник. Новый правитель стремился возродить в былой славе доживавшее свой век римское язычество и покончить с христианской верой.
Интересно, что, по одной из версий, умирая от смертельной раны, Юлиан признал свое поражение в борьбе со Христом — он сказал: «Ты победил, Галилеянин! Однако святой Феодор помешал его плану. Великомученик явился епископу Евдоксию и велел объявить, чтобы никто из христиан ничего не покупал на столичных рынках, а варил пшеницу с медом — коливо.
Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого поста. Но великомученик Феодор, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо. По словам святителя Афанасия Сахарова , чином благословения колива Церковь как бы напоминает имущим, чтобы они ради праздника и в память усопших поделились с неимущими и от других ястий своей праздничной трапезы, да не остатками или отбросами, а лучшими, сладкими кусками, — напоминает о том, чтобы они в праздники вообще усугубили свои добрые дела, умножили милостыню всякого рода, совершая ее ради праздника и в память усопших, как бы их долю отдавая неимущим, как бы руками этих последних пересылая праздничное угощение дорогим и любимым, подобно тому как было в древней Руси, и как в некоторых местах до последнего времени сохранился обычай в праздники относить или посылать своим близким и друзьям в качестве подарка некоторые снеди праздничной трапезы.
При этом о замысле императора христиане не знали. Тогда предстоятелю Константинопольской Церкви, архиепископу Евдоксию, явился не во сне, но наяву, как живой, неизвестный человек, который повелел: «Собери немедленно Христово стадо и прикажи всем православным, чтобы никто из них не покупал на торжищах яств, ибо они, по приказанию нечестивого царя, осквернены идоложертвенной кровью»; на недоуменный вопрос архиерея, чем же питаться тогда верным, человек этот сказал: «Дав им коливо, ты избавишь их от затруднений». При этом оказалось, что слово «коливо» было незнакомо архиепископу, так что святой пояснил, что это — пшеница, сваренная с медом.
Тогда же он назвал и свое имя — Феодор, пострадавший за Христа. Считается, что этот случай и положил начало традиции церковного употребления колива, а также почитанию святого Феодора Тирона, который этим чудом стал известен Церкви.
Память великомученика Феодора Тирона
В память о чуде Церковь чтит память святого Феодора Тирона в первую субботу Великого поста. Впоследствии «чудо о змее» стало встречаться в житиях сразу двух святых Феодоров – Стратилата и именуемого Тироном (что означает «новобранец»). Здесь было несколько церквей, посвященных обоим святым-Феодору Тирону и Феодору Стратилату.
Святой великомученик Феодор Тирон: жизнеописание, история и интересные факты
Расспросив его и узнав, что пред ним посланник Божий, великомученик Феодор Тирон, архиепископ сразу же последовал его совету и уберег христиан от осквернения. Святой Феодор Тирон претерпел мучение и смерть за веру в начале IV в. (около 306 г.). Чудо, о котором пойдет речь в этом повествовании, случилось спустя более 50 лет после кончины мученика. Святой Феодор Тирон совершил множество других чудес для тех, кто приходил к нему в храм с верой и молитвой.
Память великомученика Феодора Тирона
К тому времени в самом Константинополе не осталось уже ни одного языческого храма, но Юлиан не отступал перед назначенной целью. Первое торжественное жертвоприношение он совершил, как предполагают, в главной городской базилике, предназначавшейся для прогулок и деловых встреч, в которую поставил статую языческой богини Фортуны. По свидетельству церковного историка Созомена [1] , здесь произошла очень впечатляющая сцена: слепой старец, которого вел ребёнок, приблизившись к императору, назвал его безбожником, отступником, человеком без веры. На это Юлиан ему отвечал: «Ты слеп, и не твой галилейский Бог возвратит тебе зрение».
Юлиан промолчал на эту дерзость и продолжал жертвоприношение. Однако обратить народ в создавшихся условиях назад к язычеству было делом весьма затруднительным, даже силою императорской власти. Юлиан действовал с осторожностью и лукавством: воздвигая языческие храмы, он вносил в их архитектуру и некоторые черты от христианских церквей, также языческую иерархию он организовывал подобно образцу, принятому в христианстве, причем место «главного жреца» он оставил за собою.
От жрецов требовалась безупречная личная жизнь, поощрялась благотворительность и прочее, что могло бы завоевать расположение у простых обывателей. Намереваясь ослабить христианство изнутри, Юлиан расправлялся преимущественно с наиболее грамотными и твердыми защитниками веры. Чтобы лишить христиан возможности образования, он запретил им преподавать и учиться в высших учебных заведениях, занимать начальственные должности в государстве.
Желая вызвать как можно больше внутрицерковных раздоров и противоречий, Юлиан издал указ о «веротерпимости», по которому были возвращены из ссылки все еретические иерархи и главные идеологи. По его инициативе и всяческой поддержке красноречивые ересиархи организовывали публичные диспуты о вере с православными, чтобы по возможности соблазнить кого-нибудь из малограмотных простецов и навести на сомнения относительно истины православных догматов. Одновременно с этим Юлиан обещал большие выгоды тем из христиан, которые согласились бы отречься от христианства.
Примеров отречения было немало. Святой Иероним [3] называл подобный образ действия Юлиана «преследованием ласковым, которое скорее манило, чем принуждало к жертвоприношению». По своей тактике Юлиан часто не решался действовать открыто, но позволял, чтобы идолопоклонники при удобных обстоятельствах могли безнаказанно грабить и убивать беззащитных верующих жителей.
Когда же христиане обращались с жалобами в суд, то судьи-язычники с издевательством говорили в ответ: Ваш Бог велел вам терпеть. Здесь он увидел абсолютное пренебрежение к своим начинаниям. Столица Сирии не проявила никакого интереса к идеологии гостившего в ней императора.
Через полстолетия после своих мученических подвигов за Имя Христово, в правление в Римской империи Юлиана отступника, во время первой седмицы Великого поста в Константинополе по приказу императора были окропляемы идоложертвенной кровью все продукты на рынках. Божиим Промыслом святой Феодор явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию, причем не во сне, а наяву как сообщает об этом святитель Димитрий Ростовский , и, предупредив о содеянном на рынках в Константинополе, повелел Евдоксию собрать всех христиан и объявить им о содеянном, чтоб никто не покупал продуктов на рынке! При этом великомученик Феодор повелел вместо оскверненных продуктов варить пшеницу с медом — коливо.
Вот это чудо святого Феодора и вспоминается Святой Церковью из года в год в субботу первой великопостной седмицы. Чудо, которое являет нам попечение Божие о Своих чадах — всех, искренне верующих в заступничество Божие.
На императорский престол взошел Юлиан, получивший прозвище Отступник. Новый правитель стремился возродить в былой славе доживавшее свой век римское язычество и покончить с христианской верой. Интересно, что, по одной из версий, умирая от смертельной раны, Юлиан признал свое поражение в борьбе со Христом — он сказал: «Ты победил, Галилеянин!
Однако святой Феодор помешал его плану. Великомученик явился епископу Евдоксию и велел объявить, чтобы никто из христиан ничего не покупал на столичных рынках, а варил пшеницу с медом — коливо. Коливо или иначе — кутья было пищей бедных римлян. Кроме памяти великомученика Феодора Тирона в конце первой седмицы Великого поста, коливо в Православной Церкви освящается в честь Господских праздников, а также в память святых и усопших христиан. Прославляя мученика Вспоминая чудо святого Феодора, Православная Церковь ежегодно совершает празднование великомученику-воину в субботу первой седмицы Великого поста.
Накануне в пятницу, на литургии Преждеосвященных Даров, после заамвонной молитвы, читается канон святому, после чего благословляется коливо и раздается верующим. Отголосок древних трапез Обычай приносить украшенное различными плодами коливо в память угодников Божиих и почивших христиан известен уже с IV века. Вероятно, этот обычай является отголоском тех древних трапез, которые устраивались в древней христианской Церкви в дни кончины мучеников и остальных христиан. В III веке о таких трапезах упоминал знаменитый богослов Ориген Александрийский: «Мы празднуем день смерти потому, что не умирают те, которые кажутся умершими.
В начале Великого поста Юлиан решил надругаться над верующими. Он приказал градоначальнику Константинополя незаметно окроплять продукты на рынке кровью животных, принесенных в жертву языческим богам. Апостолы предписывали воздерживаться от идоложертвенного и крови Деян 15:29 , и, как бывший христианин, император прекрасно об этом знал. Коварный замысел правителя оставался в тайне и должен был достигнуть своей цели, если бы не произошло чудо.
ФЕОДОР ТИРОН. СВЯТЫЕ ВОИНЫ
Здесь было несколько церквей, посвященных обоим святым-Феодору Тирону и Феодору Стратилату. Прихожане в этот день не только исповедовались и причастились, но и вкусили коливо, которое освящают в это день, как память о чуде великомученика Феодора Тирона. В память об этом Православная Церковь до сих пор предлагает своим чадам коливо, соединяя его освящение с благодарственной молитвой святому великомученику Феодору Тирону. Городскому епископу Евдоксию, хотя он был и еретиком, а не православным, Бог послал великого страстотерпца Своего Феодора, из воинского сословия, по прозванию Тирон.
11.03.2022 года - Чудо вмч. Феодора Тирона.
- Память великомученика Феодора Тирона. Традиция освящения колива
- Чудо св. Феодора Тирона о змие
- В каких случаях молятся Феодору Стратилату?
- Церковь празднует чудо с коливом великомученика Феодора Тирона
- Чудо св. Феодора Тирона о змие
Карта сайта
Видя это, градоначальник Амасии велел разжечь огромный костер и сжечь стойкого христианина заживо. Столь страшная участь предстоящая Феодору его никак не испугала, он молился Богу, посылая благодарности Христу, погиб в бушующем пламени. Существует предание, что тело осталось нетронутым огнем. Подобное чудо многих язычников обратило тогда в веру в Христа. Целые останки убиенного захоронила благонравная Евсевия вблизи родного городка. Позже часть из них была переправлена в Константинополь, а другая, а именно голова, в Италию, где и находится эта святыня по сей день. Апокриф О христианских подвигах св. Феодора Тирона сложен апокриф.
В нем представляется юноша борющимся со страшным змеем. Данный текст можно назвать отрывком, в котором рассказано о претерпеваемых святым муках. Само житие только слегка обрисовывается в начальной части апокрифа. Имя святого, как известно, Феодор, а вот слово Тирон имеет значение «новобранец», так как парень прослужил недолго. Весь сюжет стал источником вдохновения для иконописца Н. Им была создан образ «Чудо Феодора Тирона о змие» пер. Икону по композиции иногда называют мозаичной, так как в ней просматривается сразу несколько сюжетов.
Икона и день памяти Центральная часть святого образа представлена женской фигурой, которую пытается унести крылатый змей. В правой части в окружении гадов в колодезной яме — мать мученика.
Прозвище его Тирон происходит от латинского «tiro», что значит «новобранец», «рекрут». Во время проводимой по указанию императора Галерия 305-311 кампании по принуждению христиан к принесению жертв языческим богам Феодор вместе с другими верующими был принуждаем отречься от Христа и принести жертву идолам, но воин твердо во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Военачальник Феодора Вринк дал ему несколько дней на размышление, во время которых святой усиленно молился. После этого Феодора обвинили в поджоге языческого храма Кибелы и привели на суд к градоначальнику Публию. Феодор вновь исповедал себя христианином, после чего был заключен в тюрьму и обречен на голодную смерть. Там ему явился Иисус Христос, Господь утешал и подкреплял его. Обнаружив через некоторое время Феодора живым, градоначальник вновь предложил ему совершить жертвоприношение.
Но Всевидящий Бог, препятствующий хитрецам в их коварстве и всегда промышляющий о нас, Своих рабах, разрушил и гнусные козни отступника. Городскому епископу Евдоксию[3], хотя он был и еретиком, а не православным, Бог послал великого страстотерпца Своего Феодора, из воинского сословия, по прозванию Тирон[4]. И тот, представ перед ним не во сне, а наяву, сказал вот что: «Как можно скорее, встав, собери стадо Христово и строго заповедай никому ничего не покупать из предлагаемого на торжище, ибо все это осквернено идоложертвенной кровью по приказу нечестивого царя». Архиерей недоумевал и спрашивал: «Но как бы это удалось не имеющим дома достаточно пищи — не покупать предлагаемого на торжище? Когда же тот, удивляясь и не понимая, спросил, что бы это значило — «коливо», великомученик Феодор сказал: «Вареная пшеница, — ибо так мы привыкли ее называть в Евхаите». Патриарх выведывал, кто это, заботящийся о христианах, а святой снова отвечал: «Феодор, мученик Христов, ныне послан вам от Него помощником». Патриарх же, тотчас встав, многим христианам возвестил о видении и, сделав так как повелел святой Феодор , сохранил Христово стадо невредимым от коварства врага и отступника. Царь же, видя, что его козни раскрыты и ничего не вышло, сильно устыдившись, снова повелел продавать на торгу обычные товары.
Понятно, что слух об этом быстро дошел до самого императора. Изложение дальнейших событий разнится в разных редакциях жития святого: иногда говорят, что воевода, зная, что царь гневается на него из-за веры, понимая неизбежность страданий, решил принять их в городе, где его мученическая кончина обратит ко Христу еще больше людей; поэтому он как бы притворился ревностным язычником, и пригласил самого царя пожаловать в Гераклею, дабы вместе с ним совместно принести жертвы «богам»; есть также жития, где говорится, что сам Ликиний решил приехать, чтобы лаской, наградами отвратить от Христа храброго и потому любимого народом стратилата; открыто мучить его Ликиний не решался, обоснованно чувствуя себя неуверенно — и ввиду противостояния с Константином, и зная, что количество христиан среди горожан велико и продолжает расти. Во всяком случае, факты таковы, что почти сразу по приезде Ликиния Феодор решился не просто исповедать себя христианином при всех, но — перейти к открытому противостоянию с царем. Именно поэтому он уничтожил привезенные им изображения богов, раздав золото и серебро, из которого они были изготовлены, нищим. И лично сказал об этом царю. После этого участь стратилата была предрешена. Чудо веры Его подвергли пыткам: били, опаляли огнем, наконец, морили голодом, принуждая отречься от Христа. Но слышали только: «Слава Тебе, Боже наш! На кресте он, уже изможденный голодом, избитый, провисел ночь. Житие приводит его слова, которые, может быть, слышали тогда бывшие при нем слуги. Это слова изнемогающего от страданий: «Господи, рекл ми еси первее, Аз есмь с тобою, ныне же почто оставил мя еси? Что случилось дальше, точно не известно. Но утром воины, пришедшие забрать, как они думали, мертвое тело, увидели живого, здорового Феодора, свободно ходящего близ места своей несостоявшейся казни. Говорят, все они тут же уверовали во Христа, были крещены. А затем начались волнения горожан, возмущенных поступком императора, его несправедливостью по отношению к святому мужу. Неизвестно, чем кончилось бы противостояние пришедшего в ярость Ликиния и горожан, но сам Феодор удержал людей словами: «Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на кресте, удерживал ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому». Затем святой сам пришел к мучителям, добровольно желая пострадать еще. Говорят, когда его вели на казнь, его слово открывало двери тюрем, с узников падали кандалы. А больные, прикасавшиеся к одежде святого, исцелялись. Встреча Феодора Стратилата с царем Ликинием 21 февраля 319 г. Феодора казнили чрез отсечение главы. Палачи, зная все происшедшие чудеса, дали ему возможность помолиться перед кончиной, сделать распоряжения слугам об имуществе, даже — о том, чтобы тело мученика было перевезено на родину. Так окончилась его земная жизнь — и началась долгая история заступничества за род людской и проповеди веры — теперь уже посмертными чудесами. Среди них: строгое наказание мусульман Сирии, которые в VII в.