Что можно есть и что нельзя в Великий пост, правила питания по дням, меню на каждый день. Запрещено есть мясо и птицу, а рыбу можно только по определенным дням.
Суть Великого поста
- Для чего нужен день постный
- Когда Великий пост в 2024 году
- Великий пост 2024: когда начинается, что можно и что нельзя, календарь питания по дням
- Отказ от еды — не главное
Великий пост-2024: главные правила и постное меню
Рассказали, в какие дни поститься, что можно и нельзя есть и почему необязательно жестко соблюдать правила. Вне постных дней не запрещено есть яйца, молочные и другие продукты животного происхождения, обязательно вкушение рыбы, которая наряду с растительными маслами по предписаниям Церкви считается постной пищей. Календарь питания по дням: что можно и нельзя есть в дни Великого Поста и какие традиции нужно соблюдать. Рыбу есть можно, но в определенные дни поста. Что можно есть в эти дни Великого поста?
Великий пост-2024: главные правила и постное меню
Включайте в свой рацион овощи, фрукты, злаки, бобовые и орехи - это обеспечит вас необходимыми питательными веществами. Не забывайте о белке - ключевом элементе для поддержания мышечной массы и общего здоровья. Ваш выбор могут быть бобы, нут, тофу и орехи - отличные источники белка. Следите за уровнем жидкости в организме. Пейте достаточное количество воды, чтобы избежать обезвоживания и поддерживать нормальное функционирование организма. Ограничьте потребление соли и сахара. Предпочитайте натуральные и нежирные продукты, чтобы сохранить здоровье вашего организма.
Экспериментируйте с новыми рецептами и добавляйте разнообразные специи и травы для улучшения вкуса ваших блюд. Разнообразие в рационе не только обеспечит ваш организм всеми необходимыми питательными веществами, но и сделает ваше питание более интересным и вкусным. Правильное питание в пост позволяет поддерживать здоровье и энергию на протяжении всего Великого поста, а также способствует духовному росту и очищению.
Следить за питьевым режимом — организм должен получать много воды. Если во время поста угощают «неправильной» едой, ее можно принять и съесть. Но после придется особенно тщательно соблюдать все ограничения. Строгого поста обязаны придерживаться только священнослужители. Остальные могут себе позволить «смягчить» правила и ограничения.
Большинство верующих разрешают себе употреблять в пищу растительное масло и не соблюдать запреты относительно горячих и холодных блюд. И это нормально. Суть поста — очистить мысли и разум, позаботиться о состоянии души. Что нельзя есть во время поста Помимо мяса, нельзя употреблять в пищу: фастфуд и очень жирную еду; колбасу, сосиски, копчености; молоко и кисломолочные продукты, сыры и сливочное масло; чересчур острые и пряные блюда; рыбу и икру исключение — Вербное воскресенье и Благовещенье ; алкоголь вино можно только по выходным ; жирные сладости и десерты с добавлением молока, яиц и масла. Что можно есть во время поста Разрешены следующие продукты: Бобовые — горох, чечевица, нут, фасоль. Они помогут восполнить недостаток белка. Соевые сыры и колбасы — в них нет продуктов животного происхождения, так что они могут стать неплохим заменителем любимых деликатесов. Овощи, фрукты и грибы — основа постного рациона.
Овощи и грибы можно варить, тушить, подавать на стол салаты из них.
Неделя 1-я по Пятидесятнице — праздник «Всех святых» — 30 июня. Этим праздником завершается собственно Триодный подвижный цикл; его своеобразным продолжением стал в русской традиции праздник в честь всех российских святых установлен на Поместном соборе 1917—18 гг. В конце XX столетия стали появляться праздники в честь региональных — сначала вологодских, а затем и других — святых. Согласно константинопольскому Уставу, в воскресные дни от Недели по Воздвижении и до Великого поста читаются рядовые чтения из Евангелия от Луки. Некоторые из этих чтений были сознательно поставлены в конец цикла с тем расчетом, чтобы они были прочитаны в преддверии Великого поста так как их содержание гармонирует с настроением подготовительного периода : это чтения о Закхее Лк. Впоследствии Неделя с чтением Евангелия о Закхее так и осталась без особого богослужения в настоящее время это зачало читается всегда в последнее воскресенье перед Неделей о мытаре и фарисее , зато другие два чтения стали фундаментом для особых служб предварительного периода. Неделя о мытаре и фарисее появляется примерно в X-XI вв.
Отмена поста в седмицу после Недели о мытаре и фарисее Принято считать, что пост в эту седмицу отменяется с целью обличения поста евангельского фарисея. Следует отметить, что этот смысл не был изначальным; правило отменять пост в эту седмицу появилось ранее, чем Неделя о мытаре и фарисее закрепилась на современном месте в календаре, и связано оно было с политикой противодействия влиянию армян-монофизитов. В Армянской церкви издревле существовал и существует до сих пор пятидневный пост, приходящийся на третью седмицу перед Великим постом как раз седмица после Недели о мытаре и фарисее. Точных сведений о причинах и времени происхождения этого поста нет: армянская традиция возводит установление поста в IV веке к деятельности святителя Григория Великого , просветителя Армении, а несториане которые также соблюдали этот пост говорили, что пост был введен во 2-й половине VI века вследствие эпидемии чумы как средство для умилостивления Бога. У армян пост получил название «араджаворац», что значит «передовой», то есть первый пост в календарном году. Этот пост соблюдается до сих пор. Сам «передовой» пост не имел догматической окраски. Однако из-за того, что армяне не приняли IV Вселенский Собор, византийцы с течением времени пост «араджаворац» стали воспринимать как еретическую особенность.
Греческие церковные писатели резко осуждали эту практику поста, в результате чего появилось противоположное предписание — проводить всю седмицу после Недели о мытаре и фарисее как сплошную, не постясь в среду и пятницу. Впервые об этом обычае упоминает Никон Черногорец, писатель XI века. Скорее всего, изначально запрет поститься в среду и пятницу данной седмицы был адресован прежде всего тем христианам, которые жили в Палестине и Малой Азии поэтому это предписание вошло в Иерусалимский Устав , то есть на территориях, близких к Армении и где жило много армян. Целью этого запрета было стремление решительно отмежеваться от инославных. Вследствие распространения Иерусалимского Устава на всем Востоке и становится практика отмены поста в 3-ю седмицу перед Великим постом становится общецерковной. В нашем Типиконе описанная выше историческая причина кратко выражена в следующих словах: «Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Мы же монаси на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яица, в 9-й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси».
Неделя о блудном сыне Появилась по тем же причинам, что и Неделя о мытаре и фарисее — как закрепление рядового чтения из Евангелия от Луки по причине его соответствия идее приготовления к Великому посту. Неделя о блудном сыне была добавлена в IX веке; некоторые сохранившиеся древнейшие Триоди начинаются с Недели о блудном сыне; точно так же Устав Великой церкви IX в. Это означает, что на ранней стадии эта Неделя еще не имела своего привычного современного названия. Недели мясопустная и сыропустная Появляются уже в VI веке; в это время в предпоследнее воскресенье пред постом заканчивали есть мясную пищу, а, соответственно, последнее воскресенье было днем заговения на молочную пищу. В древней иерусалимской традиции в VII веке эти два дня уже имели особые чтения на литургии, о чем мы узнаем из сохранившегося грузинского перевода Иерусалимского Лекционария. Правда, те иерусалимские чтения отличались от нынешних, ибо современные чтения возникли позднее в рамках константинопольской традиции. Неделя 1-я Великого поста — Торжество Православия В современной службе Недели 1-й Великого поста следует различать основную и второстепенную памяти. Основным празднованием является воспоминание Церковью восстановления иконопочитания в 843 году и окончательное отвержение иконоборческой ереси.
