Новости капитанская дочка чем закончилась

как заканчивается повесть капитанская дочка? «Капита́нская до́чка» — исторический роман (или повесть) Александра Пушкина, действие которого происходит во время восстания Емельяна Пугачёва. Гринев оправдан, капитанской дочери выдана помощь из казны. Сегодня у нас Капитанская дочка Краткое содержание в разных вариантах: для читательского дневника и по главам.

Чем закончилась повесть «Капитанская дочь»?

Если бы паче всякого чаяния матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося сержанта, и дело тем бы и кончилось. Больше всего в романе «Капитанская дочка» мне запомнилась встреча Маши с императрицей Екатериной. Смысл повести капитанская дочь Родители Гринева — самые обыкновенные провинциальные родители, главный персонаж повести — их единственный сын. Предлагаем Вам ознакомиться с кратким содержанием повести «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина по главам. Петр Андреич Гринев рассказывает о своей семье: отец Андрей Петрович после выхода в отставку жил в Симбирской деревне.

Краткое содержание Капитанская дочка, Пушкин читать или смотреть видео по главам

«Капитанская дочка» — краткое содержание и пересказ по главам романа (повести) А. С. Пушкина. Когда же выяснилось, что Алексей Иванович сватался к капитанской дочке, но получил отказ, Гринёв понял, что его соперник – бретёр и клеветник. За обедом Гринев познакомился с капитанской дочкой Машей. Многие из второстепенных героев рассказа “Капитанская дочка” встречаются в произведении не более двух раз.

«Капитанская дочка» Пушкина: долг, честь, любовь

Дочь Маша производит на юношу огромное впечатление и он даже начинает писать стихи, посвященные ей. Что же такого есть в «Капитанской дочке», оставшееся за рамками школьной программы? Прочитав оригинал произведения "Капитанская дочка" по главам, вы поймете психологию героев, а также узнаете некоторые подробности, нами опущенные. произведение великого русского автора, однако если Вы хотите вспомнить основные моменты - то Вам подойдет наше краткое содержание.

Краткое содержание «Капитанская дочка» Пушкин А. С.

Но это не главная причина. Любовные стихи Сумарокова в 1750—1770-е годы были эталоном для манеры выражения чувств молодыми людьми, значит, должны были быть эталоном и для Гринёва. Моделью для самого Сумарокова служили любовно идеальные, не из жизни взятые, отношения пастухов и пастушек. При чём изображались только чувства - без из их мотивировки, которая заменялась ссылкой на «такую с у д ь б у», п р о в и д е н и е и т.

В совокупности всё это Пушкин считал нежизненным: уводящим русскую поэзию в ложную сторону. Но зато весьма подходит для стремительных действий героя на основе сильных, но внешне не прописанной мотивировкой чувств: «Намерение моё было твёрдо принято. Не тужи, Савельич: б о г м и л о с т и в; авось увидимся!

Что собственно делает Гринёв с точки зрения рыцарского романа? Как верный рыцарь ради спасения дамы сердца он пренебрегает не только опасностью, но и благоразумием. Однако аналогия здесь «облегчённая»: как рыцарю Айвенго, Гринёву не пришлось даже жертвовать религиозными предрассудками, осуждаемыми Скоттом открыто.

Так красавице еврейке Ревекке грозило сожжение по обвинению в колдовстве. Ревекку Айвенго не любил, но она ранее спасла ему жизнь. И благодарный рыцарь по первому слову — просьбе о помощи помчался в сражении с единоверцем христианином защитить еврейку на «с у д е б о ж ь е м» — и защитил.

Как и положено верному рыцарю Гринёв поспешает спасать любимую на добром коне подарке Пугачёва! Куда спешишь? Добро бы на пир, а то под обух, того и гляди...

В роли не менее знаменитого рыцаря Дон Кихота Гринёв кинулся старого дядьку выручать. Вместе их обоих хватают, вяжут, ведут к Пугачёву. Так в который раз уже выходит, что Савельич выступает уже в роли «судьбы»: без «помощи» старого слуги Гринёв не попал бы прямо к самозванному Петру III — новому Гришке Отрепьеву: «Я вошел в избу, или во дворец, как называли ее мужики.

Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагой… Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась. Около него стояло несколько из главных его товарищей, с видом притворного подобострастия…» - по духу всё, как в настоящем дворце. Дворец Екатерины II и оклеенная золотой бумагой «царская» изба Пугачёва в романе - есть взаимно зеркальные отражения.

Нам сейчас не так легко понять, как такое «отражение» дворца в мужицкой избе могло было обидно русским самодержцам! Значит, и самозванный претендент на престол есть отражение власти монарха законного?.. После подавления восстания Екатерина II пыталась уничтожить самую о нём и о его предводителе память: в печатных изданиях, в учебных заведениях восстание обходили молчанием как не бывшее.

Однако, что можно было поделать с памятью народною? Запугать, чтоб вслух не поминали — можно. Уничтожить народную память нельзя.

Но вернёмся к сюжету пушкинского романа — притчи. Итак, в качестве схваченного с оружием в руках врага Гринёв предстаёт перед своим старым знакомцем: «Пугачев узнал меня с первого взгляду. Поддельная важность его вдруг исчезла.

Глаза у Пугачева засверкали. И в сказке, и в рыцарском романе не нуждается в обосновании никакими официальными законами защита слабых: в д о в, с и р о т, с т а р и к о в. Здесь рыцарь дворянской чести Гринёв и сыплющий народными прибаутками и притчами Пугачёв совпадают на подсознательном уровне незыблемой веры в п р а в д у — и с т и н у.

И вот исчезает «государь» - в своём роде не хуже, и не лучше Екатерины II - и остаётся ч е л о в е к: «П у г а ч ё в. Мы с его благородием старые приятели. Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге.

Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя. Для меня не будет помилования. Буду продолжать как начал.

Как знать? Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою".

Его выбросили из окна, зарезали, сожгли, зарядили его пеплом пушку и выпалили! Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-все только тридцать три года? Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же.

Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать.

Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон, чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что б о г даст! Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления.

Оба — и Пугачёв, и Гринёв по своему правы. Но в песне и сказке совместимая и взаимозаменяемая правда каждого из них в историческом пространстве действия исключает правду другого. Пушкин показал нам уже столько правд!

Где же самая главная п р а в д а?! Снарядить-то ее некому, Благословить-то ее некому. По сюжету же с Пугачёв с Гринёвым еже в Белогорской крепости: «Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате, где на стене висел еще диплом покойного коменданта, как печальная эпитафия прошедшему времени».

Швабрин «в подлых выражениях раболепствует» перед прибывшим самозваным государем. Пугачёв требует показать по словам Швабрина якобы уже его жену, которую он будто бы в горячке держит взаперти. В итоге открывается картина: «На полу, в крестьянском оборванном платье сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами.

Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба… Пугачев посмотрел на Швабрина и сказал с горькой усмешкою: "Хорош у тебя лазарет! Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят».

Пугачёв «обратился он к Марье Ивановне и сказал ей ласково: "Выходи, красная девица; дарую тебе волю. Я государь". Марья Ивановна быстро взглянула на него и догадалась, что перед нею убийца ее родителей.

Она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств. Из л и т е р а т у р н ы х а н а л о г и й здесь попытка Швабрина заставить девицу насильно его «полюбить» слегка напоминает, опять-таки сюжетную линию из «Айвенго»: рыцарь - храмовник давший обет безбрачия Бриан де Буагильбер так пылал незаконною страстью к еврейке Ревекке, что, домогаясь любви, тайно запер девицу в отдалённом покое своего монастыря, где по закону никаким женщинам быть не полагалось. Сочтя еврейку околдовавший невинного рыцаря ведьмою, гроссмейстер — глава ордена приговорил её к сожжению, буде не явится её защитник, чтобы на с у д е б о ж ь е м - на рыцарском поединке оправдать обвиняемую.

Если защитник победит — девицу освободят. В качестве такого защитника едва оправившийся от раны, ещё слабый рыцарь Айвенго на измученном коне в последний срок примчался на ристалище. Гроссмейстер сказал: — …Желал бы и я, чтобы ты был в состоянии, более подходящем для сражения.

А сэр Вальтер Скотт исхитирился избежать в описании этой сцены всякого сентиментализма. Кто не верит, тот пусть сравнит пару сентиментальных романов с романами Скотта! Подобно Ревекке даже ценою своей смерти отказавшись уступить притязаниям злодея Швабрина, Марья Ивановна проявила силу характера, но сила эта - отчасти была вызвана отчаянием, отчасти исходила опять-таки из родовых заветов.

Разный фокус романов в том, что у Скотта на протяжении объемной главы в ответ на обещания храмовника ради неё оставить свои обеты Ревекка рассуждает о древности еврейских родов и о необходимости следовать путём предков. В «Капитанской дочке» все рассуждения остаются между строк: просто Марья Ивановна в своем р о д о в о м доме, где диплом её отца висит на стене. И как ранее родной отец дал Маше р о д о в о е благословление, так теперь, в принципе, как и для Гринёва Пугачёв оказывается и её тоже посажённым - названным отцом: кабы не Пугачёв — не бывать бы в конце романа свадьбе героя с героиней.

В поэтическом времени — пространстве «Капитанской дочки» так выходит, что мужик б л а г о с л о в л я е т д в о р я н: на брак или на иное более тесный контакт с народом — читателю решать. Пушкин не моралист. Он гениальный поэт.

И гениальный психоаналитик характера своих героев. Когда Маша в освободителе из рук злодея узнала убийцу р о д и т е л е й её если и не вытряхнуло, то сильно «встряхнуло» в родовой колыбели её понятий. Когда такое потрясение человек переживает без помрачения рассудка, то после, при внешне не изменившемся характере он способен на неожиданный поступок.

Какой в последней Главе XVI и совершает Марья Ивановна, отправившись в Петербург добиваться от русской императрицы п р а в д ы - отмены приговора Гринёву якобы за измену. Всё это ещё впереди, а пока: «Что, ваше благородие? Как думаешь, не послать ли за попом, да не заставить ли его обвенчать племянницу?

Пожалуй, я буду п о с а ж ё н ы м о т ц о м, Швабрин дружкою; закутим, запьем - и ворота запрем! Эта девушка не племянница здешнего попа: она дочь Ивана Миронова, который казнен при взятии здешней крепости". Да они бы ее загрызли.

Ничто ее бы не спасло! Дальнейшая речь Гринёва есть вариант взывания к «б о ж ь е м у с у д у», а по уровню высокой поэзии з е р к а л ь н а «затейливой сказке» Пугачёва - непременно должна быть с этой сказкой сопоставлена! Во вдохновенной, не надуманной речи Гринёва в пространсво п р а в д ы — и с т и н ы действие взлетает даже выше уровня эпиграфов из народных песен.

И когда для героя опыт романного чтения тут тоже сыграл роль — это был хороший опыт: « - Слушай, - продолжал я… - Как тебя назвать не знаю, да и знать не хочу... Но б о г в и д и т, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно ч е с т и моей и христианской с о в е с т и.

Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедною с и р о т о ю, куда нам б о г путь у к а ж е т. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем б о г а м о л и т ь о спасении грешной твоей души...

Казалось, суровая душа Пугачева была тронута. Возьми себе свою красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет! В этот момент Пугачёв — настоящий государь от бога… Но в р е м я этой в тексте предпоследней от Пугачёва реплики вполне былинно мифологическое.

А место этой реплики -произнесения не столько в Белогорской крепости, столько в той из эпиграфа к Г л а в е II «Вожатый» былинной «сторонушке», где нет ни государей, ни мужичков с дворянами, ни юридических законов; есть только ч е л о в е к перед ч е л о в е к о м как перед б о г о м. И ПОСЛЕ такого взлёта действия к высшей и с т и н е, следует возвращение к определённому жанру: дальнейшее свидание с любимой Гринёв описывает опять в духе сентиментального романа — под пером симпатизирующего героям Пушкина в духе психологически хорошо выдержанного романа: «Я схватил ее руку и долго не мог вымолвить ни одного слова. Мы оба молчали от полноты сердца...

Всё было забыто. Мы говорили и не могли наговориться. Марья Ивановна рассказала мне всё, что с нею ни случилось с самого взятия крепости; описала мне весь ужас ее положения, все испытания, которым подвергал ее гнусный Швабрин.

Мы вспомнили и прежнее счастливое время... Оба мы плакали... Чудные обстоятельства соединили нас неразрывно: ничто на свете не может нас разлучить".

Марья Ивановна выслушала меня просто, без притворной застенчивости, без затейливых отговорок. Она чувствовала, что судьба ее соединена была с моею. Но она повторила, что не иначе будет моею женою, как с согласия моих родителей.

Я ей и не противуречил. Мы поцеловались горячо, искренно…»; «Марья Ивановна пошла проститься с могилами своих родителей… Она воротилась, обливаясь молча тихими слезами…» - напоказ классически добротный сентиментализм. Далее в предельно напряженной сцене расставания с Пугачёвым опять следует взлёт к и с т и н е и с её высот стремительное падение в историческую действительность: «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня.

Нет в романах подобной сцены! В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время.

Швабрин и народ, толпящийся около нас, помешали мне высказать всё, чем исполнено было мое сердце. Мы расстались дружески. Пугачев… еще раз высунулся из кибитки и закричал мне: "Прощай, ваше благородие!

Авось увидимся когда-нибудь". В пространстве романа Пугачёв более не появится, а вместе с ним скоро угаснет и активная сюжетная роль Петра Гринёва. Потому что Пугачёв — Гринёв парные символические герои.

И всё в герое слишком частное - личное, не символизирующее старинные достоинства дворянского рода и их обновление — всё это в романе - притче лишнее. У окошка комендантского дома я Гринёв увидел стоящего Швабрина. Лицо его изображало мрачную злобу.

Как и положено не раскаявшемуся злодею! Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сторону. Наконец мы выехали из крепостных ворот и навек оставили Белогорскую крепость.

Должен последовать — и последует острый поворот сюжета. В произведениях Якова Бор. Княжнина 1740-1791 такого куплета нет.

Вполне по методу остроумного сэра Вальтера Скотта выдумав по смыслу нужный ему эпиграф, Пушкин приписывает его Княжнину. П р и п о м н и м: в Главе V «П о е д и н о к» был уже эпиграф из Княжнина без указания авторства. Зачем же это?

Уезжая из ночлежки, Петр к очередному недовольству Савельича отблагодарил провожатого, пожаловав ему заячий тулупчик. На что незнакомец раскланялся, сказав, что век не забудет такой милости. Когда Петр добирается, наконец, до Оренбурга, сослуживец его отца, прочитав сопроводительное письмо с наказом держать молодца «в ежовых рукавицах», отправляет его служить в Белгородскую крепость — ещё большую глушь. Это не могло не расстроить Петра, уже давно мечтавшего о гвардейском мундире. Глава 3.

Простые и душевные люди сразу понравились Гриневу. У немолодой четы Мироновых была дочь Маша, но пока их знакомство не состоялось. В крепости которая оказалась простой деревушкой Петр знакомится с молодым поручиком Алексеем Ивановичем Швабриным, которого сослали сюда из гвардии за дуэль, закончившуюся смертью противника. Швабрин, имея привычку нелестно отзываться об окружающих, частенько язвительно говорил о Маше, дочери капитана, выставляя её полной дурочкой. Затем Гринев сам знакомится с дочерью командира и ставит под сомнение высказывания поручика.

Глава 4. Поединок По своей натуре добрый и благодушный Гринев всё теснее начал дружить с комендантом и его семьей, а от Швабрина отдалился. Дочь капитана Маша, не имела приданного, но оказалась очаровательной девушкой. Колкие замечания Швабрина не нравились Петру. Окрыленный мыслями о молодой девушке тихими вечерами он начал писать к ней стихи, содержанием которых делился с другом.

Но тот высмеивал его, и ещё пуще начинал унижать достоинство Маши, уверяя, что она придёт ночью к тому, кто подарит ей пару сережек. В итоге друзья поссорились, и дело дошло до дуэли. Василиса Егоровна, жена коменданта, узнала о поединке, но дуэлянты сделали вид, что помирились, решив отложить встречу на следующий день. Но утром, только они успели обнажить шпаги, Иван Игнатьич и 5 инвалидов вывели под конвой к Василисе Егоровне. Отчитав, как следует, она их отпустила.

Вечером Маша, растревоженная вестью о дуэли, рассказала Петру о неудачном сватовстве к ней Швабрина. Теперь Гринев понял его мотивы поведения. Дуэль всё же состоялась. Уверенный фехтовальщик Петр, наученный хоть чему-то путному гувернером Бопре, оказался сильным противником для Швабрина. Но на дуэли появился Савельич, Петр на секунду замешкался и в итоге получил ранение.

Глава 5. Любовь Раненного Петра выхаживали его слуга и Маша. В итоге дуэль сблизила молодых людей, и они воспылали взаимной любовью друг к другу. Желая жениться на Маше, Гринёв шлёт родителям письмо. Со Швабриным Гринев помирился.

Отец Петра, узнав о дуэли и не желая слышать о женитьбе, пришёл в ярость и прислал сыну гневное письмо, где угрожал переводом из крепости. В недоумении, как отец мог узнать о дуэли, Петр набросился с обвинениями на Савельича, но тот и сам получил письмо с недовольством хозяина. Гринев находит лишь один ответ — о дуэли сообщил Швабрин. Отказ отца в благословении не меняет намерений Петра, но Маша не согласна тайно выходить замуж. На время они отдаляются друг от друга, а Гринев понимает, что несчастная любовь может лишить его разума и привести к распутству.

Глава 6. Пугачевщина В Белгородской крепости начинается беспокойство. Капитан Миронов получает приказ от генерала подготовить крепость к нападению бунтовщиков и разбойников. По слухам он уже захватил несколько крепостей и подбирался к Белгороду.

В них он рассказывает немного о своём детстве и об одном важнейшем для его судьбы событии. Отец отправляет молодого Гринёва служить, и по пути на место службы Гринёв и его старый слуга Савельич встречают беглого казака. Он помогает Петру и Савельичу избежать бури, за что получает с барского плеча заячий тулуп. Казаком оказывается пока никому не известный Емельян Пугачёв. В крепости Пётр Гринёв влюбляется в дочь коменданта Машу. Те же чувства вспыхивают в сослуживце Гринёва офицере Швабрине. Между Швабриным и Гринёвым происходит дуэль, Гринёв ранен.

При этом, если Пугачев считает себя орлом, то Гринев между двумя птицами не видит никакой разницы: убивая, они все питаются мертвечиной. В чем смысл концовки «Капитанской дочки» Ради любви к Гриневу его возлюбленная готова идти за помощью к самой Екатерине II. В те годы подобный поступок воспринимался за невиданную дерзость. Соответственно, за самоотверженность Гринева Мария отплачивает ему равноценной монетой. Как видите, вариантов для сочинения на тему смысла «Капитанской дочки» может быть великое множество: можно разобрать смысл глав, или поднять важную для «Капитанской дочки» тему смысла калмыцкой сказки, объяснить концовку и многое другое. Что касается жанровой составляющей книги, то тут мнения исследователей расходятся. С одной стороны, «Капитанская дочка» охватывает внушительный пласт времени, а в сюжете задействуются реальные исторические фигуры. Все это свидетельствует о принадлежности книги к жанру исторического романа. Но современники окрестили «Капитанскую дочку» повестью. Это связано с тем, что в первой половине 19 века к романам причисляли лишь многотомные произведения. В 1958 году была снята экранизация книги Пушкина «Капитанская дочка». Поднимая вечные вопросы нравственного выбора в сложных ситуациях, Пушкин создал классику, актуальную даже спустя практически 200 лет с момента первой публикации.

А.С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка»

Помимо основной линии будущего романа, Пушкин наметил новую романтическую линию, согласно которой Башарин спасает дочь убитого коменданта крепости: Старый комендант отправляет дочь свою в ближнюю крепость; Пугачёв взяв одну, подступает к другой — Башарин первый на приступе; Требует в награду… — Акад. Его внимание привлекли подлинные истории комендантов приграничных крепостей Веловского и Харлова , отправивших своих жён ради безопасности в более крупную Татищеву крепость. Оба остались верны долгу и были повешены после взятия их крепостей Пугачёвым, жена Веловского погибла в ходе штурма Татищевой, жена Харлова и дочь коменданта Татищевой Татьяна стала наложницей Пугачёва и была убита казаками через месяц. Таким образом, новая романтическая линия была тесно переплетена с реальными событиями и возможной логикой действий героя в армии Пугачёва. Для более ясного представления о событиях в пугачёвском лагере Пушкин всё яснее понимал необходимость поездки к местам, где разворачивались события его будущего романа [21]. В апреле 1833 года Пушкин отложил работу над будущим романом и полностью сосредоточился на работе над «Историей Пугачёва». По мнению пушкиноведа Петруниной, возможно, что Пушкин планировал предпослать будущему роману историческое обозрение описываемых событий, подобно тому, как это сделал Вальтер Скотт в романе «Роб Рой», который начинается обширным введением с детальным описанием событий XVIII века в Шотландии. Закончив черновой вариант «Истории Пугачёва», Пушкин запросил разрешения о поездке в Казанскую и Оренбургскую губернии. В ответ на просьбу уточнить цели поездки Пушкин указал работу именно над историческим романом, а не историческим исследованием.

Разрешение было получено и 17 августа поэт выехал в Казань [22]. В поездке по местам Пугачёвщины Пушкин большей частью собирал материалы для своего исторического труда. Но он также тщательно отбирал отдельные детали, фразы, события, которые послужат ему и для будущего романа. Так, в Казани, в ходе разговора с принимавшим его профессором К. Фуксом , Пушкина заинтересовала история некоего лютеранского пастора. В бытность колодником в казанском остроге Пугачёв получал хлеб от него в виде милостыни. После взятия Казани пастор был схвачен восставшими и приведён к самозванцу, Пугачёв узнал его и в качестве благодарности одарил его конём и званием «полковника». К счастью для пастора, он в суматохе следующих дней смог отстать от разбитой армии самозванца и вернуться домой.

Мотив благодарности Пугачёва, а также момент узнавания человека, когда-то оказавшего тому добрую услугу, показались Пушкину весьма примечательными, он использовал их в будущем романе, в сценах первой встречи во время бурана и узнавания и спасения Гринёва от виселицы после заступничества Савельича [23]. Приезд в Оренбург позволил поэту воочию представить места действия будущего романа, природу, людей, их речь, детали повседневной жизни. Особую ценность для Пушкина имели беседы с очевидцами событий — жизни пограничных крепостей и взятия их Пугачёвым, быта пугачёвского лагеря, событий осады Оренбурга. Беседы с Ариной Бунтовой , Мариной Дехтяревой, Иваном Киселёвым и другими свидетелями дали Пушкину драгоценные детали, почти дословно процитированные им в «Капитанской дочке». Страшные детали казни пленённых комендантов крепостей, судьба их жён и детей со слов простых свидетелей событий произвели на Пушкина сильнейшее впечатление. Рассказы о коменданте Татищевой крепости Григории Мироновиче Елагине в рассказах казаки называли его Григорием Мироновым , судьбе его супруги и дочери Татьяны, а также встреченные по дороге в Уральск меловые горы по берегу реки позднее трансформируются в Белогорскую крепость и семью её коменданта капитана Миронова. По воспоминаниям сопровождавшего Пушкина в поездке по крепостям пограничной линии В. Даля , Пушкин рассказывал о планах будущего большого романа, но боялся, что он не соберётся писать его сейчас, «не соберётся сладить с ним».

Подлинные события грандиозной трагедии Пугачёвщины открывались перед поэтом, и он понимал, что они перечёркивают все ранее задуманные планы и схемы, все его сюжетные ходы не соответствуют открытой реальности. Он принял решение осенью 1833 года завершить в Болдине «Историю Пугачёва», отложив роман, который следовало заново осмыслить [24]. По новому предстала перед Пушкиным и фигура Пугачёва. Поэт сделал несколько записей в своих бумагах, свидетельствовавших о сохранившемся почтительном отношении простых казаков к самозванцу, несмотря на его разоблачение и прошедшие десятилетия: «Грех сказать, говорила мне 80-летняя казачка, на него мы не жалуемся; он нам зла не сделал»; «Он для тебя Пугачёв, — отвечал мне сердито старик, — а для меня он был великий Государь Пётр Фёдорович». Пушкин собирал важные детали для сложного психологического портрета Пугачёва, по ходу событий уверовавшего в свою «царскую» природу «Старый ты человек, разве пушки льют на царей? Общение с оренбургскими и уральскими казаками позволило Пушкину сделать следующий вывод, приведённый в «Замечаниях о бунте» [25] : Уральские казаки особливо старые люди доныне привязаны к памяти Пугачёва… Когда упоминал я о его скотской жестокости, старики оправдывали его, говоря: «Не его воля была; наши пьяницы его мутили». Муж и жена Горисовы. Оба душа в душу — Маша, их балованная дочь — барышня Марья Горисова.

Он влюбляется тихо и мирно. Получают известие и капитан советуется с женой. Подступает… крепость осаждена — приступ отражён — Валуев ранен — в доме коменданта — второй приступ. От него отпущен в Оренбург. Валуев в Оренбурге. Пушкин пропустил план первых глав будущего романа, возможно, что они ему уже были ясны. Развитие сюжета, с пленением раненого Валуева и последующим освобождением его Пугачёвым, дало возможность Пушкину подробно описать оба противоборствующих лагеря — пугачёвский и правительственный в Оренбурге, а также прорисовать установившуюся человеческую связь между юношей и главой мятежников, раскрыть характер Пугачёва.

Пугачев взглянул грозно на Швабрина: «И ты смел меня обманывать! С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака. Как думаешь, не послать ли за попом, да не заставить ли его обвенчать племянницу? Пожалуй, я буду посаженым отцом, Швабрин дружкою; закутим, запьем — и ворота запрем! Атаман толкнул дверь ногою — Марья Ивановна в оборванном крестьянском платье, бледная и худая сидела на полу. Здесь держал ее Швабрин на хлебе и воде. Уличенный в обмане, он бросился перед «государем» на колени. Пугачёв помиловал Швабрина, и он уже готов отпустить Машу с Петром. Но тут униженный соперник выдает атаману тайну: девушка не племянница попадьи, а дочь капитана Миронова. Гринёв объяснил, что не мог открыть этого обстоятельства при людях Пугачёва. Тогда ничто бы не спасло беззащитную сироту. Молодой человек находит верные слова для благополучного разрешения своего положения: «Как тебя назвать не знаю, да и знать не хочу… Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам Бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души…». Пугачев был тронут и решил отпустить их, велев Швабрину выписать Гринёву пропуск. Герой предложил Марье Ивановне поехать к его родителям. Поколебавшись, она согласилась. Пётр говорит девушке, что почитает ее своей женою и больше не разлучит их никакая сила. Маша чувствовала то же, но повторила, что выйдет за него только с благословения родителей. Перед отъездом Пугачёв позвал к себе Гринёва. Юноша испытывал сложные чувства, прощаясь с этим ужасным человеком, извергом для всех, кроме него. Пётр пламенно желал вырвать его из среды злодеев, спасти его голову. Они расстались дружески. Гринёв со своей невестой уезжает из крепости. У комендантского дома стоял мрачный и злой Швабрин. Герой не хотел торжествовать над поверженным врагом и отвёл глаза в сторону. Глава 13. Арест По дороге в родительскую деревню молодые люди столкнулись с гусарским полком Зурина. Их чуть было не разлучили гусары, приняв Гринёва за слугу Пугачёва. Встреча с Зуриным прояснила недоразумение. Полковник извинился перед Марьей Ивановной и определил ее на квартиру. Дорога на Симбирск была свободна. Зурин предложил Гринёву отправить далее девушку с Савельичем к родителям, а самому остаться — воевать с мятежниками. Гринёв чувствовал: долг чести требует присутствия в войске императрицы. Савельич никак не хотел оставить барское дитя без присмотра, но Пётр лаской и искренностью сумел его убедить. Прощание с Гринёва с Марьей Ивановной было трогательным. Она обещала ему, что только он один будет в ее сердце до могилы. Война с бунтовщиками тянулась до лета. Гринёв видел разграбленные поместья, правительственные войска забирали у крестьян последнее, что осталось после набегов мятежников. Такое положение дел приводило его в ужас: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! Пугачёва поймали по дороге на Москву, после взятия им Казани. Радость героя от окончания военной компании отравляла мысль о пойманном злодее, о его казни. Гринёв получил отпуск и уже собирался домой, когда Зурин получил приказ об его аресте за «дружбу» с Пугачёвым. Глава 14. Суд Арестованный Швабрин оклеветал Петра Гринёва, назвал его шпионом Пугачёва, и молодому человеку предъявили обвинение в пособничестве бунтовщику. Петра привезли в опустошенную и погорелую Казань, в крепость, которая одна уцелела в городе. На допросе герой мог доказать свою невиновность, но для этого надо было назвать имя Марьи Ивановны. Мысль, что имя ее впутается между гнусными наветами, что ее сюда могут потребовать, ужаснула Петра, и он замолчал. Здесь же, в крепости, был Швабрин, поседевший, исхудавший. Он тоже ничего не сказал о капитанской дочке. Надели мне на ноги цепь и заковали ее наглухо. Потом отвели меня в тюрьму и оставили одного в тесной и темной конурке, с одними голыми стенами и с окошечком, загороженным железною решеткою. Через несколько минут загремели цепи, двери отворились, и вошел — Швабрин. Я изумился его перемене. Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена. Он повторил обвинения свои слабым, но смелым голосом. По его словам, я отряжен был от Пугачева в Оренбург шпионом; ежедневно выезжал на перестрелки, дабы передавать письменные известия о всем, что делалось в городе; Петру вынесли приговор — пожизненная ссылка в Сибирь. Он избежал казни лишь благодаря заслугам отца. От таких известий старший Гринёв едва не слёг. Позор и стыд за сына, изменившего присяге, были для него страшнее, чем смерть Петра на плахе. Андрей Петрович поверил в его вину. Теперь он считал сына недостойным такой невесты, как дочь капитана Миронова. У Марьи Ивановны были предположения, из-за чего ее жених не смог оправдаться, и она решила ехать в Петербург искать помощи у сильных людей. Матушка Петра помогла ей собраться, и девушка отправилась в путь в сопровождении Палаши и Савельича. Героиня приехала в столицу. Та рассказала Марье Ивановне о распорядке дня императрицы, познакомила ее с садом. Утром героиня отправилась погулять в саду. Здесь она случайно встретила приятную даму, которая спросила девушку, кто она и почему одна в таком юном возрасте. Узнав, что перед ней дочь погибшего капитана Миронова, дама решила принять в ней участие. Читая письмо девушки к государыне, дама переменилась в лице: императрица не может простить Гринёва — он безнравственный негодяй. Но Марья Ивановна посмела возразить: «Он для меня одной подвергся всему, что постигло его…. Не оправдался перед судом, … потому только, что не хотел запутать меня». И рассказала все. Дама обещала помочь ей. Скоро выяснилось, что Маша разговаривала с самой государыней. Она вызывала девушку к себе и объявила ей о помиловании жениха. Более того, императрица обеспечила дочь капитана, погибшего за отечество, приданым. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй. Я знаю все, я все вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня. Государыня ласково к ней обратилась, и Марья Ивановна узнала в ней ту даму, с которой так откровенно изъяснялась она несколько минут тому назад. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти к будущему свекру. На этом записки Петра Андреевича Гринёва прекращаются. Из семейных преданий известно, что в конце 1774 года его освободили из заключения; Гринёв был на казни Пугачёва, тот успел перед казнью заметить его в толпе и кивнуть ему головой, через минуту мертвой и окровавленной. Вскоре после этого Пётр Андреевич женился на Марье Ивановне. Потомки их живут в благоденствии все там же — в Симбирской губернии. В сем письме государыня оправдывает его сына и хвалит ум и сердце дочери капитана Миронова. История создания Пушкин работал над «Капитанской дочкой» 1833—1836 гг. Написанию этого художественного произведения предшествовало изучение исторических материалов о пугачевском бунте, поездка в Поволжье и Приуралье. Александр Сергеевич встречался с участниками и очевидцами событий времен пугачевщины. На основании проделанной работы он написал монографию «История Пугачевского бунта» — настоящий научный труд, основанный на достоверных фактах. Однако, будучи художником слова, литератором, А. Пушкин не мог ограничиться в увлекательной для него теме документальным исследованием. Из рассказов свидетелей событий возникали образы, складывался сюжет. Так появился замысел исторического художественного произведения «Капитанская дочка». Желание Пушкина написать роман в таком жанре не обошлось без влияния западной литературы. Замечательные исторические романы английского писателя Вальтера Скотта вызывали большой интерес у читающей публики в России. Александр Сергеевич поставил задачу, подобно западному романисту, передать настроение в обществе во время крестьянской войны, изобразить личность Емельяна Пугачёва — сильного, неординарного, жестокого, но не лишенного человечности. Грозные события роковым образом влияют на жизнь героев. Любовь, вражда и прочие человеческие отношения даны на фоне крестьянской войны. Автор несколько раз переписывал произведение из-за цензуры. Сначала он хотел изобразить противоречивую личность дворянина, перешедшего на сторону Пугачёва. Позже писатель останавливается на создании двух героев, противопоставленных друг другу: положительном Гринёве и отрицательном Швабрине. Имена главных героев в ходе работы тоже менялись. В 1936 году Пушкин работал над последней редакцией своего романа. В декабре этого же года, за месяц до гибели поэта, «Капитанская дочка» была опубликована в журнале «Современник» под видом записок покойного Петра Гринёва. Из журнальной публикации и последующих изданий произведения была выпущена по цензурным соображениям глава о бунте крестьян в имении Гринёва, она сохранилась в черновом варианте. Герои повести и их краткая характеристика Главные и второстепенные герои произведения, являясь характерами типическими, наделены автором индивидуальной выразительностью. Каждый имеет черты сословной принадлежности, свои представления о жизненных ценностях, особенности нрава и отличительную манеру поведения. Грамоте он выучился на двенадцатом году благодаря своему дядьке Савельичу. От учителя-француза он усвоил несколько уроков фехтования. Этим исчерпывалось образование шестнадцатилетнего дворянина. Читатель наблюдает быстрое взросление юноши, отправленного отцом на военную службу. Пётр, хотя плохо образован, но наделен природным умом. Он на досуге увлекается чтением, и первые литературные опыты его неплохи. Молодой человек быстро развивается, он способен составлять верные суждения о людях. Строгий родитель дает напутствие сыну: «Береги честь смолоду», и Петруша Гринёв помнил отцовский наказ. Во всех критических ситуациях честь для него была превыше жизни. Благодаря нравственному выбору незрелый подросток за короткий срок превращается в мужчину, достойного офицера и отважного воина. Он по-рыцарски благороден и верен в любви. Ради честного имени любимой он готов к смертному приговору. Благородство вообще свойственно его натуре. Пётр не способен к низким чувствам. Даже над поверженным врагом он не хочет торжествовать — отводит от него глаза в сторону.

Но Пугачев знает, что уже поздно, и говорит, будь что будет. Пугачев милует самовольца, но от Швабрина узнает, что Маша — дочь неприсягнувшего коменданта. Сначала он в ярости, но Петр своей чистосердечностью и на этот раз добивается благосклонности. Счастливые влюбленные едут в родительский дом. Они спутали армейский конвой с пугачевскими изменниками и попали под арест. В начальнике заставы Гринев узнал Зурина. Он рассказал, что едет домой жениться. Тот отговаривает его, заверяя остаться на службе. Петр и сам понимает, что его зовет долг. Он отправляет Машу и Савельича к родителям. Боевые действия подоспевших на выручку отрядов разбили разбойничьи планы. Но Пугачева не могли поймать. Потом пошли слухи, что он свирепствует в Сибири. Отряд Зурина отправляют на подавление очередной вспышки. Гринёв вспоминает несчастные деревни, разграбленные дикарями. Войскам приходилось отбирать то, что люди смогли сберечь. Пришло известие, что Пугачев пойман. Он не смог оправдаться любовью, боясь, что Маша тоже подвергнется допросам. Императрица, учитывая заслуги отца, миловала его, но приговорила к пожизненной ссылке. Отец был в ударе. Маша решилась ехать в Петербург и просить Императрицу за любимого. Волею судьбы Мария встречается ранним осенним утром с Императрицей и рассказывает ей всё, не зная, с кем говорит. Тем же утром за ней в дом светской дамы, где устроилась на время Маша, прислали извозчика с приказом доставить дочь Миронова во дворец. Там Маша увидела Екатерину II и узнала в ней свою собеседницу. Гринева освободили от каторги. Пугачева казнили. Стоя на плахе в толпе он увидел Гринева и кивнул. Воссоединенные любящие сердца продолжили род Гринёвых, а в их Симбирской губернии под стеклом хранилось письмо Екатерины II с помилованием Петра и похвалой Марии за ум и доброе сердце. Прочитав «Капитанская дочка» по главам в выделив главных героев романа , нужно также сделать характеристику героев и их описание , чтобы понять их внутренний мир. Вам может быть интересно:.

Одоевский считал, что некоторые эпизоды могли бы быть описаны более подробно. Также он писал, что образ Швабрина получился не слишком реалистичным: «… Пугачев слишком скоро, после того как о нём в первый раз говорится, нападает на крепость; увеличение слухов не довольно растянуто — читатель не имеет времени побояться за жителей Белогорской крепости, когда она уже и взята. Семейство Гринёва хотелось бы видеть ещё раз после всей передряги: хочется знать, что скажет Гринёв, увидя Машу с Савельичем. Савельич чудо! Это лицо самое трагическое, т. Пугачёв чудесен; он нарисован мастерски. Швабрин набросан прекрасно, но только набросан; для зубов читателя трудно пережевать его переход из гвардии офицера в сообщники Пугачёва». Критик В. Белинский также положительно отозвался о произведении. Многие персонажи и картины созданы так, что читатель чувствует реальность происходящего и переносится в мир романа: «Капитанская дочка» — нечто вроде «Онегина» в прозе. Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие картины по верности, истине содержания и мастерству изложения — чудо совершенства. Таковы портреты отца и матери героя, его гувернера-француза и в особенности его дядьки из псарей, Савельича, этого русского Калеба, Зурина, Миронова и его жены, их кума Ивана Игнатьевича, наконец, самого Пугачева, с его «господами енаралами», таковы многие сцены, которых, за их множеством, не находим нужным пересчитывать…». Журналист консервативного направления и писатель Н. Греч хвалил роман за выразительность, достоверное изображение екатерининской эпохи и естественность изложения. Критик и историк литературы П. Анненков тоже подчеркнул прекрасное описание в произведении времени, в которое происходили описываемые в нём события. Соллогуб высоко оценил сдержанность и логичность повествования, радуясь, что Пушкин «превозмог самого себя» и не пустился в пространные описания и «порывы». Встречались и рецензенты, которые ожидали от великого поэта большего. К примеру, князь П. Он высказал автору ряд претензий по поводу исторической достоверности событий, изображенных в «Капитанской дочке». Консервативный публицист М. Каткова считал, что произведение получилось слишком сухим. В целом, современники Пушкина приняли роман положительно. Замечания, касавшиеся исторических деталей романа и стиля изложения, по мнению критиков, не перечеркивали его достоинств. Значение «Капитанская дочка» — крупное произведение, которое даёт широкую историческую картину, охватывающую русскую действительность эпохи пугачёвского восстания. До этого в рассказах о прошлом описывались лишь конкретные события. Пушкин же ставит в центр повествования человеческую личность. Он показывает, как исторические потрясения сказываются на судьбе конкретных личностей Маши, Гринёва и прочих персонажей. Даже Пугачёв в произведении предстаёт с человеческой стороны, а не как безликий исторический деятель. Кроме того, в произведении Пушкина тесно переплетаются художественный вымысел и историческая правда. В романе нашли отражение жизнь народа, восстание, образы крестьян и казаков, помещичий быт, губернское общество и жизнь затерянной в степях крепости, личность Пугачёва и двор Екатерины II. Выведены лица, представляющие разные слои русского общества, раскрывающие нравы и быт того времени. Интересные факты В 1883 году роман стал первым русским произведением, которое перевели на японский язык. Перевод был сделан с англоязычного варианта, где главных героев звали Джон и Мэри. Изначально А. Пушкин хотел назвать роман «Пугачёв», но произведение не прошло цензуру, и автор переименовал его в «Капитанскую дочку». Прототипом Белогорской крепости является — Магнитная. События, связанные с осадой этой крепости Пугачёвым, вдохновили Пушкина на создание одного из самых трагических эпизодов «Капитанской дочки». Комендант Сергей Сергеевич Тихановский стал образом для пушкинского капитана Миронова. В реальности отряды Пугачёва напали на небольшую крепость у берега реки Яик так раньше назывался Урал в мае 1774 года. Всего две роты драгунов и рота пехоты оборонялись от пятитысячного войска бунтовщиков. Первый штурм не был удачным: на призывы сдаться солдаты ответили картечными выстрелами. Спустя несколько дней мятежники организовали новый штурм, и он закончился успехом. И тут исторические события несколько расходятся с сюжетом «Капитанской дочки». Пушкин написал, будто крепость после второго штурма сдалась практически без боя: солдаты не пошли в атаку вслед за офицерами. В реальности дело обстояло иначе, и если бы не предатели, удалось бы ещё какое-то время продержаться. Роман «Капитанская дочка» получил сразу несколько кинематографических воплощений в XX в. Первая экранизация относится к 1928 г. Краткое содержание Экскурс Главный герой повести — Пётр Гринёв — был единственным ребенком в семье майора Андрея Петровича и потомственной дворянки Авдотьи Васильевны. Его семья была не из бедных: у них имелось триста душ крестьян, богатый дом и много земли.

Краткий пересказ А.Пушкин "Капитанская дочка"по главам.

Скачать Капитанская дочка в кратком содержании в Docx. Чем она закончилась? Наш краткий пересказ «Капитанской дочки» может быть использован для читательского дневника учениками 8 класса. Сегодня у нас Капитанская дочка Краткое содержание в разных вариантах: для читательского дневника и по главам. Наш краткий пересказ «Капитанской дочки» может быть использован для читательского дневника учениками 8 класса.

Связанных вопросов не найдено

  • Краткое содержание «Капитанская дочка» Пушкин А. С.
  • Чем закончилась капитанская дочка?
  • Читать капитанская дочка краткое содержание для итогового сочинения
  • Пушкин. Все произведения
  • Капитанская дочка. Чем закончилось произведение?
  • Расскажите коротко о конце произведения Капитанская дочь! Чем она закончилась?

А. С. Пушкин. Капитанская дочка. Краткое содержание и анализ

Цечоев М., просили написать чем закончилось, тебе этого мало? тогда поищи кратко в интернете, самый умный нашелся. Дочь Маша производит на юношу огромное впечатление и он даже начинает писать стихи, посвященные ей. В исторической повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» внимания заслуживают как главные, так и второстепенные персонажи. исторический роман. Получи верный ответ на вопрос«Капитанская дочка. Наш краткий пересказ «Капитанской дочки» может быть использован для читательского дневника учениками 8 класса. Если краткого описания «Капитанской дочки» вам кажется недостаточно, а времени читать всё произведение целиком нет, советуем посмотреть хотя бы экранизацию.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий