Отвечая на вопрос о том, что произойдет, если страна, купившая турецкие БПЛА, обернет их против Анкары, Сельчук Байрактар заявил в интервью телеканалу TV100, что беспилотники. По сути, новый турецкий БПЛА Bayraktar TB3 представляет собой усовершенствованную и увеличенную модификацию существующего и хорошо известного TB2.
Новая цель взята: российские силы стерли в порошок «хваленый» Bayraktar ВСУ
Bayraktar TB2. Большая российская энциклопедия | По своим тактико-техническим характеристикам БпЛА «Байрактар-ТБ2», по российской классификации беспилотной военной авиации относится. |
Наш ответ турецкому беспилотнику Байрактар — Орион | Турецкие беспилотники Байрактар сыграли одну из главных ролей в Карабахской войне, а теперь Украина закупает тяжёлые ударные аппараты от той же фирмы для войны на Донбассе. |
Не так страшен «Байрактар», как его малюют | Bayraktar Akinci – это высотные БПЛА тяжелого класса, полезная нагрузка которых выросла по сравнению с TB2 в 10 раз – со 150 кг до почти полутора тонн. |
Производитель Bayraktar рассказал, когда БПЛА начнут выпускать на Украине
ВСУ использовали БПЛА «Байрактар» TB2 для наблюдения за северными границами Украины. Турецкий производитель беспилотников Bayraktar инвестирует $100 млн в строительство завода на Украине. Об этом на оборонном форуме в Киеве заявил глава компании Халук Байрактар. Учитывая тот факт, что на сегодняшний день на вооружении ВСУ уже находятся шесть ударных БПЛА Bayraktar TB2, с двенадцатью дронами Украина вполне может победить в конфликте. Bayraktar TB2 («Байрактар ТБ2»), турецкий ударный оперативно-тактический средневысотный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) самолётного типа. А ведь именно это оружие как нельзя больше подходит для борьбы с такими беспилотниками как "Байрактар ТВ2". Что и было продемонстрировано во время событий в Сирии в начале. Bayraktar TB2 – один из самых популярных в мире БПЛА, достаточно быстрый, компактный и недорогой, чтобы с легкостью составить конкуренцию своим предшественникам и оппонентам.
Турецкий Bayraktar уничтожили у побережья Крыма. Эта техника бесполезна против армии России
Средства пойдут на строительство завода, содержание сервисного центра и украинского офиса, добавил гендиректор. Как сообщало ИА Регнум, в июле министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины Александр Камышин заявил, что строительство в стране завода по производству ударных БПЛА Bayraktar началось «на деле». Халук Байрактар заявлял, что запуск производства запланирован на 2025 год, предприятие будет выпускать беспилотники Bayraktar Akinci и Bayraktar TB2. В Кремле заявили, что Турция нарушила договорённости с Россией, когда приступила к строительству на Украине завода по производству Bayraktar, и этот вопрос будет обсуждаться.
Поэтому вопрос Akinci в процессе рассмотрения, вот что я могу сказать по этому поводу", - добавил глава компании.
Эти средства, помимо строительства завода, направляются на содержание сервисного центра и главного офиса компании на Украине, пояснил он. В августе прошлого года стало известно о начале строительства завода по производству турецких беспилотников Bayraktar на Украине.
БПЛА этого типа применялись также в конце февраля 2020 г. В 2019—2020 гг. Bayraktar TB2 использовались в Ливии вооруженными силами Правительства национального согласия против армии Халифы Хафтара. В Нагорном Карабахе во время 2-й Карабахской войны в сентябре — ноябре 2020 г. Азербайджанская сторона заявляла о практически полной ликвидации средств ПВО противника.
Первый - выпуск ограниченной партии в варианте для разведки и патрулирования. Второй - создание вооружённого варианта. Согласно техническому заданию, он должен нести на внешней подвеске средства поражения общей массой до 150 кг. Выполнение этих требований привело к увеличению максимальной взлётной массы и размаха крыла. Первый полёт BTB2 состоялся в апреле 2014 года и уже через год его приняли на вооружение.
Вскоре первые машины были задействованы в контртеррористических операциях против курдских вооружённых отрядов как внутри страны, так и на севере Ирака и Сирии. Турецкая пресса характеризовала BTB2 как «один из наиболее совершенных в мире ударных беспилотных летательных аппаратов своего класса» в плане технических характеристик и автоматизации выполнения полётного задания. Она приводила цифры налёта часов по всему парку с момента поступления на эксплуатацию в 2015-м, который к 2019 году составил сто тысяч часов. Почти пять лет BTB2 оставался единственным разработанным в стране ударным беспилотником, но на рубеже 2019-2020 гг. Он обладает прямым крылом большого удлинения и неубирающимся трёхстоечным шасси.
Хвостовое оперение выполнено в форме «перевёрнутого V». Оно крепится к фюзеляжу двумя хвостовыми балками, между которыми установлен поршневой мотор с толкающим воздушным винтом. Планёр изготовлен из композиционных материалов, в основном - углепластика, с применением кевлара и так называемых гибридных композитов. Бортовое оборудование включает инфракрасную и электрооптические камеры, лазерный дальномер и целеуказатель. Кроме того, имеется ракета MAM-C, созданная на основе 70-мм неуправляемого реактивного снаряда.
Кроме того, в прессе упоминается и возможность установки противотанковой ракеты OMTAS с дальностью пуска до 8 км. Боевое применение Впервые в боевой обстановке «Байрактары» использовались в ходе операции «Щит Евфрата», проведённой в конце 2016 - начале 2017 года, в ходе которой турецкие военные и подконтрольные им сирийские повстанцы выбили террористов из городов Джераблус и Аль-Баб на севере Сирии.
Наш ответ турецкому беспилотнику Байрактар — Орион
При прибытии к месту дислокации, например, на заданный аэродром, антенны устройство вновь устанавливается на подъемную платформу в течение относительно небольшого времени силами личного состава БАК ВН «Байрактар-ТБ2». Носимая станция управления применяется в составе разведывательных групп и позволяет устанавливать устойчивую связь с БпЛА на расстоянии до 30 км. На рисунке 3 представлены следящая параболическая антенна и следящая мини-параболическая антенна, обе оборудованы системой ATAS. Параболические антенны с системой ATAS из состава передвижной наземной станции управления БАК ВН «Байрактар-Тб2» а — следящая поворотная параболическая антенна; б — переносная следящая мини-параболическая антенна Передвижная наземная станция управления размещена в стандартизированном для стран НАТО контейнере кузове типа КУНГ, оснащенном перекрестными резервными системами командования и управления, стеллажными шкафами, блоком кондиционирования воздуха, системой фильтрации воздуха, блоками электроснабжения, беспроводными системами и системами внутренней связи. Все оборудование внутри контейнера станции помещено в стеллажные шкафы рис. В состав расчета станции входят 3 человека — начальник станции он же — командир расчета и пилот и 2 оператора, один из которых управляет нагрузкой, а другой — координирует работу беспилотников с вышестоящим операционным центром. Каждый из членов расчета ПНСУ имеет отдельное рабочее место с двумя экранами, клавиатурой, джойстиком, компьютерной мышью и прочими устройствами ввода информации рис. Командир БпЛА управляет летательным аппаратом главным образом при помощи клавиатуры и компьютерной мыши, так как пилотирование в основном осуществляется автопилотом, по вводимой командиром программе. Электропитание ПНСУ «Байкар» может осуществляться либо от промышленной сети переменного тока с напряжением 220 В, либо от передвижного генератора из состава комплекса. Генератор предназначен для резервирования электропитания станции — в случае отключения или отсутствия промышленной сети. Передвижной генератор представляет собой агрегат, состоящий из поршневого двигателя внутреннего сгорания и генератора — бензо- или дизель-генератора по требованию заказчика , установленного на автомобильный прицеп.
На рисунке 2 а передвижные генераторы на прицепах расположены на площадке развертывания сразу за ПНСУ. ПНСУ «Байкар» оснащен: — интерфейсом C4I в виде LAN-портов локальной вычислительной сетью для трансляции видеоизображений и координации действий как с командованием беспилотной авиацией высшими звеньями управления , так и с командирами подразделений и воинских частей, в интересах которых работает БАК ВН низшими звеньями управления ; — системами контроля и самодиагностики оборудования станции; — телефонными, оптическими, радио линиями и средствами связи, громкой голосовой связью ГГС ; — дублирующей резервной системой работы пультов пилота и операторов для повышения надежности работы БпЛА. Программно-аппаратный комплекс ПНСУ обеспечивает получение пилотом и операторами информации, необходимой для управления и контроля БпЛА. Контейнер станции оснащен молниезащитой [5]. Структурная схема взаимодействия наземной станции управления «Байкар» в перевозимом исполнении с БпЛА «Байрактар-ТБ2» представлена на рисунке 5. Структурная схема взаимодействия наземной станции управления «Байкар» в перевозимом исполнении с БпЛА «Байрактар-ТБ2» 1 — БпЛА «Байрактар-ТБ2»; 2 — передвижной генератор, установленный на прицепе; 3 — универсальный контейнер наземной станции управления «Байкар»; 4 — антенна с круговой диаграммой направленности всенаправленная ; 5 — переносная следящая мини-параболическая антенна носимой станции управления для разведывательных групп; 6 — следящая поворотная параболическая антенна Средства наземного обслуживания СНО и поддержки БАК ВН включают в свой состав метеорологическую станцию, другие устройства, приборы и датчики, необходимые для проведения и обеспечения безопасности полетов. Оно является по своей сути стабилизированным источником питания для беспилотника «Байрактар-ТБ2» во время его нахождения на земле. Устройство также предназначено для заряда аккумуляторных батарей и обеспечения диагностики, а также обслуживания систем и приборов БпЛА через интерфейс оператора. Устройство наземной поддержки GSU рис. Она имеет заправочную емкость объемом в 800 л и установлена на полуприцепе рис.
Станция может производить как заправку, так и отбор топлива из топливных баков беспилотника. Она работает от промышленной электрической сети переменного тока напряжением 220 В или от передвижного генератора из состава БАК ВН. Внешний вид, назначение и основные тактико-технические характеристики БпЛА «Байрактар-ТБ2» По своим тактико-техническим характеристикам БпЛА «Байрактар-ТБ2», по российской классификации беспилотной военной авиации относится: — по радиусу действия максимальной дальности применения — к БпЛА средней дальности его радиус действия лежит в пределах от 100 до 500 км , что соответствует решению задач оперативного уровня в интересах объединений в составе ВС РФ ; — по скорости полета в пределах от 50 до 400 км — к малоскоростным БпЛА; — по высоте полета в пределах 4 до 12 км — к беспилотникам с большой высотой полета; — по продолжительности полета свыше 8 ч — к БпЛА с большой продолжительностью полета. Планер беспилотника рис. Конструктивно-компоновочная схема БпЛА «Байрактар-ТБ2» Фюзеляж изготовлен из углеродного волокна, кевлара пара-амидного высокопрочного волокна и гибридных композитов. Поэтому эффективная площадь рассеяния ЭПР этого беспилотника оценивается на уровне ЭПР семейства американских малозаметных многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35 Lightning II, выполненных по технологии Stealth, то есть не более 0,3 м2. Для развитой эшелонированной наземной системы ПВО, охватывающей обороняемый район излучением РЛС в нескольких диапазонах длин волн со многих ракурсов, турецкий беспилотник какой-либо особой угрозы не представляет. В качестве соединительных элементов в конструкции планера применяются прецизионные детали из алюминиевого сплава, изготовленные и обработанные с применением числового программного управления цифровых вычислительных устройств. Планер имеет прямое крыло большого удлинения и хвостовое оперение выполненное в форме перевернутой буквы V. Старт и приземление беспилотника производится с взлетно-посадочной полосы ВПП в автоматическом режиме «на автопилоте: с применением неубирающегося трехстоечного шасси убирается только передняя стойка.
Силовая установка беспилотника представляет собой двигатель с толкающим двухлопастным винтом рис. Толкающий двухлопастный винт с регулируемым шагом силовой установки БпЛА «Байрактар-ТБ2» Винтовой движитель такого типа имеет угол установки лопастей, изменяющийся в процессе эксплуатации путем вращения лопастей вокруг своей длинной стороны. Регулировка шага винта винтового движителя осуществляется бортовой электроникой. Винт регулируемого шага в отличие от винтов фиксированного шага позволяет увеличивать или уменьшать мощность тяги, сохраняя постоянной частоту вращения коленчатого вала двигателя. Двигатель силовой установки — Rotax 912 рис. Авиационный двигатель Rotax 912 Это авиационный поршневой двигатель внутреннего сгорания с инжекторным принудительным впрыском топлива, четырехтактный, четырехцилиндровый, горизонтально-оппозитный. Его головки цилиндров имеют жидкостное, а цилиндры — воздушное охлаждение. Практический потолок «Байрактар-ТБ2» составляет 8 230 м, рабочая высота — 5 500 м. Максимальная продолжительность полета аппарата может достигать 27 часов. Запас топлива на борту аппарата хранится в баках-дозаторах — усиленных прорезиненных мешках, установленных в полостях планера и предназначенных для размещения топлива.
Но вот по оснащению такая техника даёт очень сильное подспорье морякам. Морские БПЛА недостаточно грузоподъёмны, чтобы бомбить современные корабли, но достаточно оснащены средствами дальнего обнаружения, и не только надводных целей, но и подлодок. Турецкие ВМС уже стали мощнейшими на Чёрном море, и, видимо, не собираются останавливаться, пока не подомнут под себя и Средиземноморье, учитывая их интересы в Сирии и прочих нефтяных странах. Новый аппарат аналогичен американской рабочей лошадке БПЛА MQ-9 Reaper, и, по мнению многих экспертов, не обошёлся без украинских доработок, особенно в плане разработки нового двигателя — ранее тоже слабого места Байрактаров. Новые движки получат не только поздние модели турецких бесплотников — движок PD222ST обещают устанавливать и в старые модернизированные варианты. Это разведывательно-ударный БПЛА, где «ударный» отнюдь не дополнительная фича: аппарат несёт серьёзную нагрузку ракет почти любых классов, в том числе воздух-воздух, бомбы свободного падения и бомбы высокоточные, ПТУР с лазерным наведением. Но главная особенность, это крылатая ракета SOM. Радиус полёта этой штучки до 200 км — по некоторым сведениям их даже обкатали в Нагорном Карабахе, а вот отправляли ли их в другие страны, Турция пока рассказывать не хочет.
Обидно, что Россия опять застряла в классической для себя истории — вместо того, чтобы выпускать в серию «такое себе», а потом дорабатывать его в боевых условиях с учётом реальных потребностей и замечаний, русские копаются в лабораториях, чтобы сделать «шедевр всех времён и на века! Мол взгляните, да мы ещё «могём», посмотрите какие характеристики — этот в два раз дальше летает, а этот в полтора раза быстрее, а вон то грузоподъёмнее. Но полетит через три года, а через пять поставим войска, и в войска они поступят единичными экземплярами. В итоге, пока этот шедевр доберётся до серии, он успеет устареть, а конкуренты, даже если у них были «руки из задницы» изначально, методом проб и ошибок сделают оружие не хуже, и извлекут из него выгоду раньше.
Не стоит забывать, что российские Вооруженные силы также наносили удары по аэродромам и наверняка по крайней мере часть оставшихся беспилотников была выведена из строя. Денис Федутинов главред журнала «Беспилотная авиация» Тем не менее часть TB2 все же могут оставаться на вооружении ВСУ — как уцелевшие, так и отремонтированные. Эксперт не исключил, что страны Запада могли негласно поставлять беспилотники Киеву. Федутинов также отметил, что конфликт на Украине показал невысокую эффективность Bayraktar TB2.
В целом, Bayraktar здесь лишь на первоначальном этапе показывали какую-то дееспособность, но затем российской стороной были освоены способы борьбы с этими беспилотниками, и они стали выглядеть совсем бледно, далее же ВСУ практически вовсе перестали задействовать эти дроны, понимая, что время их жизни на фронте будет весьма непродолжительным», — подчеркнул Федутинов в разговоре с RTVI. Александр Ермаков согласился с тем, что сначала турецкие беспилотники очень активно использовались Киевом и несли серьезные потери, а теперь оставшиеся TB2, вероятнее всего, используются более осторожно. При этом ажиотаж вокруг них, по мнению эксперта, обусловлен в основном «талантливой медиакампанией производителей», Из-за этого с начала конфликта вокруг простой и дешевой «рабочей лошадки», базового беспилотника, был сформирован совершенно неоправданный ореол, потому что они очень хорошо пиарили его во время войны в Нагорном Карабахе и в Ливии он применялся, поэтому из-за него накрутили очень большой шум, что это оружие победы.
Беспилотник хорошо видно в небе и легко можно перехватить. Там, где используется нормальная система противовоздушной обороны, по словам Шурыгина, ТВ2 летают скромно и не показывают выдающихся результатов. Это как раз характерно для ситуации с применением ВМУ Bayraktar в зоне специальной военной операции.
В целом, сделал вывод российский военный эксперт, надежды, которые возлагала Украина на Bayraktar, и деньги, которые она на него потратила, себя не оправдали. В том же духе высказывался и редактора журнала "Арсенал Отечества" Алексей Леонков. Он, в частности, обратил внимание на тот факт, что TB2 - цель, которую легко обнаруживают и успешно сбивают российские средства ПВО. Bayraktar TB2 эффективно работает против партизан, против боевиков, против любых иррегулярных формирований либо в том случае, когда средства ПВО были уничтожены - как в Нагорном Карабахе.
ВВС Азербайджана подняли в небо турецкие «Байрактары»
Сельджук Байрактар сказал, что БПЛА Akıncı могут находиться в воздухе с этими ракетами и радарами в течение длительного времени, контролировать воздушное пространство и в. компания Baykar объявила, что планирует начать производство боевых БПЛА Bayraktar на Украине не раньше 2025 года, сообщил генеральный директор компании Халук Байрактар. Байрактар (Bayraktar TB2).
Теперь Украина вооружена Байрактарами. Есть ли у России «противоядие» для войны с беспилотниками?
Об этом заявил генеральный директор компании - производителя Baykar Халук Байрактар. Поэтому вопрос Akinci в процессе рассмотрения, вот что я могу сказать по этому поводу", - добавил глава компании. Эти средства, помимо строительства завода, направляются на содержание сервисного центра и главного офиса компании на Украине, пояснил он.
Свадьба с дочерью Эрдогана была в 2016 году, напоминает Сельчук, и к тому времени первые беспилотники, Mini и Bayraktar TB1, уже были разработаны. Сельчук отмечает, что после брака появилось больше политической критики, но жизнь его мало изменилась. По словам братьев, семья Байрактар всегда жила «на производстве», и они с самого детства приучились к работе на фабрике: помогали с программированием станков и совмещали это с учёбой в школе. Сельчук в то время учился в одном из самых престижных лицеев страны - американском колледже Роберт в Стамбуле. Оба брата получили высшее образование в Турции и США, где Сельчук специализировался на производстве беспилотников.
Закончив учёбу, вернулись на родину, чтобы «развить технологические способности своей страны» и начали работать в компании отца Baykar. Одной из главных составляющих их успеха считают постоянное общение с турецкими солдатами, реальным участниками боевых действий, что, по их словам, помогает обновлять дроны в соответствии с требованиями и нуждой военных. На вопрос, почему военные дроны были названы их фамилией, братья отвечают, что Байрактар в переводе с турецкого означает «знаменосец» и они посчитали это название идеально подходящим для их дронов. Халук же на вопрос, что для них лично значит «Байрактар», ответил, что хочет, чтобы дроны внесли свою лепту в создание более справедливого и равноправного мира. Видео того, как эти дроны уничтожают российскую бронетехнику, разлетелись по всему миру. Для украинцев турецкие дроны стали своеобразным символом сопротивления российской агрессии. Про них начали писать песни, в их честь называют детей и домашних питомцев, и постепенно слово «Байрактар» заняло свою нишу в популярной культуре страны и украинской диаспоры по всему миру.
Братья открыто поддерживают Украину и уже несколько раз бесплатно передавали дроны украинским военным, а собранные волонтёрами деньги направляли на нужды украинских беженцев. На вопрос, что он чувствует от того, что «Байрактары» стали для украинцев своеобразным символом свободы, Халук отметил, что гордится тем, что разработанные ими технологии поддерживают Украину в борьбе за независимость. Он добавил, что Украина борется за свободный мир. Сельчук назвал российское вторжение в Украину «несправедливой и незаконной войной», а украинский народ благородным. Халук говорит, что власти Украины обращались ко многим странам с просьбой передать беспилотники, однако, по его словам, лишь Турция согласилась на сделку. В то же время с Украиной были подписаны очень важные проекты в оборонной промышленности, которые будут способствовать нашему сотрудничеству в различных технологических областях», — напоминает он. По словам Халука, специалисты компании обучили многих украинских военных управлять дроном Bayraktar TB2, а недавно в результате российской атаки погиб подружившийся с братьями офицер украинской армии — оператор БПЛА: он скончался в результате ранения.
Представители компании Baykar присутствовали на его похоронах, и братья хотят помочь его семье. Украина - это страна, с которой у нас тесные отношения. Мы разделяем боль украинцев и ценим их успешную защиту своей земли и их героическую борьбу», — говорит Халук. Все это звучит благородно, но есть критики, которые указывают, что Украина — это всего лишь рынок сбыта, куда Baykar продает свое оружие. Что отвечают им братья Байрактар? Халук не скрывает, что коммерческие интересы присутствуют. Но с начала войны компания приложила много сил для сотрудничества с Украиной.
Да, подтверждает он, с началом российской войны в Украине интерес к дронам «Байрактар» вырос, выросли и продажи. И часто по ту сторону конфликта была Россия.
Однако позже дипломат добавил, что боевые действия «внесли коррективы в первоначальные планы» относительно сроков сдачи объекта. Такое мнение в разговоре с изданием «Силовой блок» выразил бывший заместитель начальника Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ, кандидат военных наук, генерал-лейтенант Евгений Бужинский. Если к тому времени активные боевые действия будут продолжаться, то сомнений нет, данное предприятие будет являться законной военной целью для российской армии», — заявил кандидат военных наук.
Помимо этого Евгений Бужинский порассуждал на тему того, могут ли Москва и Киев, если в будущем начнется переговорный процесс, договориться, что Украина не сможет иметь на своей территории никаких предприятий по производству вооружений.
Популярное издание рассказало, что российские войска смогли поразить весь украинский воздушный флот состоящий из турецких БПЛА реклама Российская армия своими продуманными и выверенными ударами смогла вывести "из игры" весь парк беспилотных аппаратов турецкого производства Bayraktar TB2, выполнявших в украинской армии разведывательные и боевые операции в зоне СВО. Тем самым ВСУ лишились стратегической компоненты, способной совершать ракетные налёты на полевую российскую армию, сообщает известный новостной портал Business Insider. По мнению эксперта издания Сэмюэля Бендетта такие воздушные аппараты прекрасно зарекомендовали себя в воздушной среде, свободной от пристальной опеки противовоздушной обороны и комплексов радиоэлектронной борьбы потенциального противника.
Теперь Украина вооружена Байрактарами. Есть ли у России «противоядие» для войны с беспилотниками?
Учитывая тот факт, что на сегодняшний день на вооружении ВСУ уже находятся шесть ударных БПЛА Bayraktar TB2, с двенадцатью дронами Украина вполне может победить в конфликте. Сам Байрактар не исключал выдвижения в президенты, если Эрдоган попросит его об этом WSJ назвала разработчика дронов Bayraktar возможным преемником Эрдогана. Bayraktar TB2 («Байрактар ТБ2»), турецкий ударный оперативно-тактический средневысотный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) самолётного типа. На Западе вынуждены признать: ударные беспилотники Bayraktar ТB2, которые Турция передала Украине, оказались уязвимы перед российскими средствами противовоздушной. «Крупные БПЛА, как турецкий Bayraktar TB2, в целом представляют собой несложные цели для современных ЗРК». Bayraktar TB2 с четырьмя ракетами на подвеске может находиться в воздухе более 12 часов.
«Войны дронов»: зачем Украине турецкие беспилотники Bayraktar
Ракета БПЛА Bayraktar Akinci попала с точным пробегом. Всего в процессе несения боевого дежурства было уничтожено 20 воздушных целей украинских националистов, в числе которых семь БПЛА «Байрактар». Bayraktar TB2 с четырьмя ракетами на подвеске может находиться в воздухе более 12 часов. Ранее президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Россия и ОАЭ выразили желание наладить сотрудничество с Анкарой по производству беспилотных летательных аппаратов.
Новая цель взята: российские силы стерли в порошок «хваленый» Bayraktar ВСУ
Этот беспилотник применяли сразу в нескольких конфликтах, где он действовал почти не встречая сопротивления. Еще до Украины «Байрактар» довольно удачно применяла азербайджанская армия в Нагорном Карабахе, Турция - в Сирии во время операции «Весенний щит» в феврале 2020 года, а до этого в Ливии, где эти беспилотники действовали против армии Хафтара. До Украины «Байрактары» действовали не только как разведывательные системы, но и наносили удары по целям почти в «тепличных» условиях — без хорошо построенной системы противовоздушной обороны. Удары беспилотника, который находился на довольно большой высоте, часто были ошеломляющими — на кадрах, снятых его же камерой, было видно, как управляемые бомбы падали на объекты, где находились ничего не подозревающие солдаты противника. Однако эта способность наносить удары по наземным целям перестала быть актуальной, как только «Байрактары» стали применять в условиях активного противодействия ПВО в Украине. После этого дроны стали выполнять более традиционные для своего класса функции — наблюдение, целеуказание, разведка. Это менее впечатляющая работа, но не менее полезная. Аппараты такого класса не могут использоваться как замена ударной авиации, их нельзя применять, например, как бомбардировщики, штурмовики или вертолеты. Их полезная нагрузка меньше, чем у пилотируемых аппаратов, они более медленные и уязвимые. Это не развитие какого-то авиационного класса, в котором беспилотники просто заменили людей. Появившись в конце 1990-х годов, MALE как бы сами создали новый класс летательных аппаратов, под которые была создана тактика их применения.
Их способность подолгу находиться в воздухе и заниматься наблюдением и оперативно-тактической воздушной разведкой вряд ли можно переоценить. Bayraktar TB2 — далеко не единственный дрон в своем классе. Одним из самых известных дронов такого класса является также израильский IAI Heron, который продали во множество стран, включая ту же Турцию. Наконец, есть американский MQ-9 Reaper, который и сам по себе известен, как одна из наиболее эффективных машин своего класса, и является наследником легендарного MQ-1 Predator, который летает с 1990-х годов. Старший сотрудник института внешней политики в Вашингтоне Роб Ли подчеркнул, что «Байрактары» в Украине играли скорее вспомогательную роль. Хотя в первые недели войны все видели удары по российской военной технике, когда колонны российских войск бездумно двигались [по украинским дорогам] без прикрытия силами ПВО. И это было важно. Но впоследствии, когда россияне стали, наконец, воевать как надо, где-то с марта эксперты перестали видеть удары украинских беспилотников по российской военной технике, за исключением острова Змеиный. В Донбассе не наблюдается активное использование «Байрактаров». Там у россиян более мощные силы ПВО, так что эти дроны выполняют задачу целенаведения, что они могут делать с большого расстояния благодаря оптике высокого разрешения.
Если судить по видео, возможно, было сбито около десятка «Байрактаров», но точно этого утверждать нельзя. Беспилотник не является решающим оружием, он может быть полезным при определённых условиях, например, когда у противника нет сильной противовоздушной обороны или средств электронной борьбы, которые делают дроны уязвимыми. В [войне в Нагорном] Карабахе они играли решающую роль, потому что Азербайджан обладал преимуществом в воздухе. Но в Украине дело обстоит по-другому, здесь очевидного преимущества нет. То, что важно в одной войне, в другой войне может быть незначительным. Другие дроны Компания Baykar также занимается разработкой другого дрона — «Акынджы». В нём используют турбины украинского производства.
Средства пойдут на строительство завода, содержание сервисного центра и украинского офиса, добавил гендиректор. Как сообщало ИА Регнум, в июле министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины Александр Камышин заявил, что строительство в стране завода по производству ударных БПЛА Bayraktar началось «на деле». Халук Байрактар заявлял, что запуск производства запланирован на 2025 год, предприятие будет выпускать беспилотники Bayraktar Akinci и Bayraktar TB2.
В Кремле заявили, что Турция нарушила договорённости с Россией, когда приступила к строительству на Украине завода по производству Bayraktar, и этот вопрос будет обсуждаться.
Но как только Москва это поняла, они утратили необходимый элемент внезапности, говорят аналитики и военнослужащие Украины. По словам британского эксперта по беспилотникам Стива Райта, TB2 и аналогичные модели разрабатывались в основном для наблюдения и управления другими ударными средствами. Украинские источники также предполагают, что ВСУ становится все труднее эффективно пользоваться беспилотниками на поле боя.
Судя по всему, его мнение разделяют и другие украинские военные. По словам Сэмюеля Бендетта из американского Центра военно-морского анализа, уязвимость TB2 к более совершенным системам ПВО была очевидна еще до начала полномасштабного конфликта на Украине.
По его словам, основная часть подготовительных работ на заводе уже ведется. Как ожидается, предприятие будет электрифицировано в июле. Посол Украины в Турции Василий Боднар ране сообщал, что строительство займет несколько месяцев, а запуск возможен до конца 2023 года.
Оружейный гейм-чейнджер: как беспилотники сделали Турцию «дроновой сверхдержавой»
По своим тактико-техническим характеристикам БпЛА «Байрактар-ТБ2», по российской классификации беспилотной военной авиации относится. Bayraktar ТВ2 («Байрактар)» — турецкий ударный беспилотный летательный аппарат (БПЛА), его максимальная дальность управления — 150 километров. Newsweek: некогда грозные “Байрактары” перестали участвовать в боях.