По поверьям, с началом Святок на землю спускаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм. С древних времен считается, что в эти дни нужно отказаться от любой работы и посвятить себя магическим ритуалам. Мы собрали несколько способов узнать будущее. Когда начинаются и заканчиваются Святки.
Вести Твери
Прежде молодые люди наряжались в костюмы животных и прятали лица за ритуальными масками. Ходили по дворам, распевая ритуальные песни, получая награду деньгами и сладостями. Обряд был направлен на привлечение душ умерших предков, которые посещали потомков, неся им удачу, благополучие, мир. С крещением Руси народ не отказался от традиционных гуляний. Но вместо языческих песен колядуют, исполняя песнопения, прославляющие Спасителя и Святую Марию. Колядующие носят образ, символизирующий Вифлеемскую звезду, появившуюся в небе, когда родился Христос. Нельзя прогонять со двора колядующих или отказывать им в подношении, чтобы не столкнуться в течение года с нуждой.
Гадания Одно из самых популярных занятий в Рождественские Святки — гадать на судьбу и суженого. Для ритуала использовали подручные средства, веря, что в святочные дни они обретают магическую силу. Распространенные способы гадания: В полночь застелить белым полотенцем стол и поставить на него чашу, наполненную водой. Опустить в воду колечко и смотреть в него. Если повезет, появится лик будущего супруга. Вечером спросить у первого встречного мужчины имя для девушки, у женщины — для парня.
Имя человека совпадет с тем, как будут звать вторую половинку. Ставят на стол 2 зеркала так, чтобы образовался бесконечный коридор.
Цель гаданий — узнать о будущем урожае. В святочный период проходил Коляда, который был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней , вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи, чтобы избежать неурожая, собравшись в избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное — рядилась. Ряженье служит символом обновления природы.
Молодежь, разодетая в новые рубахи, собравшись, в какой-либо избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное — рядилась. Ряженье служит символом обновления природы. По домам, в вечернее время и по ночам, ходили ряженные — колядующие, специально для того, чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих. Позднее праздник Коляды был замещен великим праздником Рождества Христова. Церковь убедила в греховности многих святочных обрядов, в частности — насколько опасно занятие гаданием для православного. И все же, считается, что в период от Рождества до Крещения гадание перестает быть бесовским действием, а становится просто забавой. Подготовка к празднику начиналась в последний день строгого поста — в сочельник, 6 января. В этот день хозяйки начинали готовить святочную кутью — ячменную кашу с мёдом и изюмом, а также сушёные яблоки, варёные в меду. Для детей готовили овсяное печенье в форме коров, овец и человечков, которые символизировали пастухов и волхвов. За праздничный стол все садились только после появления на небе первой звезды. После ужина на столе оставляли остатки пищи, потому что, по поверьям, надо было накормить души умерших, чтобы задобрить их на хороший урожай. В каждой деревне в Рождество зажигали костёр, который, подобно Вифлеемской звезде, горел до самого Крещения. Время святок было очень насыщено обрядами и ритуалами, в которых принимала участие вся община, и в первую очередь — дети. Вплоть до XX века чрезвычайно популярным было кукольное представление на тему божественного рождения младенца Иисуса Христа — так называемый Рождественский вертеп.
Много лет назад на Руси их длительность была другая: колядование совпадало со Святками период проведения святок: с 6 и до 17 января. Коляда 2024 закончится в субботу 8 января. Православная церковь не признает гадания. История праздника. Святки — это православный праздник , который тесно связан с религиозными чествованиями Рождества. В давние времена в святочные дни по церковным уставам, не рекомендовалось вступать в брак, обряжаться в яркие одежды, выходить на улицу с песнями да плясками. Служители христианской церкви долгое время были против гуляний, которые народ устраивал накануне Рождества, считая их устаревшими языческими традициями. По мнению истинных верующих, подобные обычаи чужды христианским. Мужчинам запрещалось надевать женские наряды, а всем колядующим — носить маски. Людям такие запреты были не понятны, и они участвовали в народных колядках на Рождество. С течением времени смысл, который окутывал традиции язычников и был связан с рождественскими и новогодними календарно обрядовыми колядками, забылся. А Святки стали любимым временем, когда люди собираются вместе, загадывают желания и славят Всевышнего Господа за милосердие и Божью помощь. Обряды, христианские традиции и обычаи Во время святочной недели рушились сословные границы, люди были объединены общей радостью и благостным настроением. Много лет назад, до правления Петра Великого, у славян был старинный обычай разжигать накануне Рождества огромный костер, который считался атрибутом праздника.
Рождественские святки: когда, сколько длятся, традиции. Что можно и нельзя делать в Святки?
Когда начинались и заканчивались святки на Руси. 7 января у православных христиан начинаются Рождественские святки. Итак, еженедельно соблюдается пост в среду и пятницу (исключение составляют свободные от поста Сплошные седмицы и Святки («святые дни»), которые начинаются с приходом праздника Рождества Христова (7 января) и длятся до Крещения (19 января). Итак, святить именно двенадцать дней после Рождества Церковь начала с древних времен: первый день — 7 января, последний день Святок — 18 января.
Рождественские Святки 2024. Время праздновать, гадать и колядовать
святки. В 2023 г. начало Святок приходится на ночь с 6 на 7 января. Первый святочный вечер выпадает на 6 января — это фиксированная дата. 6 января начинаются Святки – один из самых весёлых, массовых, народных праздников. Продолжаются гуляния вплоть до Крещения, 19 января. Читайте последние актуальные новости главных событий Сахалина на тему "Православный календарь на январь 2024 года" в ленте новостей на сайте Красное знамя. Святки — две недели от Сочельника (6 января) до Крещения (с 18 на 19 января). В 2023 году Святки начинаются 6 января с появление первой звезды и заканчиваются поздним вечером 18 января, перед Крещением. Эти праздничные дни принято начинать отмечать с добрых дел.
Рождественские Святки 2024. Время праздновать, гадать и колядовать
Представления, гуляния Есть обычай наряжаться в различные шутовские наряды и устраивать представления, гуляния. Эта практика является рудиментом языческих верований, согласно которым начало года считалось временем, когда у богов можно выпросить хороший урожай. Также важно, что в Древнем Риме и в Византии подобные мероприятия были связаны с празднованием январских календ. Известно, что император Петр I сам любил эти гуляния и заставлял принимать в них участие своих приближенных. Причем причины запрета были не столько богословскими, сколько вызваны практической необходимостью: сами гуляния и связанные с ними разнузданность, анархия рассматривались как общественно опасные.
Особенно обратим внимание на следующие слова: «Той же епитимии надлежит подвергати и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и, соединяя обман с безумием, произносят гадания о щастии, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков» правило 61 и «Так называемые календы, вота, врумалиа, и народное сборище в первый день месяца марта, желаем совсем исторгнути из жития верных. Такожде и всенародныя женския плясания, великий вред и пагубу наносити могущия, равно и в честь богов, ложно так еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную; не носити личин комических, или сатирических, или трагических» правило 62.
На святки запрещаются следующие действия: В эти праздники нельзя ходить в старой или рваной одежде — весь год будет неудачным. Не стоит поминать или ходить на кладбище — можно заболеть. Нельзя выметать мусор или заниматься уборкой дома — можно вымести достаток и благополучие из семьи. Не стоит ругаться или ссориться — это к расставанию или длительной вражде. Приметы на рождественские святки Если кутья на праздник получилась разваристой и вкусной, то весь год будет достаток. Морозная и снежная погода на праздники предвещает жаркое лето и хороший урожай. Если на Рождество сильная метель, то пчёлы будут хорошо роиться и принесут много мёда. На праздничном столе должны стоять красное вино и хлеб — тогда весь год в достатке будет.
Если на Рождество первым гостем будет выпивший человек, то в скором времени в семье будут скандалы. Случайно разлитый напиток за праздничным столом принесёт хорошие вести. Сыгранная свадьба на Святки — к счастливому браку. Что готовят на рождественские святки Символическими блюдами на православные святки, считаются кутья и узвар. Их готовит главная хозяйка в доме. Кутья варится из различных круп или злаков, с добавлением мака, орехов, изюма и мёда. Зерно символизирует новую жизнь, а сладкие фрукты счастливую жизнь. Ею угощали гостей и носили к крёстным. К праздничному столу пекли блины, как символ возрождающегося солнца. Ближе к полуночи, хозяйка выставляла на стол мясные блюда: запеченного гуся с яблоками или молочного поросёнка.
Выносились пироги и выпечка.
С восходом первой звезды на небе, христиане садились за стол. Сочельник было принято отмечать всей семьей. Согласно поверьям, если один из членов семьи по какой-либо причине отсутствовал, то его ждал сложный год. Запреты на Святки в 2023 году Период Святок считается одним из самых беззаботных и веселых в году, поэтому ни в коем случае нельзя проводить это светлое время в унынии и грусти. Помимо этого, запрещено: отказывать в помощи нищим и нуждающимся. В Сочельник важно делать много добрых дел, помогая не только членам своей семьи, но и другим людям. Чем больше добрых дел сделает человек, тем удачливее для него будет год; убирать в доме, стирать и заниматься рукоделием.
Если в первый день Святок вынести мусор, то можно лишиться удачи в новом году; плохо говорить о людях, в противном случае у вас появится много проблем, с которыми будет не так легко справиться. Помимо этого, нельзя ссориться с родными и близкими — это может закончиться плохо.
Святки завершатся девятнадцатого января, сообщает РИА «Новости». Время начала Святок на Руси называли «от звезды до воды», потому что они начинаются в день прихода Иисуса, а завершаются в день крещения сына Божьего в реке Иордан. Некогда Рождество и Крещение праздновались в один день, но в четвёртом веке они были разделены, а время между важными церковными событиями стало называться Святками.
Святки – что это за праздник
- Новости по теме
- Какого числа святки в 2025 году? | Рождественские святки
- Что такое Святки и когда они начинаются? Традиции, гадания на суженого на Святки
- Святки: история и традиции праздника
Святки после Рождества: когда будут в 2022 году и можно ли гадать и играть свадьбы в это время
Согласно традициям, Святки начинаются с восходом первой звезды на небе 6 числа. Согласно традициям, Святки начинаются с восходом первой звезды на небе 6 числа. 6 января с приходом сумерек и появлением в небе первой звезды начинаются Святые дни, так называемые святки. Начинаются святки в ночь с появления на небе первой звезды 6 января и продолжаются до утренней церковной службы 19 января.
Когда отмечается Семик в 2024 году
- Святые дни между праздниками Рождества и Крещения
- Что нельзя делать на рождественские святки с 7 по 19 января
- Когда начинаются Святки в 2023 году
- Святые дни между праздниками Рождества и Крещения
Святки: история и традиции праздника
Оценивалось мастерство исполнителей, их юмор, щедрость или скупость хозяев, разъяснялись намеки или прямые выпады, прозвучавшие в импровизациях. В обстановке колядования раздвигались границы допустимого в поведении: нельзя было обижаться на упреки, насмешки или озорство колядовщиков. Дополнительное оживление в обходы вносили встречи разных групп участников. Традиция вводила в определенные художественные формы и эту ситуацию. Встретившиеся партии останавливались; начинались взаимные загадки, исполнявшиеся в виде коротких песен. Ряженые появлялись на молодежных посиделках или обходили дома. Готовили костюмы и маски заранее.
Вот, например, описание Святок в селе Шельбове Юрьевского у. Владимирской губ. В течение первых трех дней празднеств, то есть на самое Рождество, когда никто не работал, молодежь здесь «рядилась». Парни — солдатами, офицерами, цыганами, стариком, бабой, а «натуральные бабы и девицы» — птицами журавлем, курицей. Популярны были также костюмы животных — медведя, волка. Ряженые «слонялись по всему селу».
Особенным успехом пользовались пары и группы ряженых, исполнявшие сценки: лошадь с верховым седоком, медведь с вожаком «и при нем деревянная коза». Остов лошади изображали два парня. Передний держал на двузубых вилах голову, сделанную из соломы. Голова, как и вся лошадь, обтягивалась попоной, так что зрители видели только ноги парней. На плечи первого взбирался мальчик, и «лошадь» отправлялась бродить по селу с прыжками и гарцеваньем. Под звуки гармошки забавно переваливался «медведь» на цепи — парень в вывороченной шубе, вожатый сыпал прибаутками, а «коза» хлопала деревяшкой, прискакивая около медведя.
Ближе к вечеру забавы с ряжеными сменялись играми в избе — начинались собственно посиделки. Здесь, как и в других местах, для святочных посиделок характерны были подвижные игры, в частности жмурки. Водящего определяли, перехватываясь на ухвате. Завязывали ему глаза и отводили к двери; к водящему подбегали, хлопали полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью — пока не поймает замену себе. Игра «сижу-посижу» были здесь исключительной принадлежностью только святочных посиделок. По нашим материалам, это положение может быть распространено на всю территорию расселения русских.
Наряжались животными и птицами, бытовыми типами и персонажами социальной сатиры, цыганами, свадебными чинами, стариками и старухами, скоморохами, калеками, разбойниками и полицейскими, женщины — мужчинами, а мужчины — женщинами. Ряженье сливалось с игрой и представлением. Традиции народной карнавальной культуры проявлялись уже при подготовке к святочным увеселениям, когда молодежь собиралась, чтобы делать костюмы и маски. Общие принципы изготовления непременных атрибутов привычных образов повторялись в разных районах, но местная специфика и индивидуальное творчество накладывали свой отпечаток в деталях. Вывороченная шуба и голова, обернутая овчиной, — постоянные части костюма «медведя». Нелегко было носить костюм «журавля»: вывороченная шуба набрасывалась так, чтобы рукав торчал на макушке, в него продергивалась кочерга, служившая головой и клювом, а спину надо было выгибать, подражая птице.
При этом журавль выделывал смешные коленца. В иных местах в это же время готовились и к представлениям кукольного театра — делали «Микиту» и «Хавронью». Из тряпок сворачивали две большие куклы, разрисовывали им углем глаза, брови, рот и нос, одевали в зипуны. На Хавронью повязывали красный платок, на Никиту надевали шапку. На святочных посиделках «какой-нибудь искусный парень берет эти куклы в руки, ложится на пол, накрывается так, чтобы его не было видно, и начинают Микита и Хавронья выделывать такие штуки, что не только молодые, старые со смеху умрут». Куклы кланялись, дрались, обнимались, целовались.
В Карачевском у. Орловской губ. В ход шли «худые зипуны и полушубки, поддевки». Разъезжавший на кобыле мальчик-подросток гримировался горбатым старичком с «предлинной» бородой. Медведя в этих местах водил на веревке цыган или солдат. В Тюменском у.
Своеобразием ряжения отличалась вся связанная с «лошадью» группа в Сольвычегодском уезде. На голову одного из двух исполнителей роли коня укладывали прялку таким образом, что лопасть ложилась вдоль, по спине, а копыл — на затылок и темя, выступая надо лбом и придавая некоторое сходство с лошадиной головой. Вывернутый полушубок закрывал лопасть прялки на спине, на лицо надевалась маска, на шею — хомут, набрасывались узда и шлея. Второй исполнитель, тоже закутанный в вывороченный тулуп и в маске, стоял сзади первого и соединялся с ним палкой, лежавшей на плечах. На палку усаживался верхом парень, одетый старухой сарафан и платок , в соответствующей маске. А впереди «лошади» шел четвертый участник — вожак, одетый в два сшитых вместе полушубка мехом вверх и с двумя масками — «одна — на лице, другая — на затылке».
В таком виде группа вступала в избу, где проходили посиделки. Надо сказать, что святочные посиделки-игрища организовывались здесь путем братчины, то есть складчины, в течение трех первых дней Рождества, на Новый год и Крещение; но наряжались только в первые три дня Рождества. В избе «бабе» подавали в руки зажженную свечу, с которой она «ехала» по избе, приветствуя хозяев и пугая девушек. Затем «лошадь» и вожак пускались в пляс, а «старуха» при этом с трудом удерживала равновесие, придавая комедийность и остроту всему зрелищу. Закончив свое представление, группа направлялась к хозяевам с вопросом: «Пригласите ли завтра потанцевать с вами? Это относится прежде всего к «чучеле», которую «носили по игрищам».
Огромную куклу выдалбливали из бревна, лицо раскрашивали красками. Одевали ее в сарафан, кофту и «бабью морхатку», на ноги — катаники валенки. Там же, под лентами головного убора, подвешивали колокольчик, к язычку которого привязывалась веревочка. Эту рождественскую куклу сберегали до следующего года, а иногда и дольше. Судя по описанию Н.
С распространением христианства древние верования жестко искореняли.
Но полностью избавиться от языческих обрядов не удалось. Праздник получил новый смысл — восхваление Рождества Христова. Первое упоминание о почти 2-х недельном праздновании встречается в летописях IV века. Организаторы гуляний — греки-христиане. Традиции и обычаи Начинаются Святки 6 января и продолжаются 12 дней. Люди в этот период совершают богоугодные дела и веселятся.
Православные придерживаются распорядка, определенного церковными и народными традициями. Дата 6 января — начало святочного периода Готовят праздничные блюда — кутью, блины, узвар, пироги. Празднуют за общим столом, колядуют, гадают 7 января — Рождество Посещают храм, поздравляют с торжественным событием близких, проводят день и вечер в кругу семьи, за праздничны столом 8-12 января В народе посвящают это время гаданиям, делают амулеты на удачу и обереги от порчи 13 января —Щедрый вечер Проводят колядки, поздравляя хозяев домов, получая награду. Отмечают народный праздник, накрывая обильный стол 14 января — старый новый год Продолжают вечером праздничные гуляния, совершают специальный обряд для привлечения богатства — рассыпают в каждом помещении дома рис. Убирают крупу только следующим утром 15-16 января Вечера посвящают ритуалам, предсказывающим будущее. Собирают в чистый мешочек крошки, оставшиеся после трапезы 17 января Крошками кормят птиц, чтобы они унесли с собой все проблемы 18 января Наступает Крещенский Сочельник, во время которого положен строгий пост — нежелательно до темноты есть и пить.
Вечером вкушают сочиво из пшеницы, орехов и меда. Ночь проводят в молитвах.
Подражая разыгравшейся нечисти, парни устраивали всевозможные озорные проделки: опрокидывали поленницы дров, заваливали ворота, так что хозяева не могли выйти на улицу, закладывали досками печные трубы. Люди снисходительно относились к праздничным проказам молодежи, тем более что сразу после Крещения они прекращались. Девушки посвящали «страшные» вечера разнообразным гаданиям на суженого. Одним из самых распространенных было гадание с петухом. На полу или на столе раскладывали горсть крупы, кусочек хлеба, различные предметы, ставили зеркало и миску с водой.
Потом в избу приносили петуха и смотрели, что он первым делом начнет клевать: крупу — к богатству, хлеб — к урожаю, начнет пить воду — муж будет пьяницей и т. Подвешивали в сарае гребень: говорили, что ночью им причешется жених, и его узнают по застрявшим между зубьями волосам. Выходили на дорогу и спрашивали у первого встречного имя: считалось, что так будут звать жениха.
В своем идеале Церковь всегда защищает человека - в том числе и от самого себя, от тех страстей и стихий, которые в нем живут. Ведь она и знает-то об этих страстях и стихиях гораздо больше, чем сам человек - еще бы! При этом, как заметил знаменитый святой XIX века митрополит Московский Филарет, "Дух Христов не враг благозаконных радостей", но именно "благозаконных". Смотрите, как была организована жизнь верующего: сначала мы готовимся телесно, духовно к празднику Рождества долгим сорокадневным постом. Так человек вводится в духовное напряжение праздника. Потом вот он, праздник - Рождество Христово, кульминация духовного и физического движения человека туда, вверх, максимальная высота напряжения. Что дальше?
Церковь не бросает человека наедине на этом пике. Понимая, что даже очистившись покаянием в пост, он все равно всегда игрушка страстей. Поэтому Церковь, тоже постепенно, выводит человека из праздника. Ведет человека и в его радости. Давая возможность душе раскрыться в ней. Но как? Раскрытость души, ее расхристанность опасна - для самой души в первую очередь. Человек должен уметь обуздывать себя.