Кроме Путиловского завода (так раньше назывался Кировский завод), он был инициатором таких проектов как железная дорога, морской порт и морской канал, которые обеспечили процветание торговли в столице Российской империи.
какую продукцию выпускали крупные фабрики и заводы в 19 веке 60 фото
К началу XX века Путиловский завод стал безоговорочным лидером среди отечественных металлургических и машиностроительных предприятий и одним из крупнейших в Европе. Путиловский завод стал изготовлять рельсы со стальной головкой. К началу XX века Путиловский завод стал безоговорочным лидером среди отечественных металлургических и машиностроительных предприятий и одним из крупнейших в Европе.
Доп. соц. сети пользователя
- решение вопроса
- П.Н Столпянский — заводы Петербурга в 19 веке
- Знаковые модели техники, выпускавшейся на «Кировском заводе» в XX веке
- Кировский завод - как много в этом слове или окончательный диагноз петербургской промышленности
Путиловский завод в 19 веке: что выпускалось
В целом, Путиловский завод сыграл колоссальную роль в вооружении русской армии, в первую очередь артиллерией. К сожалению, в феврале 1917 года именно рабочие Путиловского завода первыми начали массовую забастовку, которая привела к Февральской революции и падению сначала монархии, а затем и всей страны. От «Красного Путиловца» к «Кировцу»: рождение советского промышленного гиганта Новый исторический этап в развитии Путиловского завода начинается после Октябрьской революции 1917 года, в которой активное участие приняли рабочие предприятия. В 1922 году завод получил новое название «Красный Путиловец». А в декабре 1934 года после потрясшего весь Советский Союз убийства одного из видных руководителей Компартии и государства, первого секретаря Ленинградского обкома ВКП б С.
Кирова «Красный Путиловец» был переименован в Кировский завод. В первые годы Советской власти завод выпускал, помимо артиллерийских орудий, необходимые для Красной Армии бронеавтомобили, бронепоезда, паровозы и вагоны. Огромный толчок предприятию дала начавшаяся в конце 1920-х гг. К номенклатуре производства добавились двигатели для зерноуборочных комбайнов, мотовозы, железнодорожные краны, прокат сложных профилей, детали для электростанций, паровые турбины, трамваи и даже легковые автомобили.
В 1933 году на «Красном Путиловце» была выпущена партия из шести экспериментальных легковых автомобилей Л-1 «Ленинград», однако затем автомобильное производство в Ленинграде было свёрнуто и перенесено на московский Завод имени Сталина ЗИС, впоследствии ЗИЛ. В этом же 1933 году предприятие начало выпуск тяжёлых трёхбашенных танков Т-28, которые неплохо зарекомендовали себя в ходе прорыва линии Маннергейма в советско-финской войне и на начальном этапе Великой Отечественной войны. А в 1939-1940 гг. После начала Великой Отечественной войны значительная часть мощностей Кировского завода была эвакуирована в Челябинск, где было положено начало легендарному «Танкограду» — одной из главных советских оружейных кузниц, внёсших колоссальный вклад в обеспечение Красной Армии танками, самоходными артиллерийскими установками и боеприпасами.
При этом многие рабочие Кировского завода добровольцами ушли на фронт и принимали участие в обороне Ленинграда. А часть мощностей промышленного гиганта, оставшаяся в «колыбели революции», продолжала работать в тяжелейших условиях блокады, и несмотря на голод, авианалёты и артудары гитлеровцев, обеспечивала защитников города боевой техникой и боеприпасами.
Путиловский завод в 20 веке. Путиловский завод в Петербурге в 19 веке. Путиловский завод в 1920-1930. Путиловский завод в Петербурге. Путиловский завод в 19 веке. Что производил Путиловский завод. Изделия изготовленные на Путиловском заводе. Путиловский завод Санкт-Петербург.
Кировский завод Путиловский. Путиловский завод 1905 революция. Забастовка на Путиловском заводе 1917. Стачка на Путиловском заводе 1905. Путиловский завод февраль 1917. Путиловский завод 1915. Путиловский завод в начале 20 века. Путиловский завод в Петербурге 1860. Путиловский завод 1905 год. Забастовка рабочих Путиловского завода 1917.
Путиловский завод 1917. Путиловский завод 20 век. Кировский завод 19 век. Путиловский завод 19 век. Петербург 19 века Путиловский завод. Путиловский завод 1914. Сахарный завод в Петербурге. Первый сахарный завод. Первый сахарный завод в России. Сахарорафинадный завод в Петербурге.
Путиловский завод в 1917 году. Путиловский завод Российская Империя. Путиловская верфь 1914. Судостроительный завод Путиловская верфь. Судостроительный завод 19 век. Судостроительная верфь 19 века. Соколовский Путиловский завод. Завод Сименс и Гальске в Петербурге. Завод Динамо машин Сименс-Шуккерт. Завод Сименс 19 век.
Рабочие Путиловского завода.
У нас! Сикорский его спроектировал, построил и сам испытал в полете. Почему он покинул Россию? После Октябрьской революции Русско-Балтийский вагонный завод, в авиаотделе которого Сикорский работал, остановился. Конструктор пришел к "коллективному директору" в заводской комитет , спросил, что ему делать. Рабочие посоветовали идти на все четыре стороны.
Чуть позже другие рабочие предупредили, что его скоро арестуют. За что? Да было бы за что - сразу бы шлепнули. Ну а так... Да хотя бы за то, что его ценил Николай II. Лично осматривал его "Ильи Муромцы", наградил орденом, выдал премию - 75 тысяч рублей. Часть этих денег рабочие тут же выпросили в долг у доброго инженера.
А отдавать не все хотели... На поезде Игорь Сикорский доехал до Мурманска, оттуда через Лондон и Париж - в Америку, где в состоянии хронического безденежья участвовал во всех конкурсах. Строил гидросамолеты, гоночные аэропланы, потом вертолеты... И все, за что он брался, получалось лучшим в мире. Первое время на чужбине Сикорский надеялся вернуться домой, строить самолеты для Родины - когда там все образумится... Умер в США в 1972 году. И это еще не самая грустная история рабочего контроля.
В Нижегородской губернии в 1918 году владелец небольшого завода не дал революционерам ввести рабочий контроль. Был арестован. Строптивца обещали выпустить, если выплатит чрезвычайный революционный налог. Осенью опять арестовали. Потребовали еще раз заплатить, но уже неподъемные деньги: 200 000 рублей. Из тюрьмы писал письма своим рабочим, умолял сжалиться - пять малолетних детей, саботажем не занимался, да и сам из рабочих, предприятие создавал с нуля. Не сжалились.
За что боролись Страна огромная, нужно было как-то управлять экономикой. Для этого создали Всероссийский совет рабочего контроля и Всероссийский совет урегулирования промышленности. А для оперативного управления отраслями - Высший совет народного хозяйства. С момента создания вертикали экономической власти реальными хозяевами заводов и фабрик стали чиновники. Хотя справедливости ради: часть из них пришли как раз из рабочего контроля. Чтобы пролетариат не воспринимал отъем фабрик болезненно, сначала контроль над производством передавали профсоюзам. С их последующим огосударствлением и усилением партконтроля.
Это был конец революционной романтики. Да, рабочих обманули. Фабрики им дали ненадолго, и лишь для того, чтобы старый менеджмент и буржуи-капиталисты не остановили производство. Но давайте поднимемся над эмоциями: а что если бы рабочий контроль и "коллективные директора" подержались подольше? Хорошего мало. Талантливых инженеров пролетарии стали изводить еще раньше, чем советская власть.
При заводе открылись школа, библиотека, больница, аптека, столовая, разбит парк и построен театр. К концу XIX века Путиловский завод превратился в крупнейшее металлургическое и машиностроительное предприятие России, насчитывавшее 12 тысяч работников и развивавшее четыре вида производства: металлургию, вагоно- и паровозостроение, изготовление артиллерийских орудий и судостроение. Путиловцы активно участвовали в рабочем движении начала XX века, играли важную роль в революционной борьбе и событиях 1905-1907 и 1917 годов. На фронтах Гражданской войны в рядах Красной армии сражались более 10 тысяч рабочих предприятия.
В советский период завод производил технику и промышленное оборудование, не имевшее аналогов в мире. В 1924 году предприятие приступило к выпуску первых отечественных тракторов Ф-П "Фордзон-Путиловец" и стало называться "Красный путиловец". Всего до Великой Отечественной войны с конвейера сошли около 200 тысяч тракторов. В предвоенные годы завод изготовил оборудование для Волховской ГЭС, подъемные сооружения для плотин и шлюзов канала Москва — Волга, выпускал паровые турбины, грузоподъемные краны, трамваи, золотодобывающие драги, гидравлические прессы для прессовки хлопка. В 1934 году после убийства первого секретаря Ленинградского обкома ВКП б Сергея Кирова предприятие было переименовано в Кировский завод. Осенью 1941 года большая часть оборудования и около 15 тысяч кировцев с семьями были эвакуированы на Урал. На базе Челябинского тракторного завода соединили мощности Кировского и двух харьковских — дизельмоторного и станкостроительного — заводов, а также московских предприятий "Динамо" и "Красный пролетарий". Шестого октября 1941 года объединенному производству было присвоено официальное наименование "Кировский завод Наркомата танковой промышленности в городе Челябинске", получивший известность как Танкоград. Оставшиеся в блокадном Ленинграде сотрудники завода ни на день не прекращали выпуск продукции для фронта. Рабочие продолжали ремонтировать танки и бронетехнику, производили боеприпасы.
Во время блокады 2,5 тысячи заводчан умерли от истощения и около 150 погибли при бомбежках. В послевоенные годы Кировский завод возобновил производство техники для сельского хозяйства. В 1962 года с конвейера сошел первый трактор "Кировец". Модель К-700 стала визитной карточкой предприятия.
СПРАВКА - Кировский завод в Санкт-Петербурге
Деятельность Предприятие производит тракторы и другие сельскохозяйственные машины, запасные части, металлопрокат, энергетические машины. Географически оно расположено на исторической промышленной площадке Путиловского завода. По состоянию на весну 2008 года на предприятии работают около 8 тыс. ЗАО «Турбомашины» 1993 год — выпускает турбогенераторные и парогазовые установки в диапазоне мощности от 1100 до 2500 кВт. Оборот группы в 2007 году — 11,035 млрд руб.
Путилов пригласил его в столицу, выбил в казне двухмиллионный кредит, получил в управление разорившийся завод на южной окраине Петербурга и наладил там производство стали. В разгар работы Обухов умер, и его компаньон Путилов предложил назвать завод Обуховским - так это крупнейшее предприятие зовется и до сих пор. Выгод оно не принесло и за долги отошло государству, но к 1871 году Россия смогла обходиться без крупповской стали. Обуховский завод Крупный металлургический и машиностроительный завод, расположенный в Санкт-Петербурге Позднее Путилов основал свой собственный завод, впоследствии названный Путиловским в настоящее время - Кировский. На этом заводе он организовал оружейное производство и выплавку стали, в том числе на экспорт, покончив с зависимостью в этом вопросе от Англии: заказы стальных орудий за рубежом снизились с 88,5 процента до 17,7. Сейчас такое стремительное развитие назвали бы просто нереальным.
Без поддержки великого князя положение Путилова изменилось, хотя это стало заметно далеко не сразу. А покуда его увлекло новое дело: спасение российских железных дорог. При строительстве Николаевской дороги между Петербургом и Москвой рельсы завозились из-за границы, от мороза они лопались, а качество отечественных оказалось еще хуже. Зимой 1867 года, когда дорога встала и столицу отрезало от остальной страны, Николай Иванович пришел к министру путей сообщения генералу Павлу Петровичу Мельникову: "Дайте мне в долг любой железоделательный завод, и я завалю Россию рельсами! Построили и цеха: на цементном полу возводили каркас из старых рельсов и обшивали досками. Был январь, лютый мороз, согреваться приходилось работой. Путилов первым применил метод быстрого строительства предприятия "с нуля". Много десятилетий спустя этот метод был использован при переводе его же завода в Нижний Тагил во время Великой Отечественной войны. Через 18 дней после начала стройки, завод начал в три смены выпускать рельсы. Путилов изобрел новый метод: сверху, где рельс соприкасался с колесами поезда, на него наковывалась стальная полоса.
Завод, который сразу стали называть Путиловским, выпускал "в ассортименте" и все необходимое для железных дорог - вагоны, паровозы, мосты. Через год от правительства поступил новый заказ на 15 миллионов рублей: предстояло наладить производство пушек, военных и пассажирских кораблей. Завод рос как на дрожжах, и Путилов - маленький, подвижный, взъерошенный - постоянно носился по нему, вникая во все мелочи, раздавая кому деньги, а кому зуботычины. Стариков величал по имени-отчеству, пьяных беспощадно выгонял с работы - словом, осуществлял то самое "ручное управление", которое в России всегда было гарантией успеха. А по праздникам обязательно накрывал для рабочих стол, не жалея денег. Морской порт и морской канал В 1874 году был осуществлён последний крупный проект Николая Ивановича Путилова — Морской порт Петербурга и Морской канал из Кронштадта в Петербург. Как свидетельствуют исторические первоисточники, из-за интриг финансирование из казны было прекращено, и Путилов вёл строительств, начавшееся летом 1874 года, на свои деньги, но их требовалось все больше. Землеройные снаряды вгрызались в дно залива, вокруг русла будущего канала забивались сваи... Пришлось занять денег у московских миллионеров, но долги нарастали как снежный ком, стали привычными невыплаты зарплат, завод передали в казенное управление. Когда кредиторы подали на Путилова в суд и долговая тюрьма стала реальностью, сердце заводчика не выдержало.
Николай Иванович Путилов ушел из жизни 18 апреля 1880 года, оставив после себя богатейшее наследие управленческого, предпринимательского и инженерного опыта. Его отпели в Никольском морском соборе в Санкт-Петербурге, как отпевали всех морских офицеров в тогдашней столице России. На завещании Путилова, в котором он просил похоронить его не на кладбище, а на дамбе Морского порта, император Александр II наложил резолюцию. Гроб с телом Путилова рабочие его завода пронесли весь путь на руках — это более 20 километров. Left Right "Пожалуй, имя Николая Путилова достойно быть занесенным на золотые скрижали российской промышленности и инженерной науки. На его опыте просто обязаны учиться современные организаторы производства. Многие его организационные и инженерные разработки работают на Отечество до сих пор и принесли немало пользы стране уже после его ухода из жизни. Всю свою жизнь Николай Иванович ломал привычные стереотипы, на пустом месте строил новые заводы, создавал новые технологии, сколачивал коллективы людей-единомышленников. Приведу лишь один пример. Авторитет Путилова как великолепного организатора и блестящего инженера рос год от года исключительно из-за реальных дел, а не из-за поддержки чиновников.
И было отчего авторитету расти — он совершал настоящие производственные подвиги, иначе не назовешь! Так, жестокая зима 1867-1868 годов привела к тому, что железнодорожное сообщение в России было практически парализовано, так как импортные рельсы полопались от мороза. Путилов решил проблему рельса не только по прочностным и эксплуатационным характеристикам, но и по ценовым. Цена "путиловского" рельса была на 30 процентов меньше цены английского или немецкого! Путилов принял заказ на строительство завода по производству рельсов и само производство в начале января 1868 года, а уже 20 января того же года завод начал прокатку рельсов в три смены. Блистательная промышленная победа! Была отработана так называемая "путиловская схема запуска производства", которой, между прочим, позже пользовались в годы Великой Отечественной войны при переброске заводов из центральной части СССР за Урал. Без схем сетевого планирования и логистики, впервые примененных на практике именно Николаем Путиловым, и сейчас не обходится ни одно серьезное производство! Был Хлудов и страстным охотником, а кроме того, по свидетельствам очевидцев, обладал магическим воздействием на хищных животных, которых ему удавалось приручить. Ходили слухи, что дикие звери дрожали при одном его взгляде.
Семейство перебралось в Москву в 1817 г.
Строптивца обещали выпустить, если выплатит чрезвычайный революционный налог. Осенью опять арестовали. Потребовали еще раз заплатить, но уже неподъемные деньги: 200 000 рублей. Из тюрьмы писал письма своим рабочим, умолял сжалиться - пять малолетних детей, саботажем не занимался, да и сам из рабочих, предприятие создавал с нуля.
Не сжалились. За что боролись Страна огромная, нужно было как-то управлять экономикой. Для этого создали Всероссийский совет рабочего контроля и Всероссийский совет урегулирования промышленности. А для оперативного управления отраслями - Высший совет народного хозяйства. С момента создания вертикали экономической власти реальными хозяевами заводов и фабрик стали чиновники.
Хотя справедливости ради: часть из них пришли как раз из рабочего контроля. Чтобы пролетариат не воспринимал отъем фабрик болезненно, сначала контроль над производством передавали профсоюзам. С их последующим огосударствлением и усилением партконтроля. Это был конец революционной романтики. Да, рабочих обманули.
Фабрики им дали ненадолго, и лишь для того, чтобы старый менеджмент и буржуи-капиталисты не остановили производство. Но давайте поднимемся над эмоциями: а что если бы рабочий контроль и "коллективные директора" подержались подольше? Хорошего мало. Талантливых инженеров пролетарии стали изводить еще раньше, чем советская власть. Того же Сикорского рабочие выставили из страны еще в 1918-м, а "философские теплоходы" по решению партии и правительства отчалили лишь осенью 1922-го.
Да и расстреливать хозяев заводов начали задолго до 1937-го. Впрочем, едва ли рабочих тогда сильно тревожило то, что чиновники отнимают власть над производствами. Были дела поважнее. Уже к осени 1918 года зарплата была заменена продпайком. Отменили плату за жилье и коммунальные услуги, бесплатным стал проезд в транспорте военный коммунизм.
Готовились к полной отмене денег. Парадокс истории: в начале 1920-х советская власть пыталась закрыть Путиловский завод. Тот самый, с которого и началась революция. Под предлогом, что он расходует слишком много ресурсов, нужных Петрограду. К 1921 году на заводе осталось около 2 тыс.
Это из 37 тысяч! Но даже остатки пролетариата сумели отстоять родное предприятие. Не всем так повезло. Во многих городах Советской республики бастовал пролетариат. Забастовки проходили на тех самых заводах и фабриках, которые формально как бы принадлежали рабочим.
Последняя артель Чего у советской власти не отнять - если что-то отбирала контроль за производством , тут же немало и давала социальные гарантии, бесплатную медицину, образование, перспективы. Уже весной 1918-го выходит Декрет об учреждении инспекции труда, которая "имеет целью охрану жизни, здоровья и труда всех лиц... Вводятся правила об отпусках: "Рабочие и служащие всех отраслей труда, проработавшие в предприятии, учреждении или у частного лица не менее 6 месяцев без перерыва, имеют право один раз в течение года получить отпуск с сохранением содержания и выдачею его вперед... Увечному возмещали полный заработок. Некоторые революционные законы воспринимаются как курьез.
