Новости ямщик что такое

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЯМЩИК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках. Вот и происхождение понятия ЯМЩИК Ямщик это тот,кто на ,дорога,ход Раньше основным путем передвижения был и понятие Река Емца на Архангельщине Саамские слова емья (ямме) в значении “мёртвый” и еммне в значении “земля, страна. Значение слова ямщик в словарях Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова., Толковый словарь русского языка. Смотреть что такое «ЯМЩИК» в других словарях: ямщик — почтальон, возница, ямщичок Словарь русских синонимов. ямщик см. возница Словарь синонимов русского языка.

«Ямщик, не гони лошадей…». Когда почта еще не была электронной

— Ямщики с XVI столетия были освобождены от податей и повинностей ради сосредоточения на гоньбе – главной их служебной обязанности. Число лошадей ямщик обязан поставить столько, сколько бы их не потребовалось в течение дня, несмотря на число пар поставленных на станции и уже выпущенных. За свой труд ямщики получали от государства жалование, а также земельные наделы и покосы. А знаете ли вы, как появились на Руси ямщики? Историки утверждают, что в 1516 году московский князь Василий Иванович учредил Ямской приказ, отвечавший за поч. Для обыкновенного путешественника ямщик работал таким образом. Значение слова и примеры употребления Вы знаете, что такое ямщик?

История о ямщиках и почтовых трактах

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЯМЩИК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках. ЯМЩИК — В скорой ямской гоньбе специальное лицо на гос. службе, выделенное для перевозки гонцов и грузов. Число лошадей ямщик обязан поставить столько, сколько бы их не потребовалось в течение дня, несмотря на число пар поставленных на станции и уже выпущенных. За исключением "казённых ямщиков", поскольку однодворцы пользовались свободой выбора своего жизненного занятия, а ямщицкие сёла обязаны были обслуживать тракты. профессия настолько популярная, что оставила большой культурный пласт в русском искусстве и литературе. Многие считают, что ямщик – это человек, который управляет повозкой и занимается перевозкой людей.

Почтовые станции и станционные смотрители

В основном это были приезжие из деревень, не имеющие порой своего транспорта. Им приходилось брать и лошадь, и коляску в аренду. За поездку ваньки брали 30—70 копеек. Грузовое такси — ломовики — работали на лошадях-тяжеловозах. Люди состоятельные брали лихачей, у которых были сытые и красивые лошади плюс весьма удобные коляски.

Лихачи оценивали свой труд уже в 3 рубля. Кроме частников работали и городские извозчики — «голубчики», или «резвые». Их легко было узнать по форменной одежде и номерному знаку. Заказать городского извозчика можно было на специальной бирже.

Такая поездка редко обходилась дороже рубля.

В ямской слободе бобыли обычно исполняли роль наймитов, обрабатывавших землю охотников и, возможно, ямских приказчиков. Кто-то из них занимался разными промыслами, а кто-то —и«черной работой». Жили ямские бобыли и своими дворами видимо, занимая дворы беглых ямщиков или просто опустелые охотничьи дворы ,ив домах ямских охотников очевидно, заплату или какие-то услуги. За право жить подданные Вышневолоцкому яму бобыли, селившиеся вновь на землях старого Выдропусского яма 67; например, бобыли на ямской земле, подданные владимирскому яму, бобыли на костромской ямской земли, подданные яму ит.

Однако в целом «до конца 16 века быть ямским охотником не могло представлять серьезных выгод, по крайней мере, таких, благодаря которым состав ямских слобод делался бы более или менее устойчивым»[7, с. Нельзя тут, правда, исключать итого, что кто-то из бобылей со временем приобретал статус «ямского охотника», но Гурлянд явным образом таких «сюжетов» не описывал. Помимо жизни в слободе, некоторые бобыли, сохраняя статус «ямских», отправлялись на заработки в город. Кроме того, «ямскими» считались и бобыли, жившие в селах, при-данных ямским слободам[7, сс.

Они также классифицировались. К примеру, "ваньки", предоставлявшие услуги "Эконом-класса", были выходцами из деревень, арендовавшие лошадей и коляски. Они брали за поездку от 30 до 70 копеек. Богачи же брали себе "лихачей", имевших красивых лошадей и удобные коляски, а клиентов они доставляли к месту уже за три рубля. Городской извозчик. Однако еще были среди городских извозчиков, одетых в фирменную одежду - "голубчики" и "резвые". Они имели номерной знак и их можно было заказать через специальную биржу, а поездка стоила в пределах рубля. Бондарь Бондарь. Автор: С. В давние времена широко была распространена профессия бондаря, которая почти сошла на нет в 20 столетии, а на сегодняшний день их практически не осталось. Однако в свое время количество бондарей доходило 1000 человек в каждой губернии. Сколачивать бочки довольно кропотливое и сложное дело: дощечки должны прилегать настолько плотно друг к другу, чтобы они не пропускали воду. Поэтому профессиональные бондари в старину ценились очень высоко. Автор: Игнатий Щедровский. Жгон или каталь. Автор: Кугач Ю. Хорошие мастера по валянию качественных валенок всегда на Руси пользовались уважением. За их работу платили достойные деньги. Артели жгонов-каталей ходили из деревни в деревню и валяли валенки из местного сырья. До наших дней дошёл и жгонский словарь, так как общались на своем, понятном только им языке, тем самым охраняя от посторонних профессиональные секреты. Шорник Шорник. Автор: Михаил Клодта. Шоры - это наглазники прикрывающие боковой обзор глаз лошади. Шорник изготавливал не только шоры, но и всю конскую сбрую: седла, уздечки, стремена, которые были уникальными.

Почтовые тракты Московской губернии… В связи с этим сразу вспоминаются строки народных песен «Когда я на почте служил ямщиком…» или «Ямщик, не гони лошадей, мне некуда больше спешить…». Много исторических событий связано с передвижением по этому тракту, в равной степени, как и проезд знаменитых людей. О чем мог рассказать колокольчик? На станциях содержалось обычно до шести лошадей. Звон поддужных колокольчиков был слышен издалека, и, едва услышав их, станционный смотритель начинал суетиться, готовить лошадей, груз — почта должна была двигаться по расписанию, без задержки. По звуку колокольчиков опытные люди могли определить скорость тройки и состояние дороги. Ямщиков секли, отстраняли от работы, сажали в холодную — не помогало ничего. По-прежнему, завидев станцию, они предпочитали залихватски свистеть. Кто первым догадался повесить под дугу двухфунтовый колокольчик 800-900 г , неизвестно. Колокольчики начальство быстро разрешило, а рожки остались символом русской почты, и герб Клина как раз тому свидетельство. Кто такие ямщики? Слово ямщик в старинных документах встречается не часто. Обычно писали: ямской охотник или просто охотник. Этот термин произошел от выражения «ямскую гоньбу гоняют своей охотою добровольно ». Проще говоря, охотник — доброволец. Если ямщик должен был сопровождать какое-то лицо, его в официальных бумагах называли «проводником». И совсем редко охотников звали «гонщиками». В допетровское время ямщики считались служилыми людьми «по прибору», так же как и стрельцы, и городовые казаки, и пушкари. Они жили возле городов, в «специальных» «ямских» слободах и получали от казны денежное и пороховое жалованье. Впоследствии ямщиков перевели в сословие государственных крестьян, «государев ямщик», что обязывало иметь трех лошадей «держать ему на выти три мерена». Выть — надел земли. Некоторые исследователи усматривают в этом происхождение русских троек. По наказу из Москвы, в охотники ямщики следовало выбирать людей «добрых, лучших, семьянистых, прожиточных». К концу XIX века извозный промысел стал приходить в упадок. Почтовые тракты просуществовали до 20-х годов ХХ в. Что мы узнаем о первом почтовом тракте? Итак, вернёмся к реформам Петра Великого, который учредил первый почтовый тракт в России в 1693 г, а затем издал Указ о ямской повинности. Тракт соединил Архангельск, в то время единственный порт России, с Москвой. При Петре I были открыты почтамты и почтовые конторы в Петербурге и Москве. Царь-реформатор хорошо знал цену связи и информации, и, находясь даже на берегу Белого моря, отслеживал, как она проводится. Петербург, ставший столицей нашего государства, требовал новых путей сообщения, и главный путь был проложен. Судьбе было угодно, что он прошёл через наш Клин. Специальным царским указом от 25 января 1702 года в Клину учреждается почтовый ям, то есть почтовая станция и далее на Тверь, Торжок, что, конечно же, повлекло значительные изменения во всех сферах социальной и экономической жизни. О клинских ямщиках Более трёхсот семей должны были нести ямскую повинность почтовую гоньбу — это были не только жители Клина, но и жители уезда — крестьяне деревень Акулово, Лаврово, Мисирёво, Ямуги и др. Клинские ямщики славились своей удалью и быстрой ездой, невзирая на то, что ямской промысел был тяжелым и опасным. В ямщину верстали мужское население от 12 до 45 лет, освободив нанятых от воинской повинности. Народная память хранит один из достаточно известных эпизодов нелегкой жизни почтарей: «Пришел раз в Москву на почтовый двор пешком из Клина почтарь Алешка Каток. Одна из почтовых сумок оказалась распечатанной за опоздание и распечатывание сумки почтарей били батогами и даже, если это делалось с умыслом, направляли на дыбу. На допросе Каток рассказал, что в Хожеловском яме почту принимал от Ивашки Анкуданова. Сумок не смотрел и повез почту дальше. Но ни в Вышнем Волочке, ни в Торжке, ни в Твери почтовых сумок не приняли, а в Клину даже лошадь не дали, так что пришлось почтарю на себе нести из Клина в Москву тяжелые почтовые сумки». Много жалоб поступало правительству от почтарей и ямщиков. Часто не платили вовремя жалованье, поэтому ямщики иногда уклонялись от службы. В ответ на это правительство издало особый указ о возвращении ямщиков в свой ям: «Ежели нижеписанные беглые ямщики у кого в селах и деревнях живут, оных бы ловить и проводить в Клинскую канцелярию воеводского правления … Отдавать по-прежнему в ям». В свою очередь, почтари набирались из стрелков и служилых людей. Этот вид службы превратился в профессию и передавался по наследству.

кто такой ямщик определение для детей

Что такое ямщик? В результате профессия ямщика стала почетной и переходящей от поколения к поколению. За свой труд ямщики получали от государства жалование, а также земельные наделы и покосы. Постепенно ямщики превратились в особое сословие наподобие стрельцов, они совмещали ведение своего хозяйства с выполнением обязанностей перед государством.

Разбираемся, что такое ямщик

Гребец-ямщик приравнивался к одноконной гужевой подводе. Статья автора «История События и Рассказ» в Дзене: Ямщиками в нашей стране называли кучеров, которые выполняли ямскую повинность – перевозку почты, государственных служащих, грузов. Постепенно ямщики превратились в особое сословие наподобие стрельцов, они совмещали ведение своего хозяйства с выполнением обязанностей перед государством.

Ямщик сообщение о профессии

У слова "ямщик" корень "ям", и это такой человек, который раньше занимался, как перевозкой людей, так и грузов на гужевом транспорте. Ямщи́к — представитель особой межклассовой прослойки тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской. Чем занимался ямщик, происхождение слова Даже сегодня извоз остается одним из самых распространенных видов деятельности в нашей стране, уступая в этом отношении только торговле. Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЯМЩИК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках. Хотя слово «ямщик» считается устаревшим, оно не вышло из употребления благодаря целому пласту песенной культуры. Число лошадей ямщик обязан поставить столько, сколько бы их не потребовалось в течение дня, несмотря на число пар поставленных на станции и уже выпущенных.

Значение слова «Ямщик»

Но куда более интересными были другие люди, называвшиеся тем же понятием, а промышляли они деятельностью грузчиков, работавших на перевалке корабельных грузов. Причём локализация у них была довольно узкой - это Поволжский регион. Но был и своеобразный центр их работы в виде города Рыбинска - по информации редакции novate. Рыбинск - центр работы крючников. Кроме того, среди них была своего рода внутренняя дифференциация по специализации. Так, одна часть профсоюза работала на поднятием грузов из трюма на палубу, другая - именно та, что работала с крючком - занимались забросом мешки себе на спину и транспортировкой их на другой корабль, а третьим был человек, именуемый «батырем», занимаясь руководством процесса погрузки мешков. Отличие работы крючников от других грузчиков состояло в том, что они переносили грузы с корабля на корабль, не перенося их на берег.

Любой поволжский порт имел собственные артели профессиональных крючников. А работала она следующим образом: как только оканчивалась погрузка, им платил не сам хозяин груза, а подрядчик, фактически монополизировавший найм этих людей. Но суммы за столь нехитрый, но довольно тяжкий труд, были немаленькие: крючник мог заработать до 5 рублей в день. Вот поэтому они считались своеобразной элитой среди наёмных трудяг. Но, конечно, минусы это профессии были эквивалентны заработку: их деятельность слишком сильно сказывалась на здоровье крючников, поэтому они имели множество хронических заболеваний, а в средних годах почти все имели инвалидность. Крючник, конец 19 века.

А вытеснила их, как можно предположить, техника: как только появились автоматические погрузчики, деятельность крючников в оригинальном понимании оказалась не нужна. Впрочем, окончательно данный род деятельности не исчез совсем, а сумел трансформироваться исходя из новых условий. Сегодня можно также встретить своего рода наследников крючников, которыми оказались докеры. Чумак Одно из популярнейших занятий в Российской империи. Ключевой деятельностью этих людей была перевозка различных грузов по челночным маршрутам с севера на юг и в обратном направлении. Но чаще всего их знают по своему самому известному грузу, как доставщиков соли, но также они нередко перевозили зерно и древесину.

Работали они группами, объединяясь в полноценные караваны из повозок с навьюченными волами. Последних, кстати, выбирали неслучайно: они были достаточно выносливыми и сильными, чтобы переживать столь долгий путь. Полотно Ивана Айвазовского «Волы на перешейке», 1860 год. Оказывается, в XVI — XVIII веках территория Причерноморья была малозаселённым регионом, известным в исторических документах и картах под топонимом «Дикое поле» - такая ситуация сложилась потому, что в этот район регулярно набегали крымские татары, то кочевники вроде ногайцев.

Они жили возле городов в специальных «ямских» слободах и получали от казны денежное и пороховое жалование.

Они обеспечивали также и охрану перевозимых грузов и седоков, для чего ездили вооружёнными. При строительстве Петербурга из крестьян, направленных 1714 году из мест своего прежнего проживания для отправления почтовой гоньбы, по указу царя в 1720 году несколько семейств было временно расселено в районе Чёрной речки. В 1723 году им отвели новое место «за Невским монастырём » [8] , где таким образом образовалась первая в истории города ямская слобода. Крестьянин, выехавший в Петербург по правительственной разнарядке и с согласия помещиков, если он не был государственными крестьянином изначально , и оставшийся в городе на следующий сезон, не только терял связь со своим классом, но со временем превращался в мелкого частного предпринимателя, оказывая услуги по извозу уже сугубо в частном порядке. Впрочем, те крестьяне, которые остаются в Петербурге на следующее лето, вступая в должности дворников, извозчиков, разносчиков, пользуются выгодами, отвыкают от сельских работ и неохотно возвращаются к сельскому быту [8] — Иван Пушкарёв.

Описание Санкт-Петербурга… — С. На первый взгляд кажется забавным демографический состав этой прослойки в изложении И. Раскрывая общую численность на 1 января 1838 года 328719 мужчин и 138806 женщин , он указывает: «14. Ямщиков: муж. Но к некрасовскому о русских женщинах «коня на скаку остановит» это не относится: лица женского пола указаны в книге Пушкарёва и по служителям культа.

То есть, в данном случае в «ямщиков» включены не только представители этой профессии, но и все члены их семей обоего пола.

Рассмотрев письмо нижегородского губернатора, Сенат «1715 года февраля в 10 день» вынес приговор «об отводе мест для оного поселения к генералу-фельт-маршалу, светлейшему князю писать и при том с имянной росписи список послать». В Петербург нижегородские ямщики прибыли только осенью 1715 г. С ним было послано «в Санкт-Петербург ямщиков, которым быть на вечном житье, 62 человека без жен». В сознании ямщиков, оставивших на родине 81 дом на 17 вытей, не укладывалось, как они могут поместиться теперь в 17 небольших, хотя и двухэтажных домах.

Ведь ямщиков, намеченных к переселению, только «мужеска пола» насчитывалось 272 человека, не считая женской половины! Русский народ, воспитанный в благочестии, в своей основной массе был застенчивым, понимал стыд и совесть, и «на людях» жить не умел. Семьи вели довольно замкнутый образ жизни, женщины с детьми появлялись в общественных местах лишь на церковных службах. А судя по вышеприведенному документу из Нижнего Новгорода на Тосну ехало 62 многодетные семьи ямщиков посылали «семьянистых». Получается, что власть предполагала поселить в одном доме в среднем 3-4 семьи!

В официальных документах появилось слово «квартира»: «фатеры», «квартеры» называли переселенческие дома в своих челобитных ямщики. Вот так при Петре Первом в России заводились предшественницы советских коммуналок. Конечно, такое плотное заселение семей в те годы, когда на Руси еще был широко распространен обычай жить мужской и женской половиной, чтобы чужой глаз не наблюдал за семейной жизнью людей, особенно женщин и детей, не могло не вызывать в ямщиках протеста. Однако с их представлениями о том, как должен быть устроен быт, со сложившимся за целые века образом жизни ямщиков, уже никто не считался: царь Петр строил империю не по русскому, а по иноземному образцу. Раздраженные бегством нижегородских ямщиков сенаторы, 6 июня 1716 года вынесли приговор: «…О сыску и о высылке беглых ямщиков послать в Нижегородскую губернию указ…» [103] Судя по всему, вернули на Тосненский Ям не многих.

Здесь через три года после прибытия ямщиков насчитывалось всего 30 домов. По «скаске» первого Тосненского священника Леонтия Титова в 1720 г. Как свидетельствуют архивные документы, бежавших с «прешпективной» дороги ямщиков разыскивали долго, а пойманных наказывали беспощадно. Всего на реке Тосне в общей сложности из Казанской и Нижегородской губерний поселилось несколько десятков человек. И это почти из полутора тысяч ямских охотников и членов их семей, сдвинутых «имянными» указами с коренных мест своего проживания на реку Тосну!

Здесь, на Тосненском Яму, остались лишь те, кому некуда было деваться, кто вынужденно принял свою судьбу, покорившись переменам, кто был обременен больными родственниками или сам хворал. Хотя, конечно, не исключено, что кому-то стала нравиться жизнь на петровский лад. Так была заселена дорога между Петербургом и Волховом — жизненное пространство тосненских ямщиков. Этнически ямская слобода Тосна была русским поселением и оставалась таковой в течение почти двух веков. Помимо Тосненского Яма в те годы в окрестностях Петербурга русскими переселенцами были устроены также ямщицкие слободы Московская, Смоленская, Вологодская, сёла Стрельна, Пулково, Красное, слобода Рыбацкая, деревня Купчино и ряд других.

В дальнейших документах они обозначаются как «вновь привезенные». Итак, на основании вышеизложенного можно заключить, что переселение ямщиков на Тосненский ям было совершено из Казанской и Нижегородской губерний. Протекало оно в тяжелейших условиях военного времени и перестройки русской жизни на новый лад, непонятный большинству населения страны. Переселявшиеся семьями ямщики заселялись в квартиры, к проживанию в которых не были привычны. Потеря не только прежнего места жительства, материального достатка, но и сложившегося за века уклада жизни вынуждали многих ямщиков к побегам.

Поэтому на Тосненском Яму оказалось вместо полутора тысяч жителей всего шестьдесят человек, включая женщин и отроков без учета младенцев до семи лет. Остальные ямские охотники ушли в бега или погибли во время переселения. На тех, кто всё-таки закрепился здесь, выпала вся тяжесть обустройства на новом месте в условиях болотистой бесплодной земли и сурового климата. На плечи поселившихся на реке Тосне ямщиков, по числу людей не более двух вытей, легло бремя несения ямской службы, которое должны были разделить ямские охотники сорока двух вытей по плану царя Петра и Сената. Но несмотря ни на что жизнь на Тосненском яму затеплилась, ямская служба наладилась, селение постепенно разрасталось, превратившись в середине XX века в город Тосно, датой основания которого, кстати сказать, уместно считать 1714 год по сложившейся в мире традиции датировки населенных пунктов по первому упоминанию в письменном источнике.

В 1715 году здесь образовалась церковная община, пришел на Тосну первый священник, был построен храм во имя Пресвятыя Богородицы Казанския. Но это уже следующая страница в истории города Тосно и Православия в Тосненском крае. Список использованных источников и литературы Выскочков Л. Изд «Наука», 1989. Главная дорога России Москва-Петербург.

Голиков И. Деяния Петра Великаго, мудраго преобразователя России; собранныя из достоверных источников по годам. Часть II. Часть V. Даль В.

Толковый словарь живаго великорусскаго языка. Доклады и приговоры, состоявшиеся в Правительствующем Сенате в царствование Петра Великаго, изданные Императорскою Академиею наук под ред. Дорожный календарь на 1767 год, с описанием почтовых станов в Российском государстве. Журнал или Поденная записка, блаженныя и вечнодостойныя памяти Государя императора Петра Великаго с 1698 года, даже до заключения Нейштатскаго мира. Напечатан с обретающихся в кабинетной архиве списков, правленых собственною рукою Его Императорскаго величества.

Часть первая. В Санктпетербурге при Императорской Академии Наук 1770 года. Кедров Н. Духовный Регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого. Князьков С.

Очерки из истории Петра Великаго и его времени. Коровин К. Моя жизнь. Мемуарные записи. Электронная версия.

Костомаров Н. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Отдел 2. Глава 15. Петр Великий.

Краткое описание царствующаго града Санктпетербурга и его построения Богданова. Новгородский митрополит Иов. Жизнь его и переписка с разными лицами. Подготовил Илларион Чистович. Свод Законов Российской империи.

Туманский Ф. Собрание разных записок и сочинений, служащих к доставлению полного сведения о жизни и деяниях Государя Императора Петра Великаго, изданное иждивением и трудами Федора Туманского. Часть четвертая. Шухов И. Оружие Западно-сибирских ямщиков.

Примечания [1] Туманский Ф. Собрание разных записок и сочинений, служащих к доставлению полного сведения о жизни и деяниях Государя императора Петра Великаго, изданное иждивением и трудами Федора Туманского.

Скоро популярными стали колокольчики. Даже был издан указ, по которому только почтовая служба, полиция и чиновники имели право вешать колокольчики на свои экипажи. Повинность Ямщики находились на государственной службе. С X по XVIII век они исполняли ямскую повинность, которая заключалась в следующих обязанностях: доставка почты; перемещение грузов; перевозка государственных деятелей и дипломатов. Изначально ямщики - это люди, которые наблюдали за порядком в ямах и заботились о лошадях, в то время как гонцами выступали местные крестьяне. Позже появились наемные курьеры, которые тоже начали носить название "ямщик". Связанно это с тем, что из-за собственных проблем крестьяне редко соглашались на такую работу.

В Сибири повинность была возложена на местных казаков, так как курьеры были подвержены частым нападениям грабителей. Казаки за службу получали провизию и немалое жалованье. Ямщики были освобождены от налогообложения. Они часто получали пахотные земли за службу.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий