В данной статье вы рассмотрите предысторию, причины, ход и итоги Соловецкого восстания. В результате возникшего восстания бунтовщики взяли крепость «Соловецкий Студитель», где разбили войска монастыря и разгромили его армию. Соловецкий монастырь, восстание, старообрядчество, история, вера, Соловки, Во Москвы-то было во царьстви, Об отцах Соловецкого монастыря и их страданиях, старообрядцы, Никон, соловецкое сидение, травля, раскол, Алексей Михайлович, расправа, узники, святые. Воеводой, возглавившим подавление восстания, назначили Мещеринова, который немедленно прибыл в Соловки для выполнения распоряжений. Итоги и результаты Соловецкого восстания. Восстание старообрядцев: причины, события, итоги. В результате отказа мирный поход перерос в восстание, к которому присоединились и крестьяне.
Соловецкое восстание. причины, события, итоги, участники, таблица
Соловецкое восстание — одно из ключевых событий российской истории XVII в. На основании трудов предшественников и новых архивных материалов в книге воссоздается самая полная на сегодняшний день картина восстания, показываются его причины, ход и результаты, анализируется идеология. Новое издание содержит дополнительные архивные материалы, часть из которых публикуется впервые, и учитывает научные труды, появившиеся в последнее время.
Только 30 вооруженных монахов попытались оказать им сопротивление, но были перебиты.
Остальные спали. Из стрельцов не погиб никто, раненых было четверо. Рукописная летопись монастыря так рассказывает о событиях: «Ворвавшемуся же в обитель Мещеринову с воями исшед на сретенье монахи Стефан да Антоний и иные тридесятъ инокъ, казначей же и келар, предася в руце Мещяринова абие клялся клятвою велию абие не предаст смерти и зла никому не причинит из обители.
И се, дьяволом научаемый, рекомых Стефана Антония и и тридесять инокъ приказа воям бити смертию, и по слову его убиша их во вратах монастырских». Расправа Кара Мещеринова была страшной. Он разорил обитель, монахов же пытал, чтобы те выдали ему ценности — «кои на древах повеси, кои же за чресла на крюках...
С непокорных монахов снимали одежду, на морозе загоняли в воду, чтобы замерзли. Летописец монастыря описывает, что тела монахов не были преданы земле, а брошены на льду залива, где пролежали все лето, и «не таяху же лёд по ними и в жару велию». Старовер князь Андрей Денисов в «Истории о отцах и страдальцах соловецких» писал, что воевода допрашивал монахов лично, забивал их до смерти, не делая скидок ни на духовное звание, ни на возраст.
Архимандрита Никанора он избил тростью с набалдашником, выбил зубы и повелел бросить монаха со стены в ров и стеречь, пока не замерзнет. Так же он поступил со старцем Макарием, которого по немощи привезли к нему на санках — он бил его, пока не устал, а потом повелел вытащить на лед, пока не умрет.
Конечно, эти действия не остались незамеченными в столице. Приверженность старым обрядам был осуждена, а в 1667 году власть направила на Соловецкий монастырь свои полки, чтобы отобрать его земли и другое имущество. Но монахи не сдались военным.
На протяжении 8 лет они уверенно сдерживали осаду и были верны старым устоям, превратив монастырь в обитель, защищающую послушников от нововведений. До последнего Московское правительство надеялось на тихое урегулирование конфликта и запрещало атаковать Соловецкий монастырь. А в зимнее время полки вообще оставляли осаду, возвращаясь на большую землю. Но в итоге власть все же решилась провести более сильные военные атаки. Произошло это после того, как Московское правительство узнало о сокрытии монастырем недобитых некогда отрядов Разина.
Хорошо, что здесь нет позора русского воина... Тайный Государь и Великий раскол. Недоказанная гипотеза или отвергнутая правда. Источник публикации не известен. Исторические песни XVII века. Полное издание в одном томе. Басова Е. Изд-во: Альфа-книга.
Поделиться в социальных сетях Стрельцы сожгли и разграбили монастырь, а ослушников повесили за ребра, многих сожгли заживо в соляных варницах или заморозили в полыньях. Божьи дома и люди на Соловках: Монастыри, лавры, обители, общежитии, пустыни, скиты. Монахи, иноки, келейники, отшельники, послушники, постриженики, скитники, старецы, схимники, мнихи, чернецы. Храмы, молельни, моленные, богомольни, мольбища, святилища, церкви, соборы, часовни. Некоторые факты о противостоянии соловецких и царских войск: к бою готовились обе стороны Реформа армии началась до восстания: "Практически все иностранные воинские звания, чье введение приписывается Петру I, существовали уже при Алексее Михайловиче: полковники, майоры и ротмистры, поручики и прапорщики, сержанты и капралы, квартирмейстеры и каптенармусы. В 1674 г. Монахи были хорошо вооружены - им оставили оружие. После нападения на монастырь шведов 1571 , был поставлен острог с пушками и началось возведение каменной стены.
Соловецкий монастырь сделался важным стратегическим пунктом северного Поморья. В 1637 году Соловецкий воевода сдал Соловецкому настоятелю крепостные ключи и воинские запасы. Военным начальником стал игумен. Рассказывают, что... Буганов В. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. Любовь Шашкова. Путешествия Альберта Гурьева.
Казахстанская правда, Алматы.
Соловецкий бунт 1668-1676 гг и его история, причины, последствия
Соловецкое восстание причины участники итоги таблица. Итоги и результаты Соловецкого восстания. Восстание старообрядцев: причины, события, итоги. В результате отказа мирный поход перерос в восстание, к которому присоединились и крестьяне. период, когда произошло противостояние двух сторон церкви, с одной стороны сторонники старой веры, с другой сторонники церковной реформы Никона. Бунташный век Соловецкое восстание. Выступление старообрядцев – причины восстания, требования и итоги кратко для 7 класса.
Соловки в огне: самое кровопролитное «сидение» в истории
Это была неприступная твердыня с собственной артиллерией, и к XVII веку здесь насчитывалось порядка 350 монахов и более 500 послушников и крестьян, готовых держать оборону. Волохов потребовал от мятежников покориться царю. Часть монахов покорилась, остальные решительно стояли на своем. Взять монастырь силой не удалось — старообрядцы пустили в ход пушки. Стряпчему ничего не оставалось, кроме как начать осаду. На зиму он поселился в Сумском остроге, и у него начались конфликты с архимандритом Иосифом.
Противники никак не могли найти общий язык, и все время писали друг на друга доносы. В итоге Волохов избил священнослужителя, после чего они оба были вызваны на суд в Москву. В августе 1672 года на Соловки прибыл Климент Иевлев. Он решил действовать более радикально, и сжег имущество монастыря, находившееся за пределами крепостных стен. Но, как и его предшественник, с наступлением холодов он отступил в Сумской острог.
Новая кампания началась весной 1673 года. Иевлев потребовал от иноков выполнять требования Собора, но соловецкое монашество не отступило. Тогда Иевлев приказал возводить вокруг монастыря укрепления, пытаясь максимально усложнить связь иноков с берегом. Но из-за многочисленных жалоб сумских старцев его вызвали в Москву. Второй этап восстания В 1673 году правительство получило сведения, что в монастыре скрываются остатки отрядов Степана Разина.
Это развязало ему руки, чтобы покончить с бунтарством. На Соловки был отправлен Иван Мещеринов. Он получил разрешение проводить пушечный обстрел стен крепости. Тем не менее, царь обещал амнистию всем, кто раскается добровольно. Среди иноков произошел раскол.
Одни твердо держались за свои убеждения, другие решили сдаться. В конце концов, желающих примириться с царем заточили в монастырскую тюрьму. Соловецкое восстание продолжалось. К стенам монастыря подошел отряд стрельцов. Мятежники начали ответный обстрел.
При этом игумен Никандр ходил возле пушек и кропил их святой водой. В октябре 1674 года Мещеринов, вопреки приказу царя, отошел в Сумской острог. Стоит отметить, что до этого времени в монастыре все еще проводились молебны за царя. Но после описанных выше событий небольшая группа во главе с Никанором требовала прекратить молиться за Алексея Михайловича. По сути, на этом этапе от Соловецкого монастыря осталось только название.
Здесь уже не исповедовались и не причащались, а священники были объявлены еретиками. Идеи защиты «старой веры» сменились призывами бороться с царской властью. Основной причиной стал приход в монастырь повстанцев. Впрочем, это же стало началом падения монастыря на Соловках. Во второй раз Мещеринов прибыл под стены Соловецкого монастыря в мае 1675 года.
К его отряду присоединилось еще 800 стрелков. Теперь он был твердо намерен побороть восстание, даже если придется зимовать возле крепости. Однако долгие пять месяцев осады не принесли результата. Мещеринов потерял 32 воина, еще 80 были ранены. Тогда начальник войска решился на новый план.
По его приказу начали рыть подкопы под тремя башнями: Белой, Никольской и Квасоваренной. Но это ни к чему не привело. В ответ Никанор приказал усилить обстрел противников.
Возглавлял стрелецкий отряд стряпичий Игнатий Волохов. Он распорядился взять монастырь в осаду, но этот план практически сразу провалился. Обратите внимание Соловецкий монастырь был достаточно крепко укреплён и при этом располагал большими запасами продовольствия. Также важно отметить, что численность стрелецкого отряда составляла чуть более 100 человек, что было мало как для штурма, так и для эффективной осады. Ситуация оказалось патовой и такой она оставалась на протяжении 4 лет, так как царь Алексей Михайлович не имел лишних войск для ускорения осады. Изменения случились в 1672 г. Он ужесточил блокаду Соловецкого монастыря, но это также не помогло достичь существенного прогресса.
Монахи продолжали держать осаду и отказывались отрекаться от своих убеждений. В 1673 году Алексей Михайлович надоедает сложившаяся ситуация и он отдаёт указание — прекратить осаду и брать Соловецкий монастырь штурмом. Для проведения штурма в Соловки был направлен опытный воевода Иван Мещеринов. Мещеринов сумел добиться увеличение стрелецкого отряда до 1,5 тысяч человек и начал беспощадно бросать их в штурм на укрепления монастыря. На протяжении всего 1674 г. Сторонники царя были изгнаны из монастыря и силы осаждённых существенно сократились.
После подавления разинского восстания поход на Соловки совершил приказ двинских стрельцов К. Иевлева, который установил блокаду в 1672 г. Затем осадный корпус возглавил воевода И. Мещеринов, базой осадного отряда стал Сумской острог. Осада 1674 г. Непрерывные бои под Соловками продолжались до 22 января 1676 г. Большая часть «соловецких сидельцев» подверглась казням и другим репрессиям, и на место старообрядцев были присланы другие монахи. Со взятием Соловков движение раскольников не было подавлено, а распространилось по всему Поморью. Однако отныне старообрядцы отказались от вооруженного сопротивления и перешли к формам мирного неповиновения непризнание нового обряда, уход в леса, самосожжение.
После провала восстания Степана Разина к монахам присоединились и его уцелевшие участники. Соловки объединили всех противников царской власти. Челобитная разгневала его, и в ответ на дерзость соловецких монахов Алексей Михайлович приказал отобрать у монастыря все земельные владения. Иноки не сдались. Тогда государь запретил отправлять им хлеб. В 1668 году, не сумев сломить сопротивление раскольников, Алексей Михайлович отправил на Соловки правительственное войско. Началась осада монастыря, выдержать которую пытались почти пятьсот монахов и мирян. Поддержку им постоянно оказывали местные жители, тайком передававшие припасы в обитель. Стрелецкое войско на подступах к монастырю тем временем увеличивалось, хотя взять его силой не удавалось. Спустя семь лет монахи перестали молиться за царя и показали, что не готовы идти на мировую. Воевода Иевлев во время осады совершил роковую ошибку: повелев сжечь все хозяйственные постройки вокруг монастыря, он вынудил стрельцов бежать по открытой местности под огнем. На место Соловецкого сидения Алексей Михайлович отправил нового командующего — воеводу Мещеринова. Тот приказал устраивать подкопы и участить попытки штурма. Соловецкий архимандрит Никанор призывал защитников монастыря стрелять по Мещеринову: «Поразишь пастыря, ратные люди разбредутся аки овцы». Обе стороны несли крупные потери, однако воевода мог регулярно пополнять войска.
СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ
На основании трудов предшественников и новых архивных материалов в книге воссоздается самая полная на сегодняшний день картина восстания, показываются его причины, ход и результаты, анализируется идеология. Издание содержит архивные материалы, часть из которых была опубликована впервые, и учитывает научные труды, появившиеся в последнее время. Об авторе. Ольга Валерьевна Чумичёва - кандидат исторических наук, автор ряда научно-популярных книг исторической тематики. Родилась в Новосибирске 19 июня 1963 года.
В течении первых лет осада проходила довольно слабо, потому как власти надеялись на мирное разрешение конфликта. При этом стрелецкие отряды постоянно увеличивались. Со стороны же защитников монастыря инициатива постепенно переходила от монахов к мирянам, готовившихся дать отпор. Многий работный люд, беглые солдаты и стрельцы пробирались на остров и пополняли ряды повстанцев. В начале 1670-х годов увеличился приток в обитель участников восстания Степана Разина , что в значительной степени смогло активизировать восстание, углубить его социальное содержание. Военные действия постепенно начали ужесточаться. К 1674 под монастырскими стенами было больше 1000 стрельцов и много орудий. Осаду возглавил царский воевода Иван Мещеринов. Одним из важных изменений было также то, что в 1675 г. Мещеринову, как можно проникнуть в обитель.
Кроме этого, монахи отказались принимать нового настоятеля архимандрита Иосифа, выгнали его взашей и выбрали Никанора, монаха, который ходил с челобитными в Москву Рукописная повесть «О соловецком восстании» XVII век. Составителем челобитных их было пять стал монах Геронтий, который пребывал на Соловках уже 17 лет. Челобитные он писал в течение 1666 — 1667 годов, и видимо, так усердно защищал старую веру, что последний документ историки называют не прошением, а настоящим манифестом староверов и богословским трактатом, обосновывающем отказ принятия никонианства. Манифест этот вызвал у царя Алексея Михайловича гнев. Именно в 1667 году в Москве прошел собор, утвердивший обряды по новым канонам и заклеймивший всех «двоеперстников» и старообрядцев «еретиками». Царя охватила идея «Москва — Третий Рим», которая возникла после падения Константинополя, и перспектива занять константинопольский престол. Он воспринял сопротивление монахов-соловлян как бунт и оправил в обитель войска. Волохов был вынужден начать осаду. К конце XVII века монастырь был крепостью с фортификационными укреплениями, пушками, 425 насельников монастыря знали военное дело, были готовы отразить атаку, имели обширный арсенал. В монастыре был запас провизии, монахи были привычны к тяготам жизни и ограничениям в еде. Все это делало задачу взятия монастыря почти невыполнимой. Долгое время царь надеялся решить дело миром, и осада шла с перерывами, стрельцы уходили зимовать в Сумский острог, а весной снова появлялись на островах, отрезая монахов от моря и суши.
После школы она поступила на исторический факультет Новосибирского государственного университета. Преподавала древнерусское искусство, культуру и историю в различных учебных заведениях родного города. В 1998 году Ольга Валерьевна сменила место жительства, выбрав для переезда Санкт-Петербург, где устроилась в драматический Театр на Литейном заведующей по литературной части. Позже преподавала в Гуманитарном университете профсоюзов, затем устроилась в Российскую национальную библиотеку специалистом по международным связям. Последние записи:.
Причины и итоги Соловецкого восстания 1668-1676 годов
Итоги восстания Соловецкое восстание продемонстрировало способность старообрядцев противостоять власти. Итоги Соловецкого Восстания 1668-1676. Словенское восстание таблица. Соловецкое восстание – крупный бунт духовенства, направленный против патриарха Никона и происходивший в 1688–1676 годах.
Соловецкое восстание
Соловецкое восстание – крупный бунт духовенства, направленный против патриарха Никона и происходивший в 1688–1676 годах. Соловецкое восстание Соловецкий монастырь (дореволюционное фото) Дата 1668—1676 Место Соловецкие острова Причина Раскол: отказ принять "новоисправленные богослужебные книги" Итог Подавление восстания Противники иноки. Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. 1 февраля 1676 г.) — восстание соловецких монахов против церковной реформы патриарха Никона, продлившееся восемь лет.
Соловецкое восстание. Причины, события, итоги, участники, таблица.
Царя охватила идея «Москва — Третий Рим», которая возникла после падения Константинополя, и перспектива занять константинопольский престол. Он воспринял сопротивление монахов-соловлян как бунт и оправил в обитель войска. Волохов был вынужден начать осаду. К конце XVII века монастырь был крепостью с фортификационными укреплениями, пушками, 425 насельников монастыря знали военное дело, были готовы отразить атаку, имели обширный арсенал. В монастыре был запас провизии, монахи были привычны к тяготам жизни и ограничениям в еде. Все это делало задачу взятия монастыря почти невыполнимой. Долгое время царь надеялся решить дело миром, и осада шла с перерывами, стрельцы уходили зимовать в Сумский острог, а весной снова появлялись на островах, отрезая монахов от моря и суши. Так продолжалось четыре года, пока осаду не возглавил воевода Иван Алексеевич Мещеринов.
Впрочем, поначалу Мещеринов клялся: если кто решит сдаться — того ждет полное прощение. В 1675 году год количество осаждавших монастырь стрельцов достигло полутора тысяч человек, боевые действия активизировались. За лето стрельцы потеряли 35 убитыми и 80 — ранеными, озлобились. Вокруг обители они понастроили земляных батарей и начали подкапываться под монастырские стены.
В челобитной сообщалось, что многие священники поставили свои подписи по принуждению со стороны архимандрита: «... И почал он нас к тому своему приговору насилу нудить руки прикладывать». Одного из них, отца Германа, «дважды плетьми били за то лишь, толко обедню пропел против[10] тех Служебников в пределе с Евфимьем архидьяконом, и его было хотели бить за то»; после этого «наша братья, попы, убояся ево, архимарита, руки приложили, как он велел, что не служить по новым Служебникам». Подписанию соборного приговора предшествовали прения в монастыре, когда священники пытались убедить архимандрита принять церковную реформу: «И говорили ему, архимариту, все, чтоб он сам почал по тем Служебникам служить, и мы с ним; и он, архимарит, со своими советники про те Служебники и слышать не хочет, не токмо чтоб служить»[11]. Такое же отсутствие единомыслия по отношению к неприятию новых книг и другим вопросам будет проявляться и в дальнейших событиях в ходе восстания. В течение долгого времени подача челобитных была главной формой «борьбы» соловецких монахов и бельцов. В них еще не было «противления» Церкви, но присутствовала жажда диспута, религиозного прения, стремления убедить и переубедить государственную власть, прежде всего царя Алексея Михайловича, в необходимости сохранения древней традиции. Никаких иных «лозунгов» они не содержали. Многие поборники старых книг и старых обрядов исходили из того, что между царем и патриархом существуют разногласия, и хотели «помочь» царю. Однако внутри монастыря, как уже говорилось, не было единства. Значительный отпечаток на своего рода «раскол» внутри монастыря накладывало соперничество между назначенным сюда после смерти архимандрита Илии Варфоломеем и бывшим архимандритом Савво-Сторожевского монастыря Никанором, проживавшим здесь «на покое». Расхождения внутри монастыря отмечены еще в феврале 1663 г. Уставщик Геронтий, будущий автор соловецких челобитных, нарушил обычный ход богослужения — монахи заподозрили, что он служил литургию по никоновским книгам. Геронтий писал архимандриту Варфоломею, находившемуся тогда в Москве, что «вся братия и миряне» хотели его «камением побити» и грозились предать смерти. Варфоломей встал тогда на защиту Геронтия. Архимандрит не разделял целиком настроений братии и мирян против новых обрядов, сохранял связи с Москвой и освященным Собором, пытался смягчить позицию монастыря по отношению к церковной иерархии, но не имел значительной поддержки в монастыре. На Соборе 1666 г. Варфоломей хотя и подал челобитную о сохранении «старой веры» в Соловецком монастыре, но сам ее не подписал[12]. В монастыре «самовольством» был избран и поставлен в келари простой монах «будильщик» Азарий, а в казначеи — черный поп, уставщик и книгохранитель Геронтий. Это было нарушением правил, т. В Москву направлялись челобитные с жалобами на архимандрита Варфоломея и с просьбой о назначении вместо него архимандрита Никанора или кого-либо другого. Никанор фактически уже вел себя как настоятель следует напомнить, что его назначение предполагалось еще после смерти архимандрита Илии, но тогда не состоялось. Человек властный и честолюбивый, он продолжал добиваться того, чтобы встать во главе монастыря, используя усиливавшиеся из-за никоновских реформ разногласия. В июле—августе 1666 г. Но его миссия потерпела неудачу, в ответных челобитных Собор, братия и миряне во всем обещали покориться царской власти, просили лишь «веры не переменять» и вновь жаловались на архимандрита Варфоломея[13]. В феврале 1667 г. Он вызывал сюда для допроса старцев и слуг, но они на допрос не прибыли[14]. Новые материалы по истории восстания, введенные в научный оборот О. Чумичевой, показали обнаруженные в ходе следствия уже в Москве слухи о появлении в монастыре эсхатологических настроений: патриарх Никон является антихристом и желает стать «папой» и Алексей Михайлович — последний царь, т. Первоначально московские церковные и светские власти пытались разрешить конфликт мирным путем: вызванного в Москву в том же феврале 1667 г. Никанора встретили как настоящего архимандрита, он отказался от прежних взглядов, однако притворно, т. Архимандритом же назначили Иосифа, «келейного брата» и единомышленника Варфоломея. Когда он вместе с архимандритами Варфоломеем для сдачи и приема дел и Никанором которому было определено «здесь жить на покое» прибыл в монастырь, Иосифа и Варфоломея не приняли и подвергли заточению. В Москву была отправлена четвертая челобитная, в которой монахи просили не принуждать их к перемене «предания и чина» прп. Зосимы и Савватия; они обращались к царю: «... Не вели, государь, больши того к нам учителей присылать напрасно... Так же заканчивается и пятая челобитная[16]. Мотив «непротивления» — важная составляющая религиозной мысли и древней, и новой России — звучит здесь с полной отчетливостью. Пятая, самая известная соловецкая челобитная, широко распространенная в старообрядческой книжности, носила уже скорее пропагандистский характер; не вполне ясно, была ли она сразу же получена царем[17]. Ответ последовал на четвертую челобитную. В указе предписывалось «Соловецкого монастыря вотчинные села, и деревни, и соляные и всякие промыслы, и на Москве и в городех дворы со всякими заводы и с запасы, и соль отписать на нас, великого государя, и из тех сел, и из деревень, и ото всяких промыслов денег, и хлебных всяких запасов, и соли, и всяких покупок с Москвы и из городов в тот монастырь пропускать не велели»[18]. Эти же предписания были повторены и в апреле 1668 г. Когда весной 1668 г. В ответ монастырь «заперся», что было началом его «сидения»[20]. По-видимому, в первый период царь Алексей Михайлович надеялся взять монастырь измором и устрашением, блокировав доставку продовольствия и других необходимых запасов, однако ее полному осуществлению препятствовали и природные условия, и связи монастыря с населением, оказывавшим поддержку прежде всего доставкой продовольствия.
С противоположной стороны участниками Соловецкого восстания были стрельцы, присланные на его подавление. Поначалу их было немного, менее двухсот, но по мере того, как осада не приносила результатов, а время шло, их число росло и росло, пока не дошло до 1,5-2 тысяч точные оценки тут разнятся. При этом первые годы стрельцам было запрещено обстреливать монастырь, поэтому они ограничивались лишь осадой, и то лишь в летнее время, так как зимой их распускали по домам из-за сурового климата побережья Белого моря. За это время участники Соловецкого восстания пополняли запасы с помощью местных жителей, поморов, которые им сочувствовали. Суть и ход событий Соловецкого восстания Соловецкий монастырь, вокруг которого и разворачивались описываемые события После изгнания настоятеля отца Иосифа и начала осады активных действий не предпринималось на протяжении многих лет. Стрельцы сидели в осаде, на лето занимая Соловецкие острова и пытаясь разорвать связь осаждённых с материком, но на зиму их распускали по домам из-за зверских холодов. Приближаться к стенам монастыря стрельцы не решались — когда они попытались это сделать, монахи встретили их артиллерийским обстрелом.
Некоторые историки пытались выставить мятеж монахов как сопротивление невежественных церковников и приверженцев старой веры. Соловецкое восстание и боевые действия На самом деле в мятеже участвовали не только монахи Соловецкого монастыря. К ним присоединились беглые солдаты, недовольные крестьяне, а также сподвижники Степана Разина. После такого пополнения восстание уже приобрело некое политическое значение. Стоит отметить, что первые несколько лет практически никаких боевых действий не предпринималось. Царь надеялся на мирное решение столь щекотливого вопроса. Например, правительственные войска перебирались на Соловецкие острова только в летнее время. Несколько месяцев они пытались, хотя и безуспешно, блокировать связь мятежных монахов с материком. Как только наступали холода, войска перемещались в Сумский острог. Интересно, что большая часть стрельцов попросту распускалась по домам. Такое сравнительно мирное положение выдерживалось вплоть до 1674 года.