Новости когда ввели войска в афганистан

Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа. Руководители Афганистана усиливали давление на советскую сторону с просьбой ввести войска, используя как аргумент, подписанный в декабре 1978 года советско-афганский договор о дружбе и сотрудничестве, в 4-ю статье которого было оговорено такое обязательство СССР.

От осуждения к оправданию: как спустя 30 лет в России меняется отношение к Афганской войне

В итоге новым главой Афганистана стал Бабрак Кармаль. Афганскую войну можно условно разделить на 4 периода. Рассмотрим их кратко. В апреле 1988 г.

Количество раненных превысило 53 000 человек. Сколько погибло на войне афганцев — точно неизвестно. По некоторым данным потери составляют от 75 000 до 90 000 человек.

При этом количество беженцев, переселившихся в Пакистан, Иран и другие страны, достигает отметки в 850 000 — 1 500 000 человек. После окончания войны Поскольку исламисты не участвовали в Женевских переговорах, они продолжили войну. Новому лидеру Афганистана, Наджибулле, было чрезвычайно сложно противостоять моджахедам.

Вскоре в правительстве ДРА случился раскол, в результате чего многие сторонники президента перешли на сторону противника. Это привело к тому, что в апреле 1992 г. Наджибулла долгий период прятался в здании ООН, но позже был схвачен и приговорен к смерти через повешение.

Американское правительство организовывало немало международных протестов против афганской политики СССР. Еще в 1980 г.

Он возглавил заговор, в результате которого Тараки сместили со всех постов, а потом и удавили.

Правда, официальное сообщение гласило о скоропостижной смерти после кратковременной тяжелой болезни. Фото: commons. Из проверенных афганских товарищей, которых знали в Кремле и на Старой площади, выжил только Бабрак Кармаль, сосланный в Прагу чрезвычайным и полномочным послом.

Убийство политика, с которым он «в теплой и дружественной обстановке» обнимался, Брежнев счел личным оскорблением. Под горячую руку он поверил и достаточно противоречивым сведениям разведчиков, предупреждавших, что Амин способен перейти под крыло американцев. В то же время советские военные советники докладывали, что «Хафизулла Амин является сильной личностью и должен оставаться во главе государства» — но такие рапорты больше не вызывали доверия у Леонида Ильича.

Настроенный против Амина генеральный секретарь принял решение всерьез вмешаться в судьбу Афганистана. Ставку сделали на Кармаля, согласившегося действовать под опекой КГБ. За и против Минобороны рассекретило документы времен войны в Афганистане Сдерживать инициативу пытался глава правительства Алексей Косыгин, прекрасно понимавший, насколько это расточительное дело — масштабная силовая операция, которая вот-вот может перерасти в войну.

Его первый заместитель и будущий преемник Николай Тихонов тоже не занимал «ястребиную» позицию по афганскому вопросу. Самым последовательным противником афганской операции оставался в декабре 1979-го маршал Николай Огарков — тогдашний начальник Генерального штаба. Он понимал, что армию в бурлящей стране втянут в боевые операции, прольется кровь — и афганцы неминуемо станут относиться к советским солдатам как к интервентам.

Покорить же Афганистан не удавалось никому. К Огаркову не прислушались. Но — отдадим должное тогдашним властям — и в опалу не отправили.

В реальности к февралю 1980-го «ограниченный контингент» составил 80 тыс. Полковник Владимир Ковтун, спустя 32 года получивший звание Героя России за операцию в Афганистане, дал интервью «Известиям» На последнем и решающем заседании политбюро за ввод войск проголосовали все присутствующие. Такова была традиция партийного демократического централизма: перед голосованием о спорах забывали — и демонстрировали монолитное единство.

Правда, Косыгин в том заседании не участвовал. К радикальному решению афганской проблемы Москву подталкивали и с Запада. В аналитических записках разведчиков речь шла о том, что вместе с исламистами в Кабул придут американцы — и в этом случае не исключено даже размещение в Афганистане «Першингов», нацеленных на космодром Байконур.

Обстрел провинции Тунар, 1987 год Фото: commons. Предполагалось, что советские войска возьмут под охрану стратегические объекты и окажут психологическое воздействие на моджахедов и их покровителей, а непосредственная борьба с внешним и внутренним вооруженным противником ляжет на плечи афганской армии. Реальность оказалась куда трагичнее.

На следующий день, в 15.

Сейчас эта активность уже видна, потому что бои идут в близости от границ. Каждый день на территорию этих республик перебегают афганские военные. Напомню, Таджикистан находится в военном блоке ОДКБ, в котором присутствует Россия, и на территории Таджикистана есть российская военная база — 201-я дивизия, — говорит эксперт. Происходящее оправдывает прогнозы аналитиков, предсказывавших, что после ухода из Афганистана иностранных войск активизируется внутренняя война. Война по принципу «все против всех». И не только против талибов, но и между отдельными регионами. Маловероятно, что им удастся установить контроль над всей страной. Прежде всего потому, что есть разногласия этнического характера. Талибы — это по большей части пуштуны.

Эта народность всегда была государствообразующей в Афганистане. Но против них по этническому принципу выступают таджики, которых полтора-два миллиона, узбеки — тоже около двух миллионов, и прочие этнические меньшинства. И главное — это бывший Северный альянс. Они категорически против власти талибов. Маловероятно, чтобы самоизбранный на негосударственную «должность» Атто Мухаммади Нур бывший губернатор провинции Балх позволил талибам оккупировать и его землю тоже. Этого не произойдет. Там будет очень длительная гражданская война, — считает директор «Ферганы. По его словам, афганский вопрос и растущее в регионе напряжение активно обсуждались несколько раз и на встрече Совета парламентов ОДКБ, когда Володин ездил в Душанбе, а также в Кремле. За несколько месяцев до терактов 11 сентября российский Генштаб планировал развернуть на юге Оренбургской области 60-тысячную группировку для отражения возможного удара талибов. Все эти 20 лет американцы, помимо решения своих задач, обеспечивали безопасность России, — пояснил «Ридусу» Александр Гольц.

В комментарии нашему изданию он указал, что с середины 2007 года Москва начала вести себя по принципу «назло маме отморожу уши» и вкладывала немалые средства, чтобы лишить американцев возможности использовать базы в Центральной Азии.

Штурм дворца Амина, с которого советские войска и начали боевые действия, одно из них. Сколько человек его захватывали, сколько погибли - информация противоречивая. Николай Загородний побывал в нём в начале января 1980 - через неделю после того, как попал в Афганистан, налаживать тыл частей 40-й армии. До сих пор ввод войск в Афганистан считают авантюрой кремлёвских старцев. Дескать, пожилой Брежнев не понимал, во что ввязывается.

Считалось, что воевать мы там не собирались, просто оказывали поддержку дружественному народу в его борьбе за самоопределение. Для советских людей война в Афганистане началась в общем-то незаметно: небольшое сообщение в программе «Время», для солдат, кто туда отправлялся, краткая политинформация. Большой шум поднялся, когда оттуда повезли убитых, так называемый «груз 200».

Ограниченный контингент советских войск

Утром 25 декабря на Кабульском аэродроме высадились десантники 350-го гвардейского парашютно-десантного полка под командованием подполковника Георгия Шпака. Вечером 27 декабря советские спецподразделения взяли штурмом дворец Амина, операция продолжалась 40 минут, во время штурма Амин был убит. Война продолжалась почти 10 лет.

Позже американцы в лице директора Центра по борьбе с терроризмом и нетрадиционными методами боевых действий при Конгрессе США Ю. Бодянского вынуждены были признать, что афганские моджахеды «... Брежнев, Черненко, может, не всегда правильно пользовались знаниями этих людей, но рекомендации ваши эксперты давали куда более толковые, нежели наши». Опекаемые США военно-политические группировки афганских моджахедов в те годы так и не смогли выступить единым фронтом.

Между тем попытки согласовать усилия разноликой исламской оппозиции, «примирить» друг с другом ее амбициозных лидеров предпринимались постоянно. Роль ведущего координатора этого процесса и спонсора «борцов за веру» взяли на себя США, которые сначала тайно, а затем и открыто при посредничестве Пакистана стали оказывать им военную и финансовую помощь. В конце 80-х гг. Для США и стран Западной Европы в тот период важна была лишь направленность действий исламистов в рамках глобального противоборства против СССР и его интересов в странах третьего мира. Для Пакистана, Саудовской Аравии, Египта, Ирана, ОАЭ и других мусульманских стран поддержка афганской оппозиции диктовалась совершенно иными мотивами, а именно — религиозной и культурной общностью. В середине 80-х гг.

Последствия такого участия арабских и иных моджахедов в войне против «неверных» в Афганистане и полученный ими опыт ведения партизанской войны, подрывной, диверсионной и террористической деятельности в полной мере проявились уже в 90-е гг. С крахом биполярной системы международных отношений, вскормленные, в том числе и на американские деньги «борцы за веру» не остановились перед тем, чтобы повернуть оружие против своих бывших союзников и покровителей — «крестоносцев» США и стран Запада. Окончательно американцы осознали угрозу, исходящую от их прежних «верных» соратников в борьбе против Советского Союза лишь после трагических событий 11 сентября 2001 г.