Например, постановление о порядке приема на службу саботажников.
Обуховский завод Санкт-Петербург 19 век. Обуховский сталелитейный завод 19 век. Обуховский завод 1860. Обуховский завод Санкт-Петербург 1910 годы. Путилов и Путиловский завод. Рабочий Путиловский завод в Петербурге 1917. Первая русская революция Путиловский завод. Забастовка на Путиловском заводе 1905 года. Окружающий крепостное право страницы истории 19 века 4 класс.
Страницы истории 19 века 4 класс окружающий мир презентация. Составить план текста об истории Путиловского завода. Кировский завод Санкт-Петербург 1917. Кировский завод 1950. Заводы при Николае 2. Экономическое развитие при Николае 2. Роль государства в экономике при Николае 2. Ткацкая фабрика 19 век Россия. Мыловаренный завод 19 век. Елец мыловаренный завод 19 век.
Коломенский машиностроительный завод 19 век. Путиловский и Балтийский завод 19 век. Коломенский завод презентация. Рельсы Путиловского завода. Российская промышленность на рубеже 19-20 веков. Россия 19-20 век промышленность. Промышленность на рубеже 19-20 веков. Путиловский завод здание. Путиловский завод логотип. Завод красный Путиловец Ленинград.
Кировский завод 1934 год. Путиловский завод внутри. Путиловский завод жильё рабочих. Путиловский завод паровые самоходы. Паровозы Путиловского завода. Казармы Путиловского завода. Путиловский завод город. Музей Кировского завода Кировец. Гусеничный трактор Кировец. Кировцы Кировского завода.
1867-1915. Альбом «Общество Путиловских заводов»
Не помогли ни угроза ответить на расторжение контрактов прекращением более важных для русской армии поставок 42-линейных пушек и тяжелых снарядов , ни ходатайства других участников Гранатного комитета, ни настойчивые «советы» министра иностранных дел военному министру78. Палеолог вступился за Путиловское общество немедленно, даже еще не получив специальных инструкций из Парижа. Из переписки французского Министерства иностранных дел, как сообщают Б. Бонвеч и X. Хауманн, видно, что французское правительство, стремясь сохранить французское влияние на Путиловское общество, было особенно озабочено судьбой его контракта с фирмой Шнейдера о техническом содействии и опасалось разрушения вследствие секвестра всей Путиловской группы, ибо тогда российские промышленники лишатся «в будущем противовеса тому произволу, который чинит ГАУ», и это затруднит французское влияние в данной сфере. Французское правительство подталкивало фирму Шнейдер к активным действиям79.
Хотя Гранатный комитет перестал существовать, правительственное правление сохранило в своем распоряжении те деньги, которые были в свое время получены комитетом из казны для распределения между своими участниками и уже рассматривались ими как их собственные80. Эта не находившая применения «свободная наличность» в 8 791 000 руб. Максимумом достигнутого кредиторами явилось данное в сентябре 1916 г. Жалуясь А. Бриану, что русское правительство сочло возможным применить секвестр к несомненно французским по капиталу предприятиям, торговый атташе в октябре 1916 г.
Оставался еще один расторгнутый контракт. При его заключении в 1913 г. С началом войны германский конкурент лишился своих возможностей и парижская фирма превратилась в монопольного поставщика, которого Путиловский завод не мог обойти, делая какой-либо заказ за границей. По условиям того же контракта фирма лишь за свое согласие оказывать техническую помощь получала от Общества вознаграждение в 100 тыс. Против расторжения контракта Палеолог заявлял протесты царским министрам86.
Военное ведомство, несмотря на оказываемое давление, категорически отказывалось его восстановить. Тогда Министерство иностранных дел, «затрудняясь ответить отказом на повторные по сему предмету представления французского правительства», которое «с крайнею настойчивостью домогается» возобновления контракта, перенесло спор в Совет министров. На его заседании А. Нератов, временно управлявший Министерством иностранных дел, доказывал, что правительственному правлению завода дано право отказываться от договоров только с отечественными фирмами, контракты же «с предприятиями иностранных, тем более союзных, держав» нельзя расторгать «по одностороннему распоряжению русского правительства». Остальные министры, наоборот, считали, что закон 12 января 1916 г.
И все же, «идя навстречу» союзнику, Совет министров, как гласит его журнал от 16 ноября 1916 г. Казалось бы, Совет министров «решил восстановить прежний договор о фактически не существовавшем техническом сотрудничестве»87. Но в том же журнале далее следовало пояснение, что восстановить договор предполагается «... Условием «восстановления с одновременной заменой» выдвигалось согласие фирмы дать «подписку», что она добровольно отказывается «от ежегодного вознаграждения в 100 000 руб. Тем самым контракт 1913 г.
Несмотря на некоторые уступки французскому компаньону, правительственные органы руководили предприятием не так, как этого требовали непосредственные интересы международных объединений монополистов. Такие действия, как разрушение Путиловской группы, не были изолированным эпизодом. Одновременно в мае 1916 г. В данном и других подобных случаях проявились те тенденции в политике самодержавия, которые и раньше вызывали недовольство, протесты и противодействие монополий91. История с Путиловским заводом показала, что правительство начало переходить от мер сдерживания, запрета, осторожного давления к разрушительным действиям против крупнейших монополистических структур.
Пока тянулись тяжбы между старыми и новыми хозяевами, положение на заводе быстро изменялось в соответствии с общим нарастанием рабочего движения в Петрограде и в стране в целом. Репрессии при подавлении февральской стачки 1916 г. К началу 1917 г. Однако, вопреки расчетам властей, в лице солдат рабочее движение получило новый резерв. В политической забастовке 9 января 1917 г.
Их полагалось вернуть в войска и предать военно-полевому суду. Но теперь такая «распорядительность», видимо, показалась властям чреватой последствиями. Маниковский предписал директору Путиловского завода Дубницкому наложить на виновных дисциплинарное взыскание. По заводам артиллерийского ведомства объявили приказ о поведении «нижних чинов» на Путиловском заводе, гласивший, что «на первый раз» таким взысканием дело и кончится, в случае же повторения виновных будут судить. Запугивание военно-полевым судом, впрочем, начинало терять действенность, и Маниковский прибег к демагогии и лести.
Сообщив в том же приказе, что часть бастовавших солдат оправдывалась боязнью «угроз» со стороны рабочих «требовавших от нижних чинов прекращения работ» , «популярный генерал» объявлял: «Отговорке этой не верю, так как, во-первых, русский солдат, да еще побывавший в боях, видавший в глаза смерть, не может бояться подобных угроз, а во-вторых, не допускаю мысли, чтобы рабочие, в переживаемую родиной страдную пору, могли оказать насилие над солдатами, честно исполняющими долг присяги»93. Но попытки натравить друг на друга рабочих и солдат не имели успеха. А через 16 дней на заводе началась новая забастовка, которая, подобно январской стачке путиловцев в 1905 г. Авангардная роль путиловских рабочих в феврале 1917 г. Несмотря на локаут, «фильтрацию», постоянные аресты активистов и другие репрессии, путиловцы вновь бросили вызов царизму...
В последние часы старого режима, 27-28 февраля, Дубницкого и ряд других служащих ГАУ постигла трагическая судьба. Шли грабежи, была ограблена малая касса завода. Дубницкий «созывал служащих, посылал главного механика в Государственную думу, — описывала происшедшее его вдова, — но ему не удалось туда доехать. Тогда он позвонил генералу Маниковскому». Между тем шайка, ограбившая накануне малую кассу, приехала снова — грабить большую.
Охрана кассы была уже поставлена. Тогда грабители потребовали мужа, они не разрешили мужу даже проститься со мной и ребенком; увезя, они мучили, издевались над обоими генералами и убивали; не удовлетворились этим, а бросили тела в Обводной канал». Грабители выдавали себя за революционных активистов: «убийцы повели обоих генералов якобы в Государственную думу»94. Лехович, видимо, прикрывая нераспорядительность, проявленную в те дни в его ведомстве, не обеспечившем охрану и порядок на заводе, докладывал военному министру через Маниковского 14 и 24 марта 1917 г. Но главарь шайки, по прозвищу Ванька Бык, похваляясь своим разбойничьим подвигом, показывал рабочим добычу — снятые с генерала сапоги95.
Вопросы истории. Московского военно-промышленного комитета. Политический кризис 1915г. Показания 31. Мои мемуары.
Рукопись 1934 года. Экономическое положение... Борьба с кризисом вооружения русской армии в 1915-1916 гг. Экономическое положение. Бумаги А.
Переписка 5-12 августа 1915 г. Николай II — Марии Федоровне, 1. Обыск 18 февраля 1907 г. Князь А. Гагарин, первый директор Санкт-Петербургского политехнического института.
Еще в 1898 г. Первый директор Санкт-Петербургского политехнического института князь А. Крылов — выдающийся кораблестроитель, математик и педагог. Русский империализм. Законопроект, внесенный на рассмотрение Совета министров не позднее 30 октября 1915 г.
Поливанов — Барку, 22. Крушение империи. Эту версию воспроизвел А. Хауманн, отмечая, что источники такую версию не подтверждают, в то же время считает ее в принципе правдоподобной, учитывая возможную роль влиятельного дельца И. Kapitalismus im zaristischen Staat 1906-1917.
Konigstein, 1980. Русская буржуазия и царизм в годы первой мировой войны. Из истории экономической политики. В действительности против пересмотра голосовали и Куломзин, и представитель Министерства путей сообщения, и начальники главных управлений Военного министерства никаких специальных «представителей министров» в Особом совещании не было. Указ, соч.
Paris; La Haye, 1976. Закон 16 января 1916 г. Изложение мнения меньшинства Наблюдательной комиссии в ее журнале от 9-10 ноября 1915 г. В официально опубликованном объявлении о секвестре, разумеется, утверждалось, что интересы акционеров «вполне обеспечиваются высочайше утвержденным 12 января этого года законом» Путиловец в трех революциях. Kapitalismus im zaristischen Staat.
Меллер в качестве директора завода за 1915 г. Балансы акционерных предприятий. Большевики во главе рабочего движения России в годы первой мировой войны. Запись П. Кривошеин Путиловец в трех революциях.
Упомянутые Милюковым листовки Петербургского комитета большевиков были обращены к путиловцам см. Противоположный смысл видел в изъятии завода из рук частных владельцев С. Тюльпанов: «Крупнейшие заводы и тресты типа Путиловского и др. Бонвеча убедила аргументация К. Kriegsallianz und Wirtschaftsinteressen.
Diisseldorf, 1973. Отчет сотрудника охранки, работавшего в контрразведывательном отделении. Изложение его опубликовано в виде воспоминаний. История Путиловского завода. Протокол правления ОПЗ от 22 февраля 1916 г.
Полиция занялась расследованием «провокационного» поведения Федорова Путиловец в трех революциях. Доклад Маниковского военному министру через его помощника Фролова, 3. Вместо Дроздова директором Путиловского завода был назначен генерал А. Дубницкий, переведенный с Ижевского завода.
Первое время на чужбине Сикорский надеялся вернуться домой, строить самолеты для Родины - когда там все образумится... Умер в США в 1972 году. И это еще не самая грустная история рабочего контроля. В Нижегородской губернии в 1918 году владелец небольшого завода не дал революционерам ввести рабочий контроль. Был арестован. Строптивца обещали выпустить, если выплатит чрезвычайный революционный налог. Осенью опять арестовали. Потребовали еще раз заплатить, но уже неподъемные деньги: 200 000 рублей. Из тюрьмы писал письма своим рабочим, умолял сжалиться - пять малолетних детей, саботажем не занимался, да и сам из рабочих, предприятие создавал с нуля. Не сжалились. За что боролись Страна огромная, нужно было как-то управлять экономикой. Для этого создали Всероссийский совет рабочего контроля и Всероссийский совет урегулирования промышленности. А для оперативного управления отраслями - Высший совет народного хозяйства. С момента создания вертикали экономической власти реальными хозяевами заводов и фабрик стали чиновники. Хотя справедливости ради: часть из них пришли как раз из рабочего контроля. Чтобы пролетариат не воспринимал отъем фабрик болезненно, сначала контроль над производством передавали профсоюзам. С их последующим огосударствлением и усилением партконтроля. Это был конец революционной романтики. Да, рабочих обманули. Фабрики им дали ненадолго, и лишь для того, чтобы старый менеджмент и буржуи-капиталисты не остановили производство. Но давайте поднимемся над эмоциями: а что если бы рабочий контроль и "коллективные директора" подержались подольше? Хорошего мало. Талантливых инженеров пролетарии стали изводить еще раньше, чем советская власть. Того же Сикорского рабочие выставили из страны еще в 1918-м, а "философские теплоходы" по решению партии и правительства отчалили лишь осенью 1922-го. Да и расстреливать хозяев заводов начали задолго до 1937-го. Впрочем, едва ли рабочих тогда сильно тревожило то, что чиновники отнимают власть над производствами. Были дела поважнее. Уже к осени 1918 года зарплата была заменена продпайком. Отменили плату за жилье и коммунальные услуги, бесплатным стал проезд в транспорте военный коммунизм. Готовились к полной отмене денег. Парадокс истории: в начале 1920-х советская власть пыталась закрыть Путиловский завод. Тот самый, с которого и началась революция. Под предлогом, что он расходует слишком много ресурсов, нужных Петрограду. К 1921 году на заводе осталось около 2 тыс. Это из 37 тысяч! Но даже остатки пролетариата сумели отстоять родное предприятие. Не всем так повезло. Во многих городах Советской республики бастовал пролетариат. Забастовки проходили на тех самых заводах и фабриках, которые формально как бы принадлежали рабочим. Последняя артель Чего у советской власти не отнять - если что-то отбирала контроль за производством , тут же немало и давала социальные гарантии, бесплатную медицину, образование, перспективы.
А в декабре 1934 года после потрясшего весь Советский Союз убийства одного из видных руководителей Компартии и государства, первого секретаря Ленинградского обкома ВКП б С. Кирова «Красный Путиловец» был переименован в Кировский завод. В первые годы Советской власти завод выпускал, помимо артиллерийских орудий, необходимые для Красной Армии бронеавтомобили, бронепоезда, паровозы и вагоны. Огромный толчок предприятию дала начавшаяся в конце 1920-х гг. К номенклатуре производства добавились двигатели для зерноуборочных комбайнов, мотовозы, железнодорожные краны, прокат сложных профилей, детали для электростанций, паровые турбины, трамваи и даже легковые автомобили. В 1933 году на «Красном Путиловце» была выпущена партия из шести экспериментальных легковых автомобилей Л-1 «Ленинград», однако затем автомобильное производство в Ленинграде было свёрнуто и перенесено на московский Завод имени Сталина ЗИС, впоследствии ЗИЛ. В этом же 1933 году предприятие начало выпуск тяжёлых трёхбашенных танков Т-28, которые неплохо зарекомендовали себя в ходе прорыва линии Маннергейма в советско-финской войне и на начальном этапе Великой Отечественной войны. А в 1939-1940 гг. После начала Великой Отечественной войны значительная часть мощностей Кировского завода была эвакуирована в Челябинск, где было положено начало легендарному «Танкограду» — одной из главных советских оружейных кузниц, внёсших колоссальный вклад в обеспечение Красной Армии танками, самоходными артиллерийскими установками и боеприпасами. При этом многие рабочие Кировского завода добровольцами ушли на фронт и принимали участие в обороне Ленинграда. А часть мощностей промышленного гиганта, оставшаяся в «колыбели революции», продолжала работать в тяжелейших условиях блокады, и несмотря на голод, авианалёты и артудары гитлеровцев, обеспечивала защитников города боевой техникой и боеприпасами. Флагман отечественного тракторостроения В начале 1920-х годов на заводе «Красный Путиловец» было положено начало отечественному массовому тракторостроению. Эта отрасль промышленности в дальнейшем стала одной из главных специализаций предприятия и остаётся таковой поныне. На ней мы и остановимся подробнее. В 1923 году в Петроград на «Красный Путиловец» были доставлены американские трактора «Fordson».
В 19 веке Путиловский завод стал одним из ключевых поставщиков продукции для армии и флота Российской империи. Во время Крымской войны завод активно выпускал военное снаряжение и оружие. После войны Путиловский завод также продолжил поставки продукции для армии, чем внес значительный вклад в развитие Вооруженных сил империи. Успехи и достижения В 19 веке Путиловский завод достиг значительных успехов и достижений в производстве различных видов продукции. Завод стал одним из ведущих предприятий машиностроительной отрасли в России и за рубежом. Одним из главных достижений Путиловского завода было создание первого парового рулевого двигателя в России. Этот двигатель был установлен на пароходе «Александр Невский» и успешно прошел испытания. Завод также разрабатывал и производил различные паровые двигатели, что позволило создавать мощные паровозы и паровые суда. Путиловский завод также активно занимался производством артиллерийского вооружения. Завод выпускал различные виды орудий, в том числе бомбарды, гаубицы и пушки. Орудия Путиловского завода отличались высокой точностью и надежностью, что привлекало заказчиков и способствовало укреплению обороноспособности России. Еще одним значимым направлением деятельности Путиловского завода было производство железнодорожного оборудования. Завод выпускал локомотивы, вагоны, рельсы и другие компоненты железнодорожного транспорта. Это позволило развитию железной дороги в России и облегчило транспортировку товаров. Успехи Путиловского завода были отмечены на ряде выставок и международных конкурсах. Завод получил множество наград и дипломов за высокое качество своей продукции и инновационные технологии производства.
Путиловский завод в начале XX века.
Путиловского началась в XVIII столетии. В этот период завод выпускал различные изделия по казенным военным заказам, металлические элементы многих архитектурных ансамблей. Путиловский завод в Петербурге 1917. Путиловский завод выпускал полный спектр железнодорожной продукции – от вагонов до мостовых конструкций. Ответил 1 человек на вопрос: Что выпускали Путиловский завод и Трёхгорная мануфактура в XIX веке? Ответил 1 человек на вопрос: Что выпускали Путиловский завод и Трёхгорная мануфактура в XIX веке?
Кировский завод - как много в этом слове или окончательный диагноз петербургской промышленности
В Российском государственном архиве Военно-морского флота есть прошение отца Ивана Никифоровича о зачислении сына в Морской корпус. Что касается работы Путилова в Корпусе инженеров военных поселений: исследователям было известно лишь то, что он по состоянию здоровья перевелся в это ведомство из Морского кадетского корпуса и отправился служить на юг в более теплый климат. Получилась целая глава о работе в Кременчуге… Следом — служба в Морском министерстве. Как раз тогда, во время Крымской войны, Путилов и проявил свой организаторский талант. Весной 1854 года англо-французская эскадра блокировала Петербург с моря, готовилась к высадке десанта. Она состояла из паровых канонерок и десантных ботов, которым не могли противостоять парусно-гребные канонерки русского флота. Отечественные механические заводы не брались освоить их производство в кратчайшие сроки. Он доложил управляющему Морским министерством великому князю Константину Николаевичу, какие предприятия нужно привлечь к проекту и как организовать работу, предоставил примерную смету, провел предварительные переговоры. В результате были успешно построены и вооружены 32 канонерки, с началом навигации они перекрыли мелководные фарватеры в Финском заливе, препятствуя высадке вражеского десанта на побережье у Петербурга. Кроме того, на кредит, полученный от Морского министерства, Путилов построил в Великом княжестве Финляндском четыре металлургических завода, что позволило в дальнейшем организовать выделку брони для флота на Ижорских заводах и создать лучшие в мире крупнокалиберные стальные орудия на Обуховском заводе… Скажу честно: во время работы над книгой мне было бесконечно интересно открывать многогранные таланты Николая Путилова, рассказывать о воплощенных в жизнь проектах. Тем удивительнее, что финалом его деятельности стало банкротство.
Речь, скорее, о целом комплексе обстоятельств. Можно сказать, что его сгубили кредиты. Николай Иванович вложил огромные деньги в приобретение земельных участков, необходимых для строительства Путиловской железной дороги, Морского и Барочного каналов, Путиловского порта. Кредит, взятый в 1872 году в Госбанке, составлял 700 тысяч рублей. Только проценты по нему к 1880 году составили 350 тысяч рублей.
Выпуск рельсовой продукции осуществлялся в течение трёх лет, начиная с 1844 года, после чего, предприятие вновь становится в статусе «казённого» завода. Затем у завода вновь начинаются «чёрные дни».
В 1851 году по распоряжению генерал-адъютанта Н. Огарёва была сделана передача завода в аренду одной из частных фирм «И. Спустя год, новый владелец завода «пробивает» возможность получения казённой ссуды, предназначавшейся для развития и организации производства, но ожидаемого эффекта компания не получает, завод банкротится. С наступлением марта 1864 года генерал-адъютантом Н. Огарёвым предпринимается новая попытка продажи предприятия. Теперь в роли покупателей становятся те самые кредиторы Василия Хенлея, речь идёт о новых владельцах бароне Константине Карловиче Фелейзине и купце Вильгельме Риттере. Цели новых владельцев были благими — это, в первую очередь, оздоровить производство предприятия, суметь вернуть казённых долг, в сумме двухсот тысяч рублей.
Так, спустя два года, происходит утверждение устава нового товарищества града Санкт-Петербурга, названного, как завод «Перун», которое и приняло на себя обозначенные финансовые обязательства и имеющиеся в наличии активы. История Путиловской эры началась с 1868 года. К тому времени товарищество «Перун» признаёт свою несостоятельность в выполнении принятых обязательств, как финансовых, так и организационных, а также оговорённых условий в утверждённом ими же уставе. В этом означенном году русский инженер, предприниматель Николай Иванович Путилов приобретает у кредиторов завод. Спустя несколько месяцев, 19. Одним из первых поступивших казённых заказов касается выпуска рельсов с оговорённой ценой в сумме одного рубля восьмидесяти восьми копеек за один пуд. По прошествии одного года, на предприятии появляется новое оборудование в виде бессемеровского конвертера.
Предприятие набирает обороты 05. Сумма определённого капитала «Общества» равнялась восьми миллионам рублей. В составе «Общества Путиловских заводов» находилось шесть предприятий. Из них, четыре завода работали на территории Финляндии, тогда входившей в состав Российской империи. Два других предприятия с механической и рельсовой специализацией не меняли места своей прописки и располагались на территории города Санкт-Петербурга. Через два года начинается новое направление в производстве, предприятие выпускает товарные вагоны, спустя ещё четырнадцать лет завод выпускает уже и пассажирские вагоны. В 1880 умирает Николай Иванович Путилов, но начатое им дело продолжается.
Производственные возможности увеличиваются, в портфель заказов пополняется. На заводе начинают выпускать корабельные башенные орудия, предназначавшихся для миноносцев, на заводских стапелях появились русские миноносцы. В 1893 году осваивают выпуск паровозов российского производства. За время 90-ых с заводских цехов выехало 673 паровоза.
Николай Путилов приобрел Путиловский завод в 1868 году О заводе В 1868 году Путиловский завод был приобретен известным российским инженером и предпринимателем Н. Путиловым, который за 12 лет превратил металлургическое поначалу предприятие в многопрофильный машиностроительный комплекс. В кратчайшие сроки завод стал основным поставщиком рельсов для железных дорог России, освоил выплавку качественных сталей, производство боеприпасов, вагонов, пушек, орудийных башен для броненосцев, инструментов, крупногабаритных металлоконструкций, других видов промышленной продукции, многие из которых — по собственной технологии. Одновременно развивалась социальная инфраструктура предприятия: была открыта больница, столовая, библиотека, разбит парк и построен театр, создана эффективная система профессионального обучения. Именно при Н. Путилове были заложены основы многоотраслевого производства, традиции «фирменного» профессионального мастерства и создания уникальных инновационных технологий.
Путиловский завод был основным поставщиком рельсов в России С тех пор многими поколениями путиловцев-кировцев были изготовлены тысячи наименований техники и промышленного оборудования, которые опережали свое время, не имели мировых аналогов. Многие образцы давали путевку в жизнь целым направлениям развития техники. Так, Кировский завод является одним из первопроходцев в зарождении и становлении отечественного турбоэнергомашиностроения, родоначальником сельскохозяйственного и по сегодняшний день — флагманом отечественного тракторостроения в сегменте мощных тракторов. Созданное Н. Путиловым в 1873 году акционерное «Общество Путиловских заводов» в течение последующих сорока с лишним лет доказало свою жизнеспособность. К началу Первой мировой войны завод стал важнейшим центром отечественного машиностроения, вышел на ведущие позиции в России и Европе в паровозостроении, производстве артиллерийского вооружения, судостроении, турбостроении.
Можно ли отделаться лишь упоминанием о том, что и в других странах - Австро-Венгрии, Германии, Франции - правительство в определенных случаях изымало частные предприятия из управления владельцев и ставило своих управляющих с. Вопроса о том, как в подобных случаях обеспечивались интересы собственников, Грант не касается, хотя в нем-то и заключается суть предмета. Самой крайней мерой, угрожавшей собственникам в этих странах, являлась экспроприация, реквизиция- принудительное отчуждение у них имущества с возмещением хозяевам его стоимости, определяемой либо по соглашению, либо судебным путем особо решались дела с подданными враждебных держав. Формально дело сводилось к временному отстранению владельцев от управления, причем предприятие оставалось в их собственности, так что повода для требования о возмещении стоимости не создавалось. Зато и убытки, которые они могли обнаружить в своем хозяйстве, возвратившись к управлению, им надлежало принимать примерно как кару всевышнего за алчность и непослушание властям, путь же в суд перекрывали упомянутые законы. Получив назад свое предприятие после секвестра, владельцы могли, например, обнаружить, что за время секвестра новой администрацией уволены особенно ценимые выборным правлением доверенные коммерческие агенты, а вместо них приняты на службу специалисты, состоявшие или состоящие по какому-либо ведомству и зарекомендовавшие себя умением отстаивать денежные интересы государства. Могло также оказаться, что выгодные долгосрочные контракты, положенные владельцами завода в основу деловой стратегии, уже расторгнуты, причем от их же имени, и какие бы из этого ни вытекали бедственные для предприятия последствия, ответственность уже лежит на них, собственниках предприятия. Точно так же от их имени кто-то, управлявший предприятием за время секвестра это могло быть даже совершенно постороннее частное лицо, угодное ведомству , заключил новые договоры, настолько невыгодные, что само правление никогда бы на это не пошло; но теперь обязано их выполнять. В числе этих договоров могли быть, например, заказы различных ведомств, предоставленные предприятию на исключительно выгодных для казны условиях, таких, каких она не могла бы себе обеспечить в переговорах с любым другим предприятием. Как обобщал эту перспективу юрисконсульт Военного министерства, анализировавший закон 12 января 1916г. Лицо, поставленное ведомством, управляет "не только игнорируя" интересы хозяина, но "сплошь да рядом как раз обратно его желаниям и воле", считаясь только с директивами ведомства. И если казенные интересы требуют "чего-либо, что находилось бы в явном и резком противоречии с интересами собственника, то эти представители, не колеблясь, должны принять меру, как бы убыточна и вредна она для собственника ни была". Гранту все это может представляться ненужным и нехарактерным. С его точки зрения, лишь при поверхностном взгляде может казаться, "что самодержавие в своих интересах манипулировало правом собственности и другими правовыми гарантиями, необходимыми для предсказуемости и долгосрочных инвестиций" с. Наоборот, при глубоком взгляде ясно, что интересы акционеров при секвестре "были вполне обеспечены"; в России, где право частной собственности имело мало сторонников, гарантом его являлось самодержавное государство, которое не уважало и попирало все прочие права 42. В российском законодательстве до 1916г. Изготовленный же в ведомстве Кривошеина за полгода закон 12 января 1916 г. Шедевр казуистики, он вызвал понятное ликование юрисконсульта военного ведомства по поводу торжества казенного интереса над зарвавшимся купечеством. Установленные новым законом условия взаимоотношений государства с бизнесом не идут в сравнение с порядками ни реквизиции, ни вообще любой откровенно объявленной экспроприации- даже конфискации, когда собственник теряет все же только само имущество, переходящее к казне. Практика оказалась еще богаче новых юридических норм. Ссылаясь на полученное по закону 12 января право представлять интересы акционеров, выборное правление сразу после секвестра, 9 марта 1916г. Несмотря на многократные напоминания, согласие было получено только год с лишним спустя - уже при Временном правительстве 43 , а до того комиссия, стр. Военный юрисконсульт разглядел в новом законе целую программу ломки отношений собственности - такую, что она встревожила даже министра торговли и промышленности В. Шаховского, вовсе не склонного потакать заводчикам. Замечалось превращение секвестра "в чрезвычайно сильное и крайне острое орудие промышленной политики государства". Подрывая кредит промышленности, такой секвестр "есть мера для грядущего развития русской промышленности крайне опасная и прямо противоречащая задачам, настоятельно диктуемым современным экономическим и финансовым положением России". Шаховской предлагал "немедленно же приступить к пересмотру закона 12 января 1916г... Пусть историк бизнеса решает, сводилась ли линия, отраженная в новом законе и в практике секвестра , к "мобилизации промышленности" для нужд войны или преследовались более далекие цели. На первый взгляд, стремление Шаховского добиться пересмотра закона 12 января 1916 г. Совет министров принял постановление "Об изменении действующих правил о порядке заведования и управления секвестрованными предприятиями и имуществами". Журнал Совета министров утвержден царем 22 октября 46 открывался признанием того, что опыт применения январского закона показал "некоторые его несовершенства, сводившиеся главным образом к недостаточной обеспеченности прав и интересов владельцев и кредиторов". Заканчивался журнал выражением уверенности, что, "конечно", "наложение секвестра не может клониться к разорению предприятия путем возложения на него обязательств, явно для него убыточных". Тем не менее все изменения закона, направленные на смягчение произвола, не прошли. В частности. Совет министров "в уважение" к соображениям Крылова отклонил пункт, обязывавший назначаемых управляющих составлять опись секвеструемого имущества: эта мера была сочтена "практически трудно выполнимою, а потому и излишнею". Представитель ведомства юстиции потом об этом сожалел, потому что в "таком большом деле", как Путиловский завод, если растащат части оборудования и материалы, то нечем будет доказать, при возврате предприятия владельцам, что исчезнувшие предметы и материалы пропали до наложения секвестра, а не "в то время, когда собственник был устранен от всякого участия в деле". Но и он признавал, что "для указанного завода в настоящее время уже потерян момент для составления описи", теперь она "совершенно не соответствовала бы состоянию завода во время его приемки, бывшей около года тому назад". В ведомстве же финансов считали, что опись имущества собственнику была вовсе ни к чему, "так как он должен доверять правительственному правлению, являющемуся его [собственника] правопреемником" 47. Не удалось изменить ст. Министерство торговли и промышленности попыталось лишить "секвестраторов" права не платить по долгам, сделанным до секвестра, но против этого восстали представители министерств морского, военного и юстиции, опасаясь, что "никаких правительственных субсидий не хватит", чтобы выплатить такие долги. В результате Совет министров нашел, что нельзя допустить "возложение на казну значительных расходов по оплате срочных долговых требований", а потому можно "не платить никаких долгов, образовавшихся до наложения секвестра". Но многое и здесь зависело от обстоятельств: например, если из-за неуплаты предприятие рискует остаться без сырья, "то, конечно, такие стр. Было сведено на нет предложение запретить передачу секвестрованного имущества в аренду третьим лицам. Вообще, что касается "объема прав секвестраторов", то соответствующую статью "Совет министров признал предпочтительным сохранить в действующей ее редакции, в коей указывается, что секвестраторы пользуются по сему управлению всеми правами собственника, за исключением права отчуждения недвижимости или обременения ее залогом или иными вотчинными правами". Добиваясь юридической определенности отношений, Шаховской одновременно сам вел дело к колоссальному расширению применения секвестра. Он уже учредил в своем ведомстве наделенные правом секвестра отраслевые комитеты- по делам хлопчатобумажной, льняной и джутовой, кожевенной промышленности. Подготовлен был и общий законопроект, из текста которого следовало, что отрасли промышленности "и торговли", в отношении которых может потребоваться "применение изъясненных мер", "весьма многочисленны и разнообразны", речь шла не только о предприятиях, снабжавших вооруженные силы, но и об удовлетворявших "существенные нужды населения империи". Законопроект Шаховского "Об упорядочении отдельных отраслей промышленности и торговли" Совет министров утвердил 23 февраля 1916г. Увлеченно обсуждавшие формируемое новое учение о секвестре главы ведомств, подкованные в юридических вопросах, не стремились сопоставлять свои идеи о гарантиях собственности с понятиями законодательств других стран. Ни малейших попыток в этом смысле не сделал и Грант. Некоторые стороны дела, вызывавшие у них спор, свидетельствуют, что сам подход их к "интересам собственников и кредиторов" при секвестре лежал в особой плоскости, имевшей больше всего точек соприкосновения с положениями об опеке дворянских имуществ. Это выяснилось в полемике между министром финансов и юрисконсультом военного ведомства 49 из-за разного понимания задач, возлагаемых на правительственное правление. Помощник военного министра сенатор Н. Гарин недоумевал: "С кем же будет заключать договоры [правительственное] правление Путиловского завода, непосредственно подчиненное начальнику ГАУ? Договор предполагает равноправность договаривающихся сторон. Какая же равноправность между начальником и подчиненным? Ведь в таком случае нет "двух самостоятельных сторон", какие всегда подразумеваются при сделках, даже "отказаться от исполнения заказа... Вот тут-то и обнаружилось, что в финансовом ведомстве лучше знают особенности российского имущественного права. У нас "далеко не всегда лицо, управляющее чьим-либо чужим имуществом, делает это в качестве представителя" того, кто его назначил. Возьмите практику дворянской опеки: назначенного дворянским обществом опекуна "нельзя считать... Поэтому вопрос, "чьи интересы имеются в виду при заключении договора, совершенно безразличен". На взгляд Барка, таким образом, изгоняемые руководители Путиловского общества, поскольку они не уважают интересы государства, которому всецело обязаны своим благоденствием, и, следовательно, не понимают собственный коренной интерес, подобны спятившему помещику и столь же нуждаются в опеке. Неважно, если "бывшее правление предприятия" откажется от ответственности за ход дел при секвестре, ибо "не уполномочено собственниками, то есть акционерами, на ведение дела при условии секвестра". Не уполномочено - и не надо, это даже лучше, правительство само уполномочит, кого следует. Все равно у секвестрованного завода остаются его собственники, "и с этими собственниками, в лице их назначенных управляющих, казна, как и всякое третье лицо, может вступать в договорные отношения". Понимая практическую суть опасений военного ведомства, Барк разъяснял, как будут заключаться контракты: нет "никакой реальной опасности преувеличения цен... Разумеется, при желании и такую систему управления можно истолковать как воплощение "коммерческих начал", к чему и склоняется Грант, встречая в коварных источниках упоминания о прибылях и дивидендах в секвестрованном Путиловском заводе. Детальный разбор практики секвестра - работа, которую должен бы был проделать автор книги о Путиловском заводе, не держась за схему о достигнутых "предсказуемости" порядков и "правовой благоустроенности, необходимых корпоративному капитализму" с. В основу этой схемы Грант положил актуальную идеологическую легенду о процветании российских предпринимателей, усвоивших законы деловой жизни в условиях свободной конкуренции и умевших выработать и провести удачную "стратегию". Признавая существование различий между политико-правовыми структурами царской России и на Западе, Грант, однако, нащупывает определенную историческую закономерность: все-таки воздействие "рыночных реалий", придававшее поведению Путиловского общества "сходство с западными компаниями", оказывалось более мощным, чем противоположное воздействие самодержавия с. Самодержавию тоже ничего не оставалось, как отступать под натиском этих реалий- "объективных процессов капиталистической эволюции", сказал бы советский историк, - делая шаги по "пути превращения в буржуазную монархию" 52. Похоже, Грант рассматривает свою книгу как историческое руководство для туземных практиков. Как будто куда-то туда, в Пенсильванию либо Флориду, переместился некий "отдел науки", озабоченный ныне продвижением идеи о глубоких исторических предпосылках построения в России развитого буржуазного общества. Примечания 1. Big Business in Russia. University of Pittsburgh Press. Pittsburgh Pa. Далее страницы этой книги указываются в тексте. Объективные предпосылки Великой Октябрьской социалистической революции. Всеподданнейший отчет государственного контролера за 1884 год. Английские рельсы можно было получить по 75 коп. История народного хозяйства СССР. Путиловец в трех революциях. Государственный банк и экономическая политика царского правительства. Экономическое развитие Путиловского завода. Видлицкий доменный завод. Материалы по истории СССР. Особый журнал Совета министров ОЖСМ , 14 октября и 29 декабря 1911 года; Российский государственный исторический архив, ф. Докладная записка Продпаровоза и Продвагона, 1. Против некритического и произвольного использования архивных документов. Там же, д. Завод Нобеля, впрочем, получил отступное: "Механическая работа подъемных и поворотных механизмов к лафетам Путиловского завода будет выполняться заводом Нобеля", - указывал артиллерийский приемщик. Там же, ф. Балансы акционерных предприятий как исторический источник. Finances intemationales et relations Internationales a propos des usines Poutiloff. Paris- La Haye. Государственная дума. III созыв, сессия 2-я.
Что выпускал путиловский завод
Настоящим символом Кировского завода стал мощный колёсный трактор К-700 «Кировец», созданный в 1962 году по опыту освоения целинных земель в Казахстане прославленным советским танковым инженером-конструктором Жозефом Котиным. Массовое серийное производство тракторов «Кировец» началось в 1969 году и продолжалось более 30 лет. За это время было выпущено более 400 тысяч тракторов этого типа, которые использовались во всех отраслях народного хозяйства и в Вооружённых силах, в частности в качестве аэродромных тягачей. Широко поставлялись они и на экспорт, при том не только в дружественные Советскому Союзу страны соцлагеря, но и на Запад — в частности, в США и Канаду. Продолжатель славных традиций «Кировца» Современная история легендарного Путиловского, а затем Кировского завода начинается в 1992 году, когда было образовано ОАО «Кировский завод». В настоящее время в состав управляющей компании ПАО «Кировский завод» входит порядка 20 дочерних предприятий, самым крупным из которых является Петербургский тракторный завод ПТЗ. ПТЗ продолжает славные традиции Кировского завода по производству тяжёлых энергонасыщенных тракторов и строительно-дорожных машин нового поколения. На сегодняшний день предприятие является лидером рынка тракторов России.
Несмотря на западные санкции, Петербургский тракторный завод наращивает производство. Руководство ПТЗ намерено не только развивать передовое предприятие, выпускающее агромашины и строительно-дорожные машины с искусственным интеллектом, но и превратить завод в очаг нового стахановского движения. А именно, обеспечить участие рабочих в прибыли предприятия через движение рационализаторов, через внутренний хозрасчет, применение принципов стахановского движения — снижение себестоимости и инновации на производстве. С начала 2000-х гг. Также завод выпускает целую линейку дорожно-строительной техники — промышленные тягачи, фронтальные погрузчики, снегоочистители, бульдозеры, опороперевозчики, сварочные агрегаты, трамбовщики силоса. Кроме этого, инженеры ПТЗ самостоятельно разработали отечественную автоматическую косозубую коробку перемены передач, которая пригодна и для другой тяжелой техники. Техника производства ПТЗ эксплуатируется ведущими отечественными и зарубежными сельскохозяйственными предприятиями, нефтегазодобывающими, металлургическими и угольными холдингами.
Эриксон основал телефонную фабрику в советское время «Красная Заря». Фирма «Сименс-Гальске» играла ключевую роль в формировании петербургской электротехнической промышленности. Были в городе и другие предприятия, ставшие затем довольно крупными в области энерго- и машиностроения: «Русское общество «Всеобщая компания электричества», «Русское общество «Соединенные кабельные заводы», «Шуккерт и Ко», «Дюфлон, Константинович и Ко», Общество аккумуляторных заводов «Тюдор». С 1898 г.
Подлинный расцвет и небывалый динамизм городская электротехническая промышленность проявила уже в ХХ веке. Однако следует помнить и о так называемом слаботочном направлении, прежде всего телефонных и телеграфных предприятиях. Помимо фабрики Эриксона в 1895 г. Гейслер и Ко», имеющая американские корни.
Слаботочная электротехническая промышленность Петербурга послужила основой становления приборостроения и радиоэлектроники. По опубликованным данным к середине 60-х годов в Петербурге насчитывалось около 200 крупных промышленных предприятий и 3258 ремесленных мастерских, в 1894 г. Промышленность Петербурга — это не только машиностроение, хотя именно оно и определило в XIX веке основной хозяйственный профиль экономики города. И здесь необходимо вспомнить станкостроение — основу машиностроения.
Пальмы первенства по праву принадлежат заводу «Феникс» первоначально Дж. Начав с производства деталей для машин, затем перейдя к сборке импортных механизмов, машиностроительный завод «Феникс» наладил собственное производство. В 1896 г. Струка шлифовальные станки , завод И.
Семенова, завод Н. Машиностроительные заводы Петербурга в XIX в. Нередко предприятия, созданные как частные, затем переходили в казну. Так, например, «Балтийский завод», основанный как частный купцом М.
Карром и инженером М. Макферсоном в 1856 г. Семянниковым и В. Полетиной, до 1912 г.
Казна выкупала заводы прежде всего оборонного профиля, производящие вооружение и военную технику. Ряд предприятий на протяжении всей истории до конца 1917 г. Таким образом, многообразие форм собственности имело место в промышленности Петербурга, хотя пропорции между казенными, частными и акционерными предприятиями менялись. Формирование легкой промышленности, как уже отмечалось, началось спустя 90 лет со дня основания города.
Хотя в названиях многих предприятий данной отрасли использовалось слово «мануфактуры», по своей сути это были фабрики и в подавляющем большинстве частные. На каждом из перечисленных предприятий работало 300—1200 человек. В текстильной промышленности рыночные отношения с учетом найма работников купли-продажи рабочей силы были более рельефны, нежели в судостроении и на других казенных заводах, где все начиналось на иной основе. Кожевенное производство — одно из старейших в России.
По опубликованным данным к 1812 г. Обувная промышленность Петербурга начиналась с ремесленников-обувщиков башмачников , и вплоть до 80-х годов XIX века в городе не было крупных обувных предприятий. Лишь в 1882 г. XIX век в обувном производстве — время небольших мастерских от 4—6 до 60—80 рабочих.
Правда в 1860 г. В XIX веке Петербург становится центром химической промышленности. Первоначально ее представляли пороховые заводы на Охте. Затем появились и другие предприятия: Тентелевский завод «Красный химик» , основанный в 1875 г.
Менделеева , созданный в 1867 г. Однако век большой химии еще не наступил. В Петербурге создавались соответствующие основы для будущего развития химической промышленности.
Сормовский завод Нижний Новгород 20 век. Сормовский завод в России 19 века. Сормовский завод Нижний Новгород 19 век. Сормовский завод в 19 веке в Нижнем. Здание башенной мастерской Путиловского завода.
Путиловский завод 1902. Ребенок рабочий на Путиловском заводе. Слесарь Путиловского завода 19 века. Путиловский завод в войне первой мировой. Заводы Англии 20 век 1 мировая. Путилов завод. Паровозостроение Путилов. Завод н.
Кировский завод Санкт-Петербург 1917. Кировский завод 1950. Путиловский завод 1904. Заводы Путилова в Финляндии. Канонерские лодки Путиловского завода. Вагоны Путиловского завода. Башенная мастерская фотография царя. Казармы Путиловского завода.
Паровозы Путиловского завода. Путиловский машиностроительный завод. Постройка 1904. Путиловский завод год. Путиловский завод продукция. Обуховский и Путиловские заводы.
Эти пререкания доводят до исступления, так что в конце теряешь не только выдержку и самообладание, а даже приличие», вплоть до нецензурной брани. Но «такое управление может быть установлено лишь после перехода заводов в собственность казны».
Маниковский получил письмо Крылова 20 апреля и в этот же день на заседании. Как гласит журнал заседания, «исходя из основных начал казенного управления заводом, предоставляющих владеющему им ведомству право полного распоряжения заводом, Совещание не встретило возражений против указанного порядка»61. Одновременно приходилось сдерживать натиск и с другой стороны. Еще не успело Особое совещание разослать нотариусам запрещения на секвестрованное имущество Путиловского общества, как помощник военного министра получил заявление датировано 2 марта 1916 г. Это предложение не вызвало интереса. Кузнецова и Ко просто смешны, — доложил 5 марта военному министру Маниковский. Ясно, что эти гг. Их предложение, «как не сериозное, внимания не заслуживает»62.
Приступившие к управлению заводом чиновники начали перестраивать его взаимоотношения с казной и частными контрагентами. Все важнейшие вопросы, касавшиеся деятельности Путиловского завода, обсуждались, как и раньше, в междуведомственных совещаниях, а решало их правительство. Специальное междуведомственное совещание изучало финансовое положение предприятия. Оно установило, что стоимость заводского имущества еще обеспечивает долг Путиловского общества казне, но о дальнейшей его кредитоспособности и даже жизнеспособности судить трудно. На взгляд же Министерства финансов, тревожиться за устойчивость Путиловского общества не следовало: «Пусть в финансовом положении Общества имеются те или другие неправильности, пусть даже они грозят несостоятельностью Общества, — если они не отражаются на деятельности заводов, они должны быть сейчас безразличны» действительно, несостоятельность даже облегчила бы для казны операцию выкупа. В соответствии с законом от 12 января 1916 г. Шуваев утвердил представленный Маниковским список 40 расторгаемых контрактов64. Перечень открывался соглашениями 1912-1914 гг.
Эти контракты, докладывал Маниковский, «направлены к парализованию конкуренции между заводами во вред казенному железнодорожному хозяйству» и поэтому правительственное правление «не считает возможным соблюдать» их65. О результате предпринятого шага можно судить по тому, что производство паровозов на связанном с Путиловским обществом Невском заводе, которое в 1915 г. Русско-Азиатский банк тоже «пострадал» при пересмотре договоров. После секвестра нужда в кредите от этого банка, а равно и в банковской гарантии, «отпадает», доложил председатель правления Крылов, поэтому завод прекращает платить банку проценты и комиссионные, «составляющие ныне лишний расход», и впредь казна будет расплачиваться с заводом без посредников67. Жестокий урон понес французский концерн. Порвалось звено, на котором держалась цепь соглашений Гранатного комитета68, уничтожались выгоднейшие контракты о поставке частей снарядов69 и о техническом содействии Путиловскому заводу. Конечно, фирма не была поставлена в какое-то особенно невыгодное положение. Разрушив Гранатный комитет, ГАУ намеревалось лишь избавиться от «уплаты бесцельного комиссионного вознаграждения» Русско-Азиатскому банку, Обществу Путиловских заводов и фирме Шнейдер.
С прямыми же исполнителями заказов — бывшими участниками Гранатного комитета — имелось в виду заключить новые договоры70, минуя посредничество финансовых групп. Военная администрация самого Путиловского завода, принимая от ГАУ новые заказы, под давлением Маниковского соглашалась на цены, пониженные по сравнению с ценами по заказам частным заводам, исключая из калькуляции цен не только «коммерческую прибыль завода», но иногда и расходы производственного характера71. Расчет оказался в основе верным: выждав несколько месяцев и убедившись, что уступок не будет, контрагенты Путиловского общества по Гранатному комитету согласились заключить новые договоры непосредственно с казной. А так как острая нужда фронта в гранатах миновала, они согласились понизить цену по сравнению с той, на какую рассчитывали в Гранатном комитете72. От фирмы Шнейдер предполагалось— «во избежание международных осложнений73»— принять «все недопоставленное» ею по просроченным заказам Гранатного комитета74. Однако французы проявили сговорчивость лишь после того, как безуспешно применили все доступные методы нажима на заказчика. Уже с самим фактом секвестра родственного предприятия фирме трудно было примириться, ее представители постарались дать русской казне почувствовать «отрицательное влияние» случившегося «на прилив капиталов в военную промышленность». Первые же известия о том, что произошло с Путиловским заводом, побудили фирму Шнейдер и парижские банки потребовать возвращения кредита в 8,5 млн руб.
Лишение кредита у частных банков перевело бы завод «на иждивение казны». Междуведомственное совещание нашло, что это «противоречило бы основным положениям закона о секвестре»75. Правительственное правление дало французским финансистам ответ: правление «не имеет в виду» расторгать договор о ссуде 8,5 млн руб. Окончательное решение вопроса последовало 17 мая 1916 г. Для правительственного же правления эта выплата была «признана необязательной»77. В дальнейшем французским капиталистам так и не удалось высвободить вложенные в Путиловское предприятие капиталы и добиться восстановления Гранатного комитета, несмотря ни на визиты по этому поводу посла М. Палеолога к председателю Совета министров Б. Штюрмеру, ни на просьбы министра вооружений французского правительства А.
Тома во время его пребывания в Петрограде , обращенные к царскому военному министру. Штюрмеру Палеолог заявил, что французское правительство «придает самое серьезное значение этому вопросу, в котором заинтересованы как крупнейшее французское металлургическое предприятие Шнейдер, так и французские банки». Не помогли ни угроза ответить на расторжение контрактов прекращением более важных для русской армии поставок 42-линейных пушек и тяжелых снарядов , ни ходатайства других участников Гранатного комитета, ни настойчивые «советы» министра иностранных дел военному министру78. Палеолог вступился за Путиловское общество немедленно, даже еще не получив специальных инструкций из Парижа. Из переписки французского Министерства иностранных дел, как сообщают Б. Бонвеч и X. Хауманн, видно, что французское правительство, стремясь сохранить французское влияние на Путиловское общество, было особенно озабочено судьбой его контракта с фирмой Шнейдера о техническом содействии и опасалось разрушения вследствие секвестра всей Путиловской группы, ибо тогда российские промышленники лишатся «в будущем противовеса тому произволу, который чинит ГАУ», и это затруднит французское влияние в данной сфере. Французское правительство подталкивало фирму Шнейдер к активным действиям79.
Хотя Гранатный комитет перестал существовать, правительственное правление сохранило в своем распоряжении те деньги, которые были в свое время получены комитетом из казны для распределения между своими участниками и уже рассматривались ими как их собственные80. Эта не находившая применения «свободная наличность» в 8 791 000 руб. Максимумом достигнутого кредиторами явилось данное в сентябре 1916 г. Жалуясь А. Бриану, что русское правительство сочло возможным применить секвестр к несомненно французским по капиталу предприятиям, торговый атташе в октябре 1916 г. Оставался еще один расторгнутый контракт. При его заключении в 1913 г. С началом войны германский конкурент лишился своих возможностей и парижская фирма превратилась в монопольного поставщика, которого Путиловский завод не мог обойти, делая какой-либо заказ за границей.
По условиям того же контракта фирма лишь за свое согласие оказывать техническую помощь получала от Общества вознаграждение в 100 тыс. Против расторжения контракта Палеолог заявлял протесты царским министрам86. Военное ведомство, несмотря на оказываемое давление, категорически отказывалось его восстановить. Тогда Министерство иностранных дел, «затрудняясь ответить отказом на повторные по сему предмету представления французского правительства», которое «с крайнею настойчивостью домогается» возобновления контракта, перенесло спор в Совет министров. На его заседании А. Нератов, временно управлявший Министерством иностранных дел, доказывал, что правительственному правлению завода дано право отказываться от договоров только с отечественными фирмами, контракты же «с предприятиями иностранных, тем более союзных, держав» нельзя расторгать «по одностороннему распоряжению русского правительства». Остальные министры, наоборот, считали, что закон 12 января 1916 г. И все же, «идя навстречу» союзнику, Совет министров, как гласит его журнал от 16 ноября 1916 г.
Казалось бы, Совет министров «решил восстановить прежний договор о фактически не существовавшем техническом сотрудничестве»87. Но в том же журнале далее следовало пояснение, что восстановить договор предполагается «... Условием «восстановления с одновременной заменой» выдвигалось согласие фирмы дать «подписку», что она добровольно отказывается «от ежегодного вознаграждения в 100 000 руб. Тем самым контракт 1913 г. Несмотря на некоторые уступки французскому компаньону, правительственные органы руководили предприятием не так, как этого требовали непосредственные интересы международных объединений монополистов. Такие действия, как разрушение Путиловской группы, не были изолированным эпизодом. Одновременно в мае 1916 г. В данном и других подобных случаях проявились те тенденции в политике самодержавия, которые и раньше вызывали недовольство, протесты и противодействие монополий91.
История с Путиловским заводом показала, что правительство начало переходить от мер сдерживания, запрета, осторожного давления к разрушительным действиям против крупнейших монополистических структур. Пока тянулись тяжбы между старыми и новыми хозяевами, положение на заводе быстро изменялось в соответствии с общим нарастанием рабочего движения в Петрограде и в стране в целом. Репрессии при подавлении февральской стачки 1916 г. К началу 1917 г. Однако, вопреки расчетам властей, в лице солдат рабочее движение получило новый резерв. В политической забастовке 9 января 1917 г. Их полагалось вернуть в войска и предать военно-полевому суду. Но теперь такая «распорядительность», видимо, показалась властям чреватой последствиями.
Маниковский предписал директору Путиловского завода Дубницкому наложить на виновных дисциплинарное взыскание. По заводам артиллерийского ведомства объявили приказ о поведении «нижних чинов» на Путиловском заводе, гласивший, что «на первый раз» таким взысканием дело и кончится, в случае же повторения виновных будут судить. Запугивание военно-полевым судом, впрочем, начинало терять действенность, и Маниковский прибег к демагогии и лести. Сообщив в том же приказе, что часть бастовавших солдат оправдывалась боязнью «угроз» со стороны рабочих «требовавших от нижних чинов прекращения работ» , «популярный генерал» объявлял: «Отговорке этой не верю, так как, во-первых, русский солдат, да еще побывавший в боях, видавший в глаза смерть, не может бояться подобных угроз, а во-вторых, не допускаю мысли, чтобы рабочие, в переживаемую родиной страдную пору, могли оказать насилие над солдатами, честно исполняющими долг присяги»93. Но попытки натравить друг на друга рабочих и солдат не имели успеха. А через 16 дней на заводе началась новая забастовка, которая, подобно январской стачке путиловцев в 1905 г. Авангардная роль путиловских рабочих в феврале 1917 г. Несмотря на локаут, «фильтрацию», постоянные аресты активистов и другие репрессии, путиловцы вновь бросили вызов царизму...
В последние часы старого режима, 27-28 февраля, Дубницкого и ряд других служащих ГАУ постигла трагическая судьба. Шли грабежи, была ограблена малая касса завода. Дубницкий «созывал служащих, посылал главного механика в Государственную думу, — описывала происшедшее его вдова, — но ему не удалось туда доехать. Тогда он позвонил генералу Маниковскому». Между тем шайка, ограбившая накануне малую кассу, приехала снова — грабить большую. Охрана кассы была уже поставлена. Тогда грабители потребовали мужа, они не разрешили мужу даже проститься со мной и ребенком; увезя, они мучили, издевались над обоими генералами и убивали; не удовлетворились этим, а бросили тела в Обводной канал». Грабители выдавали себя за революционных активистов: «убийцы повели обоих генералов якобы в Государственную думу»94.
Лехович, видимо, прикрывая нераспорядительность, проявленную в те дни в его ведомстве, не обеспечившем охрану и порядок на заводе, докладывал военному министру через Маниковского 14 и 24 марта 1917 г. Но главарь шайки, по прозвищу Ванька Бык, похваляясь своим разбойничьим подвигом, показывал рабочим добычу — снятые с генерала сапоги95. Вопросы истории. Московского военно-промышленного комитета. Политический кризис 1915г. Показания 31. Мои мемуары. Рукопись 1934 года.
Экономическое положение... Борьба с кризисом вооружения русской армии в 1915-1916 гг. Экономическое положение. Бумаги А.
Крупнейшие предприятия царской индустриализации
Так, к Первой мировой войне Путиловский завод стал центром машиностроительного производства в России, выпуская паровозы, артиллерийское вооружение, суда и турбины. Путиловский завод в 19 веке был одним из крупнейших промышленных предприятий России. Кировский завод (с 1868 до 1922 года — «Путиловский завод») был основан в апреле 1801 года как чугунолитейное предприятие, выполнявшее заказы по производству артиллерийских боеприпасов.