2890живопись Михаил Врубель символизм художник. Фотография первоначального эскиза картины «Демон поверженный», раскрашенная Врубелем / Фото: Алёна Абрамова. На выставку-блокбастер Михаила Врубеля впервые за 60 лет в Петербург прибыли работы художника из Третьяковской галереи. Показ такой творческой кухни разных картин на выставке повторен неоднократно, потому что для Врубеля создание этюдов, многие из которых в итоге лучше финальной версии, было типичным. Все работы художника Михаила Александровича Врубеля.
Михаил Врубель: что предсказал своими картинами гениальный русский художник
Он учился на юриста по настоянию отца, но потом поступил в Академию художеств. Врубель писал портреты современников и пейзажи, иконы, фрески, работал с мозаикой и рисовал эскизы театральных костюмов и декорации, создавал произведения, навеянные русской и античной мифологией и классической литературой. Художник выработал особый стиль создания картин филигранными угловатыми мазками, напоминавшими мозаику. Среди его работ - иллюстрации к произведениям Михаила Лермонтова, композиции, навеянные поэтическими образами Александра Пушкина и Иоганна Вольфганга Гете.
Первое впечатление: сумасшедший! После обычных приветствий он спросил меня: «Это Вас я должен писать? Сразу выражение его лица изменилось. Сквозь безумие проглянул гений». Когда Врубель писал Брюсова, окружающие стали замечать, что у него происходит что-то странное с глазами, художник вынужден был подходить очень близко, чтобы разглядеть модель.
Новое страдание шло с ужасающей быстротой, кончив портрет Брюсова, Врубель почти не видел своей работы. Михаил Врубель понимал весь ужас своего положения, художник, мир которого был сказочно прекрасен, — теперь почти слепой… Он стал отказываться от еды, говоря, что если он будет голодать 10 лет, то прозреет и рисунок у него будет необыкновенно хорош. Несчастный художник теперь стеснялся знакомых, он говорил: «Зачем им приходить, я ведь их не вижу». Внешний мир все меньше соприкасался с Михаилом Врубелем. Несмотря на все старания его сестры и жены, которые регулярно навещали художника, он погружался в мир собственных грез: рассказывал что-то вроде сказок, что у него будут глаза из изумруда, что он создал все свои произведения во времена Древнего мира или эпохи Возрождения. Последний год жизни Врубель все настойчивее отказывался от мяса, говоря, что не хочет есть «убоины», так что ему стали сервировать вегетарианский стол. Силы постепенно покидали художника, иногда он говорил, что «устал жить». Сидя в саду в свое последнее лето, он как-то сказал: «Воробьи чирикают мне — чуть жив, чуть жив».
Общий облик больного становился как бы утонченнее, одухотвореннее. Врубель шел к концу с полным спокойствием. Когда у него началось воспаление легких, перешедшее затем в скоротечную чахотку, он воспринял это спокойно.
Заказчик поражался академической манере художника, однако, чем больше Врубель занимался росписью, тем больше он приходил к выводу, что его не совсем устраивает традиционная подача линий и цвета, которую он использовал. Он попытался использовать для передачи формы и цвета дробный стиль, при котором изображение словно распадалось на несколько фрагментов, а также попробовал отобразить в рисунках мятежного демона, прообразом которого стал библейский Люцифер. Однако все эти попытки реализоваться нашли отторжение публики.
Положение усугубилось тем, что к творческому кризису добавился кризис душевный: Врубель безответно влюбился и решил вернуться в Петербург. Врубель взялся оформлять панно к Всероссийской нижегородской выставке, где он начал рисовать иллюстрацию к былине «Микула Селянинович», но его фантасмагоричный стиль, полный необычных перепадов цветов, категорически не понравился государственным критикам. Несмотря на неприятие общества, Врубель продолжал творить. Полотном его жизни стал «Демон» — художник всё-таки смог воплотить свою мечту и изобразить тёмного ангела в качестве иллюстрации к переизданию собрания сочинений Лермонтова.
Впрочем, стоит принять к сведению, что рисунок был сделан в клинике «Фантазия», 1903—1904. Надеемся, не будет большой натяжкой и такое предположение, что и серия с растрепанным, вихревым узором из ветвей и цветов сирени создавалась Врубелем как раз в ожидании того, когда оттуда проявится, в конце концов вынырнет таинственное женское лицо.
Можно еще вспомнить о ранней «Девочке на фоне персидского ковра» и многих других вещах. Примеры можно множить, и, как говорил Поль Валери, дальше идите сами. Век модерна, art nouveau, буквально присягнул на верность орнаменту и декору. От огромных живописных панно и мозаик до чугунных вьюнов Эктора Гимара для парижского метро, а также книжных заставок и пригласительных билетов самых разных типов — от Вены до Лондона, всюду царила эта украшательская вакханалия. Но все же нечто существенное отличало его на тогдашней европейской карте художеств, что не позволяет безоговорочно причислить художника к какому-либо из германских или австрийских подразделений Сецессиона. Взять тот же узор.
Например, если салонные богини и светские дамы Густава Климта, на которых австриец накидывал прозрачные занавеси или мантии, отделанные золотом, выглядели роскошно задрапированными femmes fatales, то героини Врубеля если их так можно назвать , кажется никогда не знавшие кроя портного, просто родились из девственной природы — из переливов перламутра, морской воды, играющих самоцветов и трепета перьев вспомним «Царевну Лебедь» или «Жемчужину». У русского художника, кажется, и в мыслях не было никакой фривольности что-то отдаленно похожее на эротику появилось у него во время пребывания в клинике, да и то ненадолго. И если у героинь Климта узор — это только примета альковной игры, то у персонажей Врубеля — это знак их места в природе, в мире. Врубель, пренебрежительно относившийся к искусству служения высокой социальной миссии то есть отторгавший «передвижнический содержательный проект» , был все же исполнен идеи высокого служения опять же некой Истине, под которой нужно подразумевать Искусство и Мастерство. Возможно, отсюда его бесконечные графические штудии, которые своей сложностью свели бы с ума любого другого художника, но которые Врубеля именно что спасли, удерживали над пропастью безумия, они должны были быть свидетельствами его неугасающего мастерства. Русское искусство почти никогда не могло жить без надрывного служения.
А маэстрия художественного исполнения была как раз тем, к чему отечественные мастера стремились и в то же время к чему боялись приблизиться.
Русский музей опубликовал виртуальную выставку «Михаил Врубель» - События
Среди первых заказов Михаила Врубеля оказался особняк Елизаветы Дункер, племянницы поэта Афанасия Фета. Странным образом, Михаил Врубель впервые стал писать Демона в то время, когда расписывал Кирилловскую церковь и делал эскизы для Владимирского собора в Киеве. Михаил Врубель. Галерея картин.
12 главных шедевров Михаила Врубеля
Трагический гений живописи Михаил Врубель. Речь идет о картинах «Автопортрет» и «Мужской портрет» (репродукция с рисунка Врубеля «Портрет врача Левицкого»). Картину "Автопортрет" Михаила Врубеля и репродукцию "Мужской портрет" (с рисунка Врубеля "Портрет врача Левицкого" 1904 года) признали бесхозяйными и передали их в собственность России. Ангелы и Демоны, но самый пронзительный – черное-белая графическая Раковина.
Здания-картины: где в Москве можно увидеть работы Врубеля
Долой ваш строй! Долой вашу религию! А пока, в 1899-м, мощный Демон на холсте Врубеля летит прямо на зрителя, и в его облике проступают черты муки и обреченности. Помрачение Образ Демона как вольнолюбивого мятежника пришел в искусство вместе с романтизмом. Новозаветные тексты полностью отказываются от наглядных образов сатаны. Теологическая литература не описывает внешность дьявола либо пользуется метафорами.
Напротив, фольклор и изобразительное искусство уделяют этому большое внимание. В Средневековье, изображая сатану, наделяли его исполинским телом неимоверных размеров, животными чертами, многорукостью. Но это всегда были образы зла и тьмы. Голова пророка. Демоны уже позади.
Он смотрит на мир не с презрением, а видя прекрасную тайну и глубину самой жизни. В искусстве — эпоха романтизма с изображением сильных зачастую бунтарских страстей и характеров. Образ сатаны становится почти положительным. Демон —как символ бунтаря-одиночки, бросающего вызов закостенелому обществу. В искусстве появляется целая галерея мятежных демонов — и у Байрона, и у Лермонтова.
Врубель — наследник этой традиции. В свое время Лермонтов пытался отделаться от своего демонического героя. И этот дикий бред Преследовал мой разум много лет. Но я, расставшись с прочими мечтами, И от него отделался — стихами! Хотя вовсе не отделался.
А разве Печорин не демоничен? И разве не демоничны насмешки над недалеким Мартыновым? Вот и Врубель не отделался. Картина «Демон летящий» осталась незаконченной. Но образ Демона вновь полностью владеет художником, взывая к своему новому воплощению.
В декабре 1901 года появляется другая картина — «Демон поверженный». Врубель снова и снова переписывает свое полотно, не прекращая работы даже на выставках в Москве и особенно в Петербурге. На холсте вывернутое, словно под пытками изломанное тело. Врубель надеялся, что картину приобретет Третьяковская галерея. Друзья-художники, от которых зависело приобретение его заветной картины, критикуют неправильную анатомию в изображении фигуры Демона.
Врубель был в бешенстве. Потеряв всякий такт, он откровенно оскорблял Серова, Остроухова и даже свою жену. Остроухов, член Художественного совета Третьяковской галереи, писал по этому поводу: «Врубель так истерзал меня своими сценами, что не могу спокойно смотреть еще его вещь, каждый павлиний глаз крыльев Демона точно кричит мне врубелевскими изнервничавшимися криками... Он не следовал анатомической правильности. Реализм был не важен для него.
Наконец он нашел того, кого искал, — своего подлинно трагического Демона. Его вывернутое, изломанное тело — метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми.
В нем нет примирения, и в душе собираются силы для нового восстания. Врубель намеревается ехать в Париж и там выставить своего «Демона» под названием «Икона». В работе над этой картиной Михаил Александрович впадет в настоящее духовное помрачение. Те, кто видел его в те дни на выставке в Петербурге, были потрясены происходящим. Впрочем, лучше предоставить слово очевидцам.
В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее». Но кажется, дух, которым Врубель пленился и которого возвеличил, насмеялся над ним самим. После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию.
Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. Болезнь Михаила Александровича загадочна. Многое сыграло свою роль в этом срыве: и непонимание Врубеля собратьями-художниками, глухота к его поискам, и, конечно, изматывающая творческая борьба, в которой Врубель пытался запечатлеть сущность Демона. Но Демон постоянно менялся, ускользал, и этот поединок становится наваждением для художника.
А может быть, текучесть сущности и есть суть демонического. Все двоится, троится, ни в чем нельзя нащупать твердой почвы. Найденная истина вскоре оборачивается лукавым обманом. Просветление В больнице Михаил Александрович скоро теряет лоск и утонченность, в нем трудно узнать былого франта. Болезнь обезобразила его внешность.
Сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге, писала: «... Это внешне. А внутри — мукой купленное просветление. Врубель окончательно расстается со своими демонами. В больнице Михаил Александрович рисует портрет своего врача, доктор Усольцева, человека очень религиозного.
Теперь я должен видеть других и полноту образа моего Бога», — пишет Врубель на обороте этой картины. Начинается духовный перелом в исканиях Врубеля. Поздняя работа Врубеля «Шестикрылый серафим» — ангел, приближенный к престолу Бога. Ангел, уничтожающий всякое помрачение: Перстами легкими, как сон, Моих зениц коснулся он.
Даже «Сирень» у Врубеля затягивает зрителя в воронку, в душный, лиловый сумрак. Нет светлости. Повсюду нарастание беспокойства, напряжения. Сильный, особый дар художника, но какая-то беззащитность души перед силами тьмы. Ребенок не прожил и двух лет. Михаила Александровича тогда увезли в психиатрическую клинику в Риге, потом поместили в клинику Сербского в Москве.
Блок заметил: «То немногое, что приходилось слышать о Врубеле, похоже на сказку более, чем на обыкновенную жизнь». Порой на сказку, а порой и на притчу. Ну, вот казалось, Врубель — франт и эстет, для которого последняя истина — в красоте. Случайно ли, но именно у него рождается сын с врожденным уродством — заячьей губой? И Врубель, творивший культ из красоты, так тяжело и страшно переживает этот знак или подсказку своей судьбы. Накануне рождения сына, Саввы, в 1899 году Врубель вновь берется за образ Демона. Совсем другой демон рождается в душе у художника. Тогда в России только появились первые переводы богоборческих сочинений Ницше. Становилась модной драматургия Ибсена. Ангел с кадилом и со свечой.
Человек, имеющий действенную волю, чтобы противостоять обществу, которое пытается поработить и обезличить его. Беда в том, что высокая миссия нового героя часто сметает на своем возвышенном пути обыкновенных людей и вообще все человеческое. И вот проглядывает новая личина Демона. На сей раз это не скорбный юноша в объятьях мировой тоски и одиночества. Врубель страстно берется за работу. В невероятном возбуждении он отправляет записку своему почитателю, господину фон Мекку, который покупал его картины: «Помогите и поскорее достаньте где-нибудь фотографии гор, лучше Кавказских. Я не засну, пока не получу их». В одну ночь на холсте за фигурой Демона выросли пустынные горные хребты. Неземной холод и неживой покой этого пейзажа. Человеческое здесь невозможно.
В конце концов Врубель оставил работу незаконченной. Причины не совсем понятны. В полете Демона, вместо задуманного ощущения мощи и свободы духа, явлено чувство катастрофы, преддверие конца. Кажется, что-то возникло на полотне помимо воли самого Врубеля: может быть, то, что и несет вслед за собой «освободившийся» человек—нигилист. Потом напишут, что Врубель гениально узрел дух Зла, который навис над Европой на рубеже веков. Он уловил тогда еще еле слышный, подземный гул будущих потрясений. Пройдет не так много лет — и этот гул вырвется наружу. Стройными рядами будут шагать по России строители счастья для будущих поколений. И над растерянной, испуганной страной, где голод, коммуналки и разруха, прозвучит голос Маяковского: «Долой вашу любовь! Долой ваше искусство!
Долой ваш строй! Долой вашу религию! А пока, в 1899-м, мощный Демон на холсте Врубеля летит прямо на зрителя, и в его облике проступают черты муки и обреченности. Помрачение Образ Демона как вольнолюбивого мятежника пришел в искусство вместе с романтизмом. Новозаветные тексты полностью отказываются от наглядных образов сатаны. Теологическая литература не описывает внешность дьявола либо пользуется метафорами. Напротив, фольклор и изобразительное искусство уделяют этому большое внимание. В Средневековье, изображая сатану, наделяли его исполинским телом неимоверных размеров, животными чертами, многорукостью. Но это всегда были образы зла и тьмы. Голова пророка.
Демоны уже позади. Он смотрит на мир не с презрением, а видя прекрасную тайну и глубину самой жизни. В искусстве — эпоха романтизма с изображением сильных зачастую бунтарских страстей и характеров. Образ сатаны становится почти положительным. Демон —как символ бунтаря-одиночки, бросающего вызов закостенелому обществу. В искусстве появляется целая галерея мятежных демонов — и у Байрона, и у Лермонтова. Врубель — наследник этой традиции. В свое время Лермонтов пытался отделаться от своего демонического героя. И этот дикий бред Преследовал мой разум много лет. Но я, расставшись с прочими мечтами, И от него отделался — стихами!
Хотя вовсе не отделался. А разве Печорин не демоничен? И разве не демоничны насмешки над недалеким Мартыновым? Вот и Врубель не отделался. Картина «Демон летящий» осталась незаконченной. Но образ Демона вновь полностью владеет художником, взывая к своему новому воплощению. В декабре 1901 года появляется другая картина — «Демон поверженный». Врубель снова и снова переписывает свое полотно, не прекращая работы даже на выставках в Москве и особенно в Петербурге. На холсте вывернутое, словно под пытками изломанное тело. Врубель надеялся, что картину приобретет Третьяковская галерея.
Друзья-художники, от которых зависело приобретение его заветной картины, критикуют неправильную анатомию в изображении фигуры Демона. Врубель был в бешенстве. Потеряв всякий такт, он откровенно оскорблял Серова, Остроухова и даже свою жену. Остроухов, член Художественного совета Третьяковской галереи, писал по этому поводу: «Врубель так истерзал меня своими сценами, что не могу спокойно смотреть еще его вещь, каждый павлиний глаз крыльев Демона точно кричит мне врубелевскими изнервничавшимися криками...
Часть рисунков так и не попала в книгу — современники не смогли оценить по заслугам талант художника. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем».
Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть персонажа. Голова Демона, 1891 г. Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей — огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон сидящий ».
Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности. Голова Демона на фоне гор, 1890 г. В понимании Врубеля, Демон — это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» — «клеветник», а «демон» означает «душа».
В связи с этим прокуратура направила в суд иск о признании картин бесхозяйными и передаче их в собственность государства. В начале ноября в Третьяковской галереи на Крымском валу открылась масштабная выставка «Михаил Врубель». Более 300 произведений мастера прибыли на экспозицию из 14 российских и зарубежных музеев. Многогранный мир Врубеля разместится на трех этажах галереи.
10 шедевров Михаила Врубеля
Как символиста Михаила Врубеля волновала идея пророческой миссии художника. Полюбуемся разнообразными гранями его творчества. Специально к выставке Русский музей готовит ВКонтакте серию видеоматериалов о творческом пути мастера, его самых известных произведениях и тематических циклах. Экспозиция открыта по 2 августа 2022 года. Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.
В экспозицию вошли картины Врубеля "Летящий демон", "Богатырь", "Утро", "Шестикрылый Серафим", которые хранятся в Русском музее, а также "Царевна-Лебедь", "Демон сидящий ", "Пан" из Третьяковки многие другие произведения. Выставка дает представление обо всех периодах творчества Врубеля: от учебы в Академии художеств до присоединения к Мамонтовскому кружку в Москве, декоративно-прикладном искусстве, театральной живописи и последних годах его жизни. Михаил Врубель 1856-1910 родился в Омске, с детства увлекался рисованием.
Он учился на юриста по настоянию отца, но потом поступил в Академию художеств.
Планировать их лучше заранее, так как билеты на ближайшие выходные уже раскуплены. Рассказываем о главных работах. Михаила Врубеля называют одним из самых загадочных русских художников, и это не просто красивые слова. Он получил академическое образование и благодаря школе Павла Чистякова прекрасно писал с натуры, изучал средневековые витражи и мозаики в Венеции, реставрировал фрески и писал иконы в Киеве. Но в своих картинах уже плавно переходил к абстракции — использовал орнамент, крупные мазки и изображал будто какие-то иные миры. Врубель так и не был до конца понят современниками и стал предвестником беспредметного искусства XX века. Кроме того, он обладал визионерским даром — видел в голове целостные образы и композиции — и упорно пытался выразить их в искусстве. Холста для этого было недостаточно, поэтому художник исследовал одни и те же сказочно-мистические мотивы с помощью разных техник, а иногда и синтезировал их, например, пытался перенести майоликовый блеск на полотна.
Приблизиться к разгадке этого творческого метода — вот главная задача кураторов Ирины Шумановой заведующей отделом графики XVIII — начала XX века в Третьяковке и Анатолия Ипполитова научного сотрудника отдела западноевропейского искусства Эрмитажа. На картине в образе царевны из пушкинской сказки изображена жена художника — оперная певица Надежда Забела-Врубель. Репетиции жены вдохновили Врубеля на эту картину, позднее художник также создал декорации к спектаклю. Эта довольно поздняя картина 1900 года словно настраивает на знакомство с Врубелем, поскольку объединяет основные черты его творчества: образ путеводительницы по жизни как и Прекрасная Дама у Блока, Надежда Забела-Врубель становится главной музой художника , опору на литературный сюжет, мистику, демоничность, перламутровые краски, мотив превращений и сочетание реального, театрального и фантазийного. Демониана Врубеля Следующий зал посвящен главной теме в творчестве Врубеля — здесь собрали трех «Демонов». Важно понимать, что это не дьявол и не черт, а некое божество, которое страдает от того, что не может найти себе места ни на земле, ни на небе. Этот образ художник исследовал на протяжении всей жизни. Еще в молодости написал «Демона сидящего»: он погружен в раздумья и одиноко наблюдает за миром с высокой скалы.
Но главным хитом экспозиции стали три «Демона», которых Врубель писал на протяжении 12 лет. Этот образ не только стал центральной темой творчества, но и во многом определил путь и трагическую судьбу художника. Врубель говорил, что его «Демона не понимают — путают с чертом и дьяволом…а «демон» с греческого означает «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа». Изображение природы вокруг на картине тоже необычно — художник использует мастихин и широкую кисть, чтобы «кристаллизовать» все формы, уподобить их мозаике. Второй демон — «Летящий» 1899 года. В этой работе уже совершенно другие цвета, более мрачные, словно трагическое предчувствие. Его появление в творчестве художника было неожиданным — нет ни одного эскиза или упоминаний о том, что Врубель его обдумывал. Этот образ стал во многом подготовкой для разработки последнего демона, завершившего и трилогию, и одновременно карьеру художника, — «Демона поверженного». По словам Ирины Шумановой, если перевернуть «Демона летящего», то как раз выйдет композиция «Демон поверженный». Еще один сюрприз — световой акцент на бронзовом порошке, которым Врубель «золотил» свои картины, создавая таким образом эффект перелива драгоценных камней. Переход от одного зала в другой напоминает смену театрального действия. Архитекторы экспозиции Сергей Чобан и Александр Шейнер превратили залы первого этажа в прорезанную окнами структуру, которая должна подчеркнуть ломаные линии рисунка Врубеля и одновременно стать метафорой его ломаной жизни. Кроме того, каждое окно — это обращение к работе из следующего зала, такой дизайнерский ход подчеркивает, что все работы художника связаны между собой. Со дня знакомства художника в 1889 до ареста Мамонтова в 1899-м они не только тесно сотрудничали, но и дружили. Врубель находился под покровительством этого всесильного мецената. Именно Мамонтов знакомил Врубеля с известными московскими промышленниками, помогал ему реализовывать самые смелые идеи, благодаря чему Врубель еще при жизни стал заметной фигурой в культурной жизни Москвы.
Работы Михаила Врубеля
Картины Михаила Врубеля, первого русского художника-символиста конца ХІХ в., сложно не узнать: его творческая манера настолько самобытна, что его работы невозможно перепутать с другими. Михаил Александрович Врубель (Mikhail Vrubel; родился 17 марта 1856 — умер 14 апреля 1910 гг.) — один из самых значительных русских живописцев конца XIX-начала XX века, творивший и создававший не только живописные шедевры в разных жанрах, но и графические работы, скул. Картины Михаила Врубеля трудно перепутать с работами других художников.
10 неизвестных: демоны Михаила Врубеля
В 1874 году он начинает учиться на юриста, но скоро бросает университет. Михаил Врубель к недовольству отца поступает в Академию художеств в Петербурге. Позже он учится у Павла Чистякова, выдающегося педагога. Тогда же он знакомится с Ильей Репиным, который посоветовал ему начать работать с натурой самостоятельно. Художник много занимается акварелью, рисуя по 10-15 часов в сутки. Когда в 1884 году археолог Адриан Прахов попросил у Чистякова ученика для работы в Кирилловской церкви г. Киев , тот посоветовал Михаила Врубеля.
Талантливый живописец создает росписи и пишет лик ангела для Софийского собора. После поездки в Венецию и создания нескольких икон он получает предложение участвовать в реставрации Владимирского храма. Но его работы вызывают недоумение у заказчиков и вскоре Михаила Александровича отстраняют от работы. Художник возвращается в Москву, где страдает от безденежья, пока не встречается с меценатом Саввой Морозовым. Он пишет иллюстрации к произведению Михаила Лермонтова «Демон», полностью погрузившись в работу.
Цель нашего проекта — показать всю многогранность и богатство русской культуры, привлечь внимание широкой аудитории к творениям гениальных мастеров и рассказать о нюансах и тайнах творческого процесса живым, понятным языком.
Работы художников, скульпторов и архитекторов Серебряного века не только ярко отражают национальный характер и менталитет, но и затрагивают глубокие философско-эстетические проблемы. Наши просветительские онлайн-проекты откроют перед слушателями удивительные факты и новые стороны знаменитых произведений искусства.
Каждое утро, до 12-ти, публика могла видеть, как Врубель «дописывал» свою картину.
В этой последней борьбе 2 месяца спустя художник уже находился в лечебнице было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось всё страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее; его поза, его сложение имели в себе что-то поточно- вывернутое, что-то до последней степени странное и болезненное, общий колорит наоборот становился все более и более фееричным, блестящим.
Целый фейерверк звенящих павлиньих красок рассыпался по крыльям Демона, горы позади зажглись странным торжественным заревом, голова и грудь Демона украсились самоцветными камнями и царственным золотом. В этом виде картина была и безобразна, и безумно-прельстительна. Но или художник сам испугался её, или модель коварно переменила лик свой, спутав воображение мастера и натолкнув его на совершенно иное.
Произошёл поворот, и с тех пор картина стала тускнеть, чернеть, поза стала естественнее, голова красивее, как-то благоразумней, а демоническая прелесть почти совершенно исчезла. Врубель и совершенно изменил бы картину, если бы его не умолили товарищи, хоть на выставке, не касаться своего произведения. Он бросил писать, но постоянно продолжал разрабатывать свою мысль.
В последний раз, когда я его видел, он вытащил из кармана лоскуток бумаги, кажется обрывок почтового конверта, на котором был чудесно нарисован опять-таки Демон, но с новым лицом и с новой позой.
Это уже был не тоскующий юноша с огненным взором. Это был мятежный злобный, алчущий дух, чья плоть — от плоти скал. Это был Демон приземлённый, чувственный и страшный в своём беспощадном стремлении разрушать и покорять. В 1901 году у Врубеля, женатого к тому времени на актрисе театра Надежде Забеле, родился сын Савва. На лице мальчика выделялись синие и невероятно огромные глаза. Он родился с уродливой заячьей губой. Обвинив в уродстве сына себя, Врубель стал меняться. Художник сделался задумчивым, рассеянным, несговорчивым, у него стали случаться приступы дикой агрессии. Все прежние творческие замыслы вдруг увяли.
И только один-единственный образ неистово взывал к действию. Когда-то Врубель экспериментировал с фотографией кавказских гор, он часто переворачивал карточку и всматривался в перевёрнутый мир, как будто искал грани иной реальности. Эта летящая вниз реальность чётко обрисовалась на картине «Демона поверженного». Врубель с маниакальным упорством пытался ухватить зыбкий образ адской красоты. Накладывал мазок за мазком и, не дожидаясь, когда краска подсохнет, залеплял неудавшиеся части картины кусками газет, а после рисовал прямо по газетам — поверхность получалась неровной, будто изрытой, именно такой, какой и должна быть реальность Демона. Демон поверженный. Однажды он сообщил, что Демон явился ему во сне и потребовал, чтобы полотно было названо «ikone» икона. Врубель поехал следом. И даже когда картина уже висела на стене, художник прямо на глазах у публики вносил всё новые и новые исправления. Демон высосал у своей жертвы все силы, опустошил душу и погрузил разум во тьму безумия.
Михаила Врубеля поместили в психиатрическую клинику. Летящий Демон. Врубель воображал себя то Христом, то Пушкиным, он собирался стать московским генерал-губернатором, превращался в государя российского, становился Скобелевым или Фрином.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
Этот образ художник исследовал на протяжении всей жизни. Еще в молодости написал «Демона сидящего»: он погружен в раздумья и одиноко наблюдает за миром с высокой скалы. Эта одна из первых работ, где художник в поисках своего стиля несколько упростил форму: металлической лопаткой наложил крупные мазки и создал на картине эффект мозаики. Спустя десятилетие без единого наброска, практически экспромтом, Врубель написал «Демона летящего»: на полотне существо с уже искаженными анатомическими пропорциями парит между миром света и тьмы в глубочайшей тоске.
А за последнего уже совсем орнаментального «Демона поверженного» художник принялся в 1901 году. Чтобы усилить впечатление, он использовал майоликовые бронзовые порошки — благодаря им в небольшой мастерской под направленным лучом света венец, оперение и вершины гор переливались. Но, когда картину поместили на выставку, этот эффект пропал, и краски стали казаться тусклыми.
Тогда художник стал приходить на выставку и мучительно переписывать работу, так как считал ее главным произведением своей жизни. А рядом висят иллюстрации к одноименной поэме Михаила Лермонтова — монохромные жанровые эпизоды с тщательно проработанным орнаментом из пятен и штрихов. Проследить метаморфозы демона и связь между графикой и живописью позволяют окошки, прорезанные между залами, — такое необычное оформление пространства создали архитекторы Сергей Чобан соавтор проекта башни «Федерация» в Москве-Сити и его коллега из бюро Speech Александр Шейнер.
Мамонтов, театр, майолика и русские сказки Чобан и Шейнер также придумали разместить по бокам портрета мецената Саввы Мамонтова врубелевские маски львов, которые украшали ворота его московской усадьбы. Они перекликаются с печальным, как-будто каменным, лицом Мамонтова. Кажется, что художник уже в 1897 году чувствовал, что через несколько лет успешный и любимый всеми предприниматель будет несправедливо обвинен и потеряет все, а Врубель лишится своего главного опекуна.
Не все эксперименты художника Мамонтову были понятны, но он оберегал его от нападок, обеспечивал заказами, а также пригласил в свое имение Абрамцево. Здесь Врубель стал оформлять сказочные оперы Николая Римского-Корсакова для мамонтовской Частной оперы и занялся майоликой — ему нравилось с помощью температуры экспериментировать над цветом и блеском керамических изделий. Два новых увлечения вдохновили художника на целые серии сказочных работ — выставка позволяет проследить эти связи.
Когда они поженились, Врубелю было 39. Судьба открывала следующую страницу. Из его жизни ушло какое-то общее неустройство, о котором вспоминали многие. После встречи с Забелой Врубель перестал рисовать Демона. Развеялся лиловый сумрак.
Он словно освободился от демонических чар и гнета. И вокруг, и в нем самом все просветлело. И обычная ругань критиков воспринималась по-другому — легче. Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Врубель представил эти громадные панно по заказу Мамонтова для украшения павильона искусств на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.
И «Микула Селянинович» — сила земли русской. Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Критики утверждали: «декадентское уродство»! Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. Михаил Александрович еще больше убедился в своем непризнании и еще больше почувствовал себя сиротой этой жизни».
Так же ругали и «Демона сидящего», и врубелевские иллюстрации к поэме Лермонтова. Ругали многие, но были и те, которые чувствовали этот сильный, особый дар и не могли перед ним не преклоняться. Среди них был Савва Мамонтов, в частной опере которого пела Надежда Забела. И вскоре весь этот сказочный род оживет в картинах Врубеля, в сценических костюмах, в скульптурах. Он боготворил жену.
Как эстет, не мог не восхищаться ее голосом. Придумывал для нее сценические костюмы, рисовал декорации к операм. То была светлая, гармоничная пора в жизни Врубеля. Ему хотелось цельности и ясности бытия. Теперь он тянется к исконно русскому, народному: «Морская царевна, «Тридцать три богатыря», майолики «Снегурочка», «Купава», «Садко».
В ответ на все обвинения в декадентстве Врубель пишет своего «Богатыря». Кряжистый, земной, мощный — соль русской земли. Знак судьбы И все-таки даже в картинах-сказках Врубеля виден второй план — тревожный и жутковатый. Есть двойственность и лукавость во врубелевском «Пане». Он добродушный старичок-лесовичок или колдовской леший с прозрачными глазами, обернувшийся из древесной коры и корней?
И пейзаж картины «К ночи» дышит таинственным, тревожным. Во всем присутствие потусторонней силы. Даже «Сирень» у Врубеля затягивает зрителя в воронку, в душный, лиловый сумрак. Нет светлости. Повсюду нарастание беспокойства, напряжения.
Сильный, особый дар художника, но какая-то беззащитность души перед силами тьмы. Ребенок не прожил и двух лет. Михаила Александровича тогда увезли в психиатрическую клинику в Риге, потом поместили в клинику Сербского в Москве. Блок заметил: «То немногое, что приходилось слышать о Врубеле, похоже на сказку более, чем на обыкновенную жизнь». Порой на сказку, а порой и на притчу.
Ну, вот казалось, Врубель — франт и эстет, для которого последняя истина — в красоте. Случайно ли, но именно у него рождается сын с врожденным уродством — заячьей губой? И Врубель, творивший культ из красоты, так тяжело и страшно переживает этот знак или подсказку своей судьбы. Накануне рождения сына, Саввы, в 1899 году Врубель вновь берется за образ Демона. Совсем другой демон рождается в душе у художника.
Тогда в России только появились первые переводы богоборческих сочинений Ницше. Становилась модной драматургия Ибсена. Ангел с кадилом и со свечой. Человек, имеющий действенную волю, чтобы противостоять обществу, которое пытается поработить и обезличить его. Беда в том, что высокая миссия нового героя часто сметает на своем возвышенном пути обыкновенных людей и вообще все человеческое.
И вот проглядывает новая личина Демона. На сей раз это не скорбный юноша в объятьях мировой тоски и одиночества. Врубель страстно берется за работу. В невероятном возбуждении он отправляет записку своему почитателю, господину фон Мекку, который покупал его картины: «Помогите и поскорее достаньте где-нибудь фотографии гор, лучше Кавказских. Я не засну, пока не получу их».
В одну ночь на холсте за фигурой Демона выросли пустынные горные хребты. Неземной холод и неживой покой этого пейзажа. Человеческое здесь невозможно. В конце концов Врубель оставил работу незаконченной. Причины не совсем понятны.
В полете Демона, вместо задуманного ощущения мощи и свободы духа, явлено чувство катастрофы, преддверие конца. Кажется, что-то возникло на полотне помимо воли самого Врубеля: может быть, то, что и несет вслед за собой «освободившийся» человек—нигилист. Потом напишут, что Врубель гениально узрел дух Зла, который навис над Европой на рубеже веков. Он уловил тогда еще еле слышный, подземный гул будущих потрясений. Пройдет не так много лет — и этот гул вырвется наружу.
Стройными рядами будут шагать по России строители счастья для будущих поколений. И над растерянной, испуганной страной, где голод, коммуналки и разруха, прозвучит голос Маяковского: «Долой вашу любовь! Долой ваше искусство! Долой ваш строй! Долой вашу религию!
Михаил Врубель: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всём этом дух властный, величавый». Романтическая история французского драматурга достигла популярности после премьеры пьесы, которая прошла в Петербурге в январе 1896 года. Тема стремления к любви, совершенству и красоте ценой смерти привлекла Михаила Врубеля своим внутренним драматизмом. Панно вызвало недовольство у членов Императорской академии художеств. Публика на нижегородской художественно-промышленной выставке, где выставлялась работа, также отнеслась к ней враждебно. Художник изобразил персонажа древнегреческой мифологии в образе морщинистого старика с голубыми глазами и кучерявой бородой на фоне северного ландшафта, словно породнив Пана с Лешим. Сам он называл полотно «Сатир». Мастер написал его буквально за несколько дней. Художник создал эскизы декораций и костюмов постановки, а партию Царевны исполнила его жена Надежда Забела-Врубель.
Женщина-загадка на картине — символ двойственной природы красоты, которая и возвышает, и способна утянуть в тёмные омуты сознания. Александр Блок очень любил эту картину, под впечатлением от неё он написал стихотворение с подзаголовком «Врубелю». В мерцании лунного света просыпается душа сиреневого куста в облике девушки.
Блестящий колорист и рисовальщик, человек со сложной судьбой, сложным характером и очень самобытным творчеством. Более подробно о самом художнике и его судьбе я писала вот в этой статье , здесь же я хочу рассказать о 10 его великолепных картинах, большинство из которых можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве. Очень надеюсь, что после прочтения этой статьи посещение музея станет более увлекательным, а картины Врубеля откроются во всем многообразии смыслов. Богоматерь с младенцем Начать рассказ именно с этой картины хочется потому, что она одна из первых его кисти и, несмотря на ее назначение, все же она не про религию, а про большую любовь. В 1884 году известный историк искусства Адриан Прахов приглашает Врубеля в Киев заняться реставрацией Кирилловской церкви. В те времена самого понятия исторической реставрации не существовало и под этим подразумевалось скорее переписывание всех фресок. Богоматерь с младенцем-один из образов, созданный Врубелем для иконостаса.
На нем в образе Богоматери предстала страстная любовь Врубеля, жена его заказчика, Эмилия Прахова со своей младшей дочерью Еленой. Богоматерь с младенцем, 1885 год Богоматерь с младенцем, 1885 год Образ был настолько узнаваем, что однажды жена киевского губернатора устроила в церкви настоящий скандал, отказавшись "молиться на Лельку Прахову". Эмилия была женщиной довольно эксцентричной, властной и скандальной. Она могла запросто накричать на собеседника или вылить ему за шиворот чашку чая. Врубель был влюблен страстно, пытаясь всячески заполучить ее внимание. Однажды на званый ужин он пришел с покрашенным зеленой краской носом. На ее вопрос зачем он это сделал, художник ответил, что всего лишь старается следовать моде. Я конечно мог сделать его красным, но зеленый цвет идет мне значительно больше. Эмилия же была с ним довольно резка и взаимности не питала, поэтому дабы разрешить эту непростую ситуацию Прахов решил отправить художника в Италию. Именно этот художественный образ девушки с огромными, бездонными глазами навсегда останется визитной карточкой Врубеля и пройдет с ним сквозь все его творчество.
Девочка на фоне персидского ковра То, что Врубель был знатным выпивохой ни для кого не секрет. Он проматывал свои небольшие гонорары и снова оставался без гроша. Такое положение заставляло его быть частым посетителем ссудных лавок, где он закладывал свои вещи и картины. Надо сказать, что не только ссуды влекли художника туда. Его манили и все те разнообразные богатства лавок: персидские ковры, старинные вазы, жемчуга и самоцветы. Однажды, чтобы получить очередную ссуду от хозяина лавки, он предложил написать портрет его дочери. Девочка на фоне персидского ковра, 1886 год. Врубель нарядил эту маленькую еврейскую девочку в шелка и атлас, жемчужные ожерелья и огромные перстни, выстроил декорации из ковров, вложил ей в руки кинжал и розу символ любви и смерти и принялся писать. Работа отцу не понравилась, и принимать он ее отказался. Врубель пытался трижды продать ее на аукционе, но все без толку.
Картину в итоге приобрел один из киевских коллекционеров. Сейчас это одна из самых узнаваемых и прекрасных картин художника. Демоны Врубеля Тема Демона не давала покоя художнику на протяжении всего его творчества. В каждый свой творческий ли, личностный ли кризис Врубель возвращался к этому образу снова и снова.