При ударе Чкалова выбросило вперед на 10-15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа. В итоге комиссия постановила: «Гибель т. Чкалова является результатом расхлябанности, неорганизованности, безответственности и преступной халатности в работе завода №156». Сегодня, 15 декабря в 12:00 на площади В.П. Чкалова, ребята из школы №4 (имени ва) приняли участие в митинге, посвященному 83 годовщине со дня гибели нашего.
«Сейчас все замерзнет, мотор откажет»
- Содержание
- Кто убил Валерия Чкалова?
- ГИБЕЛЬ И ПОХОРОНЫ ЧКАЛОВА (THE DEATH OF VALERY CHKALOV) -
- Заявка на вступление
Воздушный первопроходец Валерий Чкалов
Обстоятельства гибели Чкалова повторно изучала в 1955 году экспертная комиссия, которую возглавлял летчик-испытатель М.М. Громов, входивший и в первую комиссию 1938 года. По специальности Валерий Чкалов был настоящим ассом: военным летчиком-испытателем. 120 лет Валерию Чкалову — трагическая гибель. 15 декабря 1938 года в ходе испытательного полета истребитель И-180, которым управлял Чкалов, упал при заходе на посадку.
Полет в неизвестность
И дослужился до комбрига генерала , стал самым знаменитым советским летчиком. Кумиром миллионов мальчишек. Идея принадлежала любимцу Сталина - летчику Сигизмунду Леваневскому. Будущий полет широко разрекламировали в СССР, даже почтовую марку выпустили. Летчик Сигизмунд Леваневский не верил в советских конструкторов. Но мировой рекорд не состоялся. Спустя несколько часов потекло масло из двигателя.
Леваневский решил вернуться. За штурвалом был второй пилот Георгий Байдуков. Он хотел продолжить полет, полагая, что все обойдется, техники просто перелили масло при заправке так оно позже и оказалось. Но вспыльчивый поляк достал пистолет... На разборе полета в кабинете Сталина Леваневский в присутствии авиаконструктора заявил: мол, Туполев вредитель, сознательно делает плохие самолеты. И он, Леваневский, летать на них больше не будет!
И вообще в СССР нет надежных машин для такого рекорда. Иосиф Виссарионович командировал любимца за океан. Испытатель Валерий Чкалов возмутился «наездом» на Туполева. Но Сталин назначил им другой маршрут: Москва - Петропавловск-Камчатский. Спустя 56 часов беспрерывного полета, преодолев в сложнейших условиях 9375 км, АНТ-25 сел на острове Удд в Охотском море. Все трое получили звания Героя Советского Союза, ордена Ленина.
Чкалову вождь подарил самолет У-2, на котором тот позже катал маму и сынишку с друзьями. Остров Удд переименовали в честь летчика. Так испытатель стал знаменитым на весь Союз. Валерий Чкалов в центре , Георгий Байдуков слева и Александр Беляков после приземления на острове Удд 22 июля 1936 года. Кстати, позже Удд переименовали: он стал островом Чкалова. Причем именно через полюс.
Расчет был прост: воздушный путь из Москвы до Сан-Франциско через Тихий океан - около 18 тысяч км, через Атлантику - 14 тысяч, через Северный полюс - лишь 9605. Разница значительная! Мы во второй раз обращаемся по вопросу о перелете в Америку из Москвы через Северный полюс.
Несмотря на трагическую гибель, Чкалов оставил неизгладимый след в истории авиации. Он совершил первый полет на истребителе И-16, который стал одним из самых успешных боевых самолетов Великой Отечественной войны. Управлять И-16 было сложно, но опытные пилоты, включая Чкалова, показали его эффективность в бою. Источник фото: Фото редакции В день нападения на Советский Союз немецкой армии, пилоты И-16 уже вели активную борьбу с врагом, сбивая его самолеты. Несмотря на то что технически И-16 уступал некоторым немецким самолетам, он смог справиться с этими ограничениями благодаря опыту и мастерству пилотов.
Ругаясь и оскорбляя офицеров, он еще долго не мог угомониться. Насилу успокоили. То, что произошло на аэродроме 7 сентября 1925 года, очень не понравился личному составу и командованию эскадрильи, которое инициировало возбуждение судебного дела. Другими словами, достал всех Чкалов, и сотрудники аэродрома дружно написали на него в правоохранительные органы. Те отреагировали, и 16 ноября 1925 года военный трибунал приговорил Чкалова к 6 месяцам лишения свободы. На самом деле, Чкалову светило лет пять-шесть. Однако, в последний момент начальник эскадрильи пожалел талантливого, но ершистого летчика.
И предоставил суду такую характеристику на подсудимого, что хоть почетную грамоту тому выдавай. А дальше — больше. Не успел Чкалов и двух месяцев отсидеть, как командование ВВС сделало все, чтобы он вышел досрочно. И не только вышел, но и снова встал в строй. Но, как показало дальнейшее развитие событий, своё поведение он менять даже не планировал. Очередной «залет» В следующий раз будущий ас попал за решетку в 1928 году. Все началось в конце декабря 1927-го.
Чкалов только что был назначен командиром звена 15-й Брянской авиационной эскадрильи. Назначение как надо «обмыли», и, понятное дело, нарвались на скандал. И хотя тогда, перед новогодними праздниками, сор из избы решили не выносить, все равно все закончилось печально. Отрабатывая на гомельском аэродроме посадку на точность, он зацепил хвостом истребителя край оврага. Сам не пострадал, но машину «убил». Возможно, и этот инцидент мог сойти ему с рук.
Трибунал приговорил его к году заключения.
Однако там он провёл лишь несколько недель. Однако он не мог восстановиться в армии, откуда его уволили во время суда. Почти два года он проработал в Осоавиахиме инструктором, прежде чем его восстановили в звании. Но в действующей части восстановиться не удалось. Зато ему подыскали работу, которая лучше подходила его темпераменту. Работа была связана с риском, поскольку летали на новейших самолётах. Это отлично подходило темпераменту Чкалова.
Вскоре ему вновь удалось показать себя высокопоставленной публике. Чкалов совершал демонстрационные полёты на новом истребителе на глазах у приехавшей государственной делегации, в числе которой был и Сталин. Тем не менее в 1933 году Чкалова в очередной раз уволили из армии после нескольких дисциплинарных проступков. Это был один из первых в мире монопланов большинство самолётов были бипланами , и его появление должно было стать революцией в советской промышленности и обеспечить превосходство советских ВВС как минимум на несколько лет. Но самолёт был крайне тяжёл в управлении, и мало кто из пилотов решался сесть за его штурвал. К его испытаниям было приковано большое внимание, для инспекций регулярно прибывали важные вельможи, в один из таких визитов Чкалов и познакомился со Сталиным лично. В 1935 году конструктор Поликарпов и лётчик-испытатель Чкалов награждаются орденами Ленина за И-16.
Газеты пестрят портретами Чкалова. Тогда же ему предлагают принять участие в важном пропагандистском деле — полёте из Москвы на остров Удд в Охотском море и обратно. Лётчики должны были лететь над Северным Ледовитым океаном, добраться до острова и вылететь обратно в Москву. Полёт имел важное значение. Менее десяти лет назад американец Линдберг перелетел Атлантику, проделав путь в 5800 километров, и стал главной мировой звездой. Советским лётчикам предстояло пролететь 9374 километра. Первоначально планировалось лететь в Америку, но Сталин не разрешил.
Полёт прошёл успешно и стал значимым событием, все советские газеты писали о нём, а лётчики стали общесоюзными знаменитостями. Когда они возвращались в Москву, Сталин встречал их лично. Все трое членов экипажа получили звание Героев Советского Союза. Летом 1937 года та же команда в составе Байдукова, Чкалова и Белякова вылетела с подмосковного аэродрома, взяв курс на Ванкувер. Через 63 часа самолёт благополучно приземлился в Америке. После возвращения Чкалов получает звание комбрига, мандат депутата Верховного Совета, орден Красной звезды, а его родной посёлок Васильево переименовывают в его честь. Его начинают приглашать на кремлёвские банкеты.
Однажды Сталин даже лично провозгласил тост в честь Чкалова, назвав его "талантливым человеком, каких мало не только в СССР, но и во всём мире". Несколько месяцев Чкалов отдыхал от полётов, выполняя обязанности депутата. Тем временем к испытаниям готовился новый самолет И-180, который должен был стать более совершенным продолжением уже начинавшего устаревать И-16. Самолёту уделялось первостепенное внимание, однако на заводе не успевали подготовить новинку к полётам. Тем не менее летом 1938 года нарком оборонной промышленности Каганович настоял на том, чтобы провести испытания до окончания года. В начале декабря Чкалова вызвали из отпуска для испытаний. При этом заводской технический контроль отказывался подписать акт о готовности, ссылаясь на множество дефектов.
Однако боявшийся выволочки сверху директор завода настаивал.
Заявка на вступление
- Валерий Чкалов
- Обстоятельства гибели
- 15 декабря 1938 года – загадочная смерть воздушного аса Валерия Чкалова
- Памятный камень. Место гибели В.П. Чкалова — ГБУ "МАЦ"
- Рассекреченный полет Чкалова | Газета "Тихоокеанская звезда"
Дело темное Тайна гибели Валерия Чкалова
Панорама — место событий, локальный ориентир Место гибели В.П. Чкалова, Москва. Гибель Валерия Чкалова, как и многих его соратников, совпала по времени с периодом жестоких сталинских репрессий. Насколько сильно, что официального заключения Министерства обороны о причинах гибели Чкалова никогда не существовало. Панорама — место событий, локальный ориентир Место гибели В.П. Чкалова, Москва. На гибель Чкалова откликнулась мировая пресса − газеты Англии, Франции, Испании, США, Чехословакии, Турции, Финляндии, Ирана. На это, кстати, указывает выдержка из заключения 1938-го: "Гибель товарища Чкалова является результатом расхлябанности, неорганизованности, безответственности и преступной.
Рассекреченный полет Чкалова
Допустить гибель ребенка Чкалов не мог: последний подвиг — Город НН | Масштаб фигуры Валерия Чкалова, конечно, впечатляет — личный друг и протеже Сталина, общенародная, мировая знаменитость, рекордсмен. |
"Трагедия Болдуина" повторялась и в России: чуть не погиб Чкалов - МК | Насколько сильно, что официального заключения Министерства обороны о причинах гибели Чкалова никогда не существовало. |
Воздушный первопроходец Валерий Чкалов | В понедельник исполняется ровно 70 лет со дня гибели Валерия Чкалова. Он принимал участие в разработке и испытаниях десятков самолётов, а разбился на Ходынском аэродроме. |
Валерий Павлович Чкалов - биография, фото | Итак, 120 лет назад родился Валерий Чкалов — летчик-испытатель, чей подвиг и трагическая гибель останутся в истории авиации навсегда. |
Полет в неизвестность
Именно здесь биография Валерия Чкалова пополнилась первым самостоятельным полетом. К гибели Чкалова причастно прежде всего НКВД и, возможно, Никита Хрущев. Для современных лётчиков-испытателей Чкалов Валерий Павлович является примером для подражания и сегодня. Комиссия по расследованию катастрофы доложила: «Гибель т. Чкалова явилась следствием выпуска в воздух недоработанной машины.
ГИБЕЛЬ И ПОХОРОНЫ ЧКАЛОВА (THE DEATH OF VALERY CHKALOV)
Вокруг гибели Чкалова появилось много противоречивых мифов. Первый полет И-180 закончился катастрофой и гибелью Чкалова. 15 декабря 1938 года при испытании истребителя И-180 погиб выдающийся советский лётчик, Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов.
Прерванный полёт: 85 лет со дня гибели легендарного лётчика Валерия Чкалова
Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 г. По свидетельству наблюдателей, находившихся на аэродроме, «не доходя до аэродрома один-полтора километра, на высоте около 100 метров самолёт сделал вираж влево и скрылся за постройками». При заходе на посадку двигатель М-88 неожиданно остановился. Лётчик, как отмечено было в акте комиссии по расследованию причин аварии, «до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами», в районе автобазы Мосжилгосстроя Магистральная ул. Но в последний момент самолёт зацепился за электрические провода, ударился правым крылом о электрический столб и, развернувшись, врезался в кучу дровяных отходов. Чкалова выбросило из кабины на 10-15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем.
По другой — летчику приказали поднять самолет в воздух.
Кое-кто вспоминает последние слова Чкалова: «Не хочется лететь. Но надо». Есть и третья версия: Сталин не забыл вопроса Чкалова по поводу массовых арестов и репрессий. По воспоминаниям современников Валерия Павловича, его гибель стала для большинства народа личной болью. Он был настоящим кумиром страны - олицетворением мужества, отваги и бесстрашия. Он научил летать самолеты различных марок и типов.
И-180 с десятками дефектов нельзя было поднимать в воздух. Чкалов взлетел и погиб. Почему же полет не был отменен? Чкалова путем сопоставления архивных документов пытается ответить на этот вопрос. Почему Сталин, Молотов, Берия, Каганович, зная о том, что самолет сырой, не отменили испытания? Послушаем Валерию Валерьевну. А это оказалась не записка, а письмо Берии от 12 декабря 1938 года.
Если это письмо-шифровку внимательно проанализировать, то можно прочесть следующее: Берия открыто сообщает руководству страны, что испытание самолета грозит гибелью летчика Чкалова. И пишет не в сослагательном наклонении, а в утвердительной форме, и ждет их реакции. Ответ символичен - отменить полет только на 12 декабря, хотя совершенно ясно, что на этом самолете лететь нельзя ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра. В результате своего молчаливого единогласного решения ни Сталин, ни Молотов, ни Ворошилов не оставили Чкалову шансов на жизнь. Почему так поступил Сталин с человеком, которого, как утверждают многие, он любил? Может быть, потому, что этот человек перерос планку, высота которой ему была определена, стал слишком популярен и любим в народе и не мог жить и мыслить так, как требовали вожди? Чкалова приводит неизвестные факты из жизни своего отца накануне его гибели, которые могли повлиять на его судьбу.
По семейным преданиям, в самом начале 1938 года Сталин предлагал Чкалову занять одну из государственных должностей, в том числе наркома внутренних дел, то есть как бы вручал ему «топор палача». Чкалов отказался от такой «чести», а злопамятный вождь такие поступки не прощал. Тот тоже отказался. Через несколько месяцев он был арестован и расстрелян...
Насколько мне известно, Валерии Валерьевне удалось почитать некоторые документы, но получить их копии и указать их в книге она не могла. В информации, полученной семьей, многое не сходится: было 3 комиссии по гибели Чкалова, и там расходится все — полетные задания, нанесенные маршруты, сведения, с какой стороны он упал. Комиссии написали совершенно разные вещи! К тому же в СССР на тот момент не было гражданской авиации, вся авиация была военной, но несмотря на это в 1938 году не было заключения Минобороны по факту гибели летчика Чкалова. Есть заключения отдельных комиссий. А официального заключения Минобороны по данной ситуации нет и не было. Сейчас по просьбе семьи Министерство обороны рассматривает возможность спустя столько лет написать заключение по имеющимся у них документам. Единственным человеком, который знал правду, как мне кажется, была Ольга Эразмовна. Если не всю правду, то что-то она точно знала. Дело в том, что Валерия Павловича многие любили, и очень влиятельные люди после его гибели помогали семье. Многие документы подписаны Молотовым, он приезжал к прабабушке, есть этому документальное подтверждение. Я предполагаю, что Ольге Эразмовне должны были рассказать что-то, что она не могла себе позволить раскрыть. Есть книга воспоминаний, написанная прабабушкой. Фильм о Чкалове снят Калатозовым, а он был с прадедом лично знаком. О нем рассказывали и писали люди, которые его знали. Но есть также современный сериал, с которым категорически не согласна семья по ряду причин. Авторы ни с кем из родственников не консультировались, хотя было объявлено, что фильм создан при поддержке семьи. В сериале летчиков показали так, как в реальности быть не могло. На аэродроме никто бы никогда никому не позволил пить. Никто не поставит стол на взлетно-посадочной полосе. В сериале много таких нюансов, они с художественной точки зрения, может, и привлекают внимание, но это то, чего не могло быть никогда. И это показывает людей, которые жизнь посвятили авиации — работе, связанной с прямым риском, не с лучшей стороны. Как будто все они были алкоголиками, тунеядцами и иногда творили чудеса. При перелете через Северный полюс в экипаже было трое, — Чкалов, Байдуков, Беляков. Спустя месяц их маршрут повторил экипаж Громова. Равноценен вклад героев в развитие советской авиации, но имя Чкалова выделяется из всех. Потрясающе говорил, сохранились видеозаписи его выступлений. Не только то, как он говорил, но и то, как он мыслил и относился к тому, что делает, вдохновляло, воодушевляло и заставляло людей двигаться вперед. Это в том числе работа агитации: Валерий Павлович был человеком, страстно влюбленным в небо, который умел и обладал тем набором качеств, которые приводили его к успеху в авиации. Он был примером для многих, собирательным образом героя-летчика для советских людей. Если мы говорим о 30-х годах, то это период становления советской авиации, и нельзя выделить кого-то одного. Имя Валерия Павловича осталось на слуху по нескольким причинам. Во-первых, в связи с легендарными перелетами. Сейчас это назвали бы международным информационным поводом.
Внук Чкалова: через 20 лет рассекретят документы, которые прольют свет на гибель летчика
По специальности Валерий Чкалов был настоящим ассом: военным летчиком-испытателем. Герой Советского Союза, легендарный летчик-испытатель Валерий Павлович Чкалов, погиб 15 декабря 1938 года в ходе испытательного полета на истребителе. В донесении комиссии Сталину и Молотову четко сформулированы причины гибели Чкалова и определены виновники. По воспоминаниям современников Валерия Чкалова, его гибель оказалась для многих советских людей личной трагедией. Чкалова выбросило из кабины на 10-15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем. Гибель Валерия Чкалова, как и многих его соратников, совпала по времени с периодом жестоких сталинских репрессий.