События, имевшие место в Новочеркасске в 1962 году, получили название «Новочеркасский расстрел» или «Новочеркасский бунт». Возможно, вы не слышали про Новочеркасский расстрел. И это неудивительно, так как это происшествие вплоть до 1990-х оставалось под грифом «Совершенно секретно». Фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!», посвящённый подавлению протестных акций в Новочеркасске, был выдвинут на премию «Оскар». «Блокнот» посмотрел фильм Андрона Кончаловского «Дорогие товарищи!» вместе с автором документальной книги о расстреле демонстрации в Новочеркасске Татьяной Бочаровой.
Выдвинули на "Оскар" фильм Кончаловского о массовом расстреле в Новочеркасске
Статьи Летом 1962 года в городе Новочеркасске произошла большая трагедия — расстрел сотрудников Новочеркасского электровозостроительного завода НЭВЗ и других горожан, принявших участие в забастовках и демонстрациях. Тогда тысячи рабочих вышли на улицы города, требуя повышения заработной платы и снижения розничных цен. Судя по официальным спискам, погибло более 25 человек, порядка сотни жителей города получили серьезные ранения. Обстоятельства случившегося скрывалось от жителей СССР до самой перестройки. Теперь же подробности той жуткой бойни становятся достоянием мировой общественности. Режиссер Андрей Кончаловский накануне снял фильм о Новочеркасском расстреле и представил его на кинофестивале в итальянской Венеции.
Как отметил Андрей Кончаловский на своей пресс-конференции перед показом фильма, он не до конца верил в то, что фильм «Дорогие товарищи! Теперь картине предстоит бороться с двумя десятками других творений от мировых режиссеров.
Трагедия произошла в результате забастовки рабочих элетровозостроительного завода, несогласных с тяжёлыми условиями труда и расценками за них.
В итоге забастовка перешла на улицы города, и властями было принято решение подавления силами вооружённых сил. Информация о жертвах и пострадавших была строго засекречена и стала достоянием общественности лишь в конце 1980-х годов.
Ой, да ладно! Проблема в том, что именно такие фильмы оценят на Западе, там других не надо, правда в советские годы Венецианский фестиваль в отличие от Нобелевской премии был паинькой и корректно оценивал советские фильмы — достаточным количеством призов и признанием. Так вот, дело не в том, что в фильме показал Кончаловский, а в том, что он там НЕ показал. А мы вспомним, потому что мы не злопамятные — просто мы злые и память у нас хорошая. В отличие от… А вы — сможете посмотреть фильм и сравнить две картинки.
Из анонса: «Во время забастовки рабочих на «Новочеркасском электровозостроительном заводе» Людмила становится свидетелем расстрела рабочей демонстрации по приказу Правительственной комиссии, которая пытается скрыть факт массовой забастовки в СССР…». Не будем обсуждать корявость этой фразы, достаточно того, что все из нее понятно. В 12 часов дня 1 июня день начала забастовки забастовщики заблокировали железнодорожные пути и остановили пассажирский поезд Саратов-Ростов, из кабины машиниста поезда рабочие стали подавать сигналы, гудками призывая горожан на площадь Новочеркасска. Движение на этом участке было полностью парализовано о чувствах ни в чем не виноватых пассажиров с детьми давайте не будем рассуждать — Кончаловского такие мелочи точно не интересуют. Пассажирский поезд попытались разгромить, а на тепловозе написали: «Хрущева на мясо». Рабочих, не пожелавших присоединиться к протесту, массово избивали. К концу для большинство протестующих были сильно нетрезвы, как вспоминают очевидцы.
Работает это именно оттого, насколько точно Кончаловский фиксирует психологию и механизм людоедской авторитарной системы, власти ради власти, идеи ради идеи, где простому человеку нет места, кроме как в виде кровавого пятна на улице. Которое, впрочем, всё равно на следующий день скроют под слоем свежего асфальта. Самое удивительное здесь то, что Андрея Кончаловского нельзя назвать либералом, и его протест, думается, рождён не из тех побуждений, которые в итоге в фильме считываются. В недавнем интервью режиссёр и вовсе заявлял, что Хрущёву, дескать, не стоило развенчивать культ личности Сталина: получается, что сталинизм героини Высоцкой — не какая-то злая ирония, а вполне себе трансляция авторского взгляда. И, очевидно, когда он задумывал «Дорогие товарищи!
Что в какой-то мере очень эффектно доказывает мысль Ролана Барта, писавшего, что автор сам по себе ничего в тексте не решает — он лишь скриптор, проводник образов и мыслей, диктуемых самим языком, контекстом, цайтгайстом.
Фильм о расстреле в Новочеркасске показали на Венецианском кинофестивале
Военные начали стрелять после нескольких дней протестов, 2 июня: погибли не менее 25 человек, более 80 получили ранения. Позже прошел суд над участниками демонстраций: 7 расстреляли, более 100 получили продолжительные тюремные сроки. Обстоятельства трагедии скрывали от граждан СССР вплоть до начала перестройки.
Хотя тем не менее в итоге возник новый тип русских, они уже были поголовно грамотными, рванула вперед наука, был реальный прогресс в образовании, в индустрии. А с этими качествами уже можно строить социализм новой формы , с государственным капиталом, с реальным равноправием. Социализм, где государство будет контролировать средства производства.
Это моя надежда. Фильм о том, как растет революционное сознание, как зреет чувство собственного достоинства. В контексте новейших событий картина приобрела неожиданную актуальность, даже злободневность.
Что это, предвидение художника, почувствовали флюиды времени? Андрей Кончаловский: Это, конечно, случайность. Злободневность для меня то, что следует неписаным законам небес.
А мы их не исполняем, но сами создаем законы писаные, потом их много раз переписываем. Поэтому я стараюсь снимать картины на вечные темы: смысл жизни, есть в душе Бог или его нет, что болит у древа жизни... И в размышлениях о человеческой сущности хочу подняться на определенный уровень.
А все параллели с текущей реальностью каждый зритель и проводит и толкует по-своему. Если фильм как-то с ней коррелируется, в принципе хорошо, но в этом всегда есть опасность уйти в то самое злободневное, значительно более мелкое и преходящее. Мне в картине важнее, что типичная советская женщина, убежденная коммунистка, троцкистка, которая приветствует расстрел "врагов народа", вдруг падает на колени, запершись в туалете, и молится.
Это же не о сегодняшнем дне, это о всех временах. Тогда многие искренне верили в реалистичность коммунистической мечты, в возможность построения справедливого общества Я воспринимаю эту сцену как нечто иррациональное. Если это не метафора, то такое решение ограничивает круг сочувствующих: молитву героини не разделят миллионы атеистов России, у них та же моральная система ценностей, но другой, более реалистичный способ реагировать на невзгоды.
Андрей Кончаловский: Героиня - типичная русская женщина, в ней подсознательно живет иррациональное, живет вера. Я однажды был в церкви, давно, при Советах. Религия осуждалась, при входе стояли дружинники и у всех молодых спрашивали документы.
Но у меня был студенческий билет ВГИКа, и я сказал, что иду выбирать типажи для кино. Стою в церкви, рядом какой-то старикашка. Он посмотрел на меня и говорит: "У меня и Ленин, и Христос вот здесь!
Это Россия! У вас были картины экспрессивные, но столь эмоционально накаленной не припомню. Что работа над этим фильмом дала вам как художнику и человеку?
Андрей Кончаловский: Для меня каждая новая работа - поиск языка. Я со времен "Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына" стремлюсь понять, что такое кинематограф. Пройдя через увлечение Феллини, Бергманом, Куросавой, великими кинематографистами, теперь пытаюсь понять, каким минимумом неподвижных кадров можно убедительно рассказать историю.
Ведь каждый кадр может иметь особую цену. Это примерно как тысяча долларов долларовыми бумажками или одной купюрой: вроде бы одно и то же, но есть разница в ценности каждой бумажки. Так же с кадрами: чем больше кадров, тем меньше ценность.
Задача - чтобы каждый кадр двигал сюжет вперед. И этот отбор - сегодня самое интересное для меня в профессии режиссера кино. Как говорил мой дед Пётр Петрович Кончаловский, живопись - это положить верный свет на верное место.
Поэтому отбор делаю жесткий - и того, что снимаю, и того, что оставляю в картине. Принцип, который использую, отличается от того, как я снимал когда-то. Я не вижу кадр, вообще не смотрю в камеру.
Организую действие и снимаю его одновременно с разных точек, как правило, длинными кусками. Долго готовлюсь и быстро снимаю. В результате у меня в картинах теперь очень мало кадров.
Это может быть никому не заметно, потому что если все сделано правильно, никто из зрителей об этом не думает. Помнишь: "Нельзя не впасть к концу, как в ересь, в неслыханную простоту... Запах времени Вы сумели несовершенства старой кинотехники обратить в сильный художественный прием.
Потом уже возникают долби и прочие радости современного кино, но стартуете вы очень мощно. Андрей Кончаловский: Сегодня, несмотря на все доступные кино средства выразительности, самое ускользающее, уходящее качество кинематографа - это чувство эпохи.
В этот период в регионе будет запрещено разведение костров, сжигание мусора, бытовых отходов, сухой растительности Студент новочеркасского политеха Владислав Светашев занял третье место на XXIV всероссийском конкурсе-конференции по информационной безопасности «SIBINFO-2024», который проходил в Томске До 28 апреля в Новочеркасске и Октябрьском районе инспекторы ДПС будут проверять, как водители общественного транспорта соблюдают ПДД, в рамках профилактического мероприятия «Автобус» Аэропорт Элисты 3 мая 2024 года откроется для полетов гражданской авиации, сообщила Росавиация. Он был закрыт с 2022 года. По информации «Интерфакса», аэропорт будет работать ежедневно с 9:00 до 19:00 В 2024 году «Автодор» начнёт реконструкцию участка трассы М4 в Ростовской области от Каменска до Персиановки.
Как сообщил губернатор Василий Голубев, в результате будет 6 полос движения, сейчас их 4 Фильм о расстреле в Новочеркасске показали на Венецианском кинофестивале 08 сентября 2020 Кадр из фильма.
А новая власть все достижения профукала. А говорили, будем жить при коммунизме», — с этих слов и начинается картина. Вокруг — тотальный дефицит, разруха.
Даже главной героине Людмиле Семиной из отдела промышленности Новочеркасского горкома КПСС приходится тайно отовариваться на оптовом складе. Современного зрителя должна шокировать советская действительность на подходе к развитому социализму. Для семьи Семиной и бычки в томате — деликатес, а глазированный сырок — настоящее лакомство к чаю. Хотя любовница первого секретаря горкома отец ее 18-летней дочери погиб на фронте , мягко говоря, не бедствует.
Невзрачную атмосферу райцентра дополняют костюмы действующих лиц. Кажется, одежду специально подбирали с тем, чтобы подчеркнуть неблагополучность эпохи. Хотя именно в «прикиде» бросаются в глаза некоторые несоответствия. Так, у некоторых героев второго плана современные прически.
Подоплека событий, заставившая тысячи людей выйти на улицы с транспарантами, затрагивается в фильме лишь вскользь. Волнения прокатились по многим центрам союзных республик, областей и районов. Руководство Новочеркасского электровозостроительного завода НЭВЗ приурочило к повышению цен увеличение норм выработки. Об этом было объявлено 31 мая.
Зарплаты оставались прежними: то есть, отныне людям приходилось делать больше за меньшие деньги. Многие ютились в ветхих бараках без элементарных удобств. Непросто было достать даже спички, а очереди за картошкой выстраивались с раннего утра. Утром 1 июня 1962 года около 200 рабочих сталелитейного цеха отказались приступить к выполнению своих обязанностей, вышли во двор и начали эмоциональную беседу на тему: «На что жить дальше?
Конфликт подогрели необдуманные действия директора НЭВЗ Бориса Курочкина, который вместо примирительной риторики стал ругаться с рабочими и, заметив продававшую пирожки женщину, заявил: «Не хватает на мясо — жрите пирожки с ливером! Грубая фраза возмутила толпу, резко радикализировав многих недовольных. Курочкина освистали, а рабочий Виктор Власенко включил заводской гудок. Забастовка охватила весь завод, число участников стихийного митинга достигло пяти тысяч.
Не имея хотя бы поверхностных представлений о событиях 58-летней давности, вникнуть в курс исторического фона картины Кончаловского нелегко. В 2012 году в прокат вышел телевизионный сериал Константина Худякова «Однажды в Ростове», посвященный криминальным похождениям братьев Толстопятовых и их сообщников. Банда налетчиков орудовала в Ростове-на- Дону и его окрестностях позже, в 1968-1973 годах. Однако создатели фильма решили «объединить» резонансные события на одном временном отрезке.
Возможно, причины возникновения кризисной ситуации в Новочеркасске в «Однажды в Ростове» раскрыты более полно и понятно.
Муниципальный ансамбль «Донские узоры» приглашает всех желающих на свой концерт
- Примите участие в опросе!
- Фильм о расстреле в советском Новочеркасске победил на фестивале в Польше
- Недовольство нарастает
- Фильм о расстреле новочеркасского восстания 1962 года зрители увидят в мае | Южная Служба Новостей
- «Сталина вернуть бы»: что не показано в «Дорогих товарищах» Кончаловского
Настоящая история фильма «Дорогие товарищи!»: что на самом деле произошло в Новочеркасске
К зданию заводоуправления были стянуты силы внутренних органов и органов госбезопасности. В город прибыла рота внутренних войск. На НЭВЗе ждали партийное руководство. Конструктивного диалога снова не получилось — в конце концов местных руководителей, фактически оказавшихся в заложниках у митингующих, вывели из здания заводоуправления переодетые в "гражданку" сотрудники органов госбезопасности. Рабочие НЭВЗа хотели встречи с "московским начальством".
Впоследствии ему приписали бурное криминальное прошлое, а сам факт попытки переговоров со стороны забастовщиков суд позже оценил как тяжкое преступление". Таким образом, попытка рабочих быть услышанными "на самом верху" провалилась. В то же время другие работники завода — наиболее маргинальные, среди которых действительно были связанные с криминалом люди, — начали организовывать погромы. Это добавило уверенности партийным начальникам, что разговаривать в Новочеркасске не с кем.
К НЭВЗу стягивались новые силы, а на единственном мосту через реку Тузлов, соединяющим заводские окраины с центром Новочеркасска, появилась тяжелая бронетехника. Так власти рассчитывали не допустить массового митинга, который забастовщики собирались провести на следующий день у горкома партии. Танки в городе Однако утром 2 июня рабочие с красными флагами и портретами Ленина в руках просто перелезли через танки и БТРы и двинулись дальше, к горкому партии. Узнав об этом, партийные руководители вновь доложили о ситуации Хрущеву, который приказал во что бы то ни стало задавить бунт.
Твердый стиль руководства считался более приемлемым, нежели ведение переговоров и успокоение возмущенных рабочих", — говорит профессор Скорик. С инициативой выступил Басов, лицом к лицу столкнувшийся с рабочим гневом. Решение на месте принимал Козлов, но одобрение группа ответственных партийных и советских работников получила от Хрущева". В состав объединенного воинского контингента входили 98-й отдельный батальон из Каменска-Шахтинского, 566-й полк из Грозного, 505-й полк 89-й дивизии из Ростова-на-Дону.
Из общевойсковых соединений привлекались части 18-й гвардейской тяжелой танковой дивизии Новочеркасского гарнизона, 92-я мотострелковая дивизия из Владикавказа в те времена Орджоникидзе. Приказ Хрущева спустили командующему войсками Северо-Кавказского военного округа Иссе Плиеву, а он — своему заместителю генерал-лейтенанту танковых войск Матвею Шапошникову. Прошедший всю Великую Отечественную Шапошников направить танки на мирных людей не смог. Танки 140-го полка 18-й танковой дивизии были направлены в город, но не стреляли.
Как пишет в своей книге "Хрущевская слякоть. Советская держава в 1953—1964" историк Евгений Спицын, докладывая руководству о причинах неисполнения приказа, Шапошников заявил, что не увидел перед собой противника, которого следовало бы атаковать танками. Кровавая суббота Тем временем к колонне рабочих, которая двигалась в центр города, стали присоединяться люди, не имеющие отношения к заводу. Потом, когда все закончилось, они просто пропали.
И именно эти люди призывали бить милиционеров, громить заводские помещения, войти в здание горисполкома. Кто мог быть этими провокаторами — одна из самых больших тайн в этой истории", — отмечает Татьяна Власкина. Часть толпы направилась в отдел милиции, который находился недалеко от горкома.
На «Первом канале» сериал выходит с 6 апреля, по будням, в 21:35. Все серии «Однажды в Ростове» можно посмотреть онлайн на сайте канала. Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы добавить комментарий Поиск по разделу.
Она оттеснила военнослужащих, попытавшись ворваться в отдел милиции, чтобы освободить якобы задержанных. В помещении они устроили погром, избили несколько военных. Один из протестующих выхватил автомат, попытавшись открыть огонь по военнослужащим. Его определил рядовой Азизов, убив несколькими выстрелами. В ходе беспорядков были убиты еще четыре человека из числа протестующих.
Многие получили ранения. Более 30 человек задержали. Разгон демонстрации был завершен. Жертвы Всего с огнестрельными ранениями в больницы города обратились 45 человек. При этом пострадавших было в разы больше: 87 человек, только по официальной информации. Жертвами восстания в Новочеркасске стали 24 человека.
Еще двое были убиты вечером 2 июня. Обстоятельства их смерти до конца не установлены. Все тела погибших следующей ночью вывезли из города, похоронив на разных кладбищах в чужих могилах. Захоронения оказались разбросаны по всей Ростовской области. Только в 1992 году документы, связанные с этим делом, были рассекречены. Останки 20 погибших обнаружили на кладбище в Новошахтинске.
Их тела удалось идентифицировать и перезахоронить на Новом кладбище Новочеркасска. Окончание забастовки Несмотря на расстрел рабочих, некоторое время в городе все еще продолжались беспорядки. Отдельные протестующие забрасывали камнями солдат, предпринимались попытки заблокировать движение на улицах. Внятной официальной информации о произошедшем не было. По городу поползли страшные слухи. Говорили о сотнях человек, расстрелянных из пулеметов, о танках, которые давили толпу.
