Артем Дубынин, человек, который помог раскрыть дело ангарского маньяка, случайно узнал о насильнике в Тулуне и начал расследование. •. Саша Сулим (Sasha Sulim). Журналистка Саша Сулим, написавшая книгу об ангарском маньяке, сняла фильм о детях, пропадающих в Тюмени с 1997 года.
Что такое профайлинг и как он помог найти ангарского маньяка
По его словам, иногда у него возникали негативные ассоциации, связанные с поведением жертв. Многих из них он подбирал на дороге, когда они просили подвезти их домой. Там они нередко жаловались ему на жизнь, на своих мужей, сожителей. При этом он говорил, что женщины выбирали не тех людей, с которыми они «загуляли». По его мнению, им нужно было искать кого-то, кто оставил бы их у себя, а не выставлял на ночь глядя на улицу. Не в плане сказал какую-то фразу, а в плане — задел за какие-то мои ценности. Вы не поймете этого, пока сами не почувствуете, — заметил Попков. В моей шкуре не один человек оказывался, оказывается или еще окажется. Не я первый, не я последний Михаил Попков — маньяк, убивший 86 человек По словам Попкова, ему нравится фантазировать на тему альтернативной истории, связанной с различными важными моментами или персонами, но вот мечтать о своем будущем у него не получается. При этом он старается не вспоминать о содеянном, хотя и признал, что говорить о каком-то раскаянии с его стороны будет не очень искренне. Пожалел или не пожалел?
Сам вопрос маленько абсурден. Да тысячу раз уже должен был пожалеть, и пожалеть, что со мной всё это приключилось. Можно было до этого не доводить и вообще этого избежать, — рассказал он. Попков также высказался о популярности темы, связанной с ним и его поступками, в кинематографе за последние несколько лет про Попкова сняли несколько сериалов, один из них — «Тень Чикатило» — вышел в свет в начале апреля 2024 года. По его мнению, в кино нужно показывать что-то более позитивное.
Второй стала Людмила Смышляева, на которую маньяк напал через пять месяцев, в мае 1998-го, когда она возвращалась поздно ночью домой: предложил вместе выпить, отвёз в безлюдное место рядом с кладбищем, там изнасиловал, пять раз ударил по голове топором и бросил умирать». Название книги становится «говорящим» по ещё одной причине.
По мнению Артёма Дубынина, старшего оперуполномоченного и руководителя «маньячной группы», которая занималась раскрытием серии убийств женщин, обоих маньяков — и Попкова, и Шувалова — породила атмосфера безразличия, царившая в Ангарске и Тулуне. В городе, где жители ничего не хотят знать и ни о чём не беспокоятся, любое место сразу становится безлюдным. Конечно, никто не снимает вину с Попкова и Шувалова и не пытается их оправдать. Но, по мнению Сулим и тех, кто занимался этими уголовными делами, огромная проблема заключается в том, что подобных преступников подолгу не могут поймать. А на это, помимо общего безразличия, влияют и системные ошибки сотрудников правоохранительных органов: неумение и нежелание работать с серийностью и «висяками», необходимость параллельно отчитываться о раскрытых делах, попытки вписаться в выделенный бюджет по определённым видам экспертиз накладывают ограничения даже на эффективные оперативные группы.
Из этого и сделали вывод, что он показывал постовым свое удостоверение или был им знаком. Поражает, что лишь после 2010 года при активном участии группы начали искать одновременно по двум и более совпадающим признакам, сократив при этом базу с 30 тысяч подозреваемых до 600 человек. По факту после чего маньяка и взяли. Поражает наплевательское отношение руководства к человеческим жизням, и одновременно вызывают восхищение люди, зубами вцепившиеся в это дело, беззаветно преданные работе. Мне жаль, что это сильно влияет на их личные жизни, очень понимаю недоумение близких, когда с ними делятся радостью о нахождении берцовых костей при просеивании песка через панцирную сетку на очередном пустыре. Настоящие профессионалы своего дела, с уникальным опытом за плечами, борцы не только с нечистью, но и в итоге с системой, оказались в итоге не у дел. Это же легенды, не зелёные новички, которых можно бросить на висяки, которых выше крыши, но нет. Поздравляем, вот вам шоколадная медаль и десять тысяч рублей, пенсия за выслугу лет, не мозольте тут глаза больше. Словом, с одной стороны, возвращает веру в людей, с другой - закапывает её. Личность преступника раскрывается со всех сторон как через призму мнений о нём других, так и большим интервью в конце книги. Саша Сулим даёт понять, что Попков все осознавал и действовал умышленно. В беседах не замечено раскаяния или сожаления, при этом он производит впечатление адекватного человека. Страшно, что маньяк - это не Пеннивайз или Фрэдди, а в общем-то с виду обычный человек с лютыми вывертами в мозгах.
