Но настоящий расцвет останкинской усадьбы пришёлся на время владения имением его наследником — Николаем Петровичем.
Усадьба Асеевых стала участницей фотопроекта «История вокруг нас» в Москве
Это уникальный памятник и нам важно провести его качественную научную реставрацию, приспособив комплекс к современным условиям»,- рассказал Александр Кибовский. Также он добавил, что на восстановление усадьбы из городского бюджета до 2015 года выделено 2,5 миллиардов рублей. Всего на реставрационные работы и новое строительство планируется направить 9,6 миллиардов рублей.
Изумительна была и акустика у дворца-театра, а также в Египетском павильоне, где проводились концерты. Это достигалось и за счет специальной планировки помещений, и благодаря строительному материалу — дереву, из которого оба здания и были выстроены. Убранство дворца поражало всех посетителей! Первый спектакль в усадьбе Останкино состоялся в 1795 году, 22 июля.
Это была лирическая драма «Зельмира и Смелон, или взятие Измаила». Партию главной героини исполнила прима шереметевского крепостного театра Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова — супруга Николая Петровича Шереметева. В 1803-м Шереметев, после смерти любимой жены распустил театральную труппу. В 1812-м усадьба в Останкине была разграблена солдатами Наполеона под командованием французского маршала Мишеля Нея, чья ставка тогда находилась неподалеку от дворца. В 1856-м во владении некоторое время пребывал император Александр II, прибывший в Первопрестольную по случаю своей коронации. Для царственной особы изменили дизайн части помещений первого уровня Останкинского дворца.
В гостиной при этом сохранился портрет императора Павла I в позолоченной раме. По сторонам от него были две потайные двери, теперь же они скрыты за тканевой обивкой стен.
Адрес: 123298, Москва, ул. Территория распространения — Российская Федерация и зарубежные страны. Языки: русский и английский.
Главный редактор Бабаян Роман Георгиевич.
Усадьба "Останкино" требует аккуратного восстановления - Собянин
В августе 2000 года в Останкинской башне случился страшный пожар, в результате которого выгорели почти все ретрансляторы, обеспечивающие вещание в Москве и Московской области. Правительство Москвы выбрало подрядчика для реставрации усадьбы «Останкино». Останкинский вестник. Останкинский дворец — центр современного района Останкино, его историческое, архитектурное и композиционное начало — точка отсчета для всех окружающих территорий с момента своего появления, а именно с конца XVIII века.
Шереметевы возвращаются. Потомок графа следит за ремонтом фамильной усадьбы
Останкинский вестник. Останкинский дворец – подлинная жемчужина русского искусства XVIII, где в единении находятся театральное помещение со сценой, зрительным залом, гримировочным. Останкинский дворец, фото 2012 года. История Останкино началась еще в XVI веке, когда деревню Осташково впервые упомянули в межевых книгах.
Как спасти старинный московский парк, если все чиновники лишь имитируют обратную связь?
По его словам, завершение реставрационных работ не будет подогнано к какой-либо дате или событию. Концепция реставрации усадьбы «Останкино» была разработана специалистами «Моспроекта-2» им. Это уникальный памятник и нам важно провести его качественную научную реставрацию, приспособив комплекс к современным условиям»,- рассказал Александр Кибовский.
Уже в 1803 году бывшая актриса умирает при рождении сына, граф теряет интерес к жизни и в 1809 году умирает. В 1856 году Александр II провёл в Останкино неделю, успев полностью изменить театр: он приказал создать на его месте зимний сад, убрать машинное помещение и постелить полы. К слову — именно после его визита главный усадебный дом стали называть дворцом. В 1861 году, после крепостной реформы, земли усадьбы стали отдавать под дачи. После революции 1917 года усадьба была национализирована и уже в 1919 году приняла первых посетителей. Это происходит потому, что усадьба сделана из дерева и чувствительна к перепадам погоды. Деревянные конструкции покрыты армированной сеткой, на которую особым образом нанесён слой мраморной крошки. Получившаяся поверхность разрисована узорами удивительной красоты, интерьеры обставлены уникальной мебелью и великолепными светильниками.
В настоящее время в усадьбе проводятся реставрационные работы, для посетителей открыты не все помещения, но даже по тем, которые доступны, можно судить о красоте и роскоши помещений. На территории усадьбы растет старинная кедровая роща. Если приглядеться к зелёной сетке на фасаде одного из зданий, можно увидеть герб Шереметевых.
По словам главного хранителя музея-усадьбы «Останкино» Ольги Ереминой, реставраторам предстоит очистить архитектурно-лепной декор от копоти и налета, воссоздать утраченные две руки у разных скульптур, а также отлить гипсовые коринфские капители. Работы по восстановлению объектов должны начаться в апреле и завершиться до конца ноября 2019 года. Начальная максимальная цена контракта составляет 2,9 млн рублей. Заявки на участие принимаются до 4 февраля, а их рассмотрение назначено на 7 февраля, передает агентство городских новостей «Москва».
При этом на территории усадьбы есть здания, который ветшают и не используются. По одной из версий именно в этом доме снимал подвальные комнаты Мастер.
Первой владелицей усадьбы была княгиня Софья Волконская — сестра декабриста Сергея Волконского. К концу 20-го века объект перешел к Анне Мекк — жене крупного промышленника. До недавнего времени здесь был офис. До 2012 года объект принадлежал департаменту культурного наследия Москвы. Но был продан частной компании «Дворянское гнездо». Сумма сделки по некоторым данным составила 600 миллионов рублей. В 2019 году власти столицы сообщили, что в здании началась реставрация. Штукатурка на фасадах потрескалась, кирпичная кладка фундамента местами разрушилась, а деревянные ограждения балкона прогнили. В ходе реставрации специалисты уже укрепили фундамент, восстановили штукатурку стен и утраченные части лепнины, временно демонтировали деревянную балюстраду и решетки балкона», — рассказывал тогда руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
Новый владелец здания не упоминался, но сохранились фото обязательного аншлага с данными о производителе работ, там так же указана компания «Дворянское гнездо». Правда, особой деятельности не видно, в штате один человек. Компания годами показывает убытки, а годовые доходы колеблются в районе отметки в миллион рублей. Усадьбу построил в 1816 году сенатор Алексей Муханова. Затем здание перестроили под меблированные комнаты, здесь два года жил художник Василий Суриков. Здание сильно пострадало от пожала в 2002 году. После этого на объект стали смотреть уже как на участок земли в хорошем месте. Сначала объект передали одной из структур МГУ, а сейчас он и вовсе в частных руках и уже почти 20 лет обсуждается проект редевелопмента. К настоящему времени от усадьбы осталась только фасадная стена.
Фото: Архнадзор Дом Грибовых так же ветшает и разрушается, пока власти и владельцы обсуждают проекты реконструкции. По данным организации «Архнадзор», несколько лет назад из дома выехало туристическое бюро, и он опустел. Победителем аукциона стало ООО «Страйк». Весной 2019 года Мосгорнаследие выдало задание на разработку проекта реставрации», - отмечают в Архнадзоре. Отмечалось, что реставрационные работы формально начались в 2021 году. Но летом 2022-го дом пустовал и был укрыт баннером. Фото: Архнадзор Мамонтова дача когда-то принадлежала князьям Долгоруковым. А в начале 19-го века сменила владельца, им стал граф Матвея Дмитриев-Мамонов. А накануне революции ее выкупили власти Москвы.
В советские годы усадьбу разделили между институтами химической физики и физических проблем. Научные структуры владеют объектом до сих пор, но сохранению истории это не помогает. В 2013 году в здании произошел пожар. Часть объектов в ветхом состоянии и планов по реставрации не озвучивается. Фото: Архнадзор Один из позитивных примеров реставрации по программе «рубль за метр» - это дом усадьбы дворян Сытиных, которые когда-то уцелели во время пожара 1812 года. По данным «Архнадзора», объект пытались отдать в частные руки дважды. В 2011 году здание передали Фонду апостола Андрея Первозванного под реставрацию. Но она так и не началась. В 2015 году нашли нового интересанта, который завершил работы к 2019 году.
Власти Москвы спасут усадьбу "Останкино" от разрушения
В документах говорится, что комнату для актеров несколько раз меняли. Например, в 1856 году ее временно переделали под кухню к приезду императора Александра II. Теперь же в гримерке с подтекшими стенами хранятся стулья и поржавевшие сундуки, а винтовая лестница завалена.
Благоустройство территории усадьбы предусматривает воссоздание исторической планировочной структуры и элементов озеленения, а также реставрацию парковых сооружений. Руководитель департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский сообщил на заседании столичного правительства 12 февраля, что реставрация «Останкино» — крупнейший проект по восстановлению усадеб не только в России, но и в Европе. По его словам, к работе над проектом, помимо отечественных специалистов, привлечены консультанты дворцово-парковых ансамблей «Версаль» под Парижем и «Сан-Суси» в Потсдаме. Электронный аукцион назначен на 22 февраля 2013 года.
Пигаль, Ж. Гудон, С. Большая часть этой коллекции никогда не покидала стен родного останкинского дворца. В результате и архитектурный памятник, и разместившаяся в нем скульптура предстают перед посетителями в новом для себя амплуа. Скульптура будет экспонироваться в в Царицыне в течение всего периода реставрационных работ в музее-усадьбе Останкино Организаторы.
Усадьба Кусково была маловата для масштабных постановок, и граф принял решение реконструировать усадьбу Останкино. Проект расширения поручили выполнить итальянцу Франческо Кампорези. Он объединил в нём театр, боковые павильоны и жилые помещения. Павильоны назвали Итальянским и Египетским. Реконструированная усадьба построена не из камня, а из дерева. Уже тогда граф задумался о том, что театр ему нужен «мобильный», чтобы в любой момент можно было сделать из театрального помещения «воксал» или танцевальный зал — трансформировать пространство по своему усмотрению. Помогало решить такие вопросы только дерево: оно позволяло легко менять проект в зависимости от поставленной задачи. К примеру, если над партером положить разборный пол — оба зала становились одним большим пространством для танцев. Граф оказался привередлив: постоянно менял проект, заставляя людей разбирать и собирать всё заново. Открылся театр в 1875 году — с премьерой и фейерверком. На сцене была музыкальная драма «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила».
Новости и события Российского исторического общества
Почетный житель Останкинского района Олег Сулакадзе рассказал ИА FederalCity об истории попыток застройки Останкинского парка, которая длится уже 12 лет, и своей попытке докричаться до власти, чтобы остановить планирующуюся незаконную застройку. В 2012 году Департамент культурного наследия Москвы включил реставрацию усадьбы Останкино в перечень особо важных объектов. Я бы оценил, что в Москве несколько десятков дворянских усадеб, которые максимально близки к тому, что описывается в классической русской литературе 19 – начала 20 столетия». Усадьба Останкино в Москве: практическая информация, как доехать и ближайшее метро, режим работы. После завершения реставрации останкинская усадьба, парки, выставочные залы и многое другое станут новым центром притяжения для поклонников культурного отдыха. Довольно сложно себе представить, чтобы кто-то решился строить в парке-усадьбе Останкино, неправда ли?
Власти Москвы готовы потратить 68,4 млн рублей на реставрацию дворца-театра усадьбы «Останкино»
Практически все залы отделаны позолоченной резьбой, которую изготовил мастер П. Наиболее красивая резьба находится в Итальянском павильоне. Пол выложен уникальным узорным паркетом из дерева редких пород, стены покрыты бархатом и атласом. Все потолочные и настенные светильники изготавливались специально для усадьбы Останкино, сегодня их можно лицезреть в своей первозданной красоте. К великому сожалению, из 30 настоящих античных скульптур сохранились лишь 5, остальные были восстановлены в виде копий. Здесь можно увидеть работы талантливых мастеров Кановы и Лемуана, Трискорни и Буазо. Прекрасно сохранилась богатейшая коллекция изделий из фарфора, принадлежавшей роду Черкасских.
Музейный комплекс усадьбы Останкино В 1919 году усадьба Останкино официально стала государственным музеем, а православный храм Святой Троицы получил статус подворья Патриарха Московского и всея Руси. Летом здесь каждый год проводится фестиваль «Шереметевские сезоны», посетители могут осмотреть уникальные коллекции живописи и графики, ажурных светильников, мебели, деревянных скульптур и старинных древнерусских икон. С 2013 года и по сей день усадьба Останкино закрыта на реставрацию, специалисты восстанавливают деревянные перекрытия, заменяют основные детали несущих конструкций. Пока дворец недоступен для посещений, однако сотрудниками музея проводятся выездные выставки на различных площадках Москвы и Санкт-Петербурга. Уникальный Останкинский парк принимает гостей круглосуточно, территория его свободна для посещения. Экспозиция усадьбы Останкино.
Выездная выставка Как добраться до музея-усадьбы «Останкино» Музей-усадьба «Останкино» расположился по адресу: Москва, 1-я Останкинская улица, д. Добраться сюда удобнее всего на метро. Можно проехать по монорельсовой дороге до остановки «Телецентр». На троллейбусах и трамваях с теми же номерами можно добраться и от станции метро «Алексеевская», однако весь путь займёт гораздо больше времени.
Останкинский дворец — подлинная жемчужина русского искусства XVIII века, где в единстве находятся театральное помещение со сценой, зрительным залом, гримировочными комнатами, архитектура, скульптура, живопись, графика и декоративное искусство. Единственный в мире исторический театр XVIII века со сценой и зрительным залом, превращающимися в зал для бальных танцев с плафоном и люстрами, с сохранившейся уникальной театральной машинерией, с подлинным декором и убранством интерьеров, осветительными приборами из хрусталя, бронзы, золоченого резного дерева, историческими паркетами, скульптурой.
По уровню и богатству бумажной отделки интерьеров подлинные обои на стенах, имитация мрамора бумагой, расписные плафоны из бумаги, декупажи из бумаги с рисунками и орнаментами, бумажные медальоны и далее Останкино не имеет аналогов в мире. Общий фонд музея насчитывает порядка 20 тысяч различных предметов. Вспоминая об останкинском дворце, неизвестный английский путешественник писал: «…по фантастичности своей он напоминал одну из арабских ночей. В отношения блеска и великолепия он превзошел все, что только может дать самое богатое воображение человека или что только могла нарисовать самая смелая фантазия художника. Конечно, все можно списать на недостаток финансирования, ведь в адресно-инвестиционной программе Москвы было в 2012 году, еще задолго до формирования показателей сметной стоимости проекта, заложено в несколько раз меньше средств бюджета, чем предусмотрено в сметной документации. Возможно, ответ кроется в том, что таких комплексных и сложных задач по реставрации уникального деревянного неотапливаемого объекта в мире никто не решал.
Возможно, что срок реставрации дворца в Останкине в семь лет, озвученный на градсовете, показался в итоге кому-то из чиновников непозволительной роскошью. Возможно, дело в том, что для интерьеров, дошедших в такой степени сохранности допустима именно деликатная консервация, а не поновительская реставрация, которая теперь в тренде, а консервацией желания по-настоящему заниматься нет. Прямого ответа нет до сих пор. Общаясь на протяжении последних четырех лет с ведущими европейскими специалистами, экспертами и реставраторами, я каждый раз видел, с каким неприкрытым волнением и озабоченностью они говорят об этом объекте, каждый раз с удивлением узнавал, что многие из них были в Москве и приезжали посмотреть именно на сохранившиеся подлинные интерьеры дворца графа Шереметева, каждый раз слышал неприкрытую озабоченность судьбой памятника, которого однозначно можно и необходимо внести в список Всемирного наследия Юнеско. Действительно, реставрация дворца-театра, любимого детища графа Николая Петровича Шереметева - дело кропотливое, требующее дополнительных исследований, обмеров, обсуждений вопросов, на которые даже научно-методический совет не смог в свое время дать однозначного решения, дело, которому надо посвятить не год и не два. Уже более года дворец-усадьба стоит заброшенный.
Ушел с объекта подрядчик, заказчик не выражает больше заинтересованности поддерживать объект в состоянии готовности к началу работ. Объект такого уровня невозможно просто законсервировать. Да и такую задачу проектировщикам никто и не ставил. Проект пылится на полках. А объект медленно умирает.
Он объединил в нём театр, боковые павильоны и жилые помещения. Павильоны назвали Итальянским и Египетским. Реконструированная усадьба построена не из камня, а из дерева. Уже тогда граф задумался о том, что театр ему нужен «мобильный», чтобы в любой момент можно было сделать из театрального помещения «воксал» или танцевальный зал — трансформировать пространство по своему усмотрению. Помогало решить такие вопросы только дерево: оно позволяло легко менять проект в зависимости от поставленной задачи. К примеру, если над партером положить разборный пол — оба зала становились одним большим пространством для танцев. Граф оказался привередлив: постоянно менял проект, заставляя людей разбирать и собирать всё заново. Открылся театр в 1875 году — с премьерой и фейерверком. На сцене была музыкальная драма «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила». Неслучаен выбор именно этой драмы — праздновалась победа России над Турцией. После премьеры стало ясно: нужно достраивать театр, нужны комнаты для репетиций, просторные помещения для гостей.
В них размещаются новые музейные и досуговые центры. Восстановлено 14 фонтанов на Центральной аллее, а летом 2018 года, после тридцатилетнего перерыва, заработал фонтан «Золотой колос». К открытию летнего сезона 2019 года восстановят всю облицовку, позолоту, отремонтируют инженерное оборудование фонтанов «Дружба народов» и «Каменный цветок». Согласно расчетам московского правительства, после завершения программы реконструкции ВДНХ станет крупнейшим музейным комплексом столицы. Он и Останкинская башня высотой 540 метров формируют единую систему круглосуточного вещания. Долгое время башня была самым высоким свободно стоящим сооружением в мире. Памятник Владимиру Зворыкину и вид на Останкинскую телебашню. Телевизионщики между собой называли этот период «черным августом», поскольку полностью восстановить передачу телевизионного сигнала в столице удалось лишь к сентябрю.
Дворцу усадьбы Останкино не угрожает разрушение
Шереметев добивался совершенства дворца и его сцены, поэтому строительство завершилось только в 1798 году! Ко всему прочему, работы велись за глухой и высоченной оградой, дабы никто не мог увидеть задуманное. Останкинский дворец отстроен из дерева, а уже поверх него нанесена штукатурка, обработанная «под камень». Особое восхищение у публики вызывала театральная сцена, ставшая своеобразным трансформером, за считанное время превращавшегося в своеобразный «воксал» так в старину называли помещения для гуляний с танцами и проведения маскарадов. Будто ниоткуда в зрительном зале, по обе его стороны, появлялись колоннады и все было готово для проведения бала. Изумительна была и акустика у дворца-театра, а также в Египетском павильоне, где проводились концерты. Это достигалось и за счет специальной планировки помещений, и благодаря строительному материалу — дереву, из которого оба здания и были выстроены. Убранство дворца поражало всех посетителей! Первый спектакль в усадьбе Останкино состоялся в 1795 году, 22 июля. Это была лирическая драма «Зельмира и Смелон, или взятие Измаила».
По плану реконструкции подвергнутся дворец-театр, "Кухонный флигель", Увеселительный сад, а также скульптурный комплекс в центре парадного двора, некоторые хозяйственные постройки и оранжереи Абрикосовая, Померанцевая, Виноградная. После завершения реставрации останкинская усадьба, парки, выставочные залы и многое другое станут новым центром притяжения для поклонников культурного отдыха. Поделиться: Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля: Ваше имя.
Поможет в реализации именно комплексного научного проекта реставрации и приспособления исторической и присоединенной территории знаковой для сакрального пространства Москвы усадьбы, как и было предусмотрено Концепцией, многогранной работе с использование опыта ведущих европейских экспертов и специалистов-реставраторов в режиме максимальной открытости реализации проекта, не имеющего аналога в мире. Для «Хранителей Наследия» - комментарий Геннадия Вдовина, директора Музея-усадьбы Останкино: - Я не разделяю утверждений о том, что за последний год в Останкине ничего не делается. Вся программа противоаварийных работ выполнена, и она себя исчерпала. Укреплена фасадная скульптура, бесконтактная кровля над дворцом установлена, самые «угрожаемые» плафоны были укреплены и законсервированы. Что-то из этого перечня доделывали в 2017 году. Далее предстоит обслуживание того, что уже сделано. Проект реставрации готов, он разработан «Моспроектом-2». И мы сейчас ждем на него финансовую экспертизу—смету, после чего заказчик — «Мосреставрация» может объявлять конкурс и выбирать подрядчика. Самое главное, что деньги зарезервированы Правительством Москвы, о чем мэр заявлял в прессе. Я ничего не могу сказать о том, когда конкретно начнется реставрация, но очевидно, что какие-то работы, действительно, делаются только в теплый сезон, но есть ряд работ, скажем, по конструктиву зданий, которые вполне можно проводить и зимой. Мы неоднократно заявляли, что в ситуации с реставрацией коллектив музея не будет пассивным пользователем, что мы готовы и будем отстаивать позицию и интересы памятника. И - могу сказать - нас слышат. Для «Хранителей Наследия» - комментарий руководителя Департамента культурного наследия Москвы Алексея Емельянова: - Государственную историко-культурную экспертизу и Главгосэкспертизу прошел в свое время «большой», комплексный проект реставрации и приспособления усадьбы Останкино, разработанный Мастерской С. Однако впоследствии руководством города было принято решение отказаться от строительства нового комплекса фондохранилища и сосредоточить усилия и средства на непосредственно реставрационных работах на памятнике. Также решено отказаться, как от сомнительного «реставрационного» решения, от устройства бетонного цокольного этажа под всем дворцом, предназначавшегося для тепловых и иных сетей тем самым, видимо, отменяется и идея всесезонного использования Останкинского дворца, с неизбежным мощным зимним отоплением, чреватая ускоренным разрушением деревянного памятника — Ред. Собственно реставрационный проект пришлось вычленять из большого комплексного, и теперь он проходит необходимые по закону экспертизы. Тем временем срок первоначально заключенного контракта истек в декабре 2017 года. Поэтому сейчас во дворце не происходит никаких работ. После получения заключений экспертизы и проведения конкурсных процедур, которые также имеют установленные законом сроки, планируется начать реставрацию Останкинского дворца в сентябре 2018 года Но это вовсе не означает, что дворец в зимний период «раскроют»: значение и ценность этого памятника все в Москве прекрасно понимают, и работы на нем будут вести весьма бережно, с особой тщательностью.
До весны, пока не потеплеет, работы практически не ведутся. Но посмотреть фронт предстоящих работ можно. Деревянные опоры, на которых держится красивейший второй этаж, сильно прогнили. Наверху, проходя по анфиладе, даже можно почувствовать легкую вибрацию. Идея восстановления — в максимальном сохранении всех аутентичных конструкций. Подробности смотрите в репортаже Егора Киселева.