Как и где погиб Чингисхан: что известно ученым о причине смерти и других обстоятельствах, разные версии. Чингисхан И вот уже в течение восьми веков авантюристы, кладоискатели, и, наконец, ученые ведут спор: где же захоронен великий Хан? Первые упоминания о стране БаргуджинТокум встречаются еще в «Сокровенном сказании монголов», где рассказывается о происхождении Чингисхана. По словам Рашид-ад-Дина, Чингисхана похоронили в шести днях пути от этой горы. Как и где погиб Чингисхан: что известно ученым о причине смерти и других обстоятельствах, разные версии.
Трудное детство
- Где спрятана могила Чингисхана | Золотая Орда — интернет-журнал
- Личность Чингисхана
- Возможно найдена гробница Чингисхана / Хабр
- Мировое ОТКРЫТИЕ на Северном Байкале!
- Могила Чингисхана
Тайна могилы Чингисхана: где на самом деле похоронен известный завоеватель
Согласно легенде, Чингисхан попросил, чтобы его похоронили без опознавательных знаков, и после того, как он умер, его тело было возвращено в современную Монголию. Старший сын Чингисхана, возможно, никогда не был похоронен в известной гробнице. Однако если Чингисхан похоронен в традициях хунну, найти его могилу будет крайне трудно, почти невозможно. По преданию, Чингисхан похоронен в глубокой гробнице, сидящим на золотом троне у горы Бурхан-Халдун в истоках реки Онон. история, археология, монголия Где захоронен Чингисхан – неизвестно до сих пор. РИА Новости, 08.01.2024.
Паломники нашли могилу Чингисхана в Восточно-Казахстанской области
Предание гласит, что по его желанию, место его захоронения должно было остаться неизвестным. Все, кто встречался с погребальным шествием, были убиты, а после церемонии территорию уравнивали с помощью лошадей, а рабов, похоронивших его, казнили. Существуют различные версии о месте захоронения, от Забайкалья до горы Бурхан-Халдун, но до сих пор не удалось обнаружить его останки.
Поэтому исследователи ограничились установлением возраста радиоуглеродным методом с прямым измерением содержания изотопа 14C с помощью ускорительной масс-спектрометрии. Калибровка дат производилась по кривой IntCal20 , для расчета вероятных возрастных диапазонов была использована программа OxCal v4. С доверительной вероятностью 95,4 процента дата создания гроба лежит в промежутке между 1218 и 1268 годами, средняя дата определяется 1245 годом. Для порога в погребальной камере ученые получили два вероятных диапазона дат: 1276—1304 и 1367—1380 годы. Более вероятен 81,1 процента первый из них, и исследователи полагают, что дверь в камеру была установлена в период с 1280 по 1290 год. Фрагмент строительных лесов со стены портала оказался самым молодым из образцов: время его создания определено между 1298 и 1398 годами со средней датой 1350 год. Поскольку средняя дата изготовления гроба на 20 лет позднее момента смерти Джучи, Панюшкина и ее коллеги склонны считать, что гроб все-таки предназначался не для останков хана, хотя полностью исключить вероятность того, что скелет без руки принадлежал Джучи, нельзя.
Возможно, в гробу был похоронен кто-то из его ближайших потомков, причем не по мусульманскому, а по традиционному монгольскому обряду: мавзолея в то время еще не было. К концу XIII века ислам уже достаточно широко распространился в Золотой Орде, и к нему стали склоняться представители правящего рода. Так, правнук Джучи, хан Туда-Менгу, принял ислам в 1283 году. Приблизительно в это время началось возведение самых ранних элементов гробницы, и строительные работы продолжили в XIV веке, особенно после того как в 1313 году при хане Узбеке ислам стал государственной религией Золотой Орды. Портал мавзолея соорудили около 1350 года, когда со времени кончины Джучи-хана прошло уже более 100 лет. Вопрос о том, кому из представителей правящего клана принадлежали найденные останки и когда их вместе с погребальным инвентарем видимо, под влиянием архаичной традиции поместили в усыпальницу, остается открытым.
С самого начала никто не хотел, чтобы чужаки знали о местонахождении могилы правителя. Во время похорон была задействована рабская сила — чтобы они не раскрыли тайну, их убили. А потом, для большей надежности, стоящие выше по иерархии монголы убили и воинов, которые казнили рабов.
Чингисхан на смертном одре, изображенный на рисунке 15 века Согласно легенде, место погребения Чингисхана было дополнительно растоптано кучей лошадей. Потом на это месте были посажены деревья, чтобы со временем у чужаков не было возможности даже случайно добраться до могилы завоевателя. Также считается, что над местом погребения Чингисхана было проложено русло реки, чтобы могила осталась под водой. В «Сокровенном сказании монголов» о месте погребения ничего не сказано. В конечном итоге получается, что где находится могила Чингисхана никто не знает. Но у ученых есть несколько предположений о том, где она может быть. Вам будет интересно: Какие сокровища могут быть скрыты под Сфинксом — самой известной скульптурой Египта Где спрятана могила Чингисхана Самая правдоподобная версия гласит , что Чингисхан похоронен в монгольской провинции Хэнтий — это место его рождения.
Однако, во время пути произошли некоторые непредвиденные обстоятельства. Часть охраны заподозрила, что их убьют после захоронения, и решила бежать, прихватив с собой четыре драгоценных саркофага. Они спустили их в прорубь на Енисее с надеждой на последующую продажу.
В конце концов, похоронный процесс, включающий могильщиков и 300 охранников, достиг озера на правом берегу Енисея, где планировалось похоронить тело Чингисхана. Могильщики пробили лед и опустили два оставшихся саркофага с останками Чингисхана под него. Под лед также были отправлены драгоценности, предметы быта и дорогая одежда, которые могли пригодиться Чингисхану в загробной жизни. После завершения ритуала охрана жестоко расправилась с похоронной командой, изрубив ее членов на куски.
Засекреченная могила Покорителя Вселенной
Только воины знали, где похоронен Чингисхан. «Большой и славной равнине Тандук», где произошла битва между войсками Чингисхана и попа Ивана, может соответствовать Кава-Тауйская равнина. Где находится могила Чингисхана. 08: 00, 8 января. @RIA Novosti. До настоящего времени, ещё не установлено точно, где был захоронен Чингисхан. Электронный адрес «МГ»: [email protected] Написать редактору сайта: [email protected] Материалы, опубликованные со знаком R, а также под рубриками «Новости компаний», «Бизнес» и «Выборы» носят рекламный характер. До сих пор неизвестно, где похоронен «великий монгол» Чингисхан (Темучин).
Загадка места погребения
- С. Волков. Тайна смерти Чингисхана
- Курсы валюты:
- Могила Чингисхана — Википедия
- Где находится могила Чингисхана? - | Статьи по туризму от
- Почему монголы не хотят, чтобы могилу нашли
- Конец пути
Что известно о могиле Чингисхана и почему все о ней спорят
С. Волков. Тайна смерти Чингисхана - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации | Где похоронили Чингисхана и почему держали в тайне. |
Злой гений Чингисхан скорее всего погребен на территории Тувы - МК | Возможно, и могилу Чингисхана следует искать не в Монголии, а где-то рядом с Иртышем? |
Покоритель Вселенной был похоронен… под Жезказганом? | Как и где погиб Чингисхан: что известно ученым о причине смерти и других обстоятельствах, разные версии. |
Нашли могилу Чингисхана?
Уже почти 800 лет никто точно не знает, где похоронен Чингисхан. Археологи считают, что Чингисхана могли похоронить с предметами его славы, украшениями и драгоценной утварью, однако погребен он скорее всего на глубине нескольких десятков метров. Где похоронили Чингисхана и почему держали в тайне.
Могилу Чингисхана ищут в Иркутской области, неподалеку от Байкала
До настоящего времени, ещё не установлено точно, где был захоронен Чингисхан. Алматинский ученый, кандидат исторических наук Владимир Осколков указал возможное место захоронения на Алтае основателя и первого великого хана Монгольской империи – Чингисхана, сообщает история, археология, монголия Где захоронен Чингисхан – неизвестно до сих пор. Следовательно, могила Чингисхана должна была быть где-то поблизости (с чего бы вдруг???).
Тайны могилы Чингисхана и стоит ли её искать
Её специально подослал тангутский царь Шидурхо-Хаган, отличавшийся хитростью и коварством. По этой легенде, красавица укусила хана в шею, повредив сонную артерию, и тот умер от потери крови. Как бы то ни было, все учёные сходятся во мнении, что смерть хана наступила в 1227 г. Умер Чингисхан в походной обстановке. После покорения Средней Азии его военачальники обзавелись прекрасными турецкими кольчугами и дамасскими клинками, но сам Чингисхан, несмотря на то что был страстным любителем оружия, принципиально не последовал их примеру и остался равнодушен к мусульманской роскоши. Он продолжал носить одежду кочевника, придерживался старинных обычаев и завещал своему народу не изменять этим обычаям во избежание растлевающего влияния на нравы китайской и мусульманской культур. Его военачальники сделали всё возможное, чтобы дать праху и душе своего властелина наслаждаться вечностью в идеальном покое. Место его захоронения держалось в строжайшем секрете. Могилу утаптывали, ровняя с землёй, более тысячи лошадей.
Шмидт, монголовед и тибетолог XIX века, основываясь на том, что монголы не умели бальзамировать трупы, считает, что тело Чингисхана от тангутского царства до Монголии не довезли, а в Монголии похоронили только какие-то вещи и реликвии великого хана. А Огодой, взойдя на престол, принес в жертву духу полководца монголов 40 красивых девушек и много породистых лошадей. В конце XIX века эти места посетил русский путешественник и этнограф Г. Потанин, который записал легенду о гибели великого хана и составил описание святыни монголов.
Ордос имеет три святыни — Великую, Среднюю и Малую ставки, которые представляют собой войлочные юрты. В Великой юрте покоятся останки Чингисхана, Средней — останки его жены-монголки из рода Далат, а в Малой — платье той жены, которую он отнял у какого-то другого хана. Пленница отвергла любовь повелителя монголов, бросилась в Желтую реку и утонула, труп ее искали, но не нашли, а нашли только платье… Великая ставка, располагавшаяся на правом берегу речки Чжамхак, состояла из двух белых войлочных юрт, которые стояли между двумя песчаными барханами на искусственной насыпи высотой около 60 сантиметров. Короткие стороны прямоугольной насыпи были обращены к северу и югу.
Задняя юрта примыкала вплотную к передней, и потому дверей ее не было видно; вход был только один — через южную юрту. В том месте, где юрты соприкасались, был устроен тайный проход. На юртах сверкали золотые маковки; войлоки, покрывающие своды юрт, по нижней кромке были вырезаны фестонами в виде языков, свисающих вниз. Внутри передняя юрта представляла собой комнату с деревянными стенами и плоским деревянным потолком.
У задней стены южной юрты, где должна была бы располагаться дверь в северную юрту, стоял стол и на нем 5 или 7 светильников. Этот жертвенник и закрывал вход в северную юрту, куда входить никому не разрешалось, кроме одного только ламы. В этой юрте и хранилась медная или серебряная рака, в которой покоились останки Чингисхана. Все святыни Ордоса находятся под присмотром дархатов — очень уважаемого сословия, которое избавлено от всех налогов и повинностей.
Каждый год, в 21-й день 3-го месяца по лунному календарю, ордосские монголы устраивали большой праздник Тайлга жертвоприношение в честь Чингисхана. Празднество совершается на другом, левом, берегу речки Чжамхак, куда к этому дню свозят все три святыни Ордоса. Каждая из них разбирается и укладывается на отдельную телегу, в которую впрягают трех белых верблюдов. На новом месте юрты вновь ставятся в ряд дверями к югу, в центре — Великая ставка с останками Чингисхана.
Перед ней расстилают войлок, на который садятся ламы, чтобы читать молитвы в честь великого полководца монголов. Около юрты ставят стол, а на него — серебряную посуду и чаргун. На другом столике раскладываются вещи, которые будто бы принадлежали Чингисхану — кисет для табака длиной 30 сантиметров, огниво, трубка, лук, саадак и меч. К западу от лам стоит большая «бадья из сандалового дерева» с молоком, окованная тремя серебряными обручами.
Рядом ставят телегу, на которой возят эту бадью и футляр к ней. К югу от лам на белом войлоке стоит конь яичной белизны, который сам без пастуха прибегает к этому месту в день праздника.
Одновременно с японцами свои раскопки проводил профессор Чикагского университета Джон Вудс, в аймаке Хэнтэй он обнаружил средневековый могильник, в котором покоились представители кочевой знати.
Но после нескольких лет кропотливой работы выяснилось, что эти захоронения не имеют отношения к Чингисхану. Деятельностью американцев были недовольны местные жители. Они стали обращаться к руководству Монголии с жалобами, что иностранные исследователи разъезжают по священной земле на автомобилях и оскверняют прах их предков.
К тому же, в 2005 году в Хэнтэйском аймаке началась засуха, сопровождавшаяся нашествием насекомых-вредителей, что суеверные монголы приняли за дурной знак. Экспедиция была свернута из-за недовольства местной общественности. Больше иностранцев в священные места не пускали.
Эрин Крейг полагает, что таким образом власти Монголии продемонстрировали всему миру, что отказавшись от коммунистической идеологии, они взяли на себя ответственность за сохранение исторической памяти. В книге «Знаменитые загадки истории» Харьков 2014 г. И только сами монголы, как и их предки, не хотят тревожить вечный сон правителя.
Чингисхан хорошо знал, что многие могильники осквернялись не столько ради легкой наживы, сколько с целью ритуального оскорбления древнейших царских родов», — говорится в книге «Знаменитые загадки истории». Осквернение могил — тяжкое преступление, по поверьям монголов и многих других народов. Якобы потомки Чингисхана не только прогнали по захоронению табун лошадей и убили всех, кто знал это место, но и намеренно распускали ложные слухи, чтобы запутать врагов, стремившихся надругаться над могилой завоевателя.
Как отметил кандидат философских наук Федор Петров, среди жителей Монголии распространены предания, что людей, случайно подошедших к месту погребения Чингисхана, останавливает некая мистическая сила, надежно оберегающая покой усопшего. А кандидат исторических наук П. Котов считает, что монголы тщательно оберегают могилу легендарного правителя не столько ради защиты от возможных грабителей, сколько для сохранения останков в целости.
Ведь, согласно местным поверьям, только в этом случае дух великого хана сможет вернуться в наш мир, воплотившись в одном из его потомков. И напротив, реинкарнация не случится, если потревожить могилу. Противоположную версию высказывают другие авторы.
Они считают, что монголы не желают возвращения воинственного правителя, они опасаются его гнева, который может привести к сокрушительным разрушениям, если побеспокоить захоронение.
Расстояние Баянаул-Рубцовск город на реке Алей 390 км, с учетом коэффициента пути 470 км. Совпадает вполне. На этой территории две больших реки, это Алей и Чарыш. Тогда предположительно Онанкеруле — это междуречье Алей-Чарыш и начинался родовой юрт Чингисхана от реки Алей. Проверка по Юань-Би-Ши. Оттуда удалось выловить следующее. Буркан-Калдун — это действительно гора, а не горное плато или горный хребет.
Когда тайджуиты ловили Чингисхана, так погоня три раза оббежала вокруг Буркан-Калдуна. Родина Чингисхана — это река Онон, практически все события до начала завоевательных походов происходят на этой реке. Онон расположен таким образом, что, отойдя от реки попадаешь на южный склон Буркан-Калдуна, то есть Онон течет с юга. Юань-Би-Ши не коррелирует с Р-а-Д. У него Онон вытекает с востока, а не с юга, что никак не возможно. Но опять же, мы не знаем, какая карта была у Р-а-Д. Давайте предположим, что карта южноориентированная, а он прочитал ее, как восточноориентированную. Тогда получается следующее: «запад, центр — Керулен», «юг — Онон».
Вот сейчас вполне совпадает с Юань-Би-Ши, так и будем искать. Это должны быть две самые большие реки. Значит, проверяем Алей и Чарыш, или их притоки. Есть еще одно косвенное доказательство. Чингисхан выбрал для погребения гору Буркан-Калдун из-за красоты. Дело обстояло так: однажды Чингиз-хан был на охоте; в одном из этих мест росло одинокое дерево. Он спешился под ним и там обрел некую отраду. Он сказал: «Эта местность подходящая для моего погребения!
В поисках гробницы Чингисхана
в жизни Чингисхана многое связано с этой священной горой. Когда Чингисхана похоронили, дамбу разрушили, и вода вернулась в естественное русло, навсегда скрыв место погребения. До настоящего времени, ещё не установлено точно, где был захоронен Чингисхан. Уже почти 800 лет никто точно не знает, где похоронен Чингисхан. Где похоронили Чингисхана и почему держали в тайне. Алматинский ученый, кандидат исторических наук Владимир Осколков указал возможное место захоронения на Алтае основателя и первого великого хана Монгольской империи – Чингисхана, сообщает
1. Как появилась авоська
- Трудное детство
- Юрий-Западная Сибирь • Алчная, Хищная, Великая Империя Чингисхана - 14. Могила Чингисхана, где она?
- Злой гений Чингисхан скорее всего погребен на территории Тувы
- Что еще почитать
- Где находится могила Чингисхана — загадка возрастом 800 лет
- Курсы валюты:
Чингисхан похоронен в Бурятии?
Захоронение всесильного правителя также связано с горами. По обширности Монгольская империя превосходила все когда-либо существовавшие государства. И до сих пор исследователи не могут найти той возвышенности, на склонах которой, по преданиям и свидетельствам, закончил свой земной путь великий хан, чье новое имя переводилось как «владыка мира». Смерть: причины неизвестны Впрочем, по поводу самой смерти великого властителя тоже осталась таинственная неопределенность. Известный паломник Марко Поло писал, что Чингисхан умер от раны, полученной в результате попадания отравленной стрелы в колено. Вернувшийся из Монголии посланник папы римского Плано Карпини в 1247 году сообщал, что хан погиб от удара молнии. Официально же считалось, что кончина его была связана с болезнью, случившейся от падения с коня во время охоты. А по древнему монгольскому преданию, причина и вовсе трагикомична: хан, которому в то время было уже хорошо за семьдесят, погиб якобы от раны, причиненной зубами красавицы. То ли в порыве страсти она его укусила, то ли хотела отомстить - неведомо. Кюрбелдишин-Хатун была женой тангутского правителя, а после падения столицы тангутского царства Чингис по праву завоевателя прибрал все земли в свои руки, и плененная красавица стала одной из его многочисленных жен.
А за ней находится еще одна пещера, которая и стала склепом Чингисхана. Место захоронения великого полководца официально до сих пор не установлено. Согласно монгольским преданиям, гробница Чингисхана расположена недалеко от озера Табасун-Нор.
Белый конь стоит без седла, так он считался посвященным богам. К северу от саврасого коня стоит человек, которого называют Алтын-хатасун.
Он опирается на рог антилопы, а ноги его зарыты в песок. Вора поймали и привели к Чингисхану, и он сказал ему: — Ты унес у меня кол, к которому я привязал белого коня. Будь же теперь сам вместо кола! И после этих слов Чингисхан приказал закопать вора в землю по горло и привязать к нему белого коня. И повелел и впредь делать так же — закапывать в землю одного из потомков вора».
В течение всего этого дня Алтын-хатасуну не дают ни пить, ни есть, и он должен стоять неподвижно. А на песке, в который зарыты ступни его ног, пишут несколько букв, и если к концу праздника их найдут испорченными, то «вора» бьют. Бьют и пастухов, если «насорят» священные лошади, участвующие в празднике. Празднество, в котором участвуют только мужчины,[24] начинается с поклонения Великой юрте с останками Чингисхана, потом Средней и Малой, затем белой лошади, после чего идут к Алтын-хатасуну. После этого паломники идут к саврасому коню Найману, поклоняются ему и стараются прикоснуться лбом к уздечке или седлу Чингисхана.
От Наймана толпа паломников направляется к девяти белым верблюдам, по дороге обходя телеги, на которых привезли юрты. Задки телег подняты вверх, и на них сидят дети дарха-тов: большие — на телегах, маленькие — под телегами. Проходя мимо них, паломники произносят: Да будет одеяло полно детей, Да не будет у них ни чесотки, ни насморка! А в возраст придете — Да будете вы счастливы и сановиты. А потом бросают в воздух деньги, и сидящие на телегах дети стараются поймать, но слезать с телеги им нельзя.
Те деньги, которые они не поймали, достаются маленьким. После этого паломники идут к верблюдам и стараются украдкой выщипать у них немного шерсти, которую потом зашивают в добу и носят на груди. На этом поклонение заканчивается и паломники смешиваются с толпой, ждущей того момента, когда начнут кропить молоком из «бадьи из сандалового дерева». Перед началом обряда по поверхности молока пускают плавать серебряные блюдечки, потом первым блюдечком черпают молоко три раза и выплескивают его в воздух. Делает это джинан — специальный распорядитель праздника, после него то же самое делают все остальные — князья и простой народ.
Во время поклонения самому Чингисхану люди останавливаются перед Великой юртой, кланяются ей три раза и становятся на колени перед ракой с останками великого полководца. Сама рака заперта на три замка, ключи от которых находились у панчен-ламы — духовного главы буддистов Тибета. Ордосские монголы верят, что к раке опасно приближаться с дурными намерениями, и если кто-нибудь все же решится на это — у него выпадут глаза. Потом один из дархатов берет хатак шелковый платок , разрывает его на узкие полоски, проводит ими по раке и раздает эти полоски народу.
Где сыт скот, там процветают и люди. Именно эти климатические особенности и являются главной причиной возникновения в восточной степи могучих кочевых держав тюрок, хуннов и монголов. Именно последние до сих пор поражают человечество размахом своих завоеваний.
Главный их вождь был похоронен в Великой степи, но вот где находится могила Чингисхана — это мы и постараемся выяснить, если получится, по ходу повествования. В западной части степи климатическая картина совсем иная. Зима укрывает землю толстым снежным покровом, который во время оттепелей образует очень прочный наст. Скот в таких условиях не может добраться до корма. Кочевники вынуждены заготавливать на зиму сено, а потому привязаны к зимовьям и ограничены в своих передвижениях. В средние века такие природные особенности ставили половцев в полную зависимость от Древней Руси. Кочевники не могли уклониться от ударов княжеских дружин и вынуждены были идти на компромисс с сильным противником.
Это отнюдь не способствовало объединению племён, созданию сплочённых военизированных подразделений и завоеванию больших территорий. Китайские летописцы называли кочевников, обитавших в восточной степи, одним словом — «татары». В этом нет ничего удивительного, так как французов, датчан, немцев можно назвать также одним словом — «европейцы». Монгольская степь сопки Маньчжурии Сами же татары делились на три больших ветви, жившие в разных степных районах. Кроме них в лесостепных урочищах севернее реки Онон существовал небольшой народ, носящий название монголы. Главным врагом монголов были маньчжуры, обитавшие в Северо-Восточном Китае. Их постоянные набеги заставили предков Борте-Чино и Алан-Тоа сплотиться и избрать хана.
Стал им Хабул-хан, который и правил своим народом в 30-40-х годах XII века. Он сумел остановить натиск маньчжуров, но после его смерти в 1149 году союз родов распался. Главные враги монголов, видя такое положение дел, опять стали досаждать последних своими набегами. Со временем ситуация стала очень напряжённой, и монголы опять вынуждены были объединиться. На этот раз они не стали избирать хана, а сплотились вокруг одного из родственников покойного Хабул-хана Есугей-багатура. Был он из рода Борджигинов, место обитания которого находилось в районе нынешнего города Нерчинска 305 км. Это был настоящий воин — храбрый и решительный, способный оказать достойное сопротивление наглому и жестокому врагу.
Ещё в юности, будучи совсем молодым человеком, охотился он в степи с соколом. Обогнув сопку, увидел повозку, в которой какой-то меркит вёз девушку удивительной красоты. Юноша крикнул своих братьев, и они бросились в погоню. Увидев, что преследователи уже близко, девушка горько заплакала и сказала меркиту, своему жениху: «Ты видишь этих людей — они убьют тебя. Брось меня, уезжай, я вечно буду помнить тебя». Меркит послушался разумного совета. Он выпряг коня, ожёг его плетью и ускакал в степь.
Монголы окружили повозку, впрягли в неё свою лошадь и привезли плачущую девушку домой. Здесь они сказали пленнице: «Забудь о своём женихе, наш Есугей живёт без женщины, станешь ему женой». Звали девушку Оэлун. В 1162 году родила она первенца — Тэмуджина. Когда ему исполнилось 9 лет, то по монгольскому обычаю он должен был быть помолвлен. Отец договорился о помолвке с родителями красивой девушки Бортэ из племени хонкират. Он отвёз сына в становище будущего тестя и оставил там, чтобы тот привык к новым людям, которые должны были стать в скором будущем его близкими родственниками.
Сам же поехал домой. Время приближалось к обеду, когда Есугей увидел нескольких человек, сидящих у костра, и подъехал к ним. Те, как и положено в степи, предложили ему разделить трапезу. Спрыгнув с коня, мужчина понял, что встретился с татарами. Бежать было бесполезно, так как конь устал, и кочевники могли легко догнать его. По степным традициям, гостя у походного костра никто тронуть не мог. Есугей сел и поел.
Закончив трапезу, он попрощался и благополучно уехал. Через пару часов всадник почувствовал себя плохо и решил, что его отравили. Из последних сил он добрался до дома и слёг в постель. На четвёртый день Есугей-багатур умер. Его смерть положила конец родовому союзу, семья же оказалась брошенной на произвол судьбы. Старший сын Тэмуджин в возрасте 9 лет стал во главе семейства. На долю мальчика выпало много тяжёлых испытаний, но благодаря стойкому и сильному характеру, он их выдержал с честью.
Шло время, мальчик превратился в юношу, затем в молодого мужчину и сплотил вокруг себя монголов. В 1182 году он был избран ханом с титулом Чингис. Тэмуджин начал вести войны с татарами, маньчжурами, но период 1185-1197 годов покрыт мраком. Из «Мэн-да Бэй-лу» древнее сочинение, посвящённое монголам, переводится как «Тайная история монголов» известно, что он был захвачен в плен маньчжурами и 11 лет провёл в темнице. Затем бежал и вновь оказался в степи. Уже в 1198 году Тэмуджин стоит во главе мощной орды. В это время он создаёт Ясу — свод законов, отменивший старые родовые обычаи и регламентировавший новые стереотипы поведения.
Этот шаг был необходим в условиях образования единого военного механизма, направленного на покорение других народов.