Затем численность ОКСВ превысила 100 тыс. В первый бой советские воины вступили уже 9 января 1980 г. В дальнейшем советские войска, против своего желания, втянулись в активные боевые действия, командование перешло к организации плановых операций против наиболее сильных группировок моджахедов.

С приобретением необходимого опыта выучка советских воинов позволяла успешно противостоять профессиональным кадрам моджахедов, подготовленным с помощью американцев в многочисленных учебных лагерях на территории Пакистана и других стран. Однако втягивание ОКСВ в боевые действия не увеличило шансы на силовое разрешение внутриафганского конфликта. То, что нужно было выводить войска, понимали многие военачальники. Но подобные решения были вне их компетенции. Однако Вашингтон, всячески препятствовал посреднической миссии ООН. Напротив американская помощь афганской оппозиции после смерти Брежнева и прихода к власти Ю.

Андропова резко возросла. Лишь с 1985 г. Необходимость возвращения ОКСВ на родину стала полностью очевидной. Все более остро заявляли о себе экономические трудности самого Советского Союза, для которого масштабная помощь южному соседу становилась разорительной. В Афганистане погибли к тому времени несколько тысяч советских военнослужащих. В обществе зрело скрытое недовольство продолжающейся войной, о которой в прессе говорилось лишь общими официальными фразами.

Совершенно секретно Особая папка При освещении в нашей пропагандистской работе - в печати, на телевидению, по радио предпринятой Советским Союзом по просьбе руководства Демократической Республики Афганистан акции помощи в отношении внешней агрессии руководствоваться следующим. Во всей пропагандистской работе исходить из положений, содержащихся в обращении афганского руководства к Советскому Союзу с просьбой о военной помощи и из сообщения ТАСС на этот счет. В качестве главного тезиса выделять, что осуществленное по просьбе афганского руководства направление в Афганистан ограниченных советских воинских контингентов служит одной цели - оказанию народу и правительству Афганистана помощи и содействия в борьбе против внешней агрессии. Никаких других целей эта советская акция не преследует. Подчеркивать, что в результате актов внешней агрессии, нарастающего вмешательства извне во внутренние афганские дела возникла угроза для завоеваний Апрельской революции, для суверенитета и независимости нового Афганистана. В этих условиях Советский Союз, к которому руководство Демократической Республики Афганистан за последние два года неоднократно обращалось с просьбой о помощи в отражении агрессии, откликнулся положительно на эту просьбу, руководствуясь, в частности, духом и буквой советско-афганского Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.

Просьба правительства Афганистана и удовлетворение этой просьбы Советским Союзом - это исключительно дело двух суверенных государств - Советского Союза и Демократической Республики Афганистан, которые сами регулируют свои взаимоотношения. Им, как и любому государству - члену ООН, принадлежит право на индивидуальную или коллективную самооборону, что предусматривается статьей 51 Устава ООН. При освещении изменений в руководстве Афганистана подчеркивать, что это является внутренним делом афганского народа, исходить из заявлений, опубликованных Революционным Советом Афганистана, из выступлений Председателя Революционного Совета Афганистана Кармаля Бабрака. Давать твердый и аргументированный отпор любым возможным инсинуациям насчет имеющегося якобы советского вмешательства во внутренние афганские дела. Задача Советского Союза в связи с событиями в Афганистане и вокруг него сводится к оказанию помощи и содействию в ограждении суверенитета и независимости дружественного Афганистана перед лицом внешней агрессии. Как только эта агрессия прекратится, угроза суверенитету и независимости афганского государства отпадет, советские воинские контингенты будут незамедлительно и полностью выведены с территории Афганистана.

Посетите т. Кармаля и, сославшись на поручение, сообщите ему, что просьбы правительства Демократической Республики Афганистан о поставке специмущества для пограничных войск и отрядов партийных активистов и защиты революции внимательно рассмотрены. Правительство СССР, руководствуясь стремлением оказать помощь правительству ДРА в проведении мероприятий по борьбе с контрреволюцией, изыскало возможность безвозмездно поставить ДРА в 1981 году 45 бронетранспортеров БТР-60 ПБ с боеприпасами и 267 войсковых радиостанций для пограничных войск и 10 тыс.

Советские люди довольствовались лишь скупыми официальными сообщениями ТАСС, отфильтрованными цензурой. Иногда, правда, делались намеки на «важные стратегические интересы Советского Союза». Но, как замечает в своих мемуарах В. Кирпиченко, «в чем они заключались, как правило, не объяснялось». И далее продолжает: «Вообще словосочетание «важные стратегические интересы» всегда было покрыто тайной. Раз «стратегические», значит, это не всем дано понять и не всем положено знать и нечего лезть с вопросами». Никто не возмущался. Никто не протестовал. Наоборот, все, в той или иной мере, соглашались с вводом войск, одобряли его. Мирский, — предполагали, что против советских войск моджахеддинам не устоять, что какое-то время они еще смогут продержаться, но потом их разгромят. И кабульское правительство, хотя оно и потеряет часть своего авторитета, поскольку пригласило иностранные войска для своего спасения, все же удержится. После этого пройдет какое-то время, подрастет новое поколение, все забудется, и Афганистан будет идти в общем-то тем курсом, который начертан Апрельской революцией. То есть «история нас оправдает». Руководствовались главным образом устоявшейся привычкой безоговорочно поддерживать все принятые наверху решения. Сказывался и привычный для того времени образ мышления, сформировавшийся в условиях жесткой конфронтации с Соединенными Штатами, с осложнением отношений с Китаем. Это все было характерно для реакции на ввод войск. И я не знаю исключений, несмотря на ретроспективные «пассажи» некоторых авторов, утверждавших, что с самого начала боролись против направления наших ребят в Афганистан. Такую борьбу — это нужно признать — вели те, кто порвал с советской системой, а не те, кто ощущал себя ее частью». У Вашингтона было достаточно четкое представление о том, чего добивается и чего опасается Москва в Афганистане. Так, еще в августе 1979 г. Амстутц телеграфировал в госдепартамент: «Падение радикального левого режима, поддерживаемого Советами, могло бы иметь положительные последствия для США во всем «третьем мире», поскольку оно показало бы, что утверждения наших противников о «неизбежности» развития истории в определенном направлении не является обязательным». В одном из августовских документов госдепа прямо утверждалось: «Свержение ДРА покажет остальному миру, особенно «третьему миру», что советское представление о социалистическом пути истории как неизбежном неверно». ЦРУ дало однозначное объяснение вторжению советских войск в Афганистан: «Ключевой побудительной причиной, толкнувшей Москву на этот шаг, было то, чтобы сделать свои долговременные цели более близкими к достижению». Так была озаглавлена аналитическая записка, подготовленная коллективом ученых-аналитиков Института экономики мировой социалистической системы Академии наук СССР. За подписью директора института академика О. Богомолова и с грифом «секретно» она была направлена 20 января 1980 г. В «записке» рассматривались две диаметрально противоположные линии, присутствовавшие в советской внешней политике послевоенного периода. Обе достаточно убедительно проявили себя в семидесятые годы, вследствие чего и был обозначен для анализа этот временной отрезок. Первая линия — это, выражаясь словами Ллойд Джорджа, «движение на путях мирового развития», на которых Советский Союз «станет одним из величайших факторов, определяющих судьбы народных масс во всех странах». Многие из них тяготели к социализму. В этих обстоятельствах Старая площадь вспомнила о канувшем в Лету Коминтерне, штабе мировой пролетарской революции, и соблазнилась примерить на себя эту роль, решила, что ей под силу сделать то, что не удалось предшественнику. Хрущева, адресованные лидерам капиталистического мира, прозвучали сигналом к глобальному противоборству двух сверхдержав, к принудительному насаждению в «третьей мире» советской модели социализма. Обо всем этом достаточно подробно рассказывалось выше. Краткое напоминание же потребовалось лишь потому, что семидесятые годы выявили непригодность попыток Старой площади стать вторым, более удачливым Коминтерном. Это как раз и доводили до сведения Старой площади авторы «записки». На дальнейшее наращивание нашего военно-политического наступления в «третьем мире» Запад будет отвечать все большим сползанием в «холодную» или «полугорячую» войну и резким усилением давления на Советский Союз по всем линиям — политической, экономической, военно-стратегической и пропагандистско-психологической». Для нас возник третий опасный очаг военно-политической напряженности на южном фланге СССР, в невыгодных географических и социально-политических условиях, где нам придется иметь дело с объединенными ресурсами США и других стран НАТО, Китая, мусульманских государств и повстанческой армии феодально-клерикальных кругов, обладающих сильнейшим влиянием на афганский народ.

«Так все-таки зачем мы влезли в Афганистан?»

В Советском Союзе с энтузиазмом восприняли новости из Афганистана. В 1979 году советские власти ввели войска в соседний Афганистан для избежания гражданской войны. Руководители Афганистана усиливали давление на советскую сторону с просьбой ввести войска, используя как аргумент, подписанный в декабре 1978 года советско-афганский договор о дружбе и сотрудничестве, в 4-ю статье которого было оговорено такое обязательство СССР. Решение о вводе войск было принято постановлением №176/125 Политбюро ЦК КПСС за 13 дней до памятной даты. 25 декабря 1979 года в 15:00 начался ввод 40-й армии в Афганистан.

Зачем советские войска вошли в Афганистан?

Тараки объявил о вступлении страны на путь социалистических преобразований. В Москве это встретили с повышенным вниманием. В советском руководстве оказалось немало энтузиастов «прыжка» Афганистана из феодализма в социализм, подобно Монголии или советским республикам Средней Азии. Но лишь по большому недоразумению утвердившийся в Кабуле режим можно было квалифицировать как социалистический. Тараки и Х.

Амин и «Парчам» Б. В стране, по существу, провалилась аграрная реформа, ее лихорадили репрессии, грубо попирались нормы ислама. Афганистан оказался перед фактом развязывания масштабной гражданской войны. Уже ранней весной 1979 г.

Тараки попросил ввести советские войска на территорию Афганистана, чтобы предотвратить худший сценарий событий. Позднее такие просьбы повторялись неоднократно и исходили не только от Тараки, но и других афганских руководителей. РЕШЕНИЕ Менее чем за год позиция советского руководства в этом вопросе поменялась от сдержанности до согласия на открытое военное вмешательство во внутриафганский конфликт. При всех оговорках она сводилась к желанию «ни при каких обстоятельствах не потерять Афганистан» буквальное выражение председателя КГБ Ю.

Министр иностранных дел А. Громыко поначалу выступил против оказания военной помощи режиму Тараки, но отстоять свою позицию не сумел. Сторонники ввода войск в соседнюю страну, прежде всего - министр обороны Д. Устинов, обладали не меньшим влиянием.

Брежнев стал склоняться к силовому решению вопроса. Нежелание других членов высшего руководства оспаривать мнение первого лица вместе с непониманием специфики исламского общества предопределили, в конце концов, принятие непродуманного по своим последствиям решения о вводе войск. Документы свидетельствуют, что советское военное руководство кроме министра обороны Д. Устинова , размышляло достаточно здраво.

Огарков рекомендовал воздержаться от попыток решать политические вопросы в соседней стране военной силой. Но в верхах проигнорировали мнение экспертов не только из Минобороны, но и МИДа. Политическое решение о вводе ограниченного контингента советских войск ОКСВ в Афганистан было принято 12 декабря 1979 г. Брежнева с Ю.

Андроповым, Д. Устиновым и А. Черненко, то есть пятью членами политбюро из 12. Цели ввода войск в соседнюю страну и методы их действий не определялись.

Первые советские части пересекли границу 25 декабря 1979 г.

Она на 1979 г. Специалисты сходились в оценках - не может быть военнообязанный офицером и командовать подчиненными, если он вообще не служил в армии. Стало очевидным, что необходима новая система подготовки офицеров запаса. Она должна быть после разработки опробована на практике и введена в действие. Однако по большому счету, и не сегодняшний день в этой сфере сделано очень мало. Изменения к лучшему, к сожалению, минимальны. В первые дни отмобилизования на качество укомплектования подразделений ни военкоматы, ни воинские части никакого внимания не обращали. Все были уверены, что идет обычная проверка, которая закончится, как только части доложат о завершении комплектования.

В связи с этим военкоматы стремились быстрее отправить призывные ресурсы, а воинские части - побыстрее укомплектовать подразделения личным составом и доложить по инстанции. После прибытия ОГ МО СССР и ориентирования в общих чертах соответствующих командиров и военкомов о возможном выполнении серьезных задач положение значительно улучшилось. Началась замена уже призванных и направленных в части военнообязанных, не способных выполнять боевые задачи. Замена продолжалась 8 суток а в некоторых частях и более. При комплектовании войск остро ощущался недостаток многих специалистов: механиков-водителей танков и БМП, операторов ПТРК и РЛС, наводчиков орудий, артиллерийских вычислителей, радистов и др. Это в значительной мере объясняется тем, что многие военнообязанные среднеазиатских республик служили в строительных войсках. Поступившие из запаса офицеры, подготовленные на военных кафедрах гражданских вузов, в подавляющем большинстве в армии никогда не служили и поэтому не имели практических навыков в работе по специальности и, тем более, с людьми. Многие из них плохо владели русским языком. Для всех военнообязанных была характерна крайне низкая физическая подготовка.

Большое количество военнообязанных не разыскали из-за нарушений паспортного режима при прописке, отсутствия информации о сносе домов, неразберихи в наименованиях улиц и т. Со значительными, а порой и непредвиденными трудностями столкнулись военкоматы и воинские части при поставке и приеме техники из народного хозяйства. Руководители автобаз в массовом количестве поставляли не новые, приписанные к войскам, а старые, имевшие пробег более 500 тыс. Часть из них прибыла без запасных колес, водительского инструмента, шанцевого инструмента и ремонтных комплектов. Многие автомобили были не оборудованы под перевозку личного состава. В течение нескольких суток приходилось организовывать и проводить работы по замене автомобилей или ремонту уже полученных машин и комплектование их инструментом непосредственно в районах сосредоточения частей. Эти мероприятия проводились как за счет получения имущества и материальных средств из гражданских организаций, так и за счет запасов военного округа. Словом, техническое состояние приписанной и поставленной военкоматами автомобильной техники было явно неудовлетворительным. Особенно низкое техническое состояние имели наливные автомашины.

Из представленных на укомплектование наливного автомобильного батальона 500 автомобилей были выбраны только 221, а остальные возвращены за негодностью. Имело место много и других недостатков. Все это потребовало принятия дополнительных мер по изысканию материальных и людских ресурсов и серьезно затрудняло выполнение задач в установленные сроки. Помимо этого, при снятии машин с длительного хранения оказалось большое количество неисправной и неукомплектованной положенным имуществом техники. Прибывшие из народного хозяйства подвижные ремонтные мастерские пополнялись инструментом, так как он в мастерских почти полностью отсутствовал. Несмотря на имевшиеся недостатки в отмобилизовании, командованию ТуркВО и САВО, командирам соединений и частей, военкоматам удалось в конце концов справиться с поставленными задачами. К исходу 24 декабря 1979 г. На этом совещании министр обороны СССР объявил о принятом решении ввести в Афганистан советские войска. Надежды генералов и офицеров, информированных ранее о возможности такого решения, что этого все-таки не произойдет, окончательно развеялись.

В тот же день министр обороны СССР подписал директиву войскам, в которой, в частности, говорилось: "Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах страны, на территорию Афганистана в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств". Задача эта для командиров всех степеней, была, прямо скажем, весьма неопределенной. Участие советских войск в боевых действиях на территории Афганистана директивой не предусматривалось. Более того, не был определен порядок применения оружия даже в целях самообороны. Имелось в виду, что наши соединения и части станут гарнизонами и возьмут под охрану важные районы и объекты, высвободив тем самым афганские войска для активных боевых действий против оппозиции, а также против возможного внешнего противника. Отдельным распоряжением командующему 40-й А генерал-лейтенанту Ю. Тухаринову поручалось встретиться с начальником оперативного управления Генерального штаба армии Афганистана генерал-лейтенантом Бабаджаном и обсудить с ним вопросы по дислокации советских войск на территории Афганистана Бабаджан получил от X. Амина соответствующие указания. Началом перехода государственной границы министр обороны СССР установил 15.

В распоряжении командиров всех степеней для организации марша оставалось меньше суток. По поручению советского руководства 2 декабря 1979 г. Амина, что советское правительство нашло возможным удовлетворить его просьбу и направить в Афганистан два советских батальона специального назначения и парашютно-десантный для усиления охраны резиденции главы государства и аэродрома Баграм. По согласованию с X. Амином 3 и 14 декабря 1979 г. Кармаль, где среди советских офицеров и солдат он находился до конца месяца. Несколько раньше 11 декабря 1979 г. Ватанджар, С. Гулябзой, А.

Сарвари и Ш. Маздурьяр - та "четверка", которая накануне прихода к власти X. Амина укрылась в советском посольстве. В целях сохранения их жизни они в свое время были скрытно вывезены с территории посольства в Кабуле, а затем и из Афганистана в Москву - уже после прихода к власти X. План, разработанный в Москве, начал претворяться в жизнь. Нет документального подтверждения, но, несомненно - Б. Кармаль и "четверка" принимали участие в выработке плана. Во всяком случае, знали о нем гораздо больше, чем офицеры советского Генштаба. Амина, что советское руководство в полном объеме решило удовлетворить его просьбы о направлении войск в Афганистан и 25 декабря 1979 г.

Амин выразил благодарность за это решение и отдал распоряжение Генеральному штабу всячески содействовать его реализации. Ввод группировки советских войск в Афганистан Во исполнение указаний министра Обороны СССР в ночь с 24 на 25 декабря с аэродрома Фергана на аэродром Кабул были переброшены по воздуху остатки 345-го отдельного парашютно-десантного полка два батальона части были переброшены ранее и выполняли задачи по охране аэродромов Кабул и Баграм. Группировка войск ТуркВО для ввода в Афганистан выглядела следующим образом - 40-я армия 108-я и 5-я гвардейские мотострелковые дивизии, 56-я отдельная десантно-штурмовая бригада, 860-й отдельный мотострелковый полк, 353-я артиллерийская бригада, 2-я зенитная ракетная бригада; 103-я гв. Кроме того, в качестве резерва после отмобилизования иметь: 68-ю мсд в районе Кушки и 201-ю мсд в районе Термеза. Одновременно с началом выдвижения 108-й мсд на термезском направлении осуществлялся пролет десанта и высадка его на аэродромы: Кабул - 103-я вдд; Баграм - 345-й пдп. Ввод советских войск в Афганистан предусматривалось осуществить на двух направлениях по маршрутам Термез - Кабул - Газни и Кушка - Герат - Кандагар с задачей: разместив войска погарнизонно по этому кольцу в наиболее жизненно важных районах, создать условия для стабилизации обстановки в Афганистане. Имелось в виду также на северо-востоке страны ввести 860-й омсп через Хорог в Файзабад. По получении указаний, теперь уже с конкретными сроками, были уточнены расчеты марша, поставлены задачи соединениям, частям и подразделениям, разъяснены цели ввода всему личному составу. Организовано управление войсками при пересечении границы и выдвижении в назначенные районы, а также соответствующий контроль.

При проведении разъяснительной работы с личным составом упор делался на то, что ввод советских войск в Афганистан осуществляется по просьбе его законного правительства, для оказания интернациональной помощи в борьбе с внешней агрессией, которая в перспективе может создать угрозу и для южных рубежей нашей Родины. Никаких других целей не преследуется. Как только вмешательство извне во внутренние дела Афганистана прекратится, советские войска незамедлительно будут выведены из страны. Такие разъяснения встречали понимание со стороны личного состава. Мосты Серьезной проблемой для войск на термезском направлении была организация преодоления Амударьи - капризной и своенравной реки, с сильным течением и постоянно меняющей свое русло. Ее песчаные берега легко размываются. Все это крайне усложняло организацию как паромной переправы войск, так и наводку через нее понтонного моста. Таким образом, одной из важных задач инженерного обеспечения ввода советских войск в Афганистан явилось оборудование и содержание наплавного моста в Термезе, а также строительство и содержание временного высоководного моста в Айвадже. Ко времени ввода контингента советских войск в Афганистан на территорию ТуркВО железнодорожным транспортом из центральных военных округов страны в район Термез были переброшены три понтонно-мостовых полка.

После долгих рекогносцировочных работ и расчетов, проведенных под руководством начальника инженерных войск округа генерал-майора Королева А. Определена технология его наводки и закрепления на сильном течении, а также необходимые дополнительные работы по закреплению берегов и неустойчивого грунта островка, который вписывался в конструкцию моста между берегом и островком - несколько звеньев понтонно-мостового парка, по островку - бетонные плиты и далее - мост. Этот наплавной 60-т мост из парка ПМП был построен в течение семи часов начало работ - с 7. В марте 1980 г. Чтобы предотвратить размывание острова и разрушение его поверхности по линии уреза воды в дно реки были забиты металлические штыри, выступающие над водой на 1 м, оплетены камышом и соломой, после чего оплетка была закреплена подсыпкой глины. Из этого же материала на проезжей части острова отсыпана полоса высотой 1 м, поверх глины были положены железобетонные плиты. С закреплением грунта на подходах к реке и на островке существенную помощь войскам оказали руководители Сурхандарьинской области Каримов А. Построенный мост имел выводную часть, обеспечивающую судоходство на реке. Из-за сильного течения возникли большие трудности в наведении моста, и особенно в его удержании, чем и объясняется столь длительный срок его наведения 25 декабря 1979 г.

Для дублирования моста в Термезе, а также обеспечения строительства временного высоководного моста и объездной автомобильной дороги на Ташкурган силами еще одного помп в январе 1980 г. В дальнейшем силами инженерных войск в кратчайший срок - за 51 сутки в сложных гидрологических условиях был построен высоководный мост длиной 588 м под грузы до 40 т. Опоры моста - металлические трубы диаметром 320 мм, глубина забивки 20 м. Наличие двух мостов позволило своевременно проводить профилактические мероприятия на них. Благодаря этому была обеспечена продолжительная эксплуатация наплавных мостов из табельных парков с интенсивным движением до 1000 единиц техники в сутки. Марш на Кабул Первым советским подразделением, перешедшим советско-афганскую границу, был 781-й отдельный разведывательный батальон 108-й гв. На афганском берегу советские войска встретил старший брат X.

Руководство Афганистана несколько раз просило помочь, но СССР не торопился вмешиваться во внутренние беспорядки. Причина — нежелание получить статус страны-агрессора. Зимой 1979 года советские власти решили ввести войска на основании договора о взаимопомощи и добрососедства.

Помощь дружественному народу стала официальным поводом для того, чтобы принять такое решение. У руководства Советского Союза также были опасения, что приход радикального исламского движения к власти в Афганистане станет причиной полной потери контроля над южной границей. Непростая ситуация сложилась и в Пакистане, политику в котором контролировали в то время американские власти. Так, афганская территория была своеобразной прослойкой между Советским Союзом и Пакистаном. Утрата контроля над Афганистаном могла стать провоцирующим фактором значительного ослабления госграниц.

Они убивали также активистов НДПА. В 1980 г. Освещение в СМИ Вплоть до 1987 г.

Хотелось бы посоветоваться. Причем предлагается выделять каждой семье по тысяче рублей для установления надгробий на могилах. Дело, конечно не в деньгах, а в том, что если сейчас мы будем увековечивать память, будем об этом писать на надгробьях могил, а на некоторых кладбищах таких могил будет несколько, то с политической точки зрения это не совсем правильно. Конечно, хоронить нужно с почестями, но увековечивать их память пока рановато. Нецелесообразно устанавливать сейчас надгробные плиты. Вообще, конечно, хоронить нужно, другое дело следует ли делать надписи. Следовало бы подумать и об ответах родителям, дети которых погибли в Афганистане. Здесь не должно быть вольностей.

Ответы должны быть лаконичными и более стандартными». Варенниковым и В. В нём было сказано: «1. Продолжать публиковать разрешённые ранее сведения о действиях… и показывать: — наличие частей и подразделений… без показа их участия в боевых действиях; — организацию и ход боевой подготовки… в масштабах не выше батальона; — награждение советских военнослужащих без показа их конкретной боевой деятельности, послужившей основанием для награждения; — отдельные единичные факты не более одного в месяц ранений и гибели советских военнослужащих при исполнении воинского долга, отражении нападения мятежников, выполнения заданий, связанных с оказанием интернациональной помощи афганскому народу… 2. Дополнительно разрешить публикацию в центральной печати, печати военных округов, республиканских, краевых и областных изданиях: — об отдельных случаях героических действий советских военнослужащих… с показом их мужества и стойкости; — о повседневной деятельности подразделений, до батальона дивизиона включительно… — факты проявления заботы о советских военнослужащих, проходивших службу в войсках на территории ДРА и ставших инвалидами, членах семей погибших в Афганистане; — сведения с описанием боевых подвигов, героизма и мужества советских воинов… и факты их награждения. По-прежнему запрещается в открытых изданиях информация, раскрывающая участие советских войск в боевых действиях на территории ДРА — от роты и выше, а также об опыте их боевых действий, конкретных задачах войск и прямые репортажи кино-, телесъёмки с поля боя. Публикация любой указанной в пунктах 1 и 2 информации разрешается по согласованию с Главной военной цензурой… 5. Продолжить широкую публикацию контрпропагандистских материалов советских и иностранных авторов, разоблачающих фальсификацию западных средств массовой информации».

В связи с политикой Гласности в советской прессе стали появляться критические статьи о советском участии в этой войне [109]. По данным социологического опроса , проведённого в декабре 1989 года участвовали около 15 тыс. После 1991 года распад СССР со сменой социальной системы, экономический кризис , новые межнациональные столкновения привели к угасанию интереса к уже закончившейся войне. Кроме того, на должностях рабочих и служащих в советских войсках в этот период находилась 21 тыс. Ежегодняя списочная численность советских войск в составе ограниченного контингента составляла от 80 до 104 тыс.

«Оправдала сама история»: 40 лет со дня ввода советских войск в Афганистан

В первой серии – о чем Тараки просил Косыгина, как развивались отношения между близкими соратниками Тараки и Амином, почему СССР сначала принципиально не ввязывался в конфликт, а потом все-таки ввел войска. Но если ввести войска было просто, то вывод оказался очень сложной задачей. — Решение ввести советские войска в Афганистан было правильным или нет? Став единоличным руководителем, Амин обратился с просьбой к советскому руководству ввести на территорию Афганистана войска. 12 декабря на заседании Политбюро решение о вводе Ограниченного контингента советских войск в Афганистан было принято. Годовщина вывода советских войск из Афганистана.

Ровно тридцать три года назад начался ввод советских войск в Афганистан

Ввод советских войск в Афганистан был объективной необходимостью. В 15.00 начался ввод советских войск в Афганистан в соответствии с приказом министра обороны СССР. Впервые вопрос о вводе наших войск в Афганистан был поставлен на повестку дня 15 марта 1979 года, когда вспыхнул антиправительственный мятеж населения в Герате.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий