Так почему же Корней Чуковский перед Данаей Рембрандта “умирал от упоения”? «Даная» была написана в 1636 году, но впоследствии подверглась таким изменениям, что восстановить полностью ее истинный вид не представляется возможным. О главной медицинской загадке картины Даная Рембрандта читайте на нашем сайте. Но потом Рембрандт, сгорающий от страсти к Гертье, как полагают те же биографы, наделил Данаю чертами свей любовницы.
Трагедия не должна быть предметом злорадства
Сюжетом, вдохновившим Рембрандта на создание произведения, является знаменитый древнегреческий миф о Данае — матери Персея, и его традиционный сюжет, легший в основу композиции: явление Зевса в виде золотого дождя к находящейся в заключении Данае, которую посадил в темницу её отец Акрисий. На картине изображена лежащая на роскошной кровати обнажённая женщина, на которую падает мягкий золотистый свет из-за полога, который распахнут её служанкой, стоящей на заднем фоне. Женщина с лёгкой полуулыбкой на устах протягивает руку навстречу свету и ленивая прелесть её тела, нега словно разлитая в воздухе, говорят о том, что Даная только что пробудилась ото сна. Над изголовьем кровати можно заметить младенца с крыльями, на лице которого изображено страдание. В противовес произведениям других художников, использовавших этот сюжет, Рембрандт не рисует золотой дождь, символизирующий Зевса, а заменяет его на льющийся золотой свет. Из-за подмены мифологической детали, исследователи даже одно время считали, что на картине изображена не Даная, а персонаж Ветхого Завета жена Потифара или Вирсавия.
Здесь Даная возлежит на роскошном ложе. Ее изображение не отвечает представлениям об античной красоте и гармонии стиля ренессанс. Художник позволил увидеть ее эмоции — радость, смущение, удивление. Портрет первой жены Рембрандта в образе римской богини.
Ее богатые одеяния сверкают драгоценным шитьем. Его стиль и манера накладывания мазков создают ощущение реалистичности. Струящиеся ткани кажутся фактурными, настоящими.
Картина была приобретена Екатериной II в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона Луи Антуана.
В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта и Тициана. Все детали, относящиеся к мифу, удалены из картины, оставлена лишь сцена оплодотворения, давшая жизнь Персею, — мгновение, остановленное на века по воле художника. Золотой дождь, проникающий в тело Данаи, и орнамент картины придают этому древнему сюжету характер возвышенной сакральной сцены. Округлые женские формы и орнамент являются теми главными композиционными элементами, которые придают эротичность полотну, которая ещё более подчеркивается золотым цветом дождя.
Выбор позы и искаженная перспектива придают телу Данаи необычайную сексуальность, в то же время орнаментализация создает определённую дистанцию. Ни в одной другой работе художник не доводил женскую сексуальность до такой гипертрофированности. Собственно живописная традиция изображения Данаи и золотого дождя начинается именно с нее. Несмотря на чувственность этого полотна, которая никак не была свойственна средневековью, Мабюз вслед за де Реца и другими средневековыми авторами, видит в Данае воплощение целомудрия.
Рубенс Юпитер и Даная.
Но это не единственная загадка «Данаи». Картина хранит в себе… медицинскую тайну. Исследователи обнаружили, что изначально лицо Данаи было другим. Первоначально это было лицо любимой супруги Харменса Рембрандта, Саскии. А после было переписано в лицо няни сына Ребмрандта, Титуса. Вероятно, это произошло после смерти Саскии, почившей, согласно официальной версии, в родах в 1642 году. В 2001 году испанский доктор Ж.
Грау и его коллеги высказались о том, что на самом деле Саския умерла от рака груди. При исследовании картины, врачи обратили внимание на такие признаки, как асимметрия левой молочной железы и изменения подмышечной области. А подтверждением гипотезы послужили данные рентгеноскопии, выявившие - Рембрандт несколько раз перерисовывал эту область. Тому есть несколько объяснений: вероятно, он хотел скрыть на картине несовершенства груди любимой женщины или молочные железы Саскии, поражённые раком, изменялись во время создания «Данаи». Известно, что Рембранд начал писать картину в 1636 году. К сожалению, в XVII столетии рак молочной железы не оставлял женщинам шанс на выздоровление. В XXI ситуация изменилась.
Картина Даная - Рембрандт Ван Рей
«Даная» (1636—1647) Рембрандта из коллекции Эрмитажа, пострадала от действий вандала в 1985 году. «Даная» Рембрандт Полотно пострадало в 1985 году от рук литовца Бронюса Майгиса. Пройдёт десять лет, и Рембрандт уничтожит всё, что так радовало и восхищало его. На вопрос корреспондента отдела культуры редакции «ГлагоL»МТ, как директор Эрмитажа однозначно отвечает на вопрос — «Даная» Рембрандта, которую облили кислотой, погибла.
"Даная" Рембрандта. Детективная судьба картины.
Но в результате проведенной работы, «Даная» Рембрандта в 1997 году возвратилась в залы Эрмитажа. 14 октября 1997 г. в Эрмитаже открылась выставка, на которой после реставрации была показана картина Рембрандта «Даная» (1636) — одно из самых знаменитых полотен в. Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии. Репродукция картины Рембрандта «Даная» 1636 г. Сюжет взят из мифологии, но автор трактовал его по-своему.
Трагедия не должна быть предметом злорадства
Двусмысленность улыбки Данаи, её трепещущий живот во втором варианте картины художник убрал скрывавшие его ранее драпировки вводили в заблуждение исследователей-знатоков» [8] Черты лица Данаи на картине были изменены таким образом, что совместили в себе обеих любимых женщин художника. Кроме того, рентгеноскопия показала, что в начальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд её был направлен вверх. У Эрота в изголовье кровати было смеющееся лицо, а правая рука Данаи была развёрнута ладонью вверх. Выдающийся знаток нидерландской живописи, художник и писатель Эжен Фромантен в знаменитой книге « Старые мастера » писал о творческом методе Рембрандта одновременно критично и восторженно: «Никогда действительность не покоряла его [Рембрандта] своей цельностью.
Когда смотришь, как он писал тело, можно усомниться, интересовался ли он его формами. Он любил женщин, но замечал только деформированные тела, любил ткани, но не копировал их. И если в изображении наготы ему не хватало грации, красоты, чистых линий и изысканности, то он восполнял это, изображая нагое тело гибким, упругим, округлым, с такой любовью к плоти и таким пониманием смысла живого существа, что это приводит в восторг живописцев.
Выделяя необходимое ему, он разлагал всё — цвет, также как и свет… Невозможно в пластическом искусстве пойти дальше в познании бытия в себе. Красоту физическую Рембрандт заменял духовным выражением, воспроизведение вещей — почти полным их преображением» [9] Но, наверное, точнее всех о «Данае» написал А. Глупо говорить о некрасивом типе женщины или ещё о несоответствии всей формальной стороны с пониманием красоты древних, у которых заимствовал миф и Рембрандт.
Здесь больше, нежели иллюстрация к Овидию, и рядом с этим подлинным апофеозом весь Овидий кажется мелким, чуть ребяческим. Рембрандт трактует миф со всей подобающей ему грандиозностью и искренностью. Быть может, действительно, Данаи, как Данаи, как дочери царя Акризиоса здесь нет.
Но здесь есть нечто большее, настоящий праздник солнца, какая-то оргия света, вторжение и почти насилие живительного источника. Вся картина — сплошное золото; ликующая музыка света льётся из неё неисчерпаемым потоком. И даже некрасивость лица и тела героини не вредят впечатлению» [10] Даная в России[ править править код ] После распродажи имущества Рембрандта след картины теряется.
Когда российская императрица Екатерина II начала подбирать картины для Картинной галереи Эрмитажа, она поручила Дени Дидро способствовать таким приобретениям. Дидро обратил внимание на часть коллекции Кроза , находившуюся у Луи- Антуана, барона де Тьера, которая и была приобретена Екатериной в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона. В числе семи картин Рембрандта были «Даная» и «Святое семейство» [11] [12] [13].
Акт вандализма[ править править код ] Долгое время «Даная» Рембрандта была «жемчужиной» эрмитажной коллекции картин. В субботу, 15 июня 1985 года случилась трагедия. В зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл житель Литовской ССР 48-летний Бронюс Майгис , который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная.
После этого он подошёл к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул трижды её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, кипеть, менять цвет — в литровой склянке была серная кислота. Майгис также достал нож и успел дважды нанести удары по картине.
Дежурные зала и сотрудники Эрмитажа пока не подоспела квалифицированная помощь, мужественно пытались спасти живопись, опрыскивая холст из спешно поднесённых стаканов с водой. Сотрудники Эрмитажа опасались, что холст после покушения иссохнет до основания и будет разъеден компонентами моноклинной серы — основы серной кислоты.
Но к вечеру химическая реакция была остановлена. Широков, А. Рахман и Е. Герасимов работают над восстановлением картины Рембрандта Работа над восстановлением шедевра Реставрация «Данаи» длилась долгих 12 лет. Поскольку работы предстояло очень много, и она неизбежно приводила к изменениям первоначального варианта, многие предлагали оставить все как есть — мол, в противном случае от Рембрандта там вообще ничего не останется.
Но реставраторы все же продолжили работу. Им удалось укрепить красочный слой и грунт, восстановить лак, убрать натеки. Реставраторы трудятся над восстановлением шедевра В 1997 г. Хотя реставраторам удалось восстановить картину, многие ценители искусства говорят: «Даная» умерла. В ней больше нет чувств художника». Бронюс Майгис о своем поступке никогда не жалел.
Реставрация[ править править код ] Даная. Картина Рембрандта.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Май 2021 года Первыми на случившееся откликнулись специалисты Ленинградского технологического института, одновременно директор Эрмитажа Б. Пиотровский позвонил директору Института химии силикатов имени И. Гребенщикова академику М. Шульцу , послал за ним машину, а тот уже по телефону дал первые рекомендации: поливать холст обильно водой, держа картину в вертикальном положении. Затем, приехав в музей, консультировал реставраторов на месте. Он, вероятно, принадлежал к тем немногим химикам, которые на собственном опыте знают особенности химических процессов, протекающих на поверхности повреждённого произведения и в зонах соединения лакового и красочного слоёв, грунта и холста [16]. Многие эксперты не верили в успех, считая, что картина утрачена навсегда [17].
Весь центр картины состоял из смешения бурых рельефных пятен, набрызгов, вертикальных натёков и утрат. Химическая реакция усугублялась тем, что кислота, разрушив слой покрывного лака, вступила во взаимодействие с пигментами — свинцовыми белилами, голубым азуритом и мелом. Из-за этого внутри живописных слоёв начал выделяться углекислый газ, который устремился на поверхность, увлекая за собой частицы краски. Работа над восстановлением мирового шедевра началась в тот же день. Через полтора часа промывания водой удалось остановить действие кислоты, после чего картину укрепили раствором из рыбьего клея и мёда, чтобы предотвратить отслоение слоёв краски при высыхании. Одновременно с подготовкой к реставрации возникла дискуссия, можно ли будет считать восстановленное полотно принадлежащим Рембрандту. Многие не принимали «коллективного творчества», считая, что повреждённую картину надо очистить от следов нападения и законсервировать. В таких случаях картина навсегда переезжает в запасники, а в выставочном зале будет выставлена копия.
Через три дня была создана специальная государственная комиссия, которая рассматривала способы дальнейшего восстановления картины: оставить изуродованное полотно как есть или же восстановить картину, фактически сделав её копию. В результате было принято компромиссное решение: восстановить утраты, удалить следы кислотной реакции, в максимальной степени сохраняя рембрандтовскую живопись. Части холста с полностью утраченной живописью решили воссоздавать нейтральным «тонированием» по методике итальянской школы реставрации. Обычно такой метод считают неприемлемым, «новодельным», но в данном случае выбора не было. Реставрация началась в Малой церкви Зимнего дворца , где были созданы подходящие для картины климат и освещение. После укрепления красочного слоя и грунта и подведения нового дублирующего холста, под микроскопом удалялись следы кислотной реакции. Следующим этапом было тонирование с использованием техники масляной живописи, аналогичной авторскому стилю. Одним из важных условий реставрации стало требование возможности возврата к первоначальному варианту, для чего тонирование отделялось от оригинальной живописи слоем лака.
Окончательно реставрация закончилась лишь спустя двенадцать лет, 14 октября 1997 года, когда была проведена «Торжественная встреча с Данаей».
В своей работе он передал трагедию, драматическое напряжение. У каждого, кто присутствует на холсте, можно увидеть разные чувства и реакцию на происходящее вокруг. Здесь мы видим жилое пространство, которое передает всю суть бедности и простоты его обитателей.
Дева Мария, склонившись над колыбелью, улыбается с такой любовью и теплотой, что этим теплом наполняется все вокруг. И если бы не ангелы, которые изображены спускающимися к ним, то можно было бы решить, что это сюжет из жизни бедных голландских крестьян. Видео про картины Рембрандта в Эрмитаже.
Шедевры мирового искусства, которые портили люди
Художник заменил поток монет чем-то куда более неуловимым и эфемерным. Сейчас мы привыкли к отретушированным, идеализированным стандартам красоты. Нагое тело стало привычным. Но есть большая разница между «нагим» и «голым». Первое предполагает искусственность, постановочность. Оно выражает равнодушие к взглядам созерцателей. Второе — это незащищенность, уязвимость, смущение и желание.
Одежды нет не только на теле. Мы видим и душу модели. Но она естественна. Создается ощущение, что мы стали случайными свидетелями происходящего. Перед нами девушка, которая только проснулась, она не ожидала, что в её спальне окажется ещё кто-то. Она естественна, она не понимает, что за золотой свет проливается на неё.
Это «драма наготы». Это не модель, привыкшая к публичному обнажению и вниманию, это самая обычная девушка, случайно застигнутая врасплох. Рембрандт создавал это полотно не для продажи. Первый вариант картины был написан в 1636 году. Через два года после его свадьбы с любимой женой Саскией. Первый вариант «Данаи» был по сути портретом обожаемой женщины.
Но в 1642 году Саскии не стало. Популярность мастера пошла на спад. Заказов было все меньше, долги всё росли. Потерю любимой жены Рембрандт оплакивал долго, но вскоре появилась новая любовь. Ею стала Гертье Диркс.
Чтобы остановить ее воздействие, реставраторы стали почти сразу обильно поливать вертикально стоявшую картину водой. Воспроизведение этого я нашла в одном из номеров журнала «Наука и жизнь». Реставрация полотна продолжалась около 12 лет. Реставраторы, бесспорно, проделали прекрасную работу. Но дело в том, что живопись Рембрандта, как и многих мастеров его эпохи, была многослойной, с использованием полупрозрачных лессировок.
Но от древнегреческих Богов было не так-то просто спрятаться, особенно если ты ему понравился. Зевс посетил Данаю в виде золотого дождя, и она родила Персея, который, участвуя в спортивных играх, метнул диск и случайно убил своего деда. И черты его любимой Саскии есть и в этой картине, но не столь явные. Судя по рентгеновским снимкам, Рембрандт изменил картину после смерти жены в 1642 году. Тогда он увлёкся няней своего сына Титуса — Гертье Диркс. Биографы художника затрудняются сказать, что это было — любовь, страсть, помутнение, попытка в этой связи спрятать боль от смерти супруги. Но это повлияло и на картину. Первоначально в образе Данаи была именно Саския с её нежными чертами лица, мечтательной полуулыбкой и мягкостью. Её руки были подняты вверх, а тело целомудренно прикрыто лёгким покрывалом. Золотой дождь также был на картине. Но потом Рембрандт, сгорающий от страсти к Гертье, как полагают те же биографы, наделил Данаю чертами свей любовницы, полностью раздел фигуру и придал ей знаменитый призывной жест рукой, заменив золотой дождь на свет. Для Эрмитажа картина была приобретена в 1772 году вместе с коллекцией барона Кроза де Тьера при непосредственном участии Дени Дидро, о чём того попросила Екатерина II. Это почти финальный эпизод, когда сын, прокутивший всё своё состояние и часть наследства, выпрошенную у отца, возвращается в отчий дом. Он не знал, как его встретят, пристыжённого, раскаявшегося, уставшего и измученного. Сын упал на колени перед старым отцом и тот всё ему простил. В этом заключается смысл и притчи, и картины — в прощении. Центральные персонажи истории, отец и блудный сын, расположились в левом краю полотна, но, тем не менее, привлекают к себе всё внимание. Лица коленопреклонённого не видно, он изображён в неполный профиль, но облегчение, которое исходит от фигуры, передаётся поникшими плечами и туфлей, спавшей с ноги и лежащей рядом.
Ничто здесь не говорит об усталости души или старческой слабости руки. Это полотно стало как бы «второй серией» величественного образа, запечатлённого художником в «Чёрном море». Там - начинается буря; здесь — она уже разразилась. Такая, почти монохромная, живопись у Айвазовского вовсе не кажется однообразной — она словно светится изнутри глубоким внутренним светом. Чёрное море За внешним реализмом этого полотна скрывается глубочайшая метафизика. Сюжет - их противоборство и единство. У Айвазовского, отмечал Крамской, «есть вещи феноменальные - например, «Море». Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю». Чесменский бой Айвазовский занялся, помимо создания видов русских северных портов, и исторической батальной живописью.
"Даная" Рембранта
Репродукция картины Рембрандта «Даная» 1636 г. Сюжет взят из мифологии, но автор трактовал его по-своему. Ценители Рембрандта, обладающие тонким вкусом, говорят, что в 1985 году «Даная» умерла. Рентгенограммы участков картины Рембрандта «Даная», из которых виден творческий поиск художника.
"Даная" Рембрандта
«Золотые монеты» - не главная загадка «Данаи» Рембрандта? | Новости прошедшего "Времени". 221 видео. |
Красавица Даная в живописи | Рембрандт изобразил бога любви плачущим в знак того, что любовь Зевса к Данае была скоротечна. |
Даная, Рембрандт, 1636 | Для одной из главных своих картин Рембрандт выбрал сюжет о царе Акрисии и дочери его Данае. |
"Даная" Рембранта
Оракул предсказал царю смерть от руки внука. В попытке предотвратить появление ребёнка у своей единственной дочери Данаи Акрисий велел стеречь её в подземном медном замке. Но влюблённый Зевс, обратившись в золотой дождь, проник к Данае, которая впоследствии родила Персея, сына Зевса. Акрисий приказал Данаю с сыном поместить в ящик и сбросить в море.
Им удалось спастись и много лет спустя во время соревнований по метанию диска Персей совершенно случайно убил своего деда. История написания картины Начав работу над полотном в 1636 году и используя любимую молодую жену Саскию как модель, Рембрандт внёс изменения в написанное после смерти супруги в 1642-м. Тогда на работу художника небезуспешно пыталась влиять няня сына Рембрандта Гертье Диркс, ставшая любовницей живописца.
Современные исследователи сделали открытия: Художник закрасил жемчужное ожерелье, которое украшало шею Данаи в нём часто позировала мужу Саския ; Изменены черты лица — Рембрандт оставил что-то от Саскии, внеся и особенности Гертье; Стало другим положение правой руки; В первоначальном варианте тело женщины было прикрыто простынёй. Известно, что Рембрандт писал картину для себя, продавать её не собирался. Но это пришлось сделать, когда в 1656 году кредиторы потребовали возврата немалых долгов.
К кому попал шедевр, сейчас уже не узнать. Возможно, что семейство Кроза стало первым владельцем «Данаи» после создателя полотна.
Центральные персонажи истории, отец и блудный сын, расположились в левом краю полотна, но, тем не менее, привлекают к себе всё внимание.
Лица коленопреклонённого не видно, он изображён в неполный профиль, но облегчение, которое исходит от фигуры, передаётся поникшими плечами и туфлей, спавшей с ноги и лежащей рядом. С центральной точки взгляд сам перемещается на другие фигуры, стоящие рядом и с умилением смотрящие на встречу отца и сына. Вот только, кто это такие, исследователи творчества Рембрандта спорят до сих пор.
Наиболее интересна версия, что две выхваченные светом фигуры справа — это те же отец и сын, но до того, как последний ушёл из дома и промотал своё наследство. Точной даты написания картины нет, она варьируется от 1666 до 1669 года — последние годы жизни Рембрандта. Это самое большое полотно художника, связанное с религиозной тематикой, но не единственное.
Например, тот же сюжет про блудного сына он использовал не один раз в ранние годы. Но все они умерли во младенчестве и оставили на сердце художника незаживающие раны. Может быть, поэтому картина «Жертвоприношение Авраама», где отец почти приносит в жертву своего единственного сына по указанию Бога, получилась у него такой личной и живой.
Полотно было написано в 1635 году сразу после смерти первенца Рембрандта. В центре композиции молодой человек, лежащий на жертвеннике со связанными за спиной руками и старец с полубезумным взглядом, закрывающий лицо сына огромной рукой, чтобы он не видел, кто его убьёт. И чтобы не видеть его глаз.
В этом читается не рвение религиозного фанатика, а боль и даже как будто удивление, что он должен принести в жертву собственного ребёнка. Но он сделает это, потому что верит, что так надо. В последнюю минуту ангел остановил его, мягко схватив за руку и старик изображён в полуповороте, а его пальцы, выпустившие детально прорисованный кинжал, всё ещё напряжены.
Но мы, зрители, выдыхаем с облегчением. В Эрмитаж картина попала в 1779 году, благодаря покупке коллекции премьер-министра Англии сэра Роберта Уолполла.
Это у других богов бывали неудачи. Громовержец же всегда достигал цели. Он проник в темницу, а потом и в деву в облике золотого дождя. Отца рассказы Данаи о том, что она забеременела от золотого ливня, не убедили. Несчастную с ребенком заключили в большой ларец и отдали на волю волн, но такой способ казни в мифах никогда не был успешным. Приговорённые к смерти выжили. И пророчество сбылось.
Якобы случайно, но всё же. Сына Данаи и Зевса назвали Персеем. Однажды юный герой упражнялся в метании диска. Порыв ветра изменил траекторию полета снаряда. Диск влетел в голову Акрисия. Персей недаром был героем. Броски у него были сильные. Шансов у деда не было. Вообще, к этому мифу обращались многие мастера эпохи Возрождения.
Корреджо, Тициан, Тинторетто по-разному изображали золотой дождь, в образе которого предстал перед Данаей Зевс. Этому способствовало и то, что золото стало ассоциироваться с продажными женщинами. Поэтому на картинах художников фигурировали модели в эротичных позах и большое количество золотых монет. Но Рембрандт не собирался делать тонких намёков на проституцию. В этой картине нет ни продажной любви, ни самого золотого дождя. Есть только свет. Художник заменил поток монет чем-то куда более неуловимым и эфемерным. Сейчас мы привыкли к отретушированным, идеализированным стандартам красоты.
Убедительно доказывается также, что моделью для изображения дочери царя Акрисия в первом варианте, написанном в 1636 году, была жена Рембрандта Саския. После ее смерти Рембрандт переделал это произведение, изобразив лицо другой женщины и внеся еще некоторые изменения. Кузнецов также доказал, что второй вариант картины выполнен не ранее чем через десять лет после первого - около 1646 года. Опершись на локоть левой руки, она протягивает правую руку ладонью вниз - это прощальный жест. Она еще не думает о том, что счастье уходит безвозвратно. Но об этом напоминает видимый и на рентгеновском снимке плачущий амур со скованными руками. Примечательно, что он изображен просто как позолоченное украшение кровати - закреплен в этом положении навечно. Таким образом, Рембрандт подчеркивает, что счастье этой заживо погребенной женщины мимолетно, ее земные радости ушли в прошлое. Иначе говоря, и в первом варианте главным в картине было не торжество счастья, а скорбь о том, что оно преходяще и быстротечно. В этом очень важное отличие уже первого варианта картины Рембрандта от работ на данную тему его предшественников и современников. Последующие годы принесли много потерь. Умерли трое детей, мать и сестра Рембрандта. В 1642 году не стало Саскии. Под впечатлением своих несчастий Рембрандт создает новый вариант картины, проникнутый трагическим осознанием кратковременности светлого и радостного в жизни. На картине запечатлен совсем иной момент в жизни Данаи. Она ждет Зевса - так внезапно и таинственно появившегося когда-то отца ее будущего ребенка. В соответствии с этим замыслом Рембрандт переделал картину, тщательно продумав каждую деталь нового варианта. При переработке своего произведения художник переместил служанку с левого края картины в центр. В первом варианте она следовала за золотым дождем. Сейчас у нее в руке большой пустой кошелек - она по-своему подготовилась к новому появлению Зевса. Она, как и ее хозяйка, постоянно настороже. Появился яркий солнечный луч, предшествовавший в прошлый раз золотому дождю, и она энергичным движением левой руки отодвигает драпировку, закрывающую кровать. О недавнем счастье Данаи символически напоминает и ряд других деталей.