В 842 году умер последний император-иконоборец Феофил и в этом же году был смещен с константинопольской кафедры Патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик. Иконоборчество к этому времени уже изжило себя, да и принявшая власть по смерти Феофила его жена императрица Феодора еще при жизни мужа была сторонницей почитания икон. При ее поддержке началась подготовка к торжественному восстановлению иконопочитания, которая заняла около года; после того как в начале 843 года был избран Патриархом святитель Мефодий, в Константинополе впервые был совершен чин Торжества Православия. По стечению обстоятельств это произошло 11 марта 843 года, как раз в 1-е воскресенье Великого поста то есть изначально не было стремления приурочить торжественное восстановление иконопочитания именно к 1-й Неделе поста. Однако этот прецедент положил основание той многовековой традиции, которая сохраняется и в настоящее время: праздновать именно в Неделю 1-ю Великого поста победу над иконоборчеством, с которой впоследствии была соединена идея торжества Церкви над всеми ересями вообще, потому этот день назван Торжество Православия. Вскоре после 843 года была составлена нынешняя служба Недели Православия; в песнопениях службы основной акцент сделан на богословии иконопочитания.
И съесть рыбу можно будет всего два раза. Какие продукты можно есть в разные дни поста, можно узнать в нашем календаре-инфографике. Нажмите для увеличения Первая неделя Начало поста — очень строгое. После разгульной Масленицы и Прощеного Воскресенья первые дни придется отсидеть на воде. Мирянам рекомендуется воздерживаться от еды только в первый день — Чистый понедельник, то есть 7 марта. А вот монашествующие будут держать строгий пост целых три дня. И пить только воду. Сухоядение Самые строгие дни поста — помимо голодания на воде — дни сухоядения. И этих дней во время самого длинного поста довольно много. Три — на каждой обычной неделе: понедельник, среда и пятница. А еще первая неделя Великого поста и большая часть последней. В эти строгие дни можно употреблять только термически необработанную пищу: сырые овощи и фрукты, квашения и соления, орехи, мед. Исключением является хлеб — хоть он и печется в печи, есть его можно, но, разумеется, постный, без сахара, яиц, молока и растительного масла в составе. Сухоядение — самый трудный вид поста. Поэтому церковь рекомендует спрашивать на его держание благословения духовника. Проконсультироваться нужно также со своим лечащим врачом, так как есть хронические заболевания, при которых не рекомендуются такие жесткие ограничения.
Диета в пост
Постное меню можно всегда составить так, чтобы оно включало привычные блюда, но без продуктов животного происхождения. Вне постных дней не запрещено есть яйца, молочные и другие продукты животного происхождения, обязательно вкушение рыбы, которая наряду с растительными маслами по предписаниям Церкви считается постной пищей. Есть можно только 1 раз в день. По будним дням можно употреблять вареные блюда без масла, а в выходные его добавлять не возбраняется. То есть в Великий пост налегать на хлеб, булки и выпечку, пусть и постную, не стоит?
Что можно кушать в пост
Постное меню — рецепты блюд в Великий Пост на каждый день | Разрешается есть несколько постных блюд, если Вы не добавляете в них сливочное или растительное масло. |
Какие продукты грешно есть в Великий пост в 2024 году, а какие разрешено | Что можно и чего нельзя есть в каждый из дней Великого поста 2024. |
Великий пост 2023: меню, и что категорически запрещается верующим в дни воздержания | Рыбу можно есть в пост не каждый день (внимательно изучаем рекомендации по питанию для каждого поста). |
Великий пост: что можно есть постящимся
Великий пост 2024 года: Календарь питания по дням | В строгие дни сухоядения, когда не разрешается использование постного масла, лучше варить каши из хлопьев — гречневых, овсяных, рисовых, пшеничных или многозлаковых. |
Великий пост 2024 — правила и питание что можно есть по дням | На перекус в пост можно найти много разных вкусностей в разделе Постные продукты в любимой Деликатеске. |
Хоть редьки хвост: как питаться во время Великого поста
запрет на употребление в пищу животных продуктов. Кушала в тот день, как я думала, постную пищу, банан и венигрет с подсолнечным маслом. Рыбу есть можно, но в определенные дни поста. Вне постных дней не запрещено есть яйца, молочные и другие продукты животного происхождения, обязательно вкушение рыбы, которая наряду с растительными маслами по предписаниям Церкви считается постной пищей.
Питание в Великий пост в 2024 году по дням
На перекус в пост можно найти много разных вкусностей в разделе Постные продукты в любимой Деликатеске. Узнайте, каким должно быть питание в Великий пост в 2023 году, что разрешает есть по дням календарь строгого поста, а также какие продукты можно включить в постное меню. Разрешается есть несколько постных блюд, если Вы не добавляете в них сливочное или растительное масло.
Рождественский пост: меню на каждый день, чтобы не нарушать запреты
Он служит для христиан примером постнической и духовной жизни. Пятая — неделя преподобной Марии Египетской. Ее почитают за то, что она усердным постом смогла вырваться из развратной жизни. Шестая — вход Господень в Иерусалим. Это неделя ваий — листьев пальмы, которыми, согласно Евангелию, устилали путь Христа на подходе к Иерусалиму, встречая его как царя. Седьмая — Страстная седмица. Это период воспоминаний последних дней земной жизни Иисуса Христа, его страданий, смерти и погребения. Подготовка Поскольку во время Великого поста привычный рацион сильно меняется, то лучше подготовить свой организм заранее. Рекомендуется минимум за две недели до поста постепенно сокращать количество продуктов животного происхождения, в том числе мяса, ежедневно увеличивать долю пищи растительного происхождения, а также за неделю до поста прекращать употреблять кефир, йогурты, простоквашу и другие кисломолочные продукты.
Первая неделя Великого поста — 18—24 марта — одна из самых строгих. Так, в первый день поста Чистый понедельник церковный устав предписывает полный отказ от пищи, а пить можно только чистую неподогретую воду. Со вторника по четверг предполагается сухоядение — пища, не прошедшая термическую обработку, без добавления растительного масла хлеб, фрукты, овощи. В субботу и воскресенье уже можно начинать готовить на плите — разрешены тушеные и вареные блюда из овощей с добавлением любого растительного масла. Вторая неделя — 25—31 марта — менее строгая, чем первая. В понедельник, среду и пятницу рекомендуется придерживаться сухоядения, а из напитков в эти дни можно пить уже не только воду, но и чай. Во вторник и четверг второй седмицы разрешена горячая растительная пища без масла, а в субботу и воскресенье — горячие блюда, приготовленные с небольшим количеством постного масла. Рацион третьей недели Великого поста — 1—7 апреля — практически не отличается от второй. Так, в понедельник, среду и пятницу следует употреблять в пищу сырые овощи и фрукты, а во вторник и четверг — горячую пищу без масла. В субботу разрешаются вареные и тушеные овощи и крупы с растительным маслом и небольшое количество вина. В воскресенье, 7 апреля, отмечается праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, поэтому в меню можно добавить нежирную рыбу — например, треску, окуня, судака или хека. Четвертая седмица — 8—14 апреля — будет серединой Великого поста. В понедельник, среду и пятницу предусмотрено сухоядение, а во вторник и четверг можно приготовить блюда без добавления масла. В выходные разрешена горячая пища, приправленная растительным маслом, а также небольшое количество вина. В пятую неделю — 15—21 апреля — питаться необходимо аналогично четвертой.
Рацион третьей недели Великого поста — 1—7 апреля — практически не отличается от второй. Так, в понедельник, среду и пятницу следует употреблять в пищу сырые овощи и фрукты, а во вторник и четверг — горячую пищу без масла. В субботу разрешаются вареные и тушеные овощи и крупы с растительным маслом и небольшое количество вина. В воскресенье, 7 апреля, отмечается праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, поэтому в меню можно добавить нежирную рыбу — например, треску, окуня, судака или хека. Четвертая седмица — 8—14 апреля — будет серединой Великого поста. В понедельник, среду и пятницу предусмотрено сухоядение, а во вторник и четверг можно приготовить блюда без добавления масла. В выходные разрешена горячая пища, приправленная растительным маслом, а также небольшое количество вина. В пятую неделю — 15—21 апреля — питаться необходимо аналогично четвертой. В нечетные дни православные придерживаются сухоядения, в четные готовят овощи и крупы на воде, а в выходные —горячая пища и немного растительного масла. На шестой неделе — 22—28 апреля — Великого поста в понедельник, среду и пятницу разрешено есть постную пищу без термической обработки, а во вторник и четверг — горячие блюда без масла. В Лазареву субботу можно есть не только горячую пищу с растительным маслом, но и рыбную икру, а в Вербное воскресенье — рыбу и красное сухое вино. Страстная, седьмая неделя — 29 апреля — 4 мая — является самой строгой в пост. С понедельника по среду разрешены только сухофрукты, моченые и свежие овощи и фрукты, в пятницу предписано полностью отказаться от пищи. В субботу накануне праздника Великой Пасхи разрешена горячая еда с небольшим количеством масла. Питание по датам 18 марта — первый день поста — полное воздержание от пищи.
Великий пост подразумевает в том числе строгий подход к еде. Но есть небольшие послабления, о которых людям важно знать. Например, рыбу и морепродукты можно есть дважды в течение Великого поста. В 2023 году это 7 апреля, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и 9 апреля, праздник Входа Господня в Иерусалим. Один праздник — непреходящий, это 7 апреля. Второй праздник зависит от дня празднования Пасхи и называется он двунадесятый переходящий праздник. В этот день также можно есть рыбу. А вот за день до празднования Вербного воскресенья это народное название праздника Входа Господня в Иерусалим , а конкретно 8 апреля, празднуется память воскрешения святого Лазаря. Этот день еще называется Лазарева суббота, и в этот день можно есть рыбную икру. Но только рыбную икру, а не саму рыбу. Это важный момент, потому что некоторые люди думают: раз можно икру, значит, можно и рыбу. На самом деле нет. Есть можно только рыбную икру, потому что она имеет символическое значение — это зародыш будущей жизни. Воскрешение Лазаря связано с этим образом. Постные рецепты.
Питание в Великий пост 2024: что можно и нельзя есть, рецепты
Многие ошибочно полагают, что постная еда пресная, а есть можно только одни овощи. Рассказываем, когда он начнется, сколько продлится, что запрещается делать в этот период, какие продукты и по каким дня можно есть. В этот день можно есть рыбу. Что можно кушать 7 недель до Пасхи: Календарь питания Великого поста по дням для мирян.
Когда начинается и заканчивается Великий пост в 2023 году
- Сухоядение
- Питание в Великий пост 2024: что можно и нельзя есть, рецепты
- Что и в какие дни можно есть в Великий пост: календарь и рецепты постных блюд
- Кратко о том, что нельзя есть во время Великого поста
- Как поститься в Страстную седмицу?
Что можно и нельзя есть по дням недели мирянам в Великий пост 2024
В русских старопечатных книгах обе памяти уже присутствовали, однако нетвердо: во-первых, самих песнопений святым в Триодях до середины XVII века не было их предлагалось брать из Минеи , во-вторых, Устав предоставлял выбор настоятелю: служить ли службу преподобному или рядовому святому по Минее. Только после середины XVII века песнопения святым были внесены в Триодь, а их памяти окончательно закреплены за соответствующими Неделями. Четверг 5-й седмицы — Мариино стояние Почему мы читаем канон в четверг 5-й седмицы? С точки зрения исторической литургики ответить на поставленный вопрос можно лишь гипотетически хотя с большой долей уверенности. В Византии в этот день богослужение было посвящено воспоминанию некоего землетрясения. Подтверждение этому тезису можно найти в некоторых молитвословиях дня: во-первых, на вечерне четверга в качестве паремии выбран фрагмент о гибели Содома, во-вторых, тропарь пророчества 6-го часа «Благоутробне, Долготерпеливе Вседержителю Господи, низпосли милость Твою на люди Твоя» явно намекает на какое-то стихийное бедствие. На вопрос о связи между памятью о землетрясении и чтением Великого канона отвечают так: во время константинопольского землетрясения Великий канон Андрея Критского стал употребляться, причем не как покаянный, а как богослужение бедствия, спасения, молитвы.
Монахини монастыря Святого Патапия в Константинополе вышли на площадь, боясь быть погребенными под обломками, и стали читать этот покаянный канон. Получается, что сначала Великий канон был прочитан случайно во время землетрясения, а впоследствии стал ассоциироваться с памятью о землетрясении и потому его церковное употребление в первую очередь было соотнесено с тем днем, когда имело место богослужебное воспоминание землетрясения. Само землетрясение случилось 17 марта 790 года и долгое время в Месяцеслове Константинополя именно 17 марта было датой, в которую воспоминали землетрясение. Возможно, что и чтение Великого канона сначала было закреплено за постоянной датой 17 марта. Действительно, Великий канон как покаянное произведение образец покаяния был оптимальным богослужебным текстом для такой памяти: землетрясение в библейском и христианском мировоззрении всегда воспринимается как суд Божий над грешным народом, потому и естественная реакция на это событие — покаяние. Какое-то время память землетрясения «блуждала» по Триоди, выпадая на ее разные дни.
Впоследствии служба Великого канона была закреплена на 5-й седмице Великого поста в четверг. Суббота 5-я поста — Похвала Пресвятой Богородице Первоначально Акафист пели на праздник Благовещения Пресвятой Богородице, причем здесь его пение, кроме догматической связи с праздником, получило историческую ассоциацию. Дело в том, что 24 марта 628 года начались переговоры императора Ираклия с персами о мире, чем был положен конец длительной, изнурительной военной кампании, завершившейся блистательной победой Византии. Потому пение Акафиста на праздник Благовещения Пресвятой Богородице имело значение благодарения за победу в этой грандиозной войне. Таким образом, установление ежегодного пения Акафиста имеет связь с событиями времен Ираклия 610—641 , но это богослужебное действие соотносилось с победой в войне с персами в целом, а не с частным эпизодом данной войны каким было спасение Константинополя. О пении Акафиста 25 марта говорят даже некоторые Минеи XII века, то есть эта традиция сохранялась довольно долго.
Вместе с тем появляется практика отделения Акафиста от праздника Благовещения, причем разные Уставы называют особые дни для Акафиста: 23 марта Студийско-Алексиевский Типикон , вторник 6-й седмицы Триодь из лавры святителя Афанасия или за 5 дней до Благовещения итальянская версия Студийского Устава. Однако уже в X—XII веках наиболее популярным становится выбор 5-й субботы Великого поста в качестве дня службы Акафиста, что зафиксировано во многих греческих и славянских Триодях после XII в. Торжество Иерусалимского Устава, большинство рукописей которого относит пение Акафиста именно к субботе 5-й седмицы, послужило окончательному закреплению праздника Похвалы Пресвятой Богородице за указанным днем. Однако до сих пор пение многих Благовещенских песнопений в субботу 5-й седмицы Великого поста напоминает нам о древней связи этих двух празднований, и даже можно сказать, что событие Благовещения мы литургически вспоминаем дважды в году: в день самого праздника, то есть 25 марта, и в Субботу Акафиста. Можно думать, что раньше всего праздник возник в Иерусалимской Церкви, то есть там, где и происходили сами воспоминаемые события. Паломница Эгерия описывает, что уже в IV веке в Иерусалиме отличительным моментом богослужения в этот день было шествие с горы Елеонской то есть тем путем, которым шел Господь в Иерусалим, во время которого люди держали пальмовые ветви, а епископ ехал на осле.
Однако большинство восточных и западных Церквей воспринимает этот праздник позднее. Именно к этому времени относятся два свидетельства о празднике: Антиохийский Патриарх-монофизит Севир говорит, что на Востоке праздник Входа Господня стали праздновать около 500 года, а епископ Эдесский Петр, согласно одной из хроник, лично в это время ввел этот праздник в своей епархии. Интересно отметить, что в средние века в Константинополе существенной особенностью праздничного богослужения было шествие, в процессе которого Патриарх восседал на жеребце. На Руси также практиковался чин «хождения на осляти». Возник он сначала в Новгороде, где перед литургией совершали торжественный крестный ход, во время которого архиепископ ехал на «осляти» коне, который был обряжен в осла , держа в левой руке Евангелие, а в правой — святой крест. С 1558 года этот чин стали совершать в Москве, где на осляти восседал Московский митрополит впоследствии — Патриарх , символически изображавший Христа, а коня вели царь, «государев боярин» и «патриарший дворецкий».
Богослужение седмичных дней поста: особенности В период Великого поста богослужения по особому чину называемому великопостным совершаются только в седмичные дни; в субботние и воскресные дни совершаются обычные службы. Какие службы совершаются в седмичные дни поста? На 1-й седмице в течение пяти дней утром совершается весьма продолжительное богослужение, состоящее из утрени с 1-м часом, 3-го, 6-го, 9-го часов, изобразительных и вечерни в среду и пятницу — литургия Преждеосвященных Даров. По вечерам с понедельника по четверг служится великое повечерие с Великим каноном преподобного Андрея Критского. На остальных седмицах вечером совершается великое повечерие и утреня с 1-м часом, а утром — 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и вечерня иногда в соединении с литургией Преждеосвященных Даров. Накануне суббот во все седмицы в том числе и в 1-ю субботу поста, совершаются великое повечерие в 5-ю субботу поста повечерие не служится и утреня с 1-м часом, в сами субботы — 3-й и 6-й час и литургия святителя Иоанна Златоуста.
Завтрак — яблочное пюре с измельченными грецкими орехами, постные хлебцы. Обед — гороховое пюре с сухарями. Ужин — фруктовый салат из хурмы, бананов, апельсинов, фиников. Четверг Завтрак — каша из тыквы с изюмом. Обед — постные щи с фасолью и свежей капустой, ржаной хлеб. Ужин — Рис под томатной заправкой.
Пятница Завтрак — тертая свекла с черносливом. Обед — картофель в мундире, диетические хлебцы. Ужин — компот из сухофруктов, картофель в мундире. Суббота Завтрак — блинчики с бананом, приготовленные без добавления молока, яиц. Обед — вермишелевый суп на грибном бульоне. Ужин — нагут в подливке из обжаренного лука, помидор, болгарского перца.
Воскресенье Завтрак — гречневая крупа с грибной подливой. Обед — борщ с фасолью, сухарики. Ужин — обезжиренный рисовый пудинг с сухофруктами.
Во время Успенского поста есть блюда из рыбы дозволяется на праздник Преображения Господня. На Петров пост рыбными днями могут быть четверг, суббота, воскресенье и вторник. Для рождественского поста рыба разрешена по выходным дням. Сладости в постном меню Во время поста не запрещается умеренное употребление сладостей, если они не содержат компонентов животного происхождения.
Так, например, в пост можно добавлять сахар в чай или кофе, кушать домашнее варенье, халву, пастилу при условии, что она не содержит желатина или побаловать себя кусочком горького шоколада без молочных добавок. Полезными и вкусными десертами станут в пост и не только свежие или замороженные фрукты и ягоды. Их можно есть просто так, а можно готовить ягодные пюре, варить компоты и кисели, добавлять в начинку для блинчиков и в каши. Что можно пить во время поста Очень важно помнить о необходимости регулярно пить чистую воду. Каждый постящийся сам определяет нужное ему количество жидкости. Принуждать себя пить неправильно, но и испытывать жажду тоже не стоит. В воду можно добавлять травы или лимон.
Также разрешено употреблять компоты из свежих ягод и сухофруктов. Постное меню Самый строгий пост и длительный по времени — Великий пост. Его продолжительность со Страстной неделей составляет 48 дней. Православные церковные каноны предписывают первые два дня и последний вовсе обходиться без пищи. В течение поста чередуются дни сухоядения без растительного масла понедельники, среды и пятницы и дни с вареной пищей без масла четверги и вторники. Употребление любого вида растительного масла допускается только по воскресеньям и субботам вместе с варёной пищей. Если верующий проходит пост впервые, то его сложно назвать подготовленным к строгим ограничениям.
Поэтому есть календарь питания на каждый день с послаблениями для мирян. В нем исключается сыроядение и все дни присутствует вареная пища. Чтобы выдержать строгое воздержание питание должно быть дробным, каждые 3-4 часа, чтобы не возникало чувства голода. Относительно нестрогое меню в пост на каждый день для мирян может выглядеть следующим образом. Понедельник Завтрак: овсянка на воде, фрукты, чай с вареньем. Обед: суп с кабачками и томатами, лазанья из шпината, компот из сухофруктов. Полдник: фрукты.
Ужин: рис с тушёными кабачками, чай. Вторник Завтрак: рисовая каша с цукатами, салат из овощей, чай. Обед: щи с капустой, варёная фасоль с морковью, винегрет, компот. Полдник: ягоды, фрукты и орехи. Ужин: картофельная запеканка с грибами, фрукты, чай или компот Среда Завтрак: каша гречневая с луком и морковью, орехи, чай с мёдом. Обед: бутерброд с огурцом и помидором и кунжутом, суп из чечевицы с булгуром, пшенная каша, компот. Полдник: фрукты и орехи.
Ужин: картофель отварной, паэлья с зелёным горошком и баклажанами, компот. Четверг Завтрак: сладкий рисовый плов с изюмом и сухофруктами, чай с вареньем.
Что можно есть в Великий пост? Овощи и фрукты — основа постного питания. Сухофрукты и орехи — главное лакомство во время поста, богатые витаминами, жирами и белками. Крупы — источники сложных углеводов, отвечающих за чувство насыщения. Бобы соя, горох, нут, чечевица, фасоль — лучшие источники белка во время поста.
Грибы — ценный источник белка и альтернатива мясу. Рыба и морепродукты — разрешается только два раза в Великий пост на Благовещение и в Вербное воскресенье. Растительное масло — разрешено в отдельные дни поста. Выпечка, для приготовления которой не используют яйца и продукты молочного происхождения. Если вас попросили о помощи, не позволено отказывать, ведь верующие считают, что в Страстную неделю сам Бог обращается к людям с просьбой. Ни в коем случае в Великий пост не ссорьтесь с близкими, родными, друзьями, также недопустимы сквернословие, зависть, агрессия, ложь. В храмах в Страстную неделю не проводят венчания и таинства крещения, не поминают мертвых и не празднуют религиозные праздники.
В этот период стараются придерживаться особенно жестких правил и помнят, что нельзя кушать в Великий пост, в Страстную седмицу, даже рыбу и молочные продукты. Каждый день этой недели называют «Страстным» или «Великим». Их посвящают основным притчам и важным событиям в жизни Иисуса Христа. Это самая строгая и самая строгая неделя Великого поста.