Новости кто такие отходники

Главная» Вопросы и ответы» Кто такие отходники.

Отходники это крестьяне вынужденные уходить на заработки из родных мест

Отходничество в россии - фотоподборка отх`одник, -а Словарь русского языка Лопатина отходник отходник м. устар.
Кто такие отходники? Сколько их? Отходники не существуют и для социологической науки: мы не знаем, кто они, какую жизнь ведут, что едят, чем дышат и о чём мечтают.
Термин "отходники" что значит? Значение крестьян-отходников для государства было огромно.

Кто в СССР работал за 65 рублей, а зарабатывал 1000? Вспоминаем, кто такие шабашники

К примеру, после законодательных нововведений в 1901 году в Любимский район Ярославской губернии из 12715 человек отходников в деревню вернулось лишь 849 крестьян. Расслоение общества в среде отходников Экономический подъем Российского государства во второй половине XIX века запустил процесс имущественного расслоения всех социальных слоев населения. Наиболее богатые отходники — это собственники недвижимости, гостиниц и ресторанов, магазинов и оптовых складов. Наконец, около четверти от общего числа данной категории населения составляли наемные работники с земельными наделами. Такие крестьяне совмещали сезонные заработки с обработкой собственных земельных участков. Новая жизнь Вести о возможном заработке приносили в деревню отходники. Это событие являлось значимым в жизни каждого села. Возвращаясь в родную деревню из далеких городов, крестьяне-отходники меняли и свою жизнь, и жизнь своей семьи. Уклад сельской жизни менялся, устройство собственного дома было более современным.

Влияние города ломало привычные устои села. В отличие от остальных крестьян отходник — это практически непьющий мастер и умелец, прекрасно владеющий своим мастерством. В свой дом отходники везли из больших городов удивительные предметы быта и даже роскоши — керосиновые лампы, самовары, мебель, модную одежду, граммофоны. Все это ассоциировалось у местных крестьян с беззаботной городской жизнью.

Предпосылки отходничества в XIX веке Во второй половине XIX века была проведена крестьянская реформа, согласно которой крестьяне получали личную свободу. Но земля, на которой они работали, по-прежнему оставалась во владении помещиков. Увеличилась доля безземельных крестьян, которые уже не могли прокормить ни себя, ни свои семьи. С другой стороны, рост капиталистических отношений давал толчок для развития промышленности, которая традиционна была сконцентрирована в крупных городах России. Таким образом, единственной возможность заработка оставался город. Попытки ограничить отходничество К середине XIX века отходниками называли огромное число крестьян, выбравших городской образ жизни. В некоторых губерниях количество людей, предпочитавших отходничество, достигла четверти взрослого мужского населения. Уменьшение числа крестьян, обрабатывающих землю, вынудило правительство принять ограничения. Для того чтобы получить внутренней документ, разрешающий передвижение по стране, крестьянин должен был состоять в сельской общине, право отхода с земли откупалось у помещика уплатой оброка. Но контролирующие меры принесли лишь частичный результат. К примеру, после законодательных нововведений в 1901 году в Любимский район Ярославской губернии из 12715 человек отходников в деревню вернулось лишь 849 крестьян. Расслоение общества в среде отходников Экономический подъем Российского государства во второй половине XIX века запустил процесс имущественного расслоения всех социальных слоев населения. Наиболее богатые отходники — это собственники недвижимости, гостиниц и ресторанов, магазинов и оптовых складов.

Про отходничество и от-ходников не ведают не только простые люди, не ведают про них ни власть, ни уче-ные. А между тем это массовый феномен. По самым приблизительным и скромным прикидкам из примерно 50 миллионов российских семей не менее 10—15, а может, и все 20 миллионов семей живут за счет отходничества одного или обоих взрослых членов. Иными словами, немалая доля ВВП страны обеспечивается отходниками, но не учитывается статистикой и не может быть учтена, потому что отходники как субъект рынка для экономической науки не существуют. А для власти они не существуют и как объект социальной политики. Отходни-ки находятся вне политики: как объект управления они не существуют не только для органов государственной власти, но и для местной власти, которая не знает про них ничего. А ведь они и есть те самые жители, ради которых муниципаль-ная власть претворяет в жизнь одну из тех трех общеизвестных и достойных наук управления, о коих некогда писал чиновник М. Салтыков [3]. Отходники не существуют и для социологической науки: мы не знаем, кто они, какую жизнь ведут, что едят, чем дышат и о чем мечтают. Не знаем, что со-бой представляют семьи отходников, как протекает социализация детей в них, чем они отличаются от семей соседей-неотходников. Что же это такое — новое отходничество в России? Почему вдруг — как бы с чистого листа — оно возродилось в современной России? Повторно, как новый массовый феномен социально-экономической жизни, отходничество возникло в середине 90-х годов XX века. В начале 1990-х годов в качестве ответа на экономический беспорядок в стране начали быстро «стано-виться уклады» — новые модели жизнеобеспечения населения, принужденного к самостоятельному поиску средств выживания. Помимо создания новых моделей таких как «челноки», впрочем, вполне родственных «мешочникам» 20-х годов , «вспоминались» и реанимировались давно забытые, первыми из которых стали возврат к натуральному хозяйству и возрождение отхожих промыслов. В начале 90-х годов я специально озадачился вопросом выявления и описания разнообраз-ных моделей жизнеобеспечения, к которым принуждено было обратиться населе-ние страны с началом «шоковой терапии» экономики. К моему тогдашнему удив-лению, в новых обстоятельствах провинциальное население в массовом порядке стало обращаться не к современным моделям экономического поведения таким как «челноки» или «постановка на безработицу» — не ради мизерного пособия, а исключительно с целью сохранения трудового стажа ради будущей пенсии , а к моделям давно исчезнувшим, забытым, «архаическим». Таковыми и оказались, с одной стороны, натуральное хозяйствование, массовое для целых сел и городов [4] , с другой стороны — возрождение отхожих промыслов как модель жизнеобеспече-ния, дополнительная к натуральному производству [5]. Причем началось это новое отходничество не из своего исторического центра, из нечерноземных областей, а с окраин, из бывших союзных республик, в центр. Лишь спустя какое-то время это центростремительное движение захватило и ближние к нему области, когда-то бывшие главными районами отхода [6]. Может быть, поэтому в отхожие промыслы ныне вовлечено население не только областей традиционного «старого отходни-чества», но и почти всех постсоветских республик, а также восточных сибирских территорий России, чего ранее не бывало. Отходничество — явление, широко распространенное в крестьянской среде имперской России XVIII, XIX и первой трети XX века, — имело характерные при-знаки, позволяющие классифицировать его как особую форму трудовой мигра-ции населения. Под отходничеством понимались сезонные возвратные перемещения крестьян, преимущественно мужчин, из мест постоянного их проживания и хозяйствования в другие населенные пункты и губернии с целью поиска допол-нительных заработков путем разнообразных промыслов кустарных ремесел или найма, предложения своих услуг на стороне. Отходничество было очень масштаб-ным явлением. К концу XIX века от половины до трех четвертей всего мужского крестьянского населения нечерноземных центральных и северных губерний каж-дый сезон обычно зимой отправлялось на заработки в соседние и дальние райо-ны, губернии, добираясь до самых окраин империи [7]. Отходничество как модель экономического поведения может сложиться лишь при наличии двух обязательных условий: в качестве предпосылки выступает от-носительное или полное закрепление человека и его семьи на земле, а в качестве движущей силы отходничества выступает невозможность прокорма на месте, за-ставляющая искать сторонние источники средств к существованию. Невозможно было прокормиться на плотно заселенных уже к XVIII веку бедных нечернозем-ных территориях в центральной и северной России. Однако население, пожиз-ненно прикрепленное к земле государством, общиной или помещиком, не мог-ло без веской причины покидать места своего проживания. Предположительно государство само дало первый сильный толчок населению к развитию отхожих промыслов, определенно существовавших и в XVI—XVII веках, массовым прину-дительным перемещением крестьян в начале XVIII века на петровские «великие стройки» Санкт-Петербург и многие другие новые города и на великие войны рекрутский набор [8]. Сельская община также с большей легкостью начинает от-пускать на промыслы в города отдельных своих умельцев для денежных заработков, что позволяет ей легче платить государевы налоги. Помещики уже к началу XIX века, осознавая, что оброк выгоднее барщины, с каждым годом отпускают на промыслы все большее число крепостных, более того, способствуют их обучению ремеслам. Так постепенно развивается отходничество, захватывая центральные и северные губернии Российской империи. С середины XIX века начинается еще более бурное развитие отходничества, сначала стимулированное разрешением по-мещикам заклада имений, затем освобождением 1861 года [9] , а к 1890-м годам — промышленным бумом [10] , а также перенаселенностью. Последняя в немалой мере имела место по причине агрокультурной неразвитости, обусловленной сопротив-лением новшествам со стороны крестьянской общины и незаинтересованностью самого крестьянина в повышении плодородия земли в условиях непрерывных земельных переделов [11]. К 10 — 20-м годам XX века отходничество достигло пика своего развития [12] , в немалой степени стимулированное кооперативным движени-ем в провинции, которое имело гигантские темпы и приняло в России 20-х годов выдающиеся масштабы. Но затем довольно скоро отходничество вовсе сошло на нет вследствие начала индустриализации и коллективизации. Оба эти взаимос-вязанных процесса социально-экономического развития страны не предполага-ли никаких свободных инициативных форм трудового поведения, а ведь именно в этом и состоит суть отходничества. Каковы же его важнейшие признаки? Во-первых, это временный, сезонный, характер отъезда отхода человека из места его постоянного проживания с обязательным возвратом домой. Отходник, почти всегда мужчина, уходил в промысел после окончания полевых работ, осе-нью или зимой, и возвращался к началу весенних работ. Семья отходника, его жена, дети, родители, оставались дома и управлялись с немалым крестьянским хозяйством, где отходник по-прежнему исполнял роль хозяина и распорядителя дел [13]. Впрочем, немало отходников обычно из трудоизбыточных центральных губерний [14] работали и в летний сезон, нанимаясь в грузчики, бурлаки или по-денщики. Однако это были преимущественно молодые бессемейные и безземель-ные мужчины-бобыли, которых ни сельские работы, ни семья не держали, хотя и контролировала община, платившая за них налоги. Точно такой же сезонный характер отъезда от семьи почти всегда отходника-мужчины мы видим и сегодня. Во-вторых, это вынужденность отхода, поскольку природные условия не позволяли на месте обеспечить крестьянскую семью продовольствием в необ-ходимых объемах и произвести добавочный продукт на продажу, чтобы иметь деньги. Потому отходничество было наиболее распространено в нечернозем-ных губерниях средней полосы и севера Европейской России. В черноземных губерниях, на юге и за Уралом оно практически не встречалось, за исключением указанного выше особого, но широко распространенного к середине XIX века на Русской равнине случая, когда плотность населения превышала «емкость угодий». Даже в пределах одной губернии интенсивность отхода могла сильно различаться от уезда к уезду сообразно плодородию почв [15]. Вынужденность со-временного отходничества в провинции обусловлена отсутствием или низким качеством рабочих мест — по сути той же нехваткой на месте необходимых для жизни ресурсов. Третьим отличительным признаком отходничества был его наемный и про-мышленный характер. Получение дополнительного заработка на стороне обеспе-чивалось путем промыслов — изготовления и продажи продукции разнообраз-ных ремесел, от валяния валенок и шитья шуб до сплава леса и изготовления срубов домов, а также наймом на разнообразные работы в городах сторожа и дворники, домашняя прислуга или в богатых промышленных и южных сель-скохозяйственных районах бурлаки, грузчики, поденщики и проч. Нынеш-ние отходники — также нередко производители продукции тех же срубов или услуг извоз, в том числе таксисты и дальнобойщики на собственных транс-портных средствах , непосредственно предлагающие их на рынке. Но сейчас гораздо больше среди них работников наемных, часто выполняющих неквали-фицированные виды работ охранники, вахтеры, сторожа, дворники, уборщи-ки и т. В-четвертых, наконец, важнейшим признаком отходничества являлся его инициативный и самодеятельный характер. Каждый человек, «выправив паспорт» или «получивши билет» [16] , мог покинуть место проживания на срок до года и пред-лагать услуги на рынке сообразно своим профессиональным умениям, нанимаясь на работы или предлагая продукцию своих кустарных промыслов. Отходники нередко отправлялись на промыслы семейными артелями из нескольких человек, обычно братьев или отцов со взрослыми детьми. Артели эти были узкопрофес-сиональными, представлявшими одну отдельную «профессию» или вид деятель-ности, как, например, «каталы», валявшие валенки, шорники, шившие шубы или офени, российские самодеятельные «коммивояжеры», торгующие вразнос икона-ми, книгами и другой «интеллектуальной» продукцией [17]. Совокупность перечисленных признаков отходничества позволяет выделять этот вид трудовой миграции в особую форму, существенно отличающуюся от дру-гих способов перемещений на рынке труда. И именно в силу этих специфических особенностей отходничество не могло существовать в советское время. Невозмож-на была не только массовая самозанятость населения, но и массовые же сезонные перемещения людей по стране. Кустарный же характер промыслов уступил место индустриальному производству «товаров народного потребления», что уничтожи-ло саму почву для отходничества. Формы трудовой миграции, возможные в совет-ские годы, такие как, например, вахта и оргнабор «вербовка» и «вербованные» , распределение после института и свободное поселение после отсидки в лагерях и зонах «химия» , а также экзотические формы, такие как «шабашка» и «бичевание», не имели указанных выше признаков отходничества и не могли быть постав-лены хоть в какую-то логическую связь с такой формой трудовой миграции. Напротив, в годы системного кризиса, когда экономика страны слишком бы-стро «перестраивалась» под «новые экономические уклады», стали развиваться и новые формы трудовой миграции. Произошла реновация отходничества как одной из самых эффективных, а теперь и самой массовой модели жизнеобеспе-чения. Условием же такого возрождения отходничества выступила новая форма «закрепощения» населения — теперь это «квартирная крепость», отсутствие мас-сового арендного жилья и доступной ипотеки, препятствующие семьям менять место жительства [18]. Считаю, что без этой формы «крепости» не возникло бы и со-временное отходничество. Что оно собой представляет? Представим абрис фено-мена, основываясь на результатах наших полевых исследований отходничества в 2009—2012 годах. Наши основные полевые исследования проводились в 2011 и 2012 годах при финансовой поддержке благотворительного фонда «Хамовники». Но эпизодиче-ские исследования отходничества велись нами и в 2009—2010 годах. Таким обра-зом, в течение четырех последних лет группа молодых исследователей под моим руководством осуществляла систематический сбор материалов, имеющих отно-шение к современному отходничеству. Одновременно со сбором материалов от-рабатывалась и методология исследования отходничества. В силу особенностей объекта мы не могли с пользой для дела применить рутинные социологические методики, основывающиеся на формальных анкетных опросах и количественных методах описания явления. Акцент был сделан на качественных методах, на прове-дении наблюдений непосредственно в малых городах, где проживают отходники, и на интервью с ними, с членами их семей и соседями. Многие дополнительные материалы, как то статистические и отчетные данные местных властей, архивные источники, имели второстепенное значение. Приводимые ниже общие сведения о нынешнем российском отходничестве и об отходниках базируются именно на интервью и непосредственных наблюдениях в двух десятках малых городов евро-пейской части России и некоторых сибирских районах [19]. Развитие современного отходничества, несмотря на непродолжительный срок — менее двадцати лет, — уже, по моему мнению, прошло два этапа. Первый характеризовал собственно возникновение и нарастание массового отхода в ма-лых городах европейской части страны, второй этап — перемещение источников отхода на восток страны и «вглубь района», из малого города в деревни. Важнейшей особенностью первого этапа было быстрое возобновление вос-становление отходничества в малых городах преимущественно в тех же областях, что и в имперские времена.

Херсонское губернское земство учреждает с 1893 года каждое лето в разных местностях губернии «лечебно-продовольственные пункты» в 1895 году — 17 в специальных помещениях или наёмных квартирах; руководителями дела являются участковые и санитарные врачи, в помощь которым приглашаются студенты-медики старших курсов и фельдшерицы. Назначение «пунктов» — быть дешёвыми столовыми и бесплатными амбулаториями. Обеды даются платные и бесплатные. За борщ с мясом или салом, кашу и 1 фунт чёрного хлеба взимается 6 коп. При регистрации рабочих всем, у кого замечались какие-либо болезненные явления, рекомендовалось посетить амбулаторию. Производились и поголовные медицинские осмотры, имевшие особую важность в отношении глазных заболеваний, особенно при трахоме. Всего за 3 года было выдано обедов почти 149 тыс. Вся организация стоила земству за три года около 14 тыс. Херсонской губ. Современное отходничество[ править править код ] В поздний советский [4] и постсоветский период исследователи стали фиксировать процессы внутренней трудовой миграции, сходные с дореволюционными и раннесоветскими. Эту новую форму трудовой миграции называют современным отходничеством. Феномен современного отходничества подробно описан исследовательским коллективом под руководством социолога Юрия Плюснина при поддержке фонда «Хамовники» [5]. Современный отходник ищет работу вне места постоянного проживания, работает длительное время для обеспечения высокого уровня жизни семьи и, как правило, не намерен переезжать ближе к месту работы. В отличие от маятниковой миграции отходничество предполагает длительный срок отсутствия дома, а в отличие от трансграничной трудовой миграции — регулярное возвращение домой для отдыха и ведения домашнего хозяйства [5]. Широкое распространение практик отходничества исследователи связывают с реакцией населения на экономические проблемы и падение уровня жизни [6]. Отходничество стало одной из новых экономических стратегий, принятых населением, наряду с « челночничеством », возвращением к натуральному хозяйству и пр. Отходничество практически отсутствовало с 1930-х и до 1960-х годов, в 1960-х оно стало возрождаться, но до распада СССР оставалось несопоставимым по масштабам с отходничеством историческим По оценкам исследователей НИУ ВШЭ и фонда «Хамовники» учредитель Александр Клячин , в современной России «не менее 10-15 млн… семей живут за счёт отходничества одного или обоих взрослых членов» [5] В особенности отходничество характерно для жителей небольших городов, сел и деревень, в которых после распада СССР возникла острая нехватка рабочих мест и резкое падение уровня заработной платы. Основными центрами притяжения отходников являются крупные города Москва, Санкт-Петербург , нефтяные и газовые месторождения, а также крупные стройки олимпийские объекты в Сочи, космодром «Восточный» , Крымский мост и т. В современном отходничестве задействованы как мужчины, так и женщины. Исследователи отмечают, что женское отходничество более распространено в центральных и южных регионах страны [10]. Основные направления отхода определяют и структуру занятости в отходе. В крупных городах требуются охранники, водители, строители сварщики, газорезчики, каменщики, бетонщики, экскаваторщики, отделочники. Женские специальности: официантки, повара, посудомойки, продавцы, гувернантки, няни, сиделки. На Севере востребованы специалисты по нефте- и газодобыче бурильщики, специалисты по обслуживанию нефтепроводов , золотодобытчики, строители сварщики, газорезчики, экскаваторщики, крановщики , водители. Наличие большого количества отходников в том или ином населённом пункте формирует сопутствующие промыслы, например, продажу «корочек» о прохождении соответствующих курсов с присвоением разряда слесарь 4 разряда, газорезчик 2 разряда и т. Срок отхода может варьироваться от одной-двух недель например, в охране до нескольких месяцев например, в строительстве или на нефтегазовых месторождениях.

Отходники XXI века: чем живут и как зарабатывают москвичи, которые трудятся вдали от дома

Физически бывает тяжело, но моральное удовлетворение от того, чем ты занимаешься, перебивает эту усталость. Поиски психологического комфорта Но что значит лучший уровень жизни? Мы ведь уже минимум два десятилетия «более лучше одеваемся», питаемся и даже отдыхаем. У всех есть электрический чайник, пылесос и стиральная машина. Даже автомобиль есть почти у каждой семьи, и сегодня мы не толкаемся в очередях за фарфоровым сервизом, как наши бабушки, а ищем места, куда бы этот сервиз сбыть: «Да, и вот эту кофеварку и детский стульчик заберите, пожалуйста! С ответом мне попыталась помочь психотерапевт Елена Коняева. В числе ее клиентов — известные и обеспеченные люди, которых язык не повернется назвать нуждающимися. Однако до удовлетворенности жизнью им далеко. Он зафиксировал закономерность: с ростом личных доходов расходы на питание снижаются, расходы на одежду, жилище и коммунальные услуги меняются незначительно, а доля расходов на удовлетворение культурных и других нематериальных нужд заметно возрастает. Эта зависимость получила название «закон Энгеля». А это значит чувствовать себя хорошо.

А хорошо — это когда нет стрессов, тревоги, раздражения, недовольства, другими словами, чувствовать себя в своей тарелке. И вот за этой «тарелкой» сегодня выстраиваются очереди. За нее современный человек готов родину продать… Дауншифтинг по-московски Продать не продать, а чуть-чуть отдохнуть можно. В этом уверена бухгалтер Лариса Филимонова. Девушка устала от долгой дороги на работу, пробок, соседей, соли на зимних тротуарах, очередей на летние веранды, толкучки в метро. А неожиданно свалившаяся на голову самоизоляция в 2020 году помогла ей осознать, что в столице ее, в общем-то, ничего не держит. Покупаю я все в основном через интернет — мне торговые центры с толпами не нужны. Ну и зачем мне Москва, когда я могу жить где угодно и зарабатывать на разнице в уровне жизни? Схема заработка выглядит следующим образом. Девушка сдает свою двушку в Зюзине за 45 тысяч рублей и перебирается вместе сыном в Ярославль — один из самых красивых и благополучных городов Центрального федерального округа.

Там она снимает в благоустроенном районе квартиру за 12—15 тысяч рублей, а разницу — откладывает. Продукты и проезд в Ярославле тоже дешевле, а значит, экономить можно не только на разнице цен на квартиры. И жизнь спокойнее: нет суеты московской, мигрантов меньше. Я не переживаю за Темку, когда он один во дворе гуляет. В Москве я его не отпустила бы! Сейчас у Ларисы получается откладывать порядка 50 тысяч рублей, которые через три года превратятся в первый взнос на квартиру Темке. В Москве, естественно.

Оборудование для российских заводов и фабрик в основном было импортного производства, основными транспортными магистралями служили моря, реки, проверенные торговые дороги, поэтому крупные предприятия возникали поначалу лишь в больших городах. Работа отходников была сезонной и регламентировалась внутренними документами — паспортами. Обычно такой паспорт давался крестьянину на год, но существовали и другие удостоверения, срок действия которых был более коротким. Обычно ранней весной отходник уходил в город. Добираться приходилось за многие тысячи километров, зачастую весь путь отходник проходил пешком. По дороге этим крестьянам часто приходилась просить милостыню. В городе крестьянин-отходник нанимался работником в частный дом, на предприятие или же выполнял разовые работы за единовременную оплату. Предпосылки отходничества в XIX веке Во второй половине XIX века была проведена крестьянская реформа, согласно которой крестьяне получали личную свободу. Но земля, на которой они работали, по-прежнему оставалась во владении помещиков. Увеличилась доля безземельных крестьян, которые уже не могли прокормить ни себя, ни свои семьи. С другой стороны, рост капиталистических отношений давал толчок для развития промышленности, которая традиционна была сконцентрирована в крупных городах России. Таким образом, единственной возможность заработка оставался город.

Там живут самопостриженцы, которые сами постригли себя в монахи, и противленцы, или неповиновенцы, отказавшиеся от паспортов, пенсий и пособий. По оценкам районной администрации, их около 350—400 человек, это большая доля от местного населения. Отходники, мануфактурщики, гаражники Артемий Позаненко: Другие наши проекты с фондом «Хамовники» посвящены отходничеству. Отходники — это временные трудовые мигранты, которые, как правило, живут в селах и малых городах, а работают в Москве, на Севере на нефте- и газодобыче или на югах например, на олимпийских стройках, где требуется рабочая сила. У них нет возможности возвращаться домой ежедневно, и они трудятся две недели через две или месяц через месяц. Юрий Плюснин: В результате наших многочисленных исследований проявились три группы людей, я предлагаю такую формулировку — промышляющих для жизнеобеспечения. Первая группа — это как раз отходники. Есть сельская местность, малые города и села, где в советское время были градообразующие предприятия сыромолочные заводы, ткацкие фабрики , которые затем исчезли. Потом пропали колхозы и совхозы, и местные жители, в отличие от обитателей мегаполисов, должны были искать пропитание. Тогда люди вспомнили, что их деды и прадеды были отходниками, и сами ушли в отход. Народ им пользуется, а чиновники нет. Когда мы с Артемием Позаненко, Натальей Жидкевич, Яной Заусаевой и другими учеными начали исследование отходников, их было 10—15 миллионов, потом их стало около 20 миллионов. Сейчас их намного больше, потому что в отход пошла Сибирь, раньше для нее это было нехарактерно. Сейчас в каждом селе и почти в каждой деревне до половины взрослого населения, в том числе женщины, в отходе — ездят на работу в промышленные города. В позапрошлом году наш мэр сказал, что в Москве шесть с половиной миллионов трудоспособного населения, но он забыл, что есть еще шесть миллионов отходников. Мы их не видим, в отличие, например, от выходцев из Средней Азии, которые немного отличаются от нас социокультурными особенностями поведения. А мордовских мужиков мы не отличаем, хотя «вся Мордовия охраняет Москву». При этом мало кто из отходников хочет переехать сюда насовсем. У них дома качество жизни лучше, чем в нашей все же довольно грязной столице. Кроме отходников, есть другая группа самодеятельных людей, которых мы нечаянно обнаружили. Это люди, работающие на рассеянных мануфактурах. Они существуют только в малых городах, потому что там есть какие-то уникальные ресурсы, на которых в советское время было создано предприятие. Когда оно исчезло, население либо ушло в отход, либо стало выживать за счет кооперации для производства массовой продукции, на которую есть потребность: пуховых платков, носков, трусов, шапок и т. Например, в Ростове Великом есть рассеянная мануфактура ростовская финифть , и главный заказчик — РПЦ. В некоторых городах на рассеянных мануфактурах работает практически все трудоспособное население. Третья категория — это гаражники, люди, которые в больших городах в гаражах создают все, вплоть до деталей космических кораблей. Это тоже самозанятость, которую не может контролировать государство. Все эти люди — гигантская часть населения России. В фонде мы пытаемся их описать.

Такой же вопрос задавал секретарь сельсовета из Татарской республики, у которого жена продолжала работать в колхозе. Колхоз не хотел давать справку, но вмешался секретарь райкома, по-видимому, потому, что на сахарозаводе не хватало рабочих, и эти двое получили и справки, и паспорта. По мнению автора письма, вся история с сахарозаводом были ими затеяна «из-за паспортов и справок», чтобы обрести свободу передвижения54. Отношения между колхозом и его ушедшими на заработки членами чаще всего нельзя было назвать сердечными. Часто исключенных отходников, после их успешных жалоб в район, приходилось восстанавливать. В общем и целом отнюдь не власти, а сами колхозы стремились держать в узде и контролировать своих уходящих на заработки членов. Управление Колхоза говорит, дайте 12 рублей, дадим плотников, вербовщик начинает торговаться, и тогда колхоз просит 7 рублей в день, а когда вербовщик указывает на договор, он совершенно уезжает без людей». Но как же тогда множество случаев отъезда без всяких справок? Главный вопрос заключался в том, есть ли у колхоза право воспользоваться единственной доступной ему санкцией — исключением. Как постановил по одному такому делу заведующий Переслав-ским райзо в 1938 г. Жалоба, написанная в 1939 г. Вот пример: «Колхозник нашего колхоза Харламов Г. Общее собрание разрешило временно Харламову уйти на посторонние заработки до 1 мая 1938 г. Но Харламов после этого не вернулся в колхоз работать и забрал даже свою жену для работы на льнозаводе. Такая же практика имеет место и в других колхозах. Поэтому по книге учета членов колхоза и их семей числится колхозников очень много, а фактически работает очень мало».

Что такое отходник в истории

Отходничество — Википедия с видео // WIKI 2 Отходники — сезонные работники (преимущественно крестьяне), приходившие на заработки в Санкт-Петербург, из-за чего в народе назывались «питерщиками».
Крестьяне-отходники — это определение, история и интересные факты Отходники при Петре I играли неоднозначную роль в истории России. отходник мог быть временным наемным рабочим на фабрике или батраком.
Отходники и другие наемные работники — Студопедия Отходники, в России 18—19 вв. селяне, уходившие на заработки в районы с относительно высоким уровнем развития пром-сти и с. х-ва.

ОТХО́ДНИЧЕСТВО

Крестьян которые в целях заработка уходили на время или сезон называли «отходниками». Вышеуказанный вид заработка являлся значительным источником дохода крестьян. Отходники появились в городе в начале XVIII века, участвовали в его строительстве. Неземледельческий отход составлял более половины общего числа крестьян-отходников. Хотя для большинства отходников их образ жизни является вынужденным, но среди опрошенных немало было и тех, кто предпочел бы отходные промыслы, даже будь у него возможность сравнительно неплохо заработать и дома. ОТХОДНИК, отходника, муж. 1. Крестьянин, уходящий на сезонные работы в город.

Отходники это крестьяне вынужденные уходить на заработки из родных мест

Отходники XXI века: чем живут и как зарабатывают москвичи, которые трудятся вдали от дома это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места.
Отходники XXI века: чем живут и как зарабатывают москвичи, которые трудятся вдали от дома Отходники при Петре I играли неоднозначную роль в истории России. отходник мог быть временным наемным рабочим на фабрике или батраком.
Кто такие крестьяне отходники. Кустарные и отхожие промыслы крестьян Отходники, в России 18—19 вв. селяне, уходившие на заработки в районы с относительно высоким уровнем развития пром-сти и с. х-ва.
ОТХОДНИЧЕСТВО • Большая российская энциклопедия - электронная версия Но большинство отходников оставляло семью и хозяйство лишь на ту часть года, когда нет полевых работ.
Термин "отходники" что значит? Неземледельческий отход составлял более половины общего числа крестьян-отходников.

Отходники современной России

Однако значительная часть отходников работала в сельском хозяйстве, нанимаясь в качестве батраков. Однако значительная часть отходников работала в сельском хозяйстве, нанимаясь в качестве батраков. Ответ на вопрос здесь, Количество ответов:2: Кто были такие отходники? Неземледельческий отход составлял более половины общего числа крестьян-отходников. это специфическая фигура в истории, которая часто играет важную роль в политических и социальных процессах.

Чем может быть интересна крестьянская родословная: отходничество

Итак, мы рассмотрели, кто такие отходники в истории. Итак, мы рассмотрели, кто такие отходники в истории. Значение слова отходник в словарях Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова., Толковый словарь русского языка. В этой настоящей жизни одни отходники пребывают недолго, а основное время своей активной жизни они проводят в отходе, но немало и таких, кто распределяет время в отходе и дома поровну. отх`одник, -а Словарь русского языка Лопатина отходник отходник м. устар.

Отходники: жизнь вне государства

Второй расцвет неформальной занятости случился после войны опять восстановление страны. Вместо спада пошло развитие: в 1965 году только в Российской Федерации были уже десятки тысяч сезонных рабочих — по сути, шабашников. В 1970-х число шабашников возросло многократно, в основном не в городах, а в сельскохозяйственном строительстве в районах Крайнего Севера и Сибири. В некоторых регионах России и Казахстана они строили порядка половины всех объектов, а кое-где, особенно на Севере, их было большинство. Цифры неточные, потому что система таких не вполне государственных заработков замалчивалась. Да и государственная регистрация таких сделок велась весьма вольно.

В отчеты вместе с шабашниками попадали также студенческие стройотряды и другие подобные, но поддерживаемые государством бригады. Кем были шабашники? Шабашником мог быть кто угодно, но практически всегда это был не местный житель: коровники в Саратовской области строили кавказцы, лес в Западной Сибири валили западные украинцы, стройкой в Подмосковье занимались младшие научные сотрудники столичных НИИ. Чаще всего шабашили народы Кавказа, Закавказья, Украины, особенно Западной о причинах чуть ниже. Из Беларуси на заработки тоже ездили до последних советских лет.

Шабашило множество работников умственного труда. Преподаватели тоже жаловались на зарплаты, зато имели длинный отпуск. Всегда было много шабашников с поражением в правах формально и неформально , например бывших заключенных и вообще неугодных советской власти — их на другие работы просто не брали. А в чем причина? Причины иногда называли даже с высоких трибун, иногда передавали на уровне слухов.

Причина первая — избыток трудовых ресурсов в некоторых регионах. Например, по официальным данным, число жителей Чечено-Ингушетии с 1958 по 1976 год увеличилось почти вдвое — с 710,4 тыс. Но число рабочих мест росло гораздо медленнее. В Грузии один из председателей райисполкома официально заявлял, что в его районе работа есть только для женщин, мужчинам работать негде. В 1966 году секретари Закарпатского и Чечено-Ингушского обкомов говорили: «Мы за то, чтобы часть колхозников занимались отходничеством, без него пока не обойтись».

Практически то же было в Армении и Грузии. Еще говорили, но тихо и без лишних свидетелей, что советская власть желала, чтобы население наименее советских регионов не жило компактно, а уезжало в поисках работы и растворялось в общесоюзной массе. Потому, например, в областях Западной Украины крупные предприятия строили медленнее, чем могли бы. С другой стороны, главной причиной можно назвать особенности социалистического планового производства. Например, в строительстве все структуры были централизованы, но громоздки и негибки.

Быстро предоставить каждому нуждающемуся колхозу строительную бригаду они не могли.

Словарь рассчитан на читателей практически всех возрастов. Крестьянин, уходящий на отхожий промысел. О словаре Словарь С. Ожегова — лингвистический толковый словарь русского языка, который является самым первым из появившихся в России тогда — в Советском Союзе после Октябрьской революции. Составление словаря началось в тридцатых годах прошлого века и было доведено до финала в 1949 году, однако впоследствии словарь несколько раз дополнялся и перерабатывался самим его создателем.

Никто не мог оплатить свой проезд, и освобождать с боем взятые вагоны тоже никто не хотел.

Приходилось везти бесплатно. По поводу перемещения сезонных рабочих по железной дорогой в газетах даже открывались дискуссии. Имелась и такая точка зрения, что к отходникам не следует относиться как к обычным пассажирам. К артелям следует относиться как к такому грузу, который следует перевозить по специальных льготным тарифам, например, таким как хлеб или соль. Далее говорилось, что при нетребовательности, выносливости и терпении нашего рабочего люда, члены артелей будут чувствовать себя вполне комфортно если их перевозить по образцу воинских формирований в товарных вагонах. Железным дорогам весьма выгодны такие перевозки. Рабочая артель, как живой груз, являлась вторым хлебом для железных дорог.

Хлеб, как груз, затрудняет перевозку тем, что имеют место простои подвижного состава. Перевоз рабочего люда лишен данных недостатков. Никто никаких неустоек, ввиду задержки груза, платить не должен. Поступали также предложения использовать артельщиков как железнодорожных или пароходных рабочих и за счет возложения на них дополнительных обязанностей кроме пассажирских, удешевлять проезд. Форма трудовых договоров и цена выполняемых работ. С первых же дней освобождения от крепостной зависимости со стороны помещиков начали поступать жалобы на неисправное исполнение трудовых договоров крестьянами- подрядчиками. Характерными жалобами являлись, например, такие как уход с рабочих объектов до окончания выполнения работ.

Как правило, это случалось в страдную пору, когда мужику необходимо было находиться при своем дворе и выполнять неотложные работы по хозяйству. Часты жалобы на пьянство, нечестность. Документ предусмотрел два вида договоров о найме на работы: в письменной и устной формах. При этом лишь типовые формы письменных договоров подробно регламентировали условия и порядок работы. Форма договора оставалась на усмотрение сторон. Никто не вправе был ничего навязывать друг другу. Во времена советской власти господствовала точка зрения, что труженик-крестьянин в царской России всегда являлся жертвой произвола нанимателя.

Между тем это было далеко не так. Иногда жертвой мог стать и наниматель. Глава IV «О найме по договорным листам», заключавшая в себе ст. К слову, договоры в письменной форме ввиду их громоздкости, практически не заключались. Не только записанные в самый договорный лист условия должны были ст. Данная процедура отнимала очень много времени, особенно когда шел массовый наем рабочих. В источниках тех времен отмечалось, что «пришлые рабочие не охотно нанимаются по письменным условиям и только в сравнительно редких случаях соглашаются на заключение формальных договоров, которые все-таки толкуют по своему, наученные горьким опытом, как обходит свой же волостной юрист, а хозяин притесняет штрафами и неустойками; при возможности избежать заключения формальных договоров рабочие всегда их избегают.

Приходилось наблюдать, что даже грамотные рабочие отказывались — за неграмотности — подписывать условия, смысл которых все-таки темен для них». В силу названных причин большинство договоров заключалось в устной форме. Этим самым стороны лишались использовать в споре письменные доказательства. Для рассмотрения споров в суде приходилось отвлекать работников с полей с целью получить необходимые показания. При этом ценность устных показаний была гораздо ниже письменных. Рабочему легче было просто расторгнуть договор и уйти к другому нанимателю, тоже самое и работодателю. Рабочие иногда злоупотребляли своим положением.

В источниках описывается случай когда вскоре после найма на работу, получив рубля 2-3 денег рабочие приходили в контору и заявляли о потере рабочих книжек. Им выдавали новые в которые записывали их заработки. И вот после окончания работ группа рабочих предъявляла иски в суд об отказе оплаты их труда. При этом предъявлялись первые, припрятанные рабочие книжки. Русский крестьянин сер — да черта съел. Помещики не удовлетворялись добровольным характером использования рабочих книжек. С их стороны стали поступать настоятельные требования сделать трудовые книжки обязательными при найме на работу.

Но поскольку в обществе царила эйфория связанная со всеобщим раскрепощением, то такие предложения встречались как реакционные и не отвечавшие духу свободы и равенства. Воспитанные, возмужавшие, а некоторые, уже состарившиеся при условиях, созданных не ими, Они теперь ожидают и молят, чтобы им сочинили новые отношения. Все же при вольном-экономическом союзе была образована комиссия которая также пришла к выводу о необходимости введения рабочих книжек. Предложения о их введении поступили в правительство. Если сравнивать положение пролетариата не имевшего во владении никакой собственности, а лишь свои рабочие руки, то крестьянин выгодно выделялся тем, что имел хозяйство, более или менее стабильный источник доходов, диктовать, следовательно, ему волю со стороны помещика не было простым делом. Энгельгардт об отходнических промыслах. Ну, что бы делали историки Смоленщины, если бы здесь не жил замечательный и наблюдательный человек — помещик А.

Ни одна сфера деревенской жизни не ускользнула от его внимания. Его «Письма из деревни» готовый историко-исследовательский материал, который не нуждается ни в пояснениях, ни доработках - это законченная энциклопедия сельской жизни. В эту осень граборы работали у меня поденно и занималась чисткой лужков, заросших лозняком. Граборы сидели у огонька и обедали. Я подсел к огоньку. Обед граборов состоял из вареного картофеля. Это меня удивило, потому что я слыхал, что граборы народ зажиточный, трудолюбивый, получающий обыкновенно высшую, почти двойную против обыкновенных сельских рабочих плату, и едят хорошо.

Вы, кажется, одну картошку едите? А мне говорили, что граборы хорошо едят. Мы хорошо едим, когда сдельно работаем, когда канавы роем, землю от куба возим, чистку от десятины снимаем. Щи с ветчиной едим, кашу. Прочную, значит, пищу едим густую. На картошке много ли сделаешь? Ветчина, каша ведь вкуснее.

Рядчик посмотрел на меня с недоумением. Его, видимо, удивило, как это я не понимаю такой простой вещи, и он стал мне пояснять. Вот если бы мы заработали сдельно - канавы рыли, землю возили, - это другое дело, тогда нам было бы выгоднее больше сделать, сработать на 75 копеек, на рубль в день, а этого на одной картошке не выработаешь. Тогда бы мы ели прочную пищу - сало, кашу. Известно, как поедаешь, так и поработаешь. Ешь картошку - на картошку сработаешь, ешь кашу - на кашу сработаешь. Отчего же?

Если такое будет ваше желание - можно, - усмехнулся рядчик. Работа огульная, сообща, счесть ее нельзя. Мы и теперь не сидим сложа руки, работаем положенное, залогу делаем, как по закону полагается. И тогда так же бы работали - ну, приналегли бы иногда, чтобы удовольствие вам сделать, особенно, если б вы ребятам водочки поднесли. Так ведь, ребята? Ребята, то есть граборы-артельщики, засмеялись... Работаем, да не так, как сдельно, все же каждый себя приберегает - не убиться же на работе, - меры тут нет, да и плата все равно поденно.

Харч работать не заставит, когда сам не наляжешь Харч, сам знаешь, только на баловство порет, а на работу нет... А из-за чего налегать-то, плата поденная, счесть работу нельзя, работаем сообща - я налягу, а другой нет. Счесть нельзя, вот что. Тут и сам себя приналечь не заставишь, да и как налечь, сколько? Разделил бы на нивки, чтобы каждый свою нивку гнал - нельзя, лужаечки все такие маленькие, тесные, неровные, куст разный. Вот если бы можно было от десятины чистить, на отряд, это другое дело. Мы и сами этих поденщин не любим, заработок плохой, работы настоящей нет, скучно.

То ли дело сдельная работа, - нам самим приятней. На сдельной работе вольней, хозяину до нас дела нет, что сработали, за то и платит, залогуем, когда хотим по своей воле... Тогда бы у нас харч в жир пошел, мы бы тогда у вас за осень во как отъелись, ребята ни одной бабе проходу не дали бы! Граборы засмеялись. При сдельной работе каждый на себя работает, каждый свою дольку канавы роет, каждый свою долю земли возит, каждый на себя старается, сколько сработает, столько и получает. Да и работа там мерная, хотим - на рубль в день выгоняем, хотим - на семь гривен, как согласие артели. И сдельно не всегда одинаково.

В весеннюю упряжку с начала весны работаем побольше, на рубль в день выгоняем, а к концу работаем полегче, гривен на восемь и того меньше - к покосу себя приберегаем. Нам, сами знаете, домашний покос дело самое важное, тут мы во всю силу работаем. Погони-ка всю весеннюю упряжку на земляной, денег заработаешь много, да косить-то потом дома как будешь? Все нужно с расчетом. На чугунке вон как гоняют на земляной, да что толку-то потом. Наши оттого на чугунку и не ходят. Я думал, он не умеет, не настоящий грабор, ан канавы сделал хорошо.

Только они разделившись. Фетис одиночка, жена, дети маленькие. В артель ему стать нельзя, далеко от дому отойти нельзя. Он и ходит в одиночку, отсеевшись. Найдет поблизости от дому работу - и славу богу. Дома у него в покос работы много, вот он и приберегает себя. Пробовали наши и на чугунку ходить.

Заработать там много можно, если бог здоровья даст, да что толку. В одно лето так собьешься, что потом в год не поправишься. Там, на чугунке, сибирная работа, сверхсильная, до кровавого пота - за непочтение к родителям такую работу делать. Там работают с загонщиками - гони за ним. А загонщиками-то подобраны молодцы, притешают их тоже. Ну, и убивается народ. Нет, наши граборы на чугунку не ходят - туда безрасчетный народ идет, за большими заработками гонятся, или от нужды, на задатки их тоже ловят.

И много их там пропадет, умрет, либо калекой вернется. Все, что я слышал от граборов теперь и впоследствии, когда обратил особенное внимание на этих замечательных рабочих, было для меня ново. Не знаю, как другие, но я, по крайней мере, никогда до того не слыхал и не читал о том, что иногда бывает, что не стоит хорошо есть. Не стоит хорошо есть, потому что работаем с поденщины. Значит, хорошо едят только тогда, когда это стоит, то есть только для того, чтобы хорошо работать? Нет работы, дешева работа, плата не зависит от количества работы, поденщина - и есть хорошо не стоит. Да, это так: когда глубокой осенью нет работы для лошадей, им овса не дают, весною, когда много работы, дают овес.

Это так. Харч хороший работать не заставит, если нет личной выгоды сработать более. Если нет выгоды более сработать, если работаешь не на себя, если не работаешь вольно, если работу сам учесть не можешь, то и не заставишь себя более сделать, - все будешь прилениваться, приберегать себя, в жир пойдешь, отъедаться станешь. Чтобы хорошо работать, каждый должен работать на себя. Поэтому-то в артели, если только есть возможность разделить работу, ее делят, и каждый работает свою дольку, каждый получает, сколько заработал. Отец с сыном, брат с братом при рытье канавы делят ее на участки и каждый отдельно гонит свой участок. Работая, можно приберегать себя, можно работать и на рубль, и на восемь гривен, и на полтину.

Даже следует приберегать, если предстоит другая, более выгодная работа. Всех денег не заберешь, работая сверх сил, только себя надсадишь и это на тебе же потом отзовется, тебе же в убыток будет... Так как черный ржаной хлеб составляет главную составную часть пищи, то хлеб должен быть крут, не вадок, не тестян, хорошо выпечен, из свежей муки. На хлеб рабочий обращает главное внимание. Хороший хлеб - первое дело, но одного только хлеба для полной работы мало. Затем, прочная пища должна состоять из щей с хорошей жирной солониной или соленой свининой ветчиной — только не копченой и гречневой каши с топленым маслом или салом. Если при этом есть стакан водки перед обедом и квас, чтобы запить эту прочную, крутую пищу, то пища будет образцовая, самая прочная, такая, при которой можно сделать maximum работы, вывезти наибольшее количество земли, нарезать наибольшее количество дров, выпилить наибольшее количество досок.

Тесно связанное с развитием рынка, ростом наемного труда, расширением сферы хозяйственной деятельности крестьян, отходничество с развитием капиталистических отношений превращается в могучий фактор, благоприятствующий процессу разложения крестьян на буржуазную верхушку и бедняков-пролетариев. В 1-й половине 18 века общий процент крестьян-отходников был незначителен. Во 2-й половине 18 века масса отходников резко возрастает. Наиболее сильно отход был развит в Центрально-промышленном районе. Так, в Московский губернии в конце 18 века ежегодно выдавалось около 50 тысяч паспортов, в Ярославской губернии - 74 тысяч т. В 1828 году отход государственных и помещичьих крестьян по 54 губерниям России был равен 575 тысяч число выданных паспортов. Свойственное большинству капиталистических стран отходничество становится характернейшей особенностью России в пореформенный период, когда оно делает резкий скачок в своем развитии.

Отходники: определение. Крестьяне-отходники - это...

Толковый словарь Ушакова 1. Крестьянин, уходящий на сезонные работы в город. Ассенизатор см. Крестьянин, уходящий на отхожий промысел.

Значительную часть заработка отходники отправляли родным в деревню, а скопив денег, возвращались к семье. Отходники имели региональную специализацию, сохранявшуюся до Первой мировой войны 1914—1918 гг. Так, отходники из Ярославской губернии занимались торговлей, строительством, огородничеством, работали в трактирах; отходники из Санкт-Петербургской губернии большей частью женщины нанимались в услужение, мужчины летом шли на строительные работы, зимой занимались извозом. С целью облегчения условий существования в чужом городе отходники создавали землячества.

Рыболовство Казаков. Каторжники в Сибири 19 век. Каторга в Сибири 18 век. Ссылка крестьян в Сибирь 19 век. Каторжники крестьяне 19 век. Крестьяне Тульской губернии 19 век. Российская Империя 19 век крестьяне.

Крестьяне 17 века в России. Крестьянин Бессарабская Губерния 19 век. Дмитриев крестьянин большие Пекселы. Крестьяне 19 20 века в России. Крестьяне Ярославской губернии 19 века. Артель Плотников 19 век. Бурлаки в СССР.

Женщины бурлаки. Советские люди. Бурлаки Артель. Чтение манифеста 1861 Александром вторым. Чтение манифеста 19 февраля 1861 года Кившенко. Сибирские каторжники 19 века. Крестьяне 20 века в Российской империи.

Вятка крестьяне 19 века. Крестьяне 19 века в Ставрополье. Отходничество в Российской империи. Дворцовые крестьяне 17 века. Черносошные крестьяне 17 век. Черносошные крестьяне в России 17 века. Ермила Гирин портрет.

Положение основных слоев общества во второй половине 19 века. Кто такие крестьяне отходники. Отходники при Петре 1 это. Галичанские крестьяне 19 век. Новосильский уезд Тульской губернии. Крестьяне Новосильский уезд. Крестьяне Тамбовской 1900.

Ярославская Губерния крестьяне 19-20 век. Переселенцы из Тамбовской губернии. Корзухин сбор недоимок картина. Крестьяне на заработках в городе. На заработки картина. На заработки в город картина. Крестьянин уходивший на заработки в город.

Отходники на Руси. Нижегородская ярмарка торговцы 19 век.

И еще там, где живешь, не хватает работы. Не прокормиться, не построиться, не выучиться. Это люди, которые решают сами за себя. Которые всегда в пути Все это - не в первый раз. Через 100 с лишним лет мы повторяем тех, кто был до нас, кто так же блуждал по российской земле. Жизнь кипела повсюду. Вот отчет губернатора за 1898 г.

Странствующий человек Разве это закрепленный народ? Разве в нем мало свободы и риска? Нет, за ним еще и достоинство, мечта, достаток. Вот свидетельство известного философа Александра Зиновьева: "Я родился в самой... Хотя земля там была неурожайной, хотя ее было немного, хотя хозяйство было довольно примитивным... Это являлось следствием его бедности... В наших краях было невозможно прокормиться за счет земледельческого труда и мужчины испокон веков уходили на заработки в города - в Москву, Кострому, Ярославль, Иванов, Вологду. Там они становились мастеровыми... Основная масса мужчин, работавших в городах, считала городскую жизнь лишь подспорьем в содержании семей, остававшихся в деревнях...

На старости мужчины навсегда возвращались в свои деревни... Когда в деревнях была самая напряженная пора, мужчины возвращались домой.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий