Узнайте, какие нововведения анонсировал ФИПИ и как изменится в 2023 году итоговое сочинение по литературе (разделы, направления, темы). 15 апреля выпускники российских школ пишут итоговое сочинение.
Навигация по записям
- Итоговое сочинение благополучно сдали 99,5% одиннадцатиклассников
- Итоговое сочинение 2023: темы, направления, критерии оценивания
- Последние материалы
- Российским школьникам дали рекомендации по написанию итогового сочинения - | Новости
- Ученики российских школ написали итоговое сочинение (изложение)
- Темы итогового сочинения от 6 декабря 2023 года по регионам
ЕГЭ-2023. Как написать итоговое сочинение лучше?
При этом выпускники 11-х классов вправе написать итоговое сочинение по желанию, результат написания ими сочинения на допуск к ГИА влиять не будет", — говорится в сообщении. Сдавать дисциплины по выбору они не будут.
Если возникают трудности с подбором произведения по какой-либо теме, можно воспользоваться готовыми списками. Обязательно вести читательский дневник по всем тематическим направлениям с указанием имени автора и краткой характеристикой персонажа, которого предполагается привести в качестве примера, а также кратким пересказом и анализом самых значимых эпизодов. Если нет времени перечитывать объёмные произведения, можно брать за основу подготовки короткие рассказы, биографические очерки, повести и стихотворения. Совсем не обязательно использовать только произведения школьной программы или обращаться исключительно к классикам русской литературы; однако не стоит приводить в пример комиксы, частушки, поговорки или бульварную литературу. Правильно выстроить композицию и связать между собой все части сочинения помогут речевые клише. Стоит запомнить хотя бы пару фраз для каждой части сочинения: удачные подборки можно найти в видеоролике от онлайн-школы «Школково» , образовательном портале «Литрекон» и в презентации от портала vpr-ege. Важно регулярно тренироваться в написании сочинений по различным направлениям: так будет легче запомнить структуру итогового сочинения, шаблоны и клише, а также научиться видеть собственные ошибки и исправлять их. Учителя рекомендуют в сочинении использовать литературоведческие термины там, где это уместно; можно составить небольшой глоссарий, включив в него такие понятия, как «система образов», «кульминация» и другие.
Пригодится, если работа не «дотягивает» до нужного объёма. Тезис Тезис выражает проблему и отношение ученика к ней. При этом важно, как сформулирована тема: если это был вопрос — в тезисе должен быть дан ответ; если цитата — её необходимо объяснить своими словами; если метафорическое высказывание — поясняется его суть. Тезисов может быть несколько; каждый из них должен быть обязательно подкреплён аргументом. Тогда каждый абзац основной части сочинения будет начинаться с нового тезиса, за которым следует литературный пример. Аргумент 1 и микровывод Ученик обращается к литературному произведению или его фрагменту, анализируя характер и поступки персонажа и отношение к ним автора; а в завершение анализа обязательно формулирует основную мысль произведения или авторскую позицию, которая подтверждает тезис. Аргумент 2 и микровывод Приводя в сочинении два аргумента, важно сопоставлять и комментировать портреты и поступки персонажей или события двух произведений в контексте заданной темы, а не рассматривать их отдельно друг от друга. Разные литературные аргументы должны раскрывать тему с разных сторон, но при этом подтверждать тезисы. Вывод Не повторяя слово в слово микровыводы и не отходя от темы сочинения, ученик должен подвести итог всему написанному.
Также можно сформулировать вывод в виде призыва или выразить надежду на что-либо, если это уместно: например, «Так давайте же беречь природу вместе! Проанализировав работы прошлых лет, эксперты подготовили для будущих выпускников несколько важных советов по написанию итогового сочинения: Цитаты, афоризмы и высказывания известных людей хорошо дополняют вступление, вывод или тезис. Их можно запомнить заранее, буквально несколько по каждому направлению. Обязательно использовать логические связки при переходе от одной части сочинения к другой. Самое важное в сочинении-рассуждении — сделать правильный вывод. Он должен быть содержательным и напрямую связан именно с темой сочинения, а не тематическим направлением в целом. Чтобы анализ литературного произведения не превратился в пересказ, следует давать собственную оценку персонажам и их действиям, а также использовать фразы «автор считает…», «писатель указывает на…» и подобные. Анализируя персонажей, необходимо описать их личностные качества и типические черты маленький человек, нигилист и т. Следует опираться только на те литературные произведения, которые учащийся прочитал целиком и хорошо помнит содержание.
В противном случае есть риск допустить фактические ошибки или неверно истолковать позицию автора. Сложные формулировки и чересчур длинные предложения ни к чему: чем проще построено высказывание, тем легче проверяющему понять его смысл, а самому учащемуся — не запутаться в собственных мыслях. Если ученик не уверен в жанровой принадлежности литературного произведения, лучше написать просто — «книга, произведение». Кроме того, педагоги предостерегают выпускников от совершения типичных ошибок, которые повторяются в сочинениях из года в год: искажение содержания, неверные имена персонажей или исторические даты; неверное толкование понятий из формулировки темы. Лучше всего заблаговременно уточнить значение таких понятий, как Отечество, честь, бесчестье, благородство, ответственность, самолюбие, познание, совесть, раскаяние и т.
Учителя русского языка и литературы замечали, что многие направления из года в год перекликались: можно было пользоваться уже готовыми базами аргументов, а темы были очень похожими. Нововведения существенно изменили сам принцип формирования комплекта тем, которые будут предложены на экзамене, а также, по мнению педагогов, ощутимо усложнили процесс подготовки. Список нововведений: -упразднены направления, вместо них будут предложены разделы, в которые распределят тематики, по которым будут формулировать темы итогового сочинения -во время проведения итогового сочинения 2023-2024 учебного года экзаменуемые получат на выбор 6 тем по 2 на каждый укрупненный раздел ранее в комплекте было только 6 тем -экзаменационные комплекты будут компоновать, используя закрытый банк ФИПИ, поэтому сами темы сочинений останутся неизменными, но их существует более 1500. При этом есть и хорошие новости: -на сайте ФИПИ указаны разделы и подразделы, по которым будут отбираться темы итогового сочинения 2024 года; -список литературы, рекомендованный для итогового сочинения в сезоне 2023-2024 года, остается неизменным; -критерии оценивания декабрьского сочинения также остаются прежними.
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. В рамках заявленной темы участникам итогового сочинения необходимо сформулировать свою позицию по выбранной тематике, аргументируя её примерами из опубликованных литературных произведений, а также соблюдая композицию сочинения, речевые и орфографические нормы языка.
ЕГЭ 2023. Темы итогового сочинения для выпускников публиковаться не будут
Итоговое сочинение сохраняет литературоцентричный и надпредметный характер. Данные решения приняты Министерством просвещения Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Советом по вопросам проведения итогового сочинения под председательством ректора ФГБОУ ВО "Литературный институт имени А. Горького" А.
Перечень документов для создания специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития 5.
Участники итогового сочинения изложения с ОВЗ предъявляют оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Дети-инвалиды и инвалиды предъявляют оригинал или надлежащим образом заверенную копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности. Получение уведомлений Участники итогового сочинения изложения получают уведомления о регистрации на итоговое сочинение изложение лично в местах регистрации.
Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция и логика рассуждения; качество письменной речи; грамотность. Проверяет сочинения изложения региональная комиссия. Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Подойдёт практически всё — от ужасов Стивена Кинга до летописей Древней Руси. Нельзя использовать только малые фольклорные жанры потешки, заклички, загадки и комиксы. Например, в рассуждении о счастье можно равноправно вспомнить гончаровского Обломова, который рад, что Ольга вышла замуж за Штольца счастье, вызванное благополучием любимых людей , или научно-популярные тексты физиолога Вячеслава Дубынина, где он рассказывает о работе гормонов дофамина и серотонина. Главное, чтобы пример был в тему. Выберите для подготовки два раздела. Выучить всё — нереально, сосредоточиться только на одном — опасно могут достаться неудачные темы. Посмотрите, какие темы прошлых лет соответствуют выбранным разделам, составьте список подходящих произведений и повторяйте их.
Определитесь с композицией текста. Вступление и заключение всегда на своих местах, но основное содержание может быть разным.
Можно обратить внимание на яркую метафору, отметить гиперболизированный образ. Опять же, это должно быть уместно и конкретно. Спасти ситуацию поможет Пушкин Выбирайте тему сочинения, на которую сможете уверенно порассуждать с опорой на литературный источник. Соответствие рассуждений заявленной теме — главный критерий оценки сочинения на зачет. Обычно направления тем становятся известны в начале сентября, у школьников есть несколько месяцев для подготовки как минимум, три — в доковидные годы сочинение писали в декабре, — ред. В это время нужно сделать упор на изучение литературных произведений, проблематика которых подходит заданным направлениям. Это не так уж и сложно даже для учащихся с небольших читательским кругозором, так как есть универсальные произведения, подходящие для большого круга проблем и тем.
При этом объем их невелик, и чтение не отнимет у школьника много времени. Например, таким универсальным текстом является «Капитанская дочка» Пушкина. На мой взгляд, для литературной аргументации по некоторым заданным направлениям достаточно будет хорошего знания этой повести. Однако, возможно, одного текста для аргументации будет мало. Ведь работа должна быть выполнена в рамках определенного объема — не менее 250 слов рекомендуемое количество слов — 350. Есть три «глыбы» — «Преступление и наказание», «Война и мир» и «Обломов»: чтение и понимание проблематики этих романов может дать пищу для литературной аргументации на любую тему. Если школьники испытывают серьезные затруднения с чтением и не могут похвастать хорошим знанием этих произведений, я бы советовала прочитать и использовать при анализе такие небольшие тексты, как «Телеграмма» Паустовского и «Выстрел» Пушкина. Они могут быть хорошей опорой для раскрытия часто встречающихся тем. Хорошо, если ученик попробует заранее написать пробные варианты сочинений в домашних условиях — примерные темы в рамках заданных направлений есть в интернете.
Это отличная возможность потренировать навык формулировки мысли на письме. Чем проще предложение, тем яснее мысль. Не надо умничать, оригинальничать и выпендриваться. Четкое, связное аргументированное изложение без грубых речевых ошибок — вот что ценят эксперты при оценивании.
Изменения в итоговом сочинении 2022-2023
Итоговое сочинение по литературе в 2023 году: темы, направления | 6 декабря российские школьники написали итоговое сочинение. Работа служит основанием для допуска к ЕГЭ, оценивается по системе зачет/незачет. Детям с инвалидностью и особенностями здоровья при желании сочинение может быть заменено на изложение. |
Сочинение 2023, итоговое сочинение 2023 | До первого события, предваряющего аттестационную кампанию текущего учебного года, осталась всего неделя: 6 декабря выпускники будут писать итоговое сочинение, чтобы получить допуск к ЕГЭ. |
Темы итогового сочинения от 6 декабря 2023 года по регионам | 10 августа Минпросвещения и Рособрнадзор приняли решение изменить итоговое сочинение в 2022-2023 учебном году. |
Итоговое сочинение в 2023-24 учебном году: даты проведения, темы, критерии оценки
Минпросвещения и Рособрнадзор разработали приказ, касающийся проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) основного и среднего образования для новых регионов до 2025/26 учебного года включительно. Итоговое сочинение пишут все выпускники школ в первую среду декабря — в 2024 году это будет 4-е число. Итоговое сочинение даёт допуск к ЕГЭ. Но не только. Рассказываем, какие бонусы можно получить за высокие баллы и как их заработать. Статьи и публикации раздела Учись на SynergyTimes, медиа об образовании и саморазвитии современного специалиста. Чуть больше недели остается до 7 декабря, когда ученики 11 классов российских школ будут писать итоговое сочинение, которое ввели в школах с 2014 года, сообщает “Российская газета”. Изменения Итогового сочинения в 2022/23 учебном году.
