Биография Виктора Садовничего. Академик РАН, ректор Московского государственного университета (МГУ) имени М.В. Ломоносова Виктор Антонович Садовничий родился 3 апреля 1939 года в селе РИА Новости, 03.04.2024. Ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Садовничий Виктор Антонович. Ректором Московского университета его избрали в 1992-м, а Союз ректоров он возглавил в 1994-м. Избран ректором МГУ 23 марта 1992 г. Советом Ученых Советов Московского университета на альтернативной основе.
Ранние годы и образование
- Садовничий, Виктор Антонович — Википедия
- Садовничий Ректор МГУ: Биография, Национальность, Семья
- Истинный украинец. К юбилею Виктора Садовничего
- Садовничий Ректор МГУ: Биография, Национальность, Семья
- Ранняя жизнь и образование
- Виктор Садовничий из шахты под Харьковом в МГУ
Как живет ректор МГУ Виктор Садовничий? Расследование «Проекта»
Ректор Московского государственного университета имени сова. Ректор федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени сова" с 1992 г. (последний раз. Ректору Московского государственного университета Виктору Садовничему 3 апреля исполнилось 85 лет.
биография Виктора Садовничего Ректора Мгу
Он выразил опасение относительно того, что российские граждане будут узнавать о победе СССР над фашистской Германией в научных журналах, индексированных в поисковой платформе Web of Science [41]. В 2013 году был сторонником деятельного взаимодействия университета с Русской православной церковью — в частности, благодаря его активной поддержке открыт и восстанавливается храм Мученицы Татианы при МГУ. Своё отношение к религии [ нет в источнике ] [ уточнить ] он высказал в интервью корреспонденту « Интерфакс-Религия », озаглавленном «У нас, академического сообщества, общие с Церковью задачи» [42]. Согласно некоторым источникам [43] , «является православным христианином», однако о своих религиозных убеждениях сам Садовничий никогда открыто не говорил. В своих выступлениях он осторожно отмечал, что для него «связь с Православием не пустой звук» и он «всегда придавал особое значение нашим контактам с Православной Церковью», а также негативно отзывался о религиозных сектах «Секты — очевидное зло», «Конечно, с сектами надо бороться», «Если где-то появится хоть малейший намёк на деятельность в Университете какой-либо секты — здесь нужна объективная информация — дальше пойдет административная работа. Мы должны защитить наших студентов от влияния сектантства, по крайней мере, в стенах Университета» [44]. Критически отнёсся к решению Министерства образования РФ начать с 2002 года подготовку к присоединению России к Болонской декларации , согласно которой стандарты отечественного высшего образования должны быть приведены в соответствии с европейскими. В частности, это предполагало обязательное введение вместо одноуровневого высшего образования двухуровневое, включающее бакалавриат и магистратуру , а также замену аспирантуры докторантурой. Садовничий призвал министерство подойти к вопросу о вступлении России в Болонский процесс более обдуманно.
Он отметил, что для системы российского технического и естественнонаучного образования действовавшие стандарты были оптимальны и введение других могло разрушить сложившиеся научные школы. Ректор МГУ посоветовал чиновникам отказаться от принципа обязательности изменений и предоставить вузам возможность самим решать этот вопрос [5]. Неоднократно выступал против введения Единого государственного экзамена ЕГЭ. Садовничий заявлял, что новый экзамен не может быть формой поступления ни в один университет, поскольку таит в себе очень много случайностей. Кроме того, Садовничий скептически отнесся к ведению государственных именных финансовых обязательств ГИФО. По плану правительства, за каждым выпускником школы в зависимости от того, сколько баллов он набрал на ЕГЭ, должны быть закреплены бюджетные деньги в размере от 5 до 17 тысяч рублей. Однако Садовничий отметил, что обучение одного студента в МГУ обходится более чем в 100 тысяч рублей, следовательно, выделенных сумм будет недостаточно.
Я знала только одно — где-то должен быть этот маг и волшебник, который за определенное вознаграждение распределяет места в высших учебных заведениях. Поиски я решила начать места с главного здания на Воробьевых горах. Выбор места был обусловлен следующим: я подумала, что если где-то и есть такие люди, которые «продают» места на факультетах, то должны они быть где-то в одном месте и так сказать «торговать оптом», то есть предлагать все факультеты сразу.
Самое оптимальное место, решила я — сквер перед главным зданием МГУ. Забегая немного вперед, скажу, что я не ошиблась. Все-таки за спиной был многолетний опыт журналистских расследований, поиска сенсаций и прочее, без чего журналисту не обойтись. В какой-то мере это я уже потом поняла я подошла к решению вопроса именно как к журналистскому расследованию. Может поэтому, мне и улыбнулась удача. Сидя на скамеечке, я наблюдала за растрепанной встревоженной женщиной лет 40, которая нервно курила одну сигарету за другой и нарезала круги вокруг скульптуры великому русскому ученому. Минут десять я не решалась к ней подойти, но, глядя на нее, я четко нарисовала ее портрет: это мать то ли студента, то ли абитуриента и она кого-то ждет, а этот кто-то запаздывает. Наконец, я придумала вопрос, который стал поводом для знакомства с ней. Я встала со скамейки и подошла. Это название я вспомнила из одной прошлогодней статьи, в которой рассказывалось о результатах проверки финансовой деятельности МГУ, проведенной Счетной палатой Государственной Думы.
Женщина остановилась и я поняла, что каким-то боком я попала в точку. Я загадочно улыбнулась и неуловимо кивнула головой, якобы выражая согласие. Мы договорились с ним на 12, а вот уже пол первого, - она грустно взглянула на часы, - а его все нет и нет. А вам он, во сколько обещал подойти? Руки у нее слегка дрожали. Их дети в прошлом году сюда поступили, - она махнула рукой в сторону гигантского здания — именно через эту фирму! Гарантия, говорят, сто процентов! Но цены у них, конечно, это что-то страшное — придется продавать дачу и машину, но это же лучше, чем в Чечню попадет! Это что-то - маг и волшебник потерявших веру родителей абитуриентов, оказался человек с простым русским именем Иван Сергеевич. Ах, как мне не хватало в тот момент диктофона, я бы записала ту волшебную беседу, которая произошла чуть позже между этой женщиной и главным торговцем мест на любые факультеты МГУ.
Для МВД это бы был замечательный материал. Сама по себе ситуация действительно сложилась уникальная. Вот оказывается, что такое настоящий рынок, настоящая рыночная экономика , настоящая демократия, когда все покупается и все продается. Я то — дура. Звонила по разным знакомым, искала пути, выходы, а так все просто оказалось, — купи газету и позвони. Я потом проверила, действительно в выпусках газеты «Из рук в руки» есть такое объявление, в котором коротко и ясно написано: реальная помощь абитуриентам в поступлении на любой факультет МГУ. И телефончик дан той самой конторы, которую представлял Иван Сергеевич. Так вот, где-то минут через десять после нашего знакомства с растрепанной женщиной «пунктуальный» представитель фирмы с громким и непонятным названием «ИниЦЕНТР» появился из-за зарослей сирени. Немного запыхавшийся он подошел к моей новой знакомой, извинился за опоздание и деловито заговорил. Передаю их диалог, возможно с некоторыми неточностями, но так или иначе я старалась ловить каждое слово и запоминать.
Женщина: Да, МГУ — экономический факультет. Надо же было так все предугадать! Он открыл элегантный портфель из нежно коричневой кожи, порылся и извлек оттуда какой-то листок. Сейчас посмотрим. Ага, вот он экономический. У вас сын или дочь? Женщина: Сын. Иван Сергеевич: Сколько лет-то ему? Женщина: Да вот через четыре месяца 18 исполняется. Иван Сергеевич: Ага, значит, призывник.
При последних словах лицо Ивана Сергеевича расплылось в улыбке. Иван Сергеевич продолжал: Для призывников у нас тариф особый. Он еще раз сверился с бумажкой, лукаво посмотрел на слегка оторопевшую от такого начала мамашу и выпалил: Это будет стоить десять тысяч долларов. Я, честно говоря, ожидала от этой, неказистой на первый взгляд, женщины другой реакции. Ну, например, я ждала, что она скажет, что это безумные деньги, что у нее нет таких возможностей или хотя бы что-то в этом роде. Однако на этот раз интуиции меня подвела. Мамаша с ходу выпалила, что она согласна отдать деньги хоть сейчас только, чтобы ее любимый сын поступил. Иван Сергеевич улыбнулся еще более загадочно и несколько смущенно произнес: Ну-ну, не горячитесь — сейчас ничего отдавать не надо. И вообще все эти вопросы мы обсудим немного позже. Сейчас давайте я разберусь с этой дамой Иван Сергеевич кивнул в мою сторону, он видимо догадался, что я по тому же вопросу, так как в течение всего их разговора я стояла неподалеку и внимательно слушала , а потом мы с вами поедем к нам в офис и все решим.
Он еще раз загадочно улыбнулся и подошел ко мне. Ну, мадам, вы тоже на экономический? Нет, я хотела бы узнать по поводу журналистики, а вы что на любой факультет устроить можете? Конечно, на любой, - улыбнулся Иван Сергеевич. Я надеюсь, - корректно заметил Иван Сергеевич, - вы не о своем чаде так говорите? Я спохватилась. Нет, конечно, просто интересно, неужели не надо иметь никакой подготовки, а так вот запросто заплатить деньги и все в порядке? Знаете, - ответил Иван Сергеевич, - Вообще-то при желании могу даже осла засунуть на любой факультет. Понимаете только, проблема в том, что я гарантирую лишь поступление, поэтому не факт, что раздолбая и двоечника не отчислят в первом же семестре. Понимаю, - задумчиво ответила я, представляя своего Мишку, прогуливающего занятия с друзьями.
Ну, так что же, мадам, - прервал мои раздумья Иван Сергеевич. На журналистику, - отрешенно сказала я. Сын или дочь? Сын, призывник, - предугадывая следующий вопрос, сказала я. Иван Сергеевич послюнявил палец и стал внимательно перелистывать странички своей тетради. Скажите, - вдруг неожиданно даже для самой себя спросила я, - А как вот это все происходит, ведь для того, чтобы поступить, надо сдать экзамены, по крайней мере, на четверку. Я вот, например, более чем уверена, что мой на четверку не ответит. Это уже не ваши проблемы, - сухо ответил Иван Сергеевич, - Ваше дело заплатить деньги и подать документы. Остальное мы все организуем. У нас существует ряд договоренностей на самом высшем уровне.
Ниже тройки ваш сын все равно не получит, это уж поверьте мне, поэтому он будет сдавать все экзамены до конца. Потом формируются группы поступивших, то есть тех, кто сдал на пятерки, конкурс, кстати, в этом году, как всегда огромный. Так вот, после того, как основной набор сделан, издается специальный приказ о создании дополнительных мест, в соответствии с этим приказом и зачисляется, к примеру, ваш сын. А кто издает этот приказ? Иван Сергеевич поднял на меня бездонно честные, голубые глаза и, не скрывая изумления, ответил: Я не понимаю, мадам, вы, что из прокуратуры? Да, нет, что вы, что вы, - заторопилась успокоить его я, - просто для меня, как для человека, в свое время обучавшегося в МГУ — все то, что вы говорите откровение. Я просто не подозревала, что кругом… - я чуть было, не сказала слово «продается», слава Богу, что вовремя остановилась. Иван Сергеевич немного расслабился. Видимо мой ответ успокоил его, я действительно находилась в некотором шоке от услышанного и это было, судя по всему, заметно. Иван Сергеевич вновь обратил свой взор к своим магическим записям: Значит так, факультет журналистики будет стоить 15 000, устраивает?
Надо немного подумать, - сказала я, еле сдерживая желание врезать этой гадине по морде. Ну, подумайте, подумайте. Телефон вам известен. Иван Сергеевич встал, слега поклонился мне и пошел к даме, которая ждала его на соседней скамеечке. Он вежливо взял ее под руку и они не спеша отправились в сторону центрального здания МГУ. Я с тоской глядела им вслед. Неужели сегодня вот так легко и так нахально можно торговать несчастьем и бедой. Ведь это беда, что сегодня наши дети вынуждены воевать в Чечне, а мы вынуждены их любыми путями «отмазывать» от вездесущих людей в погонах. А как «отмазывать», если сами дети не понимают, что надо учиться и не только для того, чтобы избежать армии, а еще и затем, чтобы потом в жизни чувствовать себя уверенно». Я встала и медленно побрела в сторону метро.
Вечером, на семейном совете мы с мужем приняли решение продать дачу и старенькие «жигули». По нашим расчетам набиралась как раз нужная сумма. Ректор Московского государственного университета имени М. Ломоносова с 1992 года. Действительный член РАН по Отделению математических наук, секция прикладной математики и информатики 1997. Член Президиума РАН с 1996. Садовничий родился 3 апреля 1939 г. Краснопавловка Харьковской области. Трудовую деятельность начал в 1956 г. Горловка, Донецкая область.
Окончил механико-математический факультет в 1963 г. Кандидат физико-математических наук 1967. После окончания аспирантуры работал в МГУ ассистентом, доцентом, профессором, заместителем декана механико-математического факультета по научной работе, заведующим кафедрой функционального анализа и его приложений факультета вычислительной математики и кибернетики 1981—1982. Доктор физико-математических наук 1974. Профессор 1975. Профессор, и. Первый заместитель первого проректора 1980—1982. Проректор по учебно-научной работе естественных факультетов 1982—1984. Первый проректор 1984—1992. Директор Института математических исследований сложных систем при МГУ 1995.
Более 30 лет читает на механико-математическом факультете основные курсы лекций по математике «Математический анализ», «Функциональный анализ» и др. Основатель и руководитель общемосковского семинара по спектральной теории 1967. Известный специалист в области математики, механики и информатики. Основные направления научной деятельности: математическое моделирование, математические методы обработки информации. Внес существенный вклад в разработку спектральной теории дифференциальных операторов. Получил окончательные результаты в теории следов таких операторов, вошедшие в соответствующие разделы современного функционального анализа. Под его научным руководством разработаны математические методы обработки космической информации, позволившие существенно продвинуться в разрешении проблемы расшифровки распознавания образов космических съемок. Получил существенные результаты по математическому обоснованию некоторых подходов в релятивистской теории гравитации. Разработал новое направление в анализе сложных процессов — динамическая имитация управляемых полетов и движений, в частности, управление движением космического корабля и летательного аппарата. Ему принадлежат уникальные разработки математического обеспечения тренажеров, благодаря которым впервые в практике мировой космонавтики удалось осуществить сквозное имитационное моделирование последовательно всех этапов аэрокосмического полета, включая невесомость.
На тренажерах прошли предполетную тренировку свыше пятидесяти отечественных и зарубежных космонавтов. Исследовал математическую теорию сложных систем - одно из самых актуальных и одновременно самых трудных в математическом отношении направлений современного естествознания. Под его руководством проведена работа «Управление движением при сенсорных нарушениях в условиях микрогравитации и информационное обеспечение максиминного контроля качества визуальной стабилизации космических объектов», отмеченная Государственной премией РФ за 2001 год. Подготовил более 65 кандидатов и 15 докторов наук, среди которых ученые Югославии, Болгарии, Алжира, Египта и других стран. Автор более 450 научных работ, в том числе 60 монографий и учебников, широко используемых во многих вузах у нас в стране и за рубежом. Среди наиболее известных работ - неоднократно переиздававшийся учебник по функциональному анализу «Теория операторов», классический учебник по математическому анализу: «Математический анализ» в соавторстве , «Курс математического анализа», трехтомный задачник по курсу математического анализа и два задачника с материалами математических олимпиад студентов университетов, а также монографии «Математические задачи динамической имитации полета», «Спектральный анализ многочастичного оператора Шредингера» и др. Садовничий избран ректором на первых в истории Московского университета демократических выборах ректора Советом Ученых советов МГУ 23 марта 1992 г.
Разработал новое направление в анализе сложных процессов — динамическая имитация управляемых полетов и движений, в частности, управление движением космического корабля и летательного аппарата.
Ему принадлежат уникальные разработки математического обеспечения тренажеров, благодаря которым впервые в практике мировой космонавтики удалось осуществить сквозное имитационное моделирование последовательно всех этапов аэрокосмического полета, включая невесомость. На тренажерах прошли предполетную тренировку свыше пятидесяти отечественных и зарубежных космонавтов. Исследовал математическую теорию сложных систем — одно из самых актуальных и одновременно самых трудных в математическом отношении направлений современного естествознания. Под его руководством проведена работа «Управление движением при сенсорных нарушениях в условиях микрогравитации и информационное обеспечение максиминного контроля качества визуальной стабилизации космических объектов», отмеченная Государственной премией РФ за 2001 год. Подготовил более 65 кандидатов и 15 докторов наук, среди которых ученые Югославии, Болгарии, Алжира, Египта и других стран. Автор более 450 научных работ, в том числе 60 монографий и учебников, широко используемых во многих вузах у нас в стране и за рубежом. Среди наиболее известных работ — неоднократно переиздававшийся учебник по функциональному анализу «Теория операторов», классический учебник по математическому анализу: «Математический анализ» в соавторстве , «Курс математического анализа», трехтомный задачник по курсу математического анализа и два задачника с материалами математических олимпиад студентов университетов, а также монографии «Математические задачи динамической имитации полета», «Спектральный анализ многочастичного оператора Шредингера» и др. Избран ректором на первых в истории Московского университета демократических выборах ректора Советом Ученых советов МГУ 23 марта 1992 г.
На последующих выборах 1996, 2001 и 2005 вновь избирался ректором МГУ.
Член комиссий и Советов при Президенте РФ. Президент Союза ректоров России. Член редколлегий многих ведущих отечественных и международных научных журналов по математике и информатике. Автор более 330 научных работ, в том числе 60 монографий и учебников.
Пожизненные депутаты, ректоры и прочая российская элита. Ректор МГУ Садовничий
Ректор МГУ Садовничий: Московский университет займется обновлением Концепции математического образования в России. Документальный фильм к 85-летию ректора МГУ Виктора Садовничего. Ректор МГУ Садовничий: Московский университет займется обновлением Концепции математического образования в России. Ректор Московского государственного университета им. М. В. ЛомоносоваВиктор Садовничий рассказал, какие профессии будут востребованы через 10 лет! Ректор московского государственного университета им. м. в. ломоносова виктор садовничий: биография, деятельность и интересные факты.
ректор МГУ им. Ломоносова
- Виктор Садовничий
- Биография и семья Садовничего - ректора МГУ | Национальность и достижения
- Избранные публикации
- Садовничий Ректор МГУ: биография, национальность, семья - полная информация
Пожизненные депутаты, ректоры и прочая российская элита. Ректор МГУ Садовничий
RU - Госдума приняла поправку к законодательству о снятии возрастных ограничений для нахождения в должности ректоров Московского государственного университета МГУ и Санкт-Петербургского государственного университета СПбГУ. Сейчас, согласно Трудовому кодексу, предельный возраст для пребывания в должности ректора вуза - 65 лет.
С 1984 по 1992 год - первый проректор МГУ. С 1992 года - ректор Московского государственного университета имени М. Образование В 1963 году - окончил Московский университет им. Кандидат физико-математических наук 1967г. Доктор физико-математических наук 1974г.
Также ректор МГУ обозначил тренды современного высшего образования. По его словам, это широкая аудитория — сейчас стало много людей, желающих получить высшее образование. Второй — то, что образование стало во многом зависеть от цифровой среды. А третий — стало меньше желающих уехать за границу.
А наиболее перспективным профессиями будущего, по его мнению, являются связанные с IT-технологиями и связанные с науками о жизни: медицина, психология, в сфере массовых коммуникаций и культурологические направления.
Что делать, чтобы приблизиться к главной цели - возвращению на свою историческую родину? И какой вклад мы бы могли внести в решение этих задач? С такими мыслями я переступила порог кабинета ректора МГУ им. Виктор Антонович сразу увидел мое волнение. Предложил подойти к большим окнам, и мы смотрели на осенние Воробьевы горы, на перспективу дальнейшего строительства Московского университета.
И потом была беседа, которая стала судьбоносной. Он сказал: "Донецкий университет надо сохранить, без университета у Донбасса не будет будущего. Нужно сделать все, чтобы вам интегрироваться в российское образовательное пространство. Мы поможем". Первые шаги проговорили тут же - общие учебные планы, программы двойных дипломов, стажировки студентов, постоянные консультации. Так Виктор Садовничий стал нашим надежным другом, а по сути - человеком, предопределившим нашу судьбу.
Он обладает широкой научной эрудицией, масштабностью мышления, мудростью, добротой, умением чувствовать и сопереживать. Отличается твердостью нашего шахтерского характера. Передо мной сидел человек обаятельнейший, с тонким чувством юмора. С ним можно было обсуждать любые проблемы: науки, его любимой математики, образования, культуры. Я подумал: "Боже мой, передо мной современный Сократ, Платон, Аристотель. Вот мудрый, готовый дать ответ на все вопросы, подискутировать".
Он обладает многими замечательными качествами как ученый, как организатор. Но главное - его доброжелательность, внимание к собеседнику, позитивный настрой. Всегда хочет помочь. Будь то студент или академик. Вот это отличает Виктора Антоновича от многих других руководителей. Он стратег, всегда заглядывал на 10-20 лет вперед.
Помню, при нашем первом разговоре он мечтал о том, чтобы Московский университет обрел технологическую долину. Чтобы наряду с фундаментальным образованием давать будущим специалистам именно компетенции инженерии, технологий. Он считал, что специалисты должны всегда доводить свои результаты, добытые факты, знания до новых технологий и внедрять все это в реальную экономику, народное хозяйство. И сегодня мы видим, что его мечты сбылись, но для этого потребовалась огромная воля, настойчивость. Он мечтал о том, чтобы Московский университет обрел технологическую долину. Его мечты сбылись, но для этого потребовалась огромная воля и настойчивость Виктор Антонович стал пионером создания абсолютно новых факультетов в Московском университете.
Ректору МГУ Виктору Садовничему исполняется 85 лет
Виктор Антонович Садовничий ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова с 1992 года. С 92 года господин Садовничий является бессменным руководителем главного университета России. Ректор Московского государственного университета имени Ломоносова, заведующий кафедрой математического анализа механико-математического факультета МГУ, директор Института математических исследований сложных систем при МГУ. Член Высшего совета Партии, ректор Московского государственного университета им. сова. Московский государственный университет трудно представить без его ректора Виктора Антоновича Садовничего. Он и сам выпускник этого учебного заведения, которое окончил с отличием. В 1992 году Садовничий был избран ректором МГУ и с тех пор успешно возглавляет университет.
Пожизненные депутаты, ректоры и прочая российская элита. Ректор МГУ Садовничий
Виктору Антоновичу совместно с коллегами удалось предсказать день начала финансового кризиса; в 2022 г. Мы гордимся нашими многолетними совместной работой и дружбой, которые начались в 2003 г. Всего выпусков программы с участием В. Садовничего было пять — это рекордное число. Двух ученых связывали не только дружеские отношения, но и полное взаимопонимание, научные интересы, общее беспокойство по поводу судьбы университетского образования и безусловная любовь к математике.
Невозможно забыть, как после почти часовой записи очередной программы на тему «Новый язык математики» они продолжали уже за чаем горячо обсуждать эту дисциплину, повторяя, что каждый приличный человек просто обязан ее знать, а если не хочет «не может» не рассматривалось , это означает «леность ума». И еще один важнейший момент, объединявший их интересы, — просветительство. Именно Виктор Антонович первым поддержал идею Сергея Петровича о создании Центра популяризации научных знаний фактически его последнего детища , гостеприимно открыв двери МГУ, а после ухода С. Капицы организовал его мемориальный кабинет.
Мы бесконечно благодарны Виктору Антоновичу за доверие, поддержку, за наше содружество и надеемся, что оно даст еще много хороших результатов! Коллектив портала «Научная Россия» от всей души поздравляет Виктора Антоновича с днем рождения и желает ему крепкого здоровья, счастья, благополучия и новых свершений в научной и образовательной деятельности!
Ломоносова" с 1992 г. Горловка, Донецкая область ; после окончания аспирантуры работал в МГУ ассистентом, доцентом, профессором, заместителем декана механико-математического факультета по научной работе, заведующим кафедрой функционального анализа и его приложений факультета вычислительной математики и кибернетики 1981-1982 , заведующим кафедрой математического анализа механико-математического факультета 1982 , проректором 1982-1984 , первым проректором 1984-1992 ; 23 марта 1992 г.
Воистину человек-легенда, из-за невысокой фигуры которого выглядывает громада МГУ, одно из самых узнаваемых лиц отечественной науки и осыпанный наградами математик - только почётных научных званий у него более шести десятков А начинался славный путь этого человека в маленьком посёлке на Харьковщине.
Виктор Садовничий родился 3 апреля 1939 года в селе Краснопавловка на юге Харьковской области. Таким образом, он имеет самое непосредственное отношение к Украине, чем всегда гордился. Зная эту деталь его биографии, в 2010 году, работая над телециклом «Российско-украинская дружба в судьбах современников», сотрудники видеоканала «Первая столица» обратились в МГУ с просьбой об интервью с ректором. Откровенно говоря, мы даже не очень и рассчитывали на ответ, тем более столь скорый: Виктор Антонович согласился дать интервью скромной харьковской телестудии. Съёмочную группу хозяин поразил приветливостью истинного земляка и, к большому смущению гостей, уделил им времени больше запланированного — пока там, за дверями кабинета, накапливались посетители ведь занятость у ректора и академика действительно огромная.
Доктор физико-математических наук 1974. Профессор 1975. Профессор, и. Первый заместитель первого проректора 1980—1982. Проректор по учебно-научной работе естественных факультетов 1982—1984. Первый проректор 1984—1992. Директор Института математических исследований сложных систем при МГУ 1995. Более 30 лет читает на механико-математическом факультете основные курсы лекций по математике «Математический анализ», «Функциональный анализ» и др. Основатель и руководитель общемосковского семинара по спектральной теории 1967.
Известный специалист в области математики, механики и информатики.
«Должно пройти детство»: ректор МГУ о вундеркиндах
Вот это я в данном случае называю системностью и дисциплинированностью. Это не солдатская дисциплинированность, а генеральская. Вижу в нем и профессионала-математика, ученого, а еще - тончайшего знатока так называемой "аппаратной" жизни. Это важно. Если ты не умеешь работать внутри аппарата, то не сможешь руководить таким большим коллективом, как в МГУ. Ректор нужен, в частности, для того чтобы этот гигантский научно-образовательный и государствообразующий для России институт продолжал развиваться и поддерживать нашу страну, сохраняя классические образовательные традиции, за которые Садовничий всегда бьется. Он отстаивает классическое образование. МГУ - это классический университет, и это заслуга Садовничего. Я всегда говорил, что именно Виктор Садовничий мог бы стать лучшим министром образования и науки.
Я тогда трудился в Верховном Совете, а Виктор Антонович только стал ректором, год назад. И несмотря на то, что он, конечно, настоящий математик, я увидел гуманитария - с математическим складом ума, с прекрасной улыбкой и чрезвычайно дружелюбного, ценителя искусства. Виктор Антонович - не просто ученый, академик. Он строитель, созидатель, сколько им сделано для создания действительно лучшего вуза страны, мало кто представляет. Много делается и много еще будет сделано - в этом и есть феномен Садовничего. Он умеет работать с людьми, у него прекрасный коллектив, он любит студентов. Насколько я знаю, в Татьянин день они его окружают так, как, наверное, больше никого из ученого мира. Просто он занимается любимым делом и у него получается - вот уже сколько лет.
Причем без скоропалительных решений. И когда ты руководишь таким огромным коллективом, как Московский университет, это совершенно очевидно и правильно. Садовничий по характеру - боец. В 1990-е годы вместе с тогдашним мэром Москвы Юрием Лужковым ходил выселять разные стихийные организации с земель Московского университета. Они дружили. А когда вокруг Лужкова начали сгущаться тучи, "досталось" и Садовничему. Но Садовничий друзей на должности не меняет. Это тот человек, который никогда не бросает близких и дружит с людьми, а не с должностями.
Мне посчастливилось не только учиться в МГУ, но и работать под непосредственным руководством Виктора Антоновича. И очень многое, что сегодня помогает мне на нынешней должности, я перенял именно у него. За что ему огромное спасибо. Виктор Антонович смог удержать динамику развития университета мирового класса в непростые для высшего образования и всей страны 1990-е годы.
По крайней мере, с юридической стороны к высоким чинам ВУЗа теперь никак не подберешься, — деньги у них оказываются в самый последний момент и передаются они крайне осторожно, через третьи, а то и через пятые руки. Делят деньги следующим образом: большая их часть достается ректору примерно половина , вторая половина делится между дочерней фирмой именно она подвергается опасности со стороны правоохранительных органов , деканами и принимающими экзамены педагогами. Как происходит само зачисление?
Понятно, что в основном, поступающие за деньги — это дети богатых родителей. И большинство таких детей совсем не являются гениями, к тому же благосостояние родителей обычно негативно сказывается на их детях — они чаще других становятся наркоманами, алкоголиками. Плохо учатся они уже в школе, так как знают, что родители дадут деньги кому надо, и они поступят в любой институт. Если вы зайдете в общественный мужской туалет здания на Моховой, то обнаружите в урнах огромное количество использованных шприцев. Это оставляют студенты, будущие журналисты. Процент наркоманов среди студентов журфака очень высок. Один из преподавателей так ответил автору этого материала на вопрос о том, стоит ли ребенку поступать на журфак: «Если хотите лишиться своего ребенка, пускай поступает в МГУ!
С этого момента фамилия абитуриента ставится на специальный контроль — преподаватели на всех экзаменах ставят этому абитуриенту не ниже тройки. Так он доходит до конца экзаменов. Естественно, что сразу троечника зачислить не могут, поэтому ректором издается приказ о дополнительном наборе, под который выделяются места. И на эти места как раз принимают тех самых абитуриентов, а родители отдают вторую половину суммы. Согласитесь, все гениальное - просто! Точно такая же ситуация с платным приемом сложилась и в других государственных ВУЗах. Разница лишь в ценах, которые часто ниже, чем в МГУ.
Мориса Тереза — от 6 тысяч. А вот, например, для того, чтобы стать слушателем экономического отделения МГИМО надо выложить около 17 тысяч «зеленых». Тут, как говорится, действует вечный престиж марки дипломатической школы. Кроме вышеперечисленных сумм родителям приходится нести значительные расходы по подготовке к экзаменам. Так час занятий с репетитором сегодня стоит от 50 до 100 долларов за час. Теперь подведем итог. Для того, чтобы ваш сын или дочь гарантировано поступили в высшее учебное заведение вам, в среднем придется выложить 10-15 тысяч долларов.
У вас есть такие деньги? Глава 2. Гамлет 2000: давать или не давать? Непременный «участник» школьной программы Родион Раскольников, подобно многим, нуждался в деньгах. Намереваясь поправить свое финансовое положение и удостовериться попутно в собственной исключительности, он совершил то, что в нынешней криминальной хронике называют двойным убийством. Согласно классику, молодой человек был студентом юридического отделения Петербургского Университета, временно прервавшим занятия по причине денежных затруднений. Достоевский, описывая сомнения своего персонажа, упоминает разнообразные доводы, которыми Родион Романович оправдывает запланированное мероприятие.
Единственное, пожалуй, что не приходило бедняге в голову - это необходимость оплатить обучение. Ибо требуемая сумма была незначительной и вполне покрывалась несколькими десятками рублей в год, присылаемыми из дома. Ныне просвещение не столь доступно для небогатых дарований. Разумеется, официально оставаясь бесплатными, государственные Вузы вынуждены устраивать ежегодные экзамены. Но передовым преподавателям МГУ, МГИМО и других престижных учебных заведений, путем многолетних экспериментов удалось разработать поистине не имеющую мировых аналогов систему отсеивания «посторонних» абитуриентов. Основной целью, преследуемой составителями экзаменационных вопросов, является превращение их в хитроумно спланированные минные поля. Пробраться через такую полосу препятствий, не обладая специальной подготовкой и поддержкой «с тыла» практически невозможно.
Бывает, что иной выпускник школы, опрометчиво размахивая своей золотой медалью, несется напролом. Но прогрессивные преподаватели не верят в разнообразные талисманы и обереги, которые для них всего лишь предрассудок. На противника сбрасывают вопросы небывалой сложности, обычно не имеющие отношения к теме его билета и, в целях маскировки, называемые общими. Если же абитуриенту, всю сознательную жизнь засыпавшему под шуршание учебников и словарей, удается уйти от обстрела, то, сообразуясь с тактической обстановкой, применяются вопросы, запрещенные всеми правилами здравого разума. Они способны озадачить даже академика. Выживают лишь единицы. Психика их навеки искалечена подобными испытаниями.
Встречая любого, в ком наблюдается малейшее сходство с экзаменатором, «счастливые студенты» начинают рыдать или неестественно смеяться. Многие, помня об участи этих несчастных, предпочитают неформальные методы поступления, давно уже являющиеся основной дорогой в любой приличный вуз. Зачем, казалось бы, требуется столь утомительная формальность, как экзамены, если списки почти всех первокурсников большинства престижных факультетов можно составлять за год до их фактического поступления по рейтингу взяток. Конечно, попасть в Лесотехническую академию или областной пединститут имени Крупской не представляет особой сложности для каждого школьника, слегка знакомого с модными ныне сборниками сочинений и шпаргалок. Если такие люди станут студентами, а затем аспирантами, то они, чего доброго, могут потеснить нашу геронтократическую профессуру, большая часть которой давно перевалила за 70 и чрезвычайно близка к маразму. Ведь мало того, что и денег-то для оплаты репетиторов то есть на прибавку к жалованию тем же преподавателям у них нет. Такие люди оказываются способны спорить с нашей, почти столетие неподвижной, «передовой» мыслью.
Вспомним, например, слова Льва Толстого: «Дело университетов состоит в том, чтобы оправдывать отжившие основы жизни, это хуже для молодого человека, чем для девушки — проституция». К слову. Однажды ректор МГУ заглянул на кафедру, где справлялся день рождения одного из профессоров. Самому юному участнику посиделок как раз исполнилось 65 лет. Ведь разве есть у молодежи уважение к титулам и бирюлькам, полученным еще при коммунистическом царе горохе, она даже и на собственное мнение способна, а всем известно, что подобная вольность позволительна лишь после шестидесяти. Лучше уж пусть все эти подозрительные молодые люди сразу увязнут в нашей системе. Поэтому, принимать их следует только по знакомству и непременно за деньги.
Дрожащие родители ожидают своих «отличников», пишущих сочинение в зашторенных изнутри аквариумах аудиторий первого гуманитарного корпуса. Неподалеку от них университетский шпиль, завершающийся аляповатой пентаграммой в оправе из металлических колосьев, щекочет влажные шеи московских облаков, смешавших с ливнями полную таблицу Менделеева. Виктор Антонович Садовничий, бессменный ректор с 1992 года, c высоты своего стометрового «графина», усеянного окнами, благодушно наблюдает за новыми поступлениями. Недавних выпускников школы в этот момент вряд ли способны тронуть привычные увещевания Садовничего, обещающего всем кристальную честность экзаменаторов, «нравственность которых непоколебима». О беспрецедентной коррупции на вверенной ему государственной территории ректорат предпочитает не распространяться. Несчастные подростки в этот момент переживают сильнейший стресс. Силы их стремительно улетучиваются, память, несмотря на все попытки вспомнить что-нибудь по теме билета, подло снабжает несчастных словами популярных песенок.
Вспоминаются скорее картины в квартирах многочисленных репетиторов и изрядные суммы, уплаченные родителями за обучение, но только не описание этого чертового дуба в «Войне и Мире», около которого стрелялись Онегин с Ленским… или они там принимали Базарова в декабристы… все перепуталось… и сладко повторять… вот дьявол! Но это лишь в художественной литературе бесы обычно за все в ответе. Значительная часть преподавателей вынуждена заниматься подготовкой поступающих, поскольку средняя зарплата преподавателя или научного сотрудника, вполне достаточная для прокорма пары кошек, не устраивает взрослого человека, тем более семейного. Уровень которых сообразуется со связями и средствами поступающего. Простейший и наиболее обширный слой — многочисленные курсы, которыми обильно облеплен любой институт или университет. Некоторые курсы представляются как официально созданные при ВУЗе, другие о своем происхождении скромно умалчивают. Определенный прок от таких новообразований все-таки возможен, поскольку заведениям с катастрофически низким конкурсом приходится порой засчитывать экзамены курсов за вступительные.
Но средний уровень подобной подготовки обычно невысок, ибо основная цель не дать необходимый объем знаний, а заставить раскошелиться небогатое большинство. Один мой знакомый, по недомыслию связавшийся с одной из этих контор, рассказывал про оригинальную манеру чтения лекций преподавателем истории. Тот, совершенно позабыв о своем предмете, увлеченно делился со студентами подробностями из брошюры, повествующей о разнообразных способах казней в Древнем Китае. На следующем занятии историк обнаружил немалую осведомленность в устройстве парников. На третью лекцию никто не пришел. Второй круг — занятия с репетитором. Здесь многое зависит от степени близости вашего знакомства с преподавателем а также от его личного положения во внутреннем табеле о рангах.
Разумеется, заниматься следует с работником того вуза, в который Вы намерены поступать. Это может быть и библиотекарь или младший научный сотрудник, главное — его связи поскольку неприметный лаборант порой оказывается сыном заведующего кафедрой. Ведь отнюдь не преемственность поколений способствует тому, что дети самих сотрудников вуза обычно проходят курс наук на том же факультете, где работает их родственник. Однажды дочь известного университетского историка, по странному стечению обстоятельств обучавшаяся именно на истфаке МГУ, сдавала курсовой экзамен. Принимавший, опрометчиво не посмотрев в зачетку, громко возмущался ее незнанием предмета: «Вы же ничего не выучили, девушка! Как Вам только не стыдно! Назовите свою фамилию, и я Вас отправлю на пересдачу».
Бедолага преп поперхнулся и вышел из аудитории. Как правило, репетитор набирает группу из 4-10 человек. Количество учеников определяется им путем деления желаемой суммы вознаграждения на приличествующую должности стоимость урока. Пристроить ребенка к действительно «полезному специалисту» довольно сложно, поскольку спрос, увы, превышает предложение. В первую очередь принимаются родственники и дети хороших знакомых, дабы можно было спокойнее обсуждать финансовые тонкости экзаменационного процесса. Профессора и прочие «члены комиссий» дерут втридорога, однако если Вы желаете получить серьезные гарантии поступления своего чада, придется оплачивать подобную услугу дополнительно. Так как сдавать приходиться 3-4 экзамена, необходимо наличие у репетитора устойчивых межфакультетских связей.
Вас интересует прейскурант? Поскольку «расценки» постоянно меняются и сильно зависят от степени родства с оказывающим «протекцию», не станем составлять прайс-лист. Приведу лишь пару примеров, дабы ознакомить интересующихся с общим уровнем цен. Борис Пастернак, выбрал юридический факультет МГУ «ввиду его легкости». В 1908 году, он был зачислен туда без экзаменов, что было «при царизме» естественно для любого выпускника гимназии. В 1997 году за поступление через «черный ход» просили 15 тыс. Другого пути на этот факультет, кстати, не предусмотрено.
Недавно цены выросли. Мой друг детства, Алексей П. Узнав о его желании учиться на одном из престижных отделений Университета, отец обрадовался: «Давай, сын, я тебя поддерживаю». Благо, их дачным соседом был декан факультета, смежного с избранным. Можно заменить на: «чуть ли не сам ректор». С ним состоялась беседа, после которой друг мой возмущенно рассказывал: «Представляешь, экспонат этот «полтан» 50 тыс. Раньше деньги занимал, рабочие наши ему камин на халяву отгрохали, а как попросили его помочь, — сразу счет открыл».
Отец Алеши, обидевшись, решил, что: «Нечего у таких жаб учиться». Он отправил сына в Швейцарию, тем более что стоимость обучения там мало отличалась от затребованной местными «умами» суммы. На социологическом факультете МГУ просят несколько меньше. Однако 8 тыс. Он, собрав через год требуемые деньги, решил перестраховаться, используя для поддержки сразу два независимых «канала». Получилась досадная накладка, поскольку за его сочинением начали охоту одновременно несколько экзаменаторов. Пытаясь отобрать друг у друга нужные листы, они привлекли внимание прочих членов комиссии, принявших самое деятельное участие в разрешении ситуации.
Приятеля ожидал потом пре неприятнейший разнос: «Из-за Вас мы, точно дети в песочнице подрались! Подобные истории известны во множестве, почти любой сталкивался с взятками в системе образования. Ведь возможно, что и Ваш ребенок штурмует в этом году один из таких ВУЗов. Остаются вопросы, — отчего официально бесплатное государственное образование давно уже стало привилегией только богатого и влиятельного меньшинства? Почему любое престижное учебное заведение, созданное для просвещения талантливой молодежи, заполняется в первую очередь детьми самих же преподавателей, их родственников и знакомых? Может ли руководство ВУЗа, при котором взяточничество расцветало в течение восьми лет, в одночасье остановить его? Неужели оно не замечает происходящего под носом, поскольку давно уже наблюдает себя не в зеркале, а по телевизору.
Скорее всего, прекрасно обо всем осведомленные, люди эти существующую систему приема поддерживают и укрепляют. И что, наконец, станет с наукой в стране, где на первый курс приходят не наиболее одаренные, но самые обеспеченные и влиятельные. Если бы сегодня простой крестьянский мальчик из Архангельской области, везущий в столицу рюкзачок с книжками и тетрадями, приехал поступать в Университет, шансы его были бы пректически равны нулю. Но талант и желание учиться ценились только во времена дремучего крепостничества. Ныне предпочтение отдается твердой валюте. Ведь именно участь рядовых абитуриентов является подлинным критерием для проверки соблюдения изначальных демократических традиций. Глава 3.
Новый главный «счетчик» страны будет считать по-новому Назначение Сергея Степашина на должность Председателя Счетной палаты повлечет за собой массу интересных последствий.
Их давали только тем, кто работал. Поэтому совмещал школу и шахту. Как правило, садился на заднюю парту и спал. Меня не будили, понимали, чем раньше ребенок имеет возможность всем заниматься и сам думать, тем быстрее он выберет свой путь. У меня родители были оба не грамотные и не умели писать», — вспоминает Виктор Садовничий. Но при этом в поле брали учебники для сына.
В ходе президентских выборов 2018 года был членом инициативной группы, выдвинувшей кандидатуру президента РФ Владимира Путина [33].
Также вошёл в список доверенных лиц кандидата в президенты РФ [34]. Хронология трудовой и учебной деятельности 1956—1957 — грузчик Краснопавловского свеклопункта Лихачёвской «Сахбазы», Харьковская область. Жена с июня 1963 года — Ада Петровна в девичестве Сапрыкина; род. Дети — преподаватели МГУ — Юрий род. Имеет 4 внуков. Взгляды[ править править код ] В 2015 году В. Садовничий полагал, что используемая во всём мире методика оценки развития науки по числу публикаций в ведущих журналах причиняет вред научным журналам , издающимся на русском языке. Он выразил опасение относительно того, что российские граждане будут узнавать о победе СССР над фашистской Германией в научных журналах, индексированных в поисковой платформе Web of Science [41].
В 2013 году был сторонником деятельного взаимодействия университета с Русской православной церковью — в частности, благодаря его активной поддержке открыт и восстанавливается храм Мученицы Татианы при МГУ. Своё отношение к религии [ нет в источнике ] [ уточнить ] он высказал в интервью корреспонденту « Интерфакс-Религия », озаглавленном «У нас, академического сообщества, общие с Церковью задачи» [42]. Согласно некоторым источникам [43] , «является православным христианином», однако о своих религиозных убеждениях сам Садовничий никогда открыто не говорил. В своих выступлениях он осторожно отмечал, что для него «связь с Православием не пустой звук» и он «всегда придавал особое значение нашим контактам с Православной Церковью», а также негативно отзывался о религиозных сектах «Секты — очевидное зло», «Конечно, с сектами надо бороться», «Если где-то появится хоть малейший намёк на деятельность в Университете какой-либо секты — здесь нужна объективная информация — дальше пойдет административная работа. Мы должны защитить наших студентов от влияния сектантства, по крайней мере, в стенах Университета» [44]. Критически отнёсся к решению Министерства образования РФ начать с 2002 года подготовку к присоединению России к Болонской декларации , согласно которой стандарты отечественного высшего образования должны быть приведены в соответствии с европейскими. В частности, это предполагало обязательное введение вместо одноуровневого высшего образования двухуровневое, включающее бакалавриат и магистратуру , а также замену аспирантуры докторантурой.
Welcome to nginx!
Ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий: биография, деятельность и интересные факты. ↑ САДОВНИЧИЙ Виктор Антонович — ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Виктор Садовничий руководит Московским государственным университетом на протяжении последних 20 лет. Московский Государственный Университет (МГУ) Ректор. Ректор МГУ имени М. В. Ломоносова академик Виктор Антонович Садовничий награжден медалью Столыпина П. А. I степени за «большие заслуги в области науки, образования и подготовку квалифицированных специалистов».
Публикации
- Виктор Антонович Садовничий
- ректор МГУ им. Ломоносова
- Welcome to nginx!
- Высшее образование
- Садовничий, Виктор Антонович
- Читайте также:
Российское общество политологов
Также является автором более 450 научных работ, в том числе 60 монографий и учебников, широко используемых во многих вузах у нас в стране и за рубежом. Среди наиболее известных работ: неоднократно переиздававшийся учебник по функциональному анализу «Теория операторов», классический учебник по математическому анализу: «Математический анализ», «Курс математического анализа», трехтомный задачник по курсу математического анализа и два задачника с материалами математических олимпиад студентов университетов, а также монографии «Математические задачи динамической имитации полета», «Спектральный анализ многочастичного оператора Шредингера». За годы ректорства Виктора Садовничего Московский университет получил статус российского самоуправляемого высшего учебного заведения, возобновлена деятельность Татианинской церкви, принят новый устав МГУ и Федеральный закон, закрепляющий особый статус МГУ как уникального научно-образовательного комплекса. В ходе президентских выборов 2018 года входил в инициативную группу, выдвинувшей кандидатуру Президента России Владимира Путина. Также вошел в список доверенных лиц кандидата в Президенты Российской Федерации. Президент России 29 октября 2019 года провел рабочую встреча с Виктором Садовничим. Академик рассказал Владимиру Путину о проектах университета в России и в мире. Ректор также отметил, что в 2019 учебном году вуз принял на первый курс 10 тысяч студентов, причем средний балл поступивших: около 90, средний конкурс на одно бюджетное место в МГУ 9 человек. Еще одной темой беседы стала реализация проекта научно-технологической долины МГУ. Награды и премии за вклад в науку и образования Премия имени М.
Ломоносова за цикл работ «Обратные задачи спектрального анализа» 1973 ; Государственная премия СССР за работы в области математики и механики 1989 ; Государственная премия РФ за работу «Управление движением при сенсорных нарушениях в условиях микрогравитации и информационное обеспечение максимального контроля качества визуальной стабилизации космических объектов» 2001 ; Государственная премия России в области науки и техники 2002 ; Золотая медаль имени М. Келдыша РАН за работы по спектральной теории операторов 2006 ; Две премии Правительства Российской Федерации в области образования 2006, 2012 ; Премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники 2011. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. Ленина»; Два ордена Трудового Красного Знамени 1980, 1986. Государственные награды Российской Федерации Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством»: Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени 16 апреля 2019 года — за выдающийся вклад в развитие отечественного образования и многолетнюю научно-преподавательскую деятельность. Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени 25 января 2005 года — за выдающийся вклад в развитие отечественного образования и многолетнюю научно-преподавательскую деятельность; Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени 2 апреля 1999 года — за заслуги в научной деятельности, подготовке высококвалифицированных кадров и многолетний добросовестный труд; Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени 30 марта 2009 года — за большие заслуги в области науки, образования и подготовку квалифицированных специалистов; Орден Александра Невского 5 марта 2014 года — за достигнутые трудовые успехи, значительный вклад в социально-экономическое развитие Российской Федерации, заслуги в гуманитарной сфере, укреплении законности и правопорядка, реализации внешнеполитического курса Российской Федерации, многолетнюю добросовестную работу и активную общественную деятельность. Благодарность Президента Российской Федерации 14 января 2003 года — за активное участие в организации и проведении основных мероприятий Года Украины в Российской Федерации. Благодарность Президента Российской Федерации 30 июня 2006 года — за активное участие в подготовке и проведении Первого форума творческой и научной интеллигенции государств — участников Содружества Независимых Государств, состоявшегося в г. Москве 14-15 апреля 2006 г..
Награды Московского университета юбилейный знак «225 лет Московскому государственному университету имени М. Ломоносова» 1980 ; почетное звание «Заслуженный профессор Московского университета» 1999 ; юбилейный знак «250 лет Московскому государственному университету имени М. Ломоносова» 2005. Награды министерств, ведомств и субъектов федерации Медаль «В память 850-летия Москвы» 1997 ; Медаль К. Ушинского 1999 ; медаль «За заслуги перед Томским государственным университетом» 1999 ; звание «Заслуженный деятель науки Кабардино-Балкарской республики» 2003 ; почетная грамота Государственной Думы Федерального Собрания РФ 2004 ; почетная грамота Кабардино-Балкарской республики 2005 ; орден «За заслуги перед университетом» Ростовский государственный университет, 2005 ; Почетный гражданин Москвы 9 февраля 2008 года ; Знак отличия «За заслуги перед Москвой» 1 апреля 2009 года — за заслуги в развитии высшей школы, большой вклад в подготовку высококвалифицированных кадров, многолетнюю научную и преподавательскую деятельность; медаль Следственного комитета РФ «За заслуги» 24 ноября 2015 года ; Медаль ордена «За заслуги перед Чувашской Республикой» 2017 ; Орден Дружбы народов Республики Башкортостан 29 марта 2019 года. Награды общественных организаций и фондов серебряная медаль Выставки достижений народного хозяйства СССР 1980 ; диплом им.
Мать, Анна Матвеевна — домохозяйкой. В 1963 году Садовничий окончил механико-математический факультет Московского государственного университета имени Ломоносова, в 1966 году — аспирантуру. С этого же года начал работать на мехмате МГУ, сначала в должности ассистента, затем доцента. В 1972 году был назначен заместителем декана факультета по научной работе.
В 1974 году защитил диссертацию на соискание научной степени доктора физико-математических наук. В 1975 году стал профессором. В 1980 году занял пост первого заместителя проректора. В 1981-1982 годах возглавлял кафедру функционального анализа факультета вычислительной математики и кибернетики. В 1982 году был назначен заведующим кафедрой математического анализа механико-математического факультета. В 1982-1984 годах занимал должность проректора по группе естественных факультетов, в 1984-1992 годах — первого проректора. В мае 1992 года Садовничий был избран ректором МГУ. В дальнейшем он переизбирался на это пост еще трижды — в 1996, 2001 и 2005 годах.
Награды, почетные звания Герой Труда РФ 2024. Отмечен благодарностями президента РФ 2003, 2006. Лауреат Государственной премии СССР 1989; за работы, посвященные проблемам динамической имитации управления движением космического корабля, летательного аппарата , Государственной премии РФ 2001 г. Среди наград ученого - премия им. Ломоносова МГУ 1973 , Золотая медаль им. Келдыша РАН 2006 , Демидовская премия 2020. Почетный иностранный член ряда зарубежных академий, почетный доктор и профессор многих отечественных и зарубежных университетов. Почетный гражданин Москвы 2008. В 1999 г. Личные сведения Женат, трое детей. Сын Юрий род. Дочь Инна род. Дочь Анна род.
В 1991 году он стал профессором МГУ. В 1992 году Садовничий был избран ректором МГУ. Под его руководством университет прошел серьезные преобразования и занял ведущие позиции в рейтингах вузов России и мира. Садовничий является автором более 500 научных работ и 15 монографий. Он является членом Российской академии наук и других научных организаций. Дата рождения:.