"Возвращения", "Елены" и "Левиафана" - считаю лучшим "Елену". Андрей Звягинцев в молодости / кадр из фильма «Ширли-мырли».
«Возвращение» Звягинцева включили в топ-50 лучших фильмов XXI века
В финальный топ-50 включили те фильмы, за которые на протяжении нескольких этапов отбора проголосовали все критики издания. Картине Андрея Зягинцева отдали 32 место. Кинопоиск 1. Эдвард Ян 2. Итан Коэн, Джоэл Коэн 3.
Только ребенок не от него. За сакраментальным признанием последует самая сюжетно напряженная часть фильма и трагическая развязка.
Уязвленный Алекс в шоке звонит Марку, от которого внутренне зависит, и просит о встрече. Они встречаются, Алекс просит совета: что делать? Марк бесстрастно, как всегда, но твердо отвечает: Алекс будет прав, что бы он ни сделал. Ни убить, ни простить смятенный Алекс не в силах. Он предлагает Вере самый банальный выход: избавиться от ребенка и жить дальше, как они и жили: мол, будь матерью детям, а я буду им отцом. На фоне семейного скандала детей — Еву и Кира — отправляют в гости к соседям.
Всемогущий Марк присылает врачей, они быстро делают свое дело и дают Алексу рекомендации по уходу за больной, когда та проснется. Но Вера не проснулась. Она ушла, приняв смертельную дозу снотворного, покорно отдавшись в руки абортмахерам и не попытавшись объясниться с мужем. Мы-то, в отличие от Алекса, понимаем, что Вера оговорила себя. Да только зачем? Из чистого мазохизма?
Душевная драма Веры открывается нам номинально — как данность. Нам остается просто поверить в нее, ни о чем не спрашивая. Ужас внезапной смерти молодой женщины усугубится эпизодами организованных Марком похорон, неприлично торопливых и убогих. Лиха беда начало. Буквально вслед за Верой умрет и Марк, сраженный инфарктом. Алекс снимет с себя заботы о похоронах брата, поручив их врачу и приятелю покойного.
Во всем этом навороте событий будет одна монтажная врезка, где прозвучит ответ на главный вопрос фильма, нависающий по мере развития действия, подобно дамоклову мечу. В устах Рублева великий библейский стих звучит, как его личный монолог, выстраданный собственным опытом. В «Изгнании» этот стих, пусть и обращенный к детям, трудно воспринять иначе, чем прямое обвинение и приговор тем, кто любви не имеет. А не имеет любви не только Алекс, но и Вера. Никто никого не любит в экранном чертоге красоты, не согретом, не одухотворенном любовью. Алекс — тот, похоже, просто не одарен Божьей благодатью любви.
По старым фотографиям, что показывает Вера соседке, мы угадываем фигуры Алекса, Марка и их отца. Детство они провели в этом так и не обжитом доме, где не чувствуется женской руки, без рано ушедшей матери, прошли школу сурового мужского воспитания. Мужской шовинизм пусть и не отыгрывается в фильме, но он присутствует, он обозначен в супермаскулинной фактуре обоих братьев, контрастирующей с хрупкой женственностью Веры. В финальном флэшбэке мы увидим, как страдающая от мужниной эмоциональной глухоты Вера приходила исповедоваться, но не к духовнику, а к другу семьи Роберту Дмитрий Ульянов. Выслушав Роберта уже за гробом Веры, Алекс устыдится своей ревности и, кажется, испытает чувство вины за гибель жены. Получается, Вера принесла себя в жертву, чтобы растопить каменную душу Алекса?
Елена Елена — женщина преклонного возраста из "простых" — на закате жизни удачно вышла замуж за Владимира — успешного бизнесмена на покое. Она отдает всю себя заботе о муже, заботе о семье своего сына от раннего брака — безработный Сережа проживает с женой и двумя детьми в "спальном районе". Дочь Владимира, Катерина — "богемная дива" — редко видится с отцом, но вовсе не брезгует его деньгами.
Курсирующая между двумя берегами — "кисельным" и "пивным" — между Остоженкой и Бирюлево — Елена в определенный момент должна сделать выбор: какой из берегов ее? Природная смекалка "простого человека" помогает ей решить эту дилемму невероятно банальным и вместе с тем изуверским способом, благодаря чему два берега одной реки, кажется, объединяются, становятся одной территорией — "выжженной землей". Человек, как и государство, устроен непросто.
Нередко то, что представляется в нем белым, оказывается черным, и наоборот. Создатель, указывая Иову на Левиафана, предлагает ему увидеть в этом мифическом существе не чудище, но чудо, и не бояться его, не пытаться его уничтожить в ужасе, а восхищаться им, видеть его красоту, и не роптать понапрасну. Суть нашей истории не в том, чтобы обелить одних и очернить других, — мы хотим рассказать о том, как они сосуществуют, сливаясь в одно Непостижимое Целое.
Может, это город-призрак, покинутый людьми? Но вот водитель авто паркует машину, звонит у двери и входит в дом следом за открывшим ему мужчиной. Из скупого диалога становится ясно, что брат примчал к брату за неотложной помощью: он ранен в предплечье и просит вынуть пулю из раны. Пуля извлечена. Что случилось за кадром, что заставило раненого гнать машину так, будто он уходит от преследователей, останется неизвестным. Брат ни о чем не спрашивает брата. Тревога не унимается, ее штопор закручивается глубже. Присутствие в кадре двух не первой молодости брутальных мужчин, будто опаленных темным огнем безблагодатности, — камертон дальнейшего фильмодействия, настраивающий нас — и не зря — на мрачный лад… Режиссер Андрей Звягинцев умело организует невроз в пространстве одного отдельно взятого фильма, в чем он преуспел уже в «Возвращении», своем венценосном дебюте. Пожалуй, это его ноу-хау, фирменный знак.
И камера Михаила Кричмана идеально работает в этом невротическом ключе, создавая не просто магическое, но смыслообразующее изображение, выводящее за пределы собственно изображения. Меланхолическая по настроению многослойная картинка «Изгнания», построенная на аффектах, легко вербализируется, в отличие от режиссерской стратегии, которая ускользает от словесной интерпретации, стараясь не обнаруживать себя. Звягинцеву это удается ценой нарушения баланса между визуальным и вербальным. Но, видимо, он идет на это сознательно: шлейф загадочности, недосказанности, непрозрачности самой истории, остающийся после фильма, — тот самый контрапункт, которого он добивается. На этом же бэкграунде возводилось «Возвращение», и все в конце концов сошлись на том, что загадочность придает фильму особый шарм, как тайна — женщине. Очевидно, Звягинцеву импонирует именно такого рода поэтический нарратив: чтобы начала и концы прятались в непознаваемой бесконечности. Тут не грех сослаться на самого Звягинцева, обронившего в одном интервью, что он не хочет «разговаривать на языке толпы». Подобное заявление снимает с него обязательства внятно «рассказать историю», чего ждет эта самая «толпа». Стало быть, элитарная публика, которой адресовано «Изгнание», должна быть готова сломать голову над тайнописью фильма, над разгадкой его неочевидных смыслов. Судя по названию, начало драмы, то есть завязка, отнесено в ветхозаветные времена.
Изгнание из рая когда случилось, а последствия человечеству суждено расхлебывать до конца своей истории — таков, видимо, исходный авторский посыл. Координаты вечности продиктовали хронотоп картины: всегда и везде. Причинно-следственные связи — начала и концы, библейский миф и реальность фильма — разнесены во времени и в пространстве на расстояние, которое лишь умозрительно можно охватить единым взором и переживанием. Однако режиссер рискнул и сотворил экранный мир, собрав его с миру по нитке — едва ли не в буквальном смысле. Стада овец, отсылающие к библейским пейзажам, не нарушают сходства с бергмановскими полянами. Интерьеры загородного дома, куда приезжает герой с семьей, словно бы законсервированы с позапрошлого века, когда водопровод не стал еще рутинной подробностью быта и для умывания использовали белые фаянсовые тазы и кувшины. Материальный мир фильма определенно и последовательно европейский, церковь же на кладбище, насколько удалось разглядеть, православная. При том что кладбищенский пейзаж отнюдь не православный — никаких тебе заросших сорняком могильных холмиков с оградками, кресты установлены на ровной поверхности, как это принято на католических или протестантских погостах. Кстати, следы протестантского аскетизма заметны в интерьерах и экстерьерах. Единственное, что прямо указывает на происхождение фильма, — язык, на котором говорят герои.
Русский язык. Правда, в финальном эпизоде звучит народная песня на португальском — намек на то, что режиссер хотел бы смешать на экране не только времена, но и языки. Поначалу так и просилось назвать эту рецензию — «Эсперанто».
5 лучших фильмов режиссёра Андрея Звягинцева. Сейчас он борется с последствиями коронавируса
Фильм Андрея Звягинцева «Возвращение» вошел в ТОП-50 лучших кинофильмов XXI века. Кинокритики The Hollywood Reporter сообщили, что составляли рейтинг из фильмов, вышедших между 2000 и 2021 годами. Вдохновением для последнего фильма Звягинцева стала картина Ингмара Бергмана 1973 года «Сцены из супружеской жизни». Короткометражные фильмы. Тайна. METRAFILMS, Россия, 2011 Digital Capture Arri D-21/1:1.85/цвет 6'46''. Режиссер «Левиафана» и «Елены» о трагичности любви, выборе актеров, списке важных фильмов и своем новом проекте.
Список фильмов Андрей Звягинцев
- Все фильмы Андрея Звягинцева: От ранних коротких метров до «Нелюбви»
- Фильм Андрея Звягинцева «Юпитер» (2024): сюжет, актеры, отзывы
- Проект «Пятая колонна»: кинорежиссёр Андрей Звягинцев
- Драма Звягинцева попала в ТОП‑50 лучших фильмов XXI века
Миф о России понятным Западу языком. 5 обстоятельных фильмов Андрея Звягинцева
Самую последнюю строчку рейтинга занимает фильм «Тони Эрдманн» режиссера Мартен Аде, который стал фаворитом кинокритиков на Каннском фестивале 2015 года. Правда, главную награду картина так и получила. Картина дня.
Эта несерьезность, проявляющаяся в мелочах, показывает — Звягинцев не собирался никого учить жизни, а просто предложил понаблюдать за ней в ином контексте и на иной скорости. Классовое неравенство видно невооруженным глазом по интерьерам, но даже выбравшиеся из средней прослойки в более высокое общество люди в душе остаются самоотверженными и жалкими. Во Францию за ветвью. Правда, не совсем понятно, в каком статусе — официально они расписаны, но взаимоотношения остаются прежними, как когда Елена была домработницей. О прошлом этой пары Звягинцев умалчивает. В его фильмах зритель сразу оказывается в пекле событий — режиссер считает аудиторию достаточно опытной и интеллектуально одаренной, чтобы позволить ей дорисовать картину самостоятельно. Поэтому финансовый вопрос, так волнующий Елену и актуальный для семьи ее сына, героиня поднимает уже в первые минуты фильма, за завтраком. А дальше женщине придется жить в страхе ответственности за содеянное и хвататься за руку беспомощного младенца, когда в доме просто отключают свет.
Достоевский — наш! Здесь и Страшный суд на фреске за спиной героини в церкви, и история целиком, напоминающая сценарий Апокалипсиса с его потерей нравственных ориентиров, и само имя Елена, которое можно трактовать множеством способов. Однако прежде всего это иной вектор развития событий из известного романа Достоевского — когда преступление есть, а наказание так и не последует. Его «Левиафан» — квинтэссенция безнадежности, процветающей в провинции. О безысходности говорить не приходится — исход очевиден и, как всегда, неприятен.
Кинокритики журнала разместили "Возвращение" на 32 позицию.
Эта картина Звягинцева является одним из самых захватывающих российских фильмов XXI века, отмечает журнал. Драма в 2003 году получила главную премию Венецианского кинофестиваля "Золотой лев".
О своей премьере на сцене московского Театра наций, настроениях в театральных кругах, первой в жизни метели, судьбе «Театра. Две следующие работы режиссёра — «Изгнание» и «Елена» — тоже не остались без наград. Мировую славу Звягинцеву обеспечил фильм «Левиафан» — интерпретация библейской истории пророка Иова. Картина стала лауреатом Каннского фестиваля, а также получила «Золотой глобус». Кроме того, драма была номинирована на премии «Оскар» и «Гойя». Об этом сообщил гендиректор мероприятия Тьерри Фремо.
Проект «Пятая колонна»: кинорежиссёр Андрей Звягинцев
Журнал The Guardian включил «Нелюбовь» в список лучших фильмов первой половины 2018 года. В 2018 году в новостях сообщили о новом проекте Андрея Звягинцева — сериале на русском языке для Paramount Television. Свою карьеру в кино Андрей Звягинцев начал в возрасте 32 лет, снявшись в фильме Котенок. Однако некоторые авторы кочуют у Звягинцева из списка в список с завидным постоянством, а диалог с ними происходит не только на бумаге, но и в лентах. Российский кинорежиссер Андрей Звягинцев, являющийся двукратным номинантом премии «Оскар» за фильмы «Левиафан» и «Нелюбовь», снимет в Европе картину про русского олигарха. Фильм Андрея Звягинцева «Изгнание» вошел в число претендентов на главную награду Каннского фестиваля 2007 года – «Золотую пальмовую ветвь».
ТОП-5 лучших фильмов Звягинцева Андрея
Лучшие фильмы, фото, интересные факты и биографию Андрей Звягинцев можно посмотреть на Иви. Второй фильм Звягинцева нельзя поставить на одну линию с сенсационным «Возвращением», но он оказался не менее метафорическим. В сотне лучших фильмов можно увидеть и две российские киноработы — «Левиафан» (47 место) и «Возвращение» (80 место) Андрея Звягинцева. Драма «Елена» режиссера Андрея Звягинцева вошла в топ-50 лучших фильмов прошедшего десятилетия по версии журнала Rolling Stone. В сотне лучших фильмов можно увидеть и две российские киноработы — «Левиафан» (47 место) и «Возвращение» (80 место) Андрея Звягинцева.
«Возвращение» Звягинцева включили в топ-50 лучших фильмов XXI века
Фильмы Андрея Звягинцева: kinanet — LiveJournal | Драма «Возвращение» режиссёра Андрея Звягинцева попала в список лучших фильмов XXI века по версии издания The Hollywood Reporter. |
Андрей Звягинцев: список всех фильмов режиссера | | Режиссер «Левиафана» и «Елены» о трагичности любви, выборе актеров, списке важных фильмов и своем новом проекте. |
Как это смотреть: Путеводитель по фильмам Андрея Звягинцева | Александр Звягинцев посвятил изучению истории Суда народов, как именуют Нюрнбергский трибунал, многие годы. |
Работа Андрея Звягинцева "Елена" – в списке лучших мировых фильмов десятилетия | «Елена» стала единственной российской картиной в списке 50 лучших фильмов 2010-х по версии журнала Rolling Stone. |