Кроме того, Морана является богиней смерти и болезней в мире Яви, и богиней вечной молодости в мире Нави. 1. Имя Славянской Богини зимней стужи и смерти Морены (Мары) восходит к общему индоевропейскому корню mar/mor, связанному со смертью (мором). Кроме прочего, славянская богиня Мара считалась покровительницей чародейства, колдовства и темного знания. Считается, что Морана способна насылать плохие сны и кошмары, а толкование снов помогало славянам расшифровать послание, которое им посылала богиня подземного мира. Богиня Мара в славянской мифологии представлялась как молодая девушка со светлой кожей и черными прекрасными глазами.
Морана: Славянский гороскоп
Мара, Морана, Марена по разному называют эту безмятежную богиню жатвы. Морана в представлениях славянских исследователей мифологии и некоторых писателей 163 Начертание славянской мифологии. (Зевана, Дзевана), в славянской мифологии богиня охоты, жена бога лесов Святобора. Имя славянской богини зимней стужи и смерти Марены (Мары) восходит к общему индоевропейскому корню «мар\мор», связанное со смертью (мором).
Морана – богиня смерти
Имя славянской богини зимней стужи и смерти Марены (Мары) восходит к общему индоевропейскому корню «мар\мор», связанное со смертью (мором). Марена, также известная как Мара, Марзанна, Морена, Морана, (на украинском, польском, словацком и чешском языках соответственно), является языческой славянской богиней. Почему тогда Богиня Морена в славянской мифологии не побеждена раз и на всегда? Морана – богиня смерти В славянской мифологии Морана является могучим и грозным божеством. Богиня Мара персонаж славянских мифов. Морана (Марена, Морена, Мара, Моржана, Костлявая, Тёмная Богородица, ЧерноМатерь) – богиня зимы, смерти, царица ночи, могучее и грозное божество славян.
Изображения и символика Морены
- Мара | Древнерусский словарик
- Атрибуты богини
- Бoгиня Мopана, Maра, Мopeна в cлавянской мифологии воплощение cмерти, нoчи, зимы.
- Мара – славянская богиня смерти
Поиск по этому блогу
- Мара — кто она? - Славянская Традиция
- Мара — кто она?
- Морана – богиня смерти
- Богиня Морена в славянской мифологии
- Богиня Морана — в славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы — Развивай себя
- Морана PR в славянской мифологии
Кощей и Морена – боги смерти и подземного царства у славян
Морена - Богиня зимы и смерти, покровительница колдовства и справедливости. Пятница, 20 Апреля 2018 г. Богиню зимы, Богиню вечного сна и вечной жизни, прекращающую жизнь человека в Яви. Имя Марена на самом деле родственно таким словам как «морок», «мор», «мрак», «марево». Повелительница смерти родилась из искры, упавшей из священного камня Алатырь. Таким образом, ее отцом был сам Сварог — владыка великого молота и всего живого, а матерью — богиня Лада. Мара — сестра Живы и Лели. Имеет еще дочерей Желю, и Карну Кручину , по одним источникам от Кощея, по другим — от Велеса Так или иначе, Мара относится к славянскому пантеону Ясуней, светлых богов, и является одним из главных мифологических образов, в которых наши далекие предки скрыли многие аспекты своего понимания ключевых законов Вселенной. Богиня Мара — это богиня понимания глубоких чувств, глубоких смыслов. Но о Маре в мифах говорится не только плохое. Мара называлась богиней Веда.
Считалось, что богиня приходит в мир именно в этот день, укрывает землю снегами, помогая сохранить ей плодородие. В эти дни было запрещено славить других богов, а все жертвы — принадлежали исключительно Маре. Внешность Считалось, что Мара ничуть не уступала в красоте Ладе и Живе, которые слыли невероятными красавицами. Но внешность ее заметно отличалась от внешности сестер. Принято считать, что Мара — это черноокая красавица, обладающая густыми, длинными смоляными волосами, ниспадающих по ее плечам. Она была высокого роста и обладала на редкость белоснежной, и даже «прозрачной» кожей.
Кстати, вполне вероятно, что образ снежной королевы пошел именно от славянских легенд. Во многом они похожи, и даже среда их обитания имеет невероятные сходства, не говоря уже о привычках и силе. Нередко Мару называли воплощением льда и достоинства. Богиня всегда была красиво одета в шикарные платья лазурного цвета, украшенного росписями и белоснежными кружевами. Обитала Мара в дворце, созданного из небесного льда, а во время своей власти — спускалась в мир живых. В русских народных сказках даже есть упоминания о «красавице Маринке», которая морочила голову Добрыне Никитичу.
Известно, что Мара считалась подругой Ягини и Велеса. Вместе они практиковали изучение стихий и магии. Считалось, что Мара особенно преуспела во власти над водой и тьмой, но также знала она и добрую магию. А самое интересное — считалось, что в своем красивом облике Мара оставалась очень малое время. Дело в том, что к наступлению весны Мара превращалась в ужасную ворчливую старуху, которая ни за что не хотела отдавать правление сестрам — Ладе и Живе. Сила Мары Наши предки верили и знали, что Мара обладает невероятной магической силой и постоянно ее совершенствует.
Именно эта богиня могла направить силы на поддержание света или тьмы. И да, нечто подобное проявлялось и в духовности человека. Чем светлее был его образ при переходе в мир иной — тем легче этот переход осуществлялся, да и бед на него приходилось значительно меньше.
Пепел от чучела раскидывали по полям, чтобы дать росткам толчок для нового возрождения. От Мары — к Масленице После христианизации славян их языческие верования соединились с христианскими праздниками, а отголоски языческих поверий и ныне живут в религиозных ритуалах. Так, обряд начала колеса года славяне проводят в воскресенье накануне Великого поста. Воскресенье перед постом словаки называли Мареновым или Черным, чехи — Смертным или Вербным. У нас это день называется Прощёным воскресеньем, и он завершает Масленичную неделю.
Любопытно следующее. Великий пост предваряет Пасху, главный праздник православных христиан, а вся неделя перед постом и самый его канун, воскресенье, последний день Масленицы, заполнены языческими обрядами. Один из них — заговенье, то есть обильная еда перед наступающим постом. Исстари этот обед проводился в память об умерших и для их душ, которые, согласно поверьям, приходили на него. Второй — обрядовый ритуал проводов-похорон зимы-Мораны, переименованной в Масленицу. Празднование Масленицы было связующим звеном зимы и весны и границей между ними, а соломенное чучело, олицетворявшее старуху-зиму, являлось отзвуком архаичных мифов об умирающем и воскресающем божестве. Сожжение зимы — богини мрака и смерти — в духе древних поверий знаменовало встречу весны, несущей тепло и свет. Мара в славянском фольклоре Образ Мораны сохранился во многих фольклорных жанрах.
Северные былички объясняют, почему Мара ушла в царство мертвых. Ее с двумя сестрами — Живой и Лелей — похитил Скипер-Змей и превратил в чудовищ. Боги: Перун, Хорс, Велес и Стрибог погубили его, освободили и расколдовали сестер, но душа Мары осталась тёмной, и она ушла в Навь. В сказках и былинах Мара всегда изображается злодейкой: принимает облик других девушек, испытывает богатырей, вредит главным героям и всегда проигрывает, потому что по законам сказки зло должно быть наказано. Существуют сказки, в которых Мара хранит магические предметы: живую и мертвую воду, шапку-невидимку, молодильные яблоки. В преданиях богиня смерти предстает в облике двойника или женщины с распущенными волосами. Появление Мары знаменует увидевшему ее скорый конец земной жизни. Легенды рассказывают, как Морана каждое утро караулит солнце, чтобы погубить его, но каждый раз отступает перед его лучистой торжествующей мощью.
Существовали древние поверья в добрую силу Марены. Ее ликом или идолом славяне-язычники защищались от болезней, от нападения врагов. На русском севере до сих пор сохранились заговоры, в которых упоминается имя Марены. Их читают, чтобы остановить хвори, ослабить лютые зимние морозы. Богиня смерти Мара — символ магических сил Вера древних славян в колдовские силы, в то, что окружающее можно изменить магией, сделала образ Мары неотъемлемой частью гаданий и магических ритуалов ведунов, магов, ворожей. Ипостась Мары, закрепленная в гаданиях, — могущественная богиня смерти, в чьей власти остановить течение времени. Колдуны признают Мару покровительницей ночи и зимы, колдовства и справедливости, злых духов. Для них она — божество ночных видений, через которые предупреждает людей об их будущем, властительница навьего загробного мира, проводник в мире вечности, где даруется бессмертие.
Богиню Морену просят о помощи, когда хотят остановить, избежать чего-то в жизни, обращаются к ней в обрядах на здоровье. Люди, связанные с магией, придумали для нее символы и атрибуты, которые, одновременно устрашая и вселяя надежду, призваны подчеркивать ее мифологическую двойственность. Символы богини смерти Мары — серп и лёд. Серп, связанный с утверждениями «богатый укос» и «смерть выкашивает», означает одновременно и смерть, и плодородие. Им Мара жнет жизни, обрезая нити судеб. Лёд является символом моста между мирами — теплым миром живых и холодным миром усопших. Атрибуты магических действий тоже говорят о двойственности богини, не столько дополняя друг друга, сколько взаимоисключая. Два соприкасающиеся вершинами треугольника означают неустойчивое равновесие, подчеркивая судьбоносность деяний Марены: с одной стороны, она — божество смерти и магии, с другой — богиня созидательности, которая уравновешивает все, к чему имеет отношение.
Равносторонний крест, концы которого завершаются дополнительными крестами, называют амулетом Мары. Он символизирует четвертичность сторон света, стихий, времён года. Основной его смысл — устойчивое равновесие. Амулет с таким знаком предначертан для сохранения жизненных сил владельца. Защитный символ помогает обретению гармонии, сохранению равновесия, покоя, жизненных сил. В целом каждый атрибут соответствует языческой картине мира древних славян. И поэтому, о какой бы ипостаси богини Мары мы ни говорили, она остается символом мудрой, человечной, стремящейся к свету славянской души. Источники: Агапкина Т.
Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. Белова О. Фольклор и книжность: Миф и исторические реалии.
И в тот же самый миг задрожала кругом земля, раздались под сводом земным крики жуткие, зашаталось чудесное дерево — то летела домой, махала крыльями птица Могол с железными когтями. Та самая, что родилась в начале мира из железного яйца. То её гнездо было на дереве. Закружила птица над богатырями, уже хочет их когтями схватить да забить своим клювом до смерти. Но тут дети её голос подали в защиту своих спасителей: - Ты не трогай их, наша матушка, они жизнь сохранили твоим детушкам!
И смирила свой гнев страшная птица Могол. Опустилась на землю перед богатырями и сказала им низким голосом, птичьим клёкотом: - Раз спасли вы моих птенцов в смертный час, я исполню всё, о чём вы попросите. Поклонился птице Могол Зорька-богатырь, попросил её об одном: - Отвези нас, сильная птица Могол, прочь из подземного царства, наружу, на белый свет. Посадила к себе на спину птица Могол трёх царевен и трёх богатырей и полетела из подземелья к выходу. Да не лёгок путь к свету белому — вот уж день прошёл, и другой прошёл, вот уж третий день на исходе. Всё труднее махать птице крыльями, всё труднее нести свою ношу. Да только и выход уж близится. Из последних сил взмахнула чёрная птица крылами и вырвалась из ночи на солнечный свет, в яркий день. Поблагодарили богатыри птицу, отвезли домой царевен вместе с их скатанными в яички царствами, а там сыграли они три свадебки, весёлые да счастливые.
Так спасли полонённых красавиц небесные богатыри. А что же Морена, Кощеева пленница? Что с ней сталось в Кощеевом царстве? Ну так вот, Морена, краса холодная, пировать принялась в роскошном дворце Кощея, украшенном алмазами, яхонтами да изумрудами крадеными. Пировала, пила-ела, да с Кощеем-злодеем разговаривала. Знаю я про заветное яйцо, Родом в начале мира рождённое. Нам двоим да ещё мудрой Макоши. Кабы кто другой не услышал! Засмеялась Морена хитрая и дальше так говорила Кощею: - А за то, Кощей, чтоб никто более не прознал про ту тайну страшную, хочу получить я от тебя услугу одну.
Хочу, чтобы царство твоё моим бы стало с этого дня. Чтобы жить мне и властвовать и в светлом Ирии, и в мире Яви, и в твоём тёмном Кощеевом царстве. Станешь ты с братцем Вием вершить дела свои чёрные, а я буду подрезать чёрным серпом нити жизни у тех, кому пришёл срок, кому так завязано Долею да Недолею. Будут мары, мои служанки, и тебе и мне прислуживать. Вместе с тобой мы погубим всех, кто на свете мне не угоден. Не долго думал Кощей, приглянулась ему красавица мрачная — не сыскать ему лучшей жены! Как скажу тебе, так и станет- Так решил напоследок Кощей. Тут сверкнула Морена глазами, повела белыми плечами, но, улыбнувшись, произнесла: - Будь по-твоему, Кощей Чернобогович. Играй свадебку да неси вина.
И на радостях принёс Кощей две чарки хмельного вина, и на радостях отлучился — распоряжения делать про свадебку.
Богиня Морена — темный образ славянской мифологии
Мара - богиня смерти | В славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы, могучая и грозная Богиня Зимы, жена Кощея и дочь Лады и Сварога, сестра Живы и Лели. |
Марена (мифология) — Википедия | Морана – богиня смерти В славянской мифологии Морана является могучим и грозным божеством. |
Кощей и Морена – боги смерти и подземного царства у славян | Морана, богиня смерти, занимает особенное место в мифологии, но ее атрибуты и характер часто сравниваются с другими богинями, также связанными со смертью и зимой. |
Мара. Мифология
- Богиня Морена — темный образ славянской мифологии
- Как выглядит?
- Славяно-Арийские Праздники. День Марьяны и Марены. 4 БЕЙЛЕТЪ 7530 лѣто от СМЗХ (13-14 дек 2021 г).
- Морана Славянская мифология
Демон Мара — легенда, происхождение, смерть от демона.
Это символ 4-х сторон света, 4-х стихий, 4-х времен года. Амулет с таким знаком предназначен сохранять жизненные силы владельца и сглаживать крайности в поведении и чертах характера. Кому покровительствует? Однако и любой другой может сделать ее своим защитником. Особенно она подойдет тем, кто обладает предприимчивостью, целеустремленностью, богатым воображением, стремится познавать новое, не обделен гордостью и бесцеремонностью. Поэтому отношения с окружающими не ладятся. Морена поможет укротить нрав, научиться на ошибках, найти способ самовыражаться без вреда для себя и близких. Ведь она сама не до конца смогла избавиться от черного колдовства из-за гордости. Девушек заколдовали и превратили в чудовищ, служивших похитителю. Когда Перун, Велес, Стрибог и Хорс освободили пленниц, их расколдовали.
Однако Мара не пожелала расстаться с обретенными силами, и ее сердце осталось темным. Праздники почтения у древних славян Древние славяне не страшились смерти, и зима их тоже не пугала. Наоборот, они верили, что после сна, в который погружается природа на время зимы, наступит весна и принесет обновление, подарит плодородие и цветение. Прекрасную девушку Марену ждали, и в ее честь были названы дни со 2-го по 24-е ноября. Этот период считался временем прихода холодов и наступлением зимы. На Громницу уже начинали прощаться с Марой: девушки пели заклички для Лели, а парни затевали игры-зимоборы, символизирующие противостояние сестер. Однако в большей степени торжество было посвящено Перуну, потому что верили: огнем он помогает наступить весне. В начале весны женщины выходили в огород и гонялись с метлами в руках за воображаемой Мореной.
Фактически, можно сказать, что Мара представляет собой различные этапы переходов в жизни человека. Кроме того, она связана с гаданием и колдовством. Ее образ в виде чучела или наряженного деревца используют славяне в конце зимы, как прогоняющий холода и приветствующий наступающее тепло. Марена в дохристианские времена До того, как на славянские территории пришло христианство, Марзанне поклонялись как богине урожая. Она также была удостоена чести появлением в многочисленных языческих ритуалах и церемониях. Ее основные темы — погода, зима, весна, защита, смерть и возрождение, цикл изменений и рост. Физические символы, которые представляли это божество, были куклами, сделанными из натуральных материалов, таких как дерево или соломка , а также воды в форме льда и снега. В древнеславянских обрядах смерть Марены знаменует конец зимней стужи. Это событие символизирует возрождение тепла или, как полагают, богини Костромы, также известной как Лада или Весна, которая олицетворяла приход весны. Имя и этимология Имя Марзанна имеет протоиндоевропейский корень, где «мар» или «мор» означает смерть. По мнению некоторых славянских фольклористов, имя богини могло быть первоначально связано с римским богом войны Марсом, имя которого можно встретить в различных формах, таких как Мамерс, Мармор или Мамуриус. Схоластические индоевропейцы связывают Марену с Марсом, поскольку он изначально был земледельческим божеством. Корень названия также связан с латинским «mors», что означает «смерть», и русским «mor», что переводится как «мор». Другие теории связывают богиню Мару с германским и славянским злым духом «кобылой», который, как полагали, вызывает ночные кошмары и сонный паралич.
Люди возносят ей молитвы в надежде о защите от тяжелых зим, эпидемий и голода. В отличие от других богов у нее нет постоянных святилищ. Марена — неоднозначна славянская богиня Сфера влияния Марена — могучее древнее божество у славян , которое является воплощением самой смерти. Она также связана с тьмой, болезнями и сезонными умираниями всего живого. Управляет холодом и метелями. Несмотря на такое отрицательное значение, она не является злой богиней. Потому что без необходимого отдыха, который она обеспечивает, земля не будет плодородной. Без разрушения старого дома, не построить новый. С умиранием семечки, рождается колосок. Круговорот жизни и смерти в мире Яви неотрывно связан с Мареной. Особенности имени Имя божества — Марена — может иметь и отличающиеся формы. Это происходит из-за обилия однокоренных слов, которые влияют непосредственно на имя. Помимо основного, встречаются и такие: Мара; Морана; Морена. Также в легендах славян можно встретить и много других ее названий: Ледяная Богиня, Темная Божиня, Кащеевна, Хозяйка смерти и др. Причиной такого разнообразия является большое количество обязанностей, которые возложены на нее. В умах людей она имеет такие характеристики внешнего вида: Стройная молодая дева. Значительно выше любой смертной девушки. У нее длинные черные волосы с серебреными прядями. Кожа бледная, покрытая инеем. Глаза у нее невероятного цвета — насыщенно-голубые. Одета она в богатые платья, а сверху накинута меховая накидка. Изображают ее верхом на белоснежной кобыле. В руках она держит серебряный серп, которым обрывает нити жизни, а за спиной находится такая же серебреная коса. Главные характеристики образа Мары в основном относятся к ее ауре и энергетике. Хоть она и не выглядит угрожающе, но вокруг нее весит ореол уверенности и непоколебимости. Ее рука без дрожи обрывает нить жизни тех, чей час пришел.
Образ чучела который сжигается на масленицу считается ее олицетворением и образом, который с наступлением весны изгоняется из человеческого мира. По многим легендам и былинам роль Мораны совпадает с образом скандинавской богиней смерти- Хель. Ксилография с картины Йоханнеса Гертса, 1889 год Та тоже живет в подземном мире за рекой мертвых которое сторожит чудовище, только у скандинавов это волк, а у славян трехглавый змей. По поверьям скандинав во время Рагнарека, Хель ,поведет армию мертвых на обитель богов Асгард, а славяне считали, что Морана каждый день подкрадывается к Солнцу, чтобы погасить его, но терпит неудачу теряя силу перед блеском звезды. Когда зима заканчивается Морана спускается в мир мертвых, выходя оттуда лишь, чтобы забрать у кого-то жизнь чей час пробил.
Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы
Богиня Морана, Мара, Морена в славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы. В западнославянской мифологии известна польская Маржана, отождесвляемая хронистом XV века ем с римской богиней подземного мира Церерой; чешская Морана, отождествляемая с греческой богиней мрака и чародейства Гекатой [древние авторы. Марена (иначе – Мара, Морена, Морана) в славянской мифологии – богиня смерти и зимы. Мара, Морана или Марена – это славянская богиня зимы, смерти, круговорота жизни, тьмы и ночи. богиня Зимы и Смерти, одна из важнейших богинь славянского пантеона.
Бoгиня Мopана, Maра, Мopeна в cлавянской мифологии воплощение cмерти, нoчи, зимы.
Родные боги : Морана или Мара, Морена | У древних славян эти ворота охраняла Морена – богиня смерти, холода и мрака. |
Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы - Блог Екатерина Попова-Гамаюн | Богиня Морена участвует и в других славянских мифах. |
Славяно-Арийские Праздники. День Марьяны и Марены. 4 БЕЙЛЕТЪ 7530 лѣто от СМЗХ (13-14 дек 2021 г).
Культ великой Берегини был представлен березой - воплощением небесного сияния, света, поэтому со временем именно береза стала особо почитаться на «русалиях»: древних языческих празднествах в честь берегинь - лесных русалок. Согласно народным поверьям, в берегинь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы. Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены коварного жениха. Этим они отличались от русалок-водяний, которые всегда живут в воде, там и рождаются. На Русальной, или Троицкой, неделе, в пору цветения ржи, берегини появлялись с того света: выходили из-под земли, спускались с небес по березовым ветвям, выныривали из рек и озер. Они расчесывали свои длинные зеленые косы, сидя на бережку и глядясь в темные воды, качались на березках, плели венки, кувыркались в зеленой ржи, водили хороводы и заманивали к себе молодых красавцев. Каждый парень был для берегини утраченным женихом, и многих они свели с ума своей красотой и жестокостью.
Но вот заканчивалась неделя плясок, хороводов - и берегини покидали землю, чтобы опять вернуться на тот свет. В день Ивана Купалы люди устраивали им проводы: веселились, надевали маски животных, играли на гуслях, прыгали через костры. Богини Славян Девана Зевана, Дзевана , в славянской мифологии богиня охоты, жена бога лесов Святобора. Девану древние славяне представляли в облике красавицы, одетой в богатую кунью шубу, отороченной белкою; с натянутым луком и стрелами. Вместо епанчи верхней одежды накинута медвежья шкура, а голова зверя служила шапкою. У ног прекрасной богини Деваны лежала рогатина, с какой ходят на медведя и нож.
Она опекала лесных зверей, учила их избегать опасности, переносить суровые зимы. Зевану почитали охотники и звероловы, моля ее об удаче, а в благодарность приносили в ее святилище часть своей добычи. Именно она посылала удачу охотникам, помогая им побеждать в схватке с медведем или волками. Своим пристрастием охотиться именно в лунные ночи Зевана отчасти напоминает греческую Артемиду, богиню охоты. Жива, Живана, Сева - олицетворение плодоносной силы, юности, красоты всей природы и человека - то есть весны. Жива властвует, когда зеленеют, расцветают поля и леса, сады и огороды, когда люди, очнувшись от унылого зимнего сна, словно впервые видят красоту весенней природы, красоту расцветающей молодости, впервые познают прелесть любви и нежности.
Именно весной можно увидеть Живу или Живиц, ее молоденьких прислужниц: в виде прекрасных дев они реют над землею, бросая на нее такие ласковые взгляды, что она еще пуще цветет и зеленеет. Кукушка принималась нашими предками за воплощение Живы. Прилетая из Ирия, из той заоблачной страны, откуда исходят души новорожденных, куда удаляются усопшие и где пребывают девы судьбы, кукушка считает часы рождения, жизни и смерти. Все арийские народы видели в круговороте времен года модель жизни. От беззаботной весенней юности к зрелому лету, от заслуженной осени к зимнему увяданию и смерти- такие же циклы проживает человек, семья, племя, государство. Но многое можно попытаться предугадать, как бы заглянув в будущее.
В назначенный час она обрезает нити жизни и сопровождает умерших на ту сторону Калинового моста. Кроме того, образ символизирует справедливость и воздаяние. Серп в руке богини обозначает жатву, что связано с плодородием и хорошими урожаями, а также — с вечными циклами перерождения. Ее влияние на сознание людей велико: Морана заставляла помнить о быстротечности времени и неизбежности смерти, не позволяя тратить отпущенный срок впустую. Известную колдунью Моргану также ассоциируют с Мореной.
Нетрудно заметить созвучие со словами «мор», «морок», «морочить», а также связь с такими понятиями как «смерть» и «тьма». Внешний вид В зависимости от времени года Марену описывают в двух ипостасях. Начиная с осени, это красивая девушка с бледной кожей, длинными волосами и глазами цвета ночи. Одета она в белоснежное или лазурное платье. В конце зимы богиня обретает вид ветхой старушки в черных одеждах.
Место проживания Морена обитает в царстве потустороннего. В культуре древних славян его называют «навью». С конца осени и до начала весны богиня властвует в нашем мире, который именуют «явью». Способности Кроме вышесказанного Морена связана с болезнями и их исцелением. К ней часто обращались с просьбами о выздоровлении, особенно — от сезонных зимних заболеваний.
Также, эта богиня способна остановить заморозить любой процесс. Когда негативная ситуация набирала обороты и беды сыпались снежной лавиной, Морану просили это прекратить.
К основным символам Мары относятся коса, череп и крест. Мифические существа в славянской культуре: Мара и Кикимора Мара и Кикимора — два ключевых мифических существа в славянской культуре.
Мара символизировала смерть, а Кикимора была духом домашнего очага. Обе они играли важную роль в повседневной жизни славян. Языческая богиня Мара: Божество жизни и смерти Несмотря на то что Мара обычно ассоциируется со смертью, она также являлась богиней жизни. Было верование, что Мара приносит новую жизнь, будучи связанной с рождением и обновлением.
Кто такая Мара? Познакомьтесь с древней богиней смерти Мара — это древняя богиня смерти в славянской мифологии. Она воплощает смерть, но также связана с жизнью. Мара — это богиня, которую славяне уважали и боялись, она была неотъемлемой частью их жизни.
Мара в мифологии славян: от божества до мифического существа В славянской мифологии Мара прошла путь от божества до мифического существа. Вначале она была богиней, но со временем превратилась в духа, который приносит смерть. Богиня Мара и ее роль в славянской мифологии Мара играла важную роль в славянской мифологии. Она была богиней смерти, но также и жизни.
Мара была неотъемлемой частью славянского мира, символизируя конец и начало, смерть и рождение. Мара — низшее языческое божество древних славян Если бы Мара была лицом историческим, за прошедшие века ей приписали бы невероятные деяния. Но она пришла из мифологии, и потому всё, что о ней известно, не противоречит ключевому свойству мифа — вымыслу. Этот удивительнейший персонаж славянского язычества изначально был призраком, позже связан с сезонными земледельческими обрядами, олицетворял холод, темноту, увядание и возрождение природы, символизировал плодоносные силы.
Все фантастические ипостаси Мары более поздних эпох имеют мало общего с поверьями древних славян. Она полюбилась ведунам, ворожеям, кудесникам, которые постепенно превратили символ плодородия в божество, связанное с потусторонними силами. Не последнюю роль в этом сыграло то, как ее нарекли. По имени — житие У этого имени много вариантов.
В фольклорных текстах южных славян, например, у болгар, есть героиня — Марава. Среди восточных славян русские и белорусы знают ее как Мару, украинцы — как Марену. Каждая ветвь западных славян называет ее по-своему: у поляков она Маржана, у словаков — Морена, у чехов — Морана. Вариации ее имени восходят к древнему индоевропейскому корню mer- 3500 — 2500 гг.
Слово mara со значениями «призрак», «кошмар» обнаружено в праславянском языке III-II тысячелетия до н. Все значения красноречиво говорят о месте и роли Мары, которые ей отводили древние славяне в своих мифах. Как и всякая иная мифология, она отражала мировоззрение ее создателей — их представления о мироустройстве, об окружающем мире, о месте человека в нём. Ее источником стала языческая религия.
Основу религиозных убеждений древних славян составляли «три кита». Язычники были убеждены в одушевлённости природы и, как следствие, верили в многобожие, в то, что всем окружающим управляют разные божества. Они верили в сверхъестественные силы, в то, что те сопровождают человека на протяжении всей его жизни, а его душу — после смерти. Они поклонялись умершим предкам, веря в их магическое участие в жизни потомков.
То есть мифология славян, основанная на язычестве, слагалась из культа предков, обоготворения и олицетворения сил природы. И в этом ключе в их представлениях появлялись персонажи, подобные Маре. Мифологическая картина мира древних славян Славянские мифы отражают веру древних в трёхчастное деление мира и двоичность полярных понятий. Трехчастный мир представлялся вертикалью трех царств: небесного, земного, подземного.
На небесном уровне жили божества, на земном — люди, подземное царство — мир мертвых, или навь. Царства объединялись общечеловеческим символом — мировым древом. Оно моделирует вертикаль и горизонталь мира, начало и конец жизни. Четверичная горизонталь соответствует сторонам света: восток — юг — запад — север.
Зелёное и сухое дерево представляло дуализм существования — жизнь и смерть. Неразрывность парных двоичных противоположностей создают в мифах противопоставление света и тьмы, верха и низа, правого и левого, солнца и луны, мужского и женского, добра и зла. Полярное двоичное отношение к духам душам умерших было связано с причинами ухода в мир иной. Умерших естественной смертью дедов или родителей, чьи души нашли успокоение в мире мертвых, почитали как покровителей семьи.
Ушедших из жизни насильственной или преждевременной смертью, а тем более самоубийц, признавали враждебными для живущих, потому что их души после смерти остались неприкаянными на границе двух миров. В русском фольклоре это русалки, вурдалаки, упыри. А предком-покровителем был Чур, к нему и в наши дни обращаются дети в игровой закличке о защите: «Чур меня!
Неразрывность парных двоичных противоположностей создают в мифах противопоставление света и тьмы, верха и низа, правого и левого, солнца и луны, мужского и женского, добра и зла. Полярное двоичное отношение к духам душам умерших было связано с причинами ухода в мир иной. Умерших естественной смертью дедов или родителей, чьи души нашли успокоение в мире мертвых, почитали как покровителей семьи. Ушедших из жизни насильственной или преждевременной смертью, а тем более самоубийц, признавали враждебными для живущих, потому что их души после смерти остались неприкаянными на границе двух миров.
В русском фольклоре это русалки, вурдалаки, упыри. А предком-покровителем был Чур, к нему и в наши дни обращаются дети в игровой закличке о защите: «Чур меня! Мара, следуя своему имени, была злым духом. Мара в славянской мифологии — низший дух Божества у древних славян делились на высшие и низшие. Пантеон высших богов — единый, что свидетельствует о его формировании в эпоху, когда славяне еще не разделились на три ветви. Высшие славянские боги олицетворяли силы природы, ее мощь и ее стихию. Перун, бог-громовник, олицетворял грозу.
Бог-кузнец и дух огня Сварог — небо. Его сыновья Сварожичи — Даждьбог, Дабог и Хорос — очеловечивали солнце. Брат Сварога — Велес, покровитель скота и хранитель стад, изначально тоже был огненным богом. Низшие божества появились в более поздние времена, их мифологическим пространством стали дом, лес, болото. Древние считали, что низшие духи сопровождают их бытовую жизнь и вмешиваются в судьбу постоянно, с момента появления человека на свет и до его смерти. Одних они наделяли умом, силой, доброжелательностью, других — хитростью, злобой, коварством. Третьих связывали с циклами хозяйственных работ и посвящали им сезонные обряды.
У каждой ветви славян появлялись свои низшие духи. У восточных — берегини, домовые, кикиморы, русалки, лешии. У западных — лесные цари, лихорадки, судички, вилы, моры. Дух мара — исключение. Он известен всем славянам своим недобрым отношением к живым. У чехов, словаков, поляков существо по имени Марена, Морена, Маржана вызывало ночные кошмары. По преданиям украинцев, Мара, имевшая смутный, неясный облик, невидимой пеленой покрывала людям глаза, сбивала их с дороги, заводила в опасные места, скрывала то, что на виду.
Об этом красноречиво говорит современное украинское выражение: «Блудить, як якась мара». В фольклоре русского севера мара подобна кикиморе: страшное, косматое, растрёпанное существо, нечистая сила из потустороннего мира, творящая злые козни по отношению к людям. Между тем со временем Мара стала низшим божеством обрядовых ритуалов. Как Мара попала в обряды колеса года Славяне, подобно иным арийским народам, понимали круговорот времён года как непрерывную череду борьбы и побед тёмных и светлых сил. Началом годичного цикла у них было рождение нового солнца в весеннее равноденствие — время пробуждения природы, и отсчет колеса года с весенних месяцев сохранялся до 1492 года. Победа света над тьмой, весны над зимой, тепла над холодом воплощалась образом умирающего и воскресающего божества, и таким божеством стала Мара, которую чехи называли вторым именем — Smrtka. Ее возвышение имеет вполне объясняемые истоки: в богиню Мара превратилась из-за соприкосновения славянской языческой картины мира с античной мифологией.
Сам же ритуал олицетворения природы и торжества сил плодородия осуществлялся обрядом сожжения чучела, символизирующего зиму, холод, смерть. Посвящение Мары в божество Ритуал инициации низшего духа Марены-Маржаны в божество случился благодаря находчивости западных славян, владеющих грамотой. В письменных источниках они сблизили ее с античными богинями. Ян Длугош в хрониках «Польская история» ХV в. Древние чехи в фиктивных глоссах из «Mater Verborum» отождествили свою Морану с древнегреческими олимпийскими богинями Гекатой и Персефоной. Первая — верховная богиня луны, колдовства; вторая — богиня плодородия, и обе были богинями смерти — владычицами преисподней и царства мёртвых. Постепенно в представлениях славян утвердилось несколько версий божественного происхождения Мары.
Наиболее популярная признавала ее дочерью бога небесного огня Сварога и Лады — богини весны, весенней пахоты и сева, покровительницы брака и любви, которую ученый мир считает научной фикцией ХV века. Мара — одна из их трех дочерей, рожденных из искр, высеченных Сварогом ударом молота о священный камень. Несостоятельным признано утверждение, что Мара — дочь Кощея, потому что он — персонаж русских волшебных сказок, возникших в более поздние времена. Образ Мары похож на образы других богинь, ассоциировавшихся со смертью и темными силами. Не случайно, в отличие от верхних богов, у нее не было святилища. Ей поклонялись тайком, её идола для обряда ставили на землю. После завершения действа все, что было в этом месте, включая идола, сжигали или топили в воде.
Может, потому позднее Мара и стала олицетворением зимы и смерти, владычицей ночи, символом гаданий. Красавица или старуха: функция и образ богини Мары Мифологическое восприятие мира утверждает непрерывность круговорота полярной пары жизнь — смерть; их взаимодополняемость обеспечивает равновесие бытия. Смерть властна над всем живым.
Богиня Морана в славянской мифологии
В славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы, могучая и грозная Богиня Зимы, жена Кощея и дочь Лады и Сварога, сестра Живы и Лели. Сегодня мы хотим вернуться в глубины славянской мифологии и рассказать вам о богине, которая была крайне значимой у наших предков. богиня Зимы и Смерти, одна из важнейших богинь славянского пантеона. Морана же считалась богиней отвечающий за зиму и смерть, ее боялись и почитали все славянские племена, и в тоже время ее также ненавидели. Морана, богиня смерти, занимает особенное место в мифологии, но ее атрибуты и характер часто сравниваются с другими богинями, также связанными со смертью и зимой. Ещё одна ипостась Моры – Морана, упоминается в «славянских мифах» как владычицу «тёмного (подземного) мира», действующая на пару с Чернобогом, взрастившие своего питомца змея-Волоса.
Морана – богиня смерти
Однако имя богини древнерусское, ибо в корне его лежит слово мор. Оно до сих пор встречается у болгар и украинцев и означает умерщвление или увядание, что полностью соответствует образу богини в мифологии. Не удивительно, что слова морить, морочить, морок и другие — отождествлялись с мучениями и истязаниями. Возможно именно поэтому Мара стала темной богиней.
Но не за одно только зло была ответственна Мара. Ее нередко называли либо владычицей мира Нави, либо одной из его правителей. По некоторым версиям Кощей и Чернобог лишь помогали ей, но основная мифология считала, что именно Мара стояла на страде мира Нави и именно она помогала душам умерших переходить через реку Смородину по Калиновому мосту.
Аналогичным образом дела обстояли и с душами младенцев, которые очистились в геенне огненной и готовы были снова вернуться в мир живых. Кроме того, особое внимание славяне уделяли Маре во время долгих зим. Обращениями, молитвами, просьбами или уговорами — люди обращались к богине, чтобы та смилостивилась и помогла им.
Именно Мара могла укротить зимнюю стужу, излечить любую хворь. Кроме того, Мара способна была прогнать все ненастья со двора, но только в том случае, если к ней умели правильно обращаться, через специальные заговоры. Считалось также, что Мара — это богиня равновесия, честности и справедливости.
Именно она наказывала клятвопреступников, которые обещали, давали зароки, клятвы, но впоследствии их не держали. В этом случае богиня была неумолима и вполне могла забрать его душу. Днем богини значится 25 ноября 4 декабря, по старому календарю.
Считалось, что богиня приходит в мир именно в этот день, укрывает землю снегами, помогая сохранить ей плодородие. В эти дни было запрещено славить других богов, а все жертвы — принадлежали исключительно Маре. Внешность Считалось, что Мара ничуть не уступала в красоте Ладе и Живе, которые слыли невероятными красавицами.
Но внешность ее заметно отличалась от внешности сестер. Принято считать, что Мара — это черноокая красавица, обладающая густыми, длинными смоляными волосами, ниспадающих по ее плечам.
В свои владения, которые находятся за рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов мост. В подчинении у Мары все духи воды и холода, а её владения — это ледяной замок. Правит она как в Нави, так и в подземном мире вместе с чернобогом. Мара водила дружбу и с Ягой. Все это удивительно, ведь рождена Мара среди светлых Богов.
