Главный герой рассказа М. Горького «Челкаш» выделяется из толпы людей своей независимостью. персонаж из пьесы М. Горького "На дне", представляющий собой жулика и хитреца.
рассказ Максима Горького, относящийся к позднему романтизму в творчестве писателя. Несмотря на досадную новость, разговор со сторожем развеселил вора. Главный герой рассказа М. Горького «Челкаш» выделяется из толпы людей своей независимостью. Одним из таких суеверий было появление по закону Челкаша в доме, если кто-то приводил его имя по ошибке.
Челкаш и гаврила кто достоин уважения почему. Анализ произведения «Челкаш» М | В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Челкаша в рассказе «Челкаш» Горького: описание внешности и характера героя. |
«Челкаш» анализ произведения Горького – конфликт, тема, история создания, жанр рассказа | «Челкаш» — первое произведение Максима Горького, напечатанное в журнале «Русское богатство» в 1895 году (№ 6) при содействии В. Г. Короленко. |
Кто такой челкаш в рассказе горького - Граматика и образование на | История произведения Горького начинается с рассказа о двух главных персонажах Челкаше и Гавриле. |
Челкаш (Горький Максим) - слушать аудиокнигу онлайн | Смотрите видео на тему «Челкаш Горький Краткое Содержание» в TikTok. |
«Челкаш» анализ произведения М. Горького
Перепуганный до смерти Гаврила умоляет Челкаша отпустить его, но продолжает грести, несмотря на рыдания. После дела вор возвращается с добычей. Они отправляются тем же путем обратно. Парень гребёт что есть мочи, чтобы быстрее отделаться от Челкаша.
По пути контрабандист говорит Гавриле, что за украденное можно получить хорошие деньги. Парень вспоминает свое убогое деревенское хозяйство. Челкаш вспоминает свою прошлую жизнь, в которой были деревня, родители, жена и служба.
Гаврила даже на время забывает, что перед ним не крестьянин, а бездомный преступник. Так в разговорах сообщники доплывают до барки и ложатся спать прямо на палубе. В третьей части Челкаш просыпается и уходит на время с украденным.
Он возвращается в новой одежде и будит Гаврилу. Мужчины доплывают до берега. На вопрос парня о деньгах вор показывает выручку и отдаёт долю подельнику.
Юноша лихорадочно прячет полученное. На берегу Гаврила неожиданно сваливает Челкаша на землю и умоляет отдать ему все деньги. Упавший герой вскакивает и бросает купюры обезумевшему от жадности Гавриле.
Тот не скрывая радости забирает деньги и признаётся, что уже подумывал оглушить Челкаша веслом и забрать всё. Бродяга в порыве ярости хватает бывшего напарника за горло и требует вернуть отнятое.
Вторая глава раскрывает главного героя еще больше, описывая его внутренний мир. Но не только Челкаш показывается перед читателями, здесь же происходит кульминация, проявляется характер Гаврило, автор раскрывает нутро обоих персонажей. Описанием морских волн, которые смыли за собой следы недавнего конфликта, автор завершает повествование. Таковы особенности композиции рассказа «Челкаш». Анализ произведения также предполагает изучение других важных аспектов, в частности, имеющего в нем место конфликта. Описание конфликта В рассказе встречается несколько конфликтов, которые детально раскрывают тематику. Первый — между человеком и научным прогрессом. История берет начало именно с этого момента.
Продвижение в науке, как многие полагают, должно было подарить комфортную жизнь людям, помочь избавиться от трудностей настолько, насколько это возможно, однако автор не разделяет эту мысль. Он размещает по сюжету огромные роскошные пароходы рядом с бедными работниками, обслуживающими их. Прочие конфликты: Бродяжничества и крестьянства. По тексту совершенно разные люди, несмотря на отличие, находят друг в друге роднящие их качества. Челкаш замечает в Гаврило человека, мечтающего о свободе, а тот, смотря на своего знакомого, видит обычного крестьянина. Разное прошлое этих двоих не позволяет прийти к согласию. Конфликт, происходящий внутри Челкаша. Если описать его кратко, главному герою чужда мысль, что человек может чувствовать себя свободным, будучи привязанным к дому, семье, уюту и другим человеческим ценностям. Именно по этой причине, встретившись с человеком, который не освободившись от указанных ценностей, может иметь такую же точку зрения и вкус к жизни, герой задается множеством вопросов. Характеристики главных героев Челкаш — смелый и находчивый вор, мужчина средних лет, который неизменно следует своим принципам.
Он является настоящим романтическим героем, не терпящим алчных людей рядом с собой. Хоть персонаж и имеет суровую внешность, автор показывает его с огромной душой, склонным к сочувствию. Ему позволяют выделиться из толпы: независимость; избавление от привязанности ко всему; способность к пониманию чувств и эмоций других людей. Гаврило — бедный молодой крестьянин. В отличие от Челкаша, он живет без принципов и конкретных целей. На первый взгляд, парень кажется наивным, добродушным и доверчивым. Однако читатели позже знакомятся с его темной стороной. Гаврило желает свободы и финансовой независимости, однако он готов пойти на разные низкие поступки ради своей выгоды. Вот почему даже Челкаш испытывает к нему неуважение. Босяк, имеющий сложное прошлое, вызывает у читателя большую симпатию, нежели наивный крестьянин, который таит в себе злость.
Его присутствие в произведениях часто ассоциируется с различными сюрпризами и неожиданными поворотами событий. В современной речи «челкаш» иногда упоминается для обозначения ловкого и хитрого человека, чей главный приоритет — собственные интересы. Такой человек может использовать манипуляции и обман, чтобы достичь желаемого результата. Также термин «челкаш» может использоваться в шуточной форме, чтобы описать необычное и вызывающее внимание поведение или внешний вид человека. Влияние челкаша на развитие русского языка Челкаш, как символ шутливости и высмеивания, оказал влияние на развитие русского языка и популярную культуру. Сленговое значение этого термина, который олицетворяет некомпетентность и неграмотность, заставляет соотноситься его негативное значение с языковыми проявлениями. Использование «челкаша» в разговорной речи и литературе может быть рассмотрено как одна из форм языковой игры.
Смысловое и стилистическое нарушение в написании слова «челкаш» может быть специально применено для достижения определенного комического эффекта. Из-за своей символичности, термин «челкаш» стал популярным в современной культуре, включая интернет-мемы и социальные сети. Подобное использование «челкаша» усиливает его негативное значение и придает ему больший размах в разнообразии жанров и форматов. Использование «челкаша» в русском языке помогает выражать недоверие и сомнение в чьих-либо знаниях или умениях. Выражение «делать челкашку» может быть использовано для описания неверного ударения в слове, что ведет к его искажению и изменению значения. Термин «челкаш» может быть использован для обозначения кого-либо, кто не владеет определенными навыками или знаниями в определенной области. Челкаш влияет на развитие русского языка, поскольку его использование становится все более распространенным и популярным, его значение и коннотации начинают укореняться в сознании носителей языка и становиться частью языковой нормы.
Таким образом, «челкаш» продолжает развиваться как символ неграмотности и недостаточной компетентности в современном русском языке. Челкаш в литературе и искусстве Челкаш, появляющийся в русской литературе и искусстве, зачастую ассоциируется с тем, кто обладает легким ироническим настроем, остротой суждений и нестандартным подходом к жизни или ситуациям. Изначально Челкаш из комедии Грибоедова был примером хитрого, но привлекательного персонажа, который хотел добиться своих целей любой ценой. Образ Челкаша нашел свое отражение в различных произведениях искусства, включая литературу, театр и кино. Челкашевский тип личности иногда применяется для создания комических персонажей, которые способны развлечь и порадовать публику своим ироническим настроем и неординарным поведением. Производные слова от челкаша Столь яркая и неповторимая личность, как Челкаш, не могла остаться без внимания со стороны сленговщиков. Оригинальное имя стало основой для создания новых слов и выражений, отражающих его характер и особенности.
Вот несколько примеров: Челкашизм — термин, описывающий непредсказуемое и странное поведение в стиле Челкаша. Это слово используется для характеристики людей, которые проявляют нестандартное мышление и могут совершать необычные поступки. Челкашить — глагол, обозначающий действие, выражающее аналогичное поведение Челкаша.
Слезы на щеках: Это одно из самых распространенных значений слова «челкаш». Когда говорят, что у кого-то «челкаши на щеках», это означает, что у него текут слезы. Такое значение возникло из-за аналогии с мельканием, быстрым движением слез по лицу. Мальчишка или шалун: В сленге «челкаш» обычно описывает молодого мальчика, который выходит из строя и затевает шалости. Такой ребенок может быть очень энергичным, неугомонным и непослушным. Мелкие деньги: В жаргоне слово «челкаш» также может означать мелкие деньги или монеты. Это значение пришло из-за того, что мелкие деньги часто «трещат» или «челкают» при подсчете или передвижении.
Шумный и активный человек: В диалектах различных регионов России слово «челкаш» может описывать человека, который постоянно разговаривает громким голосом или делает шумные движения. В этом контексте слово обозначает активного или беспокойного человека. В зависимости от контекста и использования, слово «челкаш» может иметь разные значения. Все эти смыслы напрямую связаны с быстрым движением и резкими действиями, которые описываются глаголом «челкать». Челкаш: как применяется в современной речи? Выражение «челкаш» в современной речи используется для обозначения человека, который часто говорит многословно, но несвязно и бессмысленно. Обычно этот термин применяется к людям, которые любят толковать о чем-то долго и подробно, но при этом сбиваются с темы и не доходят до сути. Они могут говорить обо всем, но ничего не сказать конкретного. Также «челкаш» может относиться к человеку, который говорит слишком быстро, не давая возможности другим участникам разговора высказаться или выразить свое мнение. В современной речи это выражение часто используется в несколько ироническом или негативном смысле, указывая на некомпетентность или отсутствие конструктивности в высказываниях.
Челкать называется бессмысленное болтовня, которая ничего не решает и не приводит к конкретным результатам. Пример использования «челкаш» в речи: «Он весь вечер просто челкал без конца, не давая нам возможности высказаться. Челкаш в современной культуре Челкаш, как персонаж комедии А. Грибоедова «Горе от ума», стал неразрывной частью русской литературной и театральной культуры. Его сленговое значение ассоциируется со словами «хитрец», «обманщик» или «вишенка на торте». В современной культуре термин «челкаш» употребляется, чтобы обозначить человека, который ловко использует язык и обманывает других. Это может быть как положительная, так и отрицательная характеристика, в зависимости от контекста.
Анализ произведения Максима Горького «Челкаш»
Главная мысль рассказа «Челкаш», которую автор хотел донести до читателей, что такие люди, как Челкаш, не хуже простых крестьянских работяг, а иногда даже наоборот, являются по сравнению с ними более нравственными и добросовестными людьми. Рассказ «Челкаш», анализ которого представлен в статье, написан в 1894 году. 3. Рассказ «Челкаш» благодаря помощи В. Г. Короленко в 1895 был опубликован в журнале «Русское богатство».
Анализ рассказа «Челкаш» (М. Горький)
Предприятие удалось, он получает свои сорок рублей, затем получает больше — в порыве сентиментальной заботы о мужике Челкаш отдаёт почти всё. И то ли болтливость, то ли благодарная искренность подводят Гаврилу, и он рассказывает о своём чёрном замысле. Дальше — потеря денег, удар Челкаша камнем сзади, покаяние, возврат денег, уход... В разные стороны с Челкашом. Дорога Челкаша понятна — стал вором и умрёт вором. О другом он вряд ли и думать будет. Это читатель будет думать: зачем Горький поэтизирует вора, наделяя его романтическими качествами, заставляя совершать поступки благородные и почти фантастические для него самого. То ли от следования традиции, продолжая рассказы о благородном Робине Гуде, защитнике обездоленных, но в новых социальных условиях. То ли для того, чтобы подчеркнуть: вор, человек «дна», босяк обладает такими качествами, которые вряд ли присущи богатым и сильным хозяевам жизни. Такое толкование рассказа долго было в ходу.
То ли ведётся рассказ к тому, чтобы подумал читатель: «Нет, мил человек, ты отдал легко, потому что легко и просто тебе досталось». Ведь возможен и такой поворот в восприятии происшедшего. Образ жизни и поведение Челкаша могут в одних вызвать сочувствие, в других удивление, в третьих презрение.
Оглушительная музыка трудового дня — это звенящие цепи, грохот вагонов, пароходных свистков и криков рабочих.
Наступает обеденное время, и об этом сообщает звон колоколов. События разворачиваются так: Краткое содержание: «Челкаш», I глава Ближе к обеду среди грузчиков мы видим главного героя рассказа — вора по имени Гришка Челкаш. Ему нужен друг и подельник Мишка. По словам сторожа, тот находится в больнице из-за отдавленной ноги.
Гришка не унывает и думает о том, где бы найти помощника. Парню надо помочь овдовевшей матери, да и самому как-то стать на ноги, но при этом хочется свободы. Услышав эту историю, Гришка рассказывает, что занимается ловлей рыбы, и приглашает нового знакомого поработать ночью. Парень ему не нравится, но нужен как напарник.
Они отправляются в трактир, где Челкаш покупает еду в долг. Парень чувствует уважение к «рыбаку», а Челкаш опаивает его. В какой-то момент неприязнь к Гавриле постепенно переходит в чувство, похожее на отеческое. Парень боится воды, замечает отсутствие снасти и начинает нервничать.
Челкаш прикрикивает на него и заставляет быстро грести. Лодка проходит мимо охраны, и вор сообщает напарнику, что если бы их поймали, то им бы не поздоровилось. На этом приключения не заканчиваются: Перепуганный Гаврила умоляет Челкаша отпустить его, даже плачет. Вор отнимает у него паспорт и исчезает в воздухе.
Вернувшись, он опускает на дно лодки тяжелый предмет. Гаврила гребет изо всех сил обратно, чтобы миновать охрану и навсегда расстаться с новым знакомым. Из-за внезапного появления огромного огненно-голубого меча парень падает на дно лодки.
Узнав от сторожа, что Мишка находится в больнице, Челкаш садится против дверей кабака, думая, как бы всё сделать самому. Размышляя, Челкаш замечает рядом широкоплечего молодого парня Гаврилу. Герои знакомятся. Гаврила рассказывает, что приехал в порт заработать денег и не жить в «зятьях», да и жениться пора. Челкаш, представляясь рыбаком, предлагает парню работу — грести в лодке и ловить рыбу. После согласования герои отправляются в трактир. После наступления ночи они садятся в лодку и тихо, не привлекая внимания, отправляются «на работу». Пристав к стене, Челкаш исчезает, забрав паспорт Гаврилы, чтобы тот не сбежал, и возвращается с чем-то «кубическим и тяжёлым». Контрабандисты продолжают свой путь.
Потом он спрашивает, чем занимается Челкаш. Тот отвечает, что он рыбак. Крестьянин не верит, что новый знакомый зарабатывает честным способом. Он признаётся, что ему по душе то, как свободно живётся бродягам. Поразмыслив, контрабандист предлагает парню стать напарником в одном деле. Поначалу тот колеблется, но соглашается. Мужчины идут в трактир. Парень представляется Челкашу Гаврилой. Вор понимает, что юноша, словно наивное дитя, угодил в его ловушку. Ему жаль Гаврилу, но он ему нужен прежде всего для дела. Во второй части с наступлением ночи Челкаш и Гаврила выходят на лодке в открытое море. Парень спрашивает, где снасти, но в ответ Челкаш прикрикивает на него, не желая откровенно лгать о своих планах. Внезапно вдалеке слышатся крики охранников. Перепуганный до смерти Гаврила умоляет Челкаша отпустить его, но продолжает грести, несмотря на рыдания. После дела вор возвращается с добычей. Они отправляются тем же путем обратно. Парень гребёт что есть мочи, чтобы быстрее отделаться от Челкаша. По пути контрабандист говорит Гавриле, что за украденное можно получить хорошие деньги.
«Челкаш»: краткое содержание и анализ произведения
Краткое содержание рассказа Челкаш, Главные герои Челкаш и Гаврила, Сравнительная характеристика героев антиподов. Главная» Новости» Кто такой челкаш. Книги из ролика и любые другие на ЛитРес со скидкой 20% по промокоду YOUTUBE: % на первую покупку на десятки тысяч топовых книг п. персонаж из пьесы М. Горького "На дне", представляющий собой жулика и хитреца. Читать онлайн книгу «Челкаш» автора Максима Горького полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. Челкаш — это персонаж русской народной сказки. Он представляет собой хитрого и ловкого человека, который обманывает и разыгрывает других персонажей сказки. Челкаш часто использует свою хитрость и обман, чтобы выиграть в различных ситуациях.
Анализ произведения Максима Горького «Челкаш»
Гаврила начал грести во всю силу. Парню хотелось быстрее сойти на берег и бежать от Челкаша. Мужчины подплывали к кордонам. Теперь лодка шла совершенно беззвучно. Понимая, что рядом могут быть люди, Гаврила уже хотел позвать на помощь, как неожиданно на горизонте появился «огромный огненно-голубой меч». Испугавшись, парень упал на дно лодки. Челкаш выругался — это был фонарь таможенного крейсера. К счастью, им удалось пройти незамеченными. По дороге к берегу Челкаш поделился с Гаврилой, что за сегодня удалось «полтысячи тяпнуть», а может и больше — как повезет продать украденное.
Гаврила сразу вспомнил свое убогое хозяйство. Пытаясь ободрить парня, Челкаш завел беседу о крестьянской жизни. Гаврила даже успел забыть, что перед ним вор, увидев в Челкаше такого же крестьянина. Задумавшись, вор вспомнил свое прошлое, свою деревню, детство, мать, отца, жену, как был гвардейским солдатом, и отец перед всей деревней гордился своим сыном. Подплыв к барке сообщников, они поднялись наверх и, улегшись на палубе, заснули. III Челкаш проснулся первым. Отойдя на пару часов с добычей, он вернулся уже в новой одежде. Челкаш разбудил Гаврилу и они поплыли к берегу.
Парень уже не был так напуган и спросил, сколько Челкаш выручил за украденное. Вор показал ему пятьсот сорок рублей и отдал долю Гаврилы — сорок рублей. Парень с жадностью спрятал деньги. Когда они вышли на берег, Гаврила неожиданно бросился к ногам Челкаша и свалил его на землю. Вор только хотел ударить парня, как тот начал умолять отдать ему деньги. Гаврила в восторге прятал деньги за пазуху. Смотря на парня, Челкаш думал, что никогда не будет таким жадным и низким.
У тебя земля своя - и того её горсть - да она твоя! Король ты на своей земле!.. У тебя есть лицо...
Ты можешь от всякого требовать уважения к тебе... У Гаврилы же другое мнение. Он считает, что свобода заключается в богатстве, в том, что можно своё время проводить в безделье и празднике, не работать и ничего не делать: «А кабы мне рублей ста полтора заробить, сейчас бы я на ноги встал и - Антипу-то - на-кося, выкуси! Хошь выделить Марфу? Не надо! Слава богу, девок в деревне не одна она. И был бы я, значит, совсем свободен, сам по себе... Свободолюбие — неотъемлемая часть натуры Челкаша, поэтому он чувствует ненависть по отношению к Гавриле. Как он, деревенский мальчик, может знать что-то о свободе?! Челкаш чувствует и злобу к себе, потому что он позволил себе разозлиться на такую мелочь.
Тут мы уже видим, что он довольно самолюбивый. Преодолев много опасностей, герои благополучно возвращаются на берег. Именно в этот момент и проявляются их истинные натуры. Они уже меняются местами. Гаврила же, добрый и наивный человек, оказался совершенно иным. Он оказался жадным и корыстным, настолько жаждущим денег, что даже готов был убить Челкаша. Позже он проявляется и как слабый, не имеющий своего достоинства человек, выпрашивающий деньги у Григория. Гаврила ставит себя уже выше Челкаша, в отличие от того, что было в начале их знакомства, он думает: «Кто, мол, его хватится? И найдут, не станут допытываться - как да кто. Не такой, мол, он человек, чтоб из-за него шум подымать!..
Ненужный на земле! Кому за него встать? У Григория такое поведение вызывает лишь отвращение и омерзение, он никогда бы не пал так низко, тем более ради денег, он никогда бы не убил человека за это. Хоть Челкаш босяк, и у него ничего нет — ни дома, ни семьи — он гораздо благороднее, чем Гаврила. Глава 3. Проанализировав рассказ М. Горького, я обратилась к критическим статьям. Вот что пишет о рассказе критик Н. Михайловский: «М. Горький разрабатывает если не совсем новый, то очень малоизвестный рудник — мир босяков, босой команды, золоторотцев.
Босяки от всех берегов отстали, но ни к какому не пристали. Горький готов видеть в них особый класс. Между босяками есть и злые, и не очень злые, а даже очень добрые, есть, конечно, и глупые, всякие есть. Достойны они внимания как общественное явление, но чтобы босяки составили «класс», в этом позволительно сомневаться. Герои Горького крайние индивидуалисты, все общественные отношения, в которые они вступают, случайны и кратковременны.
II Ночью Челкаш и Гаврила на лодке отправляются «на работу». Следует описание моря и неба психологический пейзаж: «Что-то роковое было в этом медленном движении бездушных масс» — об облаках. Челкаш не сообщает Гавриле истинной цели их путешествия, хотя Гаврила, сидящий на вёслах, уже догадывается, что они вышли в море вовсе не затем, чтобы ловить рыбу. Гаврила пугается и просит Челкаша отпустить его. Челкаша же только забавляет страх парня. Челкаш отбирает у Гаврилы паспорт, чтобы тот не удрал. Они пристают к стене, Челкаш исчезает и возвращается с чем-то «кубическим и тяжёлым». Гаврила поворачивает обратно, мечтая об одном: «скорей кончить эту проклятую работу, сойти на землю и бежать от этого человека, пока он в самом деле не убил или не завёл его в тюрьму». Гаврила гребёт очень осторожно, и им удаётся проскочить мимо охраны. Однако по воде шарит луч прожектора, Гаврила перепуган до полусмерти, но им снова удаётся скрыться. Слайд 6 Описание слайда: Гаврила уже отказывается от вознаграждения, Челкаш начинает «искушать» парня: ведь по возвращении в родную деревню того ожидает прежняя унылая, беспросветная жизнь, сообщает, что за одну сегодняшнюю ночь он заработал полтысячи. Челкаш говорит, что если бы Гаврила работал с ним, то был бы первым богатеем на деревне. Челкаш даже расчувствовался и заговорил о крестьянской жизни. Он вспоминает своё детство, свою деревню, родителей, жену, вспоминает, как служил в гвардии, и как отец гордился им перед всей деревней. Размышления отвлекают Челкаша, и лодка едва не проезжает мимо греческого судна, на котором Челкаш должен отдать товар. Гаврила уже отказывается от вознаграждения, Челкаш начинает «искушать» парня: ведь по возвращении в родную деревню того ожидает прежняя унылая, беспросветная жизнь, сообщает, что за одну сегодняшнюю ночь он заработал полтысячи. III Челкаш и Гаврила ночуют на греческом корабле. Челкаш получает деньги, уговаривает Гаврилу ещё раз поработать с ним. Показывает Гавриле гору бумажек, которыми с ним расплатились греки.
Вера в Бога для них — также фактор ограничения их свободы. Челкаш, вор и пьяница, олицетворяет у Горького «свободного человека». Для Гаврилы же понятие «свобода» ассоциируется с деньгами, что и делает его в глазах Челкаша «жадным рабом». Собственное отношение к свободе возвышает романтического героя в своих глазах и наполняет «жалостью и ненавистью» по отношению к «рабу». Но Гаврила «раб» считает Челкаша ненужным на земле. Таким образом, идея сверхчеловека у Горького преломляется по-русски: с одной стороны, это понимание «человеческого превосходства», с другой — понимание ненужности таких людей. Вывод Челкаш — романтический герой со своими моральными ценностями. Он лишён такого качества, как жадность. Может испытывать жалость и сочувствие: вначале он по-отечески жалеет молодого парня, попавшего «в его волчьи лапы», но затем, узнав его получше, испытывает к нему чувство брезгливости. Главный герой рассказа М. Горького «Челкаш» выделяется из толпы людей своей независимостью. Он живет одним днём, не привязан ни к чему и ни к кому. Нет у него привязанности и к деньгам — он с лёгкостью отдаёт всю выручку напарнику. Любит природу, особенно море, которое символизирует для него настоящую свободу. Но глубину своего падения Челкаш всё-таки осознаёт: он старается не вспоминать о своем прошлом, потому что эти мысли угнетают его и не дают покоя, разъедая душу. Образ Челкаша идеализирован писателем. Несмотря на то, что ему присущи многие положительные черты характера, всё-таки он остаётся тем, кем является — вором. Писатель В.
Краткое содержание: «Челкаш»
Кабы эти дьяволы погнались за нами — конец тебе. Я бы тебя сразу — к рыбам!.. Теперь, когда Челкаш говорил спокойно и даже добродушно, Гаврила, все еще дрожащий от страха, взмолился: — Слушай, отпусти ты меня! Христом прошу, отпусти! Высади куда-нибудь! Про-опал я совсем!.. Ну, вспомни бога, отпусти!
Что я тебе? Не могу я этого!.. Не бывал я в таких делах… Первый раз… Господи! Пропаду ведь я! Как ты это, брат, обошел меня? Грешно тебе!..
Душу ведь губишь!.. Ну, дела-а… — Какие дела? Ну, какие дела? Его забавлял страх парня, и он наслаждался и страхом Гаврилы, и тем, что вот какой он, Челкаш, грозный человек. Что я тебе?.. Милый… — Ну, молчи!
Не нужен был бы, так я тебя не брал бы. Но Гаврила теперь уже не мог удержаться и, тихо всхлипывая, плакал, сморкался, ерзал по лавке, но греб сильно, отчаянно. Лодка мчалась стрелой. Снова на дороге встали темные корпуса судов, и лодка потерялась в них, волчком вертясь в узких полосах воды между бортами. Буде спросит кто о чем — молчи, коли жив быть хочешь! Гаврила от этого шепота потерял способность соображать что-либо и помертвел, охваченный холодным предчувствием беды.
Он машинально опускал весла в воду, откидывался назад, вынимал их, бросал снова и все время упорно смотрел на свои лапти. Сонный шум волн гудел угрюмо и был страшен. Вот гавань… За ее гранитной стеной слышались людские голоса, плеск воды, песня и тонкие свистки. Упирайся руками в стену! Тише, черт!.. Гаврила, цепляясь руками за скользкий камень, повел лодку вдоль стены.
Лодка двигалась без шороха, скользя бортом по наросшей на камне слизи. Дай весла! Дай сюда! А паспорт у тебя где? В котомке? Дай котомку!
Ну, давай скорей! Это, мил друг, для того, чтобы ты не удрал… Теперь не удерешь. Без весел-то ты бы кое-как мог удрать, а без паспорта побоишься. Да смотри, коли ты пикнешь — на дне моря найду!.. И вдруг, уцепившись за что-то руками, Челкаш поднялся на воздух и исчез на стене. Гаврила вздрогнул… Это вышло так быстро.
Он почувствовал, как с него сваливается, сползает та проклятая тяжесть и страх, который он чувствовал при этом усатом, худом воре… Бежать теперь!.. И он, свободно вздохнув, оглянулся кругом. Слева возвышался черный корпус без мачт, — какой-то огромный гроб, безлюдный и пустой… Каждый удар волны в его бока родил в нем глухое, гулкое эхо, похожее на тяжелый вздох. Справа над водой тянулась сырая каменная стена мола, как холодная, тяжелая змея. Сзади виднелись тоже какие-то черные остовы, а спереди, в отверстие между стеной и бортом этого гроба, видно было море, молчаливое, пустынное, с черными над ним тучами. Они медленно двигались, огромные, тяжелые, источая из тьмы ужас и готовые раздавить человека тяжестью своей.
Все было холодно, черно, зловеще. Гавриле стало страшно. Этот страх был хуже страха, навеянного на него Челкашем; он охватил грудь Гаврилы крепким объятием, сжал его в робкий комок и приковал к скамье лодки… А кругом все молчало. Ни звука, кроме вздохов моря. Тучи ползли по небу так же медленно и скучно, как и раньше, но их все больше вздымалось из моря, и можно было, глядя на небо, думать, что и оно тоже море, только море взволнованное и опрокинутое над другим, сонным, покойным и гладким. Тучи походили на волны, ринувшиеся на землю вниз кудрявыми седыми хребтами, и на пропасти, из которых вырваны эти волны ветром, и на зарождавшиеся валы, еще не покрытые зеленоватой пеной бешенства и гнева.
Гаврила чувствовал себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой и чувствовал, что он хочет видеть скорее хозяина. А если он там останется?.. Время шло медленно, медленнее, чем ползли тучи по небу… И тишина, от времени, становилась все зловещей… Но вот за стеной мола послышался плеск,рох и что-то похожее на шепот. Гавриле показалось, что он сейчас умрет… — Эй! Со стены спускалось что-то кубическое и тяжелое. Гаврила принял это в лодку.
Спустилось еще одно такое же. Затем поперек стены вытянулась длинная фигура Челкаша, откуда-то явились весла, к ногам Гаврилы упала его котомка, и тяжело дышавший Челкаш уселся на корме. Гаврила радостно и робко улыбался, глядя на него. Ну-ка, гребни добре! Дуй во всю силу!.. Хорошо ты, брат, заработал!
Полдела сделали. Теперь только у чертей между глаз проплыть, а там — получай денежки и ступай к своей Машке. Машка-то есть у тебя? Эй, дитятко? Вода под лодкой рокотала, и голубая полоса за кормой теперь была шире. Гаврила весь облился потом, но продолжал грести во всю силу.
Пережив дважды в эту ночь такой страх, он теперь боялся пережить его в третий раз и желал одного: скорей кончить эту проклятую работу, сойти на землю и бежать от этого человека, пока он в самом деле не убил или не завел его в тюрьму. Он решил не говорить с ним ни о чем, не противоречить ему, делать все, что велит, и, если удастся благополучно развязаться с ним, завтра же отслужить молебен Николаю Чудотворцу. Из его груди готова была вылиться страстная молитва. Но он сдерживался, пыхтел, как паровик, и молчал, исподлобья кидая взгляды на Челкаша. А тот, сухой, длинный, нагнувшийся вперед и похожий на птицу, готовую лететь куда-то, смотрел во тьму вперед лодки ястребиными очами и, поводя хищным, горбатым носом, одной рукой цепко держал ручку руля, а другой теребил ус, вздрагивавший от улыбок, которые кривили его тонкие губы. Челкаш был доволен своей удачей, собой и этим парнем, так сильно запуганным им и превратившимся в его раба.
Он смотрел, как старался Гаврила, и ему стало жалко, захотелось ободрить его. Теперь шабаш. Вот еще только одно бы место пройти… Отдохни-ка… Гаврила послушно приостановился, вытер рукавом рубахи пот с лица и снова опустил весла в воду. Воротца одни надо миновать. Тише, тише… А то, брат, тут народы серьезные… Как раз из ружья пошалить могут. Такую шишку на лбу набьют, что и не охнешь.
Лодка теперь кралась по воде почти совершенно беззвучно. Только с весел капали голубые капли, и когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. Ночь становилась все темнее и молчаливей. Теперь небо уже не походило на взволнованное море — тучи расплылись по нем и покрыли его ровным тяжелым пологом, низко опустившимся над водой и неподвижным. А море стало еще спокойней, черней, сильнее пахло теплым, соленым запахом и уж не казалось таким широким, как раньше. Слева и справа от лодки из черной воды поднялись какие-то здания — баржи, неподвижные, мрачные и тоже черные.
На одной из них двигался огонь, кто-то ходил с фонарем. Море, гладя их бока, звучало просительно и глухо, а они отвечали ему эхом, гулким и холодным, точно спорили, не желая уступить ему в чем-то. С момента, когда он велел Гавриле грести тише, Гаврилу снова охватило острое выжидательное напряжение. Он весь подался вперед, во тьму, и ему казалось, что он растет, — кости и жилы вытягивались в нем с тупой болью, голова, заполненная одной мыслью, болела, кожа на спине вздрагивала, а в ноги вонзались маленькие, острые и холодные иглы. Глаза ломило от напряженного рассматриванья тьмы, из которой — он ждал — вот-вот встанет нечто и гаркнет на них: «Стой, воры!.. Он лег, и в полосу его сияния из мрака выплыли невидимые до той поры суда, черные, молчаливые, обвешанные пышной ночной мглой.
Казалось, они долго были на дне моря, увлеченные туда могучей силой бури, и вот теперь поднялись оттуда по велению огненного меча, рожденного морем, — поднялись, чтобы посмотреть на небо и на все, что поверх воды… Их такелаж обнимал собой мачты и казался цепкими водорослями, поднявшимися со дна вместе с этими черными гигантами, опутанными их сетью. И он опять поднялся кверху из глубин моря, этот страшный голубой меч, поднялся, сверкая, снова рассек ночь и снова лег уже в другом направлении. И там, где он лег, снова всплыли остовы судов, невидимых до его появления. Лодка Челкаша остановилась и колебалась на воде, как бы недоумевая. Гаврила лежал на дне, закрыв лицо руками, а Челкаш толкал его ногой и шипел бешено, но тихо: — Дурак, это крейсер таможенный… Это фонарь электрический!.. Вставай, дубина!
Ведь на нас свет бросят сейчас!.. Погубишь, черт, и себя и меня! И, наконец, когда один из ударов каблуком сапога сильнее других опустился на спину Гаврилы, он вскочил, все еще боясь открыть глаза, сел на лавку и, ощупью схватив весла, двинул лодку. Убью ведь! Ну, тише!.. Эка дурак, черт тебя возьми!..
Чего ты испугался? Фонарь — только и всего. Тише веслами!.. Кислый черт!.. За контрабандой это следят. Нас не заденут — далеко отплыли они.
Не бойся, не заденут. Теперь мы… — Челкаш торжествующе оглянулся кругом. Н-ну, счастлив ты, дубина стоеросовая!.. Гаврила молчал, греб и, тяжело дыша, искоса смотрел туда, где все еще поднимался и опускался этот огненный меч. Он никак не мог поверить Челкашу, что это только фонарь. Холодное голубое сияние, разрубавшее тьму, заставляя море светиться серебряным блеском, имело в себе нечто необъяснимое, и Гаврила опять впал в гипноз тоскливого страха.
Он греб, как машина, и все сжимался, точно ожидал удара сверху, и ничего, никакого желания не было уже в нем — он был пуст и бездушен. Волнения этой ночи выглодали наконец из него все человеческое. А Челкаш торжествовал. Его привычные к потрясениям нервы уже успокоились. У него сладострастно вздрагивали усы и в глазах разгорался огонек. Он чувствовал себя великолепно, посвистывал сквозь зубы, глубоко вдыхал влажный воздух моря, оглядывался кругом и добродушно улыбался, когда его глаза останавливались на Гавриле.
Ветер пронесся и разбудил море, вдруг заигравшее частой зыбью. Тучи сделались как бы тоньше и прозрачней, но все небо было обложено ими. Несмотря на то, что ветер, хотя еще легкий, свободно носился над морем, тучи были неподвижны и точно думали какую-то серую, скучную Думу. Ишь тебя как — точно из кожи-то твоей весь дух выдавили, один мешок костей остался! Конец уж всему. Гавриле все-таки было приятно слышать человеческий голос, хоть это и говорил Челкаш.
Мякиш… Ну-ка, садись на руль, а я — на весла, устал, поди! Гаврила машинально переменил место. Когда Челкаш, меняясь с ним местами, взглянул ему в лицо и заметил, что он шатается на дрожащих ногах, ему стало еще больше жаль парня. Он хлопнул его по плечу. Заработал зато хорошо. Я те, брат, награжу богато.
Четвертной билет хочешь получить? Только на берег бы… Челкаш махнул рукой, плюнул и принялся грести, далеко назад забрасывая весла своими длинными руками. Море проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль. Пена, тая, шипела и вздыхала, — и все кругом было заполнено музыкальным шумом и плеском. Тьма как бы стала живее.
Много в этом смаку? Кое-где ветер прорывал тучи, и из разрывов смотрели голубые кусочки неба с одной-двумя звездочками на них. Отраженные играющим морем, эти звездочки прыгали по волнам, то исчезая, то вновь блестя. Работка важная! Вот видишь как?.. Ночь одна — и полтысячи я тяпнул!
Все-то, коли по цене продать, так и за тысячу хватит. Ну, я не дорожусь… Ловко? Его охватила волна воспоминаний о своей деревеньке, сбегавшей по крутой горе вниз, к речке, скрытой в роще берез, ветел, рябин, черемухи… — Эх, важно бы!.. Я думаю, ты бы сейчас по чугунке домой… Уж и полюбили бы тебя девки дома, а-ах как!..
Краткое содержание Гавань. Звон якорных цепей, грохот вагонов, свистки пароходов, крики рабочих «сливаются в оглушительную музыку трудового дня». Бегающие люди «смешны и жалки». Наступило время обеда. I Грузчики, спрятавшись в тени мостовой, обедали. Появился Гришка Челкаш — «среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом». Было видно, что он здесь «свой». Челкаш был не в настроении. Вор искал своего друга и подельника Мишку. Однако таможенный сторож Семеныч сказал, что Мишке отдавило ногу чугунной штыкой, и его отвезли в больницу. Несмотря на досадную новость, разговор со сторожем развеселил вора. На улице Челкаш заметил молодого крестьянского парня. Тот начал жаловаться, что ему очень нужны деньги, но заработать их не удается. Он был на «косовице» в Кубани, но там сейчас платят очень плохо. Недавно у парня умер отец, осталась старая мать и дом в деревне. Если бы ему где-то «рублей ста полтора» заработать, он мог бы стать на ноги. Иначе придется идти «в зятья» к богатому человеку. На вопрос парня, чем Челкаш занимается, вор ответил, что он рыбак. Парень усомнился в том, что Челкаш зарабатывает деньги законным путем, и признался, что, как и бродяги, очень любит свободу. Немного подумав, вор предложил парню поработать с ним этой ночью — нужно будет только «грести». Парень начал колебался, опасаясь, что может «во что-то влететь» с новым знакомым. Челкаш испытал ненависть к парню за то, «что он имеет где-то там деревню, дом в ней», «а больше всего за то, что этот ребенок смеет любить свободу, которой не знает цены и которая ему не нужна». Однако парень согласился подработать, и они пошли в трактир. Парень представился — его звали Гаврила.
Характеристика главных героев Сравнивая телосложение, лица, взгляд в описаниях внешности героев, можно сделать вывод, что это герои-антиподы. Весь облик Гришки Челкаша говорит о том, что он человек далекий от изнурительного повседневного труда. У него руки вора с длинными и цепкими пальцами, острый, оценивающий взгляд, крадущаяся походка, автор описывает его следующим образом: «длинный, костлявый, немного сутулый». Его сутулость происходит от непроизвольного желания быть менее заметным. Челкаш — босяк, вор и пьяница. Он не признает моральные устои и закон, у него нет никаких привязанностей. Хотя он с тоской вспоминает свою прошлую жизнь в деревне. Но влекла его вольная жизнь, и он все бросил. Он способен любоваться красотой природы, у него одухотворенная натура. Челкаш выделяется из обезличенной толпы своей независимостью, чувством собственного достоинства. Заметно его отношение к деньгам он без сожаления расстается с ними, презрительно швыряет эти бумажки пресмыкающемуся перед ним Гавриле. Деньги никогда не сделают его рабом. Он сильная и свободная личность. Автор сравнивает его с хищником, старым травленным волком, ястребом. Но он одинок, как говорит Гаврила, никому такой не нужен, никто из-за него не будет поднимать шум. Оттого в финале неясно, как сложится будущее героя, уходящего нетвердой походкой. Сущность Гаврилы Челкаш оценивает с первого взгляда по его виду. По выражению лица — простоват, судя по косе, бережно обмотанной, крепким рукам, загоревшему лицу и лаптям крестьянин, работавший на сенокосе. Гаврилу Гришка называет теленком, мякишем, тюленем, что определяет его характер. Гавриле недоступно эстетическое наслаждение, он не замечает красоты окружающего мира. Он приземленный «жадный раб». Поведение в минуту опасности выдает его трусость. Ему страшно в трактире одному без сильного хозяина, в море от страха прячется в лодке, прижимаясь к днищу. Ради денег готов унижаться, валяться в ногах, даже решиться на убийство. Получив деньги, Гаврила свободно и легко уходит. Его будущее определено, он получит свою землю и будет на ней работать до конца своих дней.
Однако, Челкаш стал самой яркой и запоминающейся фигурой в «Ревизоре». Его бессовестность и настойчивость в получении обманных денег вызывали у читателей смех и недоумение. В культуре челкаш стал символом лицемерия и корыстолюбия. Его имя стало нарицательным и используется для обозначения человека, который пытается выглядеть более простодушным, чем есть на самом деле, при этом стремится получить выгоду для себя. Таким образом, Челкаш — это яркий персонаж, который стал символом лицемерия и корыстолюбия. Его образ запомнился читателям и остается популярным и сегодня. Кто такой Челкаш? Челкаш — это литературный персонаж, придуманный писателем Антоном Чеховым. Он впервые появляется в рассказе «Челкаш», опубликованном в 1885 году.
Кто такие люди дна? "Челкаш"
Поэтому между ними произошла ссора: Челкаш не выдержал такого издевательства над его (Челкаша) мировоззрением. персонаж из пьесы М. Горького "На дне", представляющий собой жулика и хитреца. Гаврила ставит себя уже выше Челкаша, в отличие от того, что было в начале их знакомства, он думает: «Кто, мол, его хватится?