Четыре вероятных сценария дальнейшего течения войны между Россией и Украиной. Показаны кадры захваченного военными РФ танка Leopard 2 под Авдеевкой. А в конце декабря, когда финансирование иссякнет, российские войска смогут подготовить финальный этап СВО, пишет китайская Sohu. Война на Украине должна завершиться в 2024 году, заявил военный аналитик Анатолий Матвийчук.
Скандальный прогноз на скорое окончание СВО дал украинский военный эксперт Арестович*
Но сейчас наступаем уже мы. Вернули некоторые территории, с которых отошли во время их контрнаступления, и теперь продвигаемся вперед. Но продвижение идет трудно и медленно. Мы не хотим больших потерь в своих рядах, а ВСУ тоже умеют хорошо воевать и оборонять свои позиции. Поэтому наше продвижение может исчисляться сотней метров за несколько суток, идут достаточно тяжелые бои, - говорит депутат-комбриг. Не на сотни метров, а на десятки километров за сутки. Это может быть Одесса или Харьков.
После того, как мы сможем прорваться на каком-то направлении - вся линия обороны врага рухнет. Как только мы прорвем их первую линию обороны и поедем на колесной и гусеничной технике, уничтожая вторые и третьи линии обороны - враг посыпется.
Россия считает, что поставки вооружений Украине мешают урегулированию, напрямую вовлекают страны НАТО в конфликт и являются "игрой с огнем".
В Кремле заявляли, что накачивание Украины оружием со стороны Запада не способствует переговорам и будет иметь негативный эффект.
Лишь в апреле 2022 года был назначен командующий всеми войсками, участвующими во вторжении — генерал Александр Дворников, но он продержался в этой должности около месяца, напоминают в ISW. По оценке института, Дворников был снят с поста, поскольку не сумел добиться захвата всего Донбасса к 9 мая. И это — лишь один из эпизодов в постоянных командных перестановках в вооруженных силах РФ, указывается далее. Используя официальные заявления Москвы, а также неподтвержденные сообщения российских, украинских и западных источников, эксперты также обращают внимание на часто проводимые президентом РФ перестановки в командовании войсками. По их мнению, такие кадровые решения привели к тому, что российские силы становятся все более раздробленными, а командные структуры — дезорганизованными, и это подрывает способность ВС РФ вести сплоченные военные действия в Украине.
Как отмечается в докладе, Минобороны РФ и Кремль при этом намеренно не раскрывают большую часть перестановок в командовании.
Происходило постепенное сокращение численности вооруженных сил и ориентация их на миссии, не связанные непосредственно с большой войной. Это борьба с терроризмом, миротворчество, гуманитарные задачи, противоповстанческие операции. Небольшие локальные конфликты не требовали мобилизации экономики и населения. Преобладала точка зрения, что любой большой военный конфликт может быть только между великими державами и только ядерным. Вооруженные силы России, как и многие армии, имели большой опыт локальных конфликтов и в известной степени находились в плену этого опыта. Потому что, с точки зрения тактики и боевой подготовки, наша армия нацеливалась на борьбу со слабо вооруженным противником. Например, таким как грузинская армия. При этом наиболее интенсивная волна реформ в Российской армии, к сожалению, произошла, когда уже были видны признаки завершения старого мироустройства.
Это стало очевидно после конфликта с Грузией в 2008 году. Конечно, систему менять было необходимо. Но реформы отражали старые представления об устройстве мира, которые были верны для периода 1990—2000-х и через несколько лет стали неактуальны. В итоге в конфликт на Украине мы вступили с крайне малочисленными Вооруженными силами и крайне малочисленными сухопутными войсками. Причем перевооружение сухопутных войск у нас до последнего времени было наименьшим приоритетом. Основные усилия тратились на амбициозные программы, сопряженные с высокими техническими рисками и способные принести результат лишь в отдаленном будущем. В таких проектах огромное количество новых компонентов и нет преемственности с предыдущими решениями. До серийного производства они доводятся долгие годы. Эти проекты осуществлялись в ущерб текущему переоснащению.
Например, танки Т-90М, которые гораздо менее амбициозны, но могут быть произведены сразу и дать быстрый эффект на поле боя, не закупались. Российское руководство на протяжении длительного времени просто не ожидало, что столкнется с угрозой крупного конфликта. Мы не готовились к полномасштабной войне. Но сейчас очевидно, что до 2022 года ни одна страна в мире не представляла, как будет выглядеть война будущего. Скажем, инвестиции в малые беспилотники были недостаточны и у нас, и на Западе. Судя по тому, что пишут и говорят западные специалисты, там тоже были не готовы к такому типу войны. Вероятно даже, что они были еще менее готовы, чем Россия. То есть наша армия на начало украинского конфликта была не хуже ведущих армий мира. Просто ей выпала настолько тяжелая задача, которую ни одной из них не приходилось решать на протяжении последних десятилетий.
Поэтому ранний этап конфликта на Украине был крайне тяжелым. А дальше начался период болезненной адаптации для противоборствующих сторон. И для России, и для Украины, и для стоявшего за ней Запада. Конечно, с нашей стороны было немало неудач, и они в полной мере использовалось для пропаганды против России. Но в той ситуации и при том соотношении сил, в котором находилась наша армия, едва ли кто-то справился бы лучше. Еще 60 тысяч — это нацгвардия. Плюс несколько десятков тысяч из пограничной службы, всевозможных силовых подразделений в рамках СБУ, полицейский спецназ тоже регулярно привлекался к участию в боях. В итоге у Украины выходило сильно за 300 тысяч еще до начала мобилизации. Мы же не могли сильно наращивать численность нашей группировки в силу объективных причин.
Например, наши сухопутные войска перед началом конфликта насчитывали около 280 тысяч человек. Да, было задействовано какое-то количество воздушно-десантных войск, береговых войск флота, Росгвардия. Но при этом решили не использовать призывников, что тоже стало дополнительным ограничителем. К тому же совершенно недостаточную по численности российскую группировку, которая начала военные действия против Украины, пришлось стягивать со всей страны. Это стало одной из причин проблем в управлении, потому что в разных частях страны войска находились на разных стадиях перевооружения. В части систем связи они не всегда были готовы к взаимодействую друг с другом. Этот один из факторов неразберихи раннего периода войны проистекает из дефицита сил. Конечно, имел место расчет, что удастся сломить волю противника к сопротивлению, были факторы, связанные с применением специальных методов, которые где-то частично сработали, что привело к быстрому занятию южной части Украины. Но во многих местах это не получилось.
В итоге недостаточная численность Российской армии на раннем этапе сыграла ключевую роль. А у нас оно стало меняться только после начала СВО» — А почему мы не нарастили группировку заранее, если готовились к конфликту? Мы же должны были оценивать численность потенциального противника. Думаю, что это осознание пришло не за несколько лет, а примерно за год. Мое предположение состоит в том, что вывод о неизбежности крупномасштабного конфликта на Украине был сделан в начале 2021 года. За оставшийся срок в условиях мирного времени радикально нарастить численность войск было невозможно. Конечно, отдельные шаги по подготовке к конфликту предпринимались. В 2021 году наблюдался рост закупок вооружений, были первые попытки привести в порядок инфраструктуру для мобилизации, проводились сборы. Но раскачаться за такой короткий срок не успевали.
В обычной ситуации, если вы не прибегаете к чрезвычайным мерам по мобилизации, которые у нас начали предприниматься лишь в конце 2022 года, создать новые соединения довольно трудно. Для этого нужно было переводить экономику на другие рельсы и объявлять, что война неизбежна. Этого делать не хотели. Российское руководство избегало шагов, которые привели бы к росту экономических и социальных издержек. Видимо, рассчитывали обойтись имеющимися силами, потому что для масштабной мобилизации нужно довольно сильно изменить общество. А у нас общество стало меняться только после начала СВО и во многом естественным путем с отъездом значительного числа несогласных и так далее. А в 2021 году Россия вообще была другой страной, у нас была другая внутренняя политика, и все работало по-другому. Тогда было трудно представить, что торгово-развлекательные центры будут переоборудовать под предприятия ВПК, как это сейчас происходит в некоторых городах РФ. Она также накопила большой опыт за 8 лет войны в Донбассе.
Имевшийся у Киева арсенал был вполне актуален, потому что сухопутное оружие и военная техника эпохи холодной войны до сих пор составляют основу вооружения сухопутных войск не только в постсоветских странах, но и во всем мире, кроме, может быть, Китая. Потом происходила только их модернизация. Главным образом за счет совершенствования средств связи, управления огнем, появления новых типов боеприпасов. Кроме того, Украина унаследовала одну из мощнейших в мире систем ПВО. Это десятки дивизионов зенитно-ракетных комплексов, выпущенных в СССР в 80-е годы: комплексы С-300, «Бук» и так далее. Плюс сотни боевых машин комплексов малой дальности: «Стрела-10», «Оса», «Тор» с колоссальными запасами ракет. Таким образом, на Украину не нужно было завозить тоннами образцы западных вооружений до войны. В больших количествах тяжелое западное оружие начало прибывать позднее, для того чтобы заместить потери. В то же время заполнялись слабые места в тех сферах, где техника эпохи холодной войны потеряла свою актуальность.
Это системы спутниковой связи, разведки, целеуказания. До сих пор система Starlink играет ключевую роль в системе управления ВСУ. И мы ничего не можем с этим сделать, потому что не можем поражать американскую спутниковую инфраструктуру без вступления в конфликт с США. Обеспечение системой целеуказания для оружия тоже очень сильно меняло расстановку сил в пользу Украины. У вас могут быть устаревшие средства поражения, но, если они работают в связке с современными средствами разведки и управления, они будут вполне эффективными, что Украина и доказывала на начальном этапе войны, еще до появления HIMARS. Например, ракетные комплексы «Точка-У» использовались ими с высокой эффективностью так же, как и старые системы реактивного залпового огня. Украинцам была оказана помощь и в боевой подготовке, что также сыграло огромную роль. Но и они совершили большое количество ошибок. Были просчеты в планировании, управлении войсками, выстраивании обороны, контрразведке.
В результате Российская армия смогла занять огромную территорию на раннем этапе конфликта. Хотя и не такую, какую мы рассчитывали. Но основная масса территориальных приобретений была сделана именно в первые недели. ВСУ тоже вступили в период болезненной адаптации. Развитие ВСУ и выживание украинского государства в таких условиях возможны благодаря масштабному внешнему финансированию. На протяжении этой войны украинцы получают объем средств, сравнимый с ВВП страны. В 2021-м ВВП Украины составлял около 200 миллиардов долларов. За два года конфликта на помощь Украине по линии отдельных государств и Евросоюза выделено, по данным Кильского института мировой экономики, 346 миллиардов евро часть этих средств в рамках долгосрочных программ еще не поступила. Вся экономическая динамика страны определяется притоком колоссального количества денег извне, которые обмениваются на национальную валюту и тратятся на приобретение товаров и услуг.
Это беспрецедентная ситуация. С другой стороны, Киев смог пойти на очень высокий уровень мобилизации населения. Это связано с тем, что Запад играет роль тыла для Украины и она может идти на любой ущерб своей экономике, не задумываясь о долгосрочных последствиях. А для России конфликт на Украине — один из эпизодов в большом, очень долгом конфликте с Западом. Поэтому российские власти крайне опасаются нанести серьезный ущерб своей экономике. И мы видим, что им удалось сохранить стабильность и положительную экономическую динамику. Когда ситуация начала меняться? Но выделение ресурсов на долгосрочное развитие Вооруженных сил началось только с 2006-го. В 2000—2005 годах расходы росли, но уходили в основном на обеспечение текущей деятельности войск, в том числе на операцию на Северном Кавказе.
В 1990-е военный бюджет, и без того небольшой, как правило, вообще не выполнялся либо корректировался в течение года в сторону понижения из-за тяжелого состояния государственных финансов. Сохранялись институциональные проблемы. Например, очень трудно давалось создание новой системы закупок вооружений и военной техники, выстраивание новых отношений между промышленностью и армией. Очень тяжело шел процесс приспособления Вооруженных сил к новым реалиям. По-прежнему острой была проблема дедовщины и преступности, которая затрагивала широкие слои населения. Потом начались реформы Сердюкова. Они были очень резкими и нацелены на то, чтобы сломать сопротивление старых военных структур и институтов. Произошло существенное повышение денежного довольствия. Началось быстрое увеличение числа контрактников.
Были оптимизированы многие организационные структуры, повышена боеготовность. Однако общая идея была связана с созданием армии для мира, который существовал с 1989 года по начало 2010-х. Это была довольно стабильная однополярная система. Сохранялось планирование на случай катастрофического развития ситуации, каковой стала бы ядерная война. Но вне рамок ядерного конфликта считалось, что надо готовиться только к локальным конфликтам, к дестабилизации того или иного региона, проявлениям терроризма, в крайнем случае — военным конфликтам с небольшими государствами. И под это пытались построить компактную, в основном профессиональную армию, которая могла бы действовать в небольших конфликтах эффективно и с небольшими потерями.
«Полтора года». Военный эксперт оценил сроки окончания конфликта на Украине
В случае взятия Одессы Россия получит один из лучших портов в Чёрном море, это станет несомненным стратегическим преимуществом в отношениях с НАТО. По мере продолжения конфликта Украина будет терять всё больше территорий, заключил эксперт. Британский аналитик Александр Меркурис предположил, что Россия может освободить в центре Донбасса оставшиеся 45 городов. Уже сейчас российские войска занимают там один город за другим. В центральной части Донбасса постепенно сокращается количество оставшихся неосвобождёнными городов, а театр военных действий становится более открытым, добавил Меркурис.
Россия также хотела включить Беларусь, а Киев хотел включить Турцию. Однако первой целью участников переговоров в Стамбуле было создать единство между Киевом и Москвой, чтобы использовать текст как основу для многосторонних переговоров. Крым и порт Севастополь должны были быть исключены из гарантий безопасности.
Тем самым Киев фактически передавал России контроль над полуостровом. Из документа непонятно какую именно часть восточной Украины надо было исключить из-под обещания государств-гарантов. Соответствующие места имели красные отметки. В Стамбульском коммюнике Киев якобы согласился исключить части Донецкой и Луганской областей, которые Россия уже контролировала до начала войны. Российская делегация, наоборот, настаивала на том, чтобы границы определили лично Путин и Зеленский и нанесли их на карту. Украинская делегация отвергла такой вариант. Россия требовала, чтобы в случае нападения все государства-гаранты соглашались активировать механизм помощи.
Это дало бы Москве право вето для преодоления защитного механизма. Кроме того, Москва отклонила украинское требование о том, чтобы страны-гаранты могли создать над Украиной бесполетную зону в случае нападения.
На территории Украины — неудавшееся контрнаступление, смена руководства ВСУ, общее состояние работы ТЦК на Украине, которые выхватывают людей прямо с улицы, бросают на передовую, и они ежедневно погибают. Это все потихоньку создает атмосферу, которая приведет к тому, что на Украине, возможно, будет еще один Майдан. И Америка придет к тому состоянию, когда ей будет не до Украины, потому что внутреннее состояние поглотит все их интересы на периферии», — объяснил он. Какое оружие России напугало Запад 29 февраля президент России Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию впервые заявил, что гиперзвуковой ракетный комплекс «Циркон» применялся в зоне специальной военной операции. Она предназначена для поражения как наземных, так и надводных целей. Активный участок полета проходит на высоте 30—40 км. Впервые об успешном испытании ракеты «Циркон» в противокорабельном варианте было официально объявлено в мае 2017 года. Герасимов в свою очередь сообщил, что стрельба признана успешной, задачи пуска выполнены.
Накануне глава Чеченской республики Рамзан Кадыров во время прямого эфира в своем Telegram-канале заявил, что конфликт на Украине может закончиться летом 2024 года. Если бы я принимал решение, закончили бы за три месяца», - сообщил он. Он также отметил, что перед российскими силами поставлена задача не разрушать города, иначе бы Россия давно бы «захватила Киев». В ноябре политик отмечал, что российские силы уверенно продвигаются в зоне спецоперации. Говорить о переговорах сейчас смысла нет, считает глава Чечни. По его словам, Россия находится в более выгодном стратегическом и экономическом положении, чем Украина. Основное условие для прекращения боевых действий — полное восстановление Вооруженных сил России что сейчас и делается до уровня, когда они будут способны создавать наступательные группировки, а не отражать контрнаступление ВСУ. Эти вопросы решаются и по гособоронзаказу, и по набору военнослужащих по контракту в добровольном порядке. Никаких мобилизаций не предполагается ни в ближайшее время, ни в следующем году», — сказал Соболев.
Когда закончится СВО — прогноз эксперта
Её автором является профессиональный военный аналитик издания Forbes, отлично зарекомендовавший себя Дэвид Экс. Американский разведчик в отставке Скотт Риттер 20 июня заявил, что основная фаза боевых действий на Украине закончится к отметил, что попытки Вооруженных сил Украины (ВСУ) контратаковать провалятся, а ответные удары российских сил завершатся. Военный эксперт: британское лазерное оружие существует только в «информационном поле пропагандистов Минобороны». Блогеры обвиняют военное руководство в том, что оно предоставляет «нереалистичные данные» в своих сводках о ситуации на поле боя, обращает внимание CNN. Ставридис посетил Сеул, отметив, что ему этот "визит напомнил об окончании Корейской войны и растущих признаках того, что конец войны на Украине может выглядеть аналогичным образом".
Давайте договариваться: Запад просит Россию завершить СВО в 2024 году
Как только мы прорвем их первую линию обороны и поедем на колесной и гусеничной технике, уничтожая вторые и третьи линии обороны - враг посыпется. И тогда можно будет уже вести речь о том, чтобы поговорить с Киевом о капитуляции. Сейчас мы изнуряем войска ВСУ ежедневными боями. Но я надеюсь, что решительный прорыв произойдет уже в этом году. Мой прогноз - когда мы осуществим один прорыв - они побегут тотально все. Враг поймет, что обречен, - прогнозирует Александр Бородай.
В Первой мировой Россия в итоге проиграла самой себе из-за того, что общество раскололось в 1917 году. Сейчас наше общество достаточно консолидировано, а у Киева колоссальные экономические трудности. Поэтому есть шанс, что СВО получится закончить на условиях России в 2024-м, когда расколется украинское общество.
Киев не получит дорогостоящее лазерное оружие DragonFire. Сообщение министра обороны Великобритании о возможных его поставках — «палка для украинских СМИ», которую они будут «мусолить», отметил в комментарии для радиостанции «Говорит Москва» руководитель Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов. Оно есть только у разработчика в виде каких-то отдельных прототипов. Правильно сказали, что в ближайшие годы этого не произойдёт: 27-28-й год.
Все понимают, даже на Западе, что до 27-го года никакая Украина воевать с Россией не будет. Этот вопрос с Украиной будет решён гораздо раньше. И спецоперация закончится значительно раньше, чем через три-четыре года.
А решением третьего, идеологического, фактора стал обмен военнопленными.
Все три условия не могут оказаться применимы к военным действиям на Украине. Из-за отсутствия предпосылок для заморозки конфликта и подвижек к переговорам, более вероятен новый цикл эскалации военных действий. Сергей Шойгу, Владимир Путин. Урок Корейской войны должен показать, что выгодно начать переговоры, даже если вероятность договориться пока мала.
Тактика «война и переговоры» потребовала двух лет для остановки конфликта в Азии.
Но не стоит думать, что это заявление точно сбудется. По поводу того, может ли Израиль применить ядерное оружие, то я не вижу, как это может случиться, если только при открытом столкновении с Ираном, но иранские власти уже заявили о своей непричастности.
Я не думаю, что этот конфликт приведет к ядерной войне, — уверен Александр Каргин. Нет признаков, — отметил Андрей Чупрыгин. Но Израиль не применит ядерное оружие.
Это совершенно очевидно. Но у нее будут последствия определенные, которые пока еще просчитать невозможно, потому что мы не знаем, какой будет реакция окружающих. Директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович рассмотрел возможность начала мирового конфликта с экономической точки зрения.
По его словам, понятие «мировой войны» больше свойственно для XX века, сейчас же люди стараются свести дело к мирным переговорам. Сами конфликты же в основном локальные и краткосрочные, в отличие от многолетних мировых войн с многомиллионными армиями. Впрочем, по словам эксперта, мировые войны могут отражаться на экономике и позитивно: — Например, знаменитая Великая депрессия в 30-х годах в США — американцы вышли из нее во многом благодаря началу Второй мировой войны.
Увеличились оборонные заказы, поднялась занятость, объём ВВП поднялся. Но от этого толку для людей было не очень много, единственное — у всех была работа. Война иногда приносит пользу с точки зрения роста объема производства.
Но рост базируется не на производстве мебели, игрушек, сельхозпродуктов, а на производстве оборонном. Оборонный сектор заводит всю экономику, и резко увеличивается занятость. Георгий Остапкович обратил внимание на то, что очаговые локальные конфликты миру допускать не стоит даже несмотря на то, что они не носят глобального масштаба.
Если он будет во многих точках, то однажды достигнет своего предела, и этот объём локальных конфликтов может повлиять на мировую экономику отрицательно. Просто разные страны находятся в разных стадиях развития.
Закончится ли СВО в 2024 году и ждать ли мобилизации? Отвечаем на главные вопросы по конфликту
Юрий Подоляка от 28.04.2024 Война на Украине, последние новости на сегодня с фронта. Войны длятся годами, и эта война будет длиться годами. Украинская провидица ЭVA тоже пообщалась со звёздами — новости из астрального мира для националистов плохие. Наши военные освобождают всё больше территорий, а в стане противника царят достаточно пессимистичные настроения. Знаменитый эрудит, депутат Госдумы Анатолий Вассерман предрекает: война в Израиле закончится в течение ближайших двух-трех недель. А еще Вассерман уверен: уже совсем скоро киевскому режиму придет конец.
Эта «странная война»: каким будет конец СВО?
А в конце декабря, когда финансирование иссякнет, российские войска смогут подготовить финальный этап СВО, пишет китайская Sohu. Die Welt опубликовала документ, который в 2022 году мог положить конец войне в Украине. «Хаосу придет конец»: в ФРГ назвали сроки завершения конфликта на Украине.