Новости волжская булгария столица

Заложили первый камень будущей мечети на 10 тысяч посетителей. И намаз в историческом месте в городе Болгар – древней столице царства. Справка: «Изге Болгар җыены» проводится в е Спасского муниципального района Республики Татарстан с 1989 года в память о дне принятия волжскими болгарами Ислама в качестве государственной религии в 922 году.

БУЛГА́РИЯ ВО́ЛЖСКО-КА́МСКАЯ

Первую столицу Волжской Булгарии посетили гости со всей России — НТР 24 Ислам в Волжской Булгарии был принят еще в 922 г. Однако на территории Татарстана этот праздник начали официально отмечать только в 2010 г. и с тех пор считают его одним из самых важных в стране.
В столицу Волжской Булгарии на метеоре Оргкомитет по подготовке и проведению празднования 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией возглавил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.

Иске-Казан.

В исламской традиции ближайшим аналогом «эльтебера» считался «эмир». С XI века титул «эмир» возобладал и в именовании булгарских правителей. В русских летописях правителя Волжской Булгарии обычно называли царем. Помимо главной династии, некоторое время существовала своя династия в городе Сувар, что вытекает из изучения родовых фамильных знаков. Вооруженные силы Система булгарской армии представляла собой синтез кочевых и мусульманских традиций и напоминала сельджукскую и саманидскую. Основу булгарского военного могущества составляли профессиональные конные дружины, составленные из закованных в броню воинов.

Для больших походов также собиралось ополчение, призывались зависимые и союзные племена. Численность вооруженных сил едва ли когда-либо превышала 50 000 воинов, а в основном булгары оперировали соединениями в несколько тысяч человек. Комплекс вооружений был традиционным для того времени — сабли, копья, булавы и боевые топоры. Мечи не пользовались популярностью у булгарской знати, а легковооруженные всадники вообще ограничивались луком и стрелами. Арсенал пехоты состоял из копий и топоров.

С XIII века значение пехоты возросло. В ходе боевых действий для переброски войск булгары активно использовали речной флот. Благодаря русским летописям мы знаем, что булгары несколько раз подступали к русским городам на ладьях, использовали флотилии лодок для переправ и подвоза подкреплений. Волжская Булгария и ее соседи В X веке наиболее прочные и дружеские связи у Волжской Булгарии установились со странами ислама — прежде всего, с державой Саманидов и Багдадским халифатом. Булгарские посольства посещали Бухару, Самарканд, Багдад.

Булгарские юноши ездили совершенствовать свое образование в страны Востока. Некоторые из них достигли всеобщего признания и уважения. Письменные сведения о связях булгар с тюркскими племенами Поволжья и Южного Урала весьма фрагментарны. Видимо, до начала XII века отношения носили мирный характер. Культурная экспансия Булгарии выражалась, например, в том, что часть кочевников приняла ислам.

В XII веке, когда булгарское влияние распространилось на Нижнюю Волгу вплоть до Саксина, булгары пришли в соприкосновение с воинственными донскими кипчаками. Так, в 1117 году булгары отравили конфликтовавшего с ними хана Аепу, тестя Юрия Долгорукого. В конце XII века булгарские князья привлекали наемные отряды кипчаков и йемеков во время междоусобиц. Волжская Булгария и Русь Западным соседом Булгарии были русские княжества. Из летописей нам известно минимум о 14 вооруженных конфликтах между русскими и булгарами с 985 по 1224 гг.

В 985, 994 и 997 гг. В 1088, 1107 и 1152 гг. С середины XII столетия усилившееся суздальское княжество начало ответное экспансионистское движение на булгарские земли. Грозный Андрей Боголюбский в 1164 году сжег Бряхимов по мнению некоторых исследователей, под этим именем подразумевался Болгар , а его сын Мстислав в 1171 году совершил набег на приграничные районы Булгарии. В 1183 году на Волжскую Булгарию двинулась коалиция из девяти суздальских, рязанских, муромских, смоленских русских князей во главе с Всеволодом Большое Гнездо.

Русские при поддержке половецких отрядов осадили «Великий город», но через 10 дней вынуждены были снять осаду и отступить. В 1186 и 1205 гг. Всеволод предпринял разорительные набеги на булгарские земли, захватил богатую добычу, но не сумел взять ни одного города.

В 1229 году булгары и половцы были разбиты монголами у реки Яик Урал. В 1232 году монголы дошли уже до места впадения в Каму реки Жукоть. Была взята и сожжена её столица — Биляр , а также другие крупные поселения, — Болгар , Кернек, Жукотин, Сувар. Разорению подверглась сельская округа [17]. В 1220—1240-х годах после упорной борьбы Волжская Булгария завоёвана монголо-татарами и, сохранив некоторую автономию , включена в состав Улуса Джучи Золотой Орды , первой столицей которого в XIII в.

Булгарская культура стала важнейшим компонентом золотоордынской культуры. Булгарские князья расширяли свою территорию главным образом в районах рек Вятка и Кама. После образования Золотой Орды волжские булгары болгары стали одним из компонентов в этногенезе современных татар, чувашей и башкир. По мнению М. Худякова , конец надеждам на восстановление прежней Булгарии положило разграбление города Булгар русскими ушкуйниками — новгородскими отрядами, занимавшимися грабежами [18]. Впоследствии булгары фактически восстановили своё государство с последней столицей в Иске-Казань [19]. В XV веке новым культурно-политическим центром волжских булгар и перенесённой столицей стала Казань. В 1438 с приходом династии чингизидов под предводительством Улу-Мухаммеда на территории Волжской Булгарии было образовано Казанское ханство [20].

Территория[ править править код ] В статье есть список источников , но не хватает сносок. Без сносок сложно определить, из какого источника взято каждое отдельное утверждение. Вы можете улучшить статью, проставив сноски на источники , подтверждающие информацию. Сведения без сносок могут быть удалены. Персидский учёный Ибн-Русте в своей энциклопедии «Дорогие ценности», составленной около 903—913 годах, даёт следующие сведения о её расположении: «Болгарская земля смежна с землею буртасов.

Именно Болгар стал колыбелью ислама на землях современного Татарстана. Именно здесь задолго до этого встречались Европа, Азия и загадочный славянский мир — через земли Волжской Булгарии проходили торговые пути между Востоком и Русью, здесь было ответвление Великого Шелкового пути. Болгар, ровесник Новгорода и Киева, за короткое время своего расцвета успел побывать столицей двух великих государств — но не сумел восстановиться после целого века разрушительных нападений. О том, как жил, погиб и через много веков вновь возродился Болгар, став очередным сильным брендом республики, — очередной рассказ «Реального времени». Чьей столицей был Болгар? О том, кто такие булгары, до сих пор спорят историки. Кто-то утверждает, что это отделившаяся и так и не дошедшая до Рима ветвь гуннов. Кто-то предполагает в них иранские корни. Кто-то видит в них ближайших родичей половцев — тюрков чистой воды. Версий множество, подтверждения нет ни у одной. А вот тот факт, что булгары внесли огромный вклад в формирование современного татарского этноса, отрицать не приходится: в нас действительно течет их кровь. Как и то, что современные болгары да-да, «братушки» из южной Европы — это тоже потомки тех самых булгар, просто в процессе Великого переселения дошедших гораздо дальше волжских просторов. Булгары они же болгары пришли на Волгу из приазовских степей, когда было разрушено другое их большое государство — Великая Булгария. Первые их поселения здесь примерно датируются VIII веком. Одно из первых в Восточной Европе раннефеодальных государств — Волжская Булгария — было делом их рук. Булгары быстренько основали несколько крупных городов не только столица — Болгар, но и Биляр, Сувар и с десяток других , перешли с кочевого животноводства на оседлое и плотно обосновались на Волге и Каме. Таким образом, Болгар можно считать одним из древнейших центров цивилизации в современной России. Здесь ходили торговые караваны, действовал один из крупнейших базаров в славянской и приволжской ойкумене. Булгарские ремесленники делали ювелирные изделия, обрабатывали кожу. Булгарские крестьяне торговали зерном. Булгарские рыбаки и охотники обеспечивали себя рыбой и пушниной. В общем, здесь жилось довольно-таки неплохо. Между прочим, не только татары, но и чуваши могут считаться их прямыми потомками — в сторону современной Чувашии переселились знатные булгарские роды, которые не пожелали принимать ислам в 922 году. Чувашский, а вовсе не татарский язык, считается прямым и ближайшим потомком ушедшего булгарского. Пришествие ислама Врагов у булгар было достаточно: их донимали не только русские князья, которым, конечно, очень хотелось прибрать под свою руку их богатые земли, но и, например, хазары. Есть мнение, что именно чтобы избавиться от хазарской зависимости булгарский правитель эльтебер Алмуш решил официально провозгласить ислам титульной религией своего государства, а взамен попросить покровительство арабского халифа аль-Муктадира. В X веке — принято считать, что в 922 году, — это было сделано, и Болгар становится самым северным форпостом мусульманской религии в Европе. Отдельно зафиксируемся на том факте, что именно к этому времени относится единственное дошедшее до нас подробное описание жизни, экономики и государственного устройства булгар: его сделал арабский путешественник Ибн Фадлан, приехавший в Болгар с посольством аббасидов. Труды Ибн Фадлана разобраны историками добуквенно, и именно оттуда они черпают основную информацию и о том, как в X веке жили булгары, да еще и о славянах кое-какие сведения черпают у которых, как мы помним, своя письменность появилась лишь незадолго до этого и львиная доля которых к тому моменту тоже еще были язычниками. Осталось ли в Болгаре что-то от булгар?

Торжественных событий не счесть. Заложили первый камень будущей мечети на 10 тысяч посетителей. И намаз в историческом месте в городе Болгар — древней столице царства. Светлана Костина обо всем подробнее.

Болгар: возвращение забытого наследия

Ушкуйники были речными пиратами, от них значительно пострадал Болгар, находившийся вблизи Волги, что привело его в упадок, а столица была перенесена в Биляр. Довольно быстро новая столица превратилась в процветающий город. Города Волжской Булгарии На территории Волжской Булгарии, на основании археологических раскопок, выявлено более 190 городищ и свыше 900 сельских поселений. Наряду с зимними домами, построенными из дерева, у многих булгар, прежде всего скотоводов, имелись летние жилища — юрты. Общественные помещения — мечети, караван-сараи и мавзолеи часто строились из кирпича или камня. Болгар В Волжской Булгарии или, как она еще называлась — Волжско-Камская Булгария, в качестве первой столицы был Болгар, располагавшийся недалеко от впадения Камы в Волгу. В русских летописях он именовался как Бряхимов. Это юго-запад Республики Татарстан, а на месте древнего городища находится поселение Болгар — центр Спасского района. Первое упоминание о городе датируется 920 годом.

Очевидной причиной строительства города в этом месте было выгодное расположение, позволяющее контролировать две крупнейшие водные артерии, являющиеся торговыми путями. По этой же причине рядом с городом возник Ага-Базар — важнейший торговый центр как Булгарии, так и место, где встречались торговцы Запада и Востока. Болгар был столицей, пока в XII веке из-за частых набегов ее не перенесли в менее доступный Биляр. Арабские путешественники описывали город как мусульманский, но с византийскими домами. А Болгар оставался главным торговым и экономическим центром страны до 1236 года, когда его сожгли монголы. Автор Иван Шишкин Биляр В настоящее время информация о Биляре получена в основном из раскопок на Билярском городище возле села Билярска Алексеевского района. К сожалению, о городе можно судить только по остаткам рвов и валов, множеству мелких бытовых находок, собранных археологами. Никаких зданий не сохранилось.

Биляр относят к крупнейшим городам средних веков цивилизации. В летописях древней Руси он называется великим. А Волжская Булгария могла гордиться своим городом. Ведь его площадь составляла около 800 га, в то время как территория крупнейших городов Европы не превышала 400 га, а главные города Руси помещались в 100 га. Биляр был популярным центром, куда приезжали представители многих государств. Караван-сарай в Биляре Сувар и другие Другим крупным городом в стране был Сувар. Он был окружен мощными укреплениями с башнями. Арабский ученый, описывая город, сообщал, что в нем жило 10 тысяч человек, была соборная мечеть.

В центре было построено двухэтажное здание из кирпича с куполом, удивляя своей красотой. Сувар был разрушен в 1236 году. У жителей правого берега Волги главным городом был Ошель, разместившийся на площади 80 га. Центром нижнекамских булгар считался город Джукетау, стоявший на Каме. Крупными городами были Кашан и Елабуга. Казань Совсем недавно о Казани в Древней Булгарии ничего не было известно. В результате раскопок обнаружено, что на месте Казанского кремля на рубеже X-XI веков находилось военное укрепление, которое вскоре стало одним из международных торговых центров. Здесь обнаружены вещи из многих стран.

Особый интерес вызывает чешская монета 929-930 года чеканки. Это свидетельство древнего происхождения города, которое еще требует изучения. Читайте также — Достопримечательности древнего Болгара в Татарстане Хазарский каганат и Волжская Булгария Мигрировавшие вверх по Волге из хазарских земель булгары, даже создав свое государство, были в вассальном подчинении у татарского каганата, а их правитель входил в родовую хазарскую аристократию на вассальных правах. Подчинение предполагало предоставлять войско каганату и платить умеренную дань. Но в истории Волжской Булгарии настал момент, когда она решила стать независимой. Традиционно ранее это решалось разгромом суверена или уходом на новые земли. Булгары впервые поступили по новому, решив принять новую религию. Государство официально становится исламским.

Хазарская гвардия не воевала с мусульманами. Таким образом, булгары становились менее зависимыми от каганата. Полная независимость пришла после падения каганата в 965 году. Походы русских против булгар Один из первых походов на государство Волжская Булгария предпринял князь Владимир Святославович в 985 году. В 1120 году походом руководил Юрий Долгорукий — князь Владимиро-Суздальский. Наиболее крупным был поход в 1164 году при князе Андрее Боголюбском. Войска спустились на судах по Волге, разбили булгар и сожгли столицу Болгар. Зимой 1172-1172 года в поход отправился Мстислав Андреевич, к которому присоединились рязанские и муромские дружины.

В 1183 году Всеволод Большое Гнездо и дружины еще 6 княжеств общей численностью до 7 тысяч воинов безуспешно осаждали города Тухчин и Биляр. За это время булгары собрали ополчение и окружили русских. Было 10 дней противостояния и заключение мирного договора. В 1185 году перемирие было нарушено войсками воеводы из Городца, посланными по приказу князя Всеволода. Все-таки военных действий между двумя государствами было сравнительно немного, а каждый поход завершался мирным договором.

Окрестности Следует отметить, что помимо самого города Болгар немало интересных мест можно смотреть и в его окрестностях, в том числе и местных деревнях. Так, к примеру, в 10 км. Здесь можно осмотреть господский дом, который был построен в XIX веке, который выполнен в красивом стиле. Прямо у здания есть специально оборудованная площадка, с которой можно увидеть окрестности куйбышевского водохранилища.

Очень здорово прогуливаться по липовым и березовым аллеям, создающим величественный вид усадьбе и ее окрестностям. Тем, кто интересуется археологическим экспонатами можно рекомендовать заглянуть в село Кузнечиха, расположенное в 57 км. Неподалеку от села находятся остатки древнего поселения Сувара, на территории которого в свое время археологи проводили раскопки. В заключение стоит еще раз подчеркнуть, что город Болгар будет интересным местом, которое поможет глубже понять культурно-исторические особенности региона, а также увидеть и даже потрогать руками многие памятники старины. Погода, выбор времени для поездки Выбирая время путешествия, стоит обязательно обращать внимание на погодные условия, которые также влияют на туристов. В то же время со всей уверенностью можно сказать о том, что город Болгар является привлекательным как зимой, так и летом, не говоря уже о весне и осени, тем не менее, приятнее всего проводить здесь свое свободное время в период с мая по сентябрь. Погода летом стоит яркая и солнечная, что повышает настроение приезжим, а также позволяет им любоваться окрестностями при ослепительном ярком солнце, получая великолепные фотоснимки. Любителям зимних путешествий следует иметь в виду, что под снегом Болгар смотрится совсем иначе, причем это же касается и памятников старины. Где можно остановиться Принимая во внимание провинциальность городка, путешественники здесь не найдут шикарных пятизвездочных отелей, однако в большинстве случаев это и не требуется.

Отличным местом, где можно здорово провести время и хорошо отдохнуть является отель «Регина», расположенный по ул. Горького 30. Здесь путешественникам предлагаются стандартные, бюджетные и улучшенные номера с одной или двумя кроватями. Из преимуществ можно выделить стильный интерьер, вежливый обслуживающий персонал, наличие всех коммуникаций, а также отсутствие необходимости в предоплате, хотя забронировать номер можно заранее. Из других отелей города выделяют гостиницу «Резалит» ул. Космовского 85а , отель «Ландыши» ул. Арефьева, д.

Как известно, полиэтничная гуннская орда, включавшая в себя тюркские и угорские племена, а затем славянские и германские, пришла из степей Евразии и обосновалась в Центральной Европе. Центром гуннской кочевой империи называют Паннонию — современную Венгрию.

Самих гуннов, кстати, также считают тюркоязычным народом. Вместе с гуннами, то есть в составе их орды, либо, по некоторым данным, чуть позже в приазовских и причерноморских степях появились тюрки-кочевники, которых ученые называют «праболгарами» или «протоболгарами». Это и были как раз предки тех болгар и булгар, о которых мы будем дальше говорить. Существуют разные точки зрения относительно происхождения этнонима «болгары», согласно одному из них, он означает «мятежники отколовшиеся». После ее распада в середине V века булгары, или болгары, стали одним из наиболее сильных локальных объединений кочевников. Ее территория не имела четких границ и простиралась от Нижнего Дона до предгорий Кубани и от Тамани до междуречья Кумы и Восточного Маныча. Столицей был город Фанагория на нынешнем Таманском полуострове. Просуществовала Великая Булгария не очень долго, поскольку, по преданию, после смерти возглавлявшего ее хана Кубрата государство поделили пятеро его сыновей: Батбаян, Котраг, Аспарух, Кубер, Альцек. Каждый из них возглавил свою собственную «орду», и ни у кого из них в отдельности не было сил, чтобы соперничать с досаждавшими им воинственными хазарами.

Они тоже были наследниками гуннской кочевой империи и соперниками булгар. Часть жителей покорились хазарам, стали их данниками, впоследствии были известны под именем «черных болгар». Аспарух со своей «ордой» ушел на Дунай, и там появилась Дунайская Болгария, известная также как Болгарское царство. Под его владычество попали местные славянские племена, однако со временем болгары слились со славянами и сложилась болгарская нация. Еще одна часть обитателей Великой Булгарии переселились в Македонию и Южную Италию и со временем там ассимилировались. Нас же интересуют те болгары, которые ушли на Волгу, где и возникло государство Волжская Булгария. На территории бывшей Волжской Булгарии к настоящему времени известно около 170 городищ домонгольского времени — это остатки военных крепостей, замков и городов. Наиболее известными еще с X века были города Булгар, Биляр и Сувар. Размеры Булгара составляли 380 гектаров, Сувара — 90 гектаров.

Площадь Биляра, который называют столицей Волжской Булгарии, археологи оценивают в 500 гектаров. Первое упоминание Биляра в русских летописях — 1164 год, когда Андрей Боголюбский нанес поражение булгарскому правителю, и «утече князь Болгарскыи до Великого города». Историки задают вопрос, на который пока нет ответа: почему в русских летописях, описывающих события X — первой половины XIII века, города Волжской Булгарии ни разу не упомянуты под собственными названиями? Булгар фигурирует как «Бряхимов», Биляр — как «Великий город». Кстати, основание Казани, точнее, появление крепости на этом месте, историки также относят к тем временам. Для своего времени города Волжской Булгарии были вполне значимыми. Как-никак, через ее территорию проходил Великий Волжский путь.

Я Алина - автор этого блога, заядлая путешественница и любительница активного отдыха. На сайте вы найдете лучшие фотографии со всего мира - интересные природные достопримечательности, популярные курорты и пляжи, а также множество туристических советов.

Присоединятесь к нам, если вы любите новые впечатления!

Как Волжская Булгария стала Болгарией

Столица булгарии волжской фото - Тревел Форум Волжская Булгария (Серебряная Булгария[8], Болгарское ханство[9], Булгарское царство, Волжско-Камская Булгария (Болгария Волжско-Камская)[2]; тат. В XV веке новым культурно-политическим центром волжских булгар и перенесённой столицей стала Казань.
В столицу Волжской Булгарии на метеоре Хочу от себя добавить, что столица Волжской Булгарии был Биляр, а не Булгар.
Булгар – город двух рек и двух религий После покорения Булгарии войска Батыя двинулись на Северо-Восточную Русь.
Новости: Волжская Булгария Анонсы и новости из мира бизнеса.

Куда исчезла Волжская Булгария?

Именно этот город был столицей Волжской Булгарии — первого государства в Среднем Поволжье. Заложили первый камень будущей мечети на 10 тысяч посетителей. И намаз в историческом месте в городе Болгар – древней столице царства. В Волжской Булгарии или, как она еще называлась – Волжско-Камская Булгария, в качестве первой столицы был Болгар, располагавшийся недалеко от впадения Камы в Волгу.

Булгария между Волгой и Камой

Так, выступая на ежегодном заседании Группы стратегического видения «Россия — Исламский мир», глава Башкортостана Радий Хабиров сообщил, что в республике проживает свыше двух миллионов мусульман и действует более 1400 общин. Мы придаем большое значение диалогу между традиционными конфессиями России, созданию благоприятных условий для мирного сосуществования людей разных национальностей и вероисповеданий», - отметил Хабиров. Мы всегда прислушиваемся к голосу наших уважаемых духовных лидеров, которые помогают нам в борьбе с социальными пороками, враждебными идеологиями экстремизма, терроризма и нацизма. Дружба народов России, наше единение, которые особенно ярко проявляются в трудные периоды истории, придают нам особый запас прочности.

Уверен, что вместе мы преодолеем любые, самые непростые испытания и совместным трудом принесем нашему Отечеству славу и процветание. В сентябре в рамках мероприятий, приуроченных к 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией, мы откроем в Уфе новые корпуса Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман России. Пользуясь случаем, приглашаю вас принять участие в этом знаменательном событии», - сказал Хабиров.

Сейчас, по информации Хабирова, в Российском исламском университете ЦДУМ и четырех крупных медресе обучаются более 1400 студентов-шакирдов. Исламские учебные заведения республики сотрудничают с учебными центрами стран Ближнего Востока и Центральной Азии. В этом году в республике в рамках юбилея состоится крупная международная конференция.

И это событие стало признанием на международном уровне Болгара как места, где добровольно был принят ислам на самых северных территориях. Как говорит Таджуддин, этот праздник восстанавливает гражданскую идентичность, уникальность народов. На протяжении последних 12 лет археологические исследования идут здесь постоянно.

По словам сотрудника Института археологии имени А. Халикова Родиона Степанова, на данный момент изучено менее одной десятой части древнего города. Пока можно увидеть руины главных городских строений, но, кроме них, были жилые дома, рынки, мостовые.

Сейчас идет планомерное изучение культурных слоев. Он находится в старинных хранилищах Казанского университета, откуда его извлекают крайне редко и лишь по особым случаям. Именно это издание священной книги — до сих пор самое распространенное в мечетях всего мира.

Духовное управление мусульман Республики Татарстан подготовило к юбилею издание обновленного казанского Корана, где используется дизайнерский шрифт «Казан басма», разработка которого проходила в течение всего прошлого года. Его создали, используя подлинный, аутентичный типографский оттиск, что предоставляет широкие технические возможности в современном книгопечатании. На заседании оргкомитета торжеств в торжественной обстановке была погашена памятная почтовая марка в честь 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией.

Но и на этом культурные события, посвященные празднику, не завершаются. По словам продюсера Айназа Мухаметзянова, в Казани создают документально-художественный фильм «Ибн Фадлан», показ которого состоится осенью на Казанском фестивале мусульманского кино. А экспозицию, рассказывающую о жизни народов Волжской Булгарии, которая была собрана к празднику, представят в российских регионах.

В ее составе экспонаты, принадлежавшие древним башкирам, вису, чувашам, печенегам, финно-угорским племенам и хазарам. В том числе в виде макета воссоздан внешний вид представителя каждого из этих народов в полный рост. Познакомиться с их бытом и культурой помогут краткая информация, сопровождающая экспозицию, и набор артефактов.

Это редкие экспонаты из личных коллекций краеведов. А в июне на территории, где оборвалась жизнь царицы Сююмбике, ей будет открыт памятник.

Начался праздник с чтения сур Священного Куръана в исполнении имама-мухтасиба Зеленодольского района Абдулхамида хазрата Зиннатуллина и продолжилось религиозными песнопениями — мунаджатами и нашидами в исполнении солистов республики, а также проповедями известных религиозных деятелей - главного казыя Татарстана Джалиля хазрата Фазлыева и заместителя муфтия РТ Ильфара хазрата Хасанова.

Попривестовали участников съезда на торжественном открытии Президент Татарстана Рустам Минниханов, председатель Центрального Духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин, глава мусульман Татарстана, муфтий республики Камиль хазрат Самигуллин, а также мусульманские религиозные деятели Москвы, Чечни, Дагестана, Ингушетии, Крыма. Рустам Минниханов подчеркнул, что за последние 10 лет на территории Древнего Болгара произошли колоссальные преобразования. Под руководством Государственного Советника Татарстана Минтимера Шаймиева удалось возродить великое историческое наследие, создав на этой земле замечательный туристический центр, заметил он.

Минтимер Шаймиев добавил, что в масштабной работе по возрождению Древнего Болгара участвовала вся республика. В результате удалось не только восстановить исторические памятники, но и воссоздать духовные образы. В дальнейшем необходимо организовать грамотную работу, развивать и обогащать содержательную часть.

Историческое и духовное значение Болгара для нашего народа сложно переоценить, но современное величие архитектурно-исторического комплекса на месте древнего города организовалось совсем недавно. А до того в широком поле на берегу реки стояли неухоженные руины, памятники болгарской цивилизации гибли десятками, а археологические артефакты расходились по всему миру за ненадобностью на родных землях… Брендом Болгар стал совсем недавно, при деятельном участии Минтимера Шаймиева, первого президента Татарстана, который сделал очень многое для возвращения былой славы колыбели российского ислама. Но сохранять наследие древних строителей пытались и задолго до него. И первым в этом деле был… российский император Петр I. В 1722 году, во время поездки в Казань, он посетил руины Болгара. Вот что пишет хронист об этом визите: «а Е го В еличество ездил в Болгары, город старинной, где была столица Князей Болгарских и жили народ, называемые Болгоры… Тут есть одна башня немалая и довольно каменнаго строения… ЕВ все те старинныя строения каменныя изволил смотреть, которыя в разных местах поставлены…а по осмотрении всего того ЕВ изволил кушать у Митрополита Казанского Тихона, которой тогда в том монастыре також и Виц-Губернатор Кудрявцов обретались». С чего бы императору было тащиться за столько верст от Казани смотреть развалины? Есть подозрение, что о Болгаре он услышал от своего старшего брата Федора. Историки приводят документ начала XVIII века, в котором пишется: «царственное Болгарское мусульманское городище, которое весьма преславно и прекрасно, царем и великим князем Феодором Алексеевичем весьма любимо и почитаемо бысть, иже тогда бывшему в Казани apxиepeю преосвященному Иоасафу указал писатися Казанским и Болгарским митрополитом».

Словом, о городище знали. А Петр, обойдя Болгар, повелел митрополиту Тихону сделать подробные чертежи и детальную опись сохранившихся древних каменных строений. Закладывать древние камни «с подписями» видимо, могильные плиты разрешил в монастырские стены только с внешней стороны. Кроме того, император велел скопировать и перевести на русский язык тексты мусульманских эпитафий на надгробиях. Кстати, если бы не это, до нас не дошло бы содержание эпитафий — тогда они еще читались, а сегодня уже утрачены. А еще — невероятно для того времени! И уже в 1723 году были «столпов фундаменты подведены, также одни палаты, что называют турецкие бани, починены; и оные столпы и бани сверх починки сводов покрыты тесом». А Петр получил план городища и отчет о реставрации. В 1726 году на Болгарском городище впервые были проведены раскопки — первые в российской истории целенаправленные археологические исследования мусульманских древностей.

Почти через полвека мертвый город осмотрела Екатерина II — она писала о том, какое важное значение придавали татары этим древним, священным для них руинам: «... Сему один гонитель, Казанские архиерей Лука при покойной императрице Елизавете Петровне позавидовал и много разломав, а из них построил церковь, погреба и под монастырь занял, хотя Петра I указ есть, чтобы не вредить и не ломать сию древность». Но городище все равно медленно разрушалось. В петровскую эпоху речь шла об остатках 70 каменных строений, Екатерина II упоминала 44, к концу XIX века сохранялось лишь 6 объектов. Продавать артефакты, чтобы сохранять древнее мусульманское наследие? Во второй половине XIX века в селе Болгары которое выросло на руинах городища было предложено создать «археологический музеум татарско-булгарских древностей» — как, например, в Керчи. В этом плане было много интересных предложений: устройство древлехранилища, проведение систематических раскопок культурного слоя, собирание, скупка и концентрация в одном месте болгарских древностей, реставрационные работы, широкое привлечение средств мусульманских паломников и попечителей из казанских татар для сохранения памятников Болгара. Собирателя и хранителя музеума предполагалось «снабдить археологической инструкцией и обязать отчетностью», чтобы проводить раскопки «болгарской археологической почвы», следуя «указанием науки и преданиям туземцев». Были в этом плане откровенно странные для сегодняшнего музейщика предложения: например, продавать археологические предметы ежегодно на 25 рублей — а деньги пускать на содержание «музеума».

Впрочем, были там и рациональные предложения: чего только стоит работа с паломниками, для которых предлагали построить даже караван-сарай с мечетью! Реализовать проект, впрочем, тогда не удалось. Памятники, находившиеся на территории частных владений, продолжали разрушаться и гибнуть, хотя была установлена некоторая охранная зона.

Болгар — одно из самых привлекательных туристических направлений республики.

В летний период число гостей обычно в два раза больше по сравнению со среднемесячным годовым значением. Самый популярный месяц для путешествий — июль, в этом году во второй месяц лета проходил фестиваль, посвящённый народам Татарстана «Возрождение: Эпос в современном прочтении».

На празднике Изге Болгар жыены ожидают вдвое больше гостей

С чего мы взяли, что Городец являлся неофициальной, но признанной столицей Волжской Булгарии, кроме сведений о князе берендеев Вольги, приводимых во «Велесовой книге»? Волжская Булгария была сильным государством, однако, как и многие другие государства, пала под натиском Монгольской империи в XIII веке. Волжская Булгария получила сильного, хоть и далекого союзника, что помогло ей защититься от хазар, которые совершали на Булгарию набеги. Волжская Булгария была сильным государством, однако, как и многие другие государства, пала под натиском Монгольской империи в XIII веке. Ислам в Волжской Булгарии был принят еще в 922 г. Однако на территории Татарстана этот праздник начали официально отмечать только в 2010 г. и с тех пор считают его одним из самых важных в стране. Именно Волжская Булгария, а не Русь, как принято считать, первой приняла на себя страшный удар Орды.

На священной земле Болгара отметили 1100-летие принятия ислама

Предпосылкой для возникновения государства Волжская Булгария стал развал Великой Булгарии в середине VII века. Хочу от себя добавить, что столица Волжской Булгарии был Биляр, а не Булгар. Новости и пресс-релизы. К 1240 году Волжская Булгария вошла в cостав Улуса Джучи (Золотой Орды), а собственно Болгар стал её первой столицей, политическим и торгово-ремесленным центром.

Волжская Булгария: как возникло и затем исчезло государство в Поволжье

Подробнее читайте в нашем материале. Принятие ислама сделало волжских булгар общностью, получившей религиозную идентичность, отличающую ее от окружающих народов, и во многом предопределило характер международных и региональных связей булгарского государства. Ислам в Поволжье дал мощный толчок развитию в регионе культуры, которая внесла важный вклад в общемусульманское наследие в различных отраслях науки, богословия, высокой литературы и искусства. Празднование предстоящего юбилея включает в себя множество масштабных мероприятий и инициатив. Среди них конкурс чтецов Корана, фестивали, Всероссийский мусульманский форум, запуск новых проектов, таких как онлайн-медресе и электронная библиотека «Даруль-кутуб». Также в рамках Года планируется выпуск документальных и художественных фильмов, организация выставок, научных конференций и спортивных состязаний.

Одна из главных инициатив — издание нового казанского Корана на основе специально разработанного дизайнерского компьютерного шрифта «Казан басма».

Мы всегда прислушиваемся к голосу наших уважаемых духовных лидеров, которые помогают нам в борьбе с социальными пороками, враждебными идеологиями экстремизма, терроризма и нацизма. Дружба народов России, наше единение, которые особенно ярко проявляются в трудные периоды истории, придают нам особый запас прочности. Уверен, что вместе мы преодолеем любые, самые непростые испытания и совместным трудом принесем нашему Отечеству славу и процветание. В сентябре в рамках мероприятий, приуроченных к 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией, мы откроем в Уфе новые корпуса Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман России. Пользуясь случаем, приглашаю вас принять участие в этом знаменательном событии», - сказал Хабиров. Сейчас, по информации Хабирова, в Российском исламском университете ЦДУМ и четырех крупных медресе обучаются более 1400 студентов-шакирдов.

Исламские учебные заведения республики сотрудничают с учебными центрами стран Ближнего Востока и Центральной Азии. В этом году в республике в рамках юбилея состоится крупная международная конференция. И это событие стало признанием на международном уровне Болгара как места, где добровольно был принят ислам на самых северных территориях. Как говорит Таджуддин, этот праздник восстанавливает гражданскую идентичность, уникальность народов. На протяжении последних 12 лет археологические исследования идут здесь постоянно. По словам сотрудника Института археологии имени А. Халикова Родиона Степанова, на данный момент изучено менее одной десятой части древнего города.

Пока можно увидеть руины главных городских строений, но, кроме них, были жилые дома, рынки, мостовые. Сейчас идет планомерное изучение культурных слоев. Он находится в старинных хранилищах Казанского университета, откуда его извлекают крайне редко и лишь по особым случаям. Именно это издание священной книги — до сих пор самое распространенное в мечетях всего мира. Духовное управление мусульман Республики Татарстан подготовило к юбилею издание обновленного казанского Корана, где используется дизайнерский шрифт «Казан басма», разработка которого проходила в течение всего прошлого года. Его создали, используя подлинный, аутентичный типографский оттиск, что предоставляет широкие технические возможности в современном книгопечатании. На заседании оргкомитета торжеств в торжественной обстановке была погашена памятная почтовая марка в честь 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией.

Но и на этом культурные события, посвященные празднику, не завершаются. По словам продюсера Айназа Мухаметзянова, в Казани создают документально-художественный фильм «Ибн Фадлан», показ которого состоится осенью на Казанском фестивале мусульманского кино. А экспозицию, рассказывающую о жизни народов Волжской Булгарии, которая была собрана к празднику, представят в российских регионах. В ее составе экспонаты, принадлежавшие древним башкирам, вису, чувашам, печенегам, финно-угорским племенам и хазарам. В том числе в виде макета воссоздан внешний вид представителя каждого из этих народов в полный рост. Познакомиться с их бытом и культурой помогут краткая информация, сопровождающая экспозицию, и набор артефактов. Это редкие экспонаты из личных коллекций краеведов.

А в июне на территории, где оборвалась жизнь царицы Сююмбике, ей будет открыт памятник. Место ему выбрано возле Ханской мечети в Касимове. Торжества в честь памятной даты продолжатся в Москве в ходе большого международного мусульманского форума.

Тогда, после битвы на Калке, разбив войска русских княжеств, монголы ушли на восток через земли волжских булгар и потерпели от них поражение. Оно стало исключением на фоне тогдашних успехов монгольской армии. Подобного позора монголы не забыли и уже в 1229 году отомстили булгарам у реки Яик Урал. Спустя еще несколько лет Волжская Булгария была полностью разорена во время Батыева нашествия 1236 — 1237 годов. Из источников, которые в свое время собирал историк Василий Татищев, известно, что беженцы из Волжской Булгарии пытались спастись во Владимиро-Суздальской земле, где тогда княжил Юрий Всеволодович. Татищев объяснял это тем, что Юрий Всеволодович надеялся на свою силу и был уверен, что сможет отбиться от вражеских полчищ.

Закончилось все, как известно, трагически и для самого князя, который погиб в битве с татарами на реке Сить, и для всей русской земли. Основные города Волжской Булгарии в ходе Батыева нашествия были разрушены, часть населения бежала. Государство было включено в состав Улуса Джучи Золотой Орды , первой столицей которого в XIII веке был город Булгар… Кстати, именно тогда, во время нашествия монголов, по всей видимости, погибли булгарские письменные источники, поскольку ни один из них не дошел до наших дней. Кстати, от Золотой Орды до нас ведь тоже не дошло собственных письменных источников. Все, что мы знаем о ней, было написано соседями. В литературе можно встретить утверждение, что существует Булгарская летопись XVII столетия «Джагфар Тарихы» , но этот документ фактически равнозначен русской Велесовой книге, то есть это мифический источник, историки считают его откровенной подделкой. Текст, который вдруг появился в XX веке, и нет никаких доказательств, что он существовал ранее. Так что основное средоточие наших знаний о Волжской Булгарии — это русские летописи либо восточные хроники, как правило, арабские. И, конечно же, важнейшие — археологические данные.

Но они касаются в основном быта. О политической истории государства известно достаточно мало… Кстати, заслуживает внимания и такой исторический факт: один из правителей Волжской Булгарии, Альмуш, называл себя «малик ас-сакалиба»: в переводе с арабского «малик» — «царь», «сакалиба» — «славянин». Термин «cакалиба» часто применялся по отношению к славянским рабам в исламских странах, но мог относиться в широком смысле ко всем европейским рабам, которыми торговали жители исламских стран. На каком основании Альмуш называл себя именно так — большой вопрос. То ли действительно ему подчинялась часть славянских племен, то ли это было бахвальство, то ли воспоминание о более раннем времени, когда часть славянских племен на самом деле подчинялась булгарам… Но что исследователи знают точно, так это то, что историю Волжской Булгарии завершило монгольское нашествие. Печальна была и судьба Дунайской Болгарии: в начале XI века она была завоевана Византийской империей, затем возродилась, но в 1396 году окончательно пала под натиском турок-османов. Как известно, Болгария вернула себе независимость только в результате Русско-турецкой войны 1877 — 1878 годов. А в городе Болгар Республики Татарстан существует даже историко-архитектурный музей-заповедник, посвященный Волжской Булгарии. А оно, напомню, было исламским и представляло собой, несомненно, восточную культуру.

Не так давно академик РАН историк Александр Чубарьян заявил, что нашей исторической науке пора отказаться от европоцентризма и в полной мере осмысливать исторические связи Руси с восточными цивилизациями.

Кстати говоря, ее также именуют «Волжско-Камской Булгарией». Чтобы понять, как все происходило, надо обратиться к IV — V векам нашей эры — эпохе великого переселения народов, нашествия гуннов, которое является рубежом между Античностью и Средневековьем. Как известно, полиэтничная гуннская орда, включавшая в себя тюркские и угорские племена, а затем славянские и германские, пришла из степей Евразии и обосновалась в Центральной Европе. Центром гуннской кочевой империи называют Паннонию — современную Венгрию.

Самих гуннов, кстати, также считают тюркоязычным народом. Вместе с гуннами, то есть в составе их орды, либо, по некоторым данным, чуть позже в приазовских и причерноморских степях появились тюрки-кочевники, которых ученые называют «праболгарами» или «протоболгарами». Это и были как раз предки тех болгар и булгар, о которых мы будем дальше говорить. Существуют разные точки зрения относительно происхождения этнонима «болгары», согласно одному из них, он означает «мятежники отколовшиеся». После ее распада в середине V века булгары, или болгары, стали одним из наиболее сильных локальных объединений кочевников.

Ее территория не имела четких границ и простиралась от Нижнего Дона до предгорий Кубани и от Тамани до междуречья Кумы и Восточного Маныча. Столицей был город Фанагория на нынешнем Таманском полуострове. Просуществовала Великая Булгария не очень долго, поскольку, по преданию, после смерти возглавлявшего ее хана Кубрата государство поделили пятеро его сыновей: Батбаян, Котраг, Аспарух, Кубер, Альцек. Каждый из них возглавил свою собственную «орду», и ни у кого из них в отдельности не было сил, чтобы соперничать с досаждавшими им воинственными хазарами. Они тоже были наследниками гуннской кочевой империи и соперниками булгар.

Часть жителей покорились хазарам, стали их данниками, впоследствии были известны под именем «черных болгар». Аспарух со своей «ордой» ушел на Дунай, и там появилась Дунайская Болгария, известная также как Болгарское царство. Под его владычество попали местные славянские племена, однако со временем болгары слились со славянами и сложилась болгарская нация. Еще одна часть обитателей Великой Булгарии переселились в Македонию и Южную Италию и со временем там ассимилировались. Нас же интересуют те болгары, которые ушли на Волгу, где и возникло государство Волжская Булгария.

На территории бывшей Волжской Булгарии к настоящему времени известно около 170 городищ домонгольского времени — это остатки военных крепостей, замков и городов. Наиболее известными еще с X века были города Булгар, Биляр и Сувар. Размеры Булгара составляли 380 гектаров, Сувара — 90 гектаров. Площадь Биляра, который называют столицей Волжской Булгарии, археологи оценивают в 500 гектаров. Первое упоминание Биляра в русских летописях — 1164 год, когда Андрей Боголюбский нанес поражение булгарскому правителю, и «утече князь Болгарскыи до Великого города».

Историки задают вопрос, на который пока нет ответа: почему в русских летописях, описывающих события X — первой половины XIII века, города Волжской Булгарии ни разу не упомянуты под собственными названиями?

Город бань и мавзолеев. Булгар отметил 1100-летие принятия ислама

После покорения Булгарии войска Батыя двинулись на Северо-Восточную Русь. Вплоть до 1557 г. Волжская Булгария с гордостью называлась и Великой Булгарией. Есть ученые, которые объясняют, что Волжская Булгария никуда не исчезала, была данником Золотой Орды, а волжские булгары незаметно превратились в татар гораздо позже, в ХIV-XV вв., в результате смешения булгар с кипчаками (половцами). С начала года Болгар стал местом притяжения для путешественников из разных уголков страны. Чаще других в город приезжали туристы из Ульяновской, Самарской областей, а также Москвы и Санкт-Петербурга.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий