На первой и последней седмицах Великого поста принято поститься особенно строго.
Слово в канун субботы первой седмицы Великого поста
Амвросий Медиоланский Пост Страстной седмицы - продолжение подвига воздержания. Хотя Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим не принадлежат Страстной седмице, они становятся как бы вратами к искупительным Страданиям Господа нашего Иисуса Христа, поэтому являются днями постными. Эти дни праздничные, поэтому пост ослабляется: в Лазареву субботу разрешается рыбная икра, а в праздник Входа Господня в Иерусалим - рыба. No comments Log in or sign up to add a comment Next publication.
Церковь не советует приглашать гостей в дом, кроме близких родственников. Это поможет избежать шумных застолий и сохранить духовную чистоту. Седмица 2-я Великого поста: что нельзя есть На этой неделе требования к еде уже не такие серьёзные, как в первые семь дней. Верующим нельзя есть мясо, молочные блюда, сливочное масло, рыбу, яйца, а также белый хлеб, сдобную выпечку. И, конечно, нельзя употреблять любые алкогольные напитки. Во вторник и четверг второй недели Великого поста нельзя есть пищу с растительным маслом. В понедельник, среду и пятницу седмицы 2-й нельзя есть термически обработанную пищу, это так называемые дни сухоядения. Что можно есть на второй неделе Великого поста 2024 года Во время Великого поста можно есть фрукты, овощи, соль и иногда растительное масло. Кто не способен отказаться от сладкого, может добавить в меню горький шоколад, мёд, фруктовые соки и сухофрукты.
Для чего он, помня, что христиане в первую седмицу святого поста особенно очищаются и внимают Богу, призвав градоначальника, повелел обычно продаваемые продукты убрать, а выставить на рынке другую пищу, то есть хлеб и напитки, предварительно окропив их идоложертвенной кровью и осквернив этим окроплением, чтобы покупающие их после поста христиане осквернились в момент наибольшего очищения. Градоначальник сразу осуществил на деле повеленное ему, и на всем торжище разложили оскверненные идоложертвенной кровью пищу и питие. Но Всевидящий Бог, препятствующий хитрецам в их коварстве и всегда промышляющий о нас, Своих рабах, разрушил и гнусные козни отступника. Городскому епископу Евдоксию[3], хотя он был и еретиком, а не православным, Бог послал великого страстотерпца Своего Феодора, из воинского сословия, по прозванию Тирон[4]. И тот, представ перед ним не во сне, а наяву, сказал вот что: «Как можно скорее, встав, собери стадо Христово и строго заповедай никому ничего не покупать из предлагаемого на торжище, ибо все это осквернено идоложертвенной кровью по приказу нечестивого царя».
Архиерей недоумевал и спрашивал: «Но как бы это удалось не имеющим дома достаточно пищи — не покупать предлагаемого на торжище? Когда же тот, удивляясь и не понимая, спросил, что бы это значило — «коливо», великомученик Феодор сказал: «Вареная пшеница, — ибо так мы привыкли ее называть в Евхаите».
В 305-311 годах император Галерий устроил гонения на христиан. Святого Феодора вместе с другими христианами стали принуждать принести жертву идолам, но воин твердо во всеуслышание исповедал свою веру во Христа. Командир Феодора Вринк дал ему несколько дней на размышление. Святой Феодор в это время усиленно молился.
Тогда святого Феодора обвинили в поджоге языческого храма Кибелы и привели на суд к градоначальнику Публию. Святой Феодор вновь исповедал себя христианином. Его заключили в тюрьму и стали морить голодом. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его.
Шестая седмица Великого поста
Вторник седмицы второй Великого поста. 23 марта, в субботу 1-й седмицы, в день памяти великомученика Феодора Тирона, в день памяти святых сорока мучеников, в Севастийском езере мучившихся, состоялись богослужения. Общая исповедь проходит два раза за Великий пост: накануне субботы первой седмицы и накануне Великой Субботы. Шестая седмица Великого поста, известная как Святая Четыредесятница, является предпоследней неделей в длительном цикле подготовки верующих к празднику Пасхи. Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий).
Божественная литургия святителя Иоанна Златоустогов субботу первой седмицы Великого поста
Называется этот пост сухоядением и продолжается вплоть до 24 марта, когда разрешается употреблять пищу с растительным маслом. Вторая и третья недели поста. Следующую неделю именуют второй седмицей Великого поста. Суббота этой седмицы 30 марта — день поминовения усопших.
Третье воскресенье поста называется Крестопоклонным и посвящено Кресту Господню 7 апреля , а саму седмицу называют Крестопоклонной неделей, когда Церковь напоминает верующим о спасительном даре — искуплении грехов человеческих. Суббота третьей седмицы 6 апреля — день поминовения усопших. Родительская суббота.
В течение Великого поста каждая суббота со Второй по Шестую седмицы, зовётся Родительской. В эти дни принято поминать усопших и употреблять пищу с растительным маслом. Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими.
Это означает, что верующие в эти субботы совершают молитвенные поминовения об ушедших из жизни. Лазарева суббота. Шестую неделю Великого поста завершает Лазарева суббота 27 апреля и Вербное воскресенье — двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим 28 апреля , после которого начинается Страстная седмица.
По поводу Лазаревой субботы Церковь не даёт конкретных предписаний. Но народе давно действует несколько ограничений: нельзя заниматься тяжелой работой по дому, стирать вещи вручную, рукодельничать и мыть окна. Учитывая, что день входит в Великий пост, то также запрещается устраивать гуляния и играть свадьбы.
Что касается Вербного воскресенья, то веточками вербы начинают запасаться заблаговременно, на Шестой неделе. Считается, что растение может принести в дом благополучие.
За такое неповиновение властям он был предан огню. В огромный костёр вошёл святой Феодор без страха, перекрестился, и тут внезапно сошёл Дух Святой, соделав прохладу среди пламени. Великомученик прославил Бога и предал Ему дух свой. Совершилось это около 306 года. Спустя полвека на Римский престол вступил Юлиан Отступник.
Он знал, что в первую неделю Великого поста христиане особенно соблюдают себя в чистоте, поэтому повелел в течение этого времени осквернять кровью идольских жертв продукты, продаваемые на рынке.
Так как поминовение на литургии имеет особую важность, то и моление о новопреставленном стали соединять с ближайшей полной литургией, то есть в одну из указанных суббот Четыредесятницы. Постепенно поминовения новопреставленных стали соединять с молениями за их усопших родственников, а затем и за всех усопших христиан. Во вторую субботу Великого поста первую Родительскую субботу совершается «требная» заупокойная служба: в отличие от субботы мясопустной, когда мы молились о всех усопших вообще, здесь молитва совершается в первую очередь за родственников и близких.
Богослужебные песнопения исполнил клиросный хор Свято-Вознесенского собора г. Великие Луки под управлением Натальи Матвеевой. За Божественной литургией епископ Сергий совершил диаконскую хиротонию чтеца храма Святой вмц. Параскевы Пятницы в д.
Вы используете устаревшую версию браузера Internet Explorer
А дело происходило в субботу. И фарисеи, увидев эту картину, стали упрекать Христа, говоря: «смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать». Действительно, суббота, как мы уже не раз об этом говорили, была заповедным днем Господним. Каждый правоверный иудей должен был неукоснительно соблюдать этот день. С одной стороны, это был день молитвенного собрания, чтения слова Божия. А с другой стороны, это был день покоя. Ведь само слово «суббота», по-еврейски «шаббат», переводится как «покой». То есть человек в этот день не должен был работать. И вот некто из фарисеев, о ком Господь сказал: «вы, оцеживающие комара и проглатывающие верблюда», вот эти законники и усмотрели в движении рук апостольских, очищающих зерна от шелухи, какую-то трудовую деятельность, а значит, и нарушение субботнего покоя. Господь им в ответ приводит пример из жизни царя Давида. Он говорит, что Давид — царь, пророк, псалмопевец и основатель Израильского государства в какой-то момент тоже нарушил закон: он захотел есть и съел хлебы предложения, то есть тот самый хлеб, который согласно богослужебной традиции Израиля, могли есть только священники во время богослужения в храме.
Христос приводит в пример Давида, потому что для фарисеев Давид был высочайшим авторитетом. А затем Господь произносит фразу, которая является ключевой в сегодняшнем евангельском отрывке: «Суббота для человека, а не человек для субботы». То есть день покоя, день молитвы, день воздержания от трудов дан Богом в помощь человеку для его телесного отдохновения и духовного возрастания. И не случайно первым в Великом Посту Церковь нам предлагает именно это евангелие.
Ибо как тело наше, одежда и жилище постоянно требуют ухода и гигиены, обязательной уборки и омовения, так и душа имеет подобные сему потребности.
