В новогоднем поздравлении президент Беларуси Александр Лукашенко объявил об окончании срока своих полномочий и добавил, что покидает пост. Он отметил, что поним. заявил мнению Лукашенко, власть в стране будет базироваться на демократических принципах. Лукашенко Александр: актуальные новости за сегодня, связанные с персоной, заявления, обсуждения. Лукашенко назначил Любецкую судьей Конституционного суда Беларуси. Лукашенко дал присягу, после этого председатель ЦИК Беларуси Лидия Ермошина вручила ему удостоверение Президента Республики Беларусь. Лукашенко: приоритетом следующей пятилетки будут экономия, качество и повышение уровня жизни людей. Президент Лукашенко издал указ, по которому баллотироваться в президенты может только человек со стажем работы в президентах не менее 5 ти лет)). 3. 3.
Александр Григорьевич Лукашенко
Александр Григорьевич Лукашенко — президент Беларуси с 1994 года. Глава государства Александр Лукашенко сегодня во время "Большого разговора с Президентом" ответил на вопрос, кто и когда будет Президентом Беларуси после него, передает корреспондент БЕЛТА. – последние новости Гомеля и Гомельской области. Лукашенко тогда был всего лишь главой парламентской антикоррупционной комиссии, причем очень молодым: если бы возрастной ценз для президента в той его первой кампании не был понижен с 40 до 35 лет, то и шансов никаких не было бы. Председателем VII всебелорусского народного собрания был избран Александр Лукашенко, а его заместителем – помощник президента Александр Косинец. Председателем Счетной комиссии избрана председатель Национального статистического комитета Республики. белорусский политик, первый и единственный президент Беларуси. 10 июля 1994 года Александр Лукашенко одержал победу во втором туре президентских выборов став первым президентом независимой Беларуси.
Лукашенко – последние новости
До Лукашенко в Белоруссии у власти находился Станислав Шушкевич. Беларусь Лукашенко батька. Лукашенко у власти сколько в качестве президента. Делегаты проходящего в Минске Всебелорусского народного собрания (ВНС) подавляющим большинством голосов избрали президента Белоруссии Александра Лукашенко председателем ВНС. Сам Лукашенко сообщил, что все спецслужбы страны переведены в особый режим. На следующих выборах президента в РФ переизберут Владимира Путина, соперников у российского лидера в стране нет. Об этом в четверг, 17 августа, заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко в интервью украинской журналистке Диане Панченко.
Биография Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко
Решение о том, кто будет у власти, всегда принимает народ Александр Лукашенко рассказал, как долго планирует руководить государством. Александр Григорьевич Лукашенко — президент Беларуси с 1994 года. Константин Затулин: Лукашенко 25 лет находится у власти в стране, что само по себе является своеобразным рекордом для европейской части бывшего СССР. первый президент Беларуси. Президент Белоруссии Александр Лукашенко за три дня до выборов дал интервью украинскому журналисту Дмитрию Гордону.
Александр Лукашенко: президент-батька
Очевидно, что режим Александра Григорьевича Лукашенко является «персоналистским». В данный момент он стоит на фигуре самого Лукашенко и держится, возможно, до тех пор, пока держится он. Это значит, что Лукашенко необходимо при любых обстоятельствах демонстрировать, что он жив, здоров и в здравом уме. Главная интрига Белоруссии — что будет после его ухода. И на постсоветском пространстве это тоже одна из главных интриг. Разумеется, после вопроса о сроках окончания и результатах СВО.
Белорусская независимость целиком держится на Лукашенко.
Такой успех был обеспечен в основном за счёт восстановления поставок белорусских товаров на российский рынок, а также путём экспорта продукции белорусских нефтеперерабатывающих заводов, сырьём для которых послужила дешёвая российская нефть, в Европу. В этот же период усиливается давление на белорусскую оппозицию и антиправительственную прессу. На президентских выборах 9 сентября 2001 г. Его конкурентами были единый кандидат оппозиции председатель Федерации профсоюзов Белоруссии В. В течение 2-го президентского срока 2001—2006 происходило укрепление исполнительной «вертикали».
Так, 17 октября 2004 г. Протесты оппозиции, настаивающей на нелегитимности данной поправки, вновь были проигнорированы. Лукашенко получил право баллотироваться на должность президента неограниченное количество раз. Данные успехи достигнуты преимущественно с применением практик советского государственного планирования. Среди отдельных рыночных преобразований необходимо выделить создание в 2005 г. Парка высоких технологий, ставшего со временем ведущим IT-кластером в регионе Центральной и Восточной Европы, предлагающим оптимальные условия для открытия, ведения и развития бизнеса.
Президентские выборы 19 марта 2006 г. Президентские выборы 2006 г. Акция была пресечена правоохранительными органами, многие её участники привлечены к административной ответственности. Наиболее радикально настроенный лидер оппозиции — А. В период 3-го президентского срока 2006—2010 Лукашенко смог успешно преодолеть последствия финансового кризиса 2008 и запустить совместно с Россией крупный проект по строительству первой белорусской АЭС. Всего за 3 года ВВП Белоруссии удвоился и достиг в 2008 г.
В мире резко вырос спрос на товары традиционного белорусского экспорта удобрения, металлы, химия, продукция тяжёлого машиностроения, продовольствие. Дешёвые российские ресурсы и увеличение экспорта пополнили госбюджет, что дало возможность щедрых государственных преференций для обновления производственных мощностей промышленных предприятий. Накануне президентских выборов 2010 г. Было снижено давление на оппозиционные политические партии и организации. В августе 2008 г. Власть проявила беспрецедентную лояльность при процедуре регистрации кандидатов в президенты, в результате чего в бюллетене на выборах 19 декабря 2010 г.
Второе место занял кандидат от оппозиционной «Европейской коалиции», бывший заместитель министра иностранных дел А. Вечером 19 декабря оппозиция вновь собрала на центральной площади Минска многотысячный митинг против официально объявленных результатов выборов. Митинг был прекращён силами правопорядка в ту же ночь, были задержаны около 800 человек, в том числе 7 кандидатов в президенты. Более 40 человек привлечены к уголовной ответственности, включая экс-кандидатов в президенты Санникова, В. Некляева, Н. Статкевича, В.
Римашевского, Д. Однако репрессии в отношении непримиримых политических противников быстро сменились очередной «оттепелью». К осени 2011 г. В стране продолжилось экономическое развитие на прежних принципах государственного планирования. Разумно эксплуатировались дешёвые российские энергоресурсы, шла активная торговля с государствами Евросоюза, которые хотя и не признавали итоги проведённых в Белоруссии выборов и референдумов и критиковали нарушения прав человека, но ограничивались лишь введением персональных санкций против Лукашенко и других представителей белорусской власти. Основной конкурент — Т.
Основные силы оппозиции избирательную кампанию бойкотировали, не было зафиксировано серьёзных поствыборных протестов. В ходе 5-го президентского срока 2015—2020 проявились первые серьёзные экономические проблемы. Рецессия мировой экономики оказала влияние на Белоруссию. Преференции от нефтяного экспорта были направлены не на создание резервного фонда, а на поддержку традиционной структуры производства и осуществление программы государственной модернизации промышленных предприятий в расчёте на быстрый рост спроса, в первую очередь российского.
А решение Верховного Совета о прекращении работы комиссии трактовало как гонение за правду и страх бывших руководителей перед новыми разоблачениями. Лукашенко обратил в свою пользу и отсутствие уголовных дел, судебных преследований по обнародованным им фактам. Он обвинил прокуратуру в нежелании вести борьбу со злоупотреблениями и пособничестве коррупционерам.
С начала 1994 г. Лукашенко развил бешеную активность. Желая ковать железо, пока горячо, он требовал ускорить проведение президентских и парламентских выборов, а не заниматься обсуждением «кучи хлама». В Верховном Совете он заявил: «Ведутся игры, что Лукашенко был нужен, чтобы пробить дыру в железобетонной стене, то я вам должен сказать: лоб расшибет тот, кто так думает. Никто в этой связи Лукашенко не использовал и использовать не будет... Теперь, когда он подходил к микрофону, в зале заседаний все затихали. Лукашенко постоянно намекал, что в загашнике у него есть компромат на очень многих, в том числе и депутатов.
Между тем конфликт между Лукашенко и партией власти обострялся. В газете «Звязда», интервью агентству «Интерфакс», по радио он обвинил в незаконных махинациях вице-премьеров С. Брыля и М. Костюкова, министра обороны П. Козловского, министра иностранных дел П. Кравченко и министра внешнеэкономических связей В. Радкевича, а Кебича - в покровительстве им.
Все обвиненные заявили, что считают своим долгом обратиться в суд и прокуратуру. Кебич назвал это «недостойными методами предвыборной борьбы» 29. Лукашенко начал ездить по стране, выступать перед трудовыми коллективами с красочными рассказами о всеобщей коррупции. Джин был выпущен из бутылки, и команда Кебича поняла это слишком поздно. Пост президента введен в Беларуси Конституцией, принятой Верховным Советом 15 марта 1994 г. Введение института президентства было обусловлено как объективной необходимостью сильной исполнительной власти в период исторического перехода от тоталитаризма к демократии, так и интересами правящей номенклатуры. Приближающееся окончание срока полномочий Верховного Совета подталкивало ее к ускоренному созданию механизма удержания власти.
Главным элементом такого механизма должен был стать пост президента. Для этого необходимо было принять новую Конституцию, легитимизирующую институт президентства, и провести выборы главы государства. Намечаемое вхождение Беларуси в денежную систему России требовало торопиться, так как избирательная кампания должна была наложиться на сиюминутные положительные результаты этой акции и стать главным фактором поддержки представителя номенклатуры Кебича в ходе выборов. Поэтому процесс принятия новой Конституции, предусматривающей пост Президента, правящие круги решили форсировать. Для того, чтобы успеть провести выборы до начала отпускного сезона, в порядке исключения пошли на нарушение только что принятого Закона о Президенте, сократив сроки избирательной кампании. К апрелю ситуация развивалась по разработанному правительством плану. Запаздывало только объединение денежных систем в связи с тем, что Россия выдвинула более жесткие условия.
Монополия Совмина на СМИ, контроль местных органов власти за ситуацией в регионах, казалось, обеспечивали благоприятный для «партии власти» результат президентских выборов. Любые общенациональные выборы - это всегда определенный момент истины, фокус общественных предпочтений, озарений и предрассудков. Они высвечивают все позитивное и негативное, что скопилось в общественном сознании за период между избирательными кампаниями. В этом смысле выборы 1994 г. Беларусь оставалась единственным государством в Европе, где у власти находилось руководство, избранное при коммунистическом режиме. Последний раз белорусские граждане приходили к избирательным урнам в 1990 г. За этот период в соседних странах например, в Польше уже два раза переизбирался парламент, проведены выборы президента.
Изменилась эпоха, поменялось государство, начался переход к другой экономической и политической системе. Здесь же время как бы застыло. Учитывая весьма значительные полномочия президента по новой Конституции, в ходе президентских выборов речь шла о «выборе Беларуси», об определении модели белорусской государственности, вектора социально-экономического развития, стратегии внешней политики. Скрыто или явно это отразилось в позициях кандидатов в президенты, их программах и выступлениях. На старт избирательной кампании вышли 19 инициативных групп по выдвижению кандидатов в президенты. За 20 дней нужно было собрать 100 тыс. Итоги первого этапа избирательной кампании показали, что для достижения искомого результата 100 тыс.
Наличие того и другого давало гарантированный результат Кебич, Позняк, Шушкевич. Недостаток известности Новикова и Дубко компенсировался работой крепких организационных структур в виде Партии коммунистов Беларуси и корпуса председателей колхозов. Отсутствие сильной организации, поддерживающей Лукашенко, восполнялось его возрастающей популярностью. Кебич, Лукашенко, Новиков, Дубко представляли левый фланг политического спектра, их программы объединяло требование не спешить с проведением рыночных преобразований, а кое в чем и свернуть их например, приватизацию , крепить союз с Россией. Позняк и Шушкевич представляли правый фланг. Они делали акцент на рыночные реформы, укрепление суверенитета страны, выступали против создания единой рублевой зоны с Россией. Команда, или избирательный штаб, Лукашенко оказалась весьма разношерстной.
В нее вошли несколько ярких политиков новой волны Булахов, Гончар, Лебедько, Федуто , прозванных «молодыми волками», которым дорогу во власть закрывала старая кебичевская номенклатура. Они ощущали свое интеллектуальное превосходство над Лукашенко и надеялись, став «серыми кардиналами» при президенте, реализовать свои честолюбивые планы. Другая часть объединившейся вокруг кандидата в президенты команды была представлена политически бесцветными депутатами Верховного Совета Синицын, Шейман, Титенков , работниками МВД Малумов, Сазонов. Ни на какую самостоятельную роль они не претендовали, и их карьера полностью зависела от успеха Лукашенко. С началом избирательной кампании по всей стране большей частью стихийно возникли инициативные группы в поддержку Лукашенко, собиравшие подписи для его регистрации кандидатом и проводившие агитацию. Помощь претенденту оказывал Союз офицеров, а также партия Славянский Собор «Белая Русь», которая, впрочем, в разгар кампании заявила о разрыве с ним, что вызвало внутренний кризис и раскол в самой организации. Уже в апреле, в самом начале избирательной кампании, Лукашенко был явным фаворитом.
Содержательную сторону избирательной кампании Лукашенко и причину его успеха рассмотрим ниже. Здесь необходимо отметить, что он демонстрировал неразборчивость в средствах для достижения цели. Его кампания сопровождалась скандалами по методу Жириновского -от очень сомнительного покушения до драки с милицией в здании Совмина. Он довольно умело нагнетал обстановку, поддерживая напряжение и привлекая к себе внимание на протяжении всего предвыборного марафона. Претенденту очень сильно помогла бездарная попытка его дискредитации совминовскими СМИ. Главный соперник Лукашенко, премьер Кебич, в центр своей избирательной кампании поставил идею объединения денежных систем Беларуси и России, соглашение о котором было подписано еще в сентябре 1993 г. Официальные СМИ развернули широкую пропагандистскую кампанию, убеждающую население в приближении экономического чуда.
Рейтинг премьера начал постепенно повышаться. Он догнал Лукашенко и даже вышел немного вперед. Глава правительства монополизировал идею дружбы с Россией. Радио и телевидение ненавязчиво внушали, что все, кто за союз с Москвой, должны голосовать за Кебича. Лукашенко попал в затруднительное положение. Поддержать соглашение означало подыграть премьеру, и он неожиданно выступил с критикой этих соглашений, поскольку они расходятся с сентябрьским 1993 г. Чтобы перехватить инициативу, он в середине мая поехал в Москву и выступил в Государственной Думе с предложением о немедленном создании парламентами России, Беларуси и Украины депутатских групп «для проведения переговоров о выработке механизма объединения братских республик».
Несмотря на все усилия официальной пропаганды, представить Лукашенко противником союза с Россией не удалось. Нужно отметить, что все кандидаты критиковали деятельность правительства, которое ассоциировалось с Кебичем, отнимая у последнего голоса. Но реально воспользовался этими голосами только Лукашенко. До самого последнего дня около четверти избирателей еще не определились в своем выборе. Но бездарная попытка подконтрольного правительству радио и телевидения дискредитировать Лукашенко привела к тому, что практически вся неопределившаяся масса качнулась к нему. Выборы состоялись 23 июня. Лукашенко победил в III из 118 районов.
С наибольшим энтузиазмом борца с коррупцией поддержали провинция, райцентры, сельские населенные пункты. Крупные города, областные центры отнеслись к нему более сдержанно. Причем больше всего голосов он получил в районах с высокой концентрацией промышленных предприятий, районах-новостройках со значительной долей рабочих. Результаты первого тура вызвали у правящей команды настоящий шок, от которого она так и не смогла избавиться. Ее действия не имели какой-либо осмысленной стратегии и лишь продолжались как бы по инерции. Второй тур выборов состоялся 10 июля. Практически весь электорат выбывших в первом туре кандидатов целиком перешел к Лукашенко.
То есть многие даже не его сторонники голосовали против Кебича, надеясь хоть на какие-то перемены в государстве. Интересный феномен белорусских выборов: во втором туре за Кебича проголосовало существенно меньше избирателей, чем в первом. Это объясняется, очевидно, двумя причинами. Во-первых, часть его электората, увидев сокрушительное поражение премьера в первом туре, просто не явилась на выборы. Во-вторых, местные власти во втором туре не стали применять меры давления, а может быть, и прямую фальсификацию, как это было, очевидно, в первом туре. На основе данных социологической лаборатории «Новак», полученных между двумя турами выборов, социальная характеристика электората Лукашенко выглядела следующим образом. Некоторые из членов команды Лукашенко объявили его триумфальную победу на выборах «народной революцией».
В большинстве европейских стран советского блока свержение коммунистических режимов вполне можно назвать народными антибюрократическими, антитоталитарными революциями. Феномен Беларуси состоит в том, что здесь это определение имело диаметрально противоположное содержание. Если в СССР в целом, как и во всех европейских странах советского блока, к середине 80-х гг. Здесь существовавшая система к этому времени не выработала свои ресурсы, имела еще определенный запас прочности и могла какое-то время сравнительно эффективно функционировать. Это объяснялось комплексом причин, анализировать которые здесь нет возможности. Важно то, что к началу горбачевской перестройки в Беларуси, в отличие от других коммунистических стран, общество не созрело для реформ. Поэтому демократизация и реформирование начались здесь не естественно, не органически, на собственной основе, а были привнесены извне, из Москвы.
Произошел импорт реформ. Если для коммунистических стран Центральной Европы, республик Балтии достаточно было слабого сигнала из столицы СССР, чтобы прежние режимы быстро развалились, то в Беларуси, наоборот, общество всячески сопротивлялось изменениям из Центра. Большинство населения Беларуси считает, что трансформация социализма произошла не в результате внутреннего кризиса, а вследствие действий неких политических сил «демократов», Горбачева, БНФ , что рынок и демократия искусственно привнесены с Запада с помощью его агентов и здесь насильственно внедряются. И у людей происходит психологическое отторжение новых форм общественного устройства. Поэтому с самого начала реформ Беларусь оказалась «антиперестроечной Вандеей», одним из центров оппозиции политике Горбачева. Независимость свалилась на Беларусь как снег на голову. Если другие народы становились независимыми в результате многолетних кровавых войн, принеся на алтарь свободы огромные жертвы, то для белорусского народа она явилась как подарок судьбы.
На референдуме 17 марта 1991 г. В силу стечения исторических обстоятельств Беларусь оказалась вытолкнутой в независимое плавание вопреки желанию как большинства населения, так и правящей элиты. Без руководящего центра в Москве руководство республики испытывало сильный психологический дискомфорт. Независимость оказалась для него тяжелой, непосильной ношей. Если во многих посттоталитарных странах прежняя правящая элита была сметена демократической волной, то в Беларуси власть осталась в руках старой номенклатуры, которая, отказавшись от коммунистической идеологии, подчинился себе механизмы рынка и политической демократии в качестве новых способов самосохранения и воспроизводства. В результате имитации рыночных реформ, «прихватизации» произошло обуржуазивание номенклатуры, в значительной мере слияние чиновничества с предпринимательством на фоне резкого обострения кризиса, обнищания народа. Поэтому накопленный в обществе и не нашедший до сих пор выхода антиноменклатурный потенциал оказался направленным одновременно и против нарождающегося предпринимательского слоя.
В результате в Беларуси «народная революция» носила одновременно и антиноменклатурный, и антибуржуазный характер. Победил кандидат, наиболее страстно и последовательно выступавший как против номенклатуры, так и против бизнесменов. Таким образом, мы получили маленькую «социалистическую» революцию периода позднего индустриального общества, находящегося на пороге перехода к постиндустриальному. Лукашенко оказался ярким представителем этой общественной тенденции, своеобразным «зеркалом белорусской революции». И нечего удивляться, что зеркало оказалось отражением как народной мудрости, так и общественных мифов, предрассудков, того хаоса в головах людей от непонимания происходящего, который возник после краха старой системы. Будущий президент адекватно отразил доминирующие настроения масс. Социологические опросы показывали, что значительная часть населения характеризовалась уравнительным, антирыночным, антиреформистским сознанием.
Это один из самых низких результатов в посттоталитарных государствах. За бесплатные социальные услуги образование, здравоохранение и т. Обобщая эти данные, нужно отметить, что число сторонников и противников рыночной экономики в Беларуси примерно одинаково. Компания «Эридан» провела исследование об отношении населения к предпринимательским структурам. По данным лаборатории «Новак», полученным в ходе опроса между двумя турами президентских выборов, среди наиболее важных задач, стоящих перед страной, на первое место населением была поставлена борьба с коррупцией и мафией, на второе и третье - борьба с инсоляцией и повышением цен, на четвертое - наведение порядка и т. В целом первые десять задач предусматривали усиление административно-командных методов управления со стороны государства и развитие интеграции в рамках СНГ. Задача поддержки бизнеса и предпринимательства оказалась лишь на 12-м месте, а обеспечение свободы слова и печати-лишь на 16-м 34.
Поэтому в 1994 г. Лукашенко при каждом удобном случае не забывал вспомнить «преступников», разваливших «великую державу», говорил о неприемлемости для Беларуси опыта рыночных реформ других стран, осуществляемых по рецептам МВФ, которые толкают нас к «дикому рынку». Он постоянно твердил об искусственном навязывании народу белорусского языка, национальных символов. И это воспринималось людьми с большим пониманием. Оказалось, что представления как населения, так и Лукашенко об идеальном обществе не выходят за пределы собственного жизненного опыта, не идут дальше важнейших атрибутов «развитого социализма». И результаты обоих референдумов, и социологические опросы свидетельствуют не столько о стремлении людей объединиться с Россией как это трактуют власти , сколько о желании вернуться в Советский Союз, в прежний советский социализм. В этой связи более понятной становится историческая миссия нашего президента.
Как заметил известный польский политолог Адам Михник, «Лукашенко - это вовсе не московская марионетка; он - советская кукла» 35. Мы получили не просто консервативные настроения, то есть стремление сохранить статус-кво, а ностальгический консерватизм, то есть желание вернуться назад, в прошлое. Это уже консервативный радикализм, экстремизм и фундаментализм. По-другому это можно назвать консервативной революцией или консервативной реакцией, как кому больше нравится. Но Лукашенко оказался не просто зеркалом, пассивно отражающим настроения общества. Он их фокусировал, преобразовывал в образные формы, то есть придавал товарный вид, и ретранслировал обратно в массы. То есть создал замкнутую систему производства и потребления идеологической энергии.
Феномен Беларуси состоит в том, что различные слои населения живут как бы в разных исторических эпохах. Усиливается разрыв между социально-культурными элементами постиндустриального типа части городского населения и патриархально-доиндустриальным типом сельских жителей в основном пенсионеров. По уровню научно-производственного потенциала, образования, социальной структуре страна находится на стадии позднего индустриального общества. А массовое сознание в какой-то мере законсервировалось на уровне начального периода индустриализации. Переход к машинному производству произошел слишком быстро, на протяжении жизни одного поколения. Здесь мы наблюдаем классический пример отставания общественного сознания от бытия. Большинство жителей белорусских городов - выходцы из деревни.
Поэтому преобладающим типом личности у нас является человек, существующий как бы в двух субкультурах: патриархальной и индустриальной. Эта тенденция усиливается тем. И Лукашенко нашел свою социальную опору именно в среде людей с доминированием патриархального сознания, люмпенизированной части общества, пенсионеров, социальных иждивенцев. Прошедшие выборы показали, что весьма значительную роль в жизни белорусского общества играют представители старшего поколения. В стране около 2. В этом смысле Беларусь - самое «старое» из государств СНГ. Они являются самой дисциплинированной и активной частью выборщиков, в отличие от молодежи, которая довольно пассивно отнеслась к этому мероприятию.
А если бы его Александра Лукашенко. Так люди говорят. Поверьте, я знаю настроение людей», — сказал белорусский лидер, отвечая на вопрос, как долго он намерен оставаться на посту президента, и добавил, что данное решение принимает не он, а белорусский народ.
При этом он отметил, что если бы в 2020 году он все бросил и ушел, то сегодня «страна была бы другая и интервью вы бы брали у других людей». Сегодня было бы в Белоруссии хуже, чем на Украине. Извините за нескромность», — добавил Лукашенко.
Кроме того, он отметил, что не отрицает, что некоторые его жесткие требования могут быть расценены как диктатура, но в данном случае это оправдано важной целью — улучшить жизнь людей, не допустить критических ситуаций. Но я это обосновываю тем, чтобы завтра было людям лучше.
Сколько зарабатывает президент Беларуси Александр Лукашенко в 2024 году
Это общая проблема персоналистских автократий: сегодня вы занимаетесь микроменеджментом и, кажется, контролируете вообще всё, а завтра за вас во всей стране никто не заступится. Здесь подходит латинское крылатое выражение: либо цезарь, либо ничто, — заявил «Ридусу» кандидат политических наук. Иван Лизан тоже считает, что сценарий транзита власти в РБ не только не определен, его написания нет даже в планах. По словам эксперта, для Лукашенко предпочтительней абстрактное Всебелорусское народное собрание ВНС , чем один конкретный преемник. Лукашенко, по мнению собеседника «Ридуса», сделает ставку на конституционную реформу, однако провести ее постарается таким образом, чтобы ничего не изменилось. Вероятнее всего, как прогнозирует эксперт, Лукашенко станет пожизненным представителем в ВНС, а собрание будет подменять парламент, которому — памятуя о 1990-х — не позволят усилиться. К построению парламентаризма в РБ я отношусь с большим скепсисом — на это без противодействия уйдёт лет десять, а с ним и того больше. Поиск преемника обернётся другой проблемой: любому, даже самому приемлемому преемнику очень скоро начнёт мешать его предшественник, особенно такой деятельный и экспрессивный, как Александр Григорьевич. Поэтому ставка на ВНС для Лукашенко выглядит наиболее разумной.
Но примут ли её белорусы, неясно. Скорее всего, страну ждет дальнейшее углубление раскола между властью и обществом, а также ускорение эмиграции в Польшу, Прибалтику и Россию, — прогнозирует украинский обозреватель. Избежит ли Белоруссия политического кризиса? В некоторой параллельной реальности Александр Лукашенко, запустивший процесс демократизации и ушедший с поста президента, мог бы возглавить оппозиционную партию и, критикуя уже новую власть, рассчитывать на значительную поддержку лояльного ему или недовольного политическими изменениями электората. Эта партия могла бы получить неплохие позиции в новом — многопартийном и несимуляционном — парламенте. Здесь вспоминается экс-президент Украины Порошенко, который покидал пост с крайне низким рейтингом, но сейчас и он, и его партия, согласно соцопросам, довольно популярны. Однако Украина — это какая-никакая демократия с постсоветской традицией регулярной смены власти и непредсказуемых выборов всех уровней.
Встречи последнего с избирателями планомерно срывались, людей не информировали о предвыборных собраниях. Осуществлялось планомерное давление на доверенных лиц. От них требовали прекратить участие в избирательной кампании.
К одному из них, председателю колхоза, неожиданно приехала внеплановая ревизия. О Лукашенко распространялась информация как о человеке непорядочном. Долго и шумно проверялась анонимка из совхоза «Городец» с обвинениями в адрес директора в безнравственности и хозяйственной беспомощности. Однако «сигнал» не подтвердился. Избирателям настойчиво напоминали, что Кебич может дать людям значительно больше, так как у него и деньги, и материальные ресурсы. А во время встреч Лукашенко с избирателями на трибуну выходили подставные лица, которые негативно отзывались о нем. Газеты в репортажах об этих встречах давали в основном отрицательные отзывы о кандидате. Публично против кандидатуры Лукашенко выдвигались следующие аргументы: слишком мало работает, ничего не успел сделать для своего хозяйства а еще совсем недавно его дружно хвалили за успехи. А основной лейтмотив пропаганды против неофициального кандидата был такой: «выскочка», «нескромный». На его встречах с избирателями обязательно находился человек, который задавал вопрос: «Какие заслуги Лукашенко знает за собой, что не постеснялся выдвинуть себя в кандидаты?
Правда, хода им не дали. Это была последняя козырная карта. Но кроме кнута использовался и пряник. За отказ от участия в выборах Лукашенко предлагали должность в областной структуре. Остается упомянуть, что первым секретарем Могилевского обкома в этот период был Василий Леонов, который через пять лет после описываемых событий был сначала выдвинут Лукашенко на пост министра сельского хозяйства, а затем по его же приказу арестован. Но ситуация в стране была уже другая. Даже в самом медвежьем углу запугать и задавить человека, особенно того, который не боится, было не так-то просто. А Лукашенко не боялся. Он вел борьбу по всем правилам политического искусства, проявил завидную боевитость и работоспособность. За месяц кандидат провел 166 встреч с избирателями в нескольких районах Могилевской области, которые входили в его избирательный округ.
За неделю до выборов там появилась статья корреспондента газеты А. Гуляева «Метаморфозы», в которой автор рассказывал о незаконных приемах борьбы против молодого директора. В ходе избирательной кампании Лукашенко становился смелее, его позиция все более радикализировалась. Незадолго до выборов во время встречи с избирателями в кинотеатре г. Шклова секретарь парткома льнозавода с удивлением говорил: «Я не узнаю нашего кандидата. Несколько недель назад он встречался с льнозаводцами, выступал ровно, спокойно. А сегодня на всех нападает: даже райком партии предлагает ликвидировать» 4. Выборы состоялись 26 марта 1989 г. Их результаты можно считать более чем неожиданными. Учитывая соотношение сил и возможностей, это можно назвать блестящим успехом начинающего политика.
Вспоминая позже этот первый опыт политической борьбы, Лукашенко отмечал, что он получил хороший урок и закалку, избавился от излишних эмоций и горячности. Действительно, первая в его жизни политическая кампания была важным рубежом в биографии будущего президента. Она позволила ему открыть самого себя, узнать и проверить какие-то свои качества, о которых он, может быть, и не подозревал или знал плохо, поскольку не было условий для их реализации. Участие в выборах 1989 г. В, казалось бы, безнадежной ситуации он объездил несколько районов, участвуя в среднем в трех собраниях избирателей в день. У Лукашенко проснулся огромный талант публичного политика, вкус к политической борьбе. При этом он показал себя человеком азартным, не боящимся рисковать. Это была первая публичная схватка Лукашенко с правящей номенклатурой. Накопившаяся за долгие годы неприязнь ко всем вышестоящим руководителям вылилась в четкую политическую позицию, причем очень популярную в обществе: во всем виноваты чиновники и начальство. К избирательной кампании 1990 г.
Лукашенко пришел испытанным бойцом, прошедшим огонь и воду предвыборной борьбы. Вопрос, участвовать или не участвовать в ней, для Александра Григорьевича не стоял. Он заболел политикой навсегда и безнадежно. Можно сказать, что с этого времени закончилась карьера мелкого чиновника и началась карьера молодого политика. Лукашенко был выдвинут кандидатом в народные депутаты БССР т. Понятно, что организовать собрание можно было только по распоряжению председателя колхоза. Кандидатура Лукашенко была единственной и одобрена единогласно. Все это говорит о поддержке и сочувствии ему со стороны руководителей хозяйств района. Кроме Лукашенко по этому округу было выдвинуто еще три кандидата: В. Буевич, главврач Шкловской райбольницы 57 лет : В.
Громов, директор экспериментальной базы «Спартак» 48 лет : Е. Корнеев, первый заместитель председателя Могилевского облисполкома, председатель областного аграрно-промышленного комитета 61 год. Поскольку ни первый секретарь РК КПБ, ни председатель райисполкома не выдвигались, очевидно, что официальным, спущенным сверху, кандидатом был Е. Но политическая ситуация в стране быстро менялась. Откровенного силового давления и прессинга годичной давности уже не было. Поддержка Е. Корнеева со стороны районного руководства осуществлялась вяло, скорее формально. Об этом свидетельствует уже сам факт, что в противовес официальному кандидату были свободно выдвинуты еще три человека. Надо сказать, что конкуренты у Лукашенко были не слабые. Кроме Е.
Корнеева с его ресурсами и влиянием нужно отметить Е. Что такое главврач райбольницы в провинции, объяснять не надо. Опыт, полученный Лукашенко год назад, научил его некоторым тактическим ухищрениям. Например, он задержал представление своей предвыборной программы в районную газету «Ударный фронт», чтобы она не была опубликована в одном номере с программами трех других кандидатов. Лукашенко выдержал паузу, и его программа была напечатана отдельно, за три дня до выборов. Некоторые содержательные элементы предвыборной программы, лозунги, методы борьбы в ходе выборов, использованные Лукашенко позже, во время президентской кампании, были апробированы еще в тот период. Предвыборная платформа Лукашенко довольно хорошо учитывала специфику сельского избирательного округа. Одним из важных пунктов ее был тезис о приоритете сельского хозяйства. Он требовал бросить в деревню основную массу ресурсов за счет ограничения строительства в городах, прежде всего административных и производственных зданий. В условиях нарастающего дефицита продовольственных товаров кандидат предлагал сначала обеспечить ими свой район и только затем посылать их в Могилев, Минск, Москву.
Но главным стержнем его предвыборной программы была борьба с чиновничеством, или, говоря понятным населению языком, с начальством. Корень зла, источник всех проблем, утверждал Лукашенко, в руководителях, «князьках», которые, пользуясь властью, берут дефицит с черного хода. Основной удар он направил против местной номенклатуры. В своих выступлениях он констатировал, что перестройка как началась в Шкловском районе в 1985 г. Потому что возглавили ее осуществление те, кому она не нужна, кого она лишает привилегий 5. Лукашенко взял на себя роль главного защитника простого народа от обнаглевшего начальства, требовал установления подлинного народовластия. Например, он предлагал провести районное собрание представителей трудовых коллективов и выработать конкретные требования к руководству района. За день до выборов Лукашенко заявил в районной газете: «Ждать поддержки от имеющих власть мне не приходится. Для них я - самый неподходящий кандидат. Рассчитываю на поддержку рабочих, крестьян, интеллигенции, всех тех, кто не облечен властью» 6.
Лукашенко хотел победить больше, чем другие кандидаты, и, в отличие от них, не боялся затрагивать больные темы, шел ва-банк, вел войну против начальства в гораздо более жестких формах, чем год назад. В случае поражения его дальнейшая работа в районе стала бы проблематичной. На встречах с населением он проявил незаурядное, по местным представлениям, ораторское искусство, говорил простыми, понятными словами с подкупающей искренностью. Например, на одной из первых собраний-встреч с избирателями всех четырех кандидатов Лукашенко выступил последним очередность определялась по алфавиту - по первым буквам фамилий кандидатов , когда уже все устали. Это было не просто выступление, а приглашение к искреннему разговору о наболевших проблемах. К нему было больше всего вопросов. Он сумел найти дорогу не столько к разуму, сколько к душе простого человека, предстал в глазах людей как их защитник, настоящий борец за социальную справедливость. Выборы состоялись 4 марта 1990 года. Во второй тур вышли Лукашенко и Буевич. Он состоялся 18 марта.
Лукашенко уверенно победил. Это была не только победа в избирательном округе. Это была первая в жизни Лукашенко победа над номенклатурой. Став депутатом Верховного Совета 12-го созыва, Лукашенко осуществил свою мечту. Он стал политиком общереспубликанского масштаба. Подобно многим другим своим коллегам, новобранцам демократии, Лукашенко пришел в парламент с большим энтузиазмом, политическим темпераментом, амбициями, огромным желанием все изменить к лучшему, но с весьма ограниченным пониманием происходящих трансформационных процессов и недостаточным уровнем системного мышления. В парламенте Лукашенко сразу же стал одним из самых активных депутатов. Выступал очень часто, эмоционально и резко, иногда излишне. Определяя свою политическую позицию, он не относил себя ни к левым, ни к правым. Оценивая политические взгляды Лукашенко того периода, можно назвать его стихийным демократом.
Он разделял и высказывал идеи, которые по тем временам считались новыми и популярными в обществе. Его взгляды по основным политическим вопросам, как правило, совпадали с платформой оппозиции Белорусского народного фронта БНФ. Прежде всего, Лукашенко показал себя яростным противником партноменклатуры. Возглавив комиссии парламента, представители большинства во многом тормозят их работу. Соколова в том, что его политика направлена на защиту собственных корпоративных интересов. Камаем во время его встречи с депутатами-коммунистами в Могилеве. В своей статье он писал: «Наш народ хочет жить свободно, не боясь работать на себя, своих детей, а не на многочисленную номенклатуру и бюрократию. И вернуть его в то состояние, в котором он жил 73 года, я убежден, невозможно» 8. Здесь необходимо обратить внимание на разительный контраст тогдашних взглядов Лукашенко и нынешних. Так, он неоднократно оценивал советский строй и коммунистический режим однозначно отрицательно, характеризовал его как порочный, неэффективный, недемократический.
Теперь же он весь свой пропагандистский талант направляет на возбуждение в обществе ностальгии по прошлому, сожалеет о разрушении прежней системы и, по существу, призывает восстановить и восстанавливает на практике ее основные элементы. Дементея, выдвинутого ЦК КПБ, поскольку, по его словам, этот политик является сторонником административно-командной системы «и я сомневаюсь, сможет ли он сражаться до конца за радикальные преобразования». При обсуждении этого вопроса на сессии Лукашенко вышел к микрофону и заявил, что он будет голосовать за Шушкевича, «за нового человека». Сегодня Лукашенко считает С. Шушкевича едва ли не главным виновником всех бед Беларуси. Лукашенко этого периода - активный сторонник рыночных отношений. Он критикует Совет Министров за торможение реформ в экономике. Лукашенко возмущен тем, что «госзаказ и цены устанавливаются административным порядком», что правительство дает указание «банкам направлять кредиты туда, куда Совмин укажет». Где свобода торговать? Где свобода установления цен?
Голого администрирования мы уже наелись тогда, когда зафиксировали цены в сельском хозяйстве и превратили эту отрасль в ничто». Лукашенко обвиняет правительство в экономическом популизме, что за счет печатания пустых денег повышается зарплата и этим хотят погасить недовольство народа, чтобы протянуть на своих должностях еще несколько лет. Эта политика «антинародная» 10. Ныне президент Лукашенко с точностью повторяет экономическую политику Кебича. В то время Александр Григорьевич был и сторонником приватизации государственной собственности. Еще более интересно сравнить сегодняшнего президента, твердого защитника колхозно-совхозного строя, с тогдашним депутатом Лукашенко. В то время он утверждал, что на селе сложилась крепостническая, феодальная система. Командно-административная система управления сельским хозяйством заставляет его даже думать так, как хочет руководитель». Люди на селе «до сих пор боятся высказать свою точку зрения, опасаясь репрессий со стороны, как они нас называют, «удельных князей и феодалов». Это страшно ненормальная система».
Главное средство ее изменения - смена форм собственности, введение частной собственности на землю 12. В конце мая 1991 г. Лукашенко был в числе парламентского меньшинства, голосовавшего за придание Декларации о суверенитете БССР статуса Конституционного закона. На одном из митингов оппозиции в Могилеве он выступал вместе с лидером БНФ 3. Здесь депутат обвиняет правящую номенклатуру в стремлении к авторитарному правлению. Он утверждает, что реализация предложенной Совмином программы экономической стабилизации приведет к диктатуре в экономике и политике. Малофеева ввести в стране чрезвычайное положение. Он расценивает это как желание «удержаться бездарным руководителям у власти еще некоторое время». Эта статья для Лукашенко была в каком-то смысле программной. Здесь он изложил свою позицию по основным политическим вопросам и заявил о себе как о последовательном оппозиционере и демократе.
С самого начала депутатской деятельности Лукашенко создал себе устойчивый образ честного, искреннего и справедливого политика, защитника народа. Он регулярно выступал с осуждением политической борьбы между парламентским большинством и оппозицией из-за «принципов», призывал к компромиссам в интересах дела. При создании комиссии по оценке деятельности должностных лиц в связи с ликвидацией последствий Чернобыльской аварии Лукашенко произнес фразу, которую потом повторяли многие: «Не судите без суда». Яростный борец против чиновничества и номенклатуры, он неожиданно для многих выступил в защиту вице-премьера А. Кичкайло, поскольку тот, по его мнению, профессионал и порядочный человек. Лукашенко на сессии потребовал провести расследование положения, сложившегося с распределением благ среди депутатов и аппарата ВС слишком дорогие гостиничные номера, излишнее обеспечение автомобилями, дефицитными продуктами и т. При обсуждении закона о милиции Лукашенко заявил, что милиция хочет ограбить рабочих и крестьян, т. В перерывах между сессиями Лукашенко регулярно отчитывался перед избирателями округа. Встречи продолжались по 3—4 часа. Депутат чувствовал себя в своей стихии.
Он выслушивал жалобы, защищал несправедливо обиженных, причем действовал характерными для него методами. Так, 22 сентября 1990 г. Он обвинял его в бездеятельности, неспособности организовать снабжение населения товарами и угрожал обратиться к выборщикам с предложением об отстранении от должности первых лиц района. И последние вынуждены были через ту же газету информировать депутата о принятых мерах.
В парламенте был одним из самых активных депутатов, выступающих за реформы. В мае 1991 г. В июне 1991 г. В июне 1993 г.
Этот доклад принёс Лукашенко огромную популярность и сделал его главным конкурентом представителей советской номенклатуры на первых президентских выборах в 1994 г. Участие в выборах президента в 1994 г. В апреле 1994 г. Инициативная группа за выдвижение Лукашенко кандидатом в президенты состояла из 2472 человек, которым удалось собрать за 20 дней 156 391 подпись избирателей при необходимых 100 тыс. Кроме Лукашенко, успешно собрали подписи ещё 5 претендентов из 19. Агитационная кампания стартовала 2 июня 1994 г. Предвыборная программа Лукашенко «Отвести народ от пропасти» декларировала 3 основные цели: остановить обнищание народа и начать движение к стабильности и прогрессу; бороться с коррупцией и правящими мафиозными структурами; восстановить разорванные связи с постсоветскими государствами, прежде всего с Россией и Украиной. По результатам 1-го тура выборов, состоявшегося 23 июня 1994 г.
Во 2-м туре, состоявшемся 10 июля 1994 г. Инаугурация первого Президента Республики Беларусь состоялась 20 июля 1994 г. В своей инаугурационной речи он заявил : «День присяги первого президента Белоруссии должен стать днём окончания споров в обществе и первым шагом к установлению гражданского согласия. Вот почему первый президент должен подняться и поднимется над личными политическими пристрастиями, будет открыт к самому тесному сотрудничеству со всеми политическими силами». Внутренняя политика Вступив в должность Президента Республики Беларусь, начал построение сильной исполнительной «вертикали». Расширение президентских полномочий осуществлял в том числе с помощью механизмов плебисцитарной демократии. В ходе дальнейших преобразований столкнулся с противодействием законодательной и судебной властей, что вылилось в политический кризис 1995—1996 гг. Значительное количество указов президента было отменено Конституционным судом.
Верховный Совет выразил солидарность с позицией Конституционного суда и также пытался противодействовать реализации многих президентских инициатив. В ответ Лукашенко 29 декабря 1995 г. Основным вопросом референдума стал выбор между президентским вариантом Конституции, предусматривавшим значительное усиление полномочий главы государства, и проектом Верховного Совета, подготовленным фракциями коммунистов и аграриев, предусматривавшим ликвидацию поста президента и распределение его полномочий между парламентом и правительством. В ходе подготовки к референдуму в октябре созвал Всебелорусское народное собрание ВНС. Оно представляло собой общее собрание представителей власти, руководителей и работников предприятий и организаций, деятелей науки и культуры, список которых формировался под контролем исполнительной «вертикали». Кроме поддержки президента на референдуме, ВНС утвердило Программу социально-экономического развития 1996—2000 гг. В дальнейшем созыв ВНС наряду с референдумами стал распространённой практикой в политической жизни страны последующие собрания проводились примерно 1 раз в 5 лет: в мае 2001, в марте 2006, в декабре 2010, в июне 2016, в феврале 2021 , а Лукашенко называл собрание «высшей формой демократии» и «народным вече». Незадолго до референдума группа депутатов Верховного Совета предприняла попытку импичмента Лукашенко, направив в Конституционный суд обращение с подписями 73 депутатов.
Заседание суда по импичменту было назначено на 22 ноября 1996 г. Вечером 21 ноября в Минск с целью «урегулирования конфликта» прибыли премьер-министр России В. Черномырдин и главы обеих палат российского парламента Е. Строев и Г. После ночных переговоров с российской делегацией Лукашенко пошёл на компромисс с председателем Верховного Совета С. Шарецким и председателем Конституционного суда В. Тихиней, убедив их приостановить дело об импичменте при условии, что референдум по изменению Конституции не будет нести обязательного характера. К тому времени 12 депутатов отозвали свои подписи под обращением в Конституционный суд, вследствие чего образовалась нехватка минимально необходимого количества подписей 70 и дело об импичменте было прекращено.
На основании такого результата глава государства придал ему обязательную силу, а 27 ноября 1996 г. Кроме того, по итогам референдума президентский срок Лукашенко стал отсчитываться с 1996 г. В 1-й президентский срок 1994—2001 предпринимал меры по стабилизации экономики Белоруссии, переживавшей коллапс после разрушения СССР и разрыва устоявшихся экономических связей.
В мире резко вырос спрос на товары традиционного белорусского экспорта удобрения, металлы, химия, продукция тяжёлого машиностроения, продовольствие. Дешёвые российские ресурсы и увеличение экспорта пополнили госбюджет, что дало возможность щедрых государственных преференций для обновления производственных мощностей промышленных предприятий. Накануне президентских выборов 2010 г. Было снижено давление на оппозиционные политические партии и организации. В августе 2008 г. Власть проявила беспрецедентную лояльность при процедуре регистрации кандидатов в президенты, в результате чего в бюллетене на выборах 19 декабря 2010 г.
Второе место занял кандидат от оппозиционной «Европейской коалиции», бывший заместитель министра иностранных дел А. Вечером 19 декабря оппозиция вновь собрала на центральной площади Минска многотысячный митинг против официально объявленных результатов выборов. Митинг был прекращён силами правопорядка в ту же ночь, были задержаны около 800 человек, в том числе 7 кандидатов в президенты. Более 40 человек привлечены к уголовной ответственности, включая экс-кандидатов в президенты Санникова, В. Некляева, Н. Статкевича, В. Римашевского, Д. Однако репрессии в отношении непримиримых политических противников быстро сменились очередной «оттепелью». К осени 2011 г.
В стране продолжилось экономическое развитие на прежних принципах государственного планирования. Разумно эксплуатировались дешёвые российские энергоресурсы, шла активная торговля с государствами Евросоюза, которые хотя и не признавали итоги проведённых в Белоруссии выборов и референдумов и критиковали нарушения прав человека, но ограничивались лишь введением персональных санкций против Лукашенко и других представителей белорусской власти. Основной конкурент — Т. Основные силы оппозиции избирательную кампанию бойкотировали, не было зафиксировано серьёзных поствыборных протестов. В ходе 5-го президентского срока 2015—2020 проявились первые серьёзные экономические проблемы. Рецессия мировой экономики оказала влияние на Белоруссию. Преференции от нефтяного экспорта были направлены не на создание резервного фонда, а на поддержку традиционной структуры производства и осуществление программы государственной модернизации промышленных предприятий в расчёте на быстрый рост спроса, в первую очередь российского. Однако модернизированные предприятия так и не вышли на запланированную траекторию роста и не смогли вернуть государственные кредиты. ВВП Белоруссии по итогам 2020 г.
Политика полной занятости и контроля за рынком труда кампания по борьбе с тунеядцами не дала ожидаемых стимулов для создания высокопроизводительных рабочих мест. Однако эту задачу решал динамично развивающийся IT-сектор, пользующийся широкими налоговыми льготами и либеральным режимом ведения бизнеса. Его основная соперница, домохозяйка С. К выборам не были допущены бывший глава Белгазпромбанка В. Бабарико и экс-дипломат, основатель Парка высоких технологий В. Летом — осенью 2020 г. Фактически именно тогда впервые власть столкнулась с серьёзным кризисом легитимности. Президент смог разрешить его путём мобилизации своих сторонников на антипротесты и жёстких мер административно-полицейского характера. Во многом он стал реакцией на протесты 2020 г.
По итогам референдума были сокращены некоторые полномочия президента и возвращено ограничение на право одному и тому же лицу занимать этот пост не более двух сроков. Кроме того, ВНС получило конституционный статус как «высший представительный орган народовластия» и обширные полномочия, включая вынесение вотума недоверия президенту и определение стратегических направлений внутренней и внешней политики страны. В качестве делегатов ВНС определены действующий и все бывшие президенты, представители всех ветвей республиканской власти, местных Советов, гражданского общества. Новацией стала частота проведения заседаний ВНС — не реже одного раза в год. Экономическая ситуация после выборов 2020 г. ВВП в сопоставимых ценах в 2022 г.
Лукашенко у власти сколько в качестве президента
До Лукашенко в Белоруссии у власти находился Станислав Шушкевич. 10,12 процента. Президент Белоруссии Александр Лукашенко отмечает 25-летие своего правления. Президент Белоруссии Александр Лукашенко. — РИА Новости. Президент Белоруссии Александр Лукашенко, обращаясь с посланием к народу и парламенту, предложил прекратить боевые действия на Украине и объявить перемирие.
В новой конституции обнулили президентские сроки Лукашенко
Первые выборы на пост президента состоялись 23 июня в этом же году. Александр Лукашенко стал одним из самых молодых правителей на постсоветском пространстве.
Он установил празднование дня «воинской славы» 8 сентября. Знаете, что это за день? А теперь, при Лукашенко, празднуют 7 ноября — День Великой революции.
В апреле 1994 г. Инициативная группа за выдвижение Лукашенко кандидатом в президенты состояла из 2472 человек, которым удалось собрать за 20 дней 156 391 подпись избирателей при необходимых 100 тыс.
Кроме Лукашенко, успешно собрали подписи ещё 5 претендентов из 19. Агитационная кампания стартовала 2 июня 1994 г. Предвыборная программа Лукашенко «Отвести народ от пропасти» декларировала 3 основные цели: остановить обнищание народа и начать движение к стабильности и прогрессу; бороться с коррупцией и правящими мафиозными структурами; восстановить разорванные связи с постсоветскими государствами, прежде всего с Россией и Украиной. По результатам 1-го тура выборов, состоявшегося 23 июня 1994 г. Во 2-м туре, состоявшемся 10 июля 1994 г. Инаугурация первого Президента Республики Беларусь состоялась 20 июля 1994 г.
В своей инаугурационной речи он заявил : «День присяги первого президента Белоруссии должен стать днём окончания споров в обществе и первым шагом к установлению гражданского согласия. Вот почему первый президент должен подняться и поднимется над личными политическими пристрастиями, будет открыт к самому тесному сотрудничеству со всеми политическими силами». Внутренняя политика Вступив в должность Президента Республики Беларусь, начал построение сильной исполнительной «вертикали». Расширение президентских полномочий осуществлял в том числе с помощью механизмов плебисцитарной демократии. В ходе дальнейших преобразований столкнулся с противодействием законодательной и судебной властей, что вылилось в политический кризис 1995—1996 гг. Значительное количество указов президента было отменено Конституционным судом.
Верховный Совет выразил солидарность с позицией Конституционного суда и также пытался противодействовать реализации многих президентских инициатив. В ответ Лукашенко 29 декабря 1995 г. Основным вопросом референдума стал выбор между президентским вариантом Конституции, предусматривавшим значительное усиление полномочий главы государства, и проектом Верховного Совета, подготовленным фракциями коммунистов и аграриев, предусматривавшим ликвидацию поста президента и распределение его полномочий между парламентом и правительством. В ходе подготовки к референдуму в октябре созвал Всебелорусское народное собрание ВНС. Оно представляло собой общее собрание представителей власти, руководителей и работников предприятий и организаций, деятелей науки и культуры, список которых формировался под контролем исполнительной «вертикали». Кроме поддержки президента на референдуме, ВНС утвердило Программу социально-экономического развития 1996—2000 гг.
В дальнейшем созыв ВНС наряду с референдумами стал распространённой практикой в политической жизни страны последующие собрания проводились примерно 1 раз в 5 лет: в мае 2001, в марте 2006, в декабре 2010, в июне 2016, в феврале 2021 , а Лукашенко называл собрание «высшей формой демократии» и «народным вече». Незадолго до референдума группа депутатов Верховного Совета предприняла попытку импичмента Лукашенко, направив в Конституционный суд обращение с подписями 73 депутатов. Заседание суда по импичменту было назначено на 22 ноября 1996 г. Вечером 21 ноября в Минск с целью «урегулирования конфликта» прибыли премьер-министр России В. Черномырдин и главы обеих палат российского парламента Е. Строев и Г.
После ночных переговоров с российской делегацией Лукашенко пошёл на компромисс с председателем Верховного Совета С. Шарецким и председателем Конституционного суда В. Тихиней, убедив их приостановить дело об импичменте при условии, что референдум по изменению Конституции не будет нести обязательного характера. К тому времени 12 депутатов отозвали свои подписи под обращением в Конституционный суд, вследствие чего образовалась нехватка минимально необходимого количества подписей 70 и дело об импичменте было прекращено. На основании такого результата глава государства придал ему обязательную силу, а 27 ноября 1996 г. Кроме того, по итогам референдума президентский срок Лукашенко стал отсчитываться с 1996 г.
В 1-й президентский срок 1994—2001 предпринимал меры по стабилизации экономики Белоруссии, переживавшей коллапс после разрушения СССР и разрыва устоявшихся экономических связей. Были вдвое повышены зарплаты бюджетников, введён государственный контроль за ценами, свёрнуты рыночные реформы. Экономика страны сильно зависела от поставок российских энергоносителей, однако у промышленных предприятий не было средств для их оплаты. В сложившихся обстоятельствах стал осуществлять более решительные шаги по сближению с Россией, активно продвигал идею строительства союзного государства. В 1996—2000 гг. В 2000 г.
Такой успех был обеспечен в основном за счёт восстановления поставок белорусских товаров на российский рынок, а также путём экспорта продукции белорусских нефтеперерабатывающих заводов, сырьём для которых послужила дешёвая российская нефть, в Европу.
Кулешова ныне Могилевский государственный университет имени А. Кулешова по специальности "учитель истории и обществоведения", в 1985 г. Шклова Могилевской области. Был секретарем комитета комсомола. В 1975-1977 гг. В 1977-1978 гг.
С 1978 по 1980 г. Шклова Могилевская область. В 1979-1991 гг. В 1980-1982 гг. В 1982 г. В 1985-1987 гг. Ленина Могилевской области.
С 1987 по 1994 г. Применял новые формы организации производства. С января 1988 г. Благодаря этому хозяйство из убыточного стало передовым, был достигнут рост валовой продукции, повышение урожайности, проложены дороги, обновлен парк техники и др. В 1989 г. Александр Лукашенко организовал окружное избирательное собрание у себя в совхозе, на котором был выдвинут кандидатом в народные депутаты СССР по этому округу. На выборах 26 марта 1989 г.
С 1990 по 1994 г. В первом туре 4 марта 1990 г. В Верховном совете стал одним из инициаторов создания и лидером фракции "Коммунисты Белоруссии за демократию", которая выступала против политики правительства и компартии Белоруссии, выступала за развитие демократии, предпринимательства, укреплению суверенитета республики. В мае 1991 г. Выступал с обвинениями в адрес первого секретаря ЦК компартии республики Ефрема Соколова в "защите собственных корпоративных интересов".
Президент Белоруссии рассказал о том, сколько еще будет находиться у власти
Глава братского государства находится у власти дольше всех европейских лидеров (за исключением монархов). Читайте последние новости дня по теме Александр Лукашенко: Лукашенко: иудаизм занимает важное место среди конфессий Беларуси, Лукашенко одобрил проект соглашения с РФ о сотрудничестве в финсфере. Биография Александра Григорьевича Лукашенко, личная жизнь президента Беларуси, его сыновья и жена Галина. Лукашенко Александр Григорьевич (род. 1954), советский и белорусский государственный и политический деятель, первый президент Республики Беларусь. Сам Лукашенко сообщил, что все спецслужбы страны переведены в особый режим. Из замполита в президенты: биография Александра Лукашенко. Александр Лукашенко руководит Беларусью 28 лет — но каким он был в молодости и как пришел к власти?