По некоторым версиям так случилось из-за того, что еще в детстве сестер, дочерей Лады, похитил посланник Хаоса, которому они должны были служить, пока он не был повержен и их не освободили, но расколдовать получилось всех сестер, кроме Мары, сердце которой так и осталось темным. Богиню Мару считают женой Чернобога, считается также что у неё множество дочерей, несущих хвори, которых способна усмирить лишь она, мать, потому, когда у наших предков заболевали близкие, они обращались за помощью к Маре, ведь в её власти как забрать жизнь, так и подарить. Но способности Мары на самом деле гораздо более велики. Она способна управлять жизнью не только людей, но и бессмертных Богов, способна прекращать ход времени как локально, так и в глобальных масштабах, кроме того она является удивительной волшебницей, способной менять мир до неузнавания. Одним из любимых занятий Мары является ткачество, но играет она не с простыми нитями, а с нитями человеческих судеб. Также Мара крепко связана с миром сновидений, через них люди получают предупреждения и советы от Богини. Несмотря на то, что Мара связана со смертью, главная её цель — поддерживать равновесие и гармонию в мире и главные её черты —справедливость и принципиальность.
К тому же Мару считают покровительницей талантливых и необычных детей, она помогает им развиваться и становиться великими, для тех, кто её любит, она становится помощницей на всю жизнь. Дни Мары — это 25 ноября, когда встречают зиму, и 1 марта, когда богиню зимы провожают. В последний раз её вспоминают на весеннее равноденствие, когда к людям приходит богиня весны Леля, а Мара окончательно уходит в Навь, её чучело сжигают.
Сестра светлых богинь Владычица зимы фигурирует в славянских легендах под разными именами: Морана, Мара, Маржана. Ее описывали, как высокую статную женщину с белоснежной кожей, темными строгими глазами и локонами, черными, как ночь. Иногда Морану изображали сгорбленной старухой с длинными седыми волосами и хищным взглядом. Она несла гибель и вместе с тем напоминала человеку о необходимости ценить жизнь. Покровительница «морока» и холода была рождена среди светлых божеств. Отцом ее был Сварог, а матерью Лада.
У Маржаны были 2 сестры и один брат. Леля, покровительница весны, любви, девичьей честности. Жива в славянской мифологической традиции олицетворяла лето, плодородие и радость. Братом божественных красавиц был бог справедливости Перун. Темное перевоплощение Силы Тьмы завидовали благополучию светлых божеств. Скипер-зверь — владыка надземного Пекла, напал на Перуна и закрыл его в погребе. Богини Морана, Леля и Жива попали в плен к этому получеловеку-полускорпиону. Посланник Хаоса наслал чары на богинь, и они превратились в чудовищ. Не только внешность Мораны изменилась.
Характер дочери Сварога подвергся радикальным трансформациям. Как раскрылась новая сущность Мораны: светлое божество забыло о своем происхождении; дочь Сварога стала жестокой и постигла тайны черной магии; как и ее сестры, Марджана командовала войсками Скипер-зверя. Теперь она хотела подчинить себе мир Яви. Перун, освободившись из заточения, одолел Скипер-зверя в поединке. Затем он расколдовал своих родственниц. Леля и Жива снова стали добрыми божествами. К Моране вернулся облик прекрасной девы, но она не захотела отказываться от темной магии. Уйдя в Навь, Морана стала покровительницей увядания, зимы и гибели. Роль Мары в пантеоне богов Новые обязанности Марены, «зимней» богини: отбирать у женщин способность к зачатию; губить людей; погружать мир Яви в холод; вымораживать посевы; насылать мор на скот; морить людей голодом и болезнями.
В отличие от Ярилы и Живы, олицетворяющих солнечную энергию жизни, Морана представляет собой торжество Мертвой Воды, небытия или Мари. Владения Маржаны простираются за черной рекой Смородиной. Река эта разделяет миры Явь и Навь. В некоторых мифах она изображалась в черно-белом одеянии как символ неразрывности начала и конца. Повелительница увядания и холода тождественна греческой богине Гекате. Ее качества характера: жажда власти; тяга к магическим знаниям; уважение к силе и доблести: славянская «Снежная Королева» отличается коварным нравом, она играет людскими судьбами и не испытывает ни к кому привязанности, но изобретательный маг, не боящийся загадок Мораны, может снискать ее покровительство; бесцеремонность; проницательность; темная сексуальность — выражение «залюбить до смерти» очень хорошо подходит этой сущности, если Морана поцелует земного мужчину, его сердце заледенеет; неприязнь к веселью, радости и цветению. Покровительница холода обижается, что люди не ждут ее с нетерпением, как ожидают ее сестру Лелю.
Это открывают нам мифы старины, ведь в них есть немало истин, актуальных и сегодня. Давайте познакомимся с грозной Мореной и постараемся понять, такой ли злобной была эта богиня. Неспроста на Севере до сих пор живут сказания о власти Мары, а её имя сохранилось во многих песнях и заговорах. Богиня Морена была вестницей зимних холодов Морена — тёмная среди светлых Удивительно, но при знакомстве с родословной этой богини, испытываешь недоумение от того, как могла в такой семье появиться властительница зимнего времени со столь непростым характером. Дело в том, что родителями Морены были светлые божества Сварог и Лада , а сёстрами ей приходились Жива и Леля, покровительницы лета и весны. Почему же Морена оказалась тьмой среди света? Об этом рассказывает известное предание. Если верить древней легенде, однажды Скипер-Зверь, злой владыка потустороннего царства и тёмных сил, решил похитить прекрасных сестёр. Три девушки были обращены в страшных чудовищ. Скипер-Зверь заставлял их творить зло, они же могли лишь подчиняться ему. К счастью, бесчинства длились недолго. Родившийся у божественной пары Перун расколдовал и спас своих сестёр, однако сердце Морены так и осталось наполненным мраком и злобой. Почему так произошло, сложно сказать. Мне кажется, богиня просто почувствовала неограниченную власть, что подтолкнуло её к переходу в царство Нави и мрака. Славяне считали Морену божеством смерти и мрака Богиня мрачного царства В поздних преданиях Морена и сама обзавелась семьёй.