Девочка выбрала самые широченные, с отстрочкой. Сулим признавалась, что это едва ли не единственная вещь, которую она носила очень долго и до сих пор хранит, хотя обычно предпочитает выбрасывать всё ненужное. Училась Саша в специализированной школе с углубленным изучением французского языка и мечтала побывать в Париже. Ей было 14 лет, когда мечта осуществилась. Экскурсии, на которые водили их группу, девочку интересовали мало — она сама могла быть гидом по французской столице, поскольку ещё до поездки изучила ее вдоль и поперек. Саша Сулим в юности Приехав домой, Сулим посмотрела в кинотеатре картину Франсуа Трюффо «400 ударов». Впечатление от «новой волны» французского кинематографа было настолько сильным, что она захотела погрузиться в этот мир. Так в 19 лет Александра поступила на факультет кино в Сорбонне. Режиссером девушка не стала, хотя очень ответственно подходила к учебе на протяжении трех лет. Она решила, что лучше начнет изучать и писать о киноиндустрии и людях, имеющих к ней отношение. Окончив школу журналистики Института политических исследований, Сулим успела поработать во французском информагентстве AFP, на телеканале iTele и других зарубежных медиа. Она сразу зарекомендовала себя как вдумчивый и дотошный репортер, написав большой материал об Антоне Харитонове из Санкт-Петербурга, страдающем аутизмом. Саша Сулим на интервью с «ангарским маньяком» Но как о профессиональной журналистке о Сулим заговорили в 2017 году, когда из-под ее пера появилось пять материалов о Михаиле Попкове, бывшем милиционере, который в период с 1992 по 2010 год убил около восьмидесяти женщин в Ангарске и его окрестностях. В числе этих материалов были два интервью — с самим серийным маньяком и следователем, который вел его дело. Рассказывая о работе над темой, журналистка подчеркивала, что меньше всего думала о славе и деньгах: …когда я поехала первый раз в Ангарск, мне хотелось написать этот текст совершенно иначе, чтобы в нем не было налета желтизны, не было смакования. Именно поэтому в первом и втором тексте практически не рассказывалось о жертвах, как он их убивал.
«Нездоровый интерес аудитории». Вместе с Сашей Сулим разбираемся, почему люди фанатеют по маньякам
После задержания ангарского маньяка Карчевский смог установить с Попковым психологический контакт, выведал у серийного убийцы подробности его страшных преступлений и смог довести до суда львиную долю эпизодов по делу душегуба. Журналист Саша Сулим давно занимается этой историей, и в ходе своей командировки в Ангарск она смогла встретиться не только с самим Попковым, но и с людьми, благодаря которым он был пойман. Книга журналистки Саши Сулим — это история самого кровавого убийцы в России и рассказ о людях, которые профессионально искали, находили и сажали в тюрьму серийных преступников вопреки инерции и противодействию правоохранительной системы. Дело ангарского маньяка. 49:23.
«Хайп — не журналистский подход»: Саша Сулим рассказала, когда допустимо брать интервью у маньяка
Но вошло в фильм действительно очень мало, если учитывать, что разговор был многочасовым. Чем вы руководствовались, когда думали, что взять, а что не брать? Было что-то, что вы не взяли по этическим соображениям? Во-первых, люди не всегда говорят интересно, и редко бывает, что каждая фраза несет какую-то информацию и значимость. Во-вторых, у Попкова есть определенная манера: он никогда не отвечает на вопрос прямо. Я ему задавала конкретные, прямые вопросы — а он не начинал цитировать произведения литературы, вспоминать сюжеты из них, но на вопрос так и не отвечал. Естественно, вся эта история про литературу уходила в корзину. Ну зачем это смотреть? В финальный монтаж фильма вошли только те его ответы и мои вопросы, которые были важны для понимания истории. Например, что любит читать Михаил Попков, никакого значения для истории о том, как его ловили, не имеет.
Я сразу вспомнила, что в фильме Ксении Собчак есть вопросы о том, какие журналы он читает и часто ли смотрит порнографию. Имеет ли это общественную значимость, большой вопрос... Вы знаете, и вот эта главная фраза, которую все обсуждают, когда Мохов говорит, что у Елены, одной из его жертв, нет детей до сих пор и надо якобы ему ею заняться… Это ужасно мерзкая фраза, и очевидно, что по ней сразу складывается образ этого человека. Можно было бы даже больше ничего не выкладывать: по этим словам видно его отношение к жертвам, видно, что он не раскаялся, видно, что у него абсолютно отсутствует эмпатия и это совершенно его не смущает. Без какой-то фразы или психиатра, или следователя, или той же жертвы. Там звучат вопросы, значимость которых я не поняла. Например, о том, когда начались месячные. Я не понимаю, зачем мне это. Что это дает истории?
Я не знаю, вероятно, чтобы показать весь масштаб ужаса. Такие детали приводят, когда пишут, например, о том, через что прошли женщины в концлагерях или в ГУЛАГе. Мне кажется, это не самый очевидный образ для того, чтобы показать масштаб ужаса, но я могу ошибаться. Как вы можете ответить на вопрос, зачем брать интервью у таких людей?
Наташу отвели домой. В квартире было много людей, все плакали.
Когда девочка спросила, где мама, ей сказали, что «она навсегда уехала и теперь будет жить в красном домике». По словам Натальи, тогда она вообще не знала, что такое смерть. Она хоть и была накрашена, но все равно синева и зелень проступали. Я офигела и как драпанула оттуда, что меня догнать не могли», — вспоминает Наталья и одновременно машет своей двухлетней дочери, которая наблюдает за нами через окно квартиры на первом этаже. Воспоминания о событиях, которые случились, когда тебе было пять лет, всегда обрывочны. Но еще одну сценку Горелина помнит очень ясно: она, как взрослая, сидит на переднем сиденье милицейской машины и показывает, какой именно дорогой мама водила ее в детский сад.
О том, что маму зверски убили, Наташа узнает только спустя несколько лет.
Здесь речь пойдет именно об ангарском маньяке, а не о каких еще других небольшое упоминание все же будет, буквально пару глав. И опять таки больше не как его ловили, потому что ловили его плохо, целых 20 лет, а о нем самом, о жертвах.
Это моя первая книга о маньяке и я скажу-страшно.
Шоу Саши Сулим сверху и выпуск подкаста «Дела» про Зюзинскую маньячку Сулим же пошла дальше — она нашла следователя по нужному делу и записала интервью с клиническим психологом. Если для Фауста следак — просто ничего не значащее имя, то Саша дает объем важной фигуре в расследовании. Конечно, ей помогают продюсеры в титрах — люди из команды «Редакции» Пивоварова , но все равно такой подход добавляет истории глубины. Плюс, конечно, просмотры.
Читать онлайн Безлюдное место. Как ловят маньяков в России бесплатно
В рамках еще одного исследования полицию попросили оценить эффективность 192 психологических портретов, созданных в ФБР за десять лет, правда, в самом начале развития отдела бихевиористики, в 1970-х. Похожие исследования проводились и в других странах. Издательство: Альпина Паблишер Фокс и Фаррингтон также провели научный эксперимент по влиянию криминальных профилей на полицейские расследования. Они обучили сотрудников одного американского полицейского управления методам криминального профилирования, а спустя год сравнили результаты его работы с тремя другими управлениями, где эти методы не применялись. В России подобных исследований никто не проводил — да и никакой системности в том, как полиция у нас пользуется профайлингом, нет. На сайтах региональных управлений МВД часто публикуют сообщения о том, что сотрудники проходят специальные курсы, связанные с криминальным профилированием, основы профайлинга преподают в университетах МВД. При этом юридически профессии профайлера в России нет, и если их анализ нужно использовать в суде, то его приобщают в качестве «психолого-физиологической экспертизы». Следователи и другие сотрудники российских правоохранительных органов регулярно сотрудничают с профайлерами, но они же иногда привлекают к расследованиям и экстрасенсов, магов и ведьм. Мои собеседники в основном сомневались в эффективности профайлинга — по их словам, зачастую портрет преступника получается настолько общим, что в этом нет никакой практической пользы. Многочисленные типологии преступников лишь описывают, какие бывают убийцы, но не объясняют, откуда берутся маньяки.
Впрочем, как говорит Никита Долгарев, называть маньяками всех подряд серийных убийц и насильников вообще не очень правильно. Маньяк совершает преступления во время маниакальных эпизодов, то есть не владеет собой в момент преступления; многие убийцы, напротив, полностью отдают себе отчет в своих действиях. В этом смысле, как считает Долгарев, и Михаил Попков не маньяк: судя по всему, он себя хорошо контролировал и от маниакальных эпизодов не страдал. Попытки объяснить, где могут быть корни подобных преступлений, конечно, предпринимались. В 1963 году американский психиатр Джон Макдональд изучил 100 пациентов, которые намеревались совершить убийство реализовали свои угрозы только двое из них , и вывел несколько общих для большинства из них характеристик. Оказалось, что они в детстве регулярно мучили животных, устраивали поджоги и мочились в постель после пяти лет. Никита Долгарев также называет эти признаки как характерные для серийных убийц.
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов. Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.
Сбить цель! А потом все меньше, меньше, меньше. Что это вам давало? Вот этого я не могу объяснить. Наступает день — и вы понимаете, что сегодня кого-то убьете? Потом я попадаю в провоцирующую меня ситуацию, и это [убийство] — один из способов решения, выхода из нее. Подсаживали женщин, потом убивали их. И принял гениальное решение — не ставить себя в такие ситуации. Вообще никого не сажать к себе в машину, не подбирать, не останавливаться. Я принял такое решение в 2010 году, и оно работало два года — я ведь прекратил. То есть человек может сам остановиться. Уже после этого ехал я как-то в гараж. Время 19:15, лето, сухая погода. Видимость — восемь кэмэ. Ветер северо-западный, восемь метров в секунду. Выбегает на дорогу женщина, машет. Я остановился. Я говорю: «Ну садитесь. Мне по пути». Как в фильме «Такси» ее довез, от души прокатил, душу отвел. А она мне еще и 200 рублей в благодарность дала. Я про себя еще подумал: «Не зря старался». Думал еще, что могу купить на эти деньги: пол-литра водки или пиво. С точки зрения злодея, который выискивает себе жертву, на фиг я ее на работу вез? Надо было в лес ехать и убивать. Она не на работу должна спешить, а наоборот, никуда не спешить? Главное — гулять. Вот представьте, вы пошли с друзьями в клуб, погуляли там. Вариант номер один: кто-то из них — потрезвее — вызовет вам такси, посадит вас. Вариант номер два: он сам сядет, прокатится и проконтролирует, что вас довезли до дома, и потом вернется дальше догуливать. Вариант номер три: если вы не в клубе, а в гостях, пришли вы на торжество, нормальный хозяин должен вас ночевать оставить и никуда не пускать. Он должен переживать за своих гостей. Так должно быть. Она вся в подтеках, говорит: «Отвезите меня к родителям». Поехал к родителям, постоял возле подъезда, проконтролировал, чтобы она поднялась. Смотрю: чик, свет зажегся. При нашей хрущевской планировке видно ведь, когда свет зажигается в коридоре. И с чувством выполненного долга — что сделал доброе дело — уехал. Если человек меня не провоцировал, если с ее стороны не было никакого предвзятого или негативного отношения, то я довозил ее до дома и еще и телефон просил — если человек был мне симпатичен. Вам прямо надо подробности рассказать? Что вас провоцировало в их поведении? Я так свою дочь учил: или там остаешься ночевать, или звонишь, я тебя домой забираю. Мне кажется, что взрослые женщины так же должны поступать, особенно если они связаны супружескими обязательствами. Это уже другой вопрос. Я вообще не должен решать, кто должен, кто не должен. Это неправильно с точки зрения Уголовного кодекса, с точки зрения общепринятых традиций, с точки зрения правил поведения в обществе, в стране. В некоторых странах раньше блудных женщин забивали камнями, но даже если бы я сейчас жил в такой стране, это не стало бы моим оправданием. При этом в любом обществе осуждают поведение распутной женщины. И еще принципиальный для меня вопрос: по первому эпизоду меня обвиняли также в изнасиловании, несмотря на то что экспертизы указывали на то, что никакого изнасилования не было. Но мне продолжали инкриминировать то, чего я не совершал. Я пытался другое объяснение найти для себя. Возможно, все это было связано с преодолением страха. Преодолеть страх, чтобы появилось хладнокровие. Только не трактуйте это так, что это было что-то вроде тренировки. Когда я только начал в милиции работать и мне приходилось выезжать на места преступления, я на трупы совсем не адекватно реагировал, даже тяжело. Я потом день или два не в своей тарелке себя чувствовал, кушать не мог. Заснуть не мог. Вот вы курицу любите разделывать? Даже если человек суперкулинар, он к этому процессу брезгливо относится. Какое удовольствие человек может получать от убийства? Ударил два раза, побыстрее сел в машину и удрал с места происшествия. О каком здесь удовольствии речь? Чисто физиологически, с точки зрения медицины, он получает дозу адреналина. Это к удовольствию относится или нет? Конечно, я ненормальный, раз такое совершил. Логичный ответ? Конечно, нормальный, раз несу ответственность и получил пожизненное лишение свободы. Одно и то же, но двумя разными фразами. В психологических тестах — для нормальных людей, не для осужденных — часто есть такой вопрос: бывают ли у вас случаи, когда вы так сильно возбуждены эмоционально, что можете сказать кому-то: «Я тебя убью»? Самое интересное, если на этот вопрос ответить «нет», психолог, психиатр воспримет это как неискренний ответ. То есть считается, что у нормального человека ответ должен быть «да», он должен поставить крестик. Этот вопрос, кстати, присутствует в тестировании на милицейской медкомиссии. Но если и снятся, то очень редко. Может вообще очень длительное время ничего такого не сниться. Но если и снится что-то неприятное, то скорее оно связано с дочерью. Вот интересно. Когда кто-то пишет книгу и снимает фильм — триллер, откуда он берет информацию о том, как это на самом деле. Он же не идет к человеку типа меня и не советуется со мной как с консультантом о том, как ему в книжке лучше описать чувства злодея, мучается он или не мучается? Вы только не смейтесь. Но на самом деле он такого не делает, он идет к кому-то — к психиатру, который только трафаретами мыслит. Я могу знаете, как мучиться? Начинаю себя накручивать, что я теперь никогда не выйду отсюда. С другой стороны, зачем мне себя накручивать, если есть возможность отключить образы и мысли. Я стараюсь не думать. Себя ведь можно приучить к определенному распорядку, к определенным мыслям, определенному алгоритму, даже в том, что касается анализа информации, поступающей из телевизора. Себя можно контролировать, собой можно руководить. Но с точки зрения психиатрии человек может годы держать себя в рамках, пока негативная энергия не накопится в нем настолько, что польется через край. Ключевой момент здесь — как эта энергия проявляется? Что происходит, когда отрицательная энергия накопилась? Один человек может застрелиться, другой — в петлю залезть, третий — самолет с пассажирами в гору развернуть видимо, имеется в виду катастрофа с самолетом Germanwings 24 марта 2015 года — второй пилот заперся в кабине и направил самолет в гору; погибли 150 человек — прим.
Вашингтон — город, где я никого не знаю. Для того, чтобы написать книгу, мне потребовалось изменить свой образ жизни, сосредоточиться на работе — и там это было не так уж тяжело. Вообще я когда-то мечтала писать в Париже — думала: «Я так люблю этот город, он так вдохновляет! А потом поняла, что в Париже мне все время хотелось бы увидеться со столькими людьми, сходить в столько мест... За три месяца в Вашингтоне я сделала многое: переработала для книги материалы уголовного дела и расшифровки интервью, которые брала у героев своих статей на протяжении двух лет. С тем же Артемом Дубыниным руководитель следственно-оперативной группы, которая задержала маньяка. Для книги мне нужно было все это заново перечитать, проанализировать, выбрать какие-то кусочки. Вскоре из этих материалов я собрала черновик, над которым мы продолжили работать с редактором книги, Александром Горбачевым, когда я вернулась в Москву. Кажется, мне еще никогда так сильно не хотелось оказаться в Москве. Я мечтала о том, как приеду, увижусь со своими друзьями, позову их в гости, как мы пойдем в кафе есть московскую еду… А потом я вернулась, успела встретиться буквально с парой человек — и начался карантин. Так что фактически я из одной самоизоляции приехала в другую улыбается. В блоге ты размышляла о предубеждениях, с которыми часто сталкивается женщина без партнера на постсоветском пространстве. Какой фидбэк ты получила, затронув эту тему? То есть были какие-то прямо, не побоюсь этого слова, обесценивающие реплики. При этом девушки и женщины писали: «Спасибо, теперь я понимаю, что не я одна об этом думаю». Когда я читаю такие комментарии, я радуюсь — значит, мы перестаем замалчивать тему, проблемную для многих. Ведь даже если мы сами не одиноки, у нас часто есть родственницы и подруги-синглы; синглом вообще, к сожалению, можно стать в любой момент. Поэтому говорить о предрассудках, окружающих «одиночек», довольно важно, и я готова поднимать эту тему снова и снова. Почему ты вообще начала вести блог? Что-то изменилось в нем за год? Не знаю, сейчас уже сложно сказать, что для меня было главным триггером. Но мне точно хотелось иметь площадку, не связанную с конкретным СМИ, где я смогу писать о чем-то «для себя» — ведь меня тогда многие знали именно как автора «Медузы». Мне нравится Instagram, так что я решила писать там. Фотосессию я заказала перед отъездом в Вашингтон — подумала, что блог поможет немного отдыхать от работы над книгой. Конечно, за год блог изменился. В Вашингтоне со мной ничего особенного не происходило, я была сконцентрирована на теме синглов и писала о том, что меня волновало, когда я собиралась запустить блог. Потом случилась самоизоляция, и я поняла, что какие-то ценности, в которых я была уверена, — независимость, самостоятельность — для меня как будто немного пошатнулись. Во время карантина я очень остро почувствовала одиночество — когда ты не можешь физически выходить к людям, видеть их, встречаться с друзьями… Летом я поставила себе Tinder и об этом опыте тоже рассказывала в блоге. А сейчас больше пишу о своей профессиональной жизни: о работе на канале «Редакция», о книге. Каждый новый проект приносит новую волну подписчиков — и мне интересно следить за тем, как блог объединяет довольно разные аудитории. В целом меня все устраивает — кроме того, что посты я пишу не так часто, как хотелось бы: у меня сейчас не очень много фотографий смеется. Фото из личного архива — Чем ты планируешь заниматься после такого большого события, как выход книги? Кроме того, я хочу написать еще одну книгу, поучаствовать в нескольких проектах, связанных с производством видеоконтента... Но так получилось, что свобода, которая больше невозможна на телевидении, снова вернулась в нашу жизнь на YouTube. Здесь можно совсем по-другому снимать, можно брать совершенно иные темы. При этом, конечно, есть особенности формата, к которым я привыкаю заново. Например, в тексте ты всегда можешь сослаться на анонимный источник, а вот как показать его на видео? Для тебя это важно? А если ты начал останавливаться — все, можно уходить на пенсию и в лучшем случае вещать с кафедры. Мне повезло — я не оказывалась в ситуации, когда на работу вместо меня брали мужчину или мне платили бы меньше, чем коллегам-мужчинам. Но я знаю, что такое происходит, и размышляла о том, почему мне удалось этого избежать. Может быть, дело в самой отрасли. По моим ощущениям, в журналистике — если мы говорим не о руководящих должностях, а о «полевой» работе — меньше гендерных ограничений. Например, я никогда не сталкивалась с тем, чтобы женщину не отпускали в командировку в горячую точку и говорили, что это «мужская» работа.
«Этой темы не существует, лучше напиши о том, что в России нет демократии»
Москва, ул. Полковая, д. Политика, экономика, происшествия, общество.
Подрабатывал извозом и рытьём могил [8]. Убийства[ править править код ] С ноября 1994 по 2000 годы в Ангарске было совершено 29 жестоких убийств молодых женщин, которые, ввиду схожести в преступном почерке и типаже жертвы, следователи объединили в одну серию. По мнению медэкспертов, преступник использовал различные орудия убийства: топор, нож, шило, отвёртку, удавку, в отдельных эпизодах пуская в ход несколько разных орудий подряд. Например, одной из жертв он нанёс множественные удары по голове металлическим предметом, 8 колотых ран отвёрткой, а также колото-резаные раны лица и шеи. В девяти случаях смерть жертвы наступала от множественных ударов топора [9]. Возраст большинства жертв на момент убийства составлял от 15 до 28 лет, ещё четырём было от 35 до 40 лет. Все женщины были среднего роста 155—170 см и склонны к полноте. Все, кроме одной, в момент убийства находились в состоянии алкогольного опьянения средней или сильной степени и перед смертью подверглись изнасилованию.
Единственная жертва, которая в момент нападения была трезва, изнасилована не была. Преступник задушил её шарфом и нанёс удары ножом по уже мёртвому телу. Одну из жертв Попков сжёг после убийства, у другой вырезал сердце [9]. Убийца оставлял жертв в окрестностях Ангарска, в лесах, прилегающих к просёлочным дорогам, отходящим от крупных автострад Сибирский тракт , объездное шоссе Красноярск — Иркутск. Расследование[ править править код ] Схожесть типажа жертвы и поведения потерпевших в момент убийства привела следствие к выводу, что убийства совершаются одним лицом. В 1998 году в Ангарске появился слух об орудующем в городе маньяке, и в декабре того же года была сформирована следственно-оперативная группа, состоявшая из работников прокуратуры, УВД и РУБОП. На счёт убийцы тогда относили 24 жертвы [9]. За последующие полтора года следствие по делам нераскрытых убийств нисколько не продвинулось, и в июне 2000 года была создана новая следственно-оперативная группа при участии старшего помощника Восточно-Сибирского транспортного прокурора по надзору за исполнением Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» и расследованием дел особой важности Николая Китаева , известного по делу серийного убийцы Василия Кулика. Китаев, проанализировав 15 дел о нераскрытых убийствах в Ангарске, сделал заключение, что следственные мероприятия по этим делам проводились некачественно [9] [4]. В частности, 28 января 1998 года в снегу в микрорайоне Байкальск в Ангарске в бессознательном состоянии из-за тяжёлых травм головы была обнаружена обнажённая девушка.
Я поняла, что очень хочу быть журналистом, классе в девятом-десятом. Я выросла в Минске и собиралась поступать на факультет журналистики в Белорусском государственном университете, а для этого нужно было иметь публикации. В середине 2000-х толком не было онлайн-изданий, поэтому в первую очередь речь шла о статьях в газете. Я стала искать возможность опубликоваться, писала первые, еще совсем ученические, тексты. Мне было лет 15-16, и я чувствовала, как меняется мое самоощущение: я уже не просто подросток, я немного в серьезном взрослом мире, хожу на мероприятия, пишу о них, сдаю в редакцию статьи. В итоге на факультет журналистики я поступила — и с первого курса начала работать. Тогда у нас издавалась «Белорусская деловая газета» — такой местный «Коммерсант», — очень классная, с крутыми журналистами, и мне повезло туда попасть. Я писала для них тексты, связанные с культурой.
На втором курсе я стала работать в телевизионной студии, мы снимали сюжеты для молодежной программы… Вообще до «Медузы» я чаще всего писала на культурные темы. Мне всегда очень нравилось кино, так что в Минске я делала сюжеты о белорусских режиссерах, интервью с ними. Когда я изучала кино в Париже, я писала заметки для русскоязычной газеты «Русская мысль» и еще для одного русского журнала из Лондона — о выставках, фестивалях, биеннале. И когда я из Парижа переехала в Москву, то работала сначала в журнале о кино, потом — в программе о кино на ТВ. Сейчас это может прозвучать странно, но в начале 2010-х мне очень хотелось работать на телевидении. Я ходила в детский сад, куда однажды почему-то пришла учительница и начала разучивать с нами французские слова. А потом, тоже совершенно случайно, я пошла в школу, в которой основным иностранным языком оказался французский — причем его мы учили с первого класса, а английский начинался только в пятом. В школе мы изучали французскую культуру, ставили, например, мюзикл «Нотр-Дам-де-Пари».
В 13 лет я впервые поехала во Францию по языковой программе и вскоре начала неплохо говорить по-французски. Примерно в те же годы я впервые побывала в Париже и влюбилась в этот город: мне очень захотелось когда-нибудь приехать сюда учиться и вообще здесь жить. В 2006 году у меня это получилось: я поступила на факультет кино и телевидения в Сорбонне. Майские протесты 1968 года в стране прошли не зря, студенты тогда фактически добились «образования для всех». Так что у меня были очень простые вступительные испытания: сдать тест на знание французского языка и написать мотивационное письмо. Да, я платила за обучение около 500 евро в год, но по сравнению с расценками в университетах других стран это абсолютно символическая сумма. Однако с французскими университетами есть и некоторая проблема: они почти не дают прикладных профессиональных навыков. В Сорбонне мы изучали теорию и историю кинематографа, занимались скорее киноведением.
Такое образование во Франции не очень ценится, потому что с ним сложно найти работу. Там престижно учиться в образовательных учреждениях другого типа — их обычно называют «школами». В такое место — в Высшую школу журналистики при Институте политических наук в Париже — я и перевелась на четвертом курсе. Французам туда сложнее поступить, но для иностранных абитуриентов в школе отдельный конкурс. У меня к тому моменту было оконченное высшее образование, поскольку я заочно доучилась на журфаке в Минске, и хорошее портфолио — так что я этот конкурс прошла. Но почему из Парижа ты переехала именно в Москву? Мне тогда было 23. Учитывая, что я выросла в Минске, это как будто бы поздно — но до определенного момента я никогда не думала о том, чтобы жить в России и работать в этой стране.
То есть дома мы, конечно, смотрели российские телеканалы, тот же НТВ, который еще был хорошим, — и, когда я начинала мечтать о журналистике, меня безусловно вдохновлял Леонид Парфенов и его «Намедни». Однако мне совсем не хотелось переезжать в Россию и «покорять Москву» — я связывала свое будущее с Францией. А потом — и я очень благодарна за это годам, которые прожила в Париже, — у меня внутри все глобально переломилось. Очень сильно поменялся понятийный аппарат, я по-другому стала думать о том, чтобы «уехать», «вернуться» или «остаться». У нас ведь часто считается, что если ты уехал в «классное» место, а потом вернулся — то у тебя что-то не получилось, ты неудачник. В Париже я перестала ощущать себя внутри этой логики. Институт, в котором я училась, был очень престижным местом, откуда вышли многие французские политики. Среди студентов моей группы были дети дипломатов и экспатов, люди, детство которых прошло в поездках по разным странам.
Так вот, в том числе благодаря общению с ними я перестала думать о том, что в какой-то стране круто жить, а в какой-то — нет. Когда они узнавали, что я владею русским и могу поехать работать в Россию, то говорили, что завидуют мне, рассказывали, что хотят уехать из Франции — ну знаешь, такое «Пора валить». Многим из моих одногруппников казалось, что в их стране нечего делать и неинтересно работать, они мечтали отправиться в Дели, в Гонконг, в США… И я, глядя на них, понимала: в мире много мест, где ты можешь развиваться как профессионал. Если тебе это нужно — ты едешь в такое место, и неважно, высокий там ВВП или низкий.
Даже вопросов никто никаких не задал: ни где я был, ни что я делал. Наступило успокоение — относительное, конечно. Ну а дальше, возможно, ситуация аналогичная была, только я уже более хладнокровно все сделал, контролируя себя, понимая, что вроде это и не так страшно. Или не страшны последствия? Что касается первого вопроса, не уверен, что слово «страшно» здесь уместно. Например, я ударил человека молотком или топором — все, смерть наступила мгновенно, это доли секунды.
Ладно, второй раз ударил. Сколько на это секунд нужно — два раза ударить? Это не вопрос на засыпку, это чтобы вы поняли, что это буквально какие-то секунды. Посмотрел: вроде крови нет, сел в машину, уехал. Второй пример. Вот человек, который меня выводил [конвоир], ему государство дает добро, как и какому-то снайперу, который держит в прицеле цель. Ему сказали: «Первый, огонь! Или третий вариант: летчик-истребитель Советской армии летит, крыльями машет «боингу» южнокорейскому, а в нем 278 пассажиров. Ему: «Сокол, огонь! Сбить цель!
А потом все меньше, меньше, меньше. Что это вам давало? Вот этого я не могу объяснить. Наступает день — и вы понимаете, что сегодня кого-то убьете? Потом я попадаю в провоцирующую меня ситуацию, и это [убийство] — один из способов решения, выхода из нее. Подсаживали женщин, потом убивали их. И принял гениальное решение — не ставить себя в такие ситуации. Вообще никого не сажать к себе в машину, не подбирать, не останавливаться. Я принял такое решение в 2010 году, и оно работало два года — я ведь прекратил. То есть человек может сам остановиться.
Уже после этого ехал я как-то в гараж. Время 19:15, лето, сухая погода. Видимость — восемь кэмэ. Ветер северо-западный, восемь метров в секунду. Выбегает на дорогу женщина, машет. Я остановился. Я говорю: «Ну садитесь. Мне по пути». Как в фильме «Такси» ее довез, от души прокатил, душу отвел. А она мне еще и 200 рублей в благодарность дала.
Я про себя еще подумал: «Не зря старался». Думал еще, что могу купить на эти деньги: пол-литра водки или пиво. С точки зрения злодея, который выискивает себе жертву, на фиг я ее на работу вез? Надо было в лес ехать и убивать. Она не на работу должна спешить, а наоборот, никуда не спешить? Главное — гулять. Вот представьте, вы пошли с друзьями в клуб, погуляли там. Вариант номер один: кто-то из них — потрезвее — вызовет вам такси, посадит вас. Вариант номер два: он сам сядет, прокатится и проконтролирует, что вас довезли до дома, и потом вернется дальше догуливать. Вариант номер три: если вы не в клубе, а в гостях, пришли вы на торжество, нормальный хозяин должен вас ночевать оставить и никуда не пускать.
Он должен переживать за своих гостей. Так должно быть. Она вся в подтеках, говорит: «Отвезите меня к родителям». Поехал к родителям, постоял возле подъезда, проконтролировал, чтобы она поднялась. Смотрю: чик, свет зажегся. При нашей хрущевской планировке видно ведь, когда свет зажигается в коридоре. И с чувством выполненного долга — что сделал доброе дело — уехал. Если человек меня не провоцировал, если с ее стороны не было никакого предвзятого или негативного отношения, то я довозил ее до дома и еще и телефон просил — если человек был мне симпатичен. Вам прямо надо подробности рассказать? Что вас провоцировало в их поведении?
Истории, леденящие кровь: 5 выпусков подкаста «Дела» о маньяках Саши Сулим
Саша Сулим (Sasha Sulim). Журналистка Саша Сулим и комики Расул Чабдаров и Павел Дедищев обсуждают реальные преступления, которые были совершены на территории СССР и современной России. В издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга Саши Сулим «Безлюдное место: Как ловят маньяков в России». В этом выпуске мы подробно обсудим, как тольяттинскому маньяку удалось избежать ареста после первой поимки, почему его близких совсем не удивили его преступления и зачем он сознается в новых убийствах спустя 20 лет после поимки. Журналистка Саша Сулим съездила в Ангарск, чтобы рассказать историю «ангарского маньяка» и следователей, которые его ловили. «Правмир» поговорил с Сашей Сулим о том, можно ли брать интервью у таких людей и как делать это корректно.
Автор книги об ангарском маньяке назвала тюменскую Лесобазу "самым страшным местом в России"
Больше, чем Чикатило. Появился фильм про "ангарского маньяка" Попкова, убившего более 80 женщин | Об «ангарском маньяке» всерьез заговорили только в 2002 году, после публикации статьи в «Московском комсомольце». |
Саша Сулим: ангарский маньяк и радости одинокого человека. Слушать в Звуке | Саша Сулим (Sasha Sulim). |
Саша Сулим — о деле ангарского маньяка, его жертвах и безлюдных местах | Видео | Журналистка Саша Сулим, написавшая книгу об ангарском маньяке, сняла фильм о детях, пропадающих в Тюмени с 1997 года. |
«Ангарский маньяк» дал интервью журналистке Саше Сулим | Иркутская область | ФедералПресс | Как герой книги Саши Сулим. |
Безлюдное место. Как ловят маньяков в России
Книга журналистки Саши Сулим – это история самого кровавого убийцы в России и рассказ о людях, которые профессионально искали, находили и сажали в тюрьму серийных преступников вопреки инерции и противодействию правоохранительной системы. Автор программы, журналистка Саша Сулим пообщалась с участниками «маньячной группы», которая ловила Попкова с 2002 года; родственниками жертв — они проходят потерпевшими по делу; а также с женщиной, которой удалось выжить после встречи с убийцей. Интервью с ангарским маньяком она опубликовала 17 апреля на своем YouTube-канале. Ренат Мухамбаев, Саша Ваш, Амир Гурбанов, Илья Швецов, Александр Якушев. По словам Саши Сулим, ангарский, да и любой другой маньяк — это следствие недоработки системы правоохранительных органов.
«Ангарский маньяк» дал интервью журналистке Саше Сулим
Подписка на URA. RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки. Закрыть Журналистка Саша Сулим, написавшая книгу об Ангарском маньяке Михаиле Попкове, сняла фильм о детях, пропадающих в Тюмени с 1997 года.
В журналистских материалах Саши Сулим довольно подробно рассказано о злодеяниях убийцы и деятельности «маньячной группы». Книга дополняет растиражированные в СМИ факты историями сломанных судеб и детально прорисованным фоном. Прежде чем читатель устремится в промозглые сибирские леса и прокуренные милицейские кабинеты, Саша Сулим описывает криминальные реалии Ангарска девяностых.
Суровые времена ожесточили людей и сделали насилие чем-то обыденным. Несколько женских трупов не сразу навели на мысль о серийном убийце даже специалистов — куда проще было представить их очередными жертвами бандитского беспредела. Историк Люси Уорсли отмечала, что резонансные жестокие убийства еще в позапрошлом веке сформировали специфический жанр криминального репортажа с «небрежностью в освещении фактов, живописным выпячиванием чудовищных и скандальных подробностей и откровенным игнорированием всего, способного помешать поспешным выводам». Саша Сулим избегает таких одиозных клише. Она предпочитает опираться на подтвержденные факты, свидетельства очевидцев и уклоняется от скоропалительных суждений. Книга четко выстроена вокруг дела ангарского маньяка и обходится без лирических отступлений, но за историей расследования вырисовывается портрет современной России со всеми ее психологическими травмами, комплексами и заблуждениями. Серийные убийства считаются одним из самых сложных для расследования видов преступлений. Чаще всего жертву и злодея ничто не связывает. На месте преступления они встречаются в первый и последний раз.
В популярных триллерах расследование серии убийств чем-то напоминает партию в шахматы. Злодей творит свое черное дело, убирая с доски все новых и новых жертв, а сыщик должен вникнуть в его извращенную логику и прервать кровавую последовательность. В российских реалиях, которые описывает Саша Сулим в своей книге, будет более уместным сравнение с игрой в морской бой: допросами и экспертизами насколько хватает бюджета следствие вслепую бьет по клеточкам, чаще всего натыкаясь на очередное «мимо».
Книга журналистки Саши Сулим «Медуза», «Редакция» — это история самого кровавого убийцы в России и рассказ о людях, которые профессионально искали, находили и сажали в тюрьму серийных преступников вопреки инерции и противодействию правоохранительной системы. Это ответ не только на вопрос, как ловят маньяков в России, но и на вопрос, почему их часто не ловят вовсе.
Саша дважды взяла у него интервью, а в 2020 году выпустила книгу «Безлюдное место. Как ловят маньяков в России», в которой подробно рассказала об этом деле. Расследование его преступлений началось только в 2002 году, спустя десять лет после первого убийства, еще 10 лет понадобилось, чтобы выйти на след преступника.
Истории, леденящие кровь: 5 выпусков подкаста «Дела» о маньяках Саши Сулим
59-летний Михаил Попков, прозванный «ангарским маньяком» (Ангарск находится в 40 км от Иркутска) – самый кровавый убийца в истории современной России (у Андрея Чикатило – 53 доказанных убийства). 59-летний Михаил Попков, прозванный «ангарским маньяком» (Ангарск находится в 40 км от Иркутска) – самый кровавый убийца в истории современной России (у Андрея Чикатило – 53 доказанных убийства). Артем Дубынин, человек, который помог раскрыть дело ангарского маньяка, случайно узнал о насильнике в Тулуне и начал расследование. •. Саша Сулим и Михаил Попков / кадр из интервью.
Безлюдное место. Как ловят маньяков в России
Саша Сулим: Мне было важно, чтобы маньяк не стал героем — Викиновости | Как герой книги Саши Сулим. |
Больше, чем Чикатило. Появился фильм про "ангарского маньяка" Попкова, убившего более 80 женщин | СПРАВКА МИХАИЛ ПОПКОВ В 1967 году Попков переехал вместе с родителями в Ангарск из Красноярского края, в 1983 – окончил Ангарский политехнический техникум. |
Что такое профайлинг и как он помог найти ангарского маньяка | Журналист Саша Сулим давно занимается этой историей, и в ходе своей командировки в Ангарск она смогла встретиться не только с самим Попковым, но и с людьми, благодаря которым он был пойман. |
Как относиться к интервью Ксении Собчак с маньяком. Мнения экспертов | В журналистских материалах Саши Сулим довольно подробно рассказано о злодеяниях убийцы и деятельности «маньячной группы». |