Новости что дает человеку соборование

Магистрант Казанской семинарии совершил таинство соборования в Казанском хосписе13.12.2017В "Новости". В-третьих, после соборования иногда человек умирает и потому, что ему нужно, пора умирать. Таинство соборования, которое часто проводят в храмах Русской церкви во время Великого поста, может помочь лучше подготовиться к празднику Воскресения Христова, РИА Новости, 09.04.2024.

Соборование: выздороветь и воскреснуть

Однако священник должен быть внимательным к больному. Опытно знаю, что иногда может казаться, что человек лишен сознания, но на самом деле он слышит и понимает происходящее. Телесно он настолько скован, что кажется лишившимся сознания. Поэтому при отсутствии полной уверенности в том, что больной лишен сознания, лучше решение принять в пользу милосердия.

Соборование не совершается над младенцами, не достигшими семи лет, поскольку врачевание больного находится в прямой связи с очищением его души от забытых и неосознанных грехов. Не могут собороваться также здоровые, которым предстоит серьезная опасность, а также приговоренные к смертной казни. Не могут участвовать в этом таинстве также люди, не принадлежащие к Православной Церкви.

Нераскаянным грешникам и бесноватым, оскорбляющим веру, также таинство елеосвящения не может быть подано. В литургической литературе ясно проводится мысль, что сам священник совершить над собой таинство святого елея не может. Это противоречит апостольскому указанию: «Пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» Иак.

Согласно правилам, над умершим совершать таинство елеосвящения нельзя Номоканон, 164. Недействительно также заочное соборование. К этому таинству человек должен приготовиться через таинство покаяния.

Хотя иногда и праведникам Господь Бог посылает болезни для духовного совершенствования, у большинства людей болезнь является результатом разрушительного действия греха. Любой болящий должен прежде всего обратиться к Богу, чтобы очиститься от грехов и исправить жизнь. Без этого помощь медицины может оказаться недейственной.

Поэтому умер царь Аса, который «в болезни своей взыскал не Господа, а врачей» 2 Пар. Спаситель наш, когда к нему принесли расслабленного для исцеления, прежде всего прощает ему грехи: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» Мк. На связь прощения грехов и исцеление по молитве священников указывает и апостол Иаков см.

Святые отцы, говоря о таинстве елеосвящения, руководствовались библейским учением: «Кто создал душу, Тот сотворил и тело, и Кто исцеляет бессмертную душу, Тот может уврачевать и тело от временных страданий и болезней» преподобный Макарий Великий. О прощении грехов в таинстве соборования пишет великий старец преподобный Амвросий Оптинский: «Сила таинства елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие» Собр. Сергиев Посад, 1908.

Мыслью о связи телесного исцеления с прощением грехов проникнуты все молитвы таинства святого елея.

Если есть возможность, можно принести в жертву на храм и вино красное, сухое или кагор , так как при освящении в елей вливается вино. Но одежда должна быть свободной, чтобы священник мог помазать руки, шею, верхнюю часть груди декольте глубокое не нужно. Платок у женщин, соответственно, должен быть повязан так, чтобы не мешал помазанию. Салфеткой можно будет вытереть то, что не впитает кожа а не впитает она много даже после того, как вы разотрете елей по лицу и рукам. По этой же причине нужно приходить без косметики глаза и губы нельзя красить и лучше снять кольца, цепочки, браслеты — они замаслятся. После Таинства использованные салфетки заберут помощники священника.

Подробности объяснит священник. Если вы думаете, что главное здесь — «помазаться» маслом, вы ошибаетесь.

Кисточкой с елеем они рисуют крестик на лбу, веках, кистях рук… Запах ароматного масла соединяется с пением и вот уже стройный хор голосов поет-взывает: «Исцели мя, Боже, исцели, Владыко, исцели, Святый! Так совершается таинство соборования.

Поэтому многие думают, зачем здоровому человеку собороваться? Несколько лет назад я обратилась с этим вопросом к схиархимандриту Даниилу Сарычеву. Считается, что молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет божья воля. И человек получает прощение грехов — за этим и приходят на соборование.

По православному канону в этом таинстве должны участвовать семь священников. Но не всегда есть возможность пригласить столько иереев на службу. Поэтому даже если таинство совершает один батюшка, соборование считается состоявшимся. Служитель за свечным ящиком записывает ваше имя, чтобы священник мог за вас помолиться.

Начинается служба. Во время соборования читают канон, выдержки из Евангелия, апостольские послания и произносят молитвенное обращение к богу об отпущении грехов больного. Потом читается молитва на освящение масла елея и происходит само помазание маслом. В это время священник читает молитву «Помазывается раб Божий вы громко произносите свое имя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа во исцеление души и тела».

Это церковное ходатайство, чтобы дать человеку возможность ещё пожить в общине, а значит — послужить Богу, успеть ещё сделать что-то доброе в своей жизни. Перед смертью в нормальном случае человеку надо помочь исповедоваться и причаститься, но собороваться перед смертью я никакого смысла не вижу. Когда меня зовут кого-то из сильно престарелых людей соборовать и при этом не просят исповеди и причастия, меня это всегда удивляет, и я предлагаю всё-таки второе.

Уместно ли участие детей? Без этого может быть профанация. Таинство — это всё-таки не таблетка от всех проблем, нельзя всё время сваливать ответственность на кого-то: на Бога, на церковь.

Некоторые говорят: ой, я за пост пять раз соборовалась, такая благодать: читают Писание семь раз, помазывают человека освящённым маслом семь раз — как хорошо, какая красота! Евангелие еще на голову в конце положат. То есть люди просто ходят собороваться, как бы запасая благодать впрок.

В итоге соборование «девальвируется». Но то же ведь можно сказать и про другие таинства: из евхаристии сделали фактически молебен с причастием, из покаяния — психологические беседы, из крещения — обряд из серии «хуже не будет». Хотя все эти церковные таинства означают очень серьёзные события в жизни человека, которые совершаются Божьей любовью и человеческой верой.

Это же событие!

О соборовании

Обычно соборующиеся заранее готовятся к помазанию: освобождают лоб, расстегивают ворот, готовят руки После каждого помазания можно стирать масло салфеткой. Но эти салфетки нельзя потом просто выбросить. Их надо либо сжечь самим, либо отдать в храм на сжигание Хор начинает петь прокимен перед чтением следующего Евангелия, а рядом продолжается помазывание еще с прошлого чтения Особо чувствуют благодатную силу таинства те, кому оно прямо показано -- больные и немощные люди. Раньше это таинство не совершалось над здоровыми людьми. В синодальный период, как исключение, в Великий Четверг, оно совершалось в Троице-Сергиевой лавре и в Московском Успенском соборе. Димитрий Ростовский объяснял такое отступление так: если в Великий Четверг, на вечери, Христос установил Завет Новый Тела и Крови Своей, то в этот день может быть прилично ради этого и собороваться перед Причастием даже и здоровым людям, так как и они не знают дня и часа своей кончины. Но, имея в виду под болезнью не только телесные недуги, но и греховное состояние души, в Оптиной пустыни, таинство Елеосвящения совершалось для богомольцев по несколько раз в неделю После седьмого помазывания остатки святого масла выливаются обратно в сосуд. Это масло нельзя употреблять для другого какого-нибудь помазания, но оно должно быть сожжено обычно в храме в лампадке или в кадиле. Если же чин совершался над умирающим больным и больной умер, то остаток святого елея крестообразно возливает на него священник при погребении И вот приготовлены Евангелия и Кресты для заключительной части таинства. На главу больного возлагается письменами вниз Евангелие, как бы рука Самого Господа. Сначала Евангелие возлагается на главы священников.

Они тоже участвовали в таинстве Все священники вместе держат Евангелие и каждый по очереди входят под образовавшийся свод. В это время первенствующий священник читает во всеуслышание разрешительную молитву, в которой говорится: "Царю Святый... Никакого указания, кроме как сжечь его, нет. Но из особого благочестия, некоторые верующие его берут домой и употребляют в пищу. Это, так называемая "благочестивая традиция". Еще одна благочестивая традиция -- брать себе освященного масла с вином после соборования. Как сказано выше, им уже ничего нельзя помазывать, но его можно сжечь в лампадке дома. Выходя из храма, так приятно вдыхать воздух, уже напоенный весенними запахами и чувствовать обновление не только в природе, но и в самой душе Елеосвящение, от греческих слов «масло» -- «элайоа» и «милость» -- «элеос» — таинство помазывания освященным маслом елеем. Еще его называют соборованием от слов «собор», «собрание», потому что таинство это должно совершаться семью священниками, как сказано в Требнике, составленном Петром Могилой в середине XVII века. Таинство может совершать и один священник, но только в случае крайней необходимости.

Вообще-то елеосвящение может совершаться не только в пост. Над больным человеком оно может быть совершено в любое время, так как основная цель Елеосвящения — исцеление от болезни. Как и всякое Таинство Церкви, елеосвящение берет свое начало в Евангельской истории, в деяниях Иисуса Христа и Его апостолов.

Все эти и подобные им грехи благодатью Божией от-пускаются болящему через Таинство Елеосвящения. Может ли Соборование приблизить смерть человека? Но сроки жизни любого человека зависят только от воли Небесного Отца, Который нередко посылает телесную болезнь для вразумления и изменения жизни. Да и жизнь умирающего Господь может продлевать с той целью, чтобы дать ему достойно подготовиться к переходу в вечность. К сожалению, с Таинством Елеосвящения связаны устойчивые предрассудки, которые отталкивают малодушных от самой возможности прибегать к спасительному действию Божьей благодати.

Люди, подверженные суевериям боятся Соборования, считая, что это «последнее Таинство и оно ускорит кончину их самих или родственников, его принимающих. Ни в коем случае нельзя верить и таким предрассудкам, что выздоровевшему после Елеосвящения никогда больше нельзя употреблять мясную пищу; что надо поститься, кроме среды и пятницы, еще и в понедельник; что он не может иметь супружеских отношений, не должен ходить в баню, принимать лекарства и т. Эти фантазии подрывают веру в благодатную силу Таинства и разрушают духовную жизнь принявшего эти выдумки человека. Кроме того, они вносят соблазн в умы «внешних», не принадлежащих к Церкви, но сочувствующих ей людей. Как подготовиться к Соборованию? Узнать, когда оно проводится, прийти к определенному времени, записаться в свечной лавке, сообщить свое имя, купить свечу. Если есть возможность, перед Соборованием желательно заранее исповедоваться в том, что осознается как грех.

Поэтому если родные видят, что человек уже близок к тому, чтобы перейти в мир иной, конечно, нужно позвать священника для того, чтобы пока человек в сознании, священник мог бы с ним поговорить и принять его покаяние. Это самое главное. Если человек хотел исповедоваться, но по каким-то причинам не успел, священник должен рассудить и, возможно, совершить над ним Таинство Соборования, помолившись о прощении его грехов, которые он сейчас уже в силу тяжелого состояния не может осознать и в которых не может раскаяться.

Я не считаю, что каждый человек перед смертью должен обязательно пособороваться. Соборование — это не Таинство смерти, это Таинство жизни, потому что все молитвы в Соборовании имеют следующий смысл: Господи, даруй этому человеку здоровье, чтобы он мог послужить Тебе еще. Это Таинство во исцеление. И уж тем более оно не ускоряет уход человека из этой жизни. Это суеверия. В таком случае им стоит молиться Господу о прощении его грехов и уповать на милосердие Божие. В Евангелии от Матфея Мф. Таким образом, если немощный человек не смог сам прийти в храм и адекватно исповедоваться, то по вере родных и близких, которые приглашают к нему священника, может произойти чудо прощения и исцеления. Но важно понимать: то, что происходит в Церкви - это ни в коем случае не магия, не какие-то заклинания или обряды, это именно Таинство веры. А если человек отказывается от Таинства, несмотря на уговоры родственников, то в таком действе смысла не будет.

Как говорится, невольник — не богомольник. Являются ли наши болезни наказанием за грехи? Болезнь — это посещение Божие. Нужно подумать, для чего Он нас посетил. Возможно, этой болезнью Господь удерживает нас от каких-то еще более страшных жизненных ситуаций и грехов. Думаю, что бывают болезни, которые являются следствием явных грехов - пьянства, наркомании и т. Бывают болезни для проявления славы и милости Божией. Например, Господь иногда попускает болезни и исцеляет от них для того, чтобы человек уверовал или укрепился в вере. Для чего человеку дается недуг - это Тайна между Богом и этим человеком. Мы должны попытаться сами проанализировать свою болезнь и сделать какие-то выводы.

Кто не допускается к елеосвящению? Нельзя соборовать уже умерших людей и тех, кто находится в бессознательном состоянии, поскольку обряд совершается только с добровольного осознанного согласия человека. Не разрешается проводить обряд буйным психическим больным, женщинам в период менструации, а также детям до 7 лет, в отличие от таинства крещения, которое может совершаться в любом возрасте. Более младших соборуют, но в редких случаях, если ребенок тяжело болен. Как подготовиться к соборованию? Особых приготовлений не нужно, желательно только, чтобы человек исповедовался и причастился, признавшись в тех проступках, которые он помнит. Важно наличие веры и искреннее раскаяние в совершенном грехе, обряд в этом случае окажет должное воздействие. Поэтому прежде всего необходимо морально подготовиться к таинству и уже затем заручиться благословением батюшки. Поститься перед соборованием необязательно, если только оно не осуществляется в Великий Пост. Необходимо заранее написать свое имя и принести в церковь кагор, пшеницу и масло.

Нужно правильно подобрать одежду, которая должна быть на пуговицах или другой застежке, чтобы священник мог нанести елей.

ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ

Таинство соборования, которое часто проводят в храмах Русской церкви во время Великого поста, может помочь лучше подготовиться к празднику Воскресения Христова, РИА Новости, 09.04.2024. Удивительно серьезное, таинственное совершение соборования на дому над болящим часто дает чудесное исцеление болящему, когда соберется много священников, и они усердно молятся. В народе соборование воспринимается как таинство, которое человек принимает во время болезни или перед смертью. В-третьих, после соборования иногда человек умирает и потому, что ему нужно, пора умирать. — Могут ли в Соборовании участвовать люди, у которых ничего не болит? Нередко в сознании людей данное таинство превращается в нечто магическое, воспринимающееся как медицинская процедура, о духовном его составляющем мало кто задумывается.

Таинство Елеосвящения. Вопросы и ответы

Перед началом соборования прихожане зажигают свечи, затем идут чтение молитв и песнопения. Затем зажигается 7 свечей и произносится молитва. В заключительной части таинства священник помазывает соборующихся. Одновременно читают священные писания, краткую ектению и молитву об исцелении верующих и их прощении. Повторяется эта часть 7 раз, но отрывки из Апостолов и Евангелия при этом читаются разные. Затем соборующиеся становятся вокруг священников, которые произносят молитву и поочередно на каждого прихожанина кладут раскрытое Евангелие. После этого все целуют священное писание, идут ектения и поклоны прошедших через таинство.

На дому Если человек не может придти в храм, то елеосвящение проходит на дому, в комнате, где висят иконы Иисуса Христа и Богородицы. Обряд почти ничем не отличается от проведения его в церкви. При таинстве присутствуют близкие родственники, которых священник также помазывает елеем. Перед началом необходимо приготовить: столик, чистую скатерть; пшеничные или другие зерна, лежащие на блюдечке, что будет символизировать оздоровление духа и тела ; 7 свечек;.

Она представляет собой сокращенную утреню Священники становятся около стола. Первый из священников кадит стол и елей на нем , иконы и всех людей, произносит возглас: "Благословен Бог наш... После обычного начала, читается сокращенное шестопсалмие 142 псалом , затем малая ектения прошение , и наконец покаянные тропари, которые всем нам известны: "Помилуй нас, Господи, помилуй нас" После 50-го псалма читается канон Арсения, епископа Корфского, Этот канон в IX в. Сначала вино соединяется с елеем. Теперь в кандиле сосуде с елеем есть вино После ектении первый из священников читает "Молитву над кандилом с елеем", в которой просит Бога освятить елей и сделать его целительным для помазуемого. Остальные священники читают эту же молитву тихо, как во время призывания Святого Духа в таинстве Евхаристии. Хор в это время поет тропари Христу Спасителю, апостолу Иакову, святителю Николаю, целителю Пантелеимону и другим святым Далее начинается третья часть -- помазание святым маслом. Сначала читают Евангелие, потом специальную молитву об исцелении, затем собственно помазание с так называемой, совершительной молитвой: "Отче Святый, Врачу душ и телес... Эта молитва очень важная. Чин совершения Елеосвящения над больным, находящимся в смертельной опасности, может быть признан совершенным, если священник после освящения масла успеет, хотя бы однажды, прочитать над больным совершительную молитву и помазание. Если совершительная молитва произносится над одним человеком, помазание совершается после слов: "исцели раба Твоего... Такая последовательность повторяется семь раз. Если людей, над которыми совершается таинство много, то сначала для всех читают совершительную молитву, а потом каждого помазывают маслом Перед самым помазанием, но до совершительной молитвы, священник читает особую молитву о даровании больным исцеления и прощения грехов. Все священники поминают при этом имена из тех списков, которые были составлены в притворе В Требнике сказано: "Вземлет возьмет иерей стручец палочку, обвитую ватой, в данном случае кисточку , и омочив его во святый елей масло , помазует болящего крестообразно -- на челе, на ноздрях, на ланитех щеках , на устех губах , на персех груди , на руках на обе стране с двух сторон ". То есть иерей помазывает маслом те части тела, через которые грех удобней всего вселяется в душу человека. В храме, где совершается масовое соборование, после чтения Евангелия, молитвы, совершительной молитвы, священники выходят в народ с кисточками и маленькими чашечками с освященным маслом, смешанным с вином. Они начинают помазывать каждого в своем "секторе". Для удобства люди становятся рядами так, чтобы священники могли свободно подходить к каждому В это время всем храмом поют припев: "Услыши нас, Боже. Услыши нас, Владыко. Услыши нас, Святый". Обычно соборующиеся заранее готовятся к помазанию: освобождают лоб, расстегивают ворот, готовят руки После каждого помазания можно стирать масло салфеткой. Но эти салфетки нельзя потом просто выбросить. Их надо либо сжечь самим, либо отдать в храм на сжигание Хор начинает петь прокимен перед чтением следующего Евангелия, а рядом продолжается помазывание еще с прошлого чтения Особо чувствуют благодатную силу таинства те, кому оно прямо показано -- больные и немощные люди. Раньше это таинство не совершалось над здоровыми людьми.

Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов. Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи — это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься — что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях, — бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние — то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых помимо нашей воли на исповеди грехов. Что же касается телесного выздоровления — оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней. Из глубины веков Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова 5-я глава, стихи 14-15. Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин то есть порядок совершения таинства видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным. Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ — впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами. Иногда спрашивают — а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств? Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники. Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг...

Он сострадает каждой боли. Исцеление кровоточивой женщины И вот таинство Соборования — одна из форм христианской молитвы об исцелении человека. В Церкви все ведет к исцелению: Причастие — «во исцеление души и тела», исповедь — «врачебница»; да и любое таинство, любое явление благодати Божией так или иначе исцеляет и очищает нас — во-первых от грехов и страстей, а затем и от их последствий — недугов души и тела. Соборование же специально «направлено» на них: это совместная молитва верующих о выздоровлении своих больных братьев и сестер, членов Церкви. Есть много свидетельств о чудесных исцелениях или облегчении в болезни, полученных после этого таинства. Но почему же яркое, видимое, полное исцеление после совершения таинства Соборования происходит не всегда, и даже, кажется, в редких случаях? От нас скрыты многообразные связи нашей греховности, а также душевных травм, полученных в жизни — с физическими болезнями. Но эти связи, безусловно, есть Мк 2:5-11; 1 Кор 11:27-30 — не случайно до или после таинства Соборования рекомендуется исповедаться, в полном соответствии с приведенными словами апостола Иакова. Конечно, болезнь — не наказание за грех; Евангелие навсегда отметает такую фарисейскую, «законническую» точку зрения Ин 9:1-3. Однако часто, если не всегда, болезнь является последствием удара, полученного нашим духом в результате допущенного греха или прямого «действа диавольскаго» или душой в результате травматических событий, конфликтов, эмоциональных ран. Сегодня многие психологи приходят к убеждению, что все или почти все болезни так или иначе отражают внутренние конфликты личности и судьбы человека. Если это так, и если выздоровления все же не происходит, несмотря на искреннюю молитву, таинства и медицинскую помощь — возможно, следует просить Бога о том, чтобы Он открыл источник и первопричину болезни, а также питающие ее поступки, слова, мысли и переживания. Работа с душой необходима. Человек — целостный организм. Наивно думать, что можно быть физически здоровым, если глубокие, питающие болезнь корни не вырваны из почвы человеческого сердца. В этом случае даже физическое исцеление, если оно будет дано Богом, легко можно «потерять». Исцеление расслабленного.

Таинство для выздоровления

Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния. Обряд соборования не возымеет на некрещеного человека никакого эффекта. За записанных в тетрадь людей молится собор священников (отсюда название Таинства — «Соборование»). Поэтому Соборование может совершаться и над физически здоровыми, но подверженными таким состояниям людьми.

О значении Таинства Соборования

Соборование в церкви (Елеосвящение) совершается во время поста: Рождественского, Великого, Петрова, Успенского. В статье информация о том, как готовиться к Таинству, что с собой взять в храм, в чем смысл и значение для больного+отзывы участников. Удивительно серьезное, таинственное совершение соборования на дому над болящим часто дает чудесное исцеление болящему, когда соберется много священников, и они усердно молятся. Напротив, в Греции и здоровые люди принимают таинство Елеосвящения в Великий четверток, по тамошнему обычаю, и делают это ради неизвестности смерти. В отношении Елеосвящения необходимо выявить следующие следы влияния инославной мысли: некоторое недоверие людей по отношению к данному Таинству и отказ считать Соборование спасительным Таинством. Таинство Елеосвящения (Соборование). Человек был создан с легким, чистым, нетленным и бессмертным телом. Это, конечно, не так, все молитвы, которые читаются священником во время соборования – это мольба к Богу об исцелении больного человека.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий