Новости высота полета гагарина

Почти сразу после полета Гагарина отправили за границу с так называемой «миссией мира» — демонстрацией исторического успеха СССР.

Как погиб Юрий Гагарин: версии трагедии

Юрий Алексеевич Гагарин: биография первого человека в космосе — 12.04.2024 — Статьи на РЕН ТВ Из воспоминаний Юрия Гагарина о посадке и своих первых минутах на Земле: «Высота полета все время уменьшалась.
Полный текст доклада Юрия Гагарина после полета в космос День полета Юрия Гагарина в космос 12 апреля 1961 года был объявлен праздником — Днем космонавтики.
Космический полёт Гагарина: что следует знать об одном из главных событий XX века Состоявшийся впервые в истории человечества полет на космическом корабле «Восток» коммуниста Юрия Гагарина продемонстрировал всему человечеству способность нашей Родины покорять космические высоты и вершины прогресса.
Кто круче – первый космонавт в мире Юрий Гагарин или современные спортсмены: Овечкин, Месси, Болт По намеченному плану Гагарин катапультировался на высоте семи километров и спустился на парашюте.

Десять из 108 минут полета Юрий Гагарин находился на краю гибели

Стенограмма радиосвязи Юрия Гагарина с Землей, беседа с Никитой Хрущевым, подробности полета корабля-спутника «Восток», реакция амурчан на новость, переданную по радио Левитаном, — как освещала АП мировую сенсацию, читайте в нашей подборке. Состоявшийся впервые в истории человечества полет на космическом корабле «Восток» коммуниста Юрия Гагарина продемонстрировал всему человечеству способность нашей Родины покорять космические высоты и вершины прогресса. На высоте 7 километров, руководствуясь планом полета, Гагарин катапультировался и продолжил спуск на парашюте отдельно от аппарата. «Выполнить одновитковый полёт вокруг Земли на высоте 180—230 километров, продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе.

Полет Гагарина в цифрах

Мы опоздали минут на десять: его уже увезли в Подгорное. Недалеко от места, где он приземлился — а это именно тот район, где сейчас стоит монумент — мы увидели небольшой ящик. В нем были красные глазки, и он все время пикал. Видимо, это была рация. Недалеко лежал красный шелковый парашют. Где-то с километр от этого места валялось кресло: собственными глазами видел, как солдаты грузили его в машину. Рацию сначала охранял милиционер, а потом сбросили парашютистов, и они ее забрали. Кстати, в тот день 12 апреля вертолеты летали к месту приземления и Гагарина то и дело — одни улетали, другие прилетали». Крышка, отделившаяся на высоте 7 километров, падала на Землю отдельно, без парашюта. Из воспоминаний В.

Буцких: «Вдруг в небе раздался как будто взрыв, который бывает, когда самолет преодолевает сверхзвуковой барьер скорости. Все выскочили на улицу и увидели два парашюта — огромный белый под ним висел спускаемый аппарат и красный. Когда подъехали к «шарику», возле него уже было двое местных, причем один уже успел через круглую дыру побывать внутри и захватить несколько тюбиков с космической пищей. Не знаю, как действительно себя чувствовал космонавт, но вел он себя не совсем адекватно. То был скованным, ушедшим в себя, то вдруг начинал без видимого повода громко и неудержимо смеяться. Видимо, он всё никак не мог поверить, что вернулся живым и невредимым, что находится на Земле среди людей». Доклад в Москву Вскоре после приземления к месту событий прибыли военные из дивизиона и местные колхозники. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет.

Так как точное место не известно и его по началу скрывали , поле, на котором после был установлен обелиск, можно считать формальным местом приземления. Комплекс был установлен недалеко от деревни Смеловка Саратовской области. На Энгельском аэродроме 1962 год. На месте приземления. После приземления, когда кабина была осмотрена, казалось невероятным, что в ней мог быть человек. Металлический корпус был сильно оплавлен, а окно-иллюминатор оказалось полностью закопченным. На место приземления спускаемого аппарата была установлена табличка с надписью: «Не трогать 12.

Во время официального обеда Гагарин увидел кучу не известных ему столовых приборов, пришел в некоторое замешательство чем и как есть? В ответ Елизавета II заметила, что и сама не знает, что к чему, — просто лакеи каждый раз подают необходимый столовый прибор. И чтобы избавиться от неловкости, предложила всем есть тем, чем привыкли и чем удобно, взяла простую ложку и вместе с Гагариным начала есть ею паштет из омаров.

Когда дело дошло до чаепития, Гагарину как и всем остальным подали чай с лимоном. Он его, естественно, выпил, достал ложечкой дольку лимона и съел ее. Но если и в СССР, и в России это обычное дело, то при королевском дворе такой поступок — неслыханное нарушение этикета, всё равно что есть руками и вытирать их о скатерть. Королева нашла выход и из этой ситуации, сказав всем «пить чай по-гагарински», достала свой лимон из чашки и съела его. Слетела тесемка от носков После первого полета Гагарина торжественно встречали в Москве на Красной площади. И эта деталь только добавила народной любви к космонавту. У Гагарина на одной ноге отцепилась эта резинка, и железная пряжка очень больно била его по ноге». Медаль «За освоение целинных земель» Казалось бы, где космонавтика и где полевые работы. Но первой наградой, которую получил Гагарин после полета в космос, стала именно медаль «За освоение целинных земель». Дело в том, что из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда , а в Саратовской области, рядом с городом Энгельсом, в районе, который относился к целинным и залежным землям.

Поэтому Гагарин, когда увидел в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль горит, а самому ему осталось жить считанные секунды. На самом деле трение жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу — рабочий момент, который происходит при каждом полете. Зато теперь каждый космонавт готов к огненному шоу за бортом. Стал пионером в 31 год До того как Гагарин сообщил об успешном приземлении, «неопознанный летающий объект» засекли зенитчики из части ПВО. Они не знали о космическом полете и решили сначала выяснить, что упало, а потом доложить начальству. Сперва они обнаружили капсулу, а потом и самого Гагарина они приземлились отдельно. Космонавт был уже в компании местных жителей. Вот как вспоминают эту встречу очевидцы.

Именно это сообщение и было распространено по всему миру спустя 55 минут после того, как Гагарин отправился в космос. Полет Гагарина длился всего 108 минут. Но эти минуты перевернули весь мир, все представления о возможном и невозможном. С трепетным волнением всматривался я в этот новый и непривычный для меня мир, стараясь все разглядеть и запомнить. В иллюминаторы виднелись удивительно яркие и холодные звезды. До них было еще далеко — ой как далеко! Поделиться Первый полет человека в космос Первый полет человека в космос Спускаемый аппарат корабля из-за сбоя в системе торможения приземлился в 10:55 мск не в заданном районе, а в Саратовской области, неподалеку от деревни Смеловки. Поэтому Гагарина встретили всего два человека: жена лесника и ее 5-летняя внучка — Румия Нурсканова. Планета рукоплескала Гагарину, это был настоящий триумф советской науки. Не придется ли теперь начать летоисчисление с того дня, когда человек одним прыжком поднялся выше пределов воображения? Кстати, некоторое время назад СМИ представили полетную инструкцию Гагарина. В инструкции по эксплуатации и управлению космическим кораблем "Восток-3А" содержится набор алгоритмов, прописывающих все этапы полета: от предстартовой подготовки и до возвращения на Землю. Даже указан порядок облачения в скафандр: космонавт должен "просунуть ноги в правую и левую штанины, просунуть руки в рукава и надеть гермошлем". Этот же документ предписывал астронавту настроиться на вторую программу Московского радио и употребить пищу в определенные отрезки после выхода на орбиту. Всемирная слава первого космонавта На первого космонавта обрушился невиданный поток славы. Гагарин в одночасье стал героем не только Советского Союза, но и всей планеты Земля. Советское дипломатическое ведомство штурмовали запросами из огромного количества стран, умоляя о визите первого космонавта. Весь мир требовал Гагарина. Всем хотелось знать что-нибудь о его жизни, увлечениях, привычках. Такую роль отвела ему история: встречаясь с тысячами людей, представлять не только себя, а быть полномочным представителем всего Советского Союза. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее". Приглашение его в страну исходило не от премьер-министра, а от Дэйва Ламберта, генерального секретаря Объединенного профсоюза литейщиков Великобритании. Директива от премьера звучала так: официальных приемов в честь советского гостя не устраивать и не привлекать к нему повышенного внимания. Но очень быстро все пошло не так. Как только первый космонавт появился в Хитроу, рядовые британцы буквально окружили аэропорт. Стоило Юрию Алексеевичу только появиться, как толпа начала скандировать: "Га-га-рин! Улицы, по которым проезжал Гагарин, покрыла чешуя зонтов: под моросящим дождем люди часами ждали появления советского космонавта. Лондонцы встречали Юрия Гагарина с такой теплотой и сердечностью, с таким темпераментом, что опровергли все привычные для нас представления об английской сдержанности и спокойствии", — вспоминал Николай Каманин. Заготовки, которые должны были показать советского космонавта в негативном свете, полетели в корзину. Газеты выходили со статьями, где о Гагарине отзывались с восторгом. Между тем в посольстве СССР раздался неожиданный звонок. Как Юрий Гагарин встречался с английской королевой 14 июля 1961 года они встретились — 27-летний покоритель космоса и 35-летняя хозяйка вековой империи. И весь порядок и этикет посыпались сразу. Советских гостей встретили в вестибюле все служащие дворца. Это было нарушением порядков, но Елизавета II пошла навстречу людям, мечтавшим своими глазами увидеть Гагарина. Прием в честь Юрия Гагарина почти сразу оброс массой легенд. Начать можно с самой пикантной. Гагарин рассказывал друзьям, что во время приема осторожно дотронулся до Елизаветы II — чуть выше ее колена. Ничего такого космонавт не имел в виду: как пояснял сам Гагарин, он никак не мог поверить, что рядом с ним сидит настоящая королева , а не героиня сказок.

Norwegian 1 год назад Смешно читать такое. После 1961 года у американцев, помимо пристрелочных программ "Меркурий" и "Джемини" были величайшие достижения с шестью успешными высадками на Луну, 133 успешные миссии "шаттлов", с помощью которых NASA построило МКС, были выдающиеся миссии по исследованию дальнего космоса — все эти "Вояджеры", космические телескопы Хаббл и Уэбб, аппараты для изучения Солнца и астероидов, несколько марсоходов; частная компания SpaceX, которая теперь лидер по коммерческим запускам, возит астронавтов и грузы на МКС, развивает глобальную интернет-сеть; сейчас в деле новая лунная программа Artemis.

Полет Гагарина: 108 минут триумфа на грани гибели

На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула Встреча Юрия Гагарина в Москве, 14 апреля 1961 года. Максимальная высота полета Гагарина составила 327 км, в то время как граница космоса начинается на отметке 118 км. С подъемной силой переборщили. На высоте в 7 километров Гагарин сделал шаг в бездну ( — катапультировался). Во время своего первого полета Гагарин получил позывной «Кедр». Главная» Новости» Сколько длился полет гагарина в космос 12 апреля. Продолжительность полёта составила 1 час 48 мин. Во время нахождения на орбите Гагарин поддерживал радиосвязь с Землей, вёл наблюдения в иллюминаторы, контролировал работу систем корабля.

Почему разнятся данные о длительности полёта Гагарина?

5 интересных фактов о первом космическом полете Гагарина Рекордная высота полета (327,7 км).
Рекордсмен космической эры По намеченному плану Гагарин катапультировался на высоте семи километров и спустился на парашюте.
Сколько длился полет Гагарина? Подробности космического полета Гагарина Самые первые записи архива полета Гагарина сделаны в режиме реального времени Королевым и лично космонавтом сразу после приземления.

Полет Гагарина в цифрах

Во-первых, необходимо было установить, имела ли система управления отказы и неисправности эксплуатационного происхождения: рассоединения деталей, заклинивания узлов и могло ли что-либо подобное произойти в полете. Во-вторых, надо было определить положение рулевых поверхностей в момент столкновения с землей. Анализировался характер разрушений деталей не только на наличие коррозионных повреждений, но и по какому направлению действовали разрушающие силы. Такая оценка проводилась по всем объектам самолета. Для проверки и уточнения результатов этой работы впервые в практике расследования было проведено объемное макетирование, суть которого заключается в следующем. По чертежам и с участием специалистов ОКБ им. Микояна был изготовлен из дерева макет силовой конструкции самолета в натуральную величину, но без обшивки. На нем были вывешены все поврежденные части системы управления. В процессе расследования этот макет использовался и для анализа разрушений других систем.

Результаты исследований системы управления показали, что она была исправна и работоспособна до конца полета. Положение рулевых поверхностей самолета в точке его столкновения с землей показано. Сопоставление полученных данных с фактами, выявленными на месте падения самолета, позволили обоснованно восстановить его пространственное положение в этот момент. Нейтральное положение руля поворота может свидельствовать о прямолинейном движении по курсу. Это дало серьезные основания предполагать, что экипаж, с некоторым опозданием, предпринимал усилия по выводу самолета из пикирования. Такое истолкование данного факта оказало решающее влияние на понимание характера и параметров движения самолета в момент столкновения с землей. При исследовании большинства остальных агрегатов, приборов и систем разрушенного самолета особых трудностей не возникало. Большой опыт исследований аварийной техники и высокий по тому времени уровень методического обеспечения, которыми располагали специалисты института, позволили в течение полутора месяцев выполнить эту трудоемкую работу.

Однако получить достоверные данные по наиболее важным объектам и предъявить их Госкомиссии для принятия было не так просто. Результаты проверялись и перепроверялись другими экспертами и организациями. Исследование часов — характерный тому пример. На месте катастрофы были найдены бортовые авиационные часы АЧХ и наручные часы Ю. Гагарина «Суперавтоматик». Несмотря на то, что они имели серьезные повреждения, Госкомиссия возлагала на них большие надежды, так как только на основе результатов их исследования можно было определить время развития аварийной ситуации от последнего радиообмена до удара о землю — важнейший для расследования параметр. Других источников для получения этой информации просто не было. Для этого необходимо было иметь экземпляры таких же исправных часов.

С АЧХ, понятно, вопрос не возникал, а вот где найти такие же «Суперавтоматик», стало проблемой. В то время в Союзе такие часы имели только два человека— космонавты Ю. Гагарин и Г. Это были подарки от швейцарской фирмы. Титов сначала не смог отыскать свои часы. Его попросили, чтобы он поискал их в ювелирных магазинах и часовых мастерских Москвы. Увы, там их не было. Уже планировали поручить экипажу рейсового самолета, летающего в Швейцарию, купить и привезти такие часы, но Г.

Титову все же удалось найти их у себя дома. Это и обеспечило возможность исследования часов. Надо было найти на сочлененных деталях внутреннего механизма следы от первоначального удара и через них выйти на положение стрелок. Это было тонкое и сложное, можно сказать, ювелирное исследование с применением новейших для того времени методов, средств и технологий. Фотографии часов и результаты их исследования показаны на рис. Время развития аварийной ситуации было определено в пределах 60-70 сек. Когда об этом впервые доложили членам Госкомиссии, то присутствующий на заседании заместитель председателя КГБ удивленно спросил: «А кто это сказал? Ему ответили, что это время установлено исследованиями специалистов института.

Он высказал сомнение и предложил проверить это значение и методику исследований в криминалистической лаборатории КГБ, куда и был направлен исполнитель работ с результатами исследований. Полученный результат был подтвержден. Подобные сомнения на заседании Г оскомиссии возникали еще два раза. Первый раз министр МВД потребовал еще раз проверить результаты исследования в криминалистической лаборатории этого министерства. Второй раз вопрос поднял один из руководителей промышленности, настоявший, чтобы часы были проверены в НИИ часовой промышленности. Эти независимые проверки уточнили лишь диапазон погрешности установленного времени развития аварийной ситуации. При исследовании объектов самолета УТИ МиГ-15 специалисты инженерной подкомиссии столкнулись с тем, что в ряде случаев достоверно установленный факт трудно было объяснить и понять, следствием каких процессов он является. Таких инженерных загадок в расследовании встретилось несколько.

Некоторые из них были решены в ходе расследования, другие, к сожалению, — нет. Именно такая карданная погрешность могла возникнуть из-за наклона продольной оси самолета и его крена в точке столкновения с землей. Исследования ГУ-2 показали, что гиромотор работал в нормальном режиме, подтверждением которого были характерные и многочисленные следы на корпусе от вращения ротора. Получалось, что работоспособный компас выдавал курс с огромной погрешностью. И хотя, еще не были исследованы все приборы, входящие в состав компаса ДГМК-3, и проанализированы условия его работы на последнем участке полета самолета, некоторые специалисты сделали преждевременные выводы на основе предварительных результатов. Компас неисправен — такой вывод сделал самостоятельно один из руководителей инженерно-авиационной службы по приборному оборудованию и доложил об этом члену Госкомиссии Главному инженеру ВВС. Он естественно потребовал разъяснений у заместителя начальника института по НИР, который непосредственно руководил работой специалистов. Однако разъяснений он дать не мог, потому что ему об этом еще не докладывали.

Специалист, проводивший эти исследования, и не думал никому докладывать, поскольку шел процесс исследования и пока это лишь предположения. Надо было еще неоднократно проверять и перепроверять результаты.

Рассказывают, что если на приборе стоял знак "Годен для 3КА", то это была гарантия по самым высоким критериям надежности. На борту космического корабля не было фотоаппарата, и Гагарин записывал карандашом чернильные авторучки в невесомости не пишут свои наблюдения и впечатления в бортовой журнал. После одной из записей он отпустил карандаш, и тот свободно поплыл по кабине вместе с планшетом. Но неожиданно развязался узелок шнурка, на котором был закреплен карандаш, и он нырнул куда-то под сиденье. С этого момента Гагарин его больше не видел. Дальнейшие свои наблюдения ему пришлось передавать по радио и записывать на магнитофон. Уже после полета, на Земле, он написал знаменитые на весь мир строчки: Однако без нештатных ситуаций в полете не обошлось. В том числе и довольно серьезных.

Так, по воспоминаниям главного специалиста РКК "Энергия" Виктора Благова, ракета вывела корабль на орбиту с апогеем на 100 км выше, чем планировалось. Вся надежда оставалась на тормозной двигатель. Запуститься он запустился, но выключился на 4 секунды раньше: отказал один из клапанов. Это привело к недолету и посадке Гагарина в нерасчетный район, где его не ждали. Из Доклада Ю. Гагарина на заседании Государственной комиссии после космического полета: "13 апреля 1961 г. Я ждал разделения. Разделения нет. Я знал, что по расчету это должно было произойти через 10-12 сек. По моим ощущениям больше прошло времени, но разделения нет.

На приборе "Спуск" не гаснет, "приготовиться к катапультированию" - не загорается. Затем вновь начинают загораться окошки на ПКРС: сначала окошко третьей команды, затем - второй и затем - первой команды. Подвижный индекс стоит на нуле. Разделения никакого нет. Я решил, что тут не все в порядке. Засек по часам время. Прошло минуты две, а разделения нет. Прикинул, что все-таки сяду нормально, так как тысяч 6 есть до Советского Союза, да Советский Союз тысяч 8 км, значит, до Дальнего Востока где-нибудь сяду. По телефону доложил, что разделения не произошло. Я рассудил, что обстановка не аварийная.

Ключом я передал "ВН" - все нормально. Через "взор" заметил северный берег Африки, Средиземное море. Все было четко видно.

А котлован за его размеры и форму на космодроме называли стадионом. Конечно, для спасения космонавта делалось все возможное.

Ту часть котлована, на которую он мог приземлиться, закрыли металлической сеткой, которую на космодроме называли «батут». Поблизости соорудили бункер, где дежурила бригада спасателей. В случае аварии они должны были выскочить, подхватить космонавта и утащить в бункер. Как пишет обо всех этих мерах летчик-космонавт Константин Петрович Феоктистов, принимавший участие в проектировании корабля «Восток», «все это сейчас может показаться неправдоподобным в своей примитивности, но тогда ничего другого придумать было нельзя». К счастью, ничего катастрофического при выводе корабля «Восток» на орбиту не случилось, однако и не все прошло гладко: из-за отказа в системе радиоуправления ракеты высота апогея оказалась примерно на сто км больше расчетной.

А с точки зрения последствий это вовсе не безобидно: время существования такой орбиты 23—25 суток, а ресурс системы жизнеобеспечения рассчитан на десять. И если бы отказал тормозной двигатель, по исчерпанию запасов воздуха космонавт погиб бы от удушья… На момент старта Гагарина на фото жидкотопливная трехступенчатая ракета-носитель «Восток» использовалась уже четыре года. Кроме того, не разъединились кабели между приборным отсеком и спускаемым аппаратом, связка начала вращаться с большой скоростью, и этот «кордебалет», как выразился Гагарин в своем послеполетном отчете, продолжался до тех пор, пока кабели не перегорели в плотных слоях атмосферы. Можно себе представить, каково ему было сидеть в беспорядочно вращающемся корабле, не зная, когда и чем все это кончится. Но все же «стопроцентная уверенность» в благополучном возвращении Гагарина имела основания — отработка техники проводилась самым тщательным образом, люди вкладывали в эту работу не то что всю душу, а, без преувеличения можно сказать, — всю свою жизнь.

Но это — уверенность на эмоциональном уровне. А на рациональном уровне уверенность да и то не «стопроцентную»! Клушино Гжатского района Смоленской области. В 1941 году поступил в первый класс, но учебу прервала война. В 1945 году семья переехала в Гжатск.

Люберцы Московской области. Получил специальность «формовщик-литейщик». В 1951 году был направлен Московским областным управлением трудовых резервов на учебу в Саратовский индустриальный техникум, в 1955 году закончил с отличием по специальности «литейное производство». Одновременно закончил Саратовский аэроклуб и был направлен в 1-е Чкаловское военное авиационное училище летчиков в Оренбург. Окончил в 1957 году по истребительному профилю по первому разряду.

Попросился на север Мурманская область Оттуда попал в отряд космонавтов. Читайте также Один виток вокруг Земли: что происходило в странах, над которыми пролетал Юрий Гагарин «Самый главный» в Центре Нам, первой женской группе космонавтов, посчастливилось тесно общаться с Гагариным во время нашей подготовки к первому женскому космическому полету. В 1962-м и до июня 1963 года мы проходили подготовку и жили в профилактории Центра подготовки космонавтов. Гагарин был тогда командиром отряда космонавтов, и нашу группу опекал особо: мы были «трудным контингентом» — пятеро девчонок, все разные, и все без малейшего понятия о воинской дисциплине. Мне кажется, он нас жалел: знал, чего стоит подготовка к полету.

Так космонавты-художники Алексей Леонов и Андрей Соколов изобразили заключительную стадию полета Гагарина. Полет на космическом аппарате «Восток» предполагал, что космонавт покидает его на высоте около 4000 м и продолжает свой полет как парашютист Источник: NASA Иногда он приходил вечером к нам в профилакторий.

После поворота три километра по тополиной аллее Приземление Юрия Гагарина ожидалось в районе Сталинграда сейчас Волгоград. Но дальность и время полета космического корабля изменились в результате того, что орбита Гагарина оказалась выше расчетной на 40 км из-за сбоя в системе торможения корабля. На высоте 7 тысяч метров летчик-космонавт катапультировался из кабины корабля и на парашюте спустился на Землю.

В 10:48 радар близлежащего зенитно-ракетного дивизиона зафиксировал неопознанную цель — это был спускаемый аппарат зенитчиков за сутки до этого предупредили, чтобы они следили за «контейнерами с неба». После катапультирования целей на радаре стало две. Первоначально, в официальной версии говорилось, что Юрий Гагарин приземлился на землю именно в космическом аппарате, а не катапультировался заранее. Тополиная аллея приводит к месту приземления Гагарина Из воспоминаний Ю. Савченко в апреле 1961 года — курсант Энгельсского военно-технического училища : «В 6.

Нам приказали работать по поиску цели в режиме кругового обзора. Где-то около 11. Как только определили азимут двух спускающихся целей, командир дивизиона Ахмед Гасcиев, замполит Константин Копейкин, другие военные — всего человек 18 — выехали на предполагаемую встречу с космонавтом. Гагарина увидели издалека: он был в ярко-оранжевом скафандре, но без шлема. Невдалеке на земле лежал парашют.

Рядом с космонавтом находились два мужичка и Анна Акимовна Тахтарова с внучкой. По просьбе Гагарина подъехали к спускаемому аппарату, чтобы выставить там охрану, а Гаcсиев с Гагариным направились в дивизион. Доехали до спускаемого аппарата — «шарика». Металлический шар весь был оплавлен, иллюминатор закопчен. Казалось невероятным, что внутри во время спуска находился человек.

На месте приземления Гагарина мы вбили столбик с табличкой. Табличка потом пропала, столбик простоял целый год. За неделю-полторы до годовщины полета рядом со столбиком мы сделали цементный постамент с памятной табличкой. Потом к нему пристроили стеночку. И мы же посадили аллейку тополей перед постаментом».

Мемориальный комплекс «Гагаринское поле» Комплекс не большой Из воспоминаний Юрия Гагарина о посадке и своих первых минутах на Земле: «Высота полета все время уменьшалась. Убедившись, что корабль благополучно достигнет Земли, я приготовился к посадке. Случилось, как в хорошем романе.

Редкие фото места, где действительно совершил посадку первый космонавт планеты Юрий Гагарин

Получался парадокс: нам рассказывали, что полет Гагарина прошел штатно, но при этом оказывалось, что приземлился он не штатно. Полет в околоземном космическом пространстве продлился 108 минут. Из воспоминаний Юрия Гагарина о посадке и своих первых минутах на Земле: «Высота полета все время уменьшалась.

Полный текст доклада Юрия Гагарина после полета в космос

Юрий Гагарин поднялся так высоко, как никому из людей не удавалось, он побывал на высоте 302 километра над Землей. На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно (по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток»). 327км, американца Алана Шепарда - 186км. Время полета Гагарина - 108 минут, Шепарда - 15 минут. Гагарин пролетел более 40.000км, Шепард - 486км. Биография Гагарина до дня полёта.

15сб. Приземление Ю. А. Гагарина. Факты от первого

После выхода из густой облачности на высоте 500—600 метров у экипажа было всего две секунды для принятия решения о покидании самолета. Причем первым должен был катапультироваться В. Серегин находившийся в задней кабине , что было психологически очень трудно, так как Ю. Гагарин мог уже просто не успеть покинуть самолет. Вряд ли Владимир Сергеевич мог пойти на такое… В итоге попыток катапультирования экипажем предпринято не было… В середине 1980-х годов известный ученый-аэродинамик Сергей Михайлович Белоцерковский на ЭВМ провел моделирование процесса падения самолета Ю.

Гагарина и пришел к выводу, что всего за минуту самолет мог потерять около четырех километров высоты, только находясь в штопоре. Причем после выхода из облачности экипаж сумел вывести самолет из штопора, однако для вывода МиГ-15УТИ из пикирования им не хватило буквально 150—200 метров высоты, то есть 1—2 секунд… Но вот почему самолет сорвался в штопор — ясности нет до сих пор! Версий произошедшего огромное количество. В этой публикации рассмотрены лишь три из них, наиболее на взгляд автора аргументированные и обоснованные.

Такие версии, как «украли инопланетяне» или «сбили свои ракетчики ПВО» не берутся во внимание, как не имеющие никаких документальных подтверждений. Итак — три версии. Версия первая. Известный ученый в области летных исследований, бывший начальник ЛИИ Арсений Дмитриевич Миронов участвовал в расследовании катастрофы и делал рабочие заметки в своей записной книжке.

Книжка небольшая — всего 80 страниц, записи в ней датированы 2—17 апреля 1968 года. Спустя много лет А. Миронов вновь вернулся к этой теме и с помощью своих записей почти полувековой давности выдвинул следующую версию. По его мнению, причиной произошедшего стала плохая организация полетов в тот день, что привело к наложению неблагоприятных обстоятельств одно на другое и в итоге — к опасному сближению самолетов в воздухе и катастрофе.

Вот лишь некоторые из отмеченных А. Мироновым упущений в организации полетов: Данные метеорологической обстановки были сообщены экипажу самолета по радио, так как самолет-разведчик погоды приземлился всего за 1 минуту до вылета Ю. Гагарина вместо положенных 30—50 минут. Несмотря на усложненные метеорологические условия, требующие применения всех радиотехнических средств аэродрома Чкаловский, последние полностью не были использованы, единственный наземный радиолокационный высотомер ПРВ-10 был неисправен с ноября 1967 года.

Это привело к тому, что руководство полетами не имело возможности получать все необходимые данные о положении самолетов в воздухе. Нарушалась очередность вылета самолетов. Через 1 минуту после вылета Ю. Устенко и майором В.

Через 3 минуты после вылета Ю. Гагарина планировался вылет капитана Хмеля на МиГ-17 для проверки этого самолета перед самостоятельным вылетом на нем Ю. Андреев, вылет которого планировался позже; Самолет Ю. Гагарина, покидая свою зону полетов с курсом 320, неизбежно должен был пересечь соседнюю зону полетов, в которой в это время находился самолет В.

По этой и вышеназванным причинам самолеты Ю. Гагарина и В. Андреева в облаках могли сблизиться на недопустимо близкое расстояние. Последовал резкий отворот в сторону и срыв в штопор… Аналогичную версию событий озвучил в своих мемуарах и Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Сергей Макарович Крамаренко, служивший в 1968 году в Службе безопасности полетов ВВС и тоже имевший отношение к расследованию катастрофы.

Миронов особо отмечал, что через полминуты после последнего сообщения Ю. Гагарина в эфире было слышно чье-то сообщение взволнованным голосом: «Высота — две тысячи». Кто произнес эти слова, так и осталось невыясненным. Еще интересный момент, на который обращал внимание Арсений Дмитриевич.

Проводка самолета Ю. Гагарина локаторами продолжалась до 10 часов 43 минут. Это говорит о том, что за отметку самолета Гагарина приняли отметку другого самолета, пролетавшего совсем рядом с ним! Которым, по всей вероятности, был самолет майора Валентина Михайловича Андреева.

Однако на комиссии В.

Юрий Алексеевич позже признавался, что когда перегрузки доходили до максимальной отметки, то ему становилось не по себе, потому что корабль начинал трещать, и у космонавта возникало ощущение, что полёт может закончиться плохо. Материалы по теме «Я горю, прощайте, товарищи!

Вес головы пилота со шлемом составляет 35 кг, так что гонщикам, как и космонавтам, необходима серьёзная подготовка, чтобы такое выдержать. А однажды испанский пилот, двукратный чемпион Ф-1 Фернандо Алонсо попал в жуткую аварию на трассе в Мельбурне и пережил кратковременную перегрузку в 46g. Это почти в четыре раза больше того, что испытал Гагарин!

Хотя, кстати, в кабине у Гагарина было комфортнее. Да, снаружи всё было разогрето до 3-5 тысяч градусов, но внутри были стабильные 20. В кокпите же Формулы-1 температура в жаркие дни во время гонки может доходить до 50 градусов.

Пульс Гагарина был ниже, чем у биатлониста при стрельбе Гагарин катапультировался на высоте 7 км в соответствии с планом полёта, после чего капсула и космонавт стали спускаться раздельно — по этой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток». Обычная высота, с которой осуществляют свои прыжки спортсмены-парашютисты, составляет 4200-5000 метров. Каково же было медицинское состояние Гагарина перед полётом и во время него?

Показателен пульс космонавта: перед полётом — 64. В пиковые моменты — 138. Это довольно много для космонавта, который должен всегда себя контролировать.

Но это был первый полёт, и, очевидно, сыграло роль эмоциональное состояние космонавта. А вот у биатлониста во время стрельбы пульс обычно даже выше и составляет порядка 180 ударов в минуту. Если он долго целится, то пульс успокаивается, сердце при редких ударах начинает сотрясать всё тело и винтовка прыгает.

А после окончания гонки пульс может и вовсе доходить до 200 ударов в минуту.

Скафандр мы положили в машину. Когда уезжали, я видел вертолёт, который шел от г. К этому времени я уже спросил и твёрдо знал, что г.

Энгельс рядом. Мы поехали на место приземления. Я знал, что это поисковая группа прибыла на вертолёте. Едем по шоссе и видим, что вертолёт поднялся и идёт к военному гарнизону.

Мы выскочили из машины, начали махать ему. Вертолёт приземлился. Находившиеся на нём генерал-лейтенант и полковник взяли меня на борт вертолёта. Садимся около места, где лежат мои парашюты.

Мне передали команду, чтобы лететь в г. Мы сразу поднялись и полетели туда. Поздравительная телеграмма. Я тут прослезился.

Наплыв чувств. Затем сразу по телефону связались с Главнокомандующим ВВС. Я доложил главному маршалу авиации тов. Он меня поздравил с выполнением задания, поблагодарил, поздравил с присвоением воинского звания «майор».

Я ответил как положено. Пожелал мне всего хорошего. Главнокомандующий сказал, что сейчас соединят меня по телефону с Н. Соединили с тов.

Я доложил о выполнении задания, о том, что все системы работали хорошо, что приземление произошло в заданном районе, что чувствую себя хорошо. Он поздравил меня, пожелал всего хорошего. Я поблагодарил. Он сказал, что скоро нам будет звонить Н.

Вскоре нам позвонил Н. Я доложил о выполнении задания. О хорошей работе всех систем, о своём самочувствии. Он поблагодарил за выполнение задания, поздравил с окончанием полёта, поинтересовался моей семьёй, родителями.

Я сердечно поблагодарил Н. Он сказал мне: «До скорой встречи в Москве». Затем было поздравление корреспондента «Правды», корреспондента «Известий» и главного агитатора-пропагандиста тов. Я поблагодарил их за дружеские, тёплые слова, которые они высказали в мой адрес.

Они просили меня сказать несколько слов читателям «Правды». На их поздравления с подвигом я ответил, что собственно подвиг не столько мой, сколько всего советского народа, всех инженеров, техников, представителей советской науки. Сели на самолёт. С трудом пробились через толпу, которая там образовалась.

Всем хочется посмотреть. Добрались к машине. Ну вот и всё.

Поскольку все идет не по плану, им дают первый попавшийся самолет, у него подвесные топливные баки, а это другая центровка, проще попасть в пикирование. И вот они взлетают. Гагарин разворачивается, чтобы лучше сориентироваться видимо, Серегин ему посоветовал это сделать , ныряет под облака, уходит в пике, а земля уже вот она, совсем близко. Не рассчитали, что облачность такая низкая. Чтобы вывести самолет из пике, не хватило буквально нескольких метров. Гагарина отлично готовили к перегрузкам, невесомости и управлению кораблем. Но его не готовили к самому, может быть, тяжелому в его жизни — всемирной славе. Знаменитее его в 1961 году в мире просто никого не было. Все хотели его видеть, хотели все с ним познакомиться. Поначалу его от этого эмоционально швыряло.

Конечно, он начал много выпивать, потому что мероприятия идут одно за другим, и все хотят с ним чокнуться. А потом произошел инцидент в Крыму, когда он прыгнул с балкона и упал головой вниз, и разбил себе бровь. Это его сильно встряхнуло. Вскоре после полета Германа Титова и его турне по европейским странам Гагарин с семьей, сам Титов и Каманин поехали в Форос, в санаторий на бывшей даче Горького. Гагарин должен был находиться рядом с Хрущевым в президиуме и читать доклад о космонавтах. Перед таким ответственным делом решили как следует отдохнуть. Были пьянки, какие-то похождения, Гагарин и Титов периодически сбегали из санатория, нарушали график, Каманин выговаривал им за безответственное поведение. Гагарин и Титов на морской прогулке. Фото: И. Валентина Гагарина спросила: «Где Юра?

Валентина пошла его искать и, действительно, застала в номере у медсестры. Он прыгнул с балкона, зацепился ногами за лозу, упал головой вниз и разбил себе череп. Привезли из Севастополя хирурга, сделали операцию, назначили двухнедельный постельный режим и транспортировали из Крыма в Москву. Хрущев, понятно, был в ярости, а с докладом в результате выступал Титов. По миру поползли слухи, что покоритель космоса то ли умер от лучевой болезни, то ли попал в автокатастрофу, то ли еще что-то. Поэтому в последний день работы съезда пришлось вытащить Гагарина из койки, сделать ему искусственную бровь и фотографировать строго в профиль. У него на лице на всю жизнь остался след, хорошо заметный на фотографиях, сделанных после октября 1961 года. Слухи об этом происшествии ходили всегда, но в 90-е годы рассекретили дневники Каманина с подробностями. В одном из западных интервью у Гагарина спросили, что это за шрам. Он сказал, что нес на плечах дочку, поскользнулся, упал и, чтобы ребенок не пострадал, подставил голову.

Героическая, так сказать, версия. Но на самом деле он, конечно, сделал выводы и больше не позволял себе тех безумств, которые может позволить себе молодой старший лейтенант. Кстати, Титов тоже не отказывал себе в приключениях, но там все было гораздо трагичнее. Однажды он попал в автоаварию с девушкой, и она, по-видимому, погибла. Он помогал им или был высокомерен? Наоборот, он все время за кого-то просил, кому-то помогал, потому что ему просто никто не мог отказать. Начальники пробовали выкручиваться: «Мы подумаем, мы посовещаемся», но он говорил: «Слушайте, я же Гагарин» — и все сразу делалось. К нему часто обращались за помощью как к депутату, и он выбивал квартиры для бедных людей, помогал с лечением и путевками в санатории. Еще он приезжал и говорил: «Мне пожаловались, что у вас недострой» — и вскоре строительство завершали. Такой вот «эффект Гагарина».

Любой бы справился» — И все равно, наверное, жизнь после полета ему казалась пресной. Главная вершина позади, и реального дела нет. Прежде всего, он стремился к новому космическому полету, был дублером Владимира Комарова на «Союзе-1». Если бы первый полет со стыковкой с «Союзом-2» прошел успешно, то на Союзе-3 он вполне мог бы лететь, авторитет его был огромен. Когда программа «Союз» снова переориентировалась на полет к Луне, Гагарин сначала вошел в команду, которая готовилась к высадке на Луну, а потом к облету Луны. Он всегда был в первом составе, всегда стремился летать, ставить новые рекорды и технически был к этому готов. Кроме того, с 1 сентября 1961 года все космонавты первого призыва начали учиться в академии имени Жуковского, потому что никто из них, кроме Комарова, не имел высшего образования. А ведь из них собирались в будущем делать генералов военно-космических войск. У советского руководства были большие планы по созданию целой армады космических кораблей, которыми кто-то должен был управлять. В Твери тогда Калинине существовал НИИ-2, научно-исследовательский институт Министерства обороны, где еще с конца 50-х годов вынашивали планы наших звездных войн.

Гагарин и другие космонавты там частенько бывали, прорабатывали проекты боевого многоразового ракетоплана, который должен слетать в космос, сбить спутник и вернуться. Дипломный проект Гагарина в академии был связан с этими ракетопланами и намертво засекречен.

Почему разнятся данные о длительности полёта Гагарина?

За это время полет Юрия Гагарина на корабле «Восток-1» не только стал историей, но и отчасти превратился в миф: «все было хорошо». 50-летие первого полета человека в космос. Позже Гагарин так опишет свои ощущения от начала полета: «Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как гигантский корабль задрожал всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвался от стартового устройства. С ними уже после полета Гагарина была связана одна интересная история. Руководитель полета, который по экрану локатора смотрел как летит самолет с момента взлета до той зоны, где он должен пилотировать, нам доложил, что УТИ МиГ-15 Гагарина и Серегина начал отклоняться влево, приближаясь к зоне, где был самолет Андреева. С определенной высоты необходимая скорость превышает ту, что требуется для полета по круговой орбите.

Не очень удачный проект

  • Цель полета
  • Гагарин не завершил оборот вокруг земли (Василий Лесников) / Проза.ру
  • Место приземления Гагарина.
  • Гагарин и цензура
  • Как погиб Юрий Гагарин: версии трагедии

Полный текст доклада Юрия Гагарина после полета в космос

Мнения членов комиссии разошлись, но в конце концов они постановили: при оформлении документации «не допускать разглашения секретных данных о полигоне и носителе». После того как 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин на корабле «Восток» облетел Землю, практически сразу начали появляться статьи и книги, посвящённые его полёту. Но при всём желании и упорстве их авторы не могли отыскать главного — как выглядел корабль, на котором летел первый космонавт. В советской прессе печатали размытые снимки, где были изображены сигара взлетающей ракеты и конус головного обтекателя, закрывавший настоящий корабль. Такие материалы ничего не могли дать ни экспертам-профессионалам, ни пытливым умам, интересующимся космонавтикой. Основываясь на опубликованных данных американских проектов пилотируемых кораблей «Mercury» и «Gemini», эксперты пытались составить описания возможных вариантов конструкции корабля Гагарина. Все эти варианты в конечном итоге оказались очень далеки от оригинала. Прежде всего, смущала форма «Востока».

Эксперты знали, что внешняя форма космического корабля должна быть довольно причудливой за счёт размещения на нём тормозной двигательной установки и баков с топливом. Простой конус, растиражированный в печати, наводил на мысль о подлоге, о стремлении советских учёных выдать за космический корабль головной обтекатель ракеты-носителя. Некоторые сведения о корабле получили, изучив модель «Востока», которая демонстрировалась в июле 1961 года во время воздушного парада в Тушино. Конус головного обтекателя по-прежнему скрывал детали конфигурации, однако экспертам удалось увидеть входной люк. Впрочем, макет добавил и вопросов. Так, к задней части конуса был прикреплён аэродинамический стабилизатор, что привело к самым различным толкованиям его назначения в подлинной компоновке «Востока». Дополнительную путаницу внёс и полёт корабля «Восток-2» с Германом Степановичем Титовым.

Среди фотоматериалов, сопровождавших некоторые публикации, посвящённые этому событию, западные эксперты увидели знакомый конус с «хвостовым стабилизатором». Но теперь на корабле появились два небольших крыла, идентифицированные как органы рулевого управления при полёте корабля в атмосфере. На вопросы журналистов о крыльях советские должностные лица отвечали, что корабль «Восток-2» отличается от «Востока». Мол, в ходе длительного 17-виткового полёта корабль Титова опускался в пределы атмосферы и маневрировал, возвращаясь на орбиту. Газеты писали: «В течение часа майор Титов производил испытания системы ручного управления кораблём-спутником. После окончания испытаний он доложил о хорошей управляемости корабля-спутника при маневрировании». Титов действительно опробовал систему ручной ориентации корабля, но конечно же никаких манёвров схода и возвращения на орбиту не производил — для «Востока» подобная эквилибристика невозможна.

Тем не менее из-за политики умолчания многие поверили в такую полуправду. А некоторые западные издания даже поместили статьи, в которых утверждалось, что Советы разрабатывают крылатый космический корабль военного назначения. Наибольшее удивление у западных экспертов вызвал тот факт, что Юрий Гагарин, оказывается, путешествовал по космосу внутри шарообразного спускаемого аппарата... О лжи и рекордах Наиболее острый конфликт вокруг фальсификации итогов первого космического полёта возник 18 июля 1961 года, когда в Париже началось заседание Международной аэронавтической федерации FAI. На нём предстояло зафиксировать мировые рекорды Юрия Гагарина: рекорд продолжительности полёта — 108 минут; рекорд высоты полёта — 327,7 км; рекорд максимального груза, поднятого на космическую высоту, — 4725 кг; два рекорда радиосвязи «осуществление впервые в мире двусторонней радиосвязи Земля—космос, космос—Земля в диапазонах КВ и УКВ». Однако по установленным строгим правилам рекорд официально регистрировали лишь в том случае, если пилот приземлялся в кабине своего летательного аппарата и этот процесс лично наблюдал спортивный комиссар. Спортивный комиссар не мог присутствовать при посадке Гагарина, поскольку тот приземлился в нерасчётном районе.

Но если комиссар взял «грех на душу», заявив, что был там, то факт катапультирования космонавта из спускаемого аппарата перед приземлением скрыть было куда труднее: «утечка» информации уже прошла, да и в отдельных публикациях признавалось, что в спускаемом аппарате «Востока» имеется катапультируемое кресло. У руководителей федерации возник резонный вопрос: так где же находился Гагарин в момент приземления — внутри или снаружи? Советская делегация утверждала: в кабине. Руководители федерации требовали предоставить соответствующие документы. Советские делегаты документов предъявить не могли, но продолжали настаивать на своей версии.

Состояние этого контакта было принципиально важным: за счёт его срабатывания на спуске после отстрела крышки люка должен был запускаться таймер катапультирования космонавта. По указанию генерального конструктора Сергея Королева люк был открыт, контакт поправлен, а люк закрыт заново. Потом начинают люк вновь открывать. Смотрю, люк сняли.

Понял, что-нибудь не в порядке. Мне Сергей Павлович говорит: "Вы не волнуйтесь, один контакт почему-то не прижимается. Все будет нормально". Расчетом скоро были переставлены платы, на которых установлены концевые выключатели. Все подправили и закрыли крышку люка", — доложил на Госкомиссии после полета Гагарин. Ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с рабочими продемонстрировали фантастические навыки, на зависть нынешним механикам «Формулы-1», в считанные минуты отвернув 30 гаек, проверив и поправив датчик и вновь закрыв люк положенным образом. В самом начале подъёма ракеты Гагарин воскликнул: «Поехали! Ракета-носитель «Восток» проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней.

На орбите Гагарин сообщал о своих ощущениях, состоянии корабля и наблюдениях. Он в иллюминатор наблюдал Землю с её облачностью, горами, лесами, реками, морями, видел небо и Солнце, другие звёзды во время полёта в тени Земли. Ему нравился вид Земли из космоса, так, он, в частности, записал на бортовой магнитофон такие слова: "Наблюдаю облака над Землёй, мелкие кучевые, и тени от них. Красиво, красота! Вижу горизонт Земли. Очень такой красивый ореол. Сначала радуга от самой поверхности Земли и вниз. Такая радуга переходит. Очень красиво!

Тормозной двигатель, как и положено, сработал на 67-й минуте орбитального полета, и "Восток" с Гагариным начал спуск. Однако и здесь не обошлось без неприятных сюрпризов: тормозная двигательная установка не выдала полный импульс из-за потери части топлива. Причиной стало неполное закрытие обратного клапана наддува бака горючего. Корабль пошел на спуск по более пологой траектории. Также не по плану пошли и последующие операции. В результате нештатной работы тормозных двигателей была нарушена логика стабилизации корабля, и его раскрутило до значительной угловой скорости. Получился "кордебалет": голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Все кружилось. То вижу Африку, то горизонт, то небо.

Только успевал закрываться от Солнца, чтобы свет не падал в глаза.

Так, к задней части конуса был прикреплён аэродинамический стабилизатор, что привело к самым различным толкованиям его назначения в подлинной компоновке «Востока». Дополнительную путаницу внёс и полёт корабля «Восток-2» с Германом Степановичем Титовым. Среди фотоматериалов, сопровождавших некоторые публикации, посвящённые этому событию, западные эксперты увидели знакомый конус с «хвостовым стабилизатором». Но теперь на корабле появились два небольших крыла, идентифицированные как органы рулевого управления при полёте корабля в атмосфере. На вопросы журналистов о крыльях советские должностные лица отвечали, что корабль «Восток-2» отличается от «Востока». Мол, в ходе длительного 17-виткового полёта корабль Титова опускался в пределы атмосферы и маневрировал, возвращаясь на орбиту. Газеты писали: «В течение часа майор Титов производил испытания системы ручного управления кораблём-спутником. После окончания испытаний он доложил о хорошей управляемости корабля-спутника при маневрировании». Титов действительно опробовал систему ручной ориентации корабля, но конечно же никаких манёвров схода и возвращения на орбиту не производил — для «Востока» подобная эквилибристика невозможна.

Тем не менее из-за политики умолчания многие поверили в такую полуправду. А некоторые западные издания даже поместили статьи, в которых утверждалось, что Советы разрабатывают крылатый космический корабль военного назначения. Наибольшее удивление у западных экспертов вызвал тот факт, что Юрий Гагарин, оказывается, путешествовал по космосу внутри шарообразного спускаемого аппарата... О лжи и рекордах Наиболее острый конфликт вокруг фальсификации итогов первого космического полёта возник 18 июля 1961 года, когда в Париже началось заседание Международной аэронавтической федерации FAI. На нём предстояло зафиксировать мировые рекорды Юрия Гагарина: рекорд продолжительности полёта — 108 минут; рекорд высоты полёта — 327,7 км; рекорд максимального груза, поднятого на космическую высоту, — 4725 кг; два рекорда радиосвязи «осуществление впервые в мире двусторонней радиосвязи Земля—космос, космос—Земля в диапазонах КВ и УКВ». Однако по установленным строгим правилам рекорд официально регистрировали лишь в том случае, если пилот приземлялся в кабине своего летательного аппарата и этот процесс лично наблюдал спортивный комиссар. Спортивный комиссар не мог присутствовать при посадке Гагарина, поскольку тот приземлился в нерасчётном районе. Но если комиссар взял «грех на душу», заявив, что был там, то факт катапультирования космонавта из спускаемого аппарата перед приземлением скрыть было куда труднее: «утечка» информации уже прошла, да и в отдельных публикациях признавалось, что в спускаемом аппарате «Востока» имеется катапультируемое кресло. У руководителей федерации возник резонный вопрос: так где же находился Гагарин в момент приземления — внутри или снаружи? Советская делегация утверждала: в кабине.

Руководители федерации требовали предоставить соответствующие документы. Советские делегаты документов предъявить не могли, но продолжали настаивать на своей версии. Обсуждение шло около пяти часов. Когда наступило время обеда, уставшие руководители Международной аэронавтической федерации решили согласиться с утверждением, что Юрий Гагарин приземлился в кабине корабля, и зарегистрировали рекорд. Недомолвки продолжались и после других полётов. Годом позже, например, западные корреспонденты спросили у Павла Романовича Поповича о способе его посадки на «Востоке-4». И космонавт вынужден был ответить: «Подобно Титову и Гагарину, я приземлился внутри корабля». В конце концов советские официальные лица сами сообщили миру правду. Когда в октябре 1964 года стартовал трёхместный «Восход», в средствах массовой информации появилось сообщение о том, что его экипаж «впервые получил возможность приземлиться в своём корабле». Самое же удивительное во всей этой истории, что дезинформация о приземлении Юрия Гагарина продолжала тиражироваться даже после публикации всех данных о корабле «Восток», и не только в нашей стране.

Возьмём, например, иллюстрированную энциклопедию «Космическая техника» британского историка Кеннета Гэтланда, изданную в 1982 году! Раскрывался парашют, через некоторое время сбрасывалось кресло, чтобы космонавт не ударился о него при приземлении. Советские цензоры сами запутались, а главное — запутали других! Кстати, именно подтасовка данных привела к тому, что мы сегодня по-прежнему говорим: полёт первого космонавта планеты продолжался ровно 108 минут. На самом деле столько продолжался полёт спускаемого аппарата как части космического корабля.

По моим ощущениям больше прошло времени, но разделения нет.

На приборе "Спуск" не гаснет, "приготовиться к катапультированию" — не загорается. Разделение не происходит. Затем вновь начинают загораться окошки на ПКРС: сначала окошко третьей команды, затем — второй и затем — первой команды. Подвижный индекс стоит на нуле. Разделения никакого нет. Я решил, что тут не все в порядке.

Засек по часам время. Прошло минуты две, а разделения нет. Прикинул, что все-таки сяду нормально, так как тысяч шесть есть до Советского Союза, да Советский Союз тысяч восемь километров, значит, до Дальнего Востока где-нибудь сяду. По телефону доложил, что разделение не произошло", — сообщал впоследствии Гагарин. Лишь через 10 минут после торможения, на высоте около 110 км, в результате нагрева до 150 градусов Цельсия от трения об атмосферу сработали термодатчики резервной системы разделения и была разблокирована команда на отделение приборного отсека. Спускаемый аппарат начал самостоятельный спуск.

Спуск происходил по баллистической траектории как и у остальных космических кораблей серий «Восток» и «Восход» , то есть с 10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. В этот момент, вспоминает Гагарин, он пережил максимальные перегрузки, видимо, до 12g, которые чуть не закончились для него потерей сознания. Был такой момент, примерно секунды 2—3, когда у меня начали "расплываться" показания на приборах. В глазах стало немного сереть", — вспоминал космонавт. Потеря фокуса зрения и потемнение в глазах явный признак того, что дело идет к потере сознания. Обычно такое происходит при 10—12g, но Гагарин смог выдержать и это испытание.

Он думал, что это гибель. Но это обгорала обшивка и благодаря высокой температуре спусковая капсула наконец-то отсоединилась и началось штатное снижение. На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток». На космических кораблях «Восток» не была предусмотрена посадка космонавтов внутри спускаемого аппарата: связано это было с тем, что на «Востоках» не было двигателей мягкой посадки, которые обеспечивают безопасное приземление. Кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка под воздействием высокой температуры в плотных слоях атмосферы. Когда кресло с Гагариным катапультировалось из спускаемого аппарата, взору космонавта открылся вид на Волгу.

И подумал, что это Волга. Больше других таких рек нет в этом районе", — вспоминал Гагарин. Он рассказывал, что катапультирование произошло над берегом, и космонавт опасался, что ветром его отнесет к реке и придется приводняться. Меж тем силы поиска и спасатели ждали почти в 200 км от этого места. После катапультирования над Гагариным последовательно раскрылись тормозной и основной парашюты, а затем из нагрудного ранца вышел и запасной парашют. Это было предусмотрено схемой спуска, хотя и представляло некоторую опасность.

Сначала запасной парашют провалился вниз, не раскрывшись.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий