Для цифровых финансовых активов и цифровых прав необходимо указывать их форму, дату приобретения, общее количество, а также сведения об операторе информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов (в т.ч. Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предлагается дополнить статьей 14.1, посвященной специально майнингу цифровой валюты.
Цифровые финансовые активы: что это и как с ними работать
Первая версия закона «О цифровых финансовых активах» определяет криптовалюту как имущество в цифровой форме. Оно, в свою очередь, не представляет собой законное платежное средство. Итог: криптовалютой нельзя будет расплатиться. Закон не учитывает, что далеко не все цифровые валюты представляют собой именно криптовалюты. Например, тот же Ripple обладает характеристиками криптовалюты и централизованной регулируемой системы.
Данные моменты никак не обозначены в законе. Вторая редакция: теперь без криптовалют Логично, что за такой критикой последовала доработка законопроекта. Однако, несмотря на ожидание учета всех замечаний и правок, вторая редакция законопроекта «О цифровых финансовых активах» снова удивила экспертов криптоиндустрии. Главным отличием второй редакции стало отсутствие понятия «криптовалюта» в принципе.
Зато очень много внимание было уделено токенам. Теперь они были определены как единицы учета, которые представляют собой криптовалюту и, в тоже время, являются заменой ценных бумаг в цифровой экономике, обеспечивая удостоверение определенного актива. Таким образом, токены стали подтверждать права на имущество и участите в капитале компании, к которой они принадлежат, или же выполняют лишь технические функции при приобретении и манипуляциях с цифровыми активами. Майнинг во второй редакции законопроекта рассматривается как способ для привлечения капитала.
То есть он теперь становится финансовым инструментом, а не способом создания блоков в распределенной системе за вознаграждение. Так, токены, получаемые в ходе майнинга, обеспечивают инвестору право на участие в компании или на овладевание ее имуществом. Примечательно, что выпуск токенов доступен как юридическим лицам, так и гражданам РФ со статусом ИП. Правда подготовкой решения об эмиссии придется озаботиться и тем, и другим, ведь все токены должны обладать базой в виде имущества эмитента или же третьих лиц.
Размещение токенов, согласно второй редакции законопроекта, можно будет исключительно на официальных площадках, имеющих особую лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг. Помимо этого, платформы, для осуществления легальной деятельности, должны быть обозначены в специально созданном реестре Банка России. Не трудно догадаться, что этого реестра пока не существует, как и правильного определения профессионального участника рынка ценных бумаг, которое могло бы использоваться по отношению к цифровым активам. Об анонимности транзакций не стоит мечтать, ведь все площадки обязаны будут идентифицировать клиентов и вести их учет.
При этом, по запросу регулятора или госорганов, платформа обязана будет предоставить все требуемые данные. Вторая редакция закона «О цифровых финансовых активах»: плюсы и минусы Данная редакция законопроекта была признана более приемлемой для работы на рынке. Она позволяет токенизировать долг или акции, делает более ясным механизм действия некоторых операций и в принципе более грамотно описывает криптоиндустрию в целом. Так, например, процесс передачи доли в капитале компании третьему лицу стал гораздо понятнее и логичнее.
В разделе основных понятий в том числе было описано определение цифрового финансового актива, который, по версии закона, охватывало как токены, так и непосредственно криптовалюты. При этом все цифровые финансовые активы признавались имуществом. Право собственности же холдер актива должен был подтвердить в особом реестре, содержащим в себе все цифровые транзакции.
Обмен цифровых активов по первой версии законопроекта был доступен исключительно уполномоченным операторам, которые представляли собой юридические лица, имеющие право осуществлять обмен токенов и криптовалют на фиат — рубли или иностранную валюту. В первой версии законопроекта майнинг также определен как вид деятельности, который направлен на создание криптовалюты. При этом домашний майнинг считается таковым только в том случае, если в течение трех месяцев работы устройств для добычи криптовалют лимит энергопотребления, определяемый правительством, не будет превышен.
При этом те майнеры, которые занимаются добычей криптовалют на профессиональном уровне, обязаны были легализовать свою деятельность. Для этого им необходимо было открыть собственную компанию или же оформить себе статус индивидуального предпринимателя ИП. Смарт-контракт также получил свое определение.
Тогда он определялся как договор, выполненный в электронном виде. Правила выпуска токенов Данный раздел первой редакции законопроекта был прописан для компаний, которые хотят провести собственное ICO в пределах российской юрисдикции. Начало описания вполне понятное и логичное.
Оно гласит, что эмитент имеет право выпустить собственные токены и осуществлять их сбыт пользователям. Однако некоторые виды токенов все же могут выпускать эмитенты лишь с определенным статусом. Покупку токенов, в свою очередь, могут осуществлять непосредственно инвесторы, но не все.
Малоопытные, неквалифицированные инвесторы имеют право приобретать токены лишь на ту сумму, которая установлена Банком России. Так, например, еще в январской редакции 2018 года данная сумма ограничивалась порогом в 50 тыс. При этом в редакции от марта 2018 года данная сумма вообще не была указана в законопроекте.
Главные нюансы обращения цифровых финансовых активов Обмен криптовалют и токенов осуществляется их владельцами исключительно через специального оператора обмена цифровых финансовых активов. Данный пункт намекает на то, что в России должны впоследствии образоваться особые официальные обменные пункты. В свою очередь, для осуществления обмена пользователь обязан первоначально открыть кошелек у оператора.
Это означает, что ему необходимо пройти весь процесс идентификации согласно закону «О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Данную версию законопроекта поддержали порядка 410 депутатов, только один представитель власти высказался против. Хоть документ и выглядел достаточно внушительно, а также содержал огромное количество формулировок, такой закон оказалось просто невозможно соблюдать.
Причин на это было сразу несколько.
Закон вступит в силу со дня его официального опубликования.
ЦБ вправе запросить у лица, выпустившего ЦФА, или у оператора по выпуску ЦФА сведения о бенефициарных владельцах лиц, выпустивших данные активы. В определенной степени мы сможем решить проблему санкционного давления на нашу страну", - сообщал ранее один из авторов поправок, глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Цифровые финансовые активы (ЦФА) в России в 2024 году
— Хочу заметить, что это не законопроект о майнинге, это — правки в Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законом «регулируются отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, особенности деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон о запрете использования цифровых финансовых активов (ЦФА) и частично утилитарных цифровых прав (УЦП) в качестве средства платежа на территории России. О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Госдума приняла во втором чтении законопроект "О цифровых финансовых активах" ("О ЦФА"). 2. Цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества.
Что нужно знать о новом законе “О цифровых финансовых активах”
Первая версия закона «О цифровых финансовых активах» определяет криптовалюту как имущество в цифровой форме. Активнее заниматься «внедрением цифровых активов» министру финансов Антону Силуанову и главе Центробанка Эльвире Набиуллиной полгода назад поручил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Последние поправки к нашумевшему закону «О цифровых финансовых активах» внесли еще больше разногласий в российское криптосообщество. Законом разрешены выпуск и обращение цифровых финансовых активов и гибридных цифровых прав на специальных платформах регулируемых операторов информационных систем (ОИС). Обзор и комментарии к Федеральному закону от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах и цифровой валюте».
Цифровые финансовые активы (ЦФА) в России в 2024 году
Отношения по привлечению инвестиций с помощью инвестиционных платформ уже урегулированы Федеральным законом от 02. Единственное различие между инвестиционными платформами, регулируемыми этими законами, - способ учета цифровых денежных требований: в распределенном реестре или вне его. Некоторые нормы из законодательства о рынке ценных бумаг были распространены на ЦФА без учета особенностей этого инструмента по сравнению с обычными ценными бумагами. Кроме того, закон не допускает приобретение ЦФА за криптовалюту, что приведет к необходимости для инвесторов совершать ряд обменных операций для приобретения ЦФА, выпущенных в рамках других информационных систем, и к дополнительным транзакционным издержкам.
Решением о выпуске цифровых финансовых активов может быть предусмотрено, а решением о выпуске цифровых финансовых активов, удостоверяющих возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам или удостоверяющих право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг или удостоверяющих права участия в капитале непубличного акционерного общества, должно быть предусмотрено, что оно адресовано определенному кругу лиц.
Выпуск цифровых финансовых активов на условиях публичной оферты осуществляется в соответствии с федеральными законами. Статья 4. Учет и обращение цифровых финансовых активов 1. Цифровые финансовые активы учитываются в информационной системе, в которой осуществляется их выпуск, в виде записей способами, установленными правилами указанной информационной системы.
Записи о цифровых финансовых активах вносятся или изменяются по указанию лица, осуществляющего выпуск цифровых финансовых активов, обладателя цифровых финансовых активов, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иных лиц или в силу действия, совершенного в рамках сделки, предусматривающей исполнение сторонами возникающих из нее обязательств при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательств отдельно выраженного дополнительного волеизъявления сторон путем применения информационных технологий в соответствии с правилами информационной системы, в которой учитываются цифровые финансовые активы. Правила информационной системы должны предусматривать, что в случае прекращения обязательств, удостоверенных цифровыми финансовыми активами, в силу их исполнения либо по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации или решением о выпуске цифровых финансовых активов, записи о цифровых финансовых активах должны быть погашены. Записи о цифровых финансовых активах не погашаются в случае, если обладателем цифровых финансовых активов становится лицо, их выпустившее, если иное не предусмотрено решением о выпуске цифровых финансовых активов. При этом по истечении одного года со дня, когда лицо, выпустившее цифровые финансовые активы, стало их обладателем, запись о таких цифровых финансовых активах должна быть погашена, если до истечения этого срока указанное лицо не перестало быть их обладателем.
Положение статьи 413 Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательства совпадением должника и кредитора в одном лице в этом случае не применяется. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, права, удостоверенные цифровыми финансовыми активами, переходят к новому приобретателю с момента внесения в информационную систему записи о совершении такого перехода в соответствии с правилами информационной системы. Ограничение или обременение права распоряжаться цифровыми финансовыми активами возникает с момента внесения в информационную систему записи об этом в соответствии с правилами информационной системы. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обладателем цифровых финансовых активов признается лицо, одновременно соответствующее следующим критериям: 1 лицо включено в реестр пользователей информационной системы, в которой учитываются цифровые финансовые активы, ведение которого осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Федерального закона; 2 лицо имеет доступ к информационной системе, в которой учитываются цифровые финансовые активы, посредством обладания уникальным кодом, необходимым для такого доступа, который позволяет ему получать информацию о цифровых финансовых активах, которыми он обладает, а также распоряжаться этими цифровыми финансовыми активами посредством использования информационной системы.
Доступ к информационной системе, в которой учитываются цифровые финансовые активы, обеспечивается в соответствии с правилами указанной информационной системы, в том числе с использованием программно-технических средств, которые позволяют реализовать обязанности оператора информационной системы, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Банк России вправе определить признаки цифровых финансовых активов, приобретение которых может осуществляться только лицом, являющимся квалифицированным инвестором, и или признаки цифровых финансовых активов, приобретение которых лицом, не являющимся квалифицированным инвестором, может осуществляться только в пределах установленной Банком России суммы денежных средств, передаваемых в их оплату, и или совокупной стоимости иных цифровых финансовых активов, передаваемых в качестве встречного предоставления. Статья 5. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов 1.
Оператором информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, может быть включенное в реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов далее - реестр операторов информационных систем , юридическое лицо, личным законом которого является российское право в том числе кредитная организация, лицо, имеющее право осуществлять депозитарную деятельность, лицо, имеющее право осуществлять деятельность организатора торговли. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, вправе осуществлять свою деятельность с момента включения в реестр операторов информационных систем, который ведется Банком России в установленном им порядке. Банк России осуществляет надзор за деятельностью оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Банк России вправе установить дополнительные к предусмотренным частью 3 настоящей статьи требования к содержанию правил информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов.
Единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа при его наличии , члены коллегиального органа управления наблюдательного или иного совета при его наличии , главный бухгалтер, руководитель службы внутреннего контроля контролер , руководитель службы управления рисками лицо, ответственное за организацию системы управления рисками оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, при назначении избрании на должности и в течение всего периода осуществления функций по указанным должностям, включая временное исполнение должностных обязанностей, должны соответствовать требованиям к квалификации, установленным частью 7 настоящей статьи, и требованиям к деловой репутации, установленным частью 8 настоящей статьи. В качестве единоличного исполнительного органа оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, не может выступать юридическое лицо, функции единоличного исполнительного органа оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, не могут быть переданы коммерческой организации управляющей организации или индивидуальному предпринимателю управляющему. В случае, если оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, является хозяйственным обществом, лицо, имеющее право прямо или косвенно через подконтрольных ему лиц самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договором доверительного управления имуществом, и или договором простого товарищества, и или договором поручения, и или акционерным соглашением, и или иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями долями , распоряжаться 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции доли , составляющие уставный капитал такого оператора информационной системы, должно соответствовать требованиям к деловой репутации, установленным частью 8 настоящей статьи. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан в порядке и сроки, установленные нормативным актом Банка России, уведомить Банк России о назначении избрании лиц на должности, указанные в части 5 настоящей статьи, об освобождении лиц от указанных должностей, а также о возложении временного исполнения обязанностей по должностям, указанным в части 5 настоящей статьи, и об освобождении от временного исполнения обязанностей по указанным должностям.
Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан в порядке и сроки, установленные нормативным актом Банка России, представить в Банк России сведения о лицах, указанных в части 6 настоящей статьи. В случае выявления фактов несоответствия лиц, указанных в части 5 настоящей статьи, требованиям к квалификации, установленным частью 7 настоящей статьи, и или требованиям к деловой репутации, установленным частью 8 настоящей статьи, Банк России вправе потребовать от оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, их замены в порядке, установленном нормативным актом Банка России. В случае выявления фактов несоответствия лиц, указанных в части 6 настоящей статьи, требованиям к деловой репутации, установленным частью 8 настоящей статьи, Банк России в течение 30 дней со дня такого выявления направляет указанным лицам предписание с требованием об устранении нарушений или о совершении сделки сделок , направленной на уменьшение участия лица, имеющего право прямо распоряжаться более чем 10 процентами акций долей оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, в уставном капитале такого оператора информационной системы до размера, не превышающего 10 процентов акций долей такого оператора информационной системы. Копия предписания Банка России, указанного в настоящей части, направляется также оператору информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов.
Банк России в установленном им порядке размещает на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о направленном предписании не позднее дня его направления. Указанные в настоящей части лица обязаны исполнить предписание Банка России в течение 90 дней со дня его получения и не позднее 5 дней со дня его исполнения уведомить об этом оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и Банк России в порядке, установленном нормативным актом Банка России. Со дня размещения на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о направленном предписании Банка России и до дня размещения информации о его отмене лица, которым было направлено предписание Банка России, и или акционеры участники оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, контроль в отношении которых осуществляют лица, которым было направлено предписание Банка России, и или лица, связанные с лицами, которым было направлено предписание Банка России, и совместно с ними осуществляющие права, удостоверенные акциями долями такого оператора информационной системы, имеют право голоса по количеству акций долей такого оператора информационной системы, в совокупности не превышающему 10 процентов акций долей такого оператора информационной системы. Предписание Банка России, указанное в части 11 настоящей статьи, подлежит отмене Банком России в случае выполнения указанных в нем требований.
Копии акта об отмене предписания Банка России направляются лицам, получившим копии предписания Банка России. Форма и порядок направления предписания Банка России и акта об отмене предписания Банка России устанавливаются нормативным актом Банка России. Информация об отмене предписания Банка России размещается не позднее дня направления акта об отмене предписания Банка России на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном Банком России. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, не позднее дня, следующего за днем получения копии акта об отмене предписания Банка России, обязан довести до сведения своих акционеров участников информацию о получении указанной копии акта об отмене предписания Банка России в порядке, предусмотренном нормативным актом Банка России.
Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, должен создать службу внутреннего контроля и службу управления рисками либо назначить контролера и должностное лицо, ответственное за организацию системы управления рисками. Оператор информационной системы, осуществляющей учет прав на акции непубличного акционерного общества, выпущенные в виде цифровых финансовых активов, должен иметь лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по ведению реестра. Банк России вправе установить дополнительные требования к оператору информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов включая требования к системе внутреннего контроля, требования к операционной надежности и требования к предоставлению отчетности. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, вправе обеспечивать заключение сделок, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, с цифровыми финансовыми активами, выпущенными в информационной системе, оператором которой он является, без включения его в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов при условии включения в правила информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, положений правил обмена цифровых финансовых активов, предусмотренных статьей 11 настоящего Федерального закона.
Требования частей 5 - 12 настоящей статьи не распространяются на кредитные организации, организаторов торговли, профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестра или депозитарную деятельность, которые осуществляют деятельность оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Статья 6. Требования к деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов 1. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан обеспечить внесение изменение записей о цифровых финансовых активах на основании вступившего в законную силу судебного акта, исполнительного документа, в том числе постановления судебного пристава-исполнителя, актов других органов и должностных лиц при осуществлении ими своих функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо выданного в порядке, предусмотренном законом, свидетельства о праве на наследство, предусматривающего переход цифровых финансовых активов определенного вида в порядке универсального правопреемства, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего требования таким оператором информационной системы.
Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан проинформировать оператора обмена цифровых финансовых активов о внесении изменении записей о цифровых финансовых активах, произведенных в соответствии с настоящей частью, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения изменения записей. Перечни указанных должностных лиц устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти; 5 по запросам, направляемым уполномоченными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции; 6 по требованию конкурсного управляющего в ходе конкурсного производства в отношении обладателя цифровых финансовых активов; 7 по требованию регистратора депозитария , в котором открыт лицевой счет счет депо цифровых финансовых активов, в случае, предусмотренном пунктом 51 статьи 86-1 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан обеспечить хранение информации о сделках с цифровыми финансовыми активами, выпущенными в информационной системе, оператором которой он является, а также об участниках таких сделок не менее пяти лет с даты совершения соответствующих сделок. Оператор информационной системы обязан обеспечить фактическую возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, возможность осуществления прав по которым удостоверяется цифровыми финансовыми активами, права требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, удостоверенного цифровыми финансовыми активами, и прав по акциям непубличного акционерного общества, выпущенным в виде цифровых финансовых активов в том числе прав на участие в общем собрании акционеров, прав на получение выплат и иных прав , в порядке и на условиях, предусмотренных решением о выпуске соответствующих цифровых финансовых активов.
Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, вправе осуществлять признание лиц квалифицированными инвесторами по их заявлениям в соответствии со статьей 512 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". Последствием приобретения цифровых финансовых активов, соответствующих признакам, определенным Банком России в соответствии с частью 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, лицом, которое не является квалифицированным инвестором, в том числе при неправомерном признании указанного лица квалифицированным инвестором, является возложение на оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск таких цифровых финансовых активов, обязанности по требованию указанного лица, которое приобрело цифровые финансовые активы, приобрести у него эти цифровые финансовые активы за свой счет и возместить ему все понесенные им при этом расходы. В случае приобретения лицом, которое не является квалифицированным инвестором, цифровых финансовых активов, соответствующих признакам, определенным Банком России в соответствии с частью 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, с превышением установленного Банком России предела суммы денежных средств и или совокупной стоимости иных цифровых финансовых активов, передаваемых в их оплату и или в качестве встречного предоставления, последствие, предусмотренное настоящей частью, применяется только в отношении цифровых финансовых активов, приобретенных с превышением указанного предела. В случае признания лица квалифицированным инвестором на основании предоставленной им недостоверной информации последствие, предусмотренное настоящей частью, не применяется.
Иск о применении последствия, предусмотренного настоящей частью, может быть предъявлен лицом, которое приобрело цифровые финансовые активы, соответствующие признакам, определенным Банком России в соответствии с частью 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, в течение одного года с даты приобретения таких цифровых финансовых активов. Статья 7. Реестр операторов информационных систем, порядок согласования правил информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов 1. Банк России в установленном им порядке включает оператора информационной системы в реестр операторов информационных систем не позднее трех рабочих дней со дня согласования Банком России правил информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов.
Реестр операторов информационных систем размещается на официальном сайте Банка России в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок представления оператором информационной системы на согласование в Банк России правил информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, а также порядок представления в Банк России предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и требования к ним устанавливаются Банком России. В срок, не превышающий 60 рабочих дней со дня получения правил информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и документов, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, Банк России принимает решение о согласовании указанных правил или решение об отказе в их согласовании. Банк России в письменной форме уведомляет о принятом решении об отказе в согласовании правил информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, оператора этой информационной системы с указанием оснований отказа в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе в согласовании указанных правил.
В случае внесения изменений в согласованные Банком России правила информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, оператор данной информационной системы обязан представить на согласование в Банк России указанные изменения в правила в виде новой редакции правил. В срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня получения изменений в правила информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, Банк России принимает решение о согласовании указанных изменений или об отказе в их согласовании.
Георгий Властопуло старший партнер компании «Оптималог» «Пока непонятны ни инструменты, ни алгоритмы, ни процессинг. Будет ли, условно говоря, Турция совместно с Россией создавать какую-то цифровую валюту либо какие-то цифровые активы для ведения взаиморасчетов или это будет делать Китай?
Это вопрос. Будут ли они создавать эти совместные цифровые активы, будет ли это иметь некую проекцию типа бартера, только в цифровом варианте, пока непонятно». Необходимость создать новую систему расчетов назрела давно, считает управляющий активами Международного фонда частных инвестиций Александр Душкин. Оплаты в цифровых активах идут через блокчейн, поэтому отследить транзакции сложнее.
Это позволяет снизить риски вторичных санкций. И дружественные страны будут торговать охотнее, считает аналитик: Александр Душкин управляющий активами Международного фонда частных инвестиций «Перспектива такого способа оплаты, конечно же, есть, потому что контрагенты России зачастую готовы оплатить, но, например, как показала практика с Индией, в России не факт, что нужно столько индийских рупий, но Индии нужна российская нефть. Индия, опять же, хотела бы участвовать и в сделках, но при этом не слышать в свой адрес постоянные упреки, требования, предложения, например со стороны G7. По этой причине есть серьезный спрос на создание новой, альтернативной системы расчетов».
Депутат Анатолий Аксаков заявил , что в качестве обеспечения ЦФА можно использовать любые реальные активы, в том числе зерно и золото.
Изменения вступают в силу через 10 дней после опубликования закона. Явный результат только один - это укрепление роли рубля в качестве единственного легального платежного средства на территории РФ. На самом деле эта новость и хорошая и плохая одновременно. Хорошая, потому что регулирование - это всегда предвестник стабильности.
Если государство видит и принимает свою роль в этой отрасли, значит мы идем по пути развития индустрии. Плохая в том, что неизбежно регулятор доберется и до нас, простых "хомяков", и обложит нас дополнительными ограничениями, препонами, запретами, сборами, комиссиями и налогами. Пока хранить крипту все так же можно, и на том спасибо! Более оперативная информация в Telegram-канале, ссылку на который вы можете найти в описании.
Налогообложение цифровых финансовых активов
Какие сделки все-таки разрешены с цифровой валютой? Нужно ли подавать налоговую декларацию о факте владения цифровой валютой и как может быть организована судебная защита держателей цифровой валюты? Требования российских лиц, связанные с обладанием цифровой валютой, «подлежат судебной защите только при условии информирования ими о фактах обладания цифровой валютой и совершения гражданско-правовых сделок и или операций с цифровой валютой» в порядке, установленном налоговым законодательством РФ. Вероятно, речь идет о том, что лицо, которое скрыло цифровую валюту от налогообложения и не указало ее в налоговой отчетности, будет лишено судебной защиты, и требования такого лица, связанные с цифровой валютой, не будут рассматриваться российскими судами по существу. Цифровая валюта признается имуществом в целях Федеральных законов "О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", «О несостоятельности банкротстве », «Об исполнительном производстве» и «О противодействии коррупции». Например, в случае банкротства или возбуждения исполнительного производства цифровая валюта, принадлежащая должнику, должна быть включена в состав имущества, за счет которого формируется конкурсная масса и погашаются долги. Вопрос о практической реализации этих законодательных нововведений в частности, как заставить налогоплательщика или должника предоставить информацию о принадлежащей ему цифровой валюте налоговым органам и кредиторам остается открытым.
Новый закон принят с целью внесения определенности в регулирование новых отношений, связанных с владением, сделками и судебной защитой ЦФА, однако, вызывает вопросы целесообразность принятия отдельного закона. Отношения по привлечению инвестиций с помощью инвестиционных платформ уже урегулированы Федеральным законом от 02.
Единственное различие между инвестиционными платформами, регулируемыми этими законами, - способ учета цифровых денежных требований: в распределенном реестре или вне его. Некоторые нормы из законодательства о рынке ценных бумаг были распространены на ЦФА без учета особенностей этого инструмента по сравнению с обычными ценными бумагами.
То есть, не создавая физического товара, эти страны получили деньги, инвестиции и т. Позиция собеседника «Московской газеты» в том, что рынок надо сначала развивать, а уже «по ходу процесса его регулировать».
Директор по маркетингу Intelinvest. Сейчас законодательно покупка NFT не регулируется и не обеспечивает покупателей такими базовыми правами интеллектуальной собственности, как, например, запрет на использование произведения третьим лицам. Урегулирование отрасли позволит перейти к следующему этапу развития, который сопровождается ростом институциональных инвесторов, создание ими ETF и других инвестиционных продуктов для розничных инвесторов, что приведет к активному использованию криптовалюты при трансграничных расчётах и росту капитализации всего криптовалютного рынка», — отметил Станислав Самсонов. Справка «Московской газеты» NFT Non Fungible Token — цифровой сертификат, подтверждающий право владельца на уникальный и невзаимозаменяемый контент.
Это уникальный токен — вид криптографических токенов, каждый экземпляр которых уникален специфичен и не может быть обменен или замещён другим аналогичным токеном, хотя обычно токены взаимозаменяемы по своей природе», — объясняет cnews. Ранее эксперты рассказали о преимуществах перехода на цифровые финансовые активы.
Сразу скажем, что понятию «криптовалюта» ФЗ о цифровых активах определения не дает. Криптовалюта в России регулируется федеральным законом от 31. Правила учета акций в бухучете мы описали в нашем материале. Итак, вместо распространенного термина «криптовалюта» закон о цифровых активах использует термин «цифровая валюта». И сразу поясним: пусть определение цифровой валюты ЦВ не вводит никого в заблуждение. На данный момент расплачиваться ей на территории РФ запрещено.
Подробнее об этом — ниже. Рассматриваемый закон не распространяется на обращение безналичных денежных средств, электронных денежных средств, а также на выпуск, учет и обращение бездокументарных ценных бумаг. Майнинг криптовалют признали предпринимательской деятельностью. Подробности в нашем материале. Нюансы операций с ЦВ Так как ЦВ затрагивает многие сферы жизни, дополнения о порядке ее использования были внесены в различные законы.
Защита документов
Из Закона о ЦФА следует, что цифровые финансовые активы могут удостоверять права в отношении ранее выпущенных эмиссионных ценных бумаг. Цифровые финансовые активы (ЦФА) и утилитарные цифровые права (УЦП) пока широко не распространены в нашей стране. Закон о них был принят в 2021 г., однако ранее налоговые правила не учитывали особенности обращения ЦФА и УЦП. СФ поддержал Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской.
Налоговый аспект
- Законопроект «О цифровых финансовых активах» принят во втором чтении
- Статья 2. Выпуск цифровых финансовых активов
- Что такое цифровые финансовые активы
- Дума разрешила использовать цифровые финансовые активы в международных расчетах
- Принят закон “О цифровых финансовых активах”.
Налогообложение цифровых финансовых активов
В законе определяются права и обязанности обладателей цифровых финансовых активов, операторов информационных систем, операторов обмена цифровыми активами. На него также возлагается надзор за их деятельностью. Планируется, что документ вступит в силу с 1 января 2021 года, за исключением некоторых положений.
При этом в законе определяется, что такое цифровая валюта. По сути, это криптовалюта, сказал глава Комитета по финрынку.
В законе закрепляют, что криптовалюта — это совокупность электронных данных, цифрового кода или обозначения. Устанавливаются правила выпуска, учёта и обращения цифровых финансовых активов ЦФА.
Формально говоря, разрешения на это не было и раньше, но теперь есть прямой запрет. Закон стал результатом мучительных дискуссий между ЦБ и правительством, отрывки которых иногда попадали в публичную плоскость, и которые мы могли наблюдать. Примечательна изначальная диспозиция регуляторов, при которой ЦБ был резко против любой легализации криптовалют в РФ вообще, а правительство и Минфин, в частности выступали за легализацию, но с высоким уровнем регулирования и контроля.
А что, раньше можно было? Использование криптовалют в качестве средств платежа было запрещено и ранее, в частности в 2021 году в РФ был принят закон 259-ФЗ. Этот закон регулирует цифровые и финансовые активы, вводит прямой запрет юридическим лицам принимать платежи за товары и оказанные услуги в форме цифровых финансовых активов, проще говоря, в криптовалюте. Текущие ограничения являются дополнением к 259-ФЗ, они более детальные и подробные. Так что изменилось?
Росбанк купил цифровой токен , который был привязан к цене палладия, у глобального палладиевого фонда «Норникеля» на блокчейн-платформе «Атомайз». Затем через разных операторов было выпущено более 50 ЦФА от разных эмитентов, в том числе и в иностранной валюте. В конце 2022 года «Метровагонмаш» на платформе «Лайтхаус» разместил токены на 58 млн юаней. Эти активы используют одну и ту же технологию — блокчейн. На этом их сходство заканчивается.