Итоговое сочинение 2023-2024: темы, структура, рекомендации
Он добавил, что в итоговом собеседовании для девятых классов с 8 февраля приняли участие уже 1,5 млн школьников. Итоговое сочинение по русскому языку - работа, которую пишут все одиннадцатиклассники. Зачет - обязательное условие для допуска к единому государственному экзамену - ЕГЭ.
Рекомендуемый объем итогового сочинения — от 350 слов, итогового изложения - от 200 слов. Во время проведения итогового сочинения изложения его участникам запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и или толковые словари. Участникам итогового сочинения изложения также запрещается пользоваться текстами литературного материала художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники. В случае нарушения установленных требований участник подлежит удалению. Выпускники прошлых лет, в том числе ранее писавшие итоговое сочинение, могут написать его по желанию. При этом в вузы они смогут представить итоговое сочинение только текущего года, а сочинение прошлого года аннулируется.
Разделяете ли Вы эту позицию? Какими деяниями предков мы вправе гордиться? Почему язык называют величайшим достоянием, богатством народа? Произведение искусства, которое Вам хотелось бы обсудить с самим автором. Что мешает человеку быть счастливым? Согласны ли Вы с тем, что иногда надо смириться со своей судьбой? Какая из мыслей М. Лермонтова Вам ближе: «Я ищу свободы и покоя» или «Так жизнь скучна, когда боренья нет»?
Какими качествами обладают люди, способные изменить мир к лучшему? Может ли общение с природой изменить человека? Литература и кино: соперничество или сотрудничество? Согласны ли Вы с мыслью, что жизнен ный путь — это постоянный выбор? Что, вслед за А. Пушкиным, можно назвать «души прекрасными порывами»? Когда равнодушие может стать преступлением? Хорош или плох жизненный принцип «быть как все»?
Способна ли природа воспитывать человека? Как исторические события влияют на изменения в языке? С чем бы Вы не могли смириться никогда в жизни? Какое качество Вы больше всего цените в других? Когда эгоизм приводит к преступлению? Как Вы понимаете утверждение М. Лермонтова: «Делить веселье все готовы — никто не хочет грусть делить»? Согласны ли Вы с тем, что природа совершенна во всех своих проявлениях?
Что важнее в книге — как она написана или о чём?
При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, ручку с черной пастой, при необходимости — лекарства и питание, для ребят с ОВЗ — специальные технические средства. Структура закрытого банка тем итогового сочинения Комплекты тем итогового сочинения в текущем учебном году сформируют из пополняемого закрытого банка тем.
В эти комплекты войдут темы прошлых лет и новые, которые разработаны в 2022 и 2023 годах. В раздел третий «Природа и культура в жизни человека» добавили новый подраздел — «Язык и языковая личность». По этой причине уточнили комментарий к разделу.
Открытый банк итогового изложения пополнили новыми текстами. В текущем учебном году неизменными останутся порядок и процедура проведения итогового сочинения изложения. На сайте ФИПИ размещена подробная информация о структуре закрытого банка тем итогового сочинения, а также комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения.
ЕГЭ-2023: что изменилось в итоговом сочинении
Основной срок написания итогового сочинения (изложения) назначен на 7 декабря 2022 года. 10 августа Минпросвещения и Рособрнадзор приняли решение изменить итоговое сочинение в 2022-2023 учебном году. Ближайший из них — итоговое сочинение, которое является допуском к ЕГЭ. Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России информирует о том, что с 2022/23 учебного года изменяется подход к формированию тем итогового сочинения, проведение которого регламентировано разделом.
Итоговое сочинение в 2024 году
Итоговое сочинение в 2023-2024 учебном году: как подготовиться и написать. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Узнайте, как изменится итоговое сочинение по литературе в 2023-2024 учебном году, а также где узнать темы и направления, которые теперь ФИПИ переименовал в разделы и подразделы.
Одиннадцатиклассники напишут итоговое сочинение для допуска к ЕГЭ: что нужно знать каждому
Обратитесь к кратким содержаниям, чтобы вспомнить прочитанные ранее произведения. Для этого заранее выберите один их трех разделов: он должен быть понятен и интересен. При выборе также важно опираться на свой читательский опыт. Не забудьте также написать одно-два сочинения на тему из другого раздела. Желательно, чтобы ваши работы проверил учитель или репетитор и скорректировал недочеты, если они есть», — добавила Екатерина Краснова. Частые ошибки Подмена темы Это одна из самых частых ошибок, которую совершают ученики. Задают вопрос, почему предательство обычно ищет для себя оправданий, а мы говорим, что предателем быть плохо», — пояснила Татьяна Воронцова. Из-за такой невнимательности ученик может потерять «плюс» за логику или вовсе получить незачет. Выбор темы ради примера Хороший литературный пример действительно важен, но только как доказательство, которое позволит подкрепить описанную позицию. Пересказ вместо анализа Итоговое сочинение — это рассуждение, анализ, а не отзыв о прочитанном. Поэтому высказывать свое отношение к герою или его поступку здесь неуместно, отметила Екатерина Краснова.
Не указали автора или название книги? Если вдобавок к этому вы не анализируете текст, а ограничиваетесь общими высказываниями, аргумент не засчитают. У вас повторы? Вычеркните их или замените синонимами. Сомневаетесь насчет пунктуации? Упростите предложение Татьяна Воронцоварепетитор по русскому языку и литературе Не стоит торопиться, пытаясь сдать сочинение раньше остальных. А если есть сомнения в том, как писать какое-то слово, можно воспользоваться орфографическим словарем, который будет доступен во время экзамена.
В методических рекомендациях ФИПИ есть образцы, на них можно ориентироваться в подготовке. Ниже — работа школьника из Северной Осетии. Подросток использовал пример из национальной литературы, за что его хвалит проверяющий. Требования к итоговому сочинению Прежде всего необходимо ознакомиться с требованиями и критериями на сайте ФИПИ. Чтобы работу выпускника проверили, необходимо выполнить два формальных требования: пройти по объему и показать самостоятельность написания. Минимально допустимое количество слов — 250. Максимальный порог не установили, но составители и многие учителя рекомендуют писать 350: этого хватает для раскрытия нравственно-этической проблемы. В подсчете слов есть хитрости, иногда они помогают добрать нужное количество.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния. Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др. Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения юридической, психологической, социальной, философской. Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г. Книга музыка, спектакль, фильм — про меня. Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное , которое является личностно важным для автора сочинения. В сочинении раскроются читательские зрительские, музыкальные предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Итоговое сочинение изложение Важные изменения Итоговое сочинение сезона ГИА-2024 года выпускники будут писать с учетом изменений, внесенных в формат экзамена в 2022-2023 учебном году. Нововведения существенно изменили сам принцип формирования комплекта тем, которые будут предложены на экзамене, а также, по мнению педагогов, ощутимо усложнили процесс подготовки. Список нововведений: Упразднены направления, вместо них в 2024 году будут предложены разделы с распределенными тематиками, по которым будут формулировать темы итогового сочинения. Во время проведения итогового сочинения 2023-2024 учебного года экзаменуемые получат на выбор 6 тем по 2 на каждый укрупненный раздел ранее в комплекте было только 6 тем. Экзаменационные комплекты будут компоновать, используя закрытый банк ФИПИ, поэтому сами темы сочинений останутся неизменными их существует более 1500.
ЕГЭ 2023. Темы итогового сочинения для выпускников публиковаться не будут
Итоговое сочинение в 2023-2024 учебном году: как подготовиться и написать. Темы итогового сочинения 2023-2024 ФИПИ. Темы итогового сочинения 2023-2024 ФИПИ.