Поэтому всю нечистоту, которую приобретаем мы в различных необходимых житейских заботах и попечениях, должно своевременно омывать постом и молитвой, а также искренним церковным покаянием, без которого невозможно оставление грехов и внутреннее примирение с Богом. Ведоможе да есть, яко от десятин есть сия великая четверодесятница, всему лету. Седмь бо седмиц кроме субот и недель, бывает тридесять и пять дней. И прочее прилагаем посту, святей и велицей суботе, и половину светотворныя и светлыя нощи, бывают тридесять и шесть и половину дни еже есть десятое трема стом и шестидесятим и пяти днем године. Понеже от лености присно поститися, и злых праздновати не хотящим, яко некую жатву душам ту апостоли и божественнии отцы предаша.
Яко да елико убо чрез все лето, безместная содеяхом, ныне сокрушаеми, и потом смиряеми отрясем. Яже и хранити должни есмы опаснейше Триодь постная, синоксарь в неделю Сыропустную. Что едят в Великий пост. Календарь питания Сегодня в старообрядческих согласиях действует Богослужебный устав Иерусалимского монастыря — один из самых строгих уставов, который стал использоваться на Руси в XV—XVI веках. Согласно этому уставу в великий Пост христианам необходимо воздерживаться даже от растительного масла кроме суббот, воскресных дней и дней празднуемых святых, когда по уставу разрешается пища с растительным маслом.
О других пищевых Уставах читайте в статье « Пищевые ограничения Великого поста ». При этом если Благовещение Пресвятой Богородицы приходится на Страстной седмице , то рыбы не разрешается. В субботу Лазареву разрешается рыбная икра. Подробные уставные указания о трапезе на каждый день имеются в старообрядческом церковном календаре. Этот же устав действует и у российских новообрядцев — прим.
Первая и последняя неделя Великого поста На первой и последней седмицах Великого поста принято поститься особенно строго. Богослужебный церковный Устав в великопостное время также имеет свои исключительные особенности. В домашней молитве повседневная малая павечерница заменяется великой. И на павечернице, и на полунощнице читается молитва Ефрема Сирина с земными поклонами. Прочие поклоны всю седмицу, кроме субботних и воскресных дней, также земные.
Богослужение Великого поста Великопостное богослужение имеет целью пробудить в верующих чувство молитвенного сокрушения и раскаяния во грехах. Церковное богослужение в дни Великого поста значительно более продолжительное за счет земных поклонов и дополнительного чтения кафизм. Уменьшаются всякая пышность и торжественность, священнослужители облачаются в темные, траурные ризы, Царские врата открываются реже, освещение ослабляется.
В Великую или Страстную пятницу церковь вспоминает суд, распятие и смерть Христа. В этот день в церквях и храмах выносится плащаница, символизирующая мертвого Спасителя. Великая Суббота посвящена погребению Христа, времени, которое он провел в аду и возвращению к жизни. В субботу проходит служба под названием Пасхальная полунощница, по завершении которой начинается празднование Пасхи. Можно ли убираться в Страстную неделю?
В народно-христианской традиции Страстная неделя была посвящена тщательной уборке и приданию дому надлежащего вида: все то, что нуждалось в починке и покраске приводилось в порядок. Эта традиция сохранилась и по сей день: хозяйки стараются навести порядок, правда, до Страстной пятницы - самого строгого и скорбного дня Страстной седмицы. Великий четверг в народной традиции носит название Чистый четверг, и этому есть два объяснения: четверг Страстной седмицы посвящен таинству Причащения, в котором верующие стараются принять участие; считается, что в этот день вода становится целебной, и если помыться, то можно смыть с себя грехи и болезни.
Седмица 2-я Великого поста 2024 года: что можно делать Что можно делать во вторую неделю Великого поста. Вторая неделя кажется терпимее, позволяет сосредоточиться на более глубоком духовном пути. Вторая седмица Великого поста имеет особое значение для верующих, которые стремятся к самопознанию и духовному развитию. В этот период многие уделяют больше времени молитве и медитации, чтобы научиться лучше понимать себя и свою душу. Церковь рекомендует также заниматься благотворительностью и другими добрыми делами, которые помогут верующим на пути к Божественной любви. Что нельзя делать во вторую седмицу Великого поста В этот период священники рекомендуют не только ограничить себя в еде, но и избегать бесполезных разговоров и пустословия. Это связано с памятью о святителе Григории Паламе, ведь его подвиг святого был именно в молчании.
Кроме того, верующим следует избегать развлечений, которые могут отвлечь от духовной практики и укрепления веры. Телевизор, компьютерные игры, социальные сети и другие виды развлечений могут отнять время, которое можно было бы уделить молитве, чтению священных текстов или благотворительности.
Главные правила Великого поста: питание по дням, ограничения и молитвы
Накануне субботы первой седмицы Великого поста, дня памяти святого Феодора Тирона, в конце Преждеосвященной литургии читается канон этому великомученику с освящением колива (кутьи). Сегодня суббота первой недели Великого Поста. И сегодня впервые в этом Великом Посту в храме читалось Евангелие. Вечером 6 марта, в канун субботы первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил полиелейную утреню в Новоспасском монастыре г. Москвы. Первая неделя Великого поста носит название «Торжество православия» и посвящена победе Православной Церкви над различными ересями. Мы, братие, после первой недели Великого поста, которая должна была быть проведена в искреннем покаянии, пришли к празднованию Православия, которое открывает нам выход из нашего греховного состояния и указывает путь, которым должен идти человек.
Суббота первой седмицы Великого поста
Песнопения субботы первой седмицы Великого поста. Тело Христово приимите. В первую субботу Великого поста, 4 марта, в день памяти великомученика Феодора Тирона, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в Вознесенском соборе г. Твери. В субботу первой седмицы великого поста, 4 марта, епископ Коктебельский Агафон, викарий Феодосийской епархии, совершил служение Божественной литургии по чину святителя Иоанна Златоуста в храме в честь Богородичной чудотворной иконы «Утоли моя печали» поселка. Пожертвовать и попросить помолиться:Пожертвование на просветительские проекты или иные нужды:карта Сбербанка: 5469 5500 2810 6794карта ВТБ: 5368 2901 6029 07.
Календарь Великого поста-2023: первая седмица
Их Богослужение не такое полное и торжественное, как во Вселенские Родительские: Мясопустную и Троицкую. Особенности: — читаются 16 и 17 кафизмы - тропари по Непорочных заупокойные: «Благословен еси, Господи, научи мя…» - служба носит заупокойный хар-р. Тропари, как на Панихиде и отпевании. Уникальное Богослужение. Празднование установлено в честь неоднократного избавления Константинополя от арабов персов и россов. Тропарь дня: «Повеленное тайно…» - в тех местах службы где полагаются седальны поется Акафист.
Единственная уставная служба с пением Акафиста Лазарева Суббота — отлич. Часть воскресной службы перенесена на субботу, т. Вайи Господский праздник. Критского на утрене. На 1 седмице канон делится на 4 части и прочитывается в первые 4 дня на великом повечерии - читается первая часть жития Марии Египетской - 50 псалом - канон А.
Критского целиком полный канон есть 2 песнь - по 3-й песни седален - читается 2 часть Марии Египетской. В великопостный период Церковь отлагает в богослужении всякую торжественность. И прежде всего она не совершает самого торжественного христианского богослужения — полной литургии в седмичные дни Великого поста, за исключением суббот и воскресений. Особенно широко используется чтение Псалтири. Во все церковные службы вводится молитва св.
Ефрема Сирина с великими поклонами. Наконец, дневные церковные службы- третий, шестой и девятый час — Церковь соединяет с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост. С понедельника вечером по четверг первой седмицы Великого поста на великом повечерии читается канон св.
Поэтому внимание трезвение — это тот стержень, вокруг которого строится вся жизнь духовного человека. А постом уж обязательно пристально наблюдать за собой: что говорим, слушаем, куда смотрим, о чем наши сердечные помышления. Это самое главное. Необходимо понять, что Великий пост — не просто какой-то отрезок нашего жизненного пути, а образ всей нашей жизни — так учили святые отцы. Во время работы над собой надо разобраться: что больше мучает совесть, что мешает жить, от чего хотим избавиться.
И стараться приложить максимальные усилия, чтобы этого достигнуть через пост, покаяние и молитву. С другой стороны, безусловно, пост по продолжительности напоминает своего рода десятину года, которую мы отдаем Богу, то есть это жертва Богу. Вот и нужно жертвовать. Допустим, человек имеет невинную на первый взгляд привязанность: любит щелкать семечки. Вполне постная пища, но хорошо бы попробовать научиться воздержанию в малом, ведь, по слову апостола Павла, «ничто не должно обладать мною» 1 Кор. Или, например, постараться воздержаться постом от сладкого. Не говорю уже о том, что необходимо воздержаться от телевизора, излишнего общения, телефонных разговоров, общений на интернет-форумах и прочих действий, способствующих рассеянию. И в мегаполисе человек вполне способен сохранять трезвение.
В первом томе сочинений святителя Игнатия Брянчанинова есть даже глава «Чин внимающего себе, живущего посреди мира» — о том, как спасаться в большом городе, с какими мыслями вставать, с какими ложиться, как вести себя днем. Христианин — это не тот, кто обособлен. Если монах, то это другое дело, но мы-то живем в миру. Православные миряне должны отличаться от других людей своей духовной жизнью. Мы молимся: «Господи, да святится имя Твое». Святится имя не только там, на небесах, а в нас, чтобы люди, глядя на нас, прославляли Отца нашего Небесного и захотели жить так, как учит Церковь. Вот что значит любить Бога. Мы не все одинаково должны жить, но каждый — в меру своей веры, сообразуясь с условиями своей жизни.
Что касается воздержания от еды, то все индивидуально: как можете, так и поститесь, но понуждая себя к воздержанию. Одному будет достаточно воздерживаться от мяса, второму — построже попоститься, а третьему необходимо вообще воздержаться от пищи. Простой принцип: «все мне позволительно, но не все полезно» 1 Кор. У гордости две крайности: либо все — либо ничего. А средним путем гордый не может идти. Все должно быть в меру, чтобы наше тело не мешало нашему уму молиться. Это главный принцип. Возвращаемся к первому нашему положению — ко вниманию.
Сверх сил в эту — первую — неделю брать на себя подвигов не надо. Послабляется пост больным, учащимся, беременным. Чрезмерное утомление тела постом является таким же вредительством, как и переедание. Как тебе молиться, если уже падаешь, ноги подкашиваются на молитве от истощения? Опыт церковной истории: уже древние подвижники осознали, что, оказывается, поститься легче, чем бороться с помыслами, проще спать на земле, чем прощать. И уже с тех времен изменилось отношение к аскетизму, к работе над собой. Если же женщина дома сидит с детьми и не может прийти в храм на канон преподобного Андрея Критского, то этот канон она может и дома прочесть сейчас книжек хватает , даже ночью, как делали наши благочестивые бабушки. И самое главное во время поста — не в себе замкнуться, а постараться себя исправить.
Не стоит заниматься самоедством. Мы далеки от совершенства, в себе можем такое рассмотреть, от чего «крыша поедет», поэтому от того, что в себе увидел, надо поскорее избавиться через исповедь. А иначе отчаяние и уныние захлестнет, если только рассматривать свои грехи. Внешне мы должны быть радушными и приветливыми. Помнить, что мы — чада Отца нашего Небесного. Москвы: — Когда я учился в семинарии, в нашей бурсацкой среде были очень популярны песни иеромонаха Романа Матюшина. Нельзя сказать, чтобы это было очень легко: службы поста весьма продолжительны, да и от трудовых послушаний во время первой седмицы не освобождают, но воспоминания у меня об этом времени остались самые светлые. Ведь даже приходской священник обычно не служит всю первую неделю утром и вечером каждый день.
Конечно, далеко не у всякого мирянина есть такая уникальная возможность — проводить полностью это благодатное время в молитве: у всех работы, заботы, неотложные дела и учеба. Но всем православным нужно во время поста замедлить сумасшедший бег повседневной жизни, освободить время для души. Ведь «пост и молитва душу отогреют», зябко ей, бедной, в современном холодном мире, грустно и одиноко в нем. А в храме на службе мы отогреваемся, как бы распрямляемся. Еще пост называют «весной души», и неслучайно самый главный пост всегда весной. Природа освобождается от снега и холода, расцветает. И душа наша должна цвести постом. Так что пост — время не унылое, а радостное, конечно, если мы правильно постимся и должным образом настроены на пост.
Великий учитель поста преподобный Ефрем Сирин говорит: «Чревоугодник называет пост временем плача, а воздержанный и в посте не смотрит уныло». Какую радость и пользу можно получить, слушая в храме канон преподобного Андрея Критского, молясь за вечерним богослужением! Очень помогла мне понять смысл этого великого произведения книжка с параллельным переводом на русский язык и с комментариями. Думаю, что подобную брошюру легко приобрести в церковных лавках. Ее можно брать с собой прямо на службу. Великий канон — это вообще кладезь духовной мудрости, и просто внимательно читая его, можно повторить и вспомнить всю Библию. Почти во всех храмах Великий канон начинается обычно в 18:00, чтобы люди успели после работы в церковь. Но бывают ситуации, когда нет никакой возможности все вечера быть в храме.
Например, мешают неподходящий график работы или попечения о грудных детях. Тогда очень полезно и хорошо будет читать канон дома. Когда дети были очень маленькие, моя супруга не всегда могла ходить на канон и читала его с детьми сама. Как правильно проводить пост? Не ограничиваться только телесным постом. Совершенно пустое дело не есть колбасу и сосиски и при этом не ограничивать себя в привычных утешениях телевизоре, компьютере, газетах, журналах и тому подобном. Получается лицемерие — внешняя форма без содержания. Не только тело, но душа должна поститься.
Сейчас у меня нет телевизора, но раньше, когда он был, я постом прекращал его смотреть и просто поражался тому, сколько свободного времени высвобождалось. К примеру, за посты обычно удается прочитать больше книг, чем за весь год, и переделать кучу дел. Особенно внимательно нужно отнестись к первой седмице. Она, как камертон, задает тон всему посту. Первая неделя своей строгостью помогает войти в ритм поста, взять правильный старт. Так, начиная долгий заплыв или забег, необходимо правильно взять дыхание. Тогда нетрудно будет пройти всю дистанцию. Дай Господь, чтобы грядущий пост был благоприятен для нас, помог нам заглянуть в глубь себя, стать лучше, справиться с нашими грехами.
Будем поститься «постом приятным»! Недаром Церковь нас загодя готовит к его приходу. Мытарь и фарисей, блудный сын, Страшный суд, Адамово изгнание — все это должно нас настроить на особый лад. Как смиренный мытарь, как раскаявшийся блудный сын, как павший Адам, как грешник перед лицом суда Божия, человек должен вступить в труд поста, помня, что, возможно, это последний Великий пост в его жизни. А может, это и последняя возможность покаяния и исправления, последний призыв милостивого Господа. Второе: мир с ближними.
Должен быть виден контраст между православными постящимися и нецерковными людьми. И это не должно выражаться в надменности и гордости фарисейской. Мы должны стать как светлячки, как действительно «церкви Бога Живого» 2 Кор. Для достижения используются все цели: частое посещение храма, участие в Таинствах Церкви , продолжительные молитвы, чтение Библии , акафистов, канонов. И итог этого поста — должен быть очищение души от грехов с помощью покаяния, полное исправление жизни, приближение к Богу и соединение с Ним духом. Что может быть прекраснее! И это — главная цель Великого поста и первой седмицы в частности. Все это нам нужно для спасения души и достойной встречи самого важного праздника — Светлого Христова Воскресения. Кому разрешается не поститься Святые отцы никогда не делали акцент на телесной стороне поста. Главное — не ограничение в пище, а очищение души от страстей. Тело лишь должно служить этой цели. Как сказал святой: тело подобно ослику, если не докормишь — не довезет до Царствия Небесного, а перекормишь — взбесится». Мы не должны служить телу, а оно — нам для достижения высшей цели. Святой Пимен Великий сказал: «мы — не плотеубийцы, а страстеубийцы». Если человек страдает временными и хроническими заболеваниями, то после консультации врача и благословению батюшки, может вкушать определенные продукты для подкрепления немощного своего тела. Андрей Ткачев сказал, что если человек по немощи пьет молоко в пост, но каждый день читает Священное Писание, то он — хороший человек. А если не ест ничего скоромного, но гордится, ругается с ближними, развлекается в интернете, то он не постится. В Апостольских правилах также сказано, что если жена роди во время Великого поста, то может не соблюдать пост. То же самое касается беременных женщин, детей и стариков.
После завершения богослужения служители либо раздают их небогатым людям, которые нуждаются в этом, либо оставляют для нужд церкви. Однако поминать усопших, если нет возможности побывать в храме, можно и дома. Ведь главная цель — помолиться за упокоение их душ. В этот день принято посещать кладбище и приводить в порядок могилы. В это время убирают опавшую листву, увядшие цветы, мусор, который ветер приносит за оградки. После уборки можно немного посидеть возле могилы. Кто-то в это время читает молитвы, а кто-то вспоминает, какими были люди. Что нельзя делать 25 марта Запреты Родительских суббот имеют много общего. Например, не стоит говорить о трудностях или ссорах — в жизни их хватает у всех. В это время принято говорить о родных, близких, знакомых только хорошими словами и помнить о позитивных моментах..