Звучали призывы убивать не только руководителей и представителей власти, а всех коммунистов. Был назначен комендантский час. По радио транслировали записанное обращение Микояна, которое вызвало у местных жителей только дополнительное раздражение. Перед зданием горкома снова собрались около 500 человек. Они требовали освобождения товарищей, так как реальные аресты уже начались. К полудню через лояльных рабочих и дружинников началась массовая агитация.
Она проходила и в толпе, и на заводах. Ситуацию он представил так, что стрельба возле горкома началась по просьбе девяти митингующих, попросивших навести в городе порядок. Более того, он пообещал определенные уступки в нормировании труда и торговле. Между тем аресты проходили по всему городу. Всего было задержано 240 человек. Сокрытие восстания По решению компартии вся информация о беспорядках в Новочеркасске была засекречена.
Первые публикации в печати о произошедших событиях появились только во время перестройки в конце 80-х. Было проведено тщательное исследование свидетельств очевидцев и документов. Не было обнаружено никаких письменных свидетельств, часть документов и вовсе пропала. Исчезли истории болезни многих пострадавших. Все это значительно усложняет точное определение числа убитых и раненых. При этом большое число документов в архивах КГБ, посвященных расстрелу, до сих пор остаются нерассекреченными.
Более того, исчезали даже те бумаги, которые удалось раздобыть. Например, при пересылке томов Новочеркасского дела из военной прокуратуры в прокуратуру Советского Союза исчезли фотографии из уголовных дел, которые были использованы для опознания участников протестов. В настоящее время существуют только их ксерокопии, сделанные военным прокурором Александром Третецким. Суд При этом в Новочеркасске начался суд.
Начались они из-за повышения цен на мясо и масло, и, в то же время, правительство увеличило производственную норму на местном заводе. Рабочие останавливали поезда и строили баррикады. В итоге, забастовку удалось придушить: в официальном списке погибших значатся 22 человека, однако, по слухам, их было гораздо больше.
Хроники Империи зла. Павел Матяж о фильме «Дорогие товарищи»
Поэтому здесь я исходил от противного: в 1962 году у нас не было спецподразделений типа «Альфы» или ОМОНа. Методом исключения — стрелять могли люди из 9-го управления КГБ, охранявшие высокопоставленных лиц. Можно представить, сколько с ними было сотрудников охраны. Функции охраны во время таких визитов предполагают расположение снайперов на крышах. В своем постановлении я не указал, что стреляли люди из КГБ.
Но я сделал бесспорный вывод, что военнослужащие Советской армии на площади в людей не стреляли. Всегда был настроен антисоветски». Мог политический долгожитель такое сказать? Возможно, это художественный прием.
К слову, Микоян не случайно приехал в Новочеркасск. Это был великолепный дипломат. В фильме его показали спокойным, лояльным. Во-вторых, Микоян в свое время был секретарем Северо-Кавказского крайкома и хорошо знал регион.
Формируя правительственную комиссию, Никита Хрущев рассуждал примерно так: Козлов — жесткий человек, Микоян — помягче. От такого тандема ждали правильных решений… — Герои «Дорогих товарищей! Это так? Режиссер вправе шире рассмотреть этот вопрос в своем фильме.
Мать, заведующая отделом промышленности Новочеркасского горкома КПСС Людмила Семина, бросается на поиски своей дочери, ошибочно считает ее погибшей и закопанной в чужую могилу, но все оканчивается хеппи-эндом: девочка жива, она лишь только пряталась. Это вымысел или реальная история? Давайте не забывать, что это все-таки художественный фильм. Смысл в другом: в картину была введена информация о том, что трупы убитых людей были тайно захоронены на трех кладбищах Ростовской области.
Под подписку о неразглашении трупы выдавали сотрудникам милиции, прибывшим из разных районов региона, — кому четыре, кому восемь. Они выбирали могилы, за которыми никто не ухаживал, разрывали их и укладывали тела прямо на гробы. А потом закапывали. В этом плане все документально.
То есть, как на примере Семиной описываются последующие за расстрелом события — все так и было. Всех же интересовало, что происходит. Одного из них ранило. Естественно, они боялись, что начнутся проверки.
Велся розыск участников, в том числе получивших ранения. Поэтому раненого парня специально приводили на занятия и сажали со всеми вместе. Преподаватели были в курсе. Побывавшие на площади люди прятались, скрывались.
Или остаются еще белые пятна? Не хочу показаться нескромным, но иной информации, помимо собранной в рамках уголовного дела, нет и быть не может. Я поднял все архивы. Это были 1992;1993 годы, разгул демократии.
Я ее изучал и исследовал. Не говорю уже про разные докладные, шифротелеграммы, донесения. Вот так по крупицам как паззл собиралась информация, складывалась в общую картину. Находили одних людей, через них выходили на других.
Немало усилий мы уделили поиску погибших. Нашли практически всех, определили, кто есть кто. В 1994 году они были перезахоронены в братской могиле в Новочеркасске. Это была достаточно примитивная и тенденциозная подача материала, поэтому, когда меня пригласил Кончаловский, я ехал к нему, испытывая чувство настороженности.
Его очень интересовали мотивы, которые двигали людьми в той ситуации. И, естественно, канва событий. Я почувствовал его искренний интерес к Новочеркасской трагедии, поверил, что Кончаловский ничего не исказит. Я убедился в этом, когда читал сценарий и смотрел сам фильм.
Я увидел актеров, которые сыграли действующих лиц, — первого секретаря Ростовского обкома партии Александра Басова, командующего войсками Северо-Кавказского военного округа Иссу Плиева, прибывших туда из Москвы Козлова и Микояна. В фильме представлено много документальных мелочей. Например, упоминается 505-й полк внутренних войск — это первое подразделение, прибывшее в Новочеркасск в ночь с 1 на 2 июня и взявшее под охрану важные объекты города, в том числе здания УКГБ, ГОМ, банка. Сама канва фильма совершенно точно соответствует тем событиям, которые произошли 1—2 июня 1962 года.
Почему генерал вообще не упоминается в «Дорогих товарищах! На самом деле весь удар принял на себя Плиев. Козлов жестко стоял на силовом подавлении демонстрации. Первый неприятный разговор произошел вечером 1 июня.
Плиев заявил, что армия не будет применять оружие, что она существует для защиты государства от внешних врагов. Он был готов только выставить оцепление с танками на мосту. И ему сказали: «Идите, с вами все ясно».
Утром 2 июня часть рабочих попытались выйти в цеха, но волнения продолжались. Вновь остановили поезд, теперь уже из Шахт, над городом звучали гудки, начались волнения на электродном заводе, на заводе «Нефтемаш» вели работу агитаторы. На НЭВЗе бастующие приняли решение идти к городской администрации.
У реки Тузлов их встретили войска, никаких действий опять не предприняли и пропустили митингующих. По всей видимости, рабочие и примкнувшие к ним жители Новочеркасска рассчитывали, что он даст какие-то объяснения, однако Микоян перед толпой не появился, что только усугубило недовольство. В здание стали кидать камни, все попытки начать диалог пресекались: демонстранты хотели, чтобы к ним вышли высшие партийные руководители. Здание горкома. Никакого результата эта встреча не дала, никто не воспринял «парламентёров» всерьёз. Толпа становилась всё более неуправляемой, послышались призывы идти к городскому отделению милиции, где якобы находились какие-то задержанные на самом деле их пока не было.
Горотдел взяли штурмом, рабочие попытались отобрать оружие у военнослужащих, которых выставили для охраны. В итоге один из военных открыл стрельбу. Стрелять начали и на площади у горисполкома куда прибыли войска под командованием начальника Новочеркасского гарнизона генерала Ивана Олешко. Всего в ходе беспорядков были убиты 23 человека, десятки были ранены. Перед ними выступил находившийся в Новочеркасске член президиума ЦК КПСС Фрол Козлов, который представил события предыдущего дня как столкновения с «хулиганствующими элементами». В итоге острота ситуации спала, но никаких послаблений сделано не было.
Только в ночь с 3 на 4 июня задержали около 250 человек, некоторых забирали прямо из больниц, куда они обращались за медицинской помощью. Следствие и суд Следствие по делу началось сразу, в Новочеркасске и близлежащих городах работали 140 оперативных сотрудников КГБ, делом занималась группа из 26 следователей. Одновременно шла активная работа по блокированию информации: власти пытались не допустить никаких утечек относительно новочеркасских событий. Конечно, в прессе сообщений о них не было, но в окрестных городах стали появляться листовки и письма, призывавшие продолжать борьбу. Первый суд над зачинщиками беспорядков состоялся в середине августа 1962 года. Для этого не было оснований по статье «бандитизм» можно судить, если имело место вооружённое нападение устойчивой преступной группы по предварительному сговору.
В основу сюжета легли забастовки, которые происходили в Новочеркасске в 1962 году. Начались они из-за повышения цен на мясо и масло, и, в то же время, правительство увеличило производственную норму на местном заводе. Рабочие останавливали поезда и строили баррикады.
Официально разгон демонстрации закончился расстрелом митингующих, в котором были убиты 17 человек, 70 — тяжело ранены. После событий городской суд приговорил семь зачинщиков забастовки, к расстрелу, а 103 участника отправились на зону, пробыв на ней от двух до 15 лет. Как писал ранее Topnews , «Дорогие товарищи» стала обладательницей спецприза жюри Венецианского кинофестиваля, получила «Серебряный Хьюго» в Чикаго в категории «За лучшую режиссуру».
Настоящая история фильма «Дорогие товарищи!»: что на самом деле произошло в Новочеркасске
Фильм о "новочеркасском расстреле" вышел на экраны. Продюсером выступил олигарх Алишер Усманов. Пересмотрев дело еще одного из расстрелянных, его признали виновным лишь в хулиганстве. В 1992 году военная прокуратура РФ возбудила дело против ряда ответственных за расстрел в Новочеркасске, в том числе Хрущева, Микояна и Козлова. Смотрим без рекламы. 5-я студия Фильм Кончаловского о расстреле в Новочеркасске выдвинули на Оскар. Новочеркасский расстрел: события, о которых снят фильм Андрея Кончаловского. 6 апреля «Первый канал» начал показ драмы «Однажды в Ростове», о расстреле мирной демонстрации рабочих в 1962 году. Фильм «Дорогие товарищи!» рассказывает о забастовке новочеркасских рабочих и расстрелу протестующих на городской площади, случившихся 1–3 июня 1962 года.
Авторизация
- Недовольство нарастает
- Фильм Кончаловского о Новочеркасском расстреле выдвинут на "Оскар"
- Общественно-политическая газета города Зверево
- Фильм Андрея Кончаловского о расстреле в Новочеркасске выдвинули на «Оскар» | Канобу
Расстрел демонстрации в Новочеркасске в 1962 году - расследование РБК
«Дорогие товарищи!» же — внезапно очень точный, не столько даже современный, сколько пугающе своевременный: нельзя представить более актуальный момент для появления кино о расстреле забастовки в Советской России, чем сейчас. Фильм о расстреле рабочих в Новочеркасске в 1962-м парадоксальным образом срифмовался с событиями в Белоруссии, но внешней рифмой сравнение исчерпывается. Черно-белая драма повествует о засекреченном в советское время расстреле мирной демонстрации в Новочеркасске. Фильм Кончаловского о расстреле демонстрации в Новочеркасске вошел в программу Венецианского фестиваля. Возможно, вы не слышали про Новочеркасский расстрел. И это неудивительно, так как это происшествие вплоть до 1990-х оставалось под грифом «Совершенно секретно».
Новочеркасский расстрел: суд и приговор
Беспорядки продолжились, а Басов закрылся в одном из кабинетов, оказавшись фактически заложником. Подавление бунта Хрущёв знал о конфликте в Новочеркасске и распорядился подавить выступления любыми средствами. Около 19 часов последовало распоряжение от министра обороны маршала Родиона Малиновского — навести порядок. Сначала на территорию НЭВЗ направили около 200 сотрудников милиции, те пытались оттеснить бастующих, но сделать этого не смогли. К 20 часам на завод подтянулись БТР, но никаких действий военные не предпринимали. В ночь с 1 на 2 июня на территорию завода вошли танки. При этом генерал Матвей Шапошников , в нарушение приказа, отказался направить их против мирных людей. Матвей Шапошников. В городе появились листовки следующего содержания: « Сталина вы критиковали, сторонников частично в гроб загнали, остальных от руководства отстранили, но цены на все продукты и товары в апреле каждый раз снижать они не забывали. Хрущёв из года в год в магазинах цены поднимает, заработок рабочим при этом он снижает, невольно возникает вопрос у нас, кто — враг народа был или есть. Какие же вы лгуны и лицемеры и власти жаждущие псы, народа угнетатели.
К чему стремитесь вы? Сталин и сторонники его последовательно к коммунизму шли и всех вели, при этом не смотрели на проделки капитала и не указывали пальцем так, как вы, лгуны». Утром 2 июня часть рабочих попытались выйти в цеха, но волнения продолжались. Вновь остановили поезд, теперь уже из Шахт, над городом звучали гудки, начались волнения на электродном заводе, на заводе «Нефтемаш» вели работу агитаторы. На НЭВЗе бастующие приняли решение идти к городской администрации. У реки Тузлов их встретили войска, никаких действий опять не предприняли и пропустили митингующих. По всей видимости, рабочие и примкнувшие к ним жители Новочеркасска рассчитывали, что он даст какие-то объяснения, однако Микоян перед толпой не появился, что только усугубило недовольство. В здание стали кидать камни, все попытки начать диалог пресекались: демонстранты хотели, чтобы к ним вышли высшие партийные руководители. Здание горкома. Никакого результата эта встреча не дала, никто не воспринял «парламентёров» всерьёз.
Кадр: фильм «Дорогие товарищи! Возмущенные одновременным повышением цен и снижением зарплат на электровозостроительном заводе, рабочие начнут действовать так, как предписывали им книжки и фильмы про революционную борьбу. Заблокируют движение поездов через город, объявят забастовку и, не получив никакого внятного фидбэка от начальства, выйдут с красными знаменами к горкому. Тут их и встретит цепь автоматчиков да снайперы на крыше. Кровь с асфальта перед горкомом потом отмывали сутки Счет жертв шел на десятки, семеро «зачинщиков» были приговорены к высшей мере. Уже в конце 1980-х все осужденные по этому делу были реабилитированы.
В 1992-м началось следствие уже против инициаторов расстрела, к тому моменту покойных.
Премьера картины «Дорогие товарищи» запланирована на ноябрь 2020 года. Кадр из трейлера Фильм о забастовке рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода в 1962 году показали на Венецианском фестивале. Основной конкурс про из 18 лучших картин мира прошел 7 сентября. Фильм «Дорогие товарищи» в жанре «драма, история» основан на реальных событиях, произошедших в Новочеркасске в 1962 году. Тогда на НЭВЗе примерно на треть увеличили норму выработки, в результате чего резко снизилась заработная плата.
И тогда заводские приняли решение — идти в горком партии, который находился в Атаманском дворце, где сейчас музей.
Идти с требованием пересмотреть решение и отпустить арестованных. Фрагмент из повести «Комендантский час», журнал «Дружба», 1991 г. Сколько их было? То ли пять человек, то ли шесть. Отделение милиции находилось на главной улице — Московской. Рядом с банком. И получилось так, что полезли не только в милицию, якобы их освобождать, но стали взламывать ещё и двери банка.
Ведь в этой толпе были очень разные люди. Многие из них жили в бараках, кроме отдельной комнаты, у них ничего и не было. Среда была в какой-то степени маргинальная, не в обиду будет сказано. И такие люди в этой толпе преобладали. Они, конечно, дебоширили тогда. Пошли в горсовет. Сбрасывали их.
Выступали с крыльца, с балкона второго этажа. Хотя там же звучали и другие речи — с призывами остепениться. Молодые женщины пели что-то разудалое, а несколько мужских голосов затянули «Варшавянку». Сергею даже показалось, что перед ним первомайская демонстрация». Фрагмент из повести «Комендантский час». Неужели это был единственный выход? Погалдели бы, погалдели — и разошлись.
Но командующий Северо-Кавказским военным округом генерал Плиев решил не церемониться. И произошла трагедия. Владимир Конюхов. Выступление на поэтическом вечере в г. Фото из личного архива. Папа привёл меня на площадь, когда пожарные уже смывали кровь из брандспойтов. Хотя сам он был там с самого начала волнений.
Но он заподозрил неладное, когда увидел, как солдаты выстроились в одну линию вдоль Атаманского дворца — спиной к фасаду исторического здания, а лицом к гудящей толпе. У каждого в руках было оружие. А папа был на велосипеде, он сразу сел на него и поехал к дому. По дороге встретил нас с братом. Мне было 12 лет. И спросил встревоженным голосом: «Мама дома? И тут с площади начали доноситься крики.
Причём крики становились всё сильнее и сильнее. И тогда он обеспокоенно сказал: «Как бы не начали стрелять». И тут действительно раздались автоматные очереди, трели. Папа говорит: «Вот тебе, пожалуйста, уже стреляют». А так как мамы всё нет и нет, а галдёж снова вдруг начался, он сказал: «Пойдёмте в центр». И когда мы пришли в центр, я уже увидел: стоят красные пожарные машины, широкие пожарные рукава... На балконе появился офицер с громкоговорителем.
Он не уговаривал, а угрожал: — Часовой — лицо неприкосновенное. В случае нападения имеет право применить оружие. Приказываю разойтись!
"Дорогие товарищи!": Правда или вымысел? Реальность и мифы Новочеркасска 1962 года
В широкий прокат выходит фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!», получивший спецприз жюри Венецианского кинофестиваля. В основу этой драматической ленты, принципиально снятой в черно-белом цвете, легла история расстрела в Новочеркасске. Случилось оно в Новочеркасске Ростовской области и вошло в историю как «Новочеркасский расстрел». Фильм Кончаловского о расстреле демонстрации в Новочеркасске вошёл в шорт-лист «Оскара».
Вопрос радуют ли вас штраф за помощь?
- Муниципальный ансамбль «Донские узоры» приглашает всех желающих на свой концерт
- Чего вы не увидите в фильме Кончаловского о Новочеркасской трагедии | Пикабу
- Расстрел в Новочеркасске (1962 год)
- Фильм Кончаловского о расстреле рабочих в Новочеркасске выдвинули на «Оскар»