Художественные промыслы россии. Если спросить современного россиянина о том, какие народные промыслы он знает, скорее всего, прежде всего будут названы гжель, хохлома, жостовская роспись. На самом деле в России существует невероятно огромное количество промыслов. Посмотрите больше идей на темы «ремесла, русское народное искусство, художественные промыслы».
Самые известные народные промыслы в России
Если же эти пособия и игры делают сами ребята, то ценность. Лэпбук «Народные промыслы России» Современные требования, предъявляемые государством к качеству образования, не позволяют стоять нам на месте, заставляют нас двигаться вперед,. В рамках проекта "Народные промыслы России", в старшей группе я создала. Библиотека изображений:.
Строганова г. Москва 6 апреля Выпускник 2023 г. Палехского художественного училища им.
А затем, конечно, вы сможете приобрести работы, вышитые крестецкой строчкой с применением ручной вышивки , в фабричном магазине. Детали: krestetskayastro chka. Изделия из золотых и серебряных нитей, конечно, могли позволить себе только зажиточные люди бояре, дворяне, императорская семья. Вышивали мастерицы головные уборы, пояса, кошельки, передники, сафьяновую обувь и предметы церковного обихода.
Характерны были растительные узоры, чаще всего встречалась роза. Золотное шитьё — очень сложный вид рукоделия, потому что большая часть работы выполняется вручную. Познакомиться поближе с традициями новоторжской вышивки можно в музее «Золотного шитья». Во время экскурсии вы подробнее узнаете историю возникновения промысла, увидите более тысячи экспонатов, связанных с изготовлением золотного шитья. А после изучения истории вы сами прикоснетесь к традициям промысла и своими руками создадите эксклюзивный сувенир. Мастерицы музея наглядно покажут технику золотной вышивки и расскажут некоторые ее секреты. Детали: zolotoshveya. Испокон веков они занимались ковроткачеством. Ковры в далекие времена являлись не только предметом декора, но и сохраняли тепло жилища. По ним легко можно было определить статус семьи, а когда технологии создания ковров стали усложняться, появились узоры разных цветов, то позволить себе такое изделие могли только очень состоятельные люди.
Белые и кремовые использовали только в 30 процентах случаев. Больше всего ценилось кружево из шелка. В качестве материала также закупали хлопок и лен. Промысел зародился в конце XVII века, когда Петр I направил в Балахну иностранцев-кораблестроителей, которые привезли с собой моду на европейский костюм с кружевами. Местные жительницы перерабатывали французские и бельгийские орнаменты — и так постепенно сложился «балахонский манер», особый местный стиль плетения кружев. По другой версии, — правда, не подтвержденной документами, — вместе с мастерами приехали их жены, умевшие плести кружева и обучившие этому ремеслу местных жительниц.
В 1880 году в Балахне трудились более тысячи кружевниц — почти каждая взрослая женщина из мещанского или духовного сословия. Летом женщины стояли за станком с 5 утра до 8 вечера, зимой — с 8 утра до полуночи. Тонкая работа требовала напрягать зрение, и со временем оно ухудшалось — приходилось носить очки. Отсюда поговорка: «Балахонки до слепу кружева плетут». Братья Брабец д. Поповка Муромского уезда.
Из коллекции И. Товарищество производства стальных изделий Л. Завьяловых с. Новоселки Муромского уезда. Почти всякий из нас обедает с павловским ножом и вилкою, чинит перо павловским ножичком, носит платье, скроенное павловскими ножницами, запирает свои пожитки павловским замком; с некоторых пор и бриться стали павловскими бритвами». Павел Мельников-Печерский.
Черт задумал устроить ад на земле, обернулся немцем, явился к графу Шереметеву, который владел селениями в Павловском округе, и предложил устроить железный завод. Граф согласился, построил завод и как-то решил посмотреть на работу крепостных. Увидев чудовищные условия, Шереметев велел разрушить завод, чтоб «камня на камне не осталось от этого адского здания» В.
Нижегородцы отпраздновали второй День народных художественных промыслов России
Но народные промыслы и ремесла России стали объектом народного искусства, творческим наследием, богатым и многоликим. Эксперты сервиса tutu 5 апреля рассказали «Известиям» о 10 народных промыслах, ради которых стоит отправиться в путешествие по городам России. Мастера знаменитых нижегородских промыслов продолжают сохранять народные традиции, культурные богатства и национальную самобытность, за что их благодарит губернатор и все, кому не чуждо стремление к прекрасному. Совет Федерации, Минэкономразвития России, Роспатент и Ассоциация «Народные художественные промыслы России» считают сохранение и поддержку народных художественных промыслов одной из важнейших государственных задач. Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. С целью развития познавательного интереса, расширения знаний детей о народных промыслах России, в подготовительной группе прошла тематическая неделя «Народные промыслы. Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. С целью развития познавательного интереса, расширения знаний детей о народных промыслах России, в подготовительной группе прошла тематическая неделя «Народные промыслы.
Курсы валюты:
- Народные промыслы России. Палехская миниатюра
- Гжельская роспись
- Народные промыслы: как переплетаются традиции и инновации | Наталья Лосева
- Новая эстетика народных промыслов: Идеи и вдохновение в журнале Ярмарки Мастеров
- Лучшие российские ремесленные проекты
Народные промыслы России
Сейчас матрешки в России делают во многих местах, но самых идентичных выпускают в Сергиевом Посаде на родине этой игрушки. Особенностью сергиев-посадских матрешек является техника росписи выжигание рисунка горячей иглой , 4—5 обязательных ярких цветов и тонкий контур узора, наносимый тушью. Вначале роспись гжельских мастеров была разноцветной, а в привычные нам сине-голубые цвета она раскрасилась после войны, когда массово стали использовать недорогой оксид кобальта. Но жители Гжели поэтично говорят, что во всем виновато небо — оно здесь настолько синее и яркое, что так и хочется перенести эту красоту на хрупкий фарфор.
Примечательно, что самый популярный гжельский узор — розу, здесь ласково называют Агашкой. В период расцвета промысла среди мастериц было много крестьянок по имени Агафья. Традиция расписывать деревянную утварь в красно-черно-золотые цвета появилась на севере Нижегородской губернии в XVIII веке.
Говорят, она пошла от староверов, которые привнесли в нее иконописные традиции. Таланты художников вкупе с умениями нижегородских мастеров по дереву обусловили зарождение этого узнаваемого народного промысла. Кстати, свое название он получил по селу Хохлома, куда на ярмарку свозили товары со всей округи.
Теперь центр производства росписи находится в городе Семенов, где действует крупнейшая хохломская фабрика. Особенность Палеха — это роспись не масляными, а темперными красками: особым сочетанием порошковых пигментов со связующим звеном в виде куриного яйца. Сейчас в Палехе Ивановской области работают только частные мастера, которые продолжают создавать лаковые миниатюры в узнаваемом иконописном стиле.
А вот в годы Советской власти они были вынуждены расписывать шкатулки и елочные игрушки на темы актуальных событий — третьего Интернационала или полета Гагарина в космос. История создания расписных игрушек из глины уходит корнями в XVI век.
На этот раз акцент сделали не только на традиционных, существующих века промыслах, но и на тех, что только зарождаются. В центре огромного помещения висит огромное, сложенное из древесных щепок гнездо, которое кажется образом колыбели ремесел. Под ним играют музыканты на народных инструментах, а вокруг — расположены торговые ряды с самыми разными товарами. Огромное гнездо парит над центром выставочного зала Источник: Мария Плотникова Под гнездом выступают музыканты Источник: Тимофей Калмаков Свои павильоны здесь есть у разных территорий Пермского края: Чердынский, Соликамский, Карагайский, Кунгурский и так далее.
Позже художественная роспись начала распространяться и обретать большие масштабы производства. Расписные изделия уже можно было встретить в каждом доме в виде разделочных досок, скалок и тарелок. Это изделия, которые изготавливаются российскими мастерами вручную в традициях народных промыслов. Каждый предмет уникален и неповторим, имеет свой характер, творческую энергию и историю.
Такие товары станут необычным подарком по любому поводу и красивым дополнением интерьера. Народные художественные промыслы — ремёсла, которые основывались на изготовлении изделий из различных материалов глины, дерева, металла и украшении их ручной росписью. Любой промысел берёт своё начало от домашнего или сельского ремесла, в рамках которого умельцы создавали предметы первой необходимости — посуду, прялки, сундуки и др. Ремёсла совершенствовались с изобретением инструментов, поиском новых материалов и развитием науки и техники.
Роспись производится обычно по чёрному фону иногда по красному, синему, зелёному , причём мастер нередко работает сразу над несколькими подносами. Основные сюжеты росписи: цветочные букеты, в котором встречаются и пышные садовые, и мелкие полевые цветы и пейзажи, изображающие уральскую природу или старинные города. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей под самовары, для подачи пищи и как украшение.
Формы подносов бывают круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные и другие. Тверская роспись деревянной посуды и предметов быта. Роспись — розовые круглые цветы цветы-яблоки в обрамлении простых листиков на ровном золотом фоне [1]. Уральская роспись [1] — одна из разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками, распространённая на Урале и в Западной Сибири. Федоскинская миниатюра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше , сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино. Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: « тройки », «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Особенно ценились ларцы и шкатулки , украшенные сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.
Холуйская миниатюра — народный художественной промысел зародившийся в селе Холуй Ивановской области, после революции и запрещения иконописного ремесла. Миниатюры исполняют на папье-маше с использованием специальных темперных красок. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, брошки, панно, игольницы, кубышки и т. Художники холуйской миниатюры реализуют самые разнообразные сюжеты: исторические, фольклорные, литературные, а также современные, в том числе — натюрморт и пейзаж. Главным отличием холуйской миниатюры является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов. Дополнительные оттенки применяются лишь для контрастного оживления рисунка. Золото и серебро применяется ограниченно, только при изображении металлических предметов или в орнаменте.
Сам же орнамент строг и сдержан. Холуйская миниатюрная живопись привлекает своеобразием и неброской, но доброй красотой. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебряный оловянный порошок. После этого изделие покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
У вас включен VPN?
Подмосковье представит семь видов НХП. В настоящее время регион является лидером в стране по производству изделий народных художественных промыслов. Здесь расположено шестьдесят процентов всех видов таких производств. На ярмарке уже можно увидеть знаменитые на весь мир павлопосадские платки, жостовские подносы, продукцию Гжельского фарфорового завода и Фабрики в Вербилках, а также Богородские деревянные игрушки.
Прочная льняная ткань не выгорает на солнце и не желтеет… Слава Богу, в России умеют лён выращивать, обрабатывать, ткать и шить из льняной ткани великолепные изделия. Посмотрите, сколько всего делали из долгунца на Русском Севере: от одежды до кораблестроения 4. Шемогодская резьба Лапти, ступни, туеса, пестери, берестяники, канаты для рыболовных снастей — много всего делали на севере из бересты. А вот свободного времени на всякие безделушки у крестьян не было. Промысел «Шемогодская прорезная береста» возник лишь тогда, когда у северян появился стимул — возможность продать свои работы и заработать на них. Деревня Курово-Наволок Шемогодской волости Великоустюгского уезда Вологодской губернии — место возникновения самого известного берестяного промысла России.
Шемогодская береста стала недорогим аналогом изделий из резной кости. Костяные шкатулки из «рыбьего зуба» — моржового клыка или бивня мамонта — ценились очень высоко, были в моде, но позволить себе такую вещицу мог не каждый. Другое дело — «деревянное кружево», берестяная шкатулочка, такая же ажурная и красивая, но на порядок дешевле. Чайницы и пеналы, блюда и портсигары, тарелки и сундучки и бессчетное количество шкатулочек, коробочек — все это покрывалось и растительными орнаментами, и сценками из дворянской жизни, и юмористическими картинками, и сказочными существами. Шемогодскую резьбу узнают по традиционному симметричному растительному мотиву: изогнутая тонкая ветвь — «бегунок» с расходящимися в разные стороны побегами, розетками, ягодками, трилистниками... Узнайте больше о Шемогодской резьбе: из Великого Устюга 5. Резьба по кости Бивень моржа на севере зовется «рыбьим зубом». Его с давних времен добывали поморы в полярных морях.
Одним из самых известных населенных пунктов Руси, жители которого занимались изготовлением керамической фарфоровой посуды, является Гжель ныне город находится на территории Раменского района Московской области. Продукция местных мастеров расходится по всей России.
Надо отметить, что в старину этот город был одним из центров старообрядцев-поповцев. Расцвет Гжели пришелся на время деятельности «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М. Исследователи указывают, что с 1820-х годов все большее число гжельских изделий окрашивали в белый цвет и расписывали исключительно синей краской. В наши дни роспись, сделанная синим цветом, является характерным признаком изделий Гжели. Популярность подобной посуды оказалась столь велика, что подобные изделия стали создаваться и в других местностях, но имели схожий сине-белый орнамент. Появилось и много подделок. Чайный сервиз из Гжели Специалисты утверждают, что аутентичными изделиями Гжели можно назвать лишь авторские работы, сформировавшие привычную нам стилистику Гжели в 80-е годы XX века. Каждый из этих мастеров ставит на изделии личную подпись или штамп предприятия, на котором работает. Если мастер является сотрудником предприятия, то его изделия передаются в производственный цех в целях тиражирования. Местные мастера стали расписывать металлические подносы.
Интересно, что такие мастерские появились в городах, где немалую часть населения составляли старообрядцы, которые до сей поры имеют там моленные и храмы. Это Нижнй Тагил, Невьянск и Выйск, основанные в 1722 году. Так появились так называемые тагильские подносы. Промышленники Демидовы, курировавшие этот промысел, весьма заботились о качестве и художественной ценности изделий. С целью обучения и подготовки профессиональных кадров они основали в 1806 году школу. Исторический стиль тагильских подносов был создан благодаря этой школе и самому авторитетному ее преподавателю — выпускнику Императорской Академии художеств В. Поднос с жостовской росписью Расписные тагильские подносы продавались по всей стране. Подобные изделия стали пытаться производить и в других местах. Самой удачной такой попыткой стала организация производства расписных подносов в деревне Жостово Московской губернии. Подносы, изготавливаемые там, получили известность в первой половине XIX века.
С тех пор этот вид промысла получил наименование «жостовская роспись». До наших дней промысел росписи подноса сохранился только в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись делается главным образом по черному фону изредка по красному, синему, зеленому. Поднос с жостовской росписью Основными мотивами росписи являются: цветочные букеты, как пышные садовые, так и мелкие полевые цветы; уральские пейзажи или старинные города. На некоторых старинных подносах можно увидеть людей, сказочных птиц. Расписные подносы используются либо по назначению под самовар, для сервировки обеда , либо для украшения. По форме подносы делятся на круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные. Палехская миниатюра В нашей стране и далеко за рубежом широко известна палехская миниатюра. Это тот редкий случай, когда народный промысел сформировался не в старину, а уже в советское время, вскоре после революции. Это необычное ремесло стало известно благодаря мастерам поселка Палех Ивановской области.
В прошлом это село находилось на территории Вязниковского уезда Владимирской губернии, известного иконописными мастерскими и старообрядческими скитами. Примечательно, что в этих краях проживал известный старообрядческий отшельник Вавила. Родом из Франции, он пришел на владимирскую землю, чтобы принять Старую Веру и вести уединенный образ жизни. Подробнее о Вязниковском уезде читайте в статье « Приключения француза в старообрядческой России ». Палехская лаковая миниатюра После октябрьской революции и начала гонений на религию палехским иконописцам пришлось искать новый способ заработка. Таким образом, многие переквалифицировались в мастеров лаковой миниатюры. Этот вид миниатюры выполняется темперой на папье-маше. Как правило, расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, игольницы и другое. Роспись делается золотом на черном фоне. Оригинальная технология прошлого столетия, которую применяли первые палехские умельцы в 1920-30-е годы XX века, сохранилась частично.
Палехская лаковая миниатюра Характерные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Немало сюжетов посвящено событиям истории, включая революцию и гражданскую войну. Есть цикл миниатюр, посвященный освоению космоса. С начала XXI века среди некоторых мастеров, работающих в палехской манере, наблюдается тенденция возврата к иконописным сюжетам. Федоскинская миниатюра Федоскинская миниатюра — это еще один вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Выполняется масляными красками на папье-маше. В отличие от миниатюр Палеха, приемы которых пришли из иконописи, федоскинская миниатюра изначально формировалась как вид прикладного искусства, отсюда и манера письма более «приземленная». Основные мотивы миниатюры: «тройки», «чаепития», сцены из жизни крестьян. Наиболее высоко ценились ларцы и шкатулки, которые были украшены сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников. Федоскинская миниатюра В XIX веке федоскинская миниатюра служила в большей степени декоративным целям.
В середине XX века стало развиваться авторское направление. Сюжеты миниатюр стали усложняться. Хохлома На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты.
Деревянные наличники Томска, конец XIX — нач. Специфика богородской мелкой пластики во многом обусловлена материалом, преимущественно липой. Мягкая древесина неплохо держит детали, но не годится для тонкого ажура и острых углов, плохо полируется.
Богородская игрушка выразительна по пластике, отличается меткостью образных характеристик, проникнута юмором. Часто следы резца не зашлифовываются, а создают специфическую фактуру. Символами богородской резьбы можно назвать фигурку медведя, и подвижную композицию «Кузнецы», еще недавно почти обязательную для ребенка в каждой российской семье. Богородская резная игрушка «Кузнецы» В конце XIX века в Подмосковье возникает другой художественный промысел — абрамцевско-кудринская резьба по дереву. Промысел строился на сочетании геометрической и плоскорельефной резьбы для создания растительного орнамента, призванного украсить предметы быта. Художественная выразительность орнамента достигается то мягкими переходами от рельефа к фону, то резким контуром порезок, направленных вглубь. Орнамент плотный, равномерно заполняющий плоскость и объемную форму вещи.
Матовый фон изделий контрастирует с блестящей отполированной поверхностью узора. Абрамцевско-кудринская резьба На рубеже XXI века в России появилось направление художественной резьбы по дереву, хотя и не претендующее на статус народного промысла, но по характеру являющееся таковым. Основатель направления Шамиль Сасыков назвал его «Татьянка». В основе его стиля плотное, без фона, реалистичное изображение растительности, преимущественно листьев и цветов, реже животных, практически без последующей за резьбой обработки. Резьба в технике «Татьянка» Нельзя обойти вниманием и такой самобытный промысел, как резьба по бересте. Орнаменты шемогодских шире - вологодских резчиков использовались при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров. Шемогодская резьба по бересте Узор состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлинёнными листьями и спиралевидно закрученными ветками.
На их кончиках — круглые розетки, ягоды, трилистники. Окаймляют узор различные геометрические орнаменты. Сегодня серьезную конкуренцию шемогодским мастерам составляют изделия из Сибири, особенно из Томска и области. Кроме прорезных узоров по многослойной бересте сибирские мастера внесли в изделия местные мотивы — изображение веток кедра, глухаря и т. Большое развитие получают и берестяные картины с изображением местных достопримечательностей. Многослойная береста, прорезная резьба по бересте, Томск Самым известным промыслом, связанным с резьбой по кости, является холмогорский, распространенный в селах Холмогорского района Архангельской области. Промысел впитал в себя различные русские, европейские и северные традиции резьбы по кости и к XVIII веку сформировал собственный стиль.
К нему относится, например, сочетание образованного сквозными отверстиями орнамента и рельефных сюжетных изображений, использование цветной гравировки, подкраска. Холмогорская резьба по кости Росписи и эмали Даже сам перечень русских промыслов, связанных с росписью, может занять очень много времени. Не все эти промыслы одинаково известны и не все дожили до наших дней. Сама многочисленность расписных промыслов связана как с развитыми традициям народной живописи, так и с разнообразием материалов, с которыми работали мастера. Жостовская роспись Так, роспись по металлическим подносам зародилась на уральских заводах Демидова и только в первой половине XIX века распространилась и в Жостово Московская обл. Таким образом, в настоящее время самобытно развиваются два центра художественной росписи по металлу: Жостово и Нижний Тагил.
Народно художественный - 89 фото
В рамках смотра-конкурса народных художественных промыслов России «Молодые дарования. Возрождение», который прошел в Москве, награду получили два выпускника Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна (филиал) РГХПУ им. С.Г. Строганова. Посмотрите больше идей на темы «ремесла, русское народное искусство, художественные промыслы». XIХ Выставка-ярмарка народных художественных промыслов и ремёсел России «Жар-птица. Дорогие читатели, представляем вашему вниманию виртуальную выставку «Народные промыслы России», подготовленную библиографом Публичной библиотеки Савельевой Натальей.
МК росписи
- Народные промыслы
- XXXV Выставка-ярмарка
- Понедельник - 29.04 - выставка работает! Смотрите расписание на май
- Россия мастеровая. 10 самых известных народных промыслов | Географ и глобус | Дзен
- Авторизация - АПМСЗ
- Русский народный промысел. Как выглядят изделия народных промыслов регионов России
О путеводителе
Народные художественные промыслы (народное ремесло) — изготовление изделий из простых подручных материалов при помощи несложных инструментов. Украшения весьма многообразны: это и гравированные рисунки, нанесение алмазных граней, резьба, шлифование. Просмотрите доску «Народные промыслы» в Pinterest пользователя Наталья, на которую подписаны 252 человек. Посмотрите больше идей на темы «русское народное искусство, художественные промыслы, народная художественная роспись». 16 июня 2023 года в структурном подразделении МАУК ЦБС ТМР Новотарманской сельской библиотеке, для молодёжи, прошёл КВИЗ «Народные промыслы России». По условиям КВИЗа участники выполнили задания согласно вопросам 5-ти раундов. Но народные промыслы и ремесла России стали объектом народного искусства, творческим наследием, богатым и многоликим. "Огонек" инвентаризировал народные промыслы, которые стали визитной карточкой России.
Народные промыслы России
В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи — все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки. Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника «Свистуньи», который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших во время битвы 1418 года, известной как Хлыновское побоище. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично. В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города. Абашевская игрушка Абашевская игрушка — глиняная игрушка родом из села Абашево Спасского уезда Пензенской области. Казалось бы, обычные и привычные нам фигурки животных — козы, бараны, кошки, олени, лоси, собаки и другие превращаются в сказочных персонажей. Так, наши козочки и олени становятся похожими на экзотических жирафов и волшебных кентавров. Мастера изготавливали и продолжают сейчас производить преимущественно свистульки, изображающие различных животных. По местному поверью, пензенская глина обладает лечебными свойствами, даже после обжига готового изделия.
Неповторимая и оригинальная игрушка станет не только заметным и ярким предметом декора, но и поможет очистить ваш дом от плохой энергетики, принесет счастье, уют и благополучие. Глиняные игрушки из Абашево появились в 19 веке, но до сих пор остаются ценным образцом народных промыслов России. На территории тогда еще Пензенской губернии находились богатые месторождения глины. Как и на многих территориях России, глину использовали преимущественно для создания посуды и иных предметов домашнего обихода. Из глиняных остатков стали изготавливать игрушки для детей. В связи с появлением в 20 веке заводской посуды, изготовление кустарных гончарных изделий для быта пошло на спад. Именно тогда изготовление игрушек стало самостоятельным промыслом, благодаря которому мастера смогли показать и придать сатирический характер персонажам, высмеять тех, кто обманывает и наживается на честных людях. Яркие игрушки и звонкие свистульки привлекали внимание детей. На сегодняшний день можно выделить целые династии мастеров игрушек, которые различаются между собой определенными элементами. Большая известность абашевских игрушек приходится на 1920-е годы, и связана с именем местного мастера Лариона Зоткина, творчество которого оказало существенное влияние на будущее производство абашевской игрушки.
В это время формируются характерные художественные приемы и особенности росписи фигурок. Скопинская керамика Скопинский керамический промысел развивался, как и многие другие промыслы в мире, производя гончарную посуду для быта, а также строительные материалы — печные трубы, кирпич и черепицу. Это были такие же, как и везде — достаточно грубые предметы крестьянской утвари без глазури Но во второй половине XIX века в Скопине, по примеру московских мастеров, стали применять глазурь. Тогда и появилась отрасль, прославившая его далеко за пределами Рязанского края. Скопинские керамисты тех лет отличались фантазией и поэтому появилось большое количество не совсем утилитарных предметов — с лепниной, сложными орнаментами и подглазурной росписью. Это было оценено по всей России, поэтому спрос на керамические изделия из Скопина все время рос и промысел приобрел необычайную популярность. Сложные, почти скульптурные керамические изделия возили на праздничные ярмарки в крупнейшие города — в Москву, Рязань и Липецк. Не забывали города юга России и даже Украину. Скопинский кувшин Скопинскую керамику очень охотно покупали любители народного искусства, коллекционеры и иностранцы. Изделиями Скопинских гончаров стали пополняться крупнейшие музеи России.
Скопинские художники всегда славились богатством воображения, смелостью пластических решений и оригинальными конструкциями своих керамических изделий. Одновременно с простыми гончарными формами делались керамические кувшины с богатой лепниной и изображением различных сюжетов: здесь и сказочные животные, рыбы, птицы, разнообразные орнаменты, былинные персонажи, фольклорные и исторические образы. Орнаменты были рельефными и наносились штампиками и стеками по сырой глине. Виды орнаментов разнообразны, но преобладали геометрические, имеющие греческие и византийские корни. Керамика покрывалась цветными глазурями различных оттенков, а также ангобами — серо-зелеными, коричневыми и охристыми. Благодаря энтузиазму мастеров и таланту художников Скопинский промысел не только сохранился до наших дней, но и получил развитие. Сегодня керамика скопинских мастеров участвует во многих выставках и часто получает призовые места в различных конкурсах. Виды и формы керамики, выпускаемой на Скопинском заводе разнообразны, как и в старину. Самые интересные и уникальные произведения, со сложной лепниной и росписью делаются художниками вручную на гончарной основе. Палехская миниатюра Палехская миниатюра известна на весь мир и существует почти сто лет.
Икона «Всех скорбящих радости». Палехские письма. Акафист святителю Николаю. Клеймо «Спасение утопающих». Это вид традиционной живописи масляными красками на изделиях из папье-маше — особой массы, которую делают из картона, бумаги и клея. Промысел получил свое название от подмосковного села Федоскино. Там располагались самые известные предприятия, где делали и расписывали табакерки, шкатулки и бисерницы. В 1795 году в селе Данилково сейчас оно входит в состав Федоскино московский купец Петр Коробов основал небольшую фабрику, на которой создавали лакированные армейские козырьки. А вскоре там стали изготавливать предметы из папье-маше. С этой техникой Коробов познакомился, когда путешествовал по Германии.
Он посетил фабрику Иоганна Штобвассера в Брауншвейге, известную своими лакироваными табакерками, мебелью, предметами декора. Нескольких мастеров Коробов пригласил на свое производство. Там же, в Германии, он купил необходимые краски и лаки. После смерти Коробова фабрика перешла к московским купцам Лукутиным, которые владели ей более 80 лет. Именно они перенесли предприятие из Данилкова в соседнее Федоскино. В XIX веке на производстве появились новые изделия — шкатулки, чайницы, альбомы для фотографий и рисунков, пасхальные яйца. Украшали федоскинские миниатюры ручной росписью. Известными сюжетами были «тройка», «чаепитие», сцены из жизни крестьян, а также копии известных картин. На ее изделиях ставили печать в виде двуглавого орла. На производстве в то время работало около 40 человек — специально обученные живописцы, бывшие иконописцы из мастерских Сергиева Посада.
Лукутинская фабрика закрылась в 1904 году — к тому времени она стала убыточной.
Так началась история знаменитого каслинского литья. Сегодня на заводе в Касли, в Челябинской области, делают все что угодно: от ограждений и люков до мебели и памятников. А знаменитый Каслинский чугунный павильон, созданный для Всемирной выставки 1900 года в Париже, хранится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Сейчас под хохломой подразумевают роспись по дереву, сделанную зелеными, красными и золотыми красками на черном фоне. Раньше хохломская роспись была известна далеко за пределами России: ее можно было встретить в Индии, Америке и даже Австралии. Обычно расписывают деревянную посуду и мебель. Однако хохлома стала так популярна, что сегодня традиционные узоры украшают что угодно, даже спортивные товары, машины и одежду. Гжельская керамика Неподалеку от Москвы, в Раменском районе, находятся поселения, которые называют «Гжельский куст».
Именно там зародился знаменитый гжельский промысел — эти места издревле славились глиной. Считается, что и первый русский фарфор был сделан как раз из гжельской глины. В начале XIX века изделия стали расписывать синей краской из окиси кобальта, выдерживающей высокие температуры обжига. Именно с синим цветом до сих пор и ассоциируется гжель. Гжельский фарфоровый завод находится в Раменском районе Подмосковья.
К 1825 году братья Вишняковы уже открыли магазины по продаже изделий. Предприниматели превратили народный промысел в успешный бренд: жостовские подносы, сахарницы и другая кухонная утварь стали визитной карточкой Жостова и окрестностей. Жостовскую роспись легко узнать по чёрному фону и ярким изображениям, филигранно выполненным кистью мастера. Правда, посуда может быть и других цветов, например красной или синей.
Одно остаётся неизменным — полевые цветы, которые становятся основой любой композиции. Сюда можно наведаться с экскурсией, чтобы узнать о промысле больше и увидеть своими глазами, как создаются шедевры, а заодно попробовать расписать поднос самостоятельно — на мастер-классе. А если ехать в пригород не хочется, можно купить жостовский сувенир в Москве — фирменный магазин с изделиями местных умельцев есть на Пятницкой улице. Абрамцево-Кудринская резьба Где: село Абрамцево, Московская область Немногие знают, что знаменитое село раньше называли ремесленной столицей Подмосковья, наряду с деревней Жостово. Сюда в конце XIX века со всей округи съезжались мастера резьбы по дереву. Работали они прямо в стенах усадьбы Абрамцево : тогдашний её владелец меценат С. Мамонтов стремился развивать народный художественный промысел и потому всячески привечал умельцев. Супруга благотворителя, в свою очередь, создала школу, чтобы обучать местных детишек грамотности, а заодно и умению превращать деревянные бруски в произведения искусства. Мастерская, открытая при школе, впоследствии стала «кузницей» высококлассных специалистов по резьбе.
Процесс работы. Поленова младшая сестра живописца В. Поленова , которая вывела ремесло на новый уровень: по её эскизам стали создавать резную мебель. Предметы интерьера с затейливыми орнаментами пользовались в столице большим спросом. Одним из самых одарённых выпускников мастерской был резчик из соседней деревни Кудрино В. Именно из-за его искусных изделий в названии народного промысла появилось указание на этот населённый пункт. Абрамцево-Кудринская резьба относится к виду плоских рисунок поверхностный, без значительных углублений. Узнать изделия можно по флористическим узорам: основу композиции составляют орнаменты из лепестков со скруглённым краем. Готовые предметы не расписываются красками, а лишь тонируются морилкой.
Затем пигмент смывают с выпуклых частей — так резьбе придают дополнительный объём. При этом бывают и работы, покрытые лаком без предварительного морения. Поднос «Алтайское лето». Мастер: В.
Произведения современных художников пользуются высоким спросом у любителей и коллекционеров, и изделия из косторезной мастерской Уэлена считаются визитной карточкой округа. В двух залах музея не только изделия из кости, здесь представлены макеты байдар, меховые изделия — всё то, что поведает гостям об истории Уэлена и Чукотки.
Основной материал для резьбы по кости — клык моржа, зубы моржа, и, в последнее время, челюсть кита. В наши дни резьба выполняется бормашиной, а узоры гравируют старинным инструментом, который называется «коготок». Рисунок раскрашивается мягкими цветными карандашами. Чукотско-эскимосской гравировке свойственен повествовательный характер: художники изображают сюжеты народных сказок, этапы охоты, сцены национального быта. Типичной чертой скульптуры является её анималистический характер. Основные герои, животные, передаются резчиками с большой убедительностью.
Отличное знание анатомии позволяет мастерам создавать удивительно правдивые образы. Кроме одиночных фигур, создаются целые композиции, изображающие борьбу зверей и сцены охоты. В подобных скульптурных группах изображается человек, бесстрашно вступающий в единоборство с могучим зверем. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки ныне на территории города Кирова. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Дымковская, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности. Дымковские игрушки — это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Отсюда и название — «дымковская» или «кировская» игрушка. В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи — все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки.
Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника «Свистуньи», который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших во время битвы 1418 года, известной как Хлыновское побоище. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично. В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города. Абашевская игрушка Абашевская игрушка — глиняная игрушка родом из села Абашево Спасского уезда Пензенской области.
Казалось бы, обычные и привычные нам фигурки животных — козы, бараны, кошки, олени, лоси, собаки и другие превращаются в сказочных персонажей. Так, наши козочки и олени становятся похожими на экзотических жирафов и волшебных кентавров. Мастера изготавливали и продолжают сейчас производить преимущественно свистульки, изображающие различных животных. По местному поверью, пензенская глина обладает лечебными свойствами, даже после обжига готового изделия. Неповторимая и оригинальная игрушка станет не только заметным и ярким предметом декора, но и поможет очистить ваш дом от плохой энергетики, принесет счастье, уют и благополучие. Глиняные игрушки из Абашево появились в 19 веке, но до сих пор остаются ценным образцом народных промыслов России.
На территории тогда еще Пензенской губернии находились богатые месторождения глины. Как и на многих территориях России, глину использовали преимущественно для создания посуды и иных предметов домашнего обихода. Из глиняных остатков стали изготавливать игрушки для детей. В связи с появлением в 20 веке заводской посуды, изготовление кустарных гончарных изделий для быта пошло на спад. Именно тогда изготовление игрушек стало самостоятельным промыслом, благодаря которому мастера смогли показать и придать сатирический характер персонажам, высмеять тех, кто обманывает и наживается на честных людях. Яркие игрушки и звонкие свистульки привлекали внимание детей.
На сегодняшний день можно выделить целые династии мастеров игрушек, которые различаются между собой определенными элементами. Большая известность абашевских игрушек приходится на 1920-е годы, и связана с именем местного мастера Лариона Зоткина, творчество которого оказало существенное влияние на будущее производство абашевской игрушки. В это время формируются характерные художественные приемы и особенности росписи фигурок. Скопинская керамика Скопинский керамический промысел развивался, как и многие другие промыслы в мире, производя гончарную посуду для быта, а также строительные материалы — печные трубы, кирпич и черепицу. Это были такие же, как и везде — достаточно грубые предметы крестьянской утвари без глазури Но во второй половине XIX века в Скопине, по примеру московских мастеров, стали применять глазурь. Тогда и появилась отрасль, прославившая его далеко за пределами Рязанского края.
Скопинские керамисты тех лет отличались фантазией и поэтому появилось большое количество не совсем утилитарных предметов — с лепниной, сложными орнаментами и подглазурной росписью. Это было оценено по всей России, поэтому спрос на керамические изделия из Скопина все время рос и промысел приобрел необычайную популярность. Сложные, почти скульптурные керамические изделия возили на праздничные ярмарки в крупнейшие города — в Москву, Рязань и Липецк. Не забывали города юга России и даже Украину. Скопинский кувшин Скопинскую керамику очень охотно покупали любители народного искусства, коллекционеры и иностранцы. Изделиями Скопинских гончаров стали пополняться крупнейшие музеи России.
Скопинские художники всегда славились богатством воображения, смелостью пластических решений и оригинальными конструкциями своих керамических изделий. Одновременно с простыми гончарными формами делались керамические кувшины с богатой лепниной и изображением различных сюжетов: здесь и сказочные животные, рыбы, птицы, разнообразные орнаменты, былинные персонажи, фольклорные и исторические образы. Орнаменты были рельефными и наносились штампиками и стеками по сырой глине. Виды орнаментов разнообразны, но преобладали геометрические, имеющие греческие и византийские корни. Керамика покрывалась цветными глазурями различных оттенков, а также ангобами — серо-зелеными, коричневыми и охристыми. Благодаря энтузиазму мастеров и таланту художников Скопинский промысел не только сохранился до наших дней, но и получил развитие.
Сегодня керамика скопинских мастеров участвует во многих выставках и часто получает призовые места в различных конкурсах. Виды и формы керамики, выпускаемой на Скопинском заводе разнообразны, как и в старину. Самые интересные и уникальные произведения, со сложной лепниной и росписью делаются художниками вручную на гончарной основе. Палехская миниатюра Палехская миниатюра известна на весь мир и существует почти сто лет. Икона «Всех скорбящих радости». Палехские письма.
Народные промыслы: как переплетаются традиции и инновации | Наталья Лосева
Народные промыслы России. В рамках тематической недели, посвященной Дню народного единства, в нашем детском саду в музыкальном зале оформлена выставка «Народные промыслы России». Совет Федерации, Минэкономразвития России, Роспатент и Ассоциация «Народные художественные промыслы России» считают сохранение и поддержку народных художественных промыслов одной из важнейших государственных задач. Народные промыслы России. Народные промыслы России. В рамках тематической недели, посвященной Дню народного единства, в нашем детском саду в музыкальном зале оформлена выставка «Народные промыслы России». Народные декоративные промыслы – культура многонациональной России. Каждое неповторимое художественное является объектом нематериального – творческого наследия семьи народов. Но народные промыслы и ремесла России стали объектом народного искусства, творческим наследием, богатым и многоликим.
Понедельник - 29.04 - выставка работает! Смотрите расписание на май
- Что еще почитать
- 25.01.2023г. - Выставка творческих работ «Народные промыслы России»
- Авторизация - АПМСЗ
- "Народные промыслы России"
- Традиционные промыслы снова стали модными: собрали реально крутые сувениры из путешествий по России