Венчание на царство Ивана IV было исключительно церковным торжеством. 16 января в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство Великого князя Иоанна IV. В Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 года состоялась торжественная церемония венчания Ивана Васильевича на царство.
Венчание на царство великого князя Московского и Всея Руси Ивана IV Васильевича (1547)
Москва становилась с этого момента царствующим городом, а государство теперь могло именоваться Русским царством. 326px-Венчание_на_царство_Ивана_Грозного_Лицевой_летописный_ Венчание на царство Ивана Грозного (Лицевой летописный свод, Царственная книга, л. 288.). Коронации русских императоров, хотя и были основаны на венчаниях на царство московских царей и проходили также в Успенском соборе, значительно отличались.
16 января 1547 года Иван IV Грозный официально венчался на царство
Иван Грозный - биография, жизнь и смерть царя | Церковный чин венчания на царство впервые был применен в 1498 году в отношении соправителя и несостоявшегося наследника Ивана III – Дмитрия Ивановича. |
Иван IV Грозный: биография, жизнь и смерть царя, история правления, политика, реформы | – Мы заговорили об Иване Грозном потому, что 16 января 1547 года состоялось его венчание на царство. |
Венчание на царство первого русского Царя – Иоанна IV. Самодержавная Русь | Торжественный обряд венчания на царство состоялся в Успенском соборе Кремля. |
Венчание Ивана Грозного на царство (кратко)
Москва тоже не сдавалась, требовала обратно все русские земли, попавшие под польское владычество. Мазуров приводит сведения: «В Польше начиная с XV в. Следовательно, приднепровские земли, как и остальные, ранее входившие в состав Великого Киевского княжества, должны принадлежать Польше. Это служило теоретическим обоснованием к захвату Польшей земель на востоке» [2].
Стороны никак не могли договориться, переговоры заходили в тупик, дипломаты с помпой уходили и возвращались через некоторое время за стол переговоров. И тут возник новый спор из-за титула. Иван Грозный, возвышаясь над титулом Великого князя до равновеликого королям, получал дополнительный аргумент к требованию возврата русских земель.
Уже не Великий князь, а царь объявляет себя правопреемником разрозненных русских земель, и этот статус обязывал поляков эти земли ему вернуть. А Польша этого делать не хотела. Черкасов в роли Ивана IV в фильме С.
Эйзенштейна «Иван Грозный». Отрывок с процедурой венчания на царство. Вот что писал Р.
Скрынников о венчании на царство: «О коронации 16-летнего внука Ивана III бояре не сразу известили иностранные государства. Лишь через два года польские послы в Москве узнали, что Иван IV «царем венчался» по примеру прародителя своего Мономаха и имя он «не чужое взял». Выслушав это чрезвычайно важно заявление, послы немедленно потребовали представления им письменных доказательств.
Но хитроумные бояре отказались, боясь, что поляки, получив письменный ответ, смогут обдумать возражения, и тогда спорить с ними будет тяжело» [3]. Колкостям поляков вторил и В. Кобрин: «Почему Иван IV прародительским чином называл титул царя, которого на самом деле не носили его предки?
Основанием была популярная легендарная повесть «Сказание о князьях Владимирских». В ней рассказывалось, что византийский император Константин Мономах, родной дед киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха, прислал внуку свой царский венец — «шапку Мономаха» и все права на царский титул. Нужды нет объяснять, что тот головной убор, который называли шапкой Мономаха, на самом деле — золотая тюбетейка среднеазиатской работы, опушенная соболем и увенчанная уже в Москве крестом»[4], задевая дедушку Грозного, отмечает, что «Иван III употреблял его только в сношениях с Ливонским орденом и некоторыми немецкими князьями».
Напрашивается вывод: историки — совершенно не объективы и предвзято относятся к Грозному. В этой связи хочется в краткой форме привести историю появления первого польского короля Болеслава. В 997 году в Восточной Пруссии был убит епископ Пражский Адальбер Войцех , который отправился обращать в христианство пруссов на соседние земли.
За останки епископа Болеслав заплатил золотом кратно весу тела.
Этот жест по выкупу останков был высоко оценен германским королем и императором священной Римской империи Оттоном III. Будучи сильно впечатленным поступком Болеслава, который заплатил огромную сумму за покойного епископа, император предлагает называть Болеслава не князем, а королем [5].
Возьмем, к примеру, Англию. Первым из англосаксонских правителей Британии стал именовать себя королем Англии». По поводу Франции Н.
Пронина пишет: «…уже в начале XIV века во Франции было провозглашено: «Король — император в своем королевстве» [6]. Историк Кобрин о своих русских правителях писал следующим образом: «Ведь все они были лишь Великими князьями, только иногда, не столь в официальных документах, сколь в публицистике, их для пущей торжественности именовали царями» [7]. Эта колкость касается в большей степени деда Грозного.
Подчеркивается, что царем дед Грозного именовал себя только с ливонцами и некоторыми немецкими князьями. Очередные двойные стандарты. На Западе, когда хотят, правители повышают свой статус, а всем остальным это запрещают делать.
У них можно было легко назначать королей или провозглашать себя королями, а Московское царство на это, по их мнению, права не имело. Как пишут историки, первое упоминание обращения с использованием царского титула в дипломатической переписке между польской и русской сторонами появилось в 1489 году. Согласно действовавшей практике, если ты принимаешь титул от правителя, стоящего рангом выше, то тот, кто принимает, становится вассалом дающего титул.
В Росархиве сохранилась грамота 1514 года Максимилиана I [8] к отцу Грозного Великому князю Василию III, в котором князь назывался титулом «kayser» — цезарь, император. Эту грамоту в 1718 году царь Петр распорядился напечатать на европейских языках для обоснования своего императорского титула. Ближайшее окружение царя оказалось не радо возвышению царя.
Они поддерживали претензии западных «партнеров» в их стремлении лишить Грозного этого важного титула. Фроянов приводит сведения: «Нельзя забывать, что к моменту приезда литовских послов в Москву прошло всего два года, как в русской столице произошло событие величайшего государственного значения — венчание Ивана IV на царство. И послы требуют от богоизбранного государя отказаться от царского титула.
Требование послов отказаться от титула царя при составлении договора о перемирии ставило вообще под сомнение царское достоинство Ивана IV и тем поощряло московских противников самодержавия к дальнейшей крамоле. Вот почему государь долго говорил о Думе, убеждая бояр не отступать от недавно провозглашенного русского царства. Казалось, бояре поняли всю ответственность решения, которое им предстояло принять, и согласились с доводами царя, но затем перевернулись, поддержав «непризнание царского титула со стороны Сигизмунда II Августа», то есть став фактически на сторону иноземного властителя.
Это походило на коллективную измену бояр царю Ивану. Сильвестр же, извратив суть дела, подал все происходившее в Думе как тщеславную борьбу Ивана «за имя», а современные историки бездумно приняли поповскую версию. Сильвестр к этому времени обладал уже столь сильным влиянием и властью, что сумел переубедить Думу и склонить ее принять решение о необходимости писать в договоре о перемирии с Великим княжеством Литовским государево имя «несполна», опустив царский титул Ивана.
Придел святого Уара в Архангельском соборе закрыт для посещения до 9 мая включительно, за исключением дней проведения богослужений в кремлевских соборах. С 10 мая придел святого Уара открыт для посетителей ежедневно, кроме четверга. Уважаемые посетители, в последнее время участились попытки мошенничества, связанные с продажами билетов в Музеи Московского Кремля.
Обращаем ваше внимание на то, что наш музей не сотрудничает ни с одной интернет-площадкой по продаже билетов и не гарантирует посещения Кремля и Оружейной палаты по билетам, приобретенным на сторонних сайтах. Просим вас приобретать билеты только на сайте kreml. Любые другие сайты, так или иначе воспроизводящие название Музеев Московского Кремля, не имеют никакого отношения к нашему музею и принадлежат перекупщикам, продающим билеты по цене, завышенной в несколько раз.
У вас будет возможность не просто увидеть выставку и прослушать экскурсию, но узнать историю работы над этим уникальным выставочным проектом, задать вопросы и пообщаться с авторами выставки. Музеи Кремля приглашают на концерт «Пасхальная радость» из цикла «Музыкальные встречи в Кремле» 20 мая 2024 г. Специально для концерта «Пасхальная радость» музыкантами была предложена интересная и разнообразная программа, в которую войдут духовные произведения и романсы знаменитых русских композиторов XIX—XX веков — П.
Чайковского, С. Рахманинова и А. Скрябина, а также сочинения наших современников — Р.
Щедрина, А.
Но официальный титул царя на Руси появился 16 января 1547 года, после венчания на царство Ивана IV Грозного. Торжество прошло в Успенском соборе Московского Кремля.
А в 1561 году Константинопольский патриарх утвердил царский титул грамотой. В историю первый русский царь вошел как очень противоречивая личность. Он провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы — единые органы управления.
При нем был составлен Судебник — свод русских законов.
Венчание на царство Ивана 4
Россия утратила контроль над Казанью, рус. Утвердившийся в Казани крымский ставленник Сафа-Гирей и крымский хан требовали дани, последний угрожал вмешательством Османской империи. В 1548 г. В офиц. Первоначально речь шла об утверждении в Казани московского ставленника Шах-Али, затем - об определенной автономии ханства в составе Русского гос-ва, но реализовать эти планы не удалось. После похода, предпринятого с напряжением всех военных сил и материальных ресурсов, Казань была взята штурмом в окт. Война продолжалась после этого несколько лет, и лишь к 1557 г. После занятия в 1556 г.
Астраханского ханства под властью И. Был установлен своего рода протекторат над Ногайской Ордой, кочевавшей в низовьях Волги и в бассейне Яика. Ногайские мурзы со своими отрядами участвовали затем в войнах, к-рые вело Русское гос-во. В 1557 г. Были установлены дипломатические отношения с Ираном. Эти связи были закреплены в 1561 г. На Тереке была поставлена крепость - опорный пункт рус.
Кабардинцы и адыги были нужны как союзники для буд. Такие планы в Москве зародились сразу после присоединения Казани и Астрахани. Были предприняты успешные нападения на Крымское ханство на судах, пришедших с Дона. Осуществить более значительные действия в этом направлении помешало осложнение международной обстановки. В условиях резкого расширения торговых связей между Россией и странами Зап. Европы русская сторона несла большие убытки вследствие установления на землях Ливонского ордена, через которые проходили торговые пути, принудительного посредничества ливонских купцов, не допускавших прямых контактов между рус. Кроме того, власти ордена установили запрет на ввоз в Россию цветных металлов и оружия, не пропускали мастеров, нанятых рус.
В 1554 г. Один из пунктов договора предусматривал возобновление выплаты дани, к-рую во 2-й пол. Когда в 1557 г. В 1558-1559 гг. Занятая русскими войсками в 1558 г. Нарва превратилась в крупный порт, где рус. В 1560 г.
Однако, не имея флота, русская армия не могла овладеть прибалтийскими портами. В это же время Великое княжество Литовское, Швеция и Дания выступили с притязаниями на наследство Ливонского ордена, на обладание транзитными путями, приносящими большие доходы. Локальный конфликт превратился в международный. Одновременно осложнилось внутриполитическое положение в России. К кон. Он считал себя не только правителем России, но и главой всего христ. Такой правитель, ответственный за свои действия только перед Богом, по убеждению И.
Между тем действительность не соответствовала этим представлениям. Царя не могло радовать усиление выборных начал в гос. Имело значение и то, что преобразования способствовали росту влияния и престижа того главного органа власти, к-рый их проводил,- Боярской думы. Следуя практике местничества, царь мог вводить в состав думы только членов наиболее знатных княжеских и боярских родов. Это собрание представителей верхушки дворянского сословия неоднократно принимало решения, не соответствовавшие желаниям монарха, и настаивало на них. Так, на рубеже 1554 и 1555 гг. Анастасии Романовны.
Позднее царь с возмущением писал, что кн. Лобанова-Ростовского, уличенного в попытке отъезда в Литву, дума приговорила только к ссылке на Белоозеро. Александровская слобода. Гравюра И. Ульфельда «Путешествие в Россию». Итоги реформ вызывали у царя все большее неудовлетворение. Инициаторы преобразований свящ.
Сильвестр и Адашев в 1560 г. К нач. Его ближайшими советниками стали принадлежавшие к этой среде А. Басманов и В. Первое послание И. Курбскому в идейном смысле подготовило почву для этого поступка. Некогда близкий к царю, назначенный им наместником Ливонии кн.
Курбский в 1564 г. В ответе, отвергая обвинение, царь обличал беззакония бояр в годы «боярского правления» и в свою очередь обвинял их в том, что они неохотно ходили в походы и плохо выполняли его приказы. Одновременно он обосновывал свое право на неограниченную власть и беспрекословное повиновение подданных. Царь доказывал в послании, что только единоличная неограниченная власть правителя может привести страну к процветанию, а «правление многих» приведет ее к гибели. В дек. Он отправился в путь в сопровождении большой вооруженной свиты, взяв с собой всю казну. Из Александровой слободы он прислал в Москву грамоты.
Он объявлял, что отрекается от царства, т. Слова царя были подкреплены многочисленным войском, находившимся в Александровой слободе. Обеспокоенные печальной перспективой междуцарствия посадские люди Москвы заявили о готовности «потребить» царских «лиходеев» и изменников. Растерявшиеся советники были вынуждены поехать в Александрову слободу и просить царя вернуться на царство и править так, как он считал нужным. В стране установился новый политический порядок. За царем было признано право наказывать «непослушников» вплоть до смертной казни и конфискации имущества по своему единоличному решению, не считаясь с мнением Боярской думы. Епископы не могли больше «печаловаться» за опальных.
Страна была разделена на 2 части: личное владение царя, получившее название опричнины, и остальную территорию, прозванную земщиной. Для организации жизни в царском уделе «на подъем» на земщину была наложена контрибуция 100 тыс. В опричнине создавались свои органы управления, двор, войско. Раздел страны сопровождался делением на 2 части и дворянского сословия. На территории опричнины могли находиться только бояре и дети боярские, к-рых царь удостоил своим доверием и принял в опричный двор. Отбор производился на смотрах, где приближенные царя тщательно изучали родственные связи кандидатов. Люди, не удостоенные доверия, должны были покинуть территорию царского удела.
Их земли отбирались, вместо этого им предлагалась компенсация в земщине. Жившие в уделе дети боярские назывались опричниками и должны были отличаться от земских детей боярских даже внешним видом. Опричники ходили в черной одежде, к сбруе их коней прикреплялись песьи головы, к седлам были приторочены метлы в знак того, что опричники должны выслеживать и «выметать» из страны изменников. Контакты между опричниками и земскими были ограничены: они не должны были разговаривать друг с другом, опричник не мог посещать родителей, живущих в земщине. Опричники были наделены особыми правами и привилегиями. Судьям предписывалось решать все дела в пользу опричников. Опричное войско должно было стать опорой царя в борьбе за утверждение в стране его неограниченной власти.
Верхушка опричного двора ок. Этот уклад подразумевал присутствие на многочисленных богослужениях, чтение текстов из Миней за трапезой. Жизнь опричников протекала под постоянным надзором главы братства - царя-игумена. Так И. Членам братства царь поручал казни изменников. Террор стал характерной чертой опричного режима с начала его существования. Царь активно пользовался своим правом казнить изменников и конфисковывать их имущество.
Первые казни прошли сразу по возвращении И. Опричный террор имел особенности. Уже в 1-м послании Курбскому царь четко выразил свое убеждение, что все, кто препятствуют ему в выполнении его миссии, являются врагами не только власти, но и веры, «отступниками», которые заслуживают самых суровых наказаний. Таких людей, по мнению И. Трупы их не разрешалось хоронить, по ним запрещалось давать заупокойные вклады. Главным объектом репрессий стали княжеские роды потомков Рюрика, занимавшие высшее место в древнерусской социальной иерархии. Так, еще до начала опричнины И.
Сразу после учреждения опричнины был казнен наиболее выдающийся из суздальских князей - А. Горбатый-Шуйский, Суздаль вошел в опричнину. В 1565 г. Поволжья ростовских, ярославских и стародубских князей, а их вотчины стали «отписывать» на государя. Гравюра Н. РГБ В 1566 г. Царь согласился возвести на митрополичью кафедру после смерти митр.
Афанасия игум. Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря св. Филиппа Колычева , хотя тот добивался отмены опричнины. Была возвращена часть владений кн. В кон. Большая группа детей боярских использовала созыв Собора, чтобы подать царю коллективную челобитную об отмене опричнины. Челобитчики были сурово наказаны, и царь вернулся к прежней политике.
В янв. Осенью 1567 г. Отряды опричников ездили по стране, уничтожая принадлежавшее «изменникам» имущество. Апогеем репрессий стал разгром в нач. Новгорода, жителей которого обвинили в том, что они хотели перейти под власть вел. Литовского и польск. Сигизмунда II Августа.
Были казнены многие сотни людей, их дома разрушали, имущество уничтожали или конфисковывали, были разграблены церкви и монастыри. В июле 1570 г. Политика массового террора негативно сказалась на способности страны к активной внешней деятельности. Когда в 1561 г. Ливонский орден заключил с Сигизмундом II договор о присоединении Ливонии к Великому княжеству Литовскому, в Москве приняли решение сосредоточить все силы на борьбе с этим гос-вом. С Данией и со Швецией были заключены соглашения, по к-рым за этими странами фактически признавались занятые ими части Ливонии, а И. В февр.
Тем самым был перерезан значимый торговый путь из этого гос-ва в Ригу. Однако в 1564 г. Война затягивалась, не принося успеха ни одной из сторон. В 1570 г. Ход войны показал, что, не обладая флотом, Русское гос-во вряд ли сможет подчинить своей власти главные порты Прибалтики - Ригу и Ревель Таллин. В данных условиях возник план добиться этой цели мирным путем - созданием в Ливонии вассального, зависимого от России Ливонского королевства. Во главе этого политического образования должен был стать брат датского кор.
Фредерика II Магнус. В июне 1570 г. Магнус прибыл в Москву, принял вассальную присягу и обручился с племянницей И. Особой жалованной грамотой Ливонскому королевству была предоставлена широкая автономия, обязанности Магнуса по отношению к царю ограничивались посылкой небольшого отряда для участия в военных действиях. Жителям ливонских городов, если они подчинятся Магнусу, И. Предполагалось, что королевство образуется в основном за счет присоединения тех земель в Прибалтике, на к-рые распространялась шведская власть. Расчеты эти оправдались лишь отчасти.
Многие ливонские дворяне стали служить Магнусу, но горожане Ревеля отказались ему подчиниться. В авг. Магнус вместе с русским войском осадил Ревель. Однако датский король не только не прислал флота, но и заключил в дек. Осада Ревеля закончилась безрезультатно весной 1571 г. Вовлечение Русского гос-ва в многолетнюю войну в Ливонии способствовало ослаблению позиций России на др. Ухудшилось положение на Сев.
Кавказе, где тесть царя Темрюк терпел неудачи в борьбе с противниками, которых поддерживал крымский хан. Возобновились набеги крымских татар на юж. В 1571 г. На начавшихся переговорах хан требовал передать ему Казань и Астрахань. Его действия поддерживала Османская империя. В 1572 г. Воротынский, нанесла поражение этому войску в битве при Молодях 30 июля - 2 авг.
В условиях многолетней войны, шедшей на неск. Бедствия усугубили голодные годы 1569-1571 , разразившаяся в 1571 г. В нач. Предписание И. Это вело к дезорганизации внутреннего положения в стране, действия опричников сталкивались с вооруженным сопротивлением населения. Царю поступал поток жалоб, в которых опричники выглядели не лучшим образом. Борьба за власть и влияние в опричном дворе вела к тому, что соперники обвиняли друг друга в измене.
Жертвой таких доносов стал один из инициаторов опричнины - Басманов. Во время набега татар в 1571 г. Осенью 1572 г. Портрет неизвестного художника. Музей-заповедник «Александровская Слобода» Продолжался такой порядок сравнительно недолго. В окт. Он выделил себе особый удел, названный теперь двором, в состав к-рого вошли и бывш.
Во главе др. Такое решение вызвало беспокойство части приближенных, обратившихся к царю с прошением не возводить на трон «мимо своих чад иноплеменника». Ответом стали казни авторов челобитной на Соборной площади Кремля в нояб. Через год Симеон Бекбулатович был сведен с великокняжеского стола и управление земщиной было поручено, как и в годы опричнины, земской Боярской думе. Разделение страны снова сопровождалось отбором детей боярских для службы на территории удела и массовым выселением с этих земель неугодных. На землях двора были созданы свои органы управления во главе с дворовой думой. Такое разделение страны сохранялось до смерти И.
В эти годы большое влияние на государственные дела приобрела группа возвышенных царем худородных детей боярских, введенных им в состав дворовой думы в чине думных дворян, наиболее видной фигурой среди них был Б. Рост опасности для Великого княжества Литовского со стороны России в годы Ливонской войны способствовал тому, что Литва и Польша, связанные ранее между собой только династической унией, в 1569 г. Литовский Сигизмунд II. На ставший вакантным трон наряду с др. Среди польской шляхты у него нашлись сторонники, рассчитывавшие при его помощи ослабить власть магнатов. Они пытались вступить в контакты со своим кандидатом. На переговорах с посланцами из Речи Посполитой И.
По-видимому, царь рассчитывал на то, что запутавшиеся в борьбе партий магнаты и шляхта будут вынуждены обратиться к нему, а он продиктует свои условия. Такой путь, однако, не мог привести его к успеху. В 1572-1576 гг. К 1577 г. Под русскую власть перешли такие города на балтийском побережье, как Гапсаль Хаапсалу и Пернов Пярну. В 1576 г. В 1577 г.
Двины, занятые в годы Ливонской войны литов. Небольшие гарнизоны находившихся здесь крепостей капитулировали, не оказывая сопротивления. Двины, кроме Ревеля и Риги. Ссылаясь на достигнутые успехи, И. Царь полагал, что новый польский король, бывший правитель небольшого княжества, не решится вступить с ним в спор из-за Ливонии, но ошибся. К 1578 г. Против нее фактически сложилась враждебная коалиция из Польско-Литовского гос-ва, Швеции и Крымского ханства, страна должна была вести войну одновременно на нескольких фронтах.
Открытая враждебность Крыма, который вел переговоры о союзе даже со Швецией, заставляла держать на южной границе войска, к-рые были остро нужны на западе. Вместе с тем к кон. По разным подсчетам, в Новгородской земле к нач. Это сказывалось на размерах дворянского ополчения - главной военной силы страны - и на его способности нести службу. В последние годы Ливонской войны уклонение детей боярских от службы стало приобретать массовый характер. Приходилось посылать специальные отряды, чтобы собирать ополченцев и отправлять их на войну. В королевской ставке стали возникать планы оторвать от Русского государства весь северо-запад с его главными центрами - Новгородом и Псковом.
В Новгород была послана грамота, призывавшая жителей города поднять восстание против «тирана», а захват Пскова стал целью нового похода Батория, в авг. Эти крайне неблагоприятные для царя события совпали по времени с личной драмой: 19 нояб. В тяжелой ситуации, сложившейся внутри гос-ва, царь пытался искать помощь даже в Риме. Обещая в будущем папе союз против османов, И. Папский посредник иезуит Антоний Поссевино прибыл в Москву, когда уже началась осада Пскова. Героическая оборона города сорвала планы политиков Речи Посполитой, но в стране, истощенной войной, не было сил на то, чтобы отбросить от Пскова польско-литовскую армию и добиться победного окончания войны. Пока шла осада Пскова, Русское гос-во потерпело еще одно поражение.
Бросив все силы на борьбу с Баторием, И. Затем шведы заняли лежавшие на др. Наровы новгородские пригороды. Гравюра с рис. XIX в. РГБИ 15 янв. Речь Посполита вернула занятые польско-литов.
Вопрос о ливонских землях, занятых шведами, в договоре был обойден молчанием. Но планы эти осуществить не удалось. В Казанском крае началось широкое восстание марийцев, которое сумели подавить лишь после смерти И. Уже осенью 1582 г. Плюссе было заключено перемирие со Швецией на 3 года, по условиям к-рого Швеции отошли не только земли в Ливонии, но и рус. По-видимому, И. В 1582-1583 гг.
По монастырям рассылались списки таких людей, содержавшие многие сотни имен. Перед смертью И. Боусом, рассчитывая заключить союз с Англией против Батория, чтобы вернуть под свою власть Полоцк и «Лифлянскую землю по Двину». Очевидно, царь был намерен со временем возобновить Ливонскую войну. В последние годы правления И.
Валишевский пишет: «Было сделано все, чтобы придать ему как можно больше блеска и торжественности. При огромном стечении народа, при торжественном звоне колоколов церковь и трон как бы сочетались во едином этом торжестве: епископы, священники, монахи возносили к Богу молитвы и просили его, чтобы он укрепил нового царя духом справедливости и истины, а бояре в это время осыпали трон дождем золотых монет, что являлось эмблемой изобилия тех благ, которых ему желали». Решение 17-летнего князя стало началом эпохи становления Российского государства. Оно является временем полнейшего переворота в государственном строе России, а именно окончательного превращения раздробленной на мелкие удельные княжества Руси в Московское государство.
Линд в издании 1900 года «Иоанн Грозный» из фондов Президентской библиотеки. Приняв в 1547 году в свои руки государственное управление, царь Иван Васильевич занялся его преобразованием. Были проведены реформы военной службы, государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне, состоялся первый Земский собор. Изменения коснулись и судебной системы — в 1550 году был издан царский судебник, который не только описывал устройство суда в России и порядок его производства, но и включал новые законы касательно гражданских и уголовных дел. По повелению самодержца был составлен церковный судебник, известный также под названием «Стоглав», с его электронной версией можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки.
Конечно, 4000 человек — это больше, чем было казнено в правление предыдущих великих князей. Однако до Ивана Грозного никто из его предшественников так долго не правил и не провел таких реформ. Наконец, для сравнения с Европой: в одну Варфоломеевскую ночь 24 августа 1572 года во Франции было уничтожено в 10 раз больше, чем за 8 лет опричнины, — 40 000 протестантов… Еще один поразительный факт: в Кормовой книге Ростовского Борисоглебского монастыря сохранилась информация о том, что царь приказал поминать Никиту Курцова «с товарищи» 28 ноября и 29 декабря.
Никита Афанасьевич Фуников Курцов потомок знаменитого Ратши был казначеем и хранителем государственной печати, ближним человеком Ивана Грозного, родственником Новгородского архиепископа. Он был казнен в 1570 году по делу о новгородской измене. Но ведь на 28 ноября память преподобномученика Стефана Нового приходится родовой праздник Пешковых-Сабуровых! Поминати Димитрия Семеновича, двоюродного брата отца Соломонии. Дачи их [на помин души] вотчина в Коломенском уезде на Москве реке село Сабурово» [7]. Это говорит о том, что царь Иван Грозный выделил среди поминаемых именно семейство Пешковых, также казненных по новгородскому делу. Это был совершенно рациональный выбор царя. А вот вам пример иррационального «совпадения»: этот самый Никита Курцов приобрел свои земли в Сосенском стане Подмосковья у Кудеяра Ивановича Маркова — одного из прототипов атамана Кудеяра, в образе которого отразилось и народное представление о сыне Соломонии Сабуровой — князе Юрии Васильевиче [8]!
Поистине — тесна история… То, что некоторые представители родов Сабуровых, Пешковых, Годуновых и Вельяминовых, были казнены, не только не повлияло на судьбу других членов этого рода, но напротив — царь Иван Грозный последовательно их возвышал. При этом нужно отметить характерную особенность: при самом царе Иване Васильевиче и его старшем сыне наследнике престола Иване Ивановиче служили в основном Сабуровы и старшие представители рода Годуновых, а при младшем сыне царя Федоре Ивановиче — младшие представители рода Годуновых, в том числе Борис Годунов. Все было очень логично и закономерно. Василий Поленов. Река Оять. Не владеющие историческим материалом критики Бориса Годунова иногда говорят о том, что он выдвинулся при царе Федоре Ивановиче и чуть ли не протащил в патриархи «свою кандидатуру» — Иова. Это ложь. Именно Грозный царь приблизил к престолу Бориса Годунова и сделал его в 30 лет!
Именно Грозный в 1569 году, будучи в Старице, заметил Иова и приблизил его к престолу к моменту смерти Грозного он уже был епископом Коломенским. Борису Годунову и его сестре Ирине будет посвящена отдельная статья. А в этой остановимся на том периоде их жизни, что приходится на правление Ивана Грозного. Но прежде нам придется вспомнить о женах Ивана Грозного. Итого — семь. С первой женой царь прожил 13 лет, и она была, вероятно, отравлена. У них было два сына, которые выжили, — Иван и Федор. По те временам — мало, так как часто дети не доживали до отроческого возраста.
А выживание наследников — вопрос государственной важности, вспомним дело Соломонии Сабуровой. Вторую законную жену, Марью, после 8 лет супружества тоже отравили, наследника не осталось. Третья законная, Марфа, умерла девственницей через две недели после свадьбы также отравлена [9]. После ее смерти царь обратился к отцам Освященного Собора, который был собран по случаю выбора нового митрополита: «В глубокой старости хотел было облечься в иноческий образ, но, видя бедствия государства и еще несовершеннолетний возраст моих детей, дерзнул приобщиться четвертому браку. И ныне умиленно прошу Святительский Собор простить меня и разрешить жениться и молиться о моем грехе». Старцы среди которых был и игумен Ипатьевского монастыря, будущий архиепископ Вассиан разрешили царю жениться, но наложили три года епитимьи — царю предписывалось в первый год не входить в собор до Пасхи то есть как минимум полгода , во второй год стоять с оглашенными и покидать храм с началом литургии верных, на третий — уже с верными, но без Причастия. Царь добросовестно выполнял епитимью несколько месяцев. Но потом ее с него сняли, так как он пошел войной на татар, и это было условием возможного снятия епитимьи.
Детей от четвертой жены, Анны, у царя не было. Потом были пятая и шестая, уже незаконные жены, Анна и Василиса. Выживших детей от них также не было. Седьмая незаконная жена — Мария Нагая — родила сына Дмитрия, который, как мы знаем, погиб в Угличе и впоследствии был канонизирован. Как он погиб: от несчастного ли случая или был убит — отдельный вопрос, к которому мы еще вернемся. Как видим, за исключением брака с Анастасией Романовой, семейная жизнь царя была несчастной. В первый незаконный брак в пятый по счету, а по сути — четвертый царь вступил в 1575 году, когда Ивану и Федору было уже больше 20 лет, но, по-видимому, царь полагал, что это не является гарантией продолжения династии. И был прав, так как мы знаем, что через шесть лет царевич Иван умер.
С другой стороны, все дети, которые могли бы родиться от трех последних браков, априори были незаконнорожденными. Это прекрасно понимали современники: царь Федор Иванович запретил поминать Дмитрия Ивановича как царевича, и царь Борис Годунов, когда писал в Речь Посполитую по поводу появления там самозванца Григория Отрепьева, также говорил о том, что Дмитрий не имел прав на русский престол, так как был сыном от седьмой жены. Для чего же царь Иван Васильевич женился в пятый, шестой и седьмой раз? Вероятно, это можно понять так: хотя наследники от этих браков были нелегитимны, все-таки они кровь и плоть государя, а значит, была надежда, что дети царя поддержат своих братьев от первого брака отца в их политике. Обратимся теперь к жизни Бориса Годунова при Грозном. Он родился, вероятно, в 1552 году, под Вязьмой. Отец рано умер, и Бориса вместе со старшим братом Василием умер в моровое поветрие 1571 года и сестрой Ириной воспитывал их блистательный брат Дмитрий Годунов. Уже в 15 лет Борис попал на царский двор — он стал стряпчим в его ведении погреба, гардероб, приемы.
Но это можно объяснить не только ролью Дмитрия Годунова, но также и тем фактом, что троюродный брат Бориса, Григорий Васильевич Годунов, был дядькой то есть воспитателем царевича Федора Ивановича, младшего сына Грозного. Сравнение двух икон В 1570 году, еще не достигнув 20 лет, Борис выиграл местнический спор с князем Федором Ивановичем Сицким. То есть он документально доказал перед царем, что его, Годунова, предки ценились Рюриковичами выше, чем предки князя Сицкого, который, между прочим, был племянником Анастасии Романовой, первой и любимой жены царя Ивана! В итоге в следующем 1571 году Борис удостоился великой чести быть дружкой невесты на свадьбе царя с Марфой Собакиной и «в мыльне с царем мылся» то есть в бане. Кто и что делает во время свадьбы царя, расписывалось очень подробно. При этом дружкой царя был родственник Бориса — Иван Сабуров. Через неделю состоялась свадьба старшего сына Ивана Грозного Ивана Ивановича, в которой Борис Годунов также принимал участие — но уже не только как приближенный Грозного, а еще и как родственник невесты. Ведь невестой была Евдокия Сабурова.
Это был триумф рода Сабуровых — если царевич Иван был наследником престола, значит, Евдокию Сабурову прочили в царицы Руси! Царевич Иван был интересным человеком. Он был близко знаком с преподобным Антонием Сийским и после его преставления написал ему канон, переработал его житие. Он был знающим и думающим человеком — известны его пометки на книгах. В одной из них он писал, что имя русского народа произошло от названия реки Рось. Это неверно, но уже сам интерес царевича к теме происхождения русского народа говорит о многом. Сохранилась икона, которой Новгородский архиепископ Леонид благословил царевича Ивана и Евдокию на брак — она повторяет иконографию той самой иконы «Явление Богоматери с предстоящими Захарии Чету», о котором мы говорили как о родовой святыне этого рода. Только эта икона является как бы «мужским вариантом» того образа: если на той иконе изображена сидящая на престоле Богоматерь, и Ей предстоят Филипп и Ипатий, то на иконе царевича Ивана и Евдокии Сабуровой — на престоле восседает Христос и Ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча.
С февраля 1917 г. По официальной версии, за месяц до этого великий князь Иван Васильевич объявил о своем желании венчаться на царство митрополиту, после чего и начали готовить церемонию. У историков еще XIX в. В каком возрасте венчался первый русский царь? Ему было только 17 лет. К этому времени его правление как великого князя продолжалось уже 14 лет — ведь он стал правителем после кончины отца, всего на 4 году жизни. Более 10 лет страной руководили сначала регент, мать великого князя, Елена Глинская, затем когда она умерла при невыясненных обстоятельствах — бояре, ни во что не ставившие юного Ивана. Хотел ли он стать царем? Потеря родителей, тяжелое детство — все это привело к душевным травмам, несовместимым не только с царской властью, но вообще с нормальной жизнью.
Иван слыл нервным, гневным, грубым, жестоким до крайности. И лишь митрополит, по сути, заменивший мальчику потерянного отца, умел укрощать его гнев. Считается, что именно свт. Макарий и был тем, кто выступил инициатором венчания на Ивана — хотя официальная версия события и говорит, что « желание великого князя поддержал Макарий». Костяной трон Иоанна IV выполнен в ренессансном стиле и украшен резными пластинами с изображениями эпизодов из жизни библейского царя Давида. Оружейная палата Московского Кремля. Что в Русском государстве появляется богоданный монарх, так что: страна позиционирует себя как великая мировая держава; внутри страны устанавливается единовластие, будут уничтожены остатки былой раздробленности; ведь абсолютная ответственность царя предполагает, разумеется, и такую же власть. Сочетание того и другого образует самодержавие: суверенитет страны внешний и внутреннее полное подчинение ее царю, поставленному от Бога.
«Марфа Васильевна я»: как сгинули восемь жен Ивана Грозного
Новости и события Российского исторического общества | В 1576 году император Максимилиан II, желая привлечь Грозного к союзу против Турции, предлагал ему в будущем престол и титул «всходного [восточного] цесаря». |
1547г. венчание на царство 14-летнего Ивана 4 Грозного. 1453 пала Византия и Москва- 3 Рим | Венчание Ивана IV на царство имело для русских людей и глубокий религиозно-мистический смысл. |
16 января / 29 января - Наследие Империи | Это слова из молитвы святителя митрополита Макария Московского при венчании на Царство Великого князя Иоанна IV Васильевича Грозного. |
В Александрове отметили День венчания на Царство Ивана Грозного | Шестнадцатого января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на царство первого русского царя Ивана IV Васильевича, позднее прозванным Грозным. |
Как короновали русских царей?
– Мы заговорили об Иване Грозном потому, что 16 января 1547 года состоялось его венчание на царство. Венчание Ивана Грозного на царство. Для всего тогдашнего Православного мира венчание на Царство царя Иоанна Васильевича было возрождением власти православных кесарей. Митрополит Макарий благословляет Ивана Грозного во время венчания на царство. Венчание на царство Иоанна Грозного определяло ему высокий титул, а Русь приравнивалась к Римской империи. Коронации русских императоров, хотя и были основаны на венчаниях на царство московских царей и проходили также в Успенском соборе, значительно отличались.
ЭКСКЛЮЗИВ! Венчание на царство Ивана Грозного в Казанском Кремле
Жены Ивана Грозного: трагическая судьба всех цариц | Чин венчания Иоанна IV на Царство не сильно отличался от того, как венчались его предшественники. |
Иван Грозный - биография, жизнь и смерть царя | Читайте также Венчание на царство Венчание на царство Начало царствования Николая II ни у кого не вызывало волнений и страхов: положение в России было спокойнее и стабильнее, чем когда-либо. |
В Александровской слободе рассказали о венчании на царство Ивана Грозного
Титул же "царь" или совсем не переводили, или переводили как "император". Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи. А 3 февраля сыграли свадьбу с Анастасией Захарьиной-Романовой. Союз с такой женщиной если и не смягчил сразу буйный характер царя, то подготовил его дальнейшее преображение.
Церемония венчания на царство подробно запечатлена в миниатюрах Царственной книги — последней части Лицевого иллюстрированного летописного свода, самого крупного летописного произведения средневековой Руси. Лицевой летописный свод был создан по повелению Ивана IV в 1560—1570-е гг. Уникальный памятник древнерусского книжного искусства, имеющий всемирное значение, состоит из около 10 тысячи листов, объединенных в десять томов, и украшен более чем 17 тысячами миниатюр. Первые три тома повествуют о событиях священной и всемирной истории, включая текст Библии, Троянскую историю, историю древнего Востока, древнего Рима и историю Византии, доводя повествование до X века. В семи следующих томах излагаются события русской истории, начиная с 1114 года.
Венчание на царство российских правителей с начала XVIII века — коронация темой отдельной выставки стало в первый раз. Чтобы раскрыть ее, отобрано около 400 предметов: одежда, документы, гравюры, фотографии. Они расскажут о том, где проходили празднования, как на протяжении столетий менялся ритуал, из кого состояла коронационная процессия, во что были одеты ее участники, из чего ели и пили гости в Грановитой палате и многое другое. Несмотря на то, что большая часть экспонатов происходит из Музеев Кремля, многие из них никогда не выставлялись. Речь идет прежде всего о тканевом убранстве коронационных торжеств — ценнейшей коллекции, отреставрированной в последние 20 лет: к примеру, фрагменты гигантского бархатного балдахина и подлинный коронационный настольник скатерть. Другая коллекция исключительной важности — коронационное облачение 11 российских императоров, из которой прежде показывали лишь отдельные экземпляры.
В завершение баталий по поводу титула и подписания мирного договора приведем следующие сведения: «Польша не хотела признавать титул за московским государем, а Иван прямо отказывался величать Сигизмунда-Августа королем» [10], «не признавал за Сигизмундом II титулы «короля русского и прусского» [11]. Но со временем, а точнее в 1561 году перед женитьбой на Марии Темрюковне, «в Москву прибыли послы от константинопольского патриарха. Вселенский собор специальной грамотой подтверждал право московита на царский титул. Глава вселенской православной церкви освятил своим авторитетом власть православного московского царя. Затеянные по этому поводу пышные богослужения призваны были поднять престиж монарха и его нового правительства» [13]. При этом, Грозный, «…получив от них искомый акт о признании царем, он уклоняется от повтора церемонии венчания в присутствии специально приехавших константинопольских архиереев. Отказался даже от благословения на том основании, что те при проезде через Литву прикладывались к католическому кресту» [14]. Окончательно вопрос с титулом царя будет закрыт в 1575 году при помощи племянника Марии Темрюковны, известного как Симеон Бекбулатович. У них родился сын Саин-Булат. Грозный, чтобы поставить точку в вопросе венчания на царство, должен был унаследовать царский титул от чингизида. Золотой Орды в то время уже не было, но оставалось политическое понятие чингизида и правило, что править может только чингизид. В 1575 году Грозный отрекся от престола в пользу племянника Марии Темрюковны. Он правил в Московском государстве год, Грозный соблюдал принятые уничижительные формы обращения подданного к своему царю, при этом Иван Васильевич реальные бразды правления государством из своих рук не отпускал. Два портрета Симеона Бекбулатовича. В 1576 году Симеон Бекбулатович отрекся от престола в пользу Грозного, этим решили проблемы в оспаривании царского титула царя перед Западом и всеми недовольными, тем самым окончательно возвысив Московию, подняв от уровня княжества на уровень государства, которым правит самодержец. В 1575 году Марии Темрюковны уже не было в живых, она была отравлена в ходе заговора, но Грозный продолжал поддерживать отношения с ее родными. Вот таким образом при помощи родни покойной жены из Кабарды был решен важнейший геополитический вопрос, как для царя, так и для Московского государства. Список использованной литературы и ссылки на источники: [1] Мазуров В. Правда и ложь об Иоанне Грозном. Василий III. Иван Грозный. Правда об Иване Грозном. Грозная опричнина. Исторический очерк. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный. Славянский разлом.
Иван Васильевич, ставший Грозным
Торжественный обряд венчания на царство состоялся в Успенском соборе Кремля. Впервые обряд венчания на царство, практически полностью совпадавший с этой церемонией в том виде, в котором она существовала в Византии, был совершён над сыном Ивана Грозного — царём Федором Ивановичем в 1584 году. Ход Венчания на царство спланировал митрополит Макарий, которому Иван безмерно доверял. Официальный титул царя на Руси появился 16 января 1547 года, после венчания на царство Ивана IV Грозного. А после венчания на царство Иван Грозный стал не только царем – потому что титул царя воспринимался в средневековом мире как титул